Рабочая программа по математике в 4 классе (УМК «Перспектива»)
Рабочая программа по математике 4 класс
1. Пояснительная записка
Программы разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (раздел III, п. 19.5), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Математика как учебный предмет играет важную роль в развитии младших школьников: ребёнок учится познавать окружающий мир, решать жизненно важные проблемы. Математика открывает младшим школьникам удивительный мир чисел и их соотношений, геометрических фигур, величин и математических закономерностей.
В начальной школе этот предмет способствует развитию у учащихся познавательных действий, в первую очередь логических. В ходе изучения математики у детей формируются регулятивные универсальные учебные действия (УУД): умение ставить цель, планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность своих действий, осуществлять контроль и оценку своей деятельности. Содержание предмета позволяет развивать коммуникативные УУД: младшие школьники учатся ставить вопросы при выполнении задания, аргументировать верность или неверность выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи, характеризовать результаты своего учебного труда. Приобретённые на уроках математики умения способствуют успешному усвоению содержания других предметов, учёбе в основной школе, широко используются в дальнейшей жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
математическое развитие младшего школьника;
освоение начальных математических знаний;
развитие интереса к математике.
Достижение важнейшей цели начального курса математики — формирование у учащихся математической грамотности — связано главным образом с актуализацией языкового компонента содержания обучения, реализацией коммуникативной функции обучения и расширением диалоговых форм работы с учащимися на уроке.
Основные задачи начального курса математики:
развитие числовой грамотности учащихся путём постепенного перехода от непосредственного восприятия количества
к «культурной арифметике», т. е. арифметике, опосредствованной символами и знаками;
формирование прочных вычислительных навыков через освоение рациональных способов действий и повышения интеллектуальной ёмкости арифметического материала;
ознакомление с начальными геометрическими фигурами и их свойствами (на основе широкого круга геометрических представлений и развития пространственного мышления);
развитие умения измерять и вычислять величины (длину, время и др.);
освоение эвристических приёмов рассуждений, выбора стратегии решения, анализа ситуаций и сопоставления данных в процессе решения текстовых задач;
формирование умения переводить текст задач, выраженный в словесной форме, на язык математических понятий, символов, знаков и отношений;
развитие речевой культуры учащихся как важнейшего компонента гуманитарной культуры и средства развития личности;
математическое развитие младших школьников, которое включает способность наблюдать, сравнивать, отличать главное от второстепенного, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадку, строить и проверять простейшие гипотезы; проявлять интерес к математике, размышлять над этимологией математических терминов;
формирование умения вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
расширение и уточнение представления об окружающем мире средствами учебного предмета, развитие умения применять математические знания в повседневной практике.
Представленная в программе система обучения математике опирается на наиболее развитые в младшем школьном возрасте эмоциональный и образный компоненты мышления и предполагает формирование математических знаний и умений на основе широкой интеграции математики с другими областями знания. Содержание обучения в программе представлено разделами «Числа и величины», «Арифметические действия», «Текстовые задачи», «Пространственные отношения. Геометрические фигуры», «Геометрические величины», «Работа с информацией».
Понятие натуральное число формируется на основе понятия множество. Оно раскрывается в результате практической работы с предметными множествами и величинами. Сначала число представлено как результат счёта, а позже как результат измерения. Измерение величин рассматривается как операция установления соответствия между реальными предметами и множеством чисел. Тем самым устанавливается связь между натуральными числами и величинами: результат измерения величины выражается числом.
Расширение понятия число, новые виды чисел вводятся постепенно в ходе освоения счёта и измерения величин. Таким образом, прочные вычислительные навыки остаются наиважнейшими в предлагаемом курсе. Выбор остального учебного материала подчинён решению главной задачи — отработке техники вычислений.
Арифметические действия над целыми неотрицательными числами рассматриваются в курсе по аналогии с операциями над конечными множествами. Действия сложения и вычитания, умножения и деления изучаются совместно.
Осваивая данный курс математики, младшие школьники учатся моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения. Для этого в курсе предусмотрены вычисления на числовом отрезке, что способствует усвоению состава числа, выработке навыков счёта группами, формированию навыка производить вычисления осознанно. Работа с числовым отрезком (или числовым лучом) позволяет ребёнку на начальном этапе обучения решать достаточно сложные примеры, глубоко понимать взаимосвязь действий сложения и вычитания. А также готовит учащихся к открытию соответствующих способов вычислений, в том числе и с переходом через десяток, решению задач на разностное сравнение и на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц.
Вычисления на числовом отрезке (числовом луче) не только способствуют развитию пространственных и логических умений, но и обеспечивают закрепление в сознании ребёнка конкретного образа алгоритма действий, правила.
При изучении письменных способов вычислений подробно рассматриваются соответствующие алгоритмы рассуждений и порядок оформления записей.
Основная задача линии моделей и алгоритмов в данном курсе заключается в том, чтобы наряду с умением правильно проводить вычисления сформировать у учащихся умение оценивать алгоритмы, которыми они пользуются, анализировать их, видеть наиболее рациональные способы действий и объяснять их.
Формирование умения решать задачи — одна из главных целей обучения математике в начальной школе. В предлагаемом курсе понятие задача вводится не сразу, а по прошествии длительного периода подготовки.
Отсроченный порядок введения термина задача, её основных элементов, а также повышенное внимание к процессу вычленения заданной ситуации из данного сюжета способствуют преодолению формализма в знаниях учащихся, более глубокому пониманию внешней и внутренней структуры задачи, развитию понятийного, абстрактного мышления. Ребёнок воспринимает задачу не как нечто искусственное, а как упражнение, составленное по понятным законам и правилам.
Иными словами, дети учатся выполнять действия сначала на уровне восприятия конкретных количеств, затем на уровне накопленных представлений о количестве и, наконец, на уровне объяснения применяемого алгоритма вычислений.
На основе наблюдений и опытов учащиеся знакомятся с простейшими геометрическими формами, приобретают начальные навыки изображения геометрических фигур, овладевают способами измерения длин и площадей. В ходе работы с таблицами и диаграммами у них формируются важные для практико-ориентированной математической деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Большинство геометрических понятий вводится без определений. Значительное внимание уделяется формированию умений распознавать и находить модели геометрических фигур на рисунке, среди предметов окружающей обстановки, правильно показывать геометрические фигуры на чертеже, обозначать фигуры буквами, читать обозначения.
В начале курса знакомые детям геометрические фигуры (круг, треугольник, прямоугольник, квадрат, овал) предлагаются лишь в качестве объектов для сравнения или счёта предметов. Аналогичным образом вводятся и элементы многоугольника: углы, стороны, вершины — и первые наглядно-практические упражнения на сравнение предметов по размеру. Например, ещё до ознакомления с понятием отрезок учащиеся, выполняя упражнения, которые построены на материале, взятом из реальной жизни, учатся сравнивать длины двух предметов на глаз с использованием приёмов наложения или приложения, а затем с помощью произвольной мерки (эталона сравнения). Эти практические навыки им пригодятся в дальнейшем при изучении различных способов сравнения длин отрезков: визуально, с помощью нити, засечек на линейке, с помощью мерки или с применением циркуля и др.
Особое внимание в курсе уделяется различным приёмам измерения величин. Например, рассматриваются два способа нахождения длины ломаной: измерение длины каждого звена с последующим суммированием и «выпрямление» ломаной.
Элементарные геометрические представления формируются в следующем порядке: сначала дети знакомятся с топологическими свойствами фигур, а затем с проективными и метрическими. В результате освоения курса математики у учащихся формируются общие учебные умения, они осваивают способы познавательной деятельности.
При обучении математике по данной программе в значительной степени реализуются межпредметные связи с курсами русского языка, литературного чтения, технологии, окружающего мира и изобразительного искусства.
Например, понятия, усвоенные на уроках окружающего мира, учащиеся используют при изучении мер времени (времена года, части суток, год, месяцы и др.) и операций над множествами (примеры множеств: звери, птицы, домашние животные, растения, ягоды, овощи, фрукты и т.д.), при работе с текстовыми задачами и диаграммами (определение массы животного, возраста дерева, длины реки, высоты горного массива, глубины озера, скорости полёта птицы и др.). Знания и умения, приобретаемые учащимися на уроках технологии и изобразительного искусства, используются в курсе начальной математики при изготовлении моделей фигур, построении диаграмм, составлении и раскрашивании орнаментов, выполнении чертежей, схем и рисунков к текстовым задачам и др.
При изучении курса формируется установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду и работе на результат. Решая задачи об отдыхе во время каникул, о посещении театров и библиотек, о разнообразных увлечениях (коллекционирование марок, открыток, разведение комнатных цветов, аквариумных рыбок и др.), учащиеся получают возможность обсудить проблемы, связанные с безопасностью и здоровьем, активным отдыхом и др.
Освоение содержания данного курса побуждает младших школьников использовать не только собственный опыт, но и воображение: от фактического опыта и эксперимента — к активному самостоятельному мысленному эксперименту с образом, являющемуся важным элементом творческого подхода к решению математических проблем.
Кроме того, у учащихся формируется устойчивое внимание, умение сосредотачиваться.
3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение курса математики в каждом классе начальной школы отводится 4 ч в неделю, всего 540 ч, из них в 1 классе 132 ч (33 учебные недели), во 2—4 классах по 136 ч (по 34 учебные недели).
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности предмета математики:
понимание математических отношений является средством познания закономерностей окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяжённость по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т. д.);
математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);
владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность (аргументировать свою точку зрения, строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения);
овладение эвристическими приёмами мыслительной деятельности (сравнение, обобщение, конкретизация, перебор, рассмотрение частных случаев, метод проб и ошибок, рассуждение по аналогии и др.) необходимо ученику для самостоятельного управления процессом решения творческих задач, применения знаний в новых, необычных ситуациях, в том числе и при решении задач межпредметного и практического характера.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТАЛичностные результаты
У учащегося будут сформированы:
- навыки самоконтроля и самооценки результатов учебной деятельности на основе выделенных критериев её успешности;
- знание и исполнение правил и норм школьной жизни, ответственное отношение к урокам математики;
- умения организовывать своё рабочее место на уроке;
- умения адекватно воспринимать требования учителя;
- интерес к познанию, к новому учебному материалу, к овладению новыми способами познания, к исследовательской и поисковой деятельности в области математики;
- понимание практической ценности математических знаний;
- навыки общения в процессе познания, занятия математикой;
- понимание ценности чёткой, лаконичной, последовательной речи; потребность в аккуратном оформлении записей, выполнении чертежей, рисунков и схем на уроках математики;
- навыки этики поведения;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
- умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
Учащийся получит возможность для формирования:
- адекватной оценки результатов своей учебной деятельности на основе заданных критериев её успешности;
- понимания значения математического образования для собственного общекультурного и интеллектуального развития и успешной карьеры в будущем;
- самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, свой выбор в познавательной деятельности;
- эстетических потребностей в изучении математики;
- уважения к точке зрения собеседника, уважения ценностей других людей;
- этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- готовности к сотрудничеству и совместной познавательной работе в группе, коллективе на уроках математики;
- желания понимать друг друга, понимать позицию другого;
- умения отстаивать собственную точку зрения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Учащийся научится:
- принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать и находить средства их достижения;
- определять наиболее эффективные способы достижения результата, освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- определять правильность выполненного задания на основе сравнения с аналогичными предыдущими заданиями или на основе образцов;
- находить несколько вариантов решения учебной задачи;
- различать способы и результат действия.
Учащийся получит возможность научиться:
- самостоятельно формулировать учебную задачу: определять её цель, планировать алгоритм решения, корректировать работу по ходу решения, оценивать результаты своей работы;
- ставить новые учебные задачи под руководством учителя;
- самостоятельно выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме;
- корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе решения;
- корректировать свою учебную деятельность в зависимости от полученных результатов самоконтроля;
- давать адекватную оценку своим результатам учёбы;
- оценивать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
- самостоятельно вычленять учебную проблему, выдвигать гипотезы, оценивать их на правдоподобность, делать выводы и ставить познавательные цели на будущее;
- позитивно относиться к своим успехам и перспективам в учении;
- определять под руководством учителя критерии оценивания задания, давать самооценку.
Познавательные
Учащийся научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных и проектных заданий творческого характера с использованием учебной и дополнительной литературы, в том числе возможности Интернета;
- использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- проводить сравнение по нескольким основаниям, в том числе самостоятельно выделенным, строить выводы на основе сравнения;
- осуществлять разносторонний анализ объекта;
- проводить классификацию объектов, самостоятельно строить выводы на основе классификации;
- самостоятельно проводить сериацию объектов;
- проводить несложные обобщения;
- устанавливать аналогии;
- использовать метод аналогии для проверки выполняемых действий;
- проводить несложные индуктивные и дедуктивные рассуждения;
- осуществлять действие подведения под понятие (для изученных математических понятий);
- самостоятельно или в сотрудничестве с учителем выявлять причинно-следственные связи и устанавливать родовидовые отношения между понятиями;
- самостоятельно анализировать и описывать различные объекты, ситуации и процессы, используя межпредметные понятия: число, величина, геометрическая фигура;
- под руководством учителя определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела;
- определять круг своего незнания;
- совместно с учителем или в групповой работе отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем книг, справочников, энциклопедий, электронных дисков;
- совместно с учителем или в групповой работе предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения нового материала;
- совместно с учителем или в групповой работе применять эвристические приёмы (перебор, метод подбора, классификация, исключение лишнего, метод сравнения, рассуждение по аналогии, перегруппировка слагаемых, метод округления и т. д.) для рационализации вычислений, поиска решения нестандартной задачи.
Учащийся получит возможность научиться:
- планировать свою работу по изучению незнакомого материала;
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, Интернет);
- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде схем, моделей, сообщений;
передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде.
Коммуникативные
Учащийся научится:
- активно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач при изучении математики и других предметов;
- участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
- оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом учебных и жизненных речевых ситуаций;
- читать вслух и про себя текст учебника, рабочей тетради и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
- сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи), выполняя различные роли в группе;
- отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета;
- критично относиться к своему мнению, уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций;
- участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом;
- конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.
Ученик получит возможность научиться:
- предвидеть результаты и последствия коллективных решений;
- активно участвовать в диалоге при обсуждении хода выполнения задания и в выработке совместных действий при организации коллективной работы;
- чётко формулировать и обосновывать свою точку зрения;
- учитывать мнение собеседника или партнёра в решении учебной проблемы;
- приводить необходимые аргументы для обоснования высказанной гипотезы, опровержения ошибочного вывода или решения;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- вставать на позицию другого человека;
- чётко выполнять свою часть работы в ходе коллективного решения учебной задачи, согласно общему плану действий прогнозировать и оценивать результаты своего труда.
Предметные результаты числа и величины
Учащийся научится:
- моделировать ситуации, требующие умения считать тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч;
- выполнять счёт тысячами, десятками тысяч, сотнями тысяч, как прямой, так и обратный;
- выполнять сложение и вычитание тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч с опорой на знание нумерации;
- образовывать числа, которые больше тысячи, из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц;
- сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте;
- читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько единиц каждого класса в числе;
- упорядочивать натуральные числа от нуля до миллиона в соответствии с указанным порядком;
- моделировать ситуации, требующие умения находить доли предмета;
- называть и обозначать дробью доли предмета, разделённого на равные части;
- устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному или самостоятельно выбранному правилу;
- активно работать в паре или группе при решении задач на поиск закономерностей;
- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному признаку;
- выражать массу, используя различные единицы измерения: грамм, килограмм, центнер, тонну;
- применять изученные соотношения между единицами измерения массы: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 10 ц, 1 т = 1000 кг;
- используя основные единицы измерения величин и соотношения между ними (килограмм — грамм; год — месяц — неделя — сутки — час — минута — секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр — сантиметр, сантиметр — миллиметр), сравнивать названные величины, выполнять арифметические действия с этими величинами.
Учащийся получит возможность научиться:
- классифицировать числа по одному или нескольким основаниям, объяснять свои действия;
- читать и записывать дробные числа, правильно понимать и употреблять термины: дробь, числитель, знаменатель;
- сравнивать доли предмета.
Арифметические действия
Учащийся научится:
- использовать названия компонентов изученных действий, знаки, обозначающие эти операции, свойства изученных действий;
- выполнять действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное числа в пределах 10 ООО) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
- выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
- выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с нулём и единицей);
- вычислять значение числового выражения, содержащего два-три арифметических действия, со скобками и без скобок.
Учащийся получит возможность научиться:
- выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
- использовать свойства арифметических действий для рационализации вычислений;
- прогнозировать результаты вычислений;
- оценивать результаты арифметических действий разными способами.
Работа с текстовыми задачами
Учащийся научится:
- анализировать задачу, устанавливать зависимость между величинами, взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
- оценивать правильность хода решения и реальность ответа на вопрос задачи;
- решать задачи, в которых рассматриваются процессы движения одного тела (скорость, время, расстояние), работы (производительность труда, время, объём работы);
- решать учебные задачи и задачи, связанные с повседневной жизнью, арифметическим способом (в одно-два действия);
- выполнять проверку решения задачи разными способами.
Учащийся получит возможность научиться:
- составлять задачу по её краткой записи, таблице, чертежу, схеме, диаграмме и т. д.;
- преобразовывать данную задачу в новую посредством изменения вопроса, условия задачи, дополнения условия и т. д.;
- решать задачи в 4—5 действий;
- решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа по его дроби;
- находить разные способы решения одной задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Учащийся научится:
- описывать взаимное расположение предметов в пространстве и на плоскости;
- распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойства этих фигур;
- классифицировать углы на острые, прямые и тупые;
- использовать чертёжный треугольник для определения вида угла на чертеже;
- выполнять построение геометрических фигур с заданными измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
- использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
- распознавать шар, цилиндр, конус;
- конструировать модель шара из пластилина, исследовать и характеризовать свойства цилиндра, конуса;
- находить в окружающей обстановке предметы шарообразной, цилиндрической или конической формы.
Учащийся получит возможность научиться:
- копировать и преобразовывать изображение прямоугольного параллелепипеда (пирамиды) на клетчатой бумаге, дорисовывая недостающие элементы;
- располагать модель цилиндра (конуса) в пространстве, согласно заданному описанию;
- конструировать модель цилиндра (конуса) по его развёртке;
- исследовать свойства цилиндра, конуса.
Геометрические величины
Учащийся научится:
- определять длину данного отрезка с помощью измерительной линейки;
- вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
- применять единицу измерения длины — миллиметр и соотношения: 1м = 1000 мм; 10 мм = 1 см, 1000 000 мм = 1 км;
- применять единицы измерения площади: квадратный миллиметр (мм2), квадратный километр (км2), ар (а), гектар (га) и соотношения: 1 см2 = 100 мм2, 100 м2 = 1 а, 10 000 м2 = 1 га, 1 км2 = 100 га;
- оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Учащийся получит возможность научиться:
- находить периметр и площадь плоской ступенчатой фигуры по указанным на чертеже размерам;
- решать задачи практического характера на вычисление периметра и площади комнаты, квартиры, класса и т. д.
Работа с информацией
Учащийся научится:
- читать и заполнять несложные готовые таблицы;
- читать несложные готовые столбчатые диаграммы;
- понимать и использовать в речи простейшие выражения, содержащие логические связки и слова («...и...», «если... то...», «верно /неверно, что...», «каждый», «все», «некоторые», «не»);
Учащийся получит возможность научиться:
- сравнивать и обобщать информацию, представленную в виде таблицы или диаграммы;
- понимать и строить простейшие умозаключения с использованием кванторных слов («все», «любые», «каждый», «некоторые», «найдётся») и логических связок: («для того чтобы... нужно...», «когда... то...»);
- правильно употреблять в речи модальность («можно», «нужно»);
- составлять и записывать несложную инструкцию (алгоритм, план выполнения действий);
- собирать и представлять информацию, полученную в ходе опроса или практико-экспериментальной работы, таблиц и диаграмм;
- объяснять, сравнивать и обобщать данные практико-экспериментальной работы, высказывать предположения и делать выводы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Числа от 100 до 1 000. Повторение
Числовые выражения с действиями одной ступени, обеих ступеней, со скобками и без скобок. Порядок действий.
Свойства диагоналей прямоугольника, квадрата.
Приемы рациональных вычислений
Знакомство с приёмами рационального выполнения действия сложения: группировка слагаемых, округление слагаемых). Приёмы умножения чисел на 10 и на 100. Три способа умножения числа на произведение. Знакомство с окружностью и кругом и их элементами: центр окружности (круга), радиус и диаметр окружности {круга). Свойство радиуса (диаметра) окружности (круга). Знакомство с понятием среднего арифметического нескольких величин, способом его вычисления. Приёмы умножения числа на круглые десятки вида 16 • 30. Задачи на движение, характеризующие зависимость между скоростью, временем и расстоянием. Знакомство с алгоритмом письменного умножения двузначного числа на двузначное в пределах 1000.
Числа, которые больше 1 000. Нумерация
Классификация треугольников по длине сторон: равнобедренные, равносторонние и разносторонние. Приёмы деления круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Единицы стоимости: рубль, копейка — и их соотношение. Три способа деления числа на произведение. Цилиндр, боковая поверхность и основания цилиндра. Развёртка цилиндра. Задачи на пропорциональное деление, когда неизвестную величину находят по суммам двух других величин. Приём деления на круглые десятки. Алгоритм письменного деления на двузначное число.
Числа, которые больше 1 000. Сложение и вычитание
Тысяча как новая счётная единица, счёт тысячами. Десяток тысяч как новая счётная единица. Счёт десятками тысяч. Сотня тысяч как новая счётная единица, счёт сотнями тысяч. Миллион. Знакомство с видами углов (прямые, тупые и острые). Алгоритм определения вида угла на чертеже с помощью чертёжного треугольника. Таблица разрядов и классов. Класс единиц, класс тысяч и их состав. Конус, боковая поверхность, вершина и основание конуса. Развёртка конуса. Миллиметр как новая единица измерения длины. Соотношения единиц длины. Задачи на пропорциональное деление, когда неизвестную величину находят по разностям двух других величин. Центнер и тонна как новые единицы измерения массы. Соотношения единиц массы. Знакомство с долями предмета, их названием и обозначением. Секунда как новая единица времени. Соотношения единиц времени: час, минута, секунда. Секундомер. Приемы письменного сложения и вычитания составных именованных величин.
Умножение и деление. Алгоритм письменного умножения многозначного числа на однозначное число.
Приёмы умножения и деления многозначных чисел на 10, 100, 1000, 10 000 и 100 000. Задачи на нахождение дроби от числа. Приёмы умножений на круглые десятки, сотни и тысячи. Единицы длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр) и их соотношения. Знакомство с задачей на встречное движение, её краткой записью и решением. Единицы массы (грамм, килограмм, центнер и тонна) и их соотношения. Знакомство с задачей на движение в противоположных направлениях, её схематической записью и решением. Приём письменного умножения на двузначное число. Знакомство с задачей на движение в одном направлении, её схематической записью и решением. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и их соотношения.
Числа, которые больше 1 000. Умножение и деление
Приём умножения составной именованной величины на число. Единицы времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) и их соотношения. Приём письменного деления многозначного числа на однозначное число. Знакомство с шаром, его изображением. Центр и радиус шара. Задачи на нахождение числа по его дроби.
Приёмы деления многозначного числа на круглые десятки, сотни и тысячи.
Знакомство с задачами на движение по реке, их краткой записью и решением. Приём деления многозначного числа на двузначное число.
Приёмы деления величины на число и на величину.
Ар и гектар как новые единицы площади и их соотношения с квадратным метром. Единицы площади (квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр, ар и гектар) и их соотношения. Составление таблицы единиц площади. Приём письменного умножения многозначного числа на трёхзначное число. Приём письменного деления многозначного числа на трёхзначное число. Приём письменного деления многозначного числа с остатком. Подбор цифры частного с помощью округления делителя. Приёмы письменного умножения и деления многозначных чисел, когда нули в конце множителей (24 700 • 36, 247 • 360, 2470 • 360) или в середине одного из множителей (364 • 207), когда нули в конце делимого (136 800 : 57) или в середине частного (32 256:32 = 1008)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1 | Числа от 100 до 1 000 | 16 |
2 | Приемы рациональных вычислений | 35 |
3 | Числа, которые больше 1 000 Нумерация | 13 |
4. | Сложение и вычитание | 12 |
5 | Умножение и деление | 60 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МАТЕМАТИКЕ в 4 «А» классе
Учитель: Журавлева Т.А.
(количество часов по учебному плану: 140; по КТП:132 )
№ п/п |
Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности | Материально-техническое обеспечение | Формы контроля на уроке | Дата | ||||||||||||||||||||||||
по плану | по факту | |||||||||||||||||||||||||||||
Числа от 100 до 1000 | ||||||||||||||||||||||||||||||
1-6 | Повторение. | 6ч. | Выполнять устно и письменно сложение и вычитание чисел в пределах 1000. Использовать знания таблицы умножения при вычислении значений выражений. Решать задачи в 2-3 действия. Проверять правильность выполнения арифметических действий, используя другой приём вычисления или зависимости между компонентами и результатом действия. Вычислять площадь прямоугольника, ступенчатой фигуры по заданным размерам сторон. Сравнивать площади фигур методом наложения и с помощью общей мерки. Работать с информацией, заданной в форме таблицы, схемы, диаграммы. | У. 3-5, 5-6, 7-8, 8-10, 10-12, 12-13, 13-15, 15-17 Т. 4-11 | ФО | 02.09 03.09 04.09 05.09 09.09 10.09 | | |||||||||||||||||||||||
7 | Контрольная работа (входная) | 1 ч | Самостоятельная работа | | ПО | 11.09 | | |||||||||||||||||||||||
8 | Работа над ошибками. Повторение. | 1ч | | | ФО | 12.09 | | |||||||||||||||||||||||
9 | Числовые выражения. | 1ч. | Читать, записывать и сравнивать числовые выражения. Устанавливать порядок выполнения действий в числовых выражениях, находить их значения. Записывать решение текстовой задачи числовым выражением | У.17-18, 19-20,20-22 Т.12-14 | УО | 16.09 | | |||||||||||||||||||||||
10 | Числовые выражения. | 1ч. | Читать, записывать и сравнивать числовые выражения. Устанавливать порядок выполнения действий в числовых выражениях, находить их значения. | У.19-20,20-22 Т.12-14 | ФО | 17.09 | | |||||||||||||||||||||||
11-15 | Диагональ многоугольника. | 5ч. | Проводить диагонали прямоугольника, характеризовать свойства диагоналей прямоугольника, квадрата. Исследовать фигуру, выявлять свойства её элементов, высказывать суждения и обосновывать или опровергать их. | У. 23-24, 25-27, 27-28, 29-31, 31-32 Т.16-23 | ФО | 18.09 19.09 23.09 24.09 25.09 | | |||||||||||||||||||||||
Приемы рациональных вычислений (35 ч) | ||||||||||||||||||||||||||||||
16-17 | Группировка слагаемых. | 2ч. | Использовать свойства арифметических действий, приёмы группировки и округления слагаемых для рационализации вычислений. Сравнивать разные способы вычислений, находить наиболее удобный. Планировать решение задачи. Выполнять задания творческого и поискового характера. | У. 33-34, 34-35 Т.24-27 | ФО | 26.09 30.09 | | |||||||||||||||||||||||
18-19 | Округление слагаемых. | 2ч. | У. 36-38, 38-39 Т. 28-31 | УО | 01.10 02.10 | | ||||||||||||||||||||||||
20 | Контрольная работа № 2 по теме: «Числа от 100 до 1000» | 1ч. | Карточки С заданиями | ПО | 03.10 | | ||||||||||||||||||||||||
21-22 | Анализ контрольной работы. Умножение круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. | 2ч. | Выполнять умножение круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера. Выполнять задания по образцу, заданному алгоритму действий. | У. 40-41, 41-42 Т. 32-35 | УО | 07.10 08.10 | | |||||||||||||||||||||||
23-24 | Умножение числа на произведение. | 2ч. | Сравнивать различные способы умножения числа на произведение, выбирать наиболее удобный способ вычислений. Составлять и решать задачи, обратные данной. | У. 42-44, 44-45 Т.36-39 ЭПУ | ФО | 09.10 10.10 | | |||||||||||||||||||||||
25 | Окружность и круг. | 1ч. | Распознавать на чертеже окружность и круг, называть и показывать их элементы (центр, радиус, диаметр), характеризовать свойства этих фигур. | У. 46-47 Т. 40-41 | УО | 14.10 | | |||||||||||||||||||||||
26-27 | Среднее арифметическое. | 2ч. | Находить среднее арифметическое нескольких слагаемых. Копировать (преобразовывать) изображение фигуры на клетчатой бумаге. | У. 48-50, 50-51 Т. 42-45 | ФО | 15.10 16.10 | | |||||||||||||||||||||||
28-29 | Умножение двузначного числа на круглые десятки. | 2ч. | Выполнять умножение двузначных чисел на круглые десятки в пределах 1000. Сравнивать длины отрезков на глаз и с помощью измерений. Исследовать фигуру, выявлять свойства её элементов, высказывать суждения и обосновывать или опровергать их. | У. 52-53, 54 Т. 46-49 | УО | 17.10 21.10 | | |||||||||||||||||||||||
30 | Контрольная работа № 3 по теме: «Числа от 100 до 1000». | 1ч. | Самостоятельная работа | | ПО | 22.10 | | |||||||||||||||||||||||
31-33 | Анализ контрольной работы. Скорость. Время. Расстояние. | 3ч. | Моделировать и решать задачи на движение, используя схематический рисунок, таблицу или диаграмму. Объяснять и обосновывать действие, выбранное для решения задачи. Составлять и решать задачи, обратные задачам, характеризующим зависимость между скоростью, временем и расстоянием. Дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать вывод. | У.55-57,57-59, 59-61 Т. 50-55 | ФО | 23.10 24.10 05.11 | | |||||||||||||||||||||||
34-35 | Умножение двузначного числа на двузначное (письменные приёмы вычисления). | 2ч. | Выполнять письменно умножение двузначного числа на двузначное. Работать в паре при решении логических задач на поиск закономерностей. Совместно оценивать результат работы. | У. 62-63, 64 Т. 56-59 | УО | 06.11 07.11 | | |||||||||||||||||||||||
36-38 | Виды треугольников. | 3ч. | Классифицировать треугольники на равнобедренные и разносторонние, различать равносторонние треугольники. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы. | У. 65-67, 67-68 Т. 60-63 | ФО | 11.11 12.11 13.11 | | |||||||||||||||||||||||
39-40 | Деление круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. | 2ч. | Выполнять деление круглых десятков и круглых сотен на 10 и на 100. Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять стоимость в рублях и копейках. Решать задачи¸ в которых стоимость выражена в рублях и копейках. Заменять крупные единицы стоимости мелкими. | У.69-70, 70-71 Т. 64-67 | УО | 14.11 18.11 | | |||||||||||||||||||||||
41 | Деление числа на произведение. | 1ч. | Сравнивать различные способы деления числа на произведение, выбирать наиболее удобный способ вычислений. | У. 72-73 Т. 68-69 | ФО | 19.11 | | |||||||||||||||||||||||
42 | Цилиндр. | 1ч. | Находить в окружающей обстановке предметы цилиндрической формы. Конструировать модель цилиндра по его развёртке, исследовать и характеризовать свойства цилиндра. Работать в паре при решении задач на поиск закономерностей. Совместно оценивать результат работы. | У. 74-75 Т. 70-71 | УО | 20.11 | | |||||||||||||||||||||||
43-44 | Задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. | 2ч. | Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного по двум суммам. Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами. Дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Работать в паре при решении логических задач на поиск закономерностей. Совместно оценивать результат работы. | У. 76-78, 78-79 Т. 72-75 | ФО | 21.11 25.11 | | |||||||||||||||||||||||
45-46 | Деление круглых чисел на круглые десятки. | 2ч. | Выполнять устно деление на круглые десятки в пределах 1000. Использовать при делении числа на круглые десятки знание таблицы умножения на 10 и правила деления числа на произведение. | У. 80-81,81-82 Т. 76-79 ЭПУ | ФО | 26.11 27.11 | | |||||||||||||||||||||||
47-48 | Деление трёхзначного числа на двузначное число (письменные приёмы вычисления). | 2ч. | Выполнять в пределах 1000 письменно деление на двузначное число. Выполнять проверку действия деления разными способами. Наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия (вопроса). Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера. | У. 83-84, 84-86 Т. 80-82 | УО | 28.11 02.12 | | |||||||||||||||||||||||
49 | Контрольная работа № 4 по теме: «Числа от 100 до 1000». | 1ч. | Карточки с заданиями | ПО | 03.12 | | ||||||||||||||||||||||||
50-52 | Анализ контрольной работы. Тысяча. Счёт тысячами. | 3ч. | Моделировать ситуации, требующие умения считать тысячами. Выполнять счёт тысячами, как прямой, так и обратный. Выполнять сложение и вычитание тысяч, основанные на знании нумерации. Образовывать числа, которые больше 1000, из единиц тысяч, сотен, десятков и единиц. Сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте. Читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи, сколько единиц каждого класса в числе. | У. 89-91, 91-93, 93-94 Т. 82-85 ЭПУ | УО | 04.12 05.12 09.12 | | | ||||||||||||||||||||||
Числа, которые больше 1 000. Нумерация | ||||||||||||||||||||||||||||||
53-54 | Десяток тысяч. Счёт десятками тысяч. | 2ч. | Моделировать ситуации, требующие умения считать десятками тысяч. Выполнять счёт десятками тысяч, как прямой, так и обратный. Выполнять сложение и вычитание десятков тысяч, основанные на знании ну-мерации. Образовывать числа, которые больше 1000, из десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков и единиц. Сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте. Считать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в записи, сколько единиц каждого класса в числе. | У. 95-97, 97-98 Т. 86-87 | ФО | 10.12 11.12 | | | ||||||||||||||||||||||
55 | Сотня тысяч. Счёт сотнями тысяч. Миллион. | 1ч. | Моделировать ситуации, требующие умения считать сотнями тысяч. Выполнять счёт сотнями тысяч, как прямой, так и обратный. Образовывать числа, которые больше 1000, из сотен тысяч, десятков тысяч, единиц тысяч, сотен, десятков, единиц. Сравнивать числа в пределах миллиона, опираясь на порядок следования этих чисел при счёте. Читать и записывать числа в пределах миллиона, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи, сколько ед-ц каждого класса в числе. | У. 99-101 Т. 88-89 ЭПУ | УО | 12.12 | | | ||||||||||||||||||||||
56 | Виды углов. | 1ч. | Классифицировать углы на острые, прямые и тупые. Использовать чертёжный треугольник для определения вида угла на чертеже. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы. | У. 102-104 Т. 90-91 | ФО | 16.12 | | | ||||||||||||||||||||||
57 | Контрольная работа за 1 полугодие | 1ч. | Самостоятельная работа | | ПО | 17.12 | | | ||||||||||||||||||||||
58 | Анализ контрольной работы. Разряды и классы чисел. | 1ч. | Называть разряды и классы многозначных чисел в пределах 1000000. Сравнивать многозначные числа, опираясь на порядок следования чисел при счёте. Читать и записывать многозначные числа в пределах 1000000, объясняя, что обозначает каждая цифра в их записи. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых. Выполнять приёмы сложения и вычитания многозначных чисел, основанные на знании нумерации. | У. 105-108 Т. 92-93 | УО | 18.12 | | | ||||||||||||||||||||||
59 | Конус. | 1ч. | Находить в окружающей обстановке предметы конической формы. Конструировать модель конуса по его развёртке, исследовать и характеризовать свойства конуса. | У. 108-109 Т. 94-95 | ФО | 19.12 | | | ||||||||||||||||||||||
60-61 | Миллиметр. | 2ч. | Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять длины отрезков в миллиметрах. Заменять крупные единицы длины мелкими. | У. 110-111, 112-113 Т. 4-5 | УО | 23.12 24.12 | | | ||||||||||||||||||||||
62 | Задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. | 1ч. | Моделировать и решать задачи на нахождение неизвестного по двум разностям. Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи с пропорциональными величинами. Дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы, совместно оценивать результатам работы. | У. 114-116 Т. 6-7 ЭПУ | ФО | 25.12 | | | ||||||||||||||||||||||
Сложение и вычитание | ||||||||||||||||||||||||||||||
63-64 | Алгоритмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. | 2ч. | Выполнять приёмы письменного сложения и вычитания многозначных чисел. | У. 117-118, 119-121 | УО | 26.12 13.01 | | |||||||||||||||||||||||
65-66 | Центнер и тонна. | 2ч. | Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять массу в центнерах и тоннах. Заменять крупные единицы массы мелкими. Рассказывать о различных инструментах и технических средствах для проведения измерений массы. | У. 121-122, 123 Т. 8-9 | ФО | 14.01 15.01 | | |||||||||||||||||||||||
67-68 | Доли и дроби. | 2ч. | Моделировать ситуации, требующие умения находить доли предмета. Называть и обозначать дробью доли предмета, разделённого на равные части. | У. 3-5, 5-6 Т. 10-11 ЭПУ | УО | 16.01 20.01 | | |||||||||||||||||||||||
69-70 | Секунда. | 2ч. | Моделировать ситуации, требующие умения измерять время в секундах. Заменять крупные единицы времени мелкими. | У. 7-9, 9-10 Т. 12-13 | ФО | 21.01 22.01 | | |||||||||||||||||||||||
71-72 | Сложение и вычитание величин. | 2ч. | Выполнять приёмы письменного сложения и вычитания составных именованных величин. Выполнять проверку действия деления разными способами. Контролировать: обнаруживать и устранять ошибки логического (в ходе решения) и арифметического (в ходе вычисления) характера. Выполнять задания творческого и поискового характера. | У. 10-12, 13-14 Т. 14-15 | УО | 23.01 27.01 | | |||||||||||||||||||||||
73 | Повторение. | 1ч. | У. 124-125 | ФО | 28.01 | | ||||||||||||||||||||||||
74 | Контрольная работа № 6 по теме: «Числа, которые больше 1000». | 1ч. | Карточки с заданиями | ПО | 29.01 | | ||||||||||||||||||||||||
Умножение и деление | ||||||||||||||||||||||||||||||
75-76 | Анализ контрольной работы. Умножение многозначного числа на однозначное число (письменные приёмы вычисления). | 2ч. | Выполнять письменно умножение многозначного числа на однозначное число. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. | У. 14-15, 15-16 Т. 16-17 | УО | 03.02 04.02 | | |||||||||||||||||||||||
77 | Умножение и деление на 10, 100, 1000, 10000 и 100000. | 1ч. | Выполнять умножение многозначного числа на 10, 100, 1000, 10000, 100000. Выполнять деление чисел, которые оканчиваются нулями, на 10, 100, 1000, 10000, 100000. | У. 17-19 Т. 18-21 | ФО | 05.02 | | |||||||||||||||||||||||
78-79 | Нахождение дроби от числа. | 2ч. | Моделировать ситуации, требующие умения находить дробь от числа. Решать задачи на нахождение дроби от числа. Использовать различные приёмы проверки правильности выполнения действия, вычисления значения числового выражения. | У. 19-21, 22-23 Т. 22-25 | УО | 06.02 10.02 | | |||||||||||||||||||||||
89-81 | Умножение на круглые десятки, сотни и тысячи. | 2ч. | Выполнять в пределах миллиона умножение на круглые десятки, сотни и тысячи. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождения значения числового выражения и т.д.). | У. 23-25 Т. 26-29 | ФО | 11.02 12.02 | | |||||||||||||||||||||||
82 | Таблица единиц длины. | 1ч. | Заменять крупные единицы длины мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц длины. Составлять задачи по таблице, диаграмме, рисунку и решать их. Интерпретировать информацию, представленную с помощью диаграммы (таблицы), формулировать выводы. Контролировать и осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. | У. 25-27 Т. 30-33 | ФО | 13.02 | | |||||||||||||||||||||||
83 | Контрольная работа № 7 по теме: «Числа, которые больше 1000». | 1ч. | Карточки с заданиями | ПО | 17.02 | | ||||||||||||||||||||||||
84-86 | Анализ контрольной работы. Задачи на встречное движение. | 3ч. | Моделировать и решать задачи на встречное движение. Составлять задачи на встречное движение по схематическому рисунку, решать эти задачи. Представлять различные способы рассуждения ( по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи. | У. 28-29, 20-31, 32-33 Т. 34-35 | УО | 18.02 19.02 20.02 | | |||||||||||||||||||||||
87-88 | Таблица единиц массы. | 2ч. | Заменять крупные единицы массы мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц массы. Планировать решение задачи, сравнивать разные способы решения задачи, с пропорциональными величинами. | У. 34-35, 36-37 Т. 36-37 | ФО | 25.02 26.02 | | |||||||||||||||||||||||
89-91 | Задачи на движение в противоположных направлениях. | 3ч. | Моделировать и решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях. Составлять задачи на движение в противоположных направлениях по схематическому рисунку, решать эти задачи. Представлять различные способы рассуждения (по вопросам, с комментированием, составлением выражения). Выбирать самостоятельно способ решения задачи. | У. 37-38, 39-41, 42-43 Т. 38-39 ЭПУ | УО | 27.02 28.02 02.03 | | |||||||||||||||||||||||
92-93 | Умножение на двузначное число. | 2ч. | Выполнять в пределах миллиона письменное умножение на двузначное число. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать удобный. | У. 44-45, 46 Т. 40-41 | ФО | 03.03 04.03 | | |||||||||||||||||||||||
94-95 | Задачи на движение в одном направлении. | 2ч. | Моделировать и решать задачи на встречное движение, движение в противоположных направлениях и движение в одном направлении. Составлять задачи на движение в одном направлении по схематическому рисунку, решать эти задачи. Дополнять условие задачи недостающим вопросом, числовым данным. | У. 47-49, 50-51, 52-53 Т. 42-43 | УО | 05.03 10.03 | | |||||||||||||||||||||||
96 | Повторение. | 1ч. | У. 54-57 | ФО | 11.03 | | ||||||||||||||||||||||||
97 | Контрольная работа № 8 по теме: «Числа, которые больше 1000». | 1ч. | Карточки с заданиями | ПО | 12.03 | | ||||||||||||||||||||||||
98-101 | Анализ контрольной работы. Время. Единицы времени. | 4ч. | Анализировать ситуации, требующие умения измерять промежутки времени в сутках, неделях, месяцах, годах и веках. Заменять крупные единицы времени мелкими и наоборот на основе знания соотношений между единицами времени. Понимать и анализировать информацию, представленную с помощью диаграммы, формировать выводы. Выполнять задания творческого и поискового характера. | У. 58-60, 60-62, 63-64, 65-67 Т. 44-47 ЭПУ | УО | 16.03 17.03 18.03 19.03 | | |||||||||||||||||||||||
102 | Умножение величины на число. | 1ч. | Выполнять в пределах миллиона письменное умножение составной именованной величины на число. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. | У. 67-69 Т. 48-49 | ФО | 23.03 | | |||||||||||||||||||||||
103 | Таблица единиц времени. | 1ч. | Заменять крупные единицы времени мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц времени. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать более удобный. | У. 69-71 Т. 50-51 | УО | 24.03 | | |||||||||||||||||||||||
104 | Деление многозначного числа на однозначное число. | 1ч. | Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа на однозначное число. Использовать различные способы проверки правильности выполнения арифметических действий. | У. 71-73 Т. 52-53 | ФО | 06.04 | | |||||||||||||||||||||||
105 | Шар. | 1ч. | Находить в окружающей обстановке предметы шарообразной формы. Конструировать модель шара из пластилина, исследовать и характеризовать свойства шара. | У. 73-75 Т. 54-55 | ФО | 07.04 | | |||||||||||||||||||||||
106-107 | Нахождение числа по его дроби. | 2ч. | Моделировать ситуации, требующие умения находить число по его дроби. Решать задачи на нахождение числа по его дроби. Использовать различные приёмы проверки правильности выполнения действия, вычисления значения числового выражения. | У. 75-77, 77-78 Т. 56-57 ЭПУ | УО | 08.04 09.04 | | |||||||||||||||||||||||
108-109 | Деление чисел, которые оканчиваются нулями, на круглые десятки, сотни и тысячи. | 2ч. | Выполнять деление многозначного числа на круглые десятки, сотни и тысячи, используя правило деления числа на произведение. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. | У. 78-80, 80-81 Т. 58-59 | ФО | 13.04 14.04 | | |||||||||||||||||||||||
110-111 | Задачи на движение по реке. | 2ч. | Моделировать и решать задачи на движение по реке. Планировать решение задачи. Дополнять условие задачи недостающими данными или вопросом. Исследовать модель шара и характеризовать его свойства. | У. 82-83, 83-84 Т. 60-63 | УО | 15.04 16.04 | | |||||||||||||||||||||||
112 | Контрольная работа № 9 по теме: «Числа, которые больше 1000». | 1ч. | Карточки с заданиями | ПО | 20.04 | | ||||||||||||||||||||||||
113 | Анализ контрольной работы. Деление многозначного числа на двузначное число. | 1ч. | Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа на двузначное число. | У. 85-86 Т. 64-67 | ФО | 21.04 | | |||||||||||||||||||||||
114-115 | Деление величины на число. Деление величины на величину. | 2ч. | Выполнять письменное деление величины на число и на величину. Сравнивать разные способы вычислений, выбирать более удобный. | У. 87-89, 89-90 Т. 68-69 | УО | 22.04 23.04 | | |||||||||||||||||||||||
116-117 | Ар и гектар. | 2ч. | Анализировать житейские ситуации, требующие умения измерять площадь участков в арах и гектарах. Заменять крупные единицы площади мелкими и наоборот на основе знания соотношений между единицами площади. | У. 91-92, 92-93 Т. 70-71 | ФО | 27.04 28.04 | | |||||||||||||||||||||||
118-119 | Таблица единиц площади. | 2ч. | Заменять крупные единицы площади мелкими и наоборот на основе знания таблицы единиц площади. | У. 93-95 Т. 72-73 | УО | 29.04 30.04 | | |||||||||||||||||||||||
120-121 | Умножение многозначного числа на трёхзначное число. | 2ч. | Выполнять письменно умножение многозначного числа на трёхзначное число. Заменять многозначное число суммой разрядных слагаемых и использовать правило умножения числа на сумму при вычислениях. | У. 95-96 Т. 74-77 ЭПУ | ФО | 06.05 07.05 | | |||||||||||||||||||||||
122-123 | Деление многозначного числа на трёхзначное число. | 2ч. | Выполнять в пределах миллиона письменное умножение и деление многозначного числа на трёхзначное число. Осуществлять пошаговый контроль правильности и полноты выполнения алгоритма арифметического действия. | У. 97-98, 98-99 Т. 78-81 | УО | 12.05 13.05 | | |||||||||||||||||||||||
124-125 | Деление многозначного числа с остатком. | 2ч. | Выполнять в пределах миллиона письменное деление многозначного числа с остатком. Использовать различные способы проверки выполнения арифметического действия, в том числе и с помощью калькулятора. | У. 100-101, 102-103 Т. 82-85 ЭПУ | ФО | 14.05 18.05 | | |||||||||||||||||||||||
126 | Итоговая контрольная работа | 1ч. | Самостоятельная работа | | ПО | 19.05 | | |||||||||||||||||||||||
127 | Анализ контрольной работы.Приём округления делителя. | 1ч. | Использовать приём округления делителя для подбора цифры частного при делении многозначных чисел в пределах миллиона. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать рациональные. Выполнять проверку правильности вычислений разными способами. | У. 103-104 Т. 86-87 | УО | 20.05 | | |||||||||||||||||||||||
128-129 | Особые случаи умножения и деления многозначных чисел. | 2ч. | Выполнять в пределах миллиона умножение и деление многозначных чисел, в записи которых встречаются нули. Сравнивать разные приёмы вычислений, выбирать рациональные. Составлять инструкцию, план решения, алгоритм выполнения задания (при записи числового выражения, нахождении значения числового выражения и т.д.). | У. 105-106, 106-107, 108-110, 111-112 Т. 88-95 | ФО | 21.05 25.05 | | |||||||||||||||||||||||
130-132 | Повторение. | 3ч. | У. 112-114 Т. 88-95 | УО | 26.05 27.05 28.05 | |
«СОГЛАСОВАНО»
зам. дир. по УВР
_________________
«_30_» августа_2019 _г.
Коррекция планирования
Дата непроведённого урока | Причина | Коррекция |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Источники: http://www.school-russia.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=11229