12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Сергеева Элеонора Владимировна72
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск



Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Колледж экономики и информатики







УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор-

проректор по ДиДО

___________ А.Н.Афанасьев

«____» ____________ 2018г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.02 Литература

по специальностям 09.02.03 Программирование в компьютерных системах




















Ульяновск

2018

Одобрено

на заседании методического совета

Протокол № ___ от ________ 2018 г.


Согласовано









Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.02.03 Программирование в компьютерных системах



Организация-разработчик: КЭИ УлГТУ





Сергеева Э.В., преподаватель КЭИ УлГТУ

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность


























СОДЕРЖАНИЕ




стр.

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4




СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



7

условия реализации рабочей программы учебной дисциплины



Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


26




27















1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БД.02 Литература


1.1. Область применения рабочей программы

Образовательная учебная дисциплина БД.02 «Литература» относится к предметной области «Филология» и к общеобразовательному учебному предмету основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС/ППССЗ) с учетом требований ФГОС СПО и профиля профессионального образования.


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована при разработке программ дополнительного профессионального образования в области программирования.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Литература» входит в состав общих образовательных учебных дисциплин.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины: Освоение содержания учебной дисциплины «Литература» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;

−− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

−− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

−− эстетическое отношение к миру;

−− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;

−− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);


метапредметных:

−− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

−− умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать

ее, определять сферу своих интересов;

−− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

−− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

предметных:

−− сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;

−− сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;

−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;

−− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций,

рефератов, сочинений различных жанров;

−− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;

−− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;

−− способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;

−− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;

−− сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.




1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 175 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 117 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 58 часов.









2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

175

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

117

в том числе:


лабораторные работы

Не предусмот.

практические занятия

Не предусмот.

контрольные работы

Не предусмот.

курсовая работа (проект)

Не предусмот.

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

58

в том числе:


- изучение материала учебника и написание конспекта

-воспроизводить содержание литературного произведения;

-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведения с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному

произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.



Итоговая аттестация в форме дифферинцированного зачёта во 2-ом семестре





2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины БД.02 Литература



Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

Введение.

Историко – культурный процесс и периодизация русской литературы. Литературные направления (от классицизма до реализма). Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы. Теория литературы. Литературные направления.

2

1. – ознакомительный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

3. – продуктивный

Русская литература XIX века.

Раздел 1. Развитие русской литературы и культур в первой половины XIX века.


22


Тема 1.1.

Русская литература первой половины XIX века.

Историко-культурный процесс рубежа 18-19 веков. Особенности русского романтизма. Литературные общества и кружки. Зарождение литературной критики. Становление реализма в русской литературе. Теория литературы. Художественная литература как вид искусства. Романтизм. Романтический герой.Реализм.

2

1. – ознакомительный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Развитие русской литературной критики.

2

3. – продуктивный

Тема 1.2.

Творчество А.С.Пушкина.

Периодизация творческого пути А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина (тема любви и дружбы, свободы, поэта и поэзии, философские мотивы). Теория литературы. Элегия. Лирический герой. Послание.

Поэма « Медный всадник». Проблема личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблема индивидуального бунта. Образ Петра. Своеобразие жанра и композиции произведения. Теория литературы. Литературный тип. Поэма.

4

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Критик В. Г. Белинский о Пушкине.

2

3. – продуктивный

Тема 1.3.

Творчество М.Ю.Лермонтова.

М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, этап творческого пути. Лирический герой в поэзии М.Ю. Лермонтова. Основные темы и мотивы (темы поэта и поэзии, Родины, философская лирика, поколение). Теория литературы. Лирический герой и лирический сюжет. Антитеза. Композиция.

Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин в отношениях с другими персонажами. Теория литературы: Роман (виды).

4


2. – репродуктивный




Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: 1.М.Ю. Лермонтов в воспоминаниях современников. 2. В.Г. Белинский о Лермонтове.

4

3. – продуктивный

Тема 1.4.

Творчество Н.В. Гоголя.






Сведения из биографии. Место Гоголя в русской литературе XIX века. Основные темы «Петербургских повестей». Проблематика и художественное своеобразие.

Повесть «Портрет». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция. Теория литературы. Деталь. Гипербола. Гротеск. Юмор. Сатира.

4












2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Петербург в жизни и творчестве Н.В. Гоголя.

2

3. – продуктивный

Раздел 2. Особенности развития русской литературы во второй половины XIX века.

43


Тема 2.1.

Русская литература второй половины XIX века.

Русская литература второй половины XIX века. Культурно – историческое развитие России середины XIX века. Конфликт либерального дворянства и разночинной демократии. Литературная критика и журнальная полемика 1860-х о «лишних людях» и «новом человеке» в журналах «Современник».

2


1. – ознакомительный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Духовные искания русской культуры второй половины XIX века.

1

3. – продуктивный

Тема 2.2.

Творчество А.Н. Островского.




А.Н. Островский: судьба, личность, литературно-театральное творчество. Драма «Гроза». История создания. Своеобразие конфликта.

Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение жестоких нравов «тёмного царства». Система образов, приёмы раскрытия характеров героев драмы А.Н. Островского «Гроза». Смысл названия драмы Н.А. Островского «Гроза». Теория литературы. Драма. Комедия.

4

2. – репродуктивный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Значение творчества А.Н. Островского в истории русского театра.

2

3. – продуктивный

Тема 2.3.

Творчество И.А. Гончарова.


Жизненный путь И.А.Гончарова. Место И.А. Гончарова в русской литературе второй половине 19 века. История создания романа «Обломов».

Поэтика романа «Обломов». Образ главного героя в романе «Обломов». Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романаРоль второстепенных персонажей в романе «Обломов». Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Понятие «обломовщина». Теория литературы. Социально-психологический роман.

4

2. – репродуктивный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).

1

3. – продуктивный

Тема 2.4.

Творчество И.С. Тургенева.










Жизненный и творческий путь И.С.Тургенева. Место романа «Отцы и дети» в творчестве И.С. Тургенева. История создания и идейно- художественное своеобразие романа «Отцы и дети». Теория литературы. Средства создания характеров (портрет, пейзаж, спор, диалог).

И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Особенности композиции романа. Конфликт «отцов и детей» .Базаров тип героя нигилиста. Пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Смысл финала романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

4

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Полемика вокруг романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». (Д. Писарев, Н. Страхов, М. Антонович).

2

3. – продуктивный

Тема 2.5.

Н.С. Лесков. Повесть «Очарованный странник».

Жизнь и творчество писателя. «Очарованный странник»: поэтика названия, особенности жанра. Внешняя и духовная биография Ивана Флягина.

2

2. – репродуктивный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Художественный мир Н.С. Лескова.

1


Тема 2.6.

М.Е. Салтыков-Щедрин. Творчество.

М.Е. Салтыков-Щедрин: личность, творчество. Мировоззрение писателя. Жанровое своеобразие, тематика и проблематика сказок М.Е.Салтыкова- Щедрина. Своеобразие фантастики в сказках М.Е. Салтыкова- Щедрина.

М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города». Замысел, история создания. Своеобразие жанра, композиции. Образы градоначальников. Главы («О корени происхождение глуповцев, «Опись градоначальников», «Органчик», «Подтверждение покаяния. Заключение»). Теория литературы. Гротеск, гипербола, эзопов язык, сказка.

4

2. – репродуктивный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

3. – продуктивный

Тема 2.7.

Творчество Ф.М. Достоевского.








Жизнь, судьба, этапы творческого пути и эстетические взгляды. Образ Петербурга в русской литературе. Петербург глазами Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание»: история создания, жанр, композиция.

Роман «Преступление и наказание». «Маленькие люди» в романе. Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Социальные и философские истоки бунта Раскольникова. «Двойники» Раскольникова, их роль в романе. Символическое значение образа Сони Мармеладовой в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. Теория литературы: Психологизм и его приёмы.

4

2. – репродуктивный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Полифонизм романов Достоевского.

2

3. – продуктивный

Тема 2.8.

Творчество Л.Н. Толстого.












Л.Н. Толстой: жизнь, судьба, этапы творческого пути, духовные искания. Роман-эпопея «Война и мир»: история создания, особенности жанра, образ автора в романе. Теория литературы. Роман – эпопея.

Л.Н. Толстой роман «Война и мир» Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова в романе «Война и мир». Л.Н. Толстого. Женские образы в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» (семьи Ростовых и Болконских, Бергов и Курагиных.

Л.Н. Толстой роман «Война и мир». Народ и личность – одна из главных проблем в романе- эпопеи. Философский смысл Платона Каратаева. Картина войны 1812года. Кутузов и Наполеон.

6

2. – репродуктивный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Наташа Ростова – любимая героиня Толстого.

1

3. – продуктивный

Тема 2.9.

А.П. Чехов.

Пьеса «Вишневый сад».

Сведения из биографии. Особенности драматургии А.П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад». История создания, жанр. Система образов (персонажи, образ сада, образ России, образ настоящего, прошлого, будущего). Тема разрушение дворянского гнезда. Теория литературы. Конфликт драматургии (особенности чеховского конфликта).

2

2. – репродуктивный

Практические занятия. Не предусмотрено




Самостоятельная работа обучающихся: Тема интеллигентного человека в творчестве А.П. Чехова.

1

3. – продуктивный

Раздел 3. Поэзия второй половины XIX века.


14


Тема 3.1.

Русская поэзия второй половины XIX века.


Обзор русской поэзии второй половины XIX века. Идейная борьба направлений «чистого искусства» и гражданской литературы. Стилевое, жанровое и тематическое разнообразие русской лирики второй половины XIX века. Теория литературы. Фольклор. Фольклорные образы и мотивы в поэзии.

2

1. – ознакомительный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

-

Тема 3.2.

Творчество Ф.И. Тютчева. Лирика.


Ф.И. Тютчев: жизнь, творчество, судьба. Единство мира и философия природы в лирике поэта. Историко-философские взгляды Ф.И. Тютчева. Человек и история в лирике Ф.И. Тютчева. Теория литературы. Жанры лирики. Авторский афоризм.

2

2. – репродуктивный




Практические занятия. Не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся:



-



-

Тема 3.3.

Творчество А.А. Фета.

Лирика.

А.А. Фет: жизнь, творчество, судьба. Темы, мотивы и художественное своеобразие лирики. Жизнеутверждающее начало в лирике природы.

2

2. – репродуктивный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: А.А. Фет в воспоминаниях современников.

2

3. – продуктивный

Тема 3.4.

Творчество Н.А. Некрасова.

Н.А.Некрасов: жизнь, творчество, судьба. Своеобразие тем, мотивов и образов поэзии. Судьба народа как предмет лирических переживаний поэта. Любовная лирика Н.А.Некрасова.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел, история, композиция. Система образов (крестьян и помещиков) в поэме. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы.

Образ женщины в поэме. Особенность языка, фольклорное начало в поэме. Место поэмы в творчестве Н.А. Некрасова. Теория литературы. Народность литературы. Стилизация.

4


2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Некрасовский «Современник».

2

3. – продуктивный

Литература ХХ века.

Раздел 4. Особенности развития литературы и других видов искусств в начале XX в.


20




Тема 4.1.

Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX в.

Общая характеристика и своеобразие русской литературы начала XX века. Основные тенденции в литературе конца XIX- начала XX в. Значение русской литературы этого периода в развитии русского литературного процесса.

Практические занятия. Не предусмотрено

2

1. – ознакомительный

Самостоятельная работа обучающихся: Основные тенденции развития прозы.

2

3. – продуктивный

Тема 4.2.

Творчество И. А. Бунина. «Господин из Сан-Франциско».

И.А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Поэтика рассказа «Господин из Сан-Франциско» . Идейно тематическое своеобразие, система образов. Смысл заглавия. Теория литературы. Художественная деталь.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Тема дворянских гнёзд в творчестве А. П. Чехова и И.А. Бунина.

2

3. – продуктивный

Тема 4.3.

Творчество А.И. Куприна. «Гранатовый браслет».

А.И. Куприн: жизнь, творчество. Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет». Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов. Концепция любви в рассказе. Теория литературы. Повесть. Автобиографический роман.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

-

Тема 4.4.

Серебряный век.

«Серебряный век» как культурно- историческая эпоха. Модернизм как одно из ведущих направлений. Культура и литература века. Символизм, акмеизм, футуризм как форма модернизма. Их эстетика и поэтика. Западноевропейские и отечественные истоки символизма, акмеизма. Футуризм как литературное направление. Теория литературы. Модернизм (символизм, акмеизм, футуризм).

2

1. – ознакомительный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

-

Тема 4.5.

Творчество М. Горького.




Сведения из биографии М.Горького. Правда жизни в рассказах Горького. Типы персонажей в романтических рассказах писателя. Тематика и проблематика романтического творчества Горького. Авторская позиция и способы её воплощения.

Пьеса «На дне». История создания, жанровое своеобразие (социально-философская драма), проблематика пьесы ( три правды в пьесе и их трагическое столкновение). Спор о назначении человека. Пьеса «На дне» и её место в творчестве М. Горького. Теория литературы. Социально - философская драма.

4

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: «Гордый человек» в произведениях Ф.М. Достоевского и М. Горького

2

3. – продуктивный

Тема 4.6.

Творчество А. А. Блока. Поэма «Двенадцать».

А. А. Блок: Жизнь, творчество. Поэма «Двенадцать» и жанрово- композиционное своеобразие. Образная система. Теория литературы. Образ-символ и его функции.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

-

Раздел 5. Особенности развития литературы 1920-х годов.


12




Тема 5.1.

Литература 1920-х годов.

Литературный процесс 1920-х гг.: основные темы и события поэзии 20-х г. Тема революции и гражданской войны. Противоречивость развития культуры 1920-е годы. Литературный процесс 1920-х годов. Литературные группировки и журналы.

2

1. – ознакомительный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

-

Тема 5.2.

Творчество В.В. Маяковского. Лирика.


В.В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир раннего Маяковского: футуризм и присущий ему пафос переустройства мира. Тема любви в творчестве В.В. Маяковского. Особенности сатирической лирики. Теория литературы. Традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: В. Маяковский и поэты золотого века.

2

3. – продуктивный

Тема 5.3.

Творчество С.А. Есенина.

Лирика.

С.А. Есенин: жизнь и творчество. Тема природы, любви и Родины в ранней лирике Есенина. Теория литературы. Поэтическое средство художественной выразительности.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

-

Тема 5.4.

А. А. Фадеев. Роман «Разгром».

Сведения из биографии. Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Теория литературы. Положительный герой.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено

-

-

Самостоятельная работа обучающихся: Революция в творчестве А.А. Фадеева.

2

3. – продуктивный

Раздел 6. Особенности развития литературы 1930- начала 1940-х годов.


28


Тема 6.1.

Литература 1930- начала 1940-х годов. М.И. Цветаева. Творчество.

Становление новой культуры в 1930-е годы. Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. М.И. Цветаева: время, личность, творчество. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля. Теория литературы. Средства поэтической выразительности.

2


1. – ознакомительный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: 1.Становление новой культуры в 30-е годы. 2.М. И. Цветаева в воспоминаниях современников.

4

3. – продуктивный

Тема 6.2.

О.Э. Мандельштам. Творчество.

О.Э. Мандельштам: время, личность, творчество. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Природа поэзии XIX в.

2

3. – продуктивный

Тема 6.3.

А. П. Платонов. Повесть «Котлован».


Творчество А.П. Платонова. Характерные черты времени в повести А. Платонова «Котлован». Пространство и время в повести А. Платонова «Котлован». Метафоричность художественного мышления автора. Теория литературы: Рассказ и его виды.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Традиции и новаторство в творчестве А. Платонова.

2

3. – продуктивный

Тема 6.4.

И.Э.Бабель «Конармия».




Сведения из биографии писателя. Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. «Конармия». Проблематика, герой, стиль. Место в литературе о гражданской войне.

2


2. – репродуктивный




Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:



Тема 6.5.

М.А. Булгаков. Творчество.






Место М.А. Булгакова в 30-е г. История создания романа «Мастер и Маргарита». Особенности жанра, композиции, образной системы. Теория литературы: Фантастика и её роль в художественном произведении. Типы романа.

Роман М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблематика романа (художник и власть, проблема нравственного выбора: Понтий Пилат и Иешуа Га-Ноцри, концепция любви в романе). Фантастическое и реалистическое в романе.

4


2. – репродуктивный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Традиции русской литературы (творчество Н. В. Гоголя) в творчестве М. Булгакова.

2

3. – продуктивный

Тема 6.6.

М.А. Шолохов. Творчество.






М.А. Шолохов: судьба, личность, творчество. «Донские рассказы»: «Родинка», «Чужая кровь». Социальное и общечеловеческое в произведениях писателя.

Роман «Тихий Дон». Роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Глубокое постижение автором исторических процессов, правдивое изображение Гражданской войны. Трагедия Григория Мелихова. Женские судьбы в романе. Теория литературы: Название и его роль в художественном произведении.

4

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено





Самостоятельная работа обучающихся: Казачьи песни в романе – эпопеи «Тихий Дон» и их роль в раскрытии идейно – нравственного эстетического содержания произведения.

2

3. – продуктивный

Раздел 7. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.






8


Тема 7.1.

Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Публицистика военных лет. Произведения первых послевоенных лет.

2

1. – ознакомительный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

-

Тема 7.2.

А.А. Ахматова. Поэма «Реквием».












Жизненный и творческий путь А.А.Ахматовой. Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода. Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: Гражданские и патриотические стихи А. Ахматовой и советская литература

2

3. – продуктивный

Тема 7.3.

Лирика Б.Л.Пастернака.


Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:



Раздел 8.Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов.




16


Тема 8.1.

Литература 1950 – 1980-х годов.






Особенности развития литературы 1950 – 1980-х годов. Общественно – культурная обстановка во второй половине ХХ века. Развитие литературы 1950-1980-х годов, в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели». Основные направления и течения художественной прозы 1950-1980-х годов. Тематика и проблематика, традиции и новаторство в произведениях прозаиков.

«Городская проза». Ю.В.Трифонов «Обмен». Нравственная проблематика и художественные особенности повести.

«Деревенская проза». Изображение жизни советской деревни. В.Распутин «Прощание с Матёрой». Актуальные и вечные проблемы . Теория литературы. Повесть.

Драматургия. Авторская песня. А.Вампилов «Старший сын». Стечение обстоятельств в пьесе. Авторская песня. Ее место в историко-культурном процессе (содержательность, искренность, внимание к личности). Значение творчества В. Высоцкого, Ю. Визбора, Б. Окуджавы и в развитии жанра авторской песни. Теория литературы. Лирика. Авторская песня.

8

1. – ознакомительный






Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: 1. Многонациональность советской литературы. 2. Автобиографическая литература.

4

3. – продуктивный

Тема 8.2.

А.Т. Твардовский. Творчество.

А.Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Лирика: размышление о настоящем и будущем Родины. Поэма «За далью-даль». Темы и проблемы в произведении. Отголоски прошлого в поэме. Теория литературы. Стиль. Лирика. Лиро-эпика. Лирический цикл.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

-

Тема 8.3.

А.С. Солженицын «Один день Ивана Денисовича».

А.С. Солженицын: судьба, личность, творчество. Сюжетно- композиционные особенности повести «Один день Ивана Денисовича». Человек в тоталитарном государстве. Характер героя как способ выражения авторской позиции. Теория литературы. Эпос. Роман. Повесть. Рассказ. Литературный герой. Публицистика.

2

2. – репродуктивный


Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся:

-

-

Раздел 9. Русское литературное зарубежье 1920- 1990 – х годов.


4


Тема 9.1.

Русское литературное зарубежье 1920- 1990 – х годов.

Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского зарубежья 1920-1930-е годы. Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. И.С.Шмелёв «Лето Господне». Формирование нравственного начала в человеке.

2

1. – ознакомительный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: История : три волны русской эмиграции.

2

3. – продуктивный

Раздел 10.Особенности развития литературы 1980- 2000-х годов.


4


Тема 10.1.

Литература1980- 2000-х годов.


Общественно - культурная ситуация в России конца ХХ - начала ХХI века. «Задержанная» и «возвращённая» литература. В.Астафьев «Прокляты и убиты».

1

1. – ознакомительный

Практические занятия. Не предусмотрено



Самостоятельная работа обучающихся: «Фантастика в современной литературе». «Особенности массовой литературы ХХ- ХХI века».

3

3. – продуктивный

Всего:

175




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1.    Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

  Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета литературы.

Оборудование учебного кабинета: -    посадочные места по количеству обучающихся; -    рабочее место преподавателя; - комплект презентаций по литературе; - методические разработки уроков и мероприятий.

Технические средства обучения:

- мультимедиа проектор;

- наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакатов, портретов поэтов, писателей и др.); - интерактивная доска.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники


1.Лебедев Ю. В. Литература (базовый уровень). 10 класс: в 2 ч. — М., 2016.

2.Лебедев Ю. В. Литература (базовый уровень). 11 класс: в 2 ч. — М., 2016.


Дополнительные источники

1.Белокурова С.П., Сухих И.Н. Русский язык и литература. Русская литература в 10-11 классе (базовый уровень). Книга для учителя / под ред И. Н. Сухих. — М., 2016. 2.Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы ХIХ века. 10 класс ФГОС -4-е изд.,перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2017.(Серия «Учебно – методический комплент») 3. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы ХIХ века. 11 класс ФГОС -4-е изд.,перераб. и доп.- М.: Издательство «Экзамен», 2017.(Серия «Учебно – методический комплент») 4.Карнаух Н. Л., Кац Э. Э. Письмо и эссе // Литература. 10-11 кл. — М., 2016. 5. Крутецкая В.А.Русская литература в схемах и таблицах 10-11 класс.-СПб.: Издательский Дом «Литера», 2017.- 288с.

Интернет-ресурсы

1.www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста). 2.www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»). 3.www.nehudlit.ru - электронная библиотека учебных материалов. 4.www.edu.ru – федеральный портал российского образования;

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения; объяснять его связь с проблематикой произведения;

-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; - раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; - выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; -соотносить произведения с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- выявлять авторскую позицию;

-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения; - аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX - XX в.в.;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;




















- аудирование, оценка речевой деятельности; контрольное задание;


- тестирование, рефераты, контрольные задания; вопросы на знание текстов;








- групповая аналитическая работа с текстами художественных произведений, составление портрета литературного героя;

-сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам занятий, наблюдений). 



-тестирование, рефераты, контрольные задания; - диспут; - заучивание стихов наизусть.

-тестирование, развернутые ответы на вопросы.



- семинар, диспут;



- конспектирование, работа с критическими статьями литературных критиков.

-анализ литературных произведений;

- «визитные» карточки поэтов и писателей, хронологические таблицы.








Разработчик:

КЭИ УлГТУ преподаватель Э.В.Сергеева

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)










Дополнения и изменения

к рабочей программе учебной дисциплины

Учебный год

Протокол и дата заседания П(Ц)К

Принимаемые изменения

Подпись руководителя ОПОП

2017/2018

___ от «___» ______ 20___ г.

















2018/2019

___ от «___» ______ 20___ г.



















2019/2020

___ от «___» ______ 20___ г.



















Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу


ИЗМЕНЕНИЯ, ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, № СТРАНИЦЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ

БЫЛО

СТАЛО

ОСНОВАНИЕ

Подпись лица, внесшего изменения

ИЗМЕНЕНИЯ, ДАТА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЯ, № СТРАНИЦЫ С ИЗМЕНЕНИЕМ

БЫЛО

СТАЛО

ОСНОВАНИЕ

Подпись лица, внесшего изменения




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.