12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Людмила Александровна Фомичева323
Россия, Ульяновская обл., Старая Майна
Материал размещён в группе «Урок литературы»

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе для 11 класса составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования, на основе Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, авторской программы по литературе Ю.В. Лебедева (М.: Просвещение, 2016) , образовательной программы и учебного плана МБОО Старомайнская СШ № 1, федерального перечня учебников на 2018-2019 уч.год и положения о рабочей программе МБОО Старомайнская СШ №1 от 31.08.2016 г.

Данная программа реализует основные идеи ФГОС, конкретизирует его цели и задачи, отражает обязательное для усвоения содержание обучения литературы в старшей школе.

Федеральный примерный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации и учебный план МБОО Старомайнская СШ №1 предусматривает обязательное изучение литературы в 11 классе — 102 ч, 3 часа в неделю.

Планируемые результаты освоения курса литературы в 11 классе

Личностные результаты:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и на­стоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали;

ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2. Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках;

находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Предметные результаты:

В результате изучения учебного предмета «Литература» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

демонстрировать знание произведений русской, родной и мировой литературы, приводя примеры двух или более текстов, затрагивающих общие темы или проблемы;

в устной и письменной форме обобщать и анализировать свой читательский опыт, а именно:

• обосновывать выбор художественного произведения для анализа, приводя в качестве аргумента как тему (темы) произведения, так и его проблематику (содержащиеся в нем смыслы и подтексты);

• использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа;

• давать объективное изложение текста: характеризуя произведение, выделять две (или более) основные темы или идеи произведения, показывать их развитие в ходе сюжета, их взаимодействие и взаимовлияние, в итоге раскрывая сложность художественного мира произведения;

• анализировать жанрово-родовой выбор автора, раскрывать особенности развития и связей элементов художественного мира произведения: места и времени действия, способы изображения действия и его развития, способы введения персонажей и средства раскрытия и/или развития их характеров;

• определять контекстуальное значение слов и фраз, используемых в художественном произведении (включая переносные и коннотативные значения), оценивать их художественную выразительность с точки зрения новизны, эмоциональной и смысловой наполненности, эстетической значимости;

• анализировать авторский выбор определенных композиционных решений в произведении, раскрывая, как взаиморасположение и взаимосвязь определенных частей текста способствует формированию его общей структуры и обусловливает эстетическое воздействие на читателя (например, выбор определенного зачина и концовки произведения, выбор между счастливой или трагической развязкой, открытым или закрытым финалом);

• анализировать случаи, когда для осмысления точки зрения автора и/или героев требуется отличать то, что прямо заявлено в тексте, от того, что в нем подразумевается (например, ирония, сатира, сарказм, аллегория, гипербола и т.п.);

осуществлять следующую продуктивную деятельность:

• давать развернутые ответы на вопросы об изучаемом на уроке произведении или создавать небольшие рецензии на самостоятельно прочитанные произведения, демонстрируя целостное восприятие художественного мира произведения, понимание принадлежности произведения к литературному направлению (течению) и культурно-исторической эпохе (периоду);

• выполнять проектные работы в сфере литературы и искусства, предлагать свои собственные обоснованные интерпретации литературных произведений.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

давать историко-культурный комментарий к тексту произведения (в том числе и с использованием ресурсов музея, специализированной библиотеки, исторических документов и т. п.);

анализировать художественное произведение в сочетании воплощения в нем объективных законов литературного развития и субъективных черт авторской индивидуальности;

анализировать художественное произведение во взаимосвязи литературы с другими областями гуманитарного знания (философией, историей, психологией и др.);

анализировать одну из интерпретаций эпического, драматического или лирического произведения (например, кинофильм или театральную постановку; запись художественного чтения; серию иллюстраций к произведению), оценивая, как интерпретируется исходный текст.

Выпускник на базовом уровне получит возможность узнать:

о месте и значении русской литературы в мировой литературе;

о произведениях новейшей отечественной и мировой литературы;

о важнейших литературных ресурсах, в том числе в сети Интернет;

об историко-культурном подходе в литературоведении;

об историко-литературном процессе XIX и XX веков;

о наиболее ярких или характерных чертах литературных направлений или течений;

имена ведущих писателей, значимые факты их творческой биографии, названия ключевых произведений, имена героев, ставших «вечными образами» или именами нарицательными в общемировой и отечественной культуре;

о соотношении и взаимосвязях литературы с историческим периодом, эпохой.

Содержание тем учебного курса – 102 часа

ВВЕДЕНИЕ. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка.

Теория. Художественный текст. Поэтический язык.

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Недолгое прощание с 19 в. Т.-С.Элиот, Э.-М. Ремарк, Ф.Кафка.

Теория. Кафкианский абсурд, аллегория, гипербола, парадокс.

Рр. Сравнительный анализ произведений.

Пр.д-ть. Дискуссия в форме свободного обсуждения или дебатов.

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала 20 века Характер литературных исканий. Направление философской мысли начала века. Своеобразие реализма.

Теория. Реализм.

Рр. Составление тезисного плана критической статьи.

ПРОЗА 20 ВЕКАОсобенности литературы Русского зарубежья. Литературные центры, издательства, газеты и журналы.

Теория. Писатели-эмигранты.

Пр.д-ть. Сообщение «Русское зарубежье».

Иван Алексеевич Бунин Традиции русской классики в поэзии. Лирическая проза писателя. Философская направленность творчества. Тема России и тема любви. Эстетическое кредо писателя.

Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе И. А. Бунина. Мотив увядания и запустения дворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности».

Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений).

Р.р. Сочинение

Пр. д-ть. Индивидуальное исследование «Россия, которую мы потеряли»

Александр Иванович Куприн. Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова и пробуждение души Веры Шейной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна. Куприн-мастер рассказа. «Юнкера», «Жанета»

Т е о р и я литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений)

Р.р. Сравнительный анализ произведений. Сочинение.

Пр. д-ть.

Леонид Николаевич Андреев Жизнь и творчество. На перепутьях реализма и модернизма. Андреев и символизм. Писатель-экспрессионист. Рассказ «Большой шлем». Пьеса «Царь-голод».

Теория. Реализм. Модернизм. Символизм.Экспрессионизм.

Пр.д-ть. Реферат «Символизм Андреева»

Шмелёв Иван Сергеевич. Трагедия писателя. Начало творческого пути. Эпопея «Солнце мертвых». Творческая индивидуальность: «Богомолье», «Лето Господне». Язык произведений Шмелева.

Пр. д-ть. Реферат «Национально-историческая проблематика произведений Шмелева»

Зайцев Борис Константинович Память о России. Особенности религиозного сознания. Художественный мир писателя. «Преподобный Сергий Радонежский». Беллетризованные биографии.

Теория. Неореализм. Беллетристика.

Пр.д-ть. Реферат « Традиции Тургенева и Чехова в творчестве Зайцева»

Аркадий Тимофеевич Аверченко. Журнал «Сатирикон». Жизнеутверждающий юмор и сатира писателя. Рассказы «Дюжина ножей в спину революции».

Теория. Юмор и сатира.

Тэффи. Художественный мир. Юмористические образы рассказов Тэффи. Мысли о России. Оценка таланта писательницы современниками.

Р.р. Сравнительный анализ рассказов Тэффи «Явдоха»и Чехова «Тоска».

Набоков Владимир Владимирович Память о России . Начало творчества. Классические традиции в романах писателя. Язык и стилистическая индивидуальность. Роман «Машенька».

Пр.д-ть. Реферат Черты классической литературы в романах набокова.

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ НАЧАЛА 20 ВЕКА Художественные открытия поэзии начала 20 века. Своеобразие поэтического почерка. Темы творчества. Образ Родины. Лирический герой. Творческие искания.

Теория. Модернизм. Декаданс. Символизм. Акмеизм. Футуризм.

Пр.д-ть. Антология поэтов-символистов.

РАЗНООБРАЗИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА Эстетические программы модернистских объединений.

Валерий Яковлевич Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». Возможен выбор других стихотворений. Брюсов как основоположник символизма в русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

Константин Дмитриевич Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Шумный успех ранних книг К. Бальмонта: «Бу дем как солнце», «Только любовь», «Семицветник». Поэзия как выразительница «говора стихий». Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Интерес к древнеславян-скому фольклору («Злые чары», «Жар-птица»). Тема России в эмигрантской лирике Бальмонта.

Федор Сологуб Слово о поэте. Темы и образы поэзии. Проза поэта.

Андрей Белый Слово о поэте. Сборник «Урна».

Иннокентий Анненский. Слово о поэте. Творческие искания

Николай Степанович Гумилев. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад», «Старый Конквистадор», цикл «Капитаны», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (или другие стихотворения по выбору учителя и учащихся). Романтический герой лирики Гумилева. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции. Влияние поэтических образов и ритмов Гумилева на русскую поэзию XX века.

Игорь Северянин (И. В. Лотарев). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы», «Медальоны» (три стихотворения по выбору учителя и учащихся). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы Северянина. Грезы и ирония поэта.

Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Символизм. Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

Владислав Фелицианович Ходасевич. Жизнь в России. Причина эмиграции.Ранняя лирика. Сборник «Счастливый домик». Книги «Путём Зерна», «Тяжелая лира». Цикл «Европейская ночь».
Р.р. Сочинение «Мой любимый поэт Серебряного века».

Пр.д-ть. Проблема Добра и Зла в творчестве писателей Серебряного века.

МАКСИМ ГОРЬКИЙ. Биография (Обзор.) Ранние рассказы. Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького драматурга. Сценическая судьба пьесы.

Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии

Р.р. Сочинение

Пр. д-ть. Доклад к школьной научной конференции.

АЛЕКСАНДР БЛОК. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге» (указанные произведения обязательны для Акмеизм. Футуризм (начальные представления). изучения).

«Вхожу я в темные храмы...», «Фабрика», «Когда вы стоите на моем пути...». (Возможен выбор других стихотворений.)

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Влияние Жуковского, Фета, Полонского, философии Вл. Соловьева.

Темы и образы ранней поэзии: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом».

Поэт и революция. Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и ее восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретнореалистическое в поэме. Гармония несочетаемого в языковой и музыкальной стихиях 6 произведения. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме. Многозначность финала. Неутихающая полемика вокруг поэмы. Влияние Блока на русскую поэзию XX века.

Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Лирический цикл (стихотворений). Верлибр (свободный стих). Авторская позиция и способы ее выражения в произведении (развитие представлений).

Р.р. Сочинение

Пр.д-ть. Блок-наследник гуманистической традиции русской поэзии

НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ.

Николай Алексеевич Клюев. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады...», «Я посвященный от народа...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии: русский фольклор, древнерусская книжность, традиции Кольцова, Никитина, Майкова, Мея и др. Интерес к художественному богатству славянского фольклора. Клюев и Блок. Клюев и Есенин. Полемика новокрестьянских поэтов с пролетарской поэзией. Художественные и идейно-нравственные аспекты этой полемики.

Сергей Александрович Есенин. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных...», «Мы теперь уходим понемногу...», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая...», «Шаганэ ты моя, Ша-ганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу...», «Русь советская», «Сорокоуст» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я покинул родимый дом...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». (Возможен выбор трех других стихотворений.) Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. Идея «узловой завязи» природы и человека. Народнопоэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Любовная тема в лирике Есенина. Исповедальность стихотворных посланий родным и любимым -людям. Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни. Пушкинские мотивы в развитии темы быстротечности человеческого бытия. Поэтика есенинского цикла («Персидские мотивы»).

Теория литературы. Фольклоризм литературы (углубление понятия). Имажинизм. Лирический стихотворный цикл (углубление понятия). Биографическая основа литературного произведения (углубление понятия).

Владимир Владимирович Маяковский Биография. Футуризм. Поэтика Маяковского. Рифма и ритм его стихов. Неологизмы. Поэмы Маяковского. Новаторство поэта.

Поэма «Облако в штанах».Маяковский и революция. Поэма «Хорошо».

Сатира Маяковского. Лирика Любви.

Р.р. Рефераты. Сочинения.

П.д. Индивидуальные исследования

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1920-х ГОДОВ Народ и революция- поэтические обобщения. Литературные группировки. Творчество А.М.Ремизова, Д.А.Фурманова, А.С. Серафимовича.

Исаак Бабель. «Конармия»-цикл новелл. «Одесские рассказы»

Евгений Замятин Роман «Мы». Жанр утопии и антиутопии.

Михаил Зощенко. Сатирические рассказы.

ЛИТЕРАТУРА 1930-х ГОДОВ

Андрей Платонович Платонов. Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Сокровенный человек». «Котлован» Высокий пафос и острая сатира платоновской прозы. Тип платоновского героя — мечтателя и правдоискателя. Возвеличивание страдания, аске- 8 тичного бытия, благородства детей. Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. Философская многозначность названия. Необычность языка и стиля Платонова. Связь его творчества с традициями русской сатиры (М. Е. Салтыков-Щедрин).

Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Индивидуальный стиль писателя (углубление понятия). Авторские неологизмы (развитие представлений).

Р.р. Сочинение.

Пр.д-ть. Фольклорные истоки романа «Чевенгур»

Михаил Афанасьевич Булгаков. Жизнь и творчество. (Обзор.) Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита». (Изучается один из романов — по выбору.) История создания романа «Белая гвардия». Своеобразие жанра и композиции. Многомерность исторического пространства в романе. Система образов. Проблема выбора нравственной и гражданской позиции в эпоху смуты. Образ Дома, семейного очага в бурном водовороте исторических событий, социальных потрясений. Эпическая широта изображенной панорамы и лиризм размышлений повествователя. Символическое звучание образа Города. Смысл финала романа. История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» — апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака. Традиции европейской и отечественной литературы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» (И.-В. Гете, Э. Т. А. Гофман, Н. В. Гоголь).

Т е о р и я литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе XX века. Традиции и новаторство в литературе.

Р.р. Сочинение

Пр.д-ть. Проблема шариковщины в романе «Мастер и Маргарита».

Марина Ивановна Цветаева. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано...», «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке...»), «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Тоска по родине! Давно...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину». (Возможен выбор двух-трех других стихотворений.) Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монологаисповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии в творчестве Цветаевой. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи (революция, Гражданская война, вынужденная эмиграция, тоска по Родине). Этический максимализм поэта и прием резкого контраста в противостоянии поэта, творца и черни, мира обывателей, «читателей газет». Образы Пушкина, Блока, Ахматовой, Маяковского, Есенина в цветаевском творчестве. Традиции Цветаевой в русской поэзии XX века.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл (углубление понятия), фольклоризм литературы (углубление понятия), лирический герой (углубление понятия).

Р.Р. Сочинение

Пр.д-ть Проза Марины Цветаевой

Осип Эмильевич Мандельштам. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...» (указанные произведения обязательны для изучения). «Silentium», «Мы живем, под собою не чуя страны...». (Возможен выбор трех-четырех других стихотворений.) Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике Мандельштама. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Ритмико-интонационное многообразие. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце XX — начале XXI века.

Т е о р и я л и т ер ат ур ы . Импрессионизм (развитие представлений). Стих, строфа, рифма, способы рифмовки (закрепление понятий).

Р.р.Эссе.

Алексей Толстой. Тема русской истории в литературе 30-х годов. А.Н. Толстой. «Петр I»: проблематика и художественное своеобразие романа. Эпопея «Хождение по мукам»

Р.р. Сочинение

Пр.д-ть. Эволюция «петровской темы»в творчестве А.Толстого

Михаил Пришвин. Биография. Путевые очерки. «Черный араб». Пришвин и модернизм. Философия природы. «Жень-шень». Сказки о Правде. «Кладовая солнца». Дневник как дело жизни.

Р.р. Устный реферат.

Борис Леонидович Пастернак. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные произведения обязательны для изучения). 10 «Марбург», «Быть знаменитым некрасиво...». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Тема поэта и поэзии в творчестве Пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Стремление постичь мир, «дойти до самой Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция романа, соединение в нем прозы и поэзии, эпического и лирического начал. Образы-символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя — Юрия Живаго. Женские образы в романе. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его органическая связь с проблематикой и поэтикой романа. Традиции русской классической литературы в творчестве Пастернака.

Р.р. Сочинение. Реферат.

Пр.д-ть.

Портреты современников в прозе Пастернака.

Анна Андреевна Ахматова. Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Песня последней встречи...», «Сжала руки под темной вуалью...», «Мне ни к чему одические рати...», «Мне голос был. Он звал утешно...», «Родная земля» (указанные произведения обязательны для изучения). «Я научилась просто, мудро жить...», «Приморский сонет». (Возможен выбор двух других стихотворений.) Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс художественного творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы в исповедальной лирике Ахматовой. Русская поэзия и судьба поэта как тема творчества. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой Отечественной войны. Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Трагическое звучание «Реквиема». Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы.

Т е о р и я л и т е р а т ур ы . Лирическое и эпическое в поэме как жанре литературы (закрепление понятия). Сюжетность лирики (развитие представлений).

Р.р. Сочинение. Реферат

Пр.д-ть. Место Ахматовой в русской поэзии

Николай Алексеевич Заболоцкий Биография. Первые поэтические публикации. Сборник «Столбцы». Трагедия поэта. Философский характер произведений Заболоцкого. Кредо поэта.

Р.р. Сечинение-эссе.

Пр.д-ть Философская лирика Заболоцкого.

Михаил Александрович Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания шолоховского эпоса. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Жизненный уклад, быт, система нравственных 9 ценностей казачества. Образ главного героя. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Функция пейзажа в произведении.

Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей в романе. Традиции Л. Н. Толстого в прозе М. А. Шолохова. Художественное своеобразие шолоховского романа. Художественное время и художественное пространство в романе. Шолоховские традиции в русской литературе XX века.

Т е о р и я л и те ра т ур ы . Роман-эпопея (закрепление понятия). Художественное время и художественное пространство (углубление понятий). Традиции и новаторство в художественном творчестве (развитие представлений).

Р.р. Реферат. Сочинение.

Пр.д-ть. Трагедия великого перелома в творчестве Шолохова.

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30-х ГОДОВ О.Хаксли . «О дивный новый мир»: антиутопия.

Р.р. Доклад «Замятин и Хаксли»

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВОВ Писатели на фронтах ВОВ. Первые публикации во фронтовой печати. Проза ВОВ.Поэзия. Драматургия.

Александр Трифонович Твардовский Начало творческого пути. Своеобразие поэмы «Трава Муравия». Журналистская работа во фронтовой печати. «Книга про бойца» «Василий Теркин». Поэмы «Дом у дороги» и «За далью-даль». Исповедальная лирика. Поэма «По праву памяти».

Р.р. Сочинение. Реферат.

Александр Исаевич Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность. (Обзор.) Повесть «Один день Ивана Денисовича» (только для школ с русским (родным) языком обучения). Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Нравственная прочность и устойчивость в трясине лагерной жизни. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Т е о р и я ли т е р а т ур ы . Прототип литературного героя (закрепление понятия). Житие как литературный повествовательный жанр (закрепление понятия).

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. После войны. А.Камю. Э.Хемингуэй

ПОЛВЕКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ. Поэтическая весна. Поэзия периода «оттепели». Стихи поэтов-фронтовиков. Поэзия шестидесятников. Сохранение классических традиций в 70-е годы. Поэтическая философия. Авторская песня. Постмодернизм.

СОВРЕМЕННОСТЬ И «ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ»В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Ф.Саган. Г.-Г. Маркес. У.Эко

РУССКАЯ ПРОЗА В 1950-2000 годы Новый тип литературного процесса. Обновление повествовательных форм.

Федор Абрамов. Лейтенантская проза. Юрий Бондарев и др.

Тематическое планирование по литературе в 11 классе

п/п

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

 

ВВЕДЕНИЕ. ИЗУЧЕНИЕ ЯЗЫКА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1

Анализ художественного текста. Понятие поэтического языка.

1

 

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (1 ч.)

 

2

Недолгое прощание с 19 в. Т.-С.Элиот, Э.-М. Ремарк, Ф.Кафка.

1

 

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА начала 20 века

3

Входная контрольная работа.

1

4

Направление философской мысли начала века.

1

5

Своеобразие реализма.

1

 

ПРОЗА 20 ВЕКА

6

Русское зарубежье.

1

7

И.А. Бунин: судьба и творчество. Философичность, лаконизм и изысканность лирики И.А. Бунина.

1

8

Размышления о России в повести И.А. Бунина «Деревня».

1

9-10

И.А. Бунин. Острое чувство кризиса цивилизации в рассказе «Господин из Сан-Франциско». ТЕСТ.

2

11

Тема любви в рассказах писателя (цикл «Темные аллеи»).

1

12-13

Р.р. Сочинение по рассказу «Господин из Сан-Франциско».

2

14

А.И. Куприн: судьба и творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок».

1

15

Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся»

1

16-17

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». ТЕСТ.

2

18-19

Р.р. Сочинение по рассказу «Гранатовый браслет»

2

20

Леонид Андреев. От реализма к модернизму. Андреев и символизм.

1

21

Символизм в пьесе «Царь-голод ».

1

22

И.С.Шмелев. Трагедия писателя. Национально-историческая проблематика.

1

23

«Лето Господне»-вершина шмелёвского творчества.

1

24

Б.К. Зайцев «Преподобный Сергий Радонежский».

1

25

А.Аверченко. Юмор и сатира писателя. «Дюжина ножей в спину революции».

1

26

Художественный мир Тэффи. Рассказы «Дураки»и «Мудрый человек».

1

27

В.В.Набоков. Роман «Машенька».

1

 

ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ НАЧАЛА 20 ВЕКА

28

Художественные открытия поэзии начала 20 века.

1

29-30

Разнообразие творческих индивидуальностей (по творчеству поэтов Серебряного века ).

2

31

А.А. Блок: судьба и творчество. «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока

1

32

Тема страшного мира в лирике А. Блока. «Незнакомка». Идеал и действительность в художественном мире поэта.

1

33

Блок и революция. Художественный мир поэмы «Двенадцать».

1

34

Полемика вокруг поэмы «Двенадцать».

1

35

Р.р. Сочинение «Мой любимый поэт Серебряного века».

1

36

Максим Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы.

1

37

Проблематика и особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль».

1

38

«На дне» как социально – философская драма.

1

39

Три правды в пьесе «На дне», ее социальная и нравственно – философская проблематика. ТЕСТ

1

40-41

РР Сочинение по пьесе «На дне»

2

42

Контрольная работа по прозе и поэзии 20 века.

1

НОВОКРЕСТЬЯНСКАЯ ПОЭЗИЯ.

43-44

Н.Клюев и С.Есенин. Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии.

2

45

В.Маяковский. Новаторство поэта. Маяковский и революция.

1

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПРОЦЕСС 1920-х ГОДОВ

46

Народ и революция. Из хроники 1917-1919 гг. Литературные группировки.

1

47

Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х годов.

1

48

Е.Замятин. Роман «Мы». Утопия и антиутопия.

1

49

Юмор и сатира в рассказах М.Зощенко

 
 

ЛИТЕРАТУРА 1930-х ГОДОВ

50

А.П. Платонов: страницы жизни и творчества. «Сокровенный человек» в творчестве писателя.

1

51

Повесть А.П. Платонова «Котлован» (обзор).

1

52

РР Сочинение – эссе по произведениям А.Платонова

1

53

Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Судьбы людей в революции (роман «Белая гвардия», пьеса «Дни Турбиных»).

1

54

История создания и публикации романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

1

55

Проблемы и герои романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Жанр, композиция романа.

1

56-57

Три мира в романе «Мастер и Маргарита». ТЕСТ.

2

58

Проблема творчества и судьбы художника в романе М.А. Булгакова.

1

59-60

Рр. Сочинение ро роману «Мастер и Маргарита»

2

61

М.И. Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества. Своеобразие поэтического стиля. Трагичность поэтического мира

1

62

Поэзия О.Э.Мандельштама.

1

63

Тема русской истории в литературе 30-х годов.

1

64

А.Н. Толстой. «Петр I»: проблематика и художественное своеобразие романа. Домашнее сочинение.

1

65

Особенности художественного мироощущения М.Пришвина.

1

66

Б.Л. Пастернак. Философский характер, основные темы и мотивы поэзии Б. Пастернака.

1

67

Б.Л. Пастернак. Проблематика и художественное своеобразие романа «Доктор Живаго».

1

68

А.А. Ахматова – «голос своего поколения». Слияние темы России и собственной судьбы в лирике Ахматовой.

1

69

Тема народного страдания и скорби в поэме 18 А.А. Ахматовой "Реквием". Домашнее сочинение.

1

70

Философский характер произведений Н. Заболоцкого

1

71

М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».

1

72

М.А.Шолохов. Роман – эпопея «Тихий Дон». Картины жизни донских казаков.

1

73

Трагедия народа и судьба Григория Мелехова

1

74

Женские образы в романе. ТЕСТ.

1

75

Р/Р Подготовка к домашнему сочинению «Григорий Мелехов в поисках правды»

1

 

ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 30-х ГОДОВ

76

О.Хаксли . «О дивный новый мир»: антиутопия.

1

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ВОВ

77

Писатели на фронтах ВОВ. Очерк,рассказ,повесть.

1

78

Человек на войне, правда о нем. Жестокая реальность и романтизм в описании войны.

1

79

А.Т.Твардовский Лирика А.Т. Твардовского. Размышления о настоящем и будущем Родины.

 

80

А.И. Солженицын. Судьба и творчество 19 писателя. «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной темы»

1

81

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

1

82-83

Р.Р.Сочинение по литературе периода ВОВ.

2

84

После войны. А.Камю. Э.Хемингуэй

1

ПОЛВЕКА РУССКОЙ ПОЭЗИИ

85

Поэзия периода «оттепели». Стихи поэтов-фронтовиков. Поэзия шестидесятников.

1

86

Авторская песня. Постмодернизм.

1

СОВРЕМЕННОСТЬ И «ПОСТСОВРЕМЕННОСТЬ»В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

87

Основные направления и тенденции развития современной литературы (общий обзор). Ф.Саган. Г.-Г. Маркес. У.Эко

1

 

РУССКАЯ ПРОЗА В 1950-2000 годы

88

Повести о войне 40-70 гг.В.Некрасов «В окопах Сталинграда»

1

89

«Оттепель»-начало самовосстановления литературы.

1

90

Деревенская проза.Повести В.Распутина.

1

91

Характеры и сюжеты В.Шукшина.

1

92

Нравственная проблематика пьес А. Вампилова («Старший сын», «Утиная охота»).

1

93

Ф.Абрамов. На войне остаться человеком. Лейтенантская проза.

1

94

Ю.Бондарев. «Батальоны просят огня».

1

95

Повести К.Воробьева, В.Кондратьева, Е.Носова.

1

96

Ю.Трифонов и городская проза.

1

97

Итоговая контрольная работа за курс 11 класса.

1

98

Анализ контрольной работы. От реализма к постмодернизму.

1

99-100

Р.р. Итоговое сочинение в формате ЕГЭ по произведениям писателей 20 века.

2

101-102

Защита проектов.

2

Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.