Рабочая программа по физике для студентов СПО
| Автономное учреждение профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Нефтеюганский политехнический колледж» |
УТВЕРЖДЕНО Педагогический совет «____» __________201 г. Протокол № _________ | УТВЕРЖДАЮ Директор АУ «Нефтеюганский политехнический колледж» ________________ М.В. Гребенец Приказ №_________ «___»______________201__ г. МП |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
общеобразовательного цикла
ОДБ. 06.физика
Для обучающихся по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих
Профессия: 43.01.09 Повар, кондитер
Наименование профиля:естественнонаучный
Разработчик: | Преподаватель | | _________ | «____» 201г. |
| | (подпись) | |
Нефтеюганск 201г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ. 06.Физика разработана в соответствии с требованиями образовательного стандарта(далее - ФГОС) среднего (полного) общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования"),рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259),примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины ОДБ. 06.Физикадля профессиональных образовательных организаций рекомендовано Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования, протокол № 2/16з от «28»июня 2016г., регистрационный номер рецензии № 384 от 23июля 2015 г.
Организация-разработчик:автономное учреждение профессионального образования ХМАО - Югры «Нефтеюганский политехнический колледж».
Преподаватель:Колесникова Ксения Евгеньевна.
Рекомендованопредметно-цикловой комиссией естественно – математических дисциплин,протокол № ___ от «____» _______ 201 г.
Руководитель предметно-цикловой комиссии
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. | ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. | СТРУКТУРА И РАБОЧЕЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
| 7 |
3. | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
4. | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 17 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения рабочей программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОДБ .06. Физикапредназначена для изучения в АУ «Нефтеюганский политехнический колледж», реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ОПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 Повар, кондитер.
Программа разработана с учетом требований ФГОС среднего общего образования, профиля профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл.
Уровень усвоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования базовый.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важныхоткрытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитиетехники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знанияпо физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оцениватьдостоверностьестественнонаучной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительногоотношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучногосодержания; готовности к морально-этической оценке использования научныхдостижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практическихзадач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможностьприменения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
Освоение содержания учебной дисциплины ОДБ. 06. «Физика» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
• личностных:
−− чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;
−− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом;
−− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;
−− умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;
• метапредметных:
−− использование различных видов познавательной деятельности для решения физических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;
−− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи,формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;
−− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
−− умение использовать различные источники для получения физической информации, оценивать ее достоверность;
−− умение анализировать и представлять информацию в различных видах;
−− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;
• предметных:
−− сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач;
−− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики;
−− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом;
−− умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимостьмежду физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы;
−− сформированность умения решать физические задачи;
−− сформированность умения применять полученные знания для объясненияусловий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфереи для принятия практических решений в повседневной жизни;
−− сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося–142часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося–142 часа;
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 142 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 142 |
в том числе: | |
практические занятия | 70 |
лабораторные работы | |
контрольные работы | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета. |
2. 2Тематический план и содержание учебной дисциплины ФИЗИКА
Наименование разделов и тем | № занятия | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия. | Вид занятия | Объем часов | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
Введение | |||||
Введение | 1 | Физика –фундаментальная наука о природе.Естественнонаучный метод познания, его возможности и границы применимости. Эксперимент и теория в процессе познания природы. Моделирование физических явлений и процессов. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Физическая величина. Погрешности измерений физических величин | Л | 1 | |
2 | Физические законы. Границы применимости физических законов. Понятие о физической картине мира. Значение физики при освоении профессий СПО и специальностей СПО. | Л | 1 | ||
| | 1семестр | 34 часа | ||
| Содержание учебного материала | 22 | |||
Раздел 1 | Механика | | | ||
Механика | 3 | Кинематика: Механическое движение. Перемещение. Путь. Скорость. Равномерное прямолинейное движение. | Л | 1 | |
4 | Решение задач по теме: «Равномерное прямолинейное движение» | П | 1 | ||
5 | Ускорение. Равнопеременное прямолинейное движение. | Л | 1 | ||
6 | Решение задач по теме: «Ускорение. Движение с постоянным ускорением» | П | 1 | ||
7 | Свободное падение. Движение тела, брошенного под углом к горизонту. | Л | 1 | ||
8 | Решение задач по теме: «Движение тел с постоянным ускорением свободного падения» | П | 1 | ||
9 | Равномерное движение по окружности | П | 1 | ||
10 | Решение задач по теме: «Равномерное движение по окружности» | П | 1 | ||
11 | Законы механики Ньютона. Первый закон Ньютона. Сила. Масса. Импульс. | Л | 1 | ||
12 | Лабораторная работа «Изучение закона сохранения импульса» | П | 1 | ||
13 | Второй закон Ньютона. Основной закон классической динамики. Третий закон Ньютона | Л | 1 | ||
14 | Решение задач по теме: «Сила. Второй закон Ньютона» | П | 1 | ||
15 | Закон всемирного тяготения. Гравитационное поле. | Л | 1 | ||
16 | Решение задач по теме: «Закон всемирного тяготения» | П | 1 | ||
17 | Сила тяжести. Вес. Способы измерения массы тела. Силы в механике. | Л | 1 | ||
18 | Лабораторная работа «Исследование движения тела под действием постоянной силы» | П | 1 | ||
19 | Законы сохранения в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Работа силы. Работа потенциальных сил. | Л | 1 | ||
20 | Мощность. Энергия. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Применение законов сохранения. | Л | 1 | ||
21 | Лабораторная работа; «Изучение законов сохранения на примере удара шаров и баллистического маятника» | П | 1 | ||
22 | Контрольная работа по разделу «Механика» | П | 1 | ||
Домашнее задание: | |||||
Раздел 2 | Молекулярная физика и термодинамика | ||||
Молекулярная физика и термодинамика | 23 | Основы молекулярно-кинетической теории. Идеальный газ. Основные положения МКТ. Размеры и масса молекул и атомов. Броуновское движение. Диффузия. Силы и энергия межмолекулярного взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Скорости движения молекул и их измерение. | Л | 1 | |
24 | Идеальный газ. Давление газа. Основное уравнение МКТ. Температура и ее измерение. | Л | 1 | ||
25 | Газовые законы. Абсолютный нуль температуры. Термодинамическая шкала температур. Уравнение состояния идеального газа. Молярная газовая постоянная. | Л | 1 | ||
26 | Решение задач по теме: «Газовые законы. Основное уравнение МКТ» | П | 1 | ||
27 | Основы термодинамики. Основные понятия и определения. Внутренняя энергия системы. Внутренняя энергия идеального газа. Работа и теплота как формы передачи энергии. Теплоемкость. Удельная теплоемкость. Уравнение теплового баланса. | Л | 1 | ||
28 | Первое начала термодинамики. Адиабатный процесс. Принцип действия тепловой машины. КПД теплового двигателя. | Л | 1 | ||
29 | Второе начало термодинамики. Термодинамическая шкала температур. Холодильные машины. Тепловые двигатели. Охрана природы. | Л | 1 | ||
30 | Решение задач по теме: «Основы термодинамики». | П | 1 | ||
31 | Свойства паров. Испарение и конденсация. Насыщенный пар и его свойства. Абсолютная и относительная влажность воздуха. Точка росы. Кипение. Зависимость температуры кипения от давления. Перегретый пар и его использование в технике. | П | 1 | ||
32 | Свойства жидкостей. Характеристика жидкого состояния вещества. Поверхностный слой жидкости. Энергия поверхностного слоя жидкости. Явления на границе жидкости с твердым телом. Капиллярные явления. | П | 1 | ||
33 | Свойства твердых тел. Характеристика твердого состояния вещества. Упругие свойства твердых тел. Закон Гука. Механические свойства твердых тел. Тепловое расширение твердых тел и жидкостей. Плавление и кристаллизация. | П | 1 | ||
34 | Контрольная работа по теме «Основы термодинамики». | П | 1 | ||
Домашнее задание: Л.1:Стр.4-11, Л.2 Стр.11-21, Л.3 Стр.21-28, Л.4 Стр.28-34, Л.5 Стр.44-51, Л.6 Стр.51-54, Л.7 Стр.55-59, Л.8Стр.59-60, Л.9 Стр.70-86, Л.10 Стр.101-114, Л.11 Стр.114-125, Л.12 Стр.125--137, Л.13 стр.137-147, Л.14 Стр.147-163, Л.15 Стр.163-169 | |||||
| 2 семестр | 40 часов. | |||
Раздел 3 | Электродинамика. | | |||
| Содержание учебного материала | 30 | |||
Электродинамика. | 35 | Электрическое поле. Электрические заряды.Закон сохранения заряда. Закон Кулона. | Л | 1 | |
36 | Решение задач по теме: «Закон Кулона» | П | 1 | ||
37 | Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Работа сил электростатического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Эквипотенциальные поверхности. Связь между напряженностью и разностью потенциалов электрического поля. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Проводники в электрическом поле. | Л | 1 | ||
38 | Решение задач по теме: « Проводники и диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков» | П | | ||
39 | Конденсаторы. Соединение конденсаторов в батарею. Энергия заряженного конденсатора. Энергия электрического поля | Л | 1 | ||
40 | Решение задач по темам: «Емкость конденсатора». «Энергия заряженного конденсатора». | П | 1 | ||
41 | Законы постоянного тока. Условия, необходимые для возникновения и поддержания электрического тока. сила тока и плотность тока. Закон Ома для участка цепи без ЭДС. | П | | ||
42 | Решение задач по теме: «Закон Ома для участка цепи | П | 1 | ||
43 | Зависимость электрического сопротивления от материала, длины и площади поперечного сечения проводника. Зависимость электрического сопротивления проводников от температуры. | Л | | ||
44 | Электродвижущая сила источника тока. Закон Ома для полной цепи. | П | | ||
45 | Решение задач по теме: " Закон Ома для полной цепи ". | П | 1 | ||
46 | Решение задач по теме: " Закон Ома для полной цепи ". | П | | ||
47 | Лабораторная работа: "Изучение закона Ома для полной цепи". | П | 1 | ||
48 | Лабораторная работа: "Изучение закона Ома для полной цепи". | П | 1 | ||
49 | Соединение проводников. Соединение источников Электрической цепи в батарею | П | 1 | ||
50 | Решение задач по теме: «Последовательное и параллельное соединение проводников» | П | 1 | ||
51 | Решение задач по теме: «Последовательное и параллельное соединение проводников» | П | | ||
52 | Лабораторная работа: "Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника напряжения." | П | | ||
53 | Лабораторная работа: "Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения" | П | 1 | ||
54 | Лабораторная работа: "Изучение закона Ома для участка цепи, последовательного и параллельного соединения" | П | | ||
55 | Закон Джоуля - Ленца. Работа и мощность электрического тока. Тепловое действие тока. | Л | | ||
56 | Решение задач по теме: « Закон Джоуля - Ленца. Работа и мощность электрического тока.» | П | 1 | ||
57 | Электрический ток в полупроводниках. Собственная проводимость полупроводников. Полупроводниковые приборы. | Л | | ||
58 | Лабораторная работа: "Определение КПД электрического чайника". | П | 1 | ||
59 | Магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля. Действие магнитного поля на прямолинейный проводник с током. Закон Ампера взаимодействие токов. | П | 1 | ||
60 | Решение задач по теме: "Закон Ампера" | П | 1 | ||
61 | Магнитный поток. Работа по перемещению проводника с током в магнитном поле. | Л | 1 | ||
62 | Решение задач по теме: "Магнитный поток". | П | 1 | ||
63 | Действие магнитного поля на движущийся заряд. Сила Лоренца. | Л | 1 | ||
64 | Решение задач по теме: " Сила Лоренца ". | П | 1 | ||
65 | Определение удельного заряда. Ускорители заряженных частиц. | Л | 1 | ||
66 | Электромагнитная индукция. Электромагнитная индукция. Вихревое электрическое поле. | Л | 1 | ||
67 | Решение задач по теме: «Вектор магнитной индукции» | П | 1 | ||
68 | Решение задач по теме: «Вектор магнитной индукции» | П | 1 | ||
69 | Самоиндукция. Энергия магнитного поля. | Л | 1 | ||
70 | Решение задач по теме:« Самоиндукция. Энергия магнитного поля.». | П | 1 | ||
71 | Решение задач по разделу "Электродинамика" | П | 1 | ||
72 | Решение задач по разделу "Электродинамика" | П | 1 | ||
73 | Решение задач по разделу "Электродинамика" | П | 1 | ||
74 | Итоговая контрольная работа. | П | 1 | ||
Домашнее задание: Л.1 Стр.177-180, стр.180-191, стр.191-203, стр.203-207, Стр.207-211, Стр.213-214, стр.219-222, Стр.233-235, стр.235-242. Практические занятия: Индивидуальные карточки | | | |||
3 семестр | 36 часов | ||||
Раздел 4 | Колебания и волны | | |||
Колебания и волны | 75 | Механические колебания. Колебательное движение. Гармонические колебания. Свободные механические колебания. | Л | 1 | |
76 | Линейные механические колебательные системы. превращение энергии при колебательном движении. | Л | 1 | ||
77 | Свободные затухающие механические колебания. Вынужденные механические колебания. | Л | 1 | ||
78 | Решение задач по теме: «Характеристики пружинного маятника» | П | 1 | ||
79 | Решение задач по теме: «Характеристики нитяного маятника» | П | 1 | ||
80 | Упругие волны. Поперечные и продольные волны. Характеристики волны. Уравнение плоской бегущей волны. | Л | 1 | ||
81 | Лабораторная работа: "Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити." | П | 1 | ||
82 | Лабораторная работа: "Изучение зависимости периода колебаний нитяного маятника от длины нити." | П | 1 | ||
83 | Решение задач по теме: «Характеристики механических волн» | П | 1 | ||
84 | Интерференция волн. | Л | 1 | ||
85 | Понятие о дифракции волн. | Л | 1 | ||
86 | Звуковые волны. ультразвук и его применение. | Л | 1 | ||
87 | Решение задач по теме: «Звуковые волны» | П | 1 | ||
88 | Решение задач по теме: "Механические колебания и волны" | П | 1 | ||
89 | Контрольная работа по теме: «Механические колебания и волны». | П | 1 | ||
90 | Электромагнитные колебания. Свободные электромагнитные колебания | Л | 1 | ||
91 | Превращение энергии в колебательном контуре. | Л | 1 | ||
92 | Затухающие электромагнитные колебания. Генератор незатухающих электромагнитных колебаний. | Л | 1 | ||
93 | Вынужденные электрические колебания. | Л | 1 | ||
94 | Переменный ток. Генератор переменного тока. | Л | 1 | ||
95 | Емкостное и индуктивное сопротивления переменного тока | Л | 1 | ||
96 | Решение задач по теме: « Переменный ток.» | П | 1 | ||
97 | Решение задач по теме: «Активные и реактивные сопротивления» | П | 1 | ||
98 | Закон Ома для элетрической цепи переменного тока. Работа и мощность переменного тока. | Л | 1 | ||
99 | Генераторы тока. Трансформаторы. | Л | 1 | ||
100 | Токи высокой частоты. Получение, передача и распределение электроэнергии. | Л | 1 | ||
101 | Решение задач по теме: «Мощность в цепи переменного тока» | П | 1 | ||
102 | Электромагнитные волны. Электромагнитное поле как особый вид материи. | Л | 1 | ||
103 | Электромагнитные волны. Вибратор Герца | Л | 1 | ||
104 | Открытый колебательный контур. | Л | 1 | ||
105 | Изобретение радио А.С. Поповым. Понятие о радиосвязи. | Л | 1 | ||
106 | Применение электромагнитных волн. | Л | 1 | ||
107 | Лабораторная работа по теме: «Проверка закона Ома для цепи переменного тока | П | 1 | ||
108 | Лабораторная работа по теме: «Изучение явления резонанса в электрическом колебательном контуре» | П | 1 | ||
109 | Решение задач по теме: “Колебания и волны” | П | 1 | ||
110 | Контрольная работа по теме: «Электромагнитные колебания и волны». | П | 1 | ||
Домашнее задание: Л.1 Стр.255-260, стр.260-273,стр.273-278,стр.278-283,стр.283-290,Стр.290-293,стр.293-295,стр.295-298,стр.298-300,стр.300-303,стр.303-307,стр.307-316,стр.316-318,стр.318-324. По практическим занятиям индивидуальные карточки | |||||
Раздел 5 | Оптика 4 семестр | 32 часа | |||
Оптика | Содержание учебного материала | ||||
111 | Природа света. Скорость распространения света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. | Л | 1 | ||
112 | Полное отражение. Линзы. | Л | 1 | ||
113 | Глаз как оптическая система. Оптические приборы. | Л | 1 | ||
114 | Волновые свойства света. Интерференция света. Когерентность световых лучей. Интерференция в тонких пленках. | Л | 1 | ||
115 | Полосы равной толщины. Кольца Ньютона. Использование интерференции в науке и технике. | Л | 1 | ||
116 | Дифракция света. Дифракция на щели в параллельных лучах. Дифракционная решетка. | Л | 1 | ||
117 | Понятие о голографии. Поляризация поперечных волн. Поляризация света | Л | 1 | ||
118 | Двойное лучепреломление. Поляроиды. Дисперсия света. | Л | 1 | ||
119 | Виды спектров. Спектры испускания. Спектры поглощения. | Л | 1 | ||
120 | Ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Рентгеновские лучи. Их природа и свойства | Л | 1 | ||
121 | Решение задач по теме: «Построение изображения в линзах» | П | 1 | ||
122 | Лабораторная работа по теме: «Изучение изображения предметов в тонкой линзе» | П | 1 | ||
123 | Лабораторная работа по теме: «Изучение интерференции и дифракции света» | П | 1 | ||
124 | Контрольная работа по теме: «Геометрическая оптика и волновые свойства света» | П | 1 | ||
Раздел 6 | Элементы квантовой физики | | | ||
| Содержание учебного материала | | |||
Элементы квантовой физики | 125 | Квантовая оптика. Квантовая гипотеза Планка. Фотоны. | Л | 1 | |
126 | Внешний фотоэлектрический эффект. Внутренний фотоэффект. Типы фотоэлементов. | Л | | ||
127 | Решение задач по теме: « Теория фотоэффекта» | П | 1 | ||
128 | Решение задач по теме: «Энергия и масса фотона» | П | 1 | ||
Домашнее задание: | | | |||
129 | Физика атома. Развитие взглядов на строение вещества. Закономерности в атомных спектрах водорода. Ядерная модель атома. Опыты Э.Резерфорда. Модель атома водорода по Н.Бору. Квантовые генераторы. | Л | 1 | ||
130 | Физика атомного ядра. Естественная радиоактивность. Закон радиоактивного распада. Способы наблюдения и регистрации заряженных частиц. Эффект Вавилова — Черенкова. | Л | 1 | ||
131 | Строение атомного ядра. Дефект массы, энергия связи и устойчивость атомных ядер. | Л | 1 | ||
132 | Ядерные реакции. Искусственная радиоактивность. Деление тяжелых ядер. Цепная ядерная реакция. Управляемая цепная реакция. Ядерный реактор. Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений. Элементарные частицы. | Л | 1 | ||
133 | Решение задач по теме: «Энергия связи атомных ядер» | П | 1 | ||
134 | Контрольная работа: «Элементы квантовой физики» | П | 1 | ||
Раздел 7 | Эволюция вселенной | | | ||
| Содержание учебного материала | | |||
Эволюция вселенной | 135 | Строение и развитие Вселенной. Наша звездная система – Галактика. Другие Галактики. Бесконечность Вселенной. | Л | | |
136 | Понятие о космологии. Расширяющая Вселенная. Модель горячей Вселенной. | Л | | ||
137 | Строение и происхождение Галактик. | Л | | ||
138 | Эволюция звезд. Гипотеза происхождения Солнечной вселенной. | Л | | ||
139 | Термоядерный синтез. Проблема термоядерной энергетики. | Л | | ||
140 | Энергия Солнца и звезд. Эволюция звезд. | Л | | ||
141 | Происхождение Солнечной системы. | Л | | ||
142 | Дифференцированный зачет | П | |
ТЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕКТОВ:
Александр Григорьевич Столетов — русский физик.
Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.
Альтернативная энергетика.
Акустические свойства полупроводников.
Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.
Асинхронный двигатель.
Астероиды.
Астрономия наших дней.
Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
Бесконтактные методы контроля температуры.
Биполярные транзисторы.
Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.
Величайшие открытия физики.
Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
Вселенная и темная материя.
Галилео Галилей — основатель точного естествознания.
Голография и ее применение.
Движение тела переменной массы.
Дифракция в нашей жизни.
Жидкие кристаллы.
Законы Кирхгофа для электрической цепи.
Законы сохранения в механике.
Значение открытий Галилея.
Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.
Исаак Ньютон — создатель классической физики.
Использование электроэнергии в транспорте.
Классификация и характеристики элементарных частиц.
Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
Конструкция и виды лазеров.
Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).
Лазерные технологии и их использование.
Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.
Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения.
магнитного потока, магнитной индукции).
Метод меченых атомов.
Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.
Методы определения плотности.
Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.
Модели атома. Опыт Резерфорда
Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
Молния — газовый разряд в природных условиях.
Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и прикладной науки и техники. Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.
Нильс Бор — один из создателей современной физики.
Нуклеосинтез во Вселенной.
Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.
Оптические явления в природе.
Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.
Переменный электрический ток и его применение.
Плазма — четвертое состояние вещества.
Планеты Солнечной системы.
Полупроводниковые датчики температуры.
Применение жидких кристаллов в промышленности.
Применение ядерных реакторов.
Природа ферромагнетизма.
Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
Производство, передача и использование электроэнергии.
Происхождение Солнечной системы.
Пьезоэлектрический эффект его применение.
Развитие средств связи и радио.
Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
Реликтовое излучение.
Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
Рождение и эволюция звезд.
Роль К.Э.Циолковского в развитии космонавтики.
Свет — электромагнитная волна.
Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетнокосмической техники. Силы трения.
Современная спутниковая связь.
Современная физическая картина мира.
Современные средства связи.
Солнце — источник жизни на Земле.
Трансформаторы.
Ультразвук (получение, свойства, применение).
Управляемый термоядерный синтез.
Ускорители заряженных частиц.
Физика и музыка.
Физические свойства атмосферы.
Фотоэлементы.
Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.
ХансКристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.
Черные дыры.
Шкала электромагнитных волн.
Экологические проблемы и возможные пути их решения.
Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
ЭмилийХристиановичЛенц — русский физик.
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
Требованиякминимальномуматериально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины «Физика»требует наличия учебного кабинета № 314 «Физика и математика».
Оборудование учебного кабинета:
Шкаф для книг
Шкафы - тумба
Стол преподавателя
Компьютерный стол
Тумба
Монитор
Системный блок
Интерактивная доска
Печатные пособия
1. Стенды по физике
2. Портреты выдающихся ученых-физиков.
Лабораторное оборудование – нет.
1.В.Ф. Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для учреждений сред. Профобразования/В.Ф.Дмитриева.– М.: Издательский центр "Академия", 2015 г.
2.В.Ф.Дмитриева Физика для профессий и специальностей технического профиля. Сборник задач: учеб.пособие для студ. учреждений сред. профобразования/В.Ф.Дмитриева.–М.:Издательский центр "Академия", 2014 г.
Результаты освоения учебной дисциплины | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
личностные: − чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной физической науки; физически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами; | -Письменные контрольные работы, -лабораторные работы, -тестовые задания различных видов, -устный и письменный ответ, -творческие задания, -составление планов, конспектов, -защита презентаций, рефератов -заполнение таблиц, -построение графиков, рисунков, схем. дифференцированный зачет. |
− готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли физических компетенций в этом; | |
− умение использовать достижения современной физической науки и физических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности; | |
-умение самостоятельно добывать новые для себя физические знания, используя для этого доступные источники информации; | |
− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач; | |
− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; | |
метапредметные: − умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития; | |
− использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон физических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере; | |
− умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации; | |
− умение использовать различные источники для получения информации, оценивать ее достоверность; | |
− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации; | |
предметные: −сформированность представлений о роли и месте физики в современной научной картине мира; понимание физической сущности наблюдаемых во Вселенной явлений, роли физики в формировании кругозора и функциональной грамотности человека для решения практических задач; | |
− владение основополагающими физическими понятиями, закономерностями, законами и теориями; уверенное использование физической терминологии и символики; | |
− владение основными методами научного познания, используемыми в физике: наблюдением, описанием, измерением, экспериментом; | |
−умения обрабатывать результаты измерений, обнаруживать зависимостьмежду физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы; | |
−сформированность умения решать физические задачи; | |
−сформированность умения применять полученные знания для объяснения условий протекания физических явлений в природе, профессиональной сфере и для принятия практических решений в повседневной жизни; | |
−сформированность собственной позиции по отношению к физической информации, получаемой из разных источников. |
7