Календарно - тематическое планирование «Литературное чтение» (4 класс, УМК Н. А. Чуракова)
Календарно – тематическое планирование учебного материала:
УМК по литературному чтению Н. А. Чураковой.
4 класс (102 часа)
№ п/п |
Тема урока |
Домашнее задание |
Дата |
Глава 1. Постигаем законы волшебной сказки: отыскиваем в ней отражение древних представлений о мире. |
|||
|
Знакомство с учебником. Вводный урок. |
||
|
Земной и волшебный мир в волшебных сказках. |
Прочитать волшебную сказку и подготовить ее пересказ |
|
|
Земной и волшебный мир в волшебных сказках. |
Нарисовать Мировое древо |
|
|
Персей. Древнегреческое сказание |
Нарисовать иллюстрацию |
|
|
Персей. Древнегреческое сказание. |
Пересказ |
|
|
Отражение древних представлений о красоте и порядке в земном мире в трехчастной композиции. |
Задания по учебнику с. 23 |
|
|
Древние представления о животных – прародителях, знакомство с понятием «тотем» |
Сообщение о тотемных животных разных народов |
|
|
Особенности героя волшебной сказки |
Характеристики героев «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» |
|
|
Русская народная сказка «Сивка – Бурка» |
Подготовить вопросы для викторины |
|
|
Русская народная сказка «Сивка – Бурка». |
Сочинить волшебную сказку |
|
|
Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка» |
Прочитать полный текст сказки |
|
|
Русская народная сказка «Крошечка – Хаврошечка». |
Уч. с. 44-45 вопросы |
|
|
Русская народная сказка «Морской Царь и Василиса Премудрая» |
Прочитать полный текст сказки |
|
|
Русская народная сказка «Гуси – лебеди» |
Подготовить вопросы для викторины по волшебным сказкам |
|
|
Русская народная сказка «Гуси – лебеди». |
||
Глава 2. Знакомимся с повествованиями, основанными на фольклоре. |
|||
|
Былина как эпический жанр. Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» |
Прочитать окончание былины |
|
|
Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» |
Дать характеристику главного героя, нарисовать иллюстрацию |
|
|
Былина «Илья Муромец и Святогор». |
Подготовить выразительное чтение былины |
|
|
Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри». |
Написать сочинение |
|
|
Приметы исторического времени в былине «Садко» |
Иллюстрация одной из былин, выразительное чтение отрывка по выбору. |
|
|
Обобщение по теме «Былина как эпический жанр» |
||
|
Особенности авторской сказки. Г. –Х. Андерсен «Русалочка» |
Дочитать до конца, проиллюстрировать эпизод (на выбор) |
|
|
Такой хрупкий и такой прочный мир чувств. Г. –Х. Андерсен «Русалочка» |
Р.Т.1 № 7. |
|
|
Авторские сказки. Г. –Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик». |
Прочитать сказку Г. – Х. Андерсена «Снежная королева» |
|
|
Сказка Г. –Х. Андерсен «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. |
||
Глава 3.Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека |
|||
|
Природа, увиденная глазами поэта и художника. В. Жуковский «Славянка», И. Левитан «Тихая обитель». |
Выразительное чтение стихотворения В. Жуковского «Славянка» |
|
|
Природа, увиденная глазами поэта и художника. В. Жуковский «Весеннее чувство», И. Левитан «Тропинка в таинственном лесу. Папоротники» |
Иллюстрировать стихотворение Э. Дикинсон «Как мало у травы забот» |
|
|
Осенняя природа в поэтических произведениях. Д. Самойлов «Красная осень». |
Выразительное чтение стихотворения. |
|
|
Проявление сказочной логики в авторской поэзии и живописи. Н. Заболоцкий «Сентябрь», М. Врумбель «Жемчужина». |
Выразительное чтение и иллюстрирование стихотворения Н. Заболоцкого «Сентябрь» |
|
|
Пейзажная лирика. Н. Заболоцкий «Оттепель». |
Выучить наизусть стихотворение по выбору |
|
|
Поэзия как особое переживание мира. И. Бунин «Нет солнца, но светлы пруды…», «Детство» |
Выразительное чтение стихотворения И. Бунина |
|
|
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Н. Матвеева «В лощинах снег…», В. Набоков «Дождь пролетел». |
Выучить стихотворение наизусть по выбору. |
|
|
Своеобразие лирического повествования в прозе писателя. В. Набоков «Обида» |
Пересказ от лица Пути. |
|
|
Поэтическое восприятие мира. В. Набоков «Грибы», «Мой друг, я искренно жалею…». |
Выразительное чтение стихотворения В. Набокова «Мой друг, я искренно жалею…» |
|
|
Поэтический образ и средства его создания (на примере произведений К. Бальмонта «Бусинки», «Тие».) |
Выучить наизусть стихотворение К. Бальмонта «Бусинки», |
|
|
Поэзия как особое переживание мира. И. Бунин «Бушует полая вода…» |
Выразительное чтение |
|
|
«Поэт и природа» (урок выразительного чтения ). |
Читать произведения о природе. |
|
|
Своеобразие изображения природы писателями и художниками. Ю. Коваль «Лес, лес! Возьми мою глоть», С. Лучишкин «Шар улетел» |
Подготовить выступления о Ю. Ковале |
|
|
Сравнительный анализ языка разных видов искусств: литературы и живописи. В. Драгунский «Красный шарик в синем небе» |
Пересказ от лица Дениски или Аленки. |
|
|
Взаимоотношения человека и природы. Б. Сергуненков «Конь Мотылек» |
Проиллюстрировать сказку – рассказ Б. Сергуненкова |
|
|
Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Дж.Дарелл «Землянично – розовый дом» |
||
Глава 4. Всматриваемся в лица наших сверстников, живших задолго до нас, выясняем, насколько мы с ними похожи. |
|||
|
Два мира в рассказе Л. Андреева «Петька на даче» (мир парикмахерской и мир дачи) |
Прочитать до конца и подумать как меняется Петька. |
|
|
Главный герой рассказа Л. Андреева «Петька на даче». Возрождение и возращение. |
Составить план рассказа |
|
|
Трудное детство ровесников, отраженное в литературе и живописи. |
Прочитать отрывок сказки о полынном языке и выполнить задания к тексту. |
|
|
А.П. Чехов «Ванька» Два мира Петьки Жукова. |
Подготовить рассказ о жизни мальчика в доме сапожника по плану. |
|
|
А.П. Чехов «Ванька». Такие похожие и разные судьбы. |
Р.Т. 1. № 20. Прочитать отрывок сказки Ю. Коваля, выполнить задания к тексту |
|
|
Сравнительная характеристика героев. А.П. Чехов «Мальчики» |
Подготовить пересказ от лица Володи или от лица Чечевицына |
|
|
А.П. Чехов «Мальчики». Идейный смысл произведения. |
Подготовиться к тесту |
|
|
Авторская сказка. А. Погорельский «Черная курица или Подземные жители». Тест «А.П. Чехов «Мальчики.» |
Нарисовать иллюстрации к сказке, подготовить выразительное чтение отрывков к нарисованным сюжетам |
|
|
Нравственные уроки сказки А. Погорельского «Черная курица или Подземные жители». |
Подготовиться в проверочной работе |
|
|
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. Готовимся к олимпиаде. |
||
Глава 5. Пытаемся понять, как на нас воздействует красота |
|||
|
И. Пивоварова «Как провожают пароходы» |
Прочитать в хрестоматии рассказ И. Пивоваровой «Мы пошли в театр» |
|
|
И. Пивоварова «Как провожают пароходы» |
Выучить отрывок стихотворения А. Майкова «Болото» |
|
|
Л. Улицкая* «Бумажная победа» |
Прочитать до конца |
|
|
Л. Улицкая «Бумажная победа» |
Прочитать рассказ |
|
|
В.Драгунский «Девочка на шаре» |
Приготовить рисунок – портрет девочки на шаре и сделать подпись с цитатой из текста |
|
|
П.Пикассо «Девочка на шаре», З. Серебрякова «Катя с натюрмортом» |
||
|
С.Козлов «Не улетай птица, пой» |
Выучить стихотворение |
|
|
С. Козлов «Давно бы так, Заяц!» |
Подготовить рассказ о |
|
|
В.Соколов «О, умножение листвы», Б. Пастернак «Опять весна», С. Козлов «Как Ежик с Медвежонком протирали звезды». |
Подготовить выразительное чтение стихов наизусть (по желанию) |
|
|
В. Соколов «Все чернила вышли, вся бумага…» |
||
Глава 6. Приближаемся к разгадке тайны особого зрения |
|||
|
И. Пивоварова «Как Коля Лыков стал звеньевым» |
Подготовиться к чтению сказки «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
|
|
С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
Р.Т. 2 № 8 |
|
|
С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
Выучить стихотворение А. Вознесенского « Тихо – тихо» наизусть |
|
|
Тест по книге С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» |
Выучить стихотворение А.С. Пушкина «Няня» наизусть, написать сочинение «Что бы я сделал, если бы уменьшился как Нильс». |
|
|
А. Де Сент – Экзюпери «Маленький принц» |
Написать сочинение – миниатюру «Что я хотел бы сказать Маленькому принцу?» |
|
|
А. Де Сент – Экзюпери «Маленький принц».А.С Пушкин « Зимний Вечер» |
Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» |
|
|
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» |
Дочитать до конца. |
|
|
К.Г. Паустовский «Теплый хлеб» |
||
Глава 7. Обнаруживаем, что у искусства есть своя особенная правда |
|||
|
Л. да Винчи «Мона Лиза (Джаконда)» |
Вспомнить рассказы М. Вайсман |
|
|
Знакомство с настоящим писателем |
Прочитать рассказ М. Вайсмана «Шмыгимышь» |
|
|
М. Вайсман «Шмыгимышь» |
Написать мини-сочинение на одну из тем «Мой любимый музей», «Удивительный экспонат», «Как мы ходили в музей». |
|
|
М. Вайсман «Шмыгимышь» |
Нарисовать автопортрет |
|
|
Особый язык художников: П. Пикассо «Плачущая женщина», Э. Мунк «Крик», Ф. Марк «Птицы», М.Шагал «День рождения». |
Небольшой рассказ по одной из картин. |
|
|
Особый язык художников и поэтов. В. Хлебников «Кузнечик» |
Выразительное чтение стихотворения |
|
|
А. Ахматова «Тайны ремесла», «Перед весной» |
Творческая работа на тему «Мир – удивительный такой! |
|
|
Н. Альтман «Портрет Анны Ахматовой» |
Выучить одно из стихотворений |
|
|
А. Кушер «Сирень» |
Выразительное чтение. Нарисовать ветку сирени. |
|
|
В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям» |
Выразительное чтение |
|
|
Тайны поэзии. В мастерской А. Фета (стихотворение «Это утро, радость эта» |
Выразительное чтение. Выучить наизусть стихотворение А. Фета |
|
|
Особенности рифмовки в стихотворении Ф. Тютчева «Как весел грохот…» |
Подготовить выразительное чтение стихотворения Ф. Тютчева «Как весел грохот…» |
|
|
М. Ю. Лермонтов «Парус» |
Выразительное чтение |
|
|
Реальное и фантастическое в поэзии. Стихотворение М. Волошина «Зеленый вал отпрянул», картина И. Айвазовского «Девятый вал» |
Выразительное чтение |
|
|
Особенности рифмовки в стихотворении С.Маршака «Как поработала зима!» |
Выучить или сочинить стихотворение |
|
|
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: «В тот год осенняя погода…» (отрывок) |
Иллюстрация к стихотворению |
|
|
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»: «Зима!... Крестьянин, торжествуя…» (отрывок) |
||
Глава 8. Убеждаемся, что без прошлого у людей не будущего. Задумываемся над тем, что такое отечество. |
|||
|
А. Пантилеев « Главный инженер» |
Прочитать до конца, подумать над вопросом «Почему рассказ так назван?» |
|
|
А. Пантилеев « Главный инженер» |
Подготовить рассказ о родственниках, которые пережили ВОВ |
|
|
Картина А. Дайнеки «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года» |
Выразительное чтение |
|
|
А.Ахматова «Памяти друга». Картина П.Пикассо «Герника» |
Выучить стихотворение А. Ахматовой «Памяти друга» |
|
|
А.Ахматова «Памяти друга». Картина П.Пикассо «Герника» |
Мини – сочинение «Без прошлого нет будущего» |
|
|
Н. Рыленков «К Родине» |
По выбору: - выучить стихотворение наизусть; |
|
|
Н. Рубцов «Доволен я буквально всем…» С. Рахманинов «Концерт № 2, Сочинение 18» |
Прочитать 3 часть рассказа Е. Клюева «Деревянная лошадка», Р.Т 2 №18 |
|
|
Д. Кедрин «Все мерещится …» |
Подготовить выразительное чтение стихов В.Набокова, Н. Рыленкова, Н. Рубцова, Д. Кедрина. |
|
|
Поход в «Музейный дом». Репродукция картины А. Попкова «Моя бабушка и ее ковер» |
Творческая работа «Моя бабушка» |
|
|
Гимн природе. Государственный гимн Российской Федерации. |
Выучить гимн РФ |
|
|
К. Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», А. Пушкин «Везувий зев открыл…» |
Выразительное чтение |
|
|
К. Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», А. Пушкин «Везувий зев открыл…» |
Уч. с. 169 вопросы. |
|
|
К. Брюллов «Последний день Помпеи», Плиний Младший «Письмо Тациту», А. Пушкин «Везувий зев открыл…» |
||
|
Человек в мире культуры. Его прошлое, настоящее и будущее. |
Подготовиться к проверочной работе |
|
|
Олимпиада. |
||
|
Подведение итогов. |
* Физическое лицо, выполняющее функции иноагента