Рабочая программа по геометрии в 7 классе (УМК Л. С. Атанасяна)
Казенное специальное учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение Воронежской области «Аннинская специальная общеобразовательная школа»
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей Протокол от « 21» октября 2020 г № 1 | Принята на заседании педагогического совета Протокол от «20» октября 2020 г № 1 | Утверждаю: директор _______ М.А. Порокина приказ от 20.10.2020 № 93 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по геометрии
для 7 класса
на 2020-2021 учебный год
срок реализации программы – 1 год
(ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ)
Составитель:
учитель математики
Гурова А.В.
п.г.т. Анна
2020г.
Количество часов по учебному плану: 7 класс—70 часов в год;
в неделю -2 ч.
Содержание учебного предмета:
Цели учебного предмета:
формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей.
Задачи учебного предмета:
- расширить и углубить знания о геометрических фигурах (точка, прямая, плоскость, луч, отрезок, угол);
- познакомить с понятиями смежных и вертикальных углов, рассмотреть их свойства, научить их строить; сформировать навыки решения задач на использование определений и свойств смежных и вертикальных углов;
- ввести понятие перпендикуляра к прямой, медианы, биссектрисы и высоты треугольника; познакомить с теоремой о перпендикуляре; научить строить медианы, биссектрисы и высоты треугольника;
- ввести понятие равных треугольников, теоремы и доказательства теоремы; познакомить с признаками равенства треугольников; научить решать задачи на применение признаков равенства треугольников;
- ввести понятия равнобедренного и равностороннего треугольников; рассмотреть свойства равнобедренного треугольника и показать их применение при решении задач;
-ввести понятие накрест лежащих, односторонних и соответственных углов, познакомить с признаками параллельности прямых и их свойствами; научить решать задачи на признаки и свойства параллельности прямых;
-познакомить с практическими способами построения прямых и научить применять их на практике;
-ввести понятие аксиомы; рассмотреть аксиому параллельных прямых и ее следствие; научить решать задачи на применение аксиомы;
Нормативно-правовая база:
Данная рабочая программа
составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, представленных в ФГОС ООО второго поколения
примерной программы основного общего образования по математике: Математика. 5 – 9 классы. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 64с. – (Стандарты второго поколения);
_ разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1879» (зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016, регистрационный № 40937);
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 №03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.11.2011 №МД1552/03 «Рекомендации по оснащению общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием, необходимым для реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, организации проектной деятельности, моделирования и технического творчества обучающихся»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 189 от 29.12.2010 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993) с изменениями на 24 ноября 2015 г;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014г. № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.02.2016 № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Устава КОУ ВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа»;
Образовательной программы КОУ ВО «Аннинская специальная общеобразовательная школа» на 2020- 2021 г .г.
реализуется с помощью учебника Геометрия 7 – 9 классы: учебник для общеобразовательных организаций (Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и другие). Москва: Просвещение, 2017г.
3. Разделы, темы учебного предмета:
1.Начальные геометрические сведения
Точки, прямые, отрезки. Провешивание прямой на местности. Луч. Угол. Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов. Длина отрезка. Единицы измерения. Измерительные инструменты. Градусная мера угла. Измерение углов на местности. Смежные и вертикальные. Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности.
2.Треугольники
Треугольник. Первый признак равенства треугольников. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. Свойства равнобедренного треугольника. Второй признак равенства треугольников. Третий признак равенства треугольников. Задачи на построение.
3. Параллельные прямые
Определение параллельности прямых. Признаки параллельности двух прямых. Практические способы построения параллельных прямых. Об аксиомах геометрии. Аксиома параллельных прямых. Теоремы об углах, образованных двумя параллельными прямыми и секущей.
4. Соотношения между сторонами и углами треугольника
Теорема о сумме углов треугольника. Остроугольный, прямоугольный и тупоугольный треугольники. Теорема о соотношениях между сторонами и углами треугольника. Неравенство треугольника. Некоторые свойства прямоугольных треугольников. Признаки равенства прямоугольных треугольников. Уголковый отражатель. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Построение треугольника по трем элементам.
4. Планируемые результаты:
Программа обеспечивает достижения следующих результатов:
Метапредметные результаты
Обучающийся научится:
коммуникативные УУД
поддерживать инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;
воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения;
обмениваться знаниями между одноклассниками для принятия эффективных совместных решений;
определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;
управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего результата);
развивать умение точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии;
с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
познавательные УУД:
сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства;
выделять общее и частное, целое и часть, общее и различное в изучаемых объектах; классифицировать объекты;
выполнять учебные задачи, не имеющие однозначного решения; ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
владеть общим приемом решения учебных задач;
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий;
уметь выделять существенную информацию из текстов;
уметь устанавливать причинно-следственные связи;
регулятивные УУД:
осознавать самого себя, как движущую силу своего научения, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию – выбору в ситуации мотивационного конфликта, к преодолению препятствий;
определять новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности;
оценивать уровень владения учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею»);
определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план последовательности действий;
формировать постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
определять целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий);
самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности;
вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
прогнозировать результат и уровень усвоения;
корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения;
проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества;
проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды сотрудничества.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
осуществлять контроль по результату и по способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
уметь устанавливать причинно-следственные связи; строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;
уметь создавать, применять и преобразовывать знаково- символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
учебным и общепользовательским компетентностностям в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);
первоначальных представлений об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
коммуникативные компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
умения ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
критичности мышления, умения распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативности мышления, инициативы, находчивости, активности при решении алгебраических задач;
умения контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Использовать при решении математических задач, их обосновании и проверке найденного решения знание о: -основных геометрических понятиях: точка, прямая, плоскость, луч, отрезок; -угле, биссектрисе угла, смежных углах; -свойстве смежных углов; -свойстве вертикальных углов; -биссектрисе угла и серединном перпендикуляре к отрезку как геометрических местах точек; -параллельных прямых; признаках и свойствах параллельных прямых; -основных чертёжных инструментах и выполняемых с их помощью построениях; -равенстве геометрических фигур; - признаках равенства треугольников;
Обучающийся получит возможность научиться:
– применять свойства смежных и вертикальных углов при решении задач;
– находить в конкретных ситуациях равные треугольники и доказывать их равенство;
- устанавливать параллельность прямых и применять свойства параллельных прямых;
– применять теорему о сумме углов треугольника
– выполнять основные геометрические построения;
– находить решения жизненных задач, в которых используются математические средства;
– создавать продукт (результат проектной деятельности), для изучения и описания которого используются математические средства.
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
Тематическое планирование по геометрии
№ | ТЕМА | Кол-во часов | Контрольные работы | Зачеты |
1. | Начальные геометрические сведения. | 11 | 1 | - |
2. | Треугольники | 19 | 1 | 1 |
3. | Параллельные прямые | 12 | 1 | 1 |
4. | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 19 | 2 | - |
5. | Повторение. | 9 | 1 | - |
| Итого: | 70 | 6 | 2 |
Календарно – тематическое планирование по геометрии
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Виды и формы урока | |
план. | факт. | |||
Начальные геометрические сведения (11ч.) | ||||
01.09 | | Точки, прямые, отрезки. Провешивание прямой на местности, | | |
03.09 | | Луч. Угол | | |
08.09 | | Равенство геометрических фигур. Сравнение отрезков и углов | | |
10.09 | | Длина отрезка | | |
15.09 | | Решение задач по теме «Измерение отрезков» | | |
17.09 | | Градусная мера угла. Измерение углов на местности | | |
22.09 | | Смежные и вертикальные углы | | |
24.09 | | Перпендикулярные прямые. Построение прямых углов на местности. | | |
29.09 | | Решение задач. | | |
01.10 | | Контрольная работа «Начальные геометрические сведения» | | |
06.10 | | Анализ ошибок контрольной работы. Работа над ошибками. | | |
Треугольники (19 ч.) | ||||
08.10 | | Треугольник. | | |
13.10 | | Первый признак равенства треугольников. | | |
15.10 | | Решение задач на применение первого признака равенства треугольников. | | |
20.10 | | Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | | |
22.10 | | Перпендикуляр к прямой. Медианы, биссектрисы и высоты треугольника. | | |
27.10 | | Свойства равнобедренного треугольника. | | |
29.10 | | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник». | | |
| | Решение задач по теме «Равнобедренный треугольник». | | |
| | Второй признак равенства треугольников. | | |
| | Решение задач на применение второго признака равенства треугольников. | | |
| | Третий признак равенства треугольников. | | |
| | Решение задач на применение признаков равенства треугольников. | | |
| | Окружность. | | |
| | Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение. | | |
| | Построение циркулем и линейкой. Примеры задач на построение. | | |
| | Решение задач на построение. Решение задач. | | |
| | Решение задач на построение. Решение задач. | | |
| | Контрольная работа «Треугольники» | | |
| | Анализ ошибок контрольной работы. Работа над ошибками. | | |
Параллельные прямые (12ч.) | ||||
| | Определение параллельных прямых. Признаки параллельности двух прямых. | | |
| | Признаки параллельности двух прямых. | | |
| | Признаки параллельности двух прямых. | | |
| | Практические способы построения параллельных прямых. Решение задач | | |
| | Аксиома параллельных прямых. | | |
| | Свойства параллельных прямых. | | |
| | Свойства параллельных прямых. | | |
| | Свойства параллельных прямых. | | |
| | Решение задач по теме: «Параллельные прямые». | | |
| | Решение задач по теме: «Параллельные прямые». | | |
| | Контрольная работа по теме: «Параллельные прямые» | | |
| | Анализ ошибок контрольной работы. Работа над ошибками | | |
Соотношения между сторонами и углами треугольника (19ч.) | ||||
| | Сумма углов треугольника. | | |
| | Сумма углов треугольника. | | |
| | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | | |
| | Соотношения между сторонами и углами треугольника. | | |
| | Неравенство треугольника. | | |
| | Неравенство треугольника. | | |
| | Контрольная работа по теме: «Сумма углов треугольника». | | |
| | Анализ ошибок контрольной работы. Работа над ошибками | | |
| | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | | |
| | Некоторые свойства прямоугольных треугольников. | | |
| | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | | |
| | Признаки равенства прямоугольных треугольников. | | |
| | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | | |
| | Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. | | |
| | Построение треугольника по трем элементам. | | |
| | Построение треугольника по трем элементам. | | |
| | Построение треугольника по трем элементам. | | |
| | Контрольная работа по теме: «Прямоугольный треугольник». | | |
| | Анализ ошибок контрольной работы. Работа над ошибками | | |
Повторение (9ч.) | ||||
| | Измерение отрезков и углов. Перпендикулярные прямые. | | |
| | Измерение отрезков и углов. Перпендикулярные прямые. Решение задач. | | |
| | Треугольники. | | |
| | Решение задач по теме: «Треугольники». | | |
| | Параллельные прямые. | | |
| | Параллельные прямые. Решение задач. | | |
| | Задачи на построение. | | |
| | Задачи на построение. | | |
| | Итоговое занятие. | |
Лист корректировки рабочей программы
Учеб-ная чет-верть | Название раздела, темы | Дата проведе-ния по плану | Причина корректировки | Дата проведе-ния по факту | Корректирующие мероприятия |
| | | | | |
|
| | | | |
| | | | | |
| | | | | |