Рабочая программа по истории (10 класс, УМК: А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов)
10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования по истории и «Примерной программы качества подготовки выпускников средней школы по истории», авторы Алексашкина Л. Н., Данилов А. А.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
– Сахаров, А. Н. История России с древнейших времен до конца XVI века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Ч. 1 / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов. – М.: Русское слово, 2011;
– Сахаров, А. Н. История России. XVII–XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Ч. 2 / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов. – М.: Русское слово, 2011;
дополнительных пособий для учителя:
– Серов, Б. Н. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века / Б. Н. Серов, А. Р. Лагно. – М.: ВАКО, 2007;
– Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе / Е. Н. Захарова. – М.: Владос, 2001;
– Кочетов, Н. С. История России с древнейших времен до конца XVII века: поурочные планы. 10 класс / Н. С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2007;
– Кочетов, Н. С. История России XVIII–XIX веков: поурочные планы. 10 класс / Н. С. Кочетов. – Волгоград: Учитель, 2007.
Усвоение материала на творческом уровне осуществляется за счет выделения часов на семинарские занятия, на которых анализируются первоисточники, идет работа со статистическими документами, схемами, таблицами, а также на повторительно-обобщающие уроки выносится ряд дискуссий, затрагивающих наиболее спорные вопросы отечественной и зарубежной истории, тем самым формируется свой взгляд на изучаемые события. Домашние задания альтернативны и сориентированы на различный уровень подготовки учащихся.
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: диск «Романовы», электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия. Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса должны знать/понимать:
● факты, явления, процессы, понятия, характеризующие целостность исторического процесса;
● особенности исторического, социологического, политологического, культурологического анализа событий, явлений, процессов прошлого;
● взаимосвязь и особенности истории России и мира;
● периодизацию отечественной и всемирной истории;
● современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
● особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Должны уметь:
● проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа;
● критически анализировать источник исторической информации;
● систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса;
● анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема);
● формировать собственный алгоритм решения историко-познавательных задач;
● участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
● для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни;
● использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
● соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически сложившимися формами социального поведения;
● осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Владеть компетенциями: информационной, коммуникативной, рефлексивной, познавательной.
Учебно-тематический план.
№ п/п |
Наименование раздела |
Количество часов |
1 |
Русь изначальная. |
6 |
2 |
Расцвет Руси. XI – первая треть XII века. |
3 |
3 |
Политическая раздробленность Руси. |
2 |
4 |
Борьба Руси за независимость в XI – начале XIV века. |
3 |
5 |
Образование русского централизованного государства. |
9 |
6 |
Смутное время. |
4 |
7 |
Новые черты старой России |
7 |
8 |
Россия в конце XVII- XVIII в. |
34 |
Итого |
68 |
Оставляю за собой право на корректировку календарно - тематического планирования с учетом индивидуальных особенностей учащихся и учебного процесса.
№п/п |
Раздел. Тема урока. |
Кол-во часов |
Домашнее задание |
Дата |
Корректировка |
||
По плану |
Факт |
Причина |
Способ |
||||
Глава 1. Русь изначальная. |
6 |
||||||
1 |
Введение. |
с.3-4 |
|||||
2 |
Индоевропейцы. Исторические корни славян. |
1 |
§1, вопр. |
||||
3 |
Восточные славяне в VIII-IX веках. |
1 |
§2, вопр. |
||||
4 |
Возникновение государства Русь. Первые русские князья. |
1 |
§ 3, вопр. |
||||
5 |
Правление Святослава. |
1 |
§4, вопр. |
||||
6 |
Древнерусское государство при Владимире. |
1 |
§5, вопр. |
||||
Глава 2. Расцвет Руси. XI – первая треть XII века. |
3 |
||||||
7 |
Правление Ярослава Мудрого. |
1 |
§6, вопр. |
||||
8 |
Развитие феодальных отношений. Русь при Ярославичах. |
1 |
§7, вопр. |
||||
9 |
Русь при внуках Ярослава Мудрого. Владимир Мономах. |
1 |
§8, вопр. |
||||
Глава 3. Политическая раздробленность Руси. |
2 |
||||||
10 |
Политическая раздробленность Руси. |
1 |
§9- 10, вопр. |
||||
11 |
Культура Руси X– начала XIII веков. Зарождение русской цивилизации. |
1 |
§11, вопр. |
||||
Глава 4. Борьба Руси за независимость в XI – начале XIV века. |
3 |
||||||
12 |
Монголо-татарское нашествие на Русь. |
1 |
§12, вопр. |
||||
13 |
Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского. |
1 |
§13,вопр. |
||||
14 |
Возвышение новых русских центров и начало собирания земель вокруг Москвы. |
1 |
§ 14, вопр. |
||||
Глава 5. Образование русского централизованного государства. |
9 |
||||||
15 |
Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского. |
1 |
§ 15, вопр. |
||||
16 |
Междоусобная война на Руси. |
1 |
§ 16, вопр. |
||||
17 |
Образование русского централизованного государства |
1 |
§ 17, вопр. |
||||
18 |
Образование русского централизованного государства |
1 |
§ 18, вопр. |
||||
19 |
Социально- экономическое развитие Московской Руси в XVI в. |
1 |
§19, вопр. |
||||
20 |
Приход к власти Ивана IV. Реформы 1550- х гг. |
1 |
§20, вопр. |
||||
21 |
Внешняя политика Ивана IV |
1 |
§ 21, вопр. |
||||
22 |
Опричнина. Последние годы Грозного царя. |
1 |
§ 22, вопр. |
||||
23 |
Культура и быт в XIV- XV вв. |
1 |
§ 23- 24, вопр. |
||||
Глава 6. Смутное время |
4 |
||||||
24 |
Начало Смуты. |
1 |
§25, вопр. |
||||
25 |
Кризис общества и государства |
1 |
§26, вопр. |
||||
26 |
Спасители Отечества. |
1 |
§25,вопр. |
||||
27 |
Спасители Отечества. Конец Смуты. |
1 |
§25,вопр. |
||||
Глава 7. Новые черты старой России. |
7 |
||||||
28 |
Россия после Смуты. Царствование Михаила Романова. |
1 |
§28, вопр. |
||||
29 |
Внешняя и внутренняя политика царя Алексея Михайловича |
1 |
§29, вопр. |
||||
30 |
«Бунташный век» |
1 |
§30, вопр. |
||||
31 |
Экономическое и общественное развитие России в XVII в. |
1 |
§31, вопр. |
||||
32 |
Народы России в XVII в. Присоединение и освоение Сибири и Дальнего Востока |
1 |
§32, вопр. |
||||
33 |
Россия накануне преобразований |
1 |
§33, вопр. |
||||
34 |
Культура и быт России в XVII в. |
1 |
§34, вопр. |
||||
Раздел 2. Россия в конце XVII- XVIII в. |
34 |
||||||
35 |
Начало славных дел Петра |
1 |
§41, вопр. |
||||
36 |
Эпоха Петра Великого. Северная война и преобразования |
1 |
§42, вопр. |
||||
37 |
Продолжение Северной войны. Реформы Петра Великого. |
1 |
§43- 44, вопр. |
||||
38 |
Окончание Северной войны. Конец правления Петра Великого. Личность Петра Великого. |
§ 45, вопр. |
|||||
39 |
Эпоха дворцовых переворотов. Семилетняя война. |
1 |
§46, вопр. |
||||
40 |
«Золотой век» Екатерины II. |
1 |
§47, вопр. |
||||
41 |
Внешняя политика России во второй половине XVIII в. Великие русские полководцы и флотоводцы. |
1 |
§48- 49,вопр. |
||||
42 |
Русская церковь в XVIII в. |
1 |
§50,вопр. |
||||
43 |
Хозяйственное развитие России в XVIII в. Сословия и социальные группы. Народы России. |
1 |
§51,вопр. |
||||
44 |
От Булавина до Пугачева |
1 |
§52, вопр. |
||||
45 |
Культура, духовная жизнь и быт в XVIII в. |
1 |
§53- 54, вопр. |
||||
46 |
Россия в начале XIX века. |
1 |
§55, вопр. |
||||
47 |
Короткое царствование Павла I. Начало царствования Александра I. |
1 |
§56, вопр. |
||||
48 |
Начало Отечественной войны 1812 г. |
1 |
§57, вопр. |
||||
49 |
Завершение Отечественной войны 1812 г. Освободительный поход русской армии. |
1 |
§58, вопр. |
||||
50 |
Внутренняя политика Александра I после Отечественной войны. Выступление декабристов. |
1 |
§59,вопр. |
||||
51 |
Начало правление Николая I. Попытки укрепить империю. |
1 |
§60- 61, вопр. |
||||
52 |
Общественная жизнь России при Николае I. |
1 |
§62, вопр. |
||||
53 |
Крымская война |
1 |
§63,вопр. |
||||
54 |
Образование и наука в первой половине XIX в. |
1 |
§64, вопр. |
||||
55 |
Золотой век русской культуры |
1 |
§65- 66, вопр. |
||||
56 |
Русская православная церковь в первой половине XIX в. |
1 |
§ 67, вопр. |
||||
57 |
Накануне отмены крепостного права. Отмена крепостного права. Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. |
1 |
§68- 70, вопр. |
||||
58 |
Государственные преобразования 60- 70- х гг. XIX в. |
1 |
§ 71, вопр. |
||||
59 |
Внешняя политика России в 60- 70 гг. XIX в. Русско- турецкая война 1877- 1878 гг. |
1 |
§ 72- 73, вопр. |
||||
60 |
Промышленность и транспорт в пореформенной России. Сельское хозяйство после отмены крепостного права |
1 |
§74- 75, вопр. |
||||
61 |
Общественные движения в 60- 70 гг. XIX в. |
1 |
§76, вопр. |
||||
62 |
Внутреннее положение России после русско- турецкой войны 1877- 1878 гг. |
1 |
§ 77, вопр. |
||||
63 |
Россия в конце XIX в. Промышленный подъем 90- х гг. XIX в. Достижения и просчеты. |
1 |
§ 78- 79, вопр. |
||||
64 |
Россия в первые годы правления Николая II |
1 |
§ 80, вопр. |
||||
65 |
Образование и наука во второй половине XIX в. |
1 |
§ 81, вопр. |
||||
66 |
Архитектура, скульптура и живопись. Театр, музыка, печать и книгоиздательское дело. |
1 |
§ 82- 83, вопр. |
||||
67 |
Русская православная церковь во второй половине XIX в. |
§ 84, вопр. |
|||||
68 |
Итоговое повторение. |