Рабочая программа по геометрии для 7 класса (УМК Л. С. Атанасяна)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ГЕОМЕТРИЯ»
7 КЛАСС (ФГОС)
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Геометрия» для 7 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
-Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.13. 2012 года № 273 – ФЗ);
-Приказа Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);
-Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
-Письма Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
-Устава школы, утвержденного Постановлением Администрации Верхнемамонского муниципального района;
-Учебного плана основного общего образования МКОУ «Нижнемамонская ООШ» на 2017-2018 учебный год;
Программа рассчитана на 2 ч в неделю(всего 70 часов).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА «Геометрия» 7 класс
Геометрия– один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.
УМК
1.Учебник « Геометрия: 7 – 9 кл.» / Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцев и др. – М.: Просвещение, 2016-2017
2.Поурочное планирование Геометрия 7 класс по учебнику Л.С. Атанясяна .Автор-составитель Г.Ю. Ковтун.- Волгоград: Учитель ,2016
Электронно методические комплекты:
1. Интернет-портал Всероссийской олимпиады школьников. – : http://www.rusolymp.ru
2. Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по математике. – : http://www.eidos.ru/olymp/mathem/index.htm
3. Информационно-поисковая система «Задачи». – : http://zadachi.mccme.ru/easy
4. Задачи: информационно-поисковая система задач по математике. : http://zadachi.mccme.ru
5. Конкурсные задачи по математике: справочник и методы решения –: http://mschool.kubsu.ru/cdo/shabitur/kniga/tit.htm
6. Материалы (полные тексты) свободно распространяемых книг по математике. : http://www.mccme.ru/free-books
Технические средства обучения
ноутбук
мультимедиапроектор
II.Планируемые результаты обучения предмета
Личностные:
1. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;
2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
3. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
4. Умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
5. Критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
6. Креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
7. Умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
8. Способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
Метапредметные:
1. Умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
2. Умение осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного
внимания и вносить необходимые коррективы;
3. Умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
4. Осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
5. Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
6. Умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
7. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
8. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
9. Формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
10. Умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
11. Умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
12. Умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
13. Умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
14. Умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
15. Понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
16. Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
17. Умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
Предметные:
1).Овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях ( число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
2) умение работать с геометрическим текстом( анализировать , извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
3) овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
4) овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развития пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
5) усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне — о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
6) умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для вычисления периметров, площадей и объемов геометрических фигур;
7) умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из сложных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
III. Содержание учебного предмета «геометрия»
1. Начальные геометрические сведения 10ч
Объяснять, что такое отрезок, луч, угол, какие фигуры называются равными, как сравниваются и измеряются отрезки и углы, что такое градус и градусная мера угла, какой угол называется прямым, тупым, острым, развёрнутым, что такое середина отрезка и биссектриса угла, какие углы называются смежными и какие вертикальными; формулировать и обосновывать утверждения о свойствах смежных и вертикальных углов; объяснять, какие прямые называются перпендикулярными; формулировать и обосновывать утверждение о свойстве двух прямых, перпендикулярных к третьей; изображать и распознавать указанные простейшие фигуры на чертежах; решать задачи, связанные с этими простейшими фигурами
2. Треугольник 18 ч.
Объяснять, какая фигура называется треугольником, что такое вершины, стороны, углы и периметр треугольника, какой треугольник называется равнобедренным и какой равносторонним, какие треугольники называются равными; изображать и распознавать на чертежах треугольники и их элементы; формулировать и доказывать теоремы о признаках равенства треугольников; объяснять, что называется перпендикуляром, проведённым из данной точки к данной прямой; формулировать и доказывать теорему о перпендикуляре к прямой; объяснять, какие отрезки называются медианой, биссектрисой и высотой треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах равнобедренного треугольника; решать задачи, связанные с признаками равенства треугольников и свойствами равнобедренного треугольника; 'формулировать определение окружности; объяснять, что такое центр, радиус, хорда и диаметр окружности; решать простейшие задачи на построение (построение угла, равного данному, построение биссектрисы угла, построение перпендикулярных прямых, построение середины отрезка) и более сложные задачи, использующие указанные простейшие; сопоставлять полученный результат с условием задачи; анализировать возможные случаи.
3. Параллельные прямые 11 ч.
Формулировать определение параллельных прямых; объяснять с помощью рисунка, какие углы, образованные при пересечении двух прямых секущей, называются накрест лежащими, какие односторонними и какие соответственными; формулировать и доказывать теоремы, выражающие признаки параллельности двух прямых; объяснять, что такое аксиомы геометрии и какие аксиомы уже использовались ранее; формулировать аксиому параллельных прямых и выводить следствия из неё; формулировать и доказывать теоремы о свойствах параллельных прямых, обратные теоремам о признаках параллельности, связанных с накрест лежащими, соответственными и односторонними углами, в связи с этим объяснять, что такое условие и заключение теоремы, какая теорема называется обратной по отношению к данной теореме; объяснять, в чём заключается метод доказательства от противного: формулировать и доказывать теоремы об углах с соответственно параллельными и перпендикулярными сторонами; приводить примеры использования этого метода; решать задачи на вычисление, доказательство и построение, связанные с параллельными прямыми
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника 21ч.
Формулировать и доказывать теорему о сумме углов треугольника и её следствие о внешнем угле треугольника, проводить классификацию треугольников по углам; формулировать и доказывать теорему о соотношениях между сторонами и углами треугольника (прямое и обратное утверждения) и следствия из неё, теорему о неравенстве треугольника; формулировать и доказывать теоремы о свойствах прямоугольных треугольников (прямоугольный треугольник с углом 30°, признаки равенства прямоугольных треугольников); формулировать определения расстояния от точки до прямой, расстояния между параллельными прямыми; решать задачи на вычисления, доказательство и построение, связанные с соотношениями между сторонами и углами треугольника и расстоянием между параллельными прямыми, при необходимости проводить по ходу решения дополнительные построения, сопоставлять полученный результат с условием задачи, в задачах на построение исследовать возможные случаи.
Повторение 10 ч.
Повторить и обобщить изученный материал.
IV.Тематическое планирование
7 класс 70 ч. | |||
№ | Содержание учебного материала | Количество часов | Контрольные работы |
1 | Начальные геометрические сведения | 10 | Контрольная работа №1 по теме «Основные свойства простейших геометрических фигур. Смежные и вертикальные углы» |
2 | Треугольники | 18 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» |
3 | Параллельные прямые | 11 | Контрольная работа №3 по теме «Параллельные прямые» |
4 | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 21 | Контрольная работа №4 по теме «Сумма углов треугольника. Соотношение между сторонами и углами треугольника» . Контрольная работа №5 по теме «Прямоугольный треугольник. Построение треугольника по трем элементам» |
5 | Повторение | 10 | Итоговая контрольная работа №6. Административная контрольная работа |
| итого | 70 | 7 |
Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс (см.приложение)
Приложение
Календарно-тематическое планирование по геометрии 7 класс
2 часа в неделю, всего 70 часов
№ урока | Тема урока | Домашнее задание | Дата проведения | |
план | факт | |||
1 | Прямая и отрезок | п.1,2 ответить на вопр.1-6 №4,6,7. | 05.09 | |
2 | Луч и угол | п.3,4 отв. на вопр.4-6 №12-13 | 07.09 | |
3 | Сравнение отрезков и углов | п.5-6. Вопр 7-11 №18,23 | 12.09 | |
4 | Измерение отрезков | п.7-8 вопр 12-13,№24,25, 28, 33, 36 | 14.09 | |
5 | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | №35,37,39 | 19.09 | |
6 | Измерение углов | п.8-9, вопр.14-16 №49,50,52 | 21.09 | |
7 | Смежные и вертикальные углы | п.11-13 вопр.17-21 №56, 61 аб,66 в,68 | 26.09 | |
8 | Перпендикулярные прямые | №66,68 | 28.09 | |
9 | Решение задач | №74,75,80,82 | 03.10 | |
10 | Контрольная работа №1 по теме «Начальные геометрические сведения | Повторить параграф 1-6 | 05.10 | |
11 | Треугольник | п.14. Вопр.1-2, №156,89(а) | 10.10 | |
12 | Первый признак равенства треугольников | №93,92,95 | 12.10 | |
13 | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | №97,160 а. | 17.10 | |
14 | Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника | п.16-17,вопр.5-9 №100 | 19.10 | |
15 | Свойства равнобедренного треугольника | п.18,вопр10-12 №104,107,117 | 24.10 | |
16 | Свойства равнобедренного треугольника | №114,118,120 б | 26.10 | |
17 | Второй признак равенства треугольников | п.19 №124,125,128 | 31.10 | |
18 | Второй признак равенства треугольников | №129,132, 134 | 02.11 | |
19 | Третий признак равенства треугольников | п.15-19,п.20 изучить №134,136,137 | 14.11 | |
20 | Решение задач | Повторить п.16-20 №140,172 | 16.11 | |
21 | Задачи на построение. Окружность | п.21 вопр.16 №145,162 | 21.11 | |
22 | Задачи на построение. Деление отрезка пополам. Построение угла равного данному | п.17-21 №149,154,повтор. П 11-21 | 23.11 | |
23 | Задачи на построение. Построение биссектрисы угла | Написать эссе на тему «Для чего мне нужно строить...» | 28.11 | |
24 | Решение задач по теме «Треугольники» | Повторить п.15-20 №158,166 | 30.11 | |
25 | Решение задач на построение | Повторитьп.15-23 №170,171 | 05.12 | |
26 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | №180,182,184 | 07.12 | |
27 | Контрольная работа №2 по теме «Треугольники» | Повторить п.2-21 | 12.12 | |
28 | Работа над ошибками | Решить оставшиеся задачи | 14.12 | |
29 | Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых | п.24-25 №186,188 | 19.12 | |
30 | Признаки параллельности двух прямых | п.24-26, вопр.1-6, №193,194 | | |
31 | Решение задач на применение признаков параллельности прямых | Повторить п.24-26 №214,216 | | |
32 | Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельности прямых | п.27-28, вопр.7-11 №217,199 | | |
33 | Свойства параллельных прямых | Изучить п.29,повтор.п.15-28,вопр.1-15 №202,212 | | |
34 | Свойства параллельных прямых. Решение задач | Повтор.п.24-29, вопр.1-15 №206,208,211 | | |
35 | Решение задач по теме « Параллельность прямых» | №207 | | |
36 | Решение задач на свойства параллельных прямых | п.24-29 | | |
37 | Решение задач . Обобщение | Решить задачи на карточках | | |
38 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | Повторить теоретический материал. Подготовиться к контрольной работе | | |
39 | Контрольная работа №3по теме «Параллельные прямые» | Повторить п. 5-29 | | |
40 | Сумма углов треугольника | п.30-31, вопр.1-5№223 в, 228 б, 230 | | |
41 | Внешний угол треугольника. Теорема о внешнем угле треугольника | п.30-31, вопр. 1-5 №233,235 | | |
42 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника | п.33 вопр.6-8 №239,241 | | |
43 | Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Решение задач. | №244,245 | | |
44 | Неравенство треугольника | п.30-34, вопр.109 №242,250 бв. | | |
45 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | Повторить п.17-34, №244,252,297 | | |
46 | Контрольная работа №4 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника.» | Повторить название сторон прямоугольного треугольника | | |
47 | Анализ ошибок контрольной работы | Решить дополнительные задачи | | |
48 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников | п.30-35, вопр.1-9 №242,250 б,в. | | |
49 | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Решение задач | Задачи на карточке | | |
50 | Признаки равенства прямоугольных треугольников | п.36, вопр. 12-13 №262,264 | | |
51 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | Повторить п.30-36 №258,265 | | |
52 | Решение задач по теме «Прямоугольный треугольник» | Повторить п.15-36 №266,297 | | |
53 | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми | п.38, вопр. 14-18№ 272, 283 | | |
54 | Построение треугольника по трем элементам | п.39(1и2) №274,285 | | |
55 | Решение задач. Задачи на построение | п.38-39, вопр. 14-20 №273,287, 288,291(а,б,г),293 | | |
56 | Решение задач. Задачи на построение | №294,295 | | |
57 | Решение задач. Задачи на построение | №314,317 | | |
58 | Решение задач. Подготовка к контрольной работе | Решить задачи которые не успели в классе | | |
59 | Контрольная работа №5 по теме «Соотношения между сторонами и углами треугольника.» | Повторить п. 1-14 | | |
60 | Анализ ошибок контрольной работы | Повторить гл.1 вопр. 1-21 | | |
61 | Повторение. Начальные геометрические сведения | Написать сочинение на тему «Зачем нужно знать геометрию» | | |
62 | Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | Повторить главу 3, вопр. 1-15, решить оставшиеся задачи. | | |
63 | Повторение. Признаки равенства треугольников. Равнобедренный треугольник | Решить тест | | |
64 | Повторение. Параллельные прямые | Повторить гл.4, вопр 1-18, записать полное решение задач 1-18 | | |
65 | Повторение. Параллельные прямые | Задачи на карточке | | |
66 | Повторение. Соотношения между сторонами и углами треугольника. | №335 | | |
67 | Административная контрольная работа | Прочитать тему «Задачи на построение» | | |
68 | Обобщение курса геометрии | №352,356,361 | | |
69 | Итоговый контрольный тест | Отобрать задачи вызвавшие наибольшее затруднение | | |
70 | Итоговый контрольный тест | | |