12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Дралова Наталья Александровна84 Россия, Тверская обл., Лихославль Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно - тематическое планирование «Литературное чтение», 4 класс
Календарно – тематическое планирование учебного материала:
УМК по литературному чтению Н. А. Чураковой.
4 класс (102 часа)
№ п/п | Тема урока | Домашнее задание | Дата |
Глава 1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире. | |||
| Знакомство с учебником. Вводный урок. | ||
| Земной и волшебный мир в волшебных сказках. | Прочитать волшебную сказку и подготовить ее пересказ | |
| Земной и волшебный мир в волшебных сказках. | Нарисовать Мировое древо | |
| Персей. Древнегреческое сказание | Нарисовать иллюстрацию | |
| Персей. Древнегреческое сказание. | Пересказ | |
| Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трехчастной композиции. | Задания по учебнику с. 23 | |
| Древние представления о животных – прародителях, знакомство с понятием «тотем» | Сообщение о тотемных животных разных народов | |
| Особенности героя волшебной сказки | Характеристики героев «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» | |
| Русская народная сказка «Сивка – Бурка» | Подготовить вопросы для викторины | |
| Русская народная сказка «Сивка – Бурка». | Сочинить волшебную сказку | |
| Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка» | Прочитать полный текст сказки | |
| Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка». | Уч. с. 44-45 вопросы | |
| Русская народная сказка «Морской Царь и Василиса Премудрая» | Прочитать полный текст сказки | |
| Русская народная сказка «Гуси – лебеди» | Подготовить вопросы для викторины по волшебным сказкам | |
| Русская народная сказка «Гуси – лебеди». | ||
Глава 2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. | |||
| Былина как эпический жанр. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» | Прочитать окончание былины | |
| Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» | Дать характеристику главного героя, нарисовать иллюстрацию | |
| Былина «Илья Муромец и Святогор». | Подготовить выразительное чтение былины | |
| Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри». | Написать сочинение | |
| Приметы исторического времени в былине «Садко» | Иллюстрация одной из былин, выразительное чтение отрывка по выбору. | |
| Обобщение по теме «Былина как эпический жанр» | ||
| Особенности авторской сказки. Г. –Х. Андерсен «Русалочка» | Дочитать до конца, проиллюстрировать эпизод (на выбор) | |
| Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Г. –Х. Андерсен «Русалочка» | Р.Т.1 № 7. | |
| Авторские сказки. Г. –Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». | Прочитать сказку Г. – Х. Андерсена «Снежная королева» | |
| Сказка Г. –Х. Андерсен «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. | ||
Глава 3.Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека | |||
| Природа, увиденная глазами поэта и художника. В. Жуковский «Славянка», И. Левитан «Тихая обитель». | Выразительное чтение стихотворения В. Жуковского «Славянка» | |
| Природа, увиденная глазами поэта и художника. В. Жуковский «Весеннее чувство», И. Левитан «Тропинка в таинственном лесу. Папоротники» | Иллюстрировать стихотворение Э. Дикинсон «Как мало у травы забот» | |
| Осенняя природа в поэтических произведениях. Д. Самойлов «Красная осень». | Выразительное чтение стихотворения. | |
| Проявление сказочной логики в авторской поэзии и живописи. Н. Заболоцкий «Сентябрь», М. Врумбель «Жемчужина». | Выразительное чтение и иллюстрирование стихотворения Н. Заболоцкого «Сентябрь» | |
| Пейзажная лирика. Н. Заболоцкий «Оттепель». | Выучить наизусть стихотворение по выбору | |
| Поэзия как особое переживание мира. И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство» | Выразительное чтение стихотворения И. Бунина | |
| Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Н. Матвеева «В лощинах снег…», В. Набоков «Дождь пролетел». | Выучить стихотворение наизусть по выбору. | |
| Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. В. Набоков «Обида» | Пересказ от лица Пути. | |
| Поэтическое восприятие мира. В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…». | Выразительное чтение стихотворения В. Набокова «Мой друг, я искренно жалею…» | |
| Поэтический образ и средства его создания (на примере произведений К. Бальмонта «Бусинки», «Тие».) | Выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта «Бусинки», | |
| Поэзия как особое переживание мира. И. Бунин «Бушует полая вода…» | Выразительное чтение | |
| «Поэт и природа» (урок выразительного чтения ). | Читать произведения о природе. | |
| Своеобразие изображения природы писателями и художниками. Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть», С. Лучишкин «Шар улетел» | Подготовить выступления о Ю. Ковале | |
| Сравнительный анализ языка разных видов искусств: литературы и живописи. В. Драгунский «Красный шарик в синем небе» | Пересказ от лица Дениски или Аленки. | |
| Взаимоотношения человека и природы. Б. Сергуненков «Конь Мотылек» | Проиллюстрировать сказку – рассказ Б. Сергуненкова | |
| Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Дж.Дарелл «Землянично – розовый дом» | ||
Глава 4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас, выясняем, насколько мы с ними похожи. | |||
| Два мира в рассказе Л. Андреева «Петька на даче» (мир парикмахерской и мир дачи) | Прочитать до конца и подумать как меняется Петька. | |
| Главный герой рассказа Л. Андреева «Петька на даче». Возрождение и возращение. | Составить план рассказа | |
| Трудное детство ровесников, отраженное в литературе и живописи. | Прочитать отрывок сказки о полынном языке и выполнить задания к тексту. | |
| А.П. Чехов «Ванька» Два мира Петьки Жукова. | Подготовить рассказ о жизни мальчика в доме сапожника по плану. | |
| А.П. Чехов «Ванька». Такие похожие и разные судьбы. | Р.Т. 1. № 20. Прочитать отрывок сказки Ю. Коваля, выполнить задания к тексту | |
| Сравнительная характеристика героев. А.П. Чехов «Мальчики» | Подготовить пересказ от лица Володи или от лица Чечевицына | |
| А.П. Чехов «Мальчики». Идейный смысл произведения. | Подготовиться к тесту | |
| Авторская сказка. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». Тест «А.П. Чехов «Мальчики.» | Нарисовать иллюстрации к сказке, подготовить выразительное чтение отрывков к нарисованным сюжетам | |
| Нравственные уроки сказки А. Погорельского «Черная курица или Подземные жители». | Подготовиться в проверочной работе | |
| Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде. | ||
Глава 5. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота | |||
| И. Пивоварова «Как провожают пароходы» | Прочитать в хрестоматии рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр» | |
| И. Пивоварова «Как провожают пароходы» | Выучить отрывок стихотворения А. Майкова «Болото» | |
| Л. Улицкая «Бумажная победа» | Прочитать до конца | |
| Л. Улицкая «Бумажная победа» | Прочитать рассказ | |
| В.Драгунский «Девочка на шаре» | Приготовить рисунок – портрет девочки на шаре и сделать подпись с цитатой из текста | |
| П.Пикассо «Девочка на шаре», З. Серебрякова «Катя с натюрмортом» | ||
| С.Козлов «Не улетай птица, пой» | Выучить стихотворение | |
| С. Козлов «Давно бы так, Заяц!» | Подготовить рассказ о | |
| В.Соколов «О, умножение листвы», Б. Пастернак «Опять весна», С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды». | Подготовить выразительное чтение стихов наизусть (по желанию) | |
| В. Соколов «Все чернила вышли, вся бумага…» | ||
Глава 6. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения | |||
| И. Пивоварова «Как Коля Лыков стал звеньевым» | Подготовиться к чтению сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | |
| С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | Р.Т. 2 № 8 | |
| С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | Выучить стихотворение А. Вознесенского « Тихо – тихо» наизусть | |
| Тест по книге С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» | Выучить стихотворение А.С. Пушкина «Няня» наизусть, написать сочинение «Что бы я сделал, если бы уменьшился как Нильс». | |
| А. Де Сент – Экзюпери «Маленький принц» | Написать сочинение – миниатюру «Что я хотел бы сказать Маленькому принцу?» | |
| А. Де Сент – Экзюпери «Маленький принц».А.С Пушкин « Зимний Вечер» | Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» | |
| К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» | Дочитать до конца. | |
| К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» | ||
Глава 7. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда | |||
| Л. да Винчи «Мона Лиза (Джаконда)» | Вспомнить рассказы М. Вайсман | |
| Знакомство с настоящим писателем | Прочитать рассказ М. Вайсмана «Шмыгимышь» | |
| М. Вайсман «Шмыгимышь» | Написать мини-сочинение на одну из тем «Мой любимый музей», «Удивительный экспонат», «Как мы ходили в музей». | |
| М. Вайсман «Шмыгимышь» | Нарисовать автопортрет | |
| Особый язык художников: П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунк «Крик», Ф. Марк «Птицы», М.Шагал «День рождения». | Небольшой рассказ по одной из картин. | |
| Особый язык художников и поэтов. В. Хлебников «Кузнечик» | Выразительное чтение стихотворения | |
| А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной» | Творческая работа на тему «Мир – удивительный такой! | |
| Н. Альтман «Портрет Анны Ахматовой» | Выучить одно из стихотворений | |
| А. Кушер «Сирень» | Выразительное чтение. Нарисовать ветку сирени. | |
| В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» | Выразительное чтение | |
| Тайны поэзии. В мастерской А. Фета (стихотворение «Это утро, радость эта» | Выразительное чтение. Выучить наизусть стихотворение А. Фета | |
| Особенности рифмовки в стихотворении Ф. Тютчева «Как весел грохот…» | Подготовить выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «Как весел грохот…» | |
| М. Ю. Лермонтов «Парус» | Выразительное чтение | |
| Реальное и фантастическое в поэзии. Стихотворение М. Волошина «Зеленый вал отпрянул», картина И. Айвазовского «Девятый вал» | Выразительное чтение | |
| Особенности рифмовки в стихотворении С.Маршака «Как поработала зима!» | Выучить или сочинить стихотворение | |
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода…» (отрывок) | Иллюстрация к стихотворению | |
| А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: «Зима!... Крестьянин, торжествуя…» (отрывок) | ||
Глава 8. Убеждаемся, что без прошлого у людей не будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. | |||
| А. Пантилеев « Главный инженер» | Прочитать до конца, подумать над вопросом «Почему рассказ так назван?» | |
| А. Пантилеев « Главный инженер» | Подготовить рассказ о родственниках, которые пережили ВОВ | |
| Картина А. Дайнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» | Выразительное чтение | |
| А.Ахматова «Памяти друга». Картина П.Пикассо «Герника» | Выучить стихотворение А. Ахматовой «Памяти друга» | |
| А.Ахматова «Памяти друга». Картина П.Пикассо «Герника» | Мини – сочинение «Без прошлого нет будущего» | |
| Н. Рыленков «К Родине» | По выбору: - выучить стихотворение наизусть; | |
| Н. Рубцов «Доволен я буквально всем…» С. Рахманинов «Концерт № 2, Сочинение 18» | Прочитать 3 часть рассказа Е. Клюева «Деревянная лошадка», Р.Т 2 №18 | |
| Д. Кедрин «Все мерещится …» | Подготовить выразительное чтение стихов В.Набокова, Н. Рыленкова, Н. Рубцова, Д. Кедрина. | |
| Поход в «Музейный дом». Репродукция картины А. Попкова «Моя бабушка и ее ковер» | Творческая работа «Моя бабушка» | |
| Гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации. | Выучить гимн РФ | |
| К. Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», А. Пушкин «Везувий зев открыл…» | Выразительное чтение | |
| К. Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», А. Пушкин «Везувий зев открыл…» | Уч. с. 169 вопросы. | |
| К. Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», А. Пушкин «Везувий зев открыл…» | ||
| Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. | Подготовиться к проверочной работе | |
| Олимпиада. | ||
| Подведение итогов. |