ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, авторской программы М. И. Моро, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В. Степановой («Школа России» Сборник рабочих программ. 1-4 классы. М.: Просвещение, 2011год) и ориентирована на работу по учебнику и рабочим тетрадям:
• Моро, М. И. Математика. 1 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе : в 2 ч. / М. И. Моро [и др.]. – М. : Просвещение, 2018.
• Моро, М. И. Математика. 1 класс : рабочая тетрадь : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений : в 2 ч. / М. И. Моро, С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2018.
• Волкова, С. И. Математика. Проверочные работы. 1 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ С. И. Волкова. – М. : Просвещение, 2018.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- математическое развитие младшего школьника — формирование способности к интеллектуальной деятельности (логического и знаково-символического мышления), пространственного воображения, математической речи; умение строить рассуждения, выбирать аргументацию, различать обоснованные и необоснованные суждения, вести поиск информации (фактов, оснований для упорядочения, вариантов и др.);
- освоение начальных математических знаний — понимание значения величин и способов их измерения; использование арифметических способов для разрешения сюжетных ситуаций; формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики; работа с алгоритмами выполнения арифметических действий;
- воспитание интереса к математике, осознание возможностей и роли математики в познании окружающего мира, понимание математики как части общечеловеческой культуры, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Исходя из общих положений концепции математического образования, начальный курс математики призван решать следующие задачи:
- создать условия для формирования логического и абстрактного мышления у младших школьников на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения;
- сформировать набор необходимых для дальнейшего обучения предметных и общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач;
- обеспечить прочное и сознательное овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования; обеспечить интеллектуальное развитие, сформировать качества мышления, характерные для математической деятельности и необходимые для полноценной жизни в обществе;
- сформировать представление об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания окружающего мира;
- сформировать представление о математике как части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для общественного прогресса;
- сформировать устойчивый интерес к математике на основе дифференцированного подхода к учащимся;
- выявить и развить математические и творческие способности на основе заданий, носящих нестандартный, занимательный характер.
Обучение математике является важнейшей составляющей начального общего образования. Этот предмет играет важную роль в формировании у младших школьников умения учиться.
Начальное обучение математике закладывает основы для формирования приёмов умственной деятельности: школьники учатся проводить анализ, сравнение, классификацию объектов, устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, выстраивать логические цепочки рассуждений. Изучая математику, они усваивают определённые обобщённые знания и способы действий. Универсальные математические способы познания способствуют целостному восприятию мира, позволяют выстраивать модели его отдельных процессов и явлений, а также являются основой формирования универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия обеспечивают усвоение предметных знаний и интеллектуальное развитие учащихся, формируют способность к самостоятельному поиску и усвоению новой информации, новых знаний и способов действий, что составляет основу умения учиться.
Усвоенные в начальном курсе математики знания и способы действий необходимы не только для дальнейшего успешного изучения математики и других школьных дисциплин, но и для решения многих практических задач во взрослой жизни.
Ведущие принципы обучения математике в младших классах — органическое сочетание обучения и воспитания, усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей, практическая направленность обучения, выработка необходимых для этого умений. Большое значение в связи со спецификой математического материала придается учету возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализации дифференцированного подхода в обучении.
Программа адресована обучающимся 1 класса МБОУ - Коржовоголубовская СОШ Клинцовского района Брянской области, которые осваивают курс «Математика» на ступени начального общего образования.
Методы работы с одаренными учащимися:
проблемно-развивающее обучение,
проектно-исследовательская деятельность,
игровые технологии (деловые игры и путешествия),
информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации развития способностей ( презентации, тренажёры),
творческие и нестандартные задания
Виды работ со слабоуспевающими учениками:
Деформированныезадания.
Обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
Диалоговая форма обучения;
Игровые формы
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение математики в 1 классе начальной школы отводится 4 ч в неделю. Курс рассчитан на 132 ч (33 учебные недели).
Планируемые рузультаты освоения учебного предмета, курса
Числа и величины
Ученик научится:
считать различные объекты (предметы, группы предметов, звуки, движения, слоги, слова и т. п.) и устанавливать порядковый номер того или иного предмета при указанном порядке счёта;
читать, записывать, сравнивать (используя знаки сравнения «», «
объяснять, как образуются числа в числовом ряду, знать место числа 0; объяснять, как образуются числа второго десятка из одного десятка и нескольких единиц и что обозначает каждая цифра в их записи;
выполнять действия нумерационного характера: 15 + 1, 18 − 1, 10 + 6, 12 − 10, 14 − 4;
распознавать последовательность чисел, составленную по заданному правилу, устанавливать правило, по которому составлена заданная последовательность чисел (увеличение или уменьшение числа на несколько единиц в пределах 20), и продолжать её;
выполнять классификацию чисел по заданному или самостоятельно установленному признаку;
читать и записывать значения величины длины, используя изученные единицы измерения этой величины (сантиметр, дециметр) и соотношение между ними: 1 дм = 10 см.
Ученик получит возможность научиться:
вести счёт десятками;
обобщать и распространять свойства натурального ряда чисел на числа, большие 20.
Арифметические действия. Сложение и вычитание.
Ученик научится:
понимать смысл арифметических действий сложение и вычитание, отражать это на схемах и в математических записях с использованием знаков действий и знака равенства; выполнять сложение и вычитание, используя общий приём прибавления (вычитания) по частям; выполнять сложение с применением переместительного свойства сложения;
выполнять вычитание с использованием знания состава чисел из двух слагаемых и взаимосвязи между сложением и вычитанием (в пределах 10);
объяснять приём сложения (вычитания) с переходом через разряд в пределах 20.
Ученик получит возможность научиться:
выполнять сложение и вычитание с переходом через десяток в пределах 20;
называть числа и результат при сложении и вычитании, находить в записи сложения и вычитания значение неизвестного компонента;
проверять и исправлять выполненные действия.
Работа с текстовыми задачами.
Ученик научится:
решать задачи (в 1 действие), в том числе и задачи практического содержания;
составлять по серии рисунков рассказ с использованием математических терминов;
отличать текстовую задачу от рассказа; дополнять текст до задачи, вносить нужные изменения;
устанавливать зависимость между данными, представленными в задаче, и искомым, отражать её на моделях, выбирать и объяснять арифметическое действие для решения задачи;
составлять задачу по рисунку, по схеме, по решению.
Ученик получит возможность научиться:
составлять различные задачи по предлагаемым схемам и записям решения;
находить несколько способов решения одной и той же задачи и объяснять их;
отмечать изменения в решении при изменении вопроса задачи или её условия и отмечать изменения в задаче при изменении её решения;
решать задачи в 2 действия;
проверять и исправлять неверное решение задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Ученик научится:
понимать смысл слов (слева, справа, вверху, внизу и др.), описывающих положение предмета на плоскости и в пространстве, следовать инструкции, описывающей положение предмета на плоскости;
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве: слева, справа, левее, правее; вверху, внизу, выше, ниже; перед, за, между и др.;
находить в окружающем мире предметы (части предметов), имеющие форму многоугольника (треугольника, четырёхугольника и т. д.), круга;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, линии, прямая, отрезок, луч, ломаная, многоугольник, круг);
находить сходство и различие геометрических фигур (прямая, отрезок, луч).
Ученик получит возможность научиться:
выделять изученные фигуры в более сложных фигурах (количество отрезков, которые образуются, если на отрезке поставить одну точку (две точки), не совпадающие с его концами).
Геометрические величины.
Ученик научится:
измерять (с помощью линейки) и записывать длину (предмета, отрезка), используя изученные единицы длины (сантиметр и дециметр) и соотношения между ними;
чертить отрезки заданной длины с помощью оцифрованной линейки;
выбирать единицу длины, соответствующую измеряемому предмету.
Ученик получит возможность научиться:
соотносить и сравнивать величины (например, располагать в порядке убывания (возрастания) длины: 1 дм, 8 см, 13 см).
Работа с информацией.
Ученик научится:
читать небольшие готовые таблицы;
строить несложные цепочки логических рассуждений;
определять верные логические высказывания по отношению к конкретному рисунку.
Ученик получит возможность научиться:
определять правило составления несложных таблиц и дополнять их недостающими элементами;
проводить логические рассуждения, устанавливая отношения между объектами и формулируя выводы.
Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
начальные (элементарные) представления о самостоятельности и личной ответственности в процессе обучения математике;
начальные представления о математических способах познания мира;
начальные представления о целостности окружающего мира;
понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося;
проявление мотивации учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения, которые базируются на необходимости постоянного расширения знаний для решения новых учебных задач и на интересе к учебному предмету «Математика»;
освоение положительного и позитивного стиля общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома;
понимание и принятие элементарных правил работы в группе: проявление доброжелательного отношения к сверстникам, стремления прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
начальные представления об основах гражданской идентичности (через систему определённых заданий и упражнений);
приобщение к семейным ценностям, понимание необходимости бережного отношения к природе, к своему здоровью и здоровью других людей.
Ученик получит возможность научиться:
основ внутренней позиции ученика с положительным отношением к школе, к учебной деятельности, а именно: проявления положительного отношения к учебному предмету «Математика», умения отвечать на вопросы учителя (учебника), участвовать в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности; осознания сути новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни, ответственного отношения к урокам математики (ежедневно быть готовым к уроку, бережно относиться к учебнику и рабочей тетради);
учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новых учебных и практических задач;
способности к самооценке результатов своей учебной деятельности.
Метапредметные результаты Регулятивные УУД:
Ученик научится:
понимать и принимать учебную задачу, поставленную учителем, на разных этапах обучения;
понимать и применять предложенные учителем способы решения учебной задачи;
принимать план действий для решения несложных учебных задач и следовать ему выполнять под руководством учителя учебные действия в практической и мыслительной форме;
осознавать результат учебных действий, описывать результаты действий, используя математическую терминологию;
осуществлять пошаговый контроль своих действий под руководством учителя.
Ученик получит возможность научиться:
понимать, принимать и сохранять различные учебно-познавательные задачи; составлять план действий для решения несложных учебных задач, проговаривая последовательность выполнения действий;
выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и прочих средств, предложенных учителем), адекватно относиться к своим успехам и неуспехам, стремиться к улучшению результата на основе познавательной и личностной рефлексии.
Познавательные УУД:
Ученик научится:
понимать и строить простые модели (в форме схематических рисунков) математических понятий и использовать их при решении текстовых задач;
понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.);
проводить сравнение объектов с целью выделения их различий, различать существенные и несущественные при знаки;
определять закономерность следования объектов и использовать её для выполнения задания;
выбирать основания для классификации объектов и проводить их классификацию (разбиение объектов на группы) по заданному или установленному признаку;
осуществлять синтез как составление целого из частей;
иметь начальное представление о базовых межпредметных понятиях: числе, величине, геометрической фигуре;
находить и читать информацию, представленную разными способами (учебник, справочник, аудио- и видеоматериалы и др.);
выделять из предложенного текста (рисунка) информацию по заданному условию, дополнять ею текст задачи с недостающими данными, составлять по ней текстовые задачи с разными вопросами и решать их; находить и отбирать из разных источников информацию по заданной теме.
Ученик получит возможность научиться:
понимать и выполнять несложные обобщения и использовать их для получения новых знаний;
устанавливать математические отношения между объектами и группами объектов (практически и мысленно), фиксировать это в устной форме, используя особенности математической речи (точность и краткость), и на построенных моделях;
применять полученные знания в изменённых условиях;
объяснять найденные способы действий при решении новых учебных задач и находить способы их решения (в простейших случаях);
выделять из предложенного текста информацию по заданному условию;
систематизировать собранную в результате расширенного поиска информацию и представлять её в предложенной форме.
Коммуникативные УУД:
Ученик научится:
задавать вопросы и отвечать на вопросы партнёра;
воспринимать и обсуждать различные точки зрения и подходы к выполнению задания, оценивать их;
уважительно вести диалог с товарищами;
принимать участие в работе в паре и в группе с одноклассниками: определять общие цели работы, намечать способы их достижения, распределять роли в совместной деятельности, анализировать ход и результаты проделанной работы под руководством учителя;
понимать и принимать элементарные правила работы в группе: проявлять доброжелательное отношение к сверстникам, прислушиваться к мнению одноклассников и пр.;
осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимную помощь.
Ученик получит возможность научиться:
применять математические знания и математическую терминологию при изложении своего мнения и предлагаемых способов действий;
включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться;
слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться;
аргументированно выражать своё мнение;
совместно со сверстниками решать задачу групповой работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий, проекта;
оказывать помощь товарищу в случаях затруднения;
признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты: «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.
Содержание учебного предмета, курса
Подготовка к изучению чисел и действий с ними .Сравнение предметов и групп предметов.
Пространственные и временные представления (8 ч).
Сравнение предметов по размеру (больше—меньше, выше—ниже, длиннее—короче) и форме (круглый, квадратный, треугольный и др.).
Пространственные представления, взаимное расположение предметов: вверху, внизу (выше, ниже), слева, справа (левее, правее), перед, за, между; рядом.
Направления движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх.
Временные представления: сначала, потом, до, после, раньше, позже.
Сравнение групп предметов: больше, меньше, столько же, больше (меньше) на....
Числа от 1 до 10 и число О.Нумерация(28 ч).
Названия, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет предметов. Получение числа прибавлением 1 к предыдущему числу, вычитанием 1 из числа, непосредственно следующего за ним при счете.
Число 0. Его получение и обозначение.
Сравнение чисел.
Равенство, неравенство. Знаки «>», «<», «=» .
Состав чисел 2, 3,4, 5. Монеты в 1 р., 2р., 5 р.
Точка, Линии: кривая, прямая, отрезок, ломаная. Многоугольник. Углы, вершины, стороны многоугольника. Длина отрезка. Сантиметр.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание (на основе счета предметов).
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание(56ч).
Конкретный смысл и названия действий. Знаки «+», «-», «=».
Названия компонентов и результатов сложения и вычитания (их использование при чтении и записи числовых выражений). Нахождение значений числовых выражений в 1—2 действия без скобок.
Переместительное свойство суммы.
Приемы вычислений: при сложении (прибавление числа по частям, перестановка чисел);при вычитании (вычитание числа по частям и вычитание на основе знания соответствующего случая сложения).
Таблица сложения в пределах 10. Соответствующие случаи вычитания.
Сложение и вычитание с числом 0.
Нахождение числа, которое на несколько единиц больше или меньше данного.
Решение задач в 1 действие на сложение и вычитание.
Числа от 11 до 20.Нумерация (12 ч).
Названия и последовательность чисел от 1 до 20. Десятичный состав чисел от 11 до 20. Чтение и запись чисел от 11 до 20. Сравнение чисел.
Сложение и вычитание вида 10+7,17- 7,16 — 10. Сравнение чисел с помощью вычитания. Час. Определение времени по часам с точностью до часа.
Длина отрезка. Сантиметр и дециметр. Соотношение между ними.
Килограмм, литр.
Табличное сложение и вычитание (22 ч).
Сложение двух однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10, с использованием изученных приемов вычислений.
Таблица сложения и соответствующие случаи вычитания.
Решение задач в 1 —2 действия на сложение и вычитание.
Итоговое повторение (6 ч).
5.КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел программы Тема урока | Количество часов | Дата | Характеристика деятельности учащихся | ||
Дата по плану | Дата по факту | |||||
| | | | | ||
Пространственные и временные представления (8ч) | ||||||
1 | Счет предметов. | 1 | | | Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (вверху, внизу, слева, справа);сравнивать предметы по различным признакам (цвет, форма, размер); вести счет предметов; работать с учебной книгой. | |
2 | Вверху. Внизу. Слева. Справа. | 1 | | | Сравнивать группы предметов, наблюдать, делать выводы, приводить примеры; работать в парах, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. | |
3 | Раньше. Позже. Сначала. Потом. | 1 | | | Считать предметы, сравнивать группы предметов. Ориентироваться в окружающем пространстве ;выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; работать в парах. | |
4 | Столько же. Больше. Меньше. | 1 | | | Сравнивать группы предметов, наблюдать, делать выводы, приводить примеры, работать в парах | |
5 | На сколько больше? На сколько меньше? | 1 | | | Сравнивать группы предметов «меньше – больше» и на сколько; наблюдать проговаривать и делать выводы; приводить примеры | |
6 | Закрепление «На сколько больше? | 1 | | | Сравнивать и выяснять, на сколько в одной группе предметов больше или меньше, чем в другой; приводить примеры, работать самостоятельно и в парах | |
7 | Закрепление пройденного материала по теме «На сколько больше?» «На сколько меньше?» | 1 | | | Уравнивать предметы; сравнивать группы предметов; применять усвоенные практические навыки. | |
8 | Закрепление | 1 | | | Работать самостоятельно применять усвоенные практические навыки: правильно выполнить проверочную работу | |
Числа от1 до 10 и число 0. Нумерация (28ч) | ||||||
9 | Понятия «много», «один». Цифра 1. Письмо цифры 1. | 1 | | | Называть и записывать цифру натурального числа 1; правильно соотносить цифру с числом предметов | |
10 | Числа 1 и 2. Письмо цифры 2. | 1 | | | Уметь записывать, соотносить цифру 2 с числом предметов при указанном порядке счёта, работать в парах | |
11 | Число 3. Письмо цифры 3. | 1 | | | Называть и записывать цифру 3; считать различные объекты и устанавливать порядковый номер того или иного указанном порядке счёта ,работать в парах. | |
12 | Числа 1, 2, 3. Знаки «+», | 1 | | | Составлять модель числа. Группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу. «получится».воспроизводить понятия «прибавить», «вычесть», «получится». Уметь читать математические предложения, оперировать новыми понятиями. | |
13 | Числа 3, 4. Письмо цифры 4. | 1 | | | Уметь писать цифру 4, считать до 10 в прямом и обратном порядке, читать математические предложения, работать в парах | |
14 | Понятия «длиннее», «короче», «одинаковые | 1 | | | Уметь сравнивать по длине и ширине, уметь читать и составлять числовые записи, называть и записывать натуральные числа от 1 до 4; пользоваться математическими терминами; записывать и читать примеры со знаками «+», «–», «=»; уметь использовать новые математические понятия | |
15 | Число 5. Письмо цифры 5. | 1 | | | Уметь сравнивать объекты по длине и ширине; уметь писать цифру 5, правильно соотносить цифру с числом предметов; записывать результат сравнения | |
16 | Числа от 1до 5.Состав числа 5. | 1 | | | Называть и записывать цифру натурального числа 5; правильно соотносить цифру с числом предметов; записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки | |
17 | Точка. Кривая линия. Прямая линия. Отрезок. Луч. | 1 | | | Различать геометрические объекты: точка, прямая, кривая, отрезок. Уметь представлять числа в виде двух слагаемых. | |
18 | Ломаная линия. Звено ломаной. Вершины. | 1 | | | Запомнить геометрические объекты: ломаная линия, ее элементы. Уметь составить задачу (математический рассказ) по схеме и математической записи | |
19 | Закрепление изученного материала по теме « Числа от 1 до 10 и число 0» | 1 | | | Называть состав числа от 2 до 5 из двух слагаемых; сравнивать любые два числа; получать числа прибавлением 1 к предыдущему числу; различать геометрические фигуры использовать общие приёмы решения задач: накопление и использование опыта решения разнообразных математических задач | |
20 | Знаки: «>» | 1 | | | Устанавливать пространственные отношения «больше», «меньше», «равно»; сравнивать пары чисел; записывать и читать, используя математические термины ставить вопросы, обращаться за помощью; формулировать собственное мнение | |
21 | Равенство. Неравенство. | 1 | | | Сравнивать пары чисел; записывать и читать, используя математические термины; слушать учителя, одноклассников; делать выводы о равенствах и неравенствах ;ставить вопросы, обращаться за помощью; формулировать собственное мнение | |
22 | Многоугольник. | 1 | | | Находить и распознавать геометрические фигуры; делать выводы | |
23 | Числа 6, 7. Письмо цифры 6. | 1 | | | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель: раскрытие связей между числами; прогнозировать результат вычисления.Записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки; называть состав числа; сравнивать пары чисел | |
24 | Числа 6, 7. Письмо цифры 7. | 1 | | | Называть и записывать цифру натурального числа 7; правильно соотносить цифру с числом предметов; записывать результат сравнения чисел, используя соответствующие знаки; называть состав числа; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | |
25 | Числа 8, 9. Письмо цифры 8. | 1 | | | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Называть и записывать цифрой натуральные числа от 1 до 8; располагать предметы по порядку: устанавливать первый и последний, следующий и предшествующий | |
26 | Числа 8,9.Письмо цифры 9. | 1 | | | Называть и записывать цифрой натуральные числа от 1 до 9; располагать предметы по порядку. | |
27 | Число 10. Запись числа 10. | 1 | | | Называть и записывать цифрой натуральные числа от 1 до 10; располагать предметы по порядку, устанавливать первый и последний, следующий и предшествующий (если они существуют); сравнивать числа. Задавать вопросы, слушать собеседника, работать в парах | |
28 | Числа от 1 | 1 | | | Называть и записывать цифрой натуральные числа от 1 до 10; сравнивать числа; называть состав числа | |
29 | Проект: «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках» | 1 | | | Отбирать загадки, пословицы и поговорки; собирать и классифицировать информацию по разделам (загадки, пословицы и поговорки). | |
30 | Сантиметр – единица измерения длины. | 1 | | | Сравнивать числа первого десятка; называть состав чисел от 2 до 10; различать контролировать и оценивать процесс и результат: чертить с помощью линейки отрезки заданной длины, конструировать отрезки разной и одинаковой длины (из спичек, палочек, проволоки). | |
31 | Увеличить | 1 | | | Образовывать числа первого десятка прибавлением 1; измерять длину отрезков; сравнивать пары чисел; строить рассуждения, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (решение примеров с новым числом). | |
32 | Число 0. | 1 | | | Задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; записывать и решать примеры на сложение и вычитание с числом 0 | |
33 | Сложение и вычитание с числом 0. | 1 | | | Записывать и решать примеры на сложение и вычитание с числом 0; считать предметы и сравнивать их; приводить примеры, сравнивать пары чисел, делать выводы, проговаривать | |
34 | Закрепление знаний по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». | 1 | | | Образовывать числа первого десятка прибавлением 1; записывать и решать примеры на сложение и вычитание с числами от 0 до 10. Решать и записывать примеры, используя математические знаки; называть состав числа. | |
35 | Закрепление изученного материала по теме «Числа от 1 до 10 и число 0». «Нумерация» Проверочная работа. | 1 | | | Применять установленные правила в планировании способа решения. Строить рассуждения; осуществлять рефлексию способов и условий действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
36 | Повторение и обобщение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | | | Закреплять полученные знания; уметь работать самостоятельно. | |
Числа от 1 до 10. Сложение и вычитание (56ч) | ||||||
37 | Прибавить | 1 | | | Решать и записывать примеры на сложение используя математические знаки «+», «–» , «=» и вычитание 1; | |
38 | Прибавить | 1 | | | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности (правила записи примеров вида 5 + 1). Строить монологическое высказывание | |
39 | Прибавить | 1 | | | Выполнять арифметические действия с числами; пользоваться математическими терминами: «прибавить», «вычесть», «увеличить», «плюс», «минус» | |
40 | Название чисел при сложении.Слагаемые. Сумма. | 1 | | | Называть компоненты и результат сложения ; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, | |
41 | Задача .Структура задачи.Запись решения и ответа задачи. | 1 | | | Иметь представление о задаче, структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ), выполнять арифметические действия с числами, решать текстовые задачи арифметическим способом; приводить примеры; называть состав числа; называть и проговаривать компоненты сложения; | |
42 | Задачи, раскрывающие смысл арифметических действий сложение и вычитание. | | | | Решать текстовые задачи арифметическим способом; приводить примеры; называть состав числа; называть и проговаривать компоненты сложения | |
43 | Составление задач по рисунку. | | | | Иметь представление о задаче, структурных компонентах текстовых задач (условие, вопрос, решение, ответ), выполнять арифметические действия с числами | |
44 | Таблицы сложения и вычитания с числом 2. | 1 | | | Применять навык прибавления и вычитания 2 к любому числу в пределах 10;приводить примеры на состав числа; составят, заучат таблицу сложения однозначных чисел; рефлексировать способы и условия действий; задавать вопросы, слушать собеседника | |
45 | Присчитывание и отсчитывание по 2. | 1 | | | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Решать текстовые задачи арифметическим способом; упражнять в присчитывании и отсчитывании по 2 | |
46 | Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (с од- | 1 | | | Записывать, запоминать структуру компонента текстовой задачи; выполнять её решение арифметическим способом; ставить вопросы, формулировать свои затруднения, работать в парах | |
47 | Закрепление изученного. «Странички для любознательных» | 1 | | | систематизировать знания, выполнять решение задач арифметическим способом; задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | |
48 | Закрепление изученного. Что узнали? Чему Научились | 1 | | | Слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | |
49 | Закрепление умения анализировать задачи. | | | | Решать текстовые задачи арифметическим способом | |
50 | Прибавить | 1 | | | Прибавлять и вычитать число 3 по частям; читать примеры, используя математические термины; записывать примеры; выполнять решение задач арифметическим способом; задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение. | |
51 | Прибавить и вычесть число 3. Закрепление. | 1 | | | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей – 3; читать + 3, и условиями её реализации. Выполнять вычисления вида примеры, используя математические термины; записывать примеры; выполнять решение задач арифметическим способом; ставить вопросы, обращаться за помощью, осуществлять взаимный контроль | |
52 | Закрепление | 1 | | | Составлять план и последовательность действий.Применять навыки прибавления и вычитания 3 к любому числу в пределах 10;выполнять решение задач арифметическим способом | |
53 | Таблицы сложения и вычитание с числом 3. | 1 | | | выбирать наиболее эффективные способы решения задач; применять навыки прибавления и вычитания 3 к любому числу в пределах 10; читать примеры, используя математические термины; записывать примеры | |
54 | Присчитывание и отсчитывание по 3. | 1 | | | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3; заучат таблицу сложения однозначных чисел, работать в парах. | |
55 | Решение текстовых задач. | 1 | | | Задавать вопросы, слушать собеседника, адекватно оценивать собственное поведение, поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь Решать задачи арифметическим способом; вспоминать структуру текстовой задачи. | |
56 | Закрепление пройденного материала по теме «Решение задач.» | 1 | | | Решать текстовые задачи арифметическим способом; – 3; + 3, выполнять вычисления вида знать таблицу сложения однозначных чисел адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |
57 | Повторение и обобщение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | | | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи; решать задачи арифметическим способом; вспоминать структуру текстовой задачи;вспомнить таблицу сложения однозначных чисел | |
58 | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание» Решение задач. | 1 | | | Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности слушать, запоминать, записывать структуру текстовой задачи; выполнять её решение арифметическим способом;рефлексировать способы и условия действий; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
59 | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание» Странички для любознательных. | 1 | | | Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей. Самостоятельно применять усвоенный материал. | |
60 | Закрепление изученного материала. Проверочная работа. | 1 | | | Предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи,применять арифметические действия с числами, решать текстовые задачи арифметическим способом | |
61 | Анализ результатов самостоятельной работы. | 1 | | | Самостоятельно применять усвоенный материал | |
62 | Задачи на увеличение числа на несколько единиц (с двумя множествами предметов). | 1 | | | Решать задачи на увеличение числа | |
63 | Задачи | 1 | | | Решать задачи на уменьшение числа | |
64 | Прибавить | 1 | | | Самостоятельно создавать алгоритмы деятельности; составлять план и последовательность действий устанавливать аналогии. Выполнять решение задач арифметическим способом; решать примеры; считать, прибавляя и вычитая число 4 по частям; | |
65 | Закрепление изученного материала по теме «Прибавит и вычесть 4». | 1 | | | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Припоминать структуру текстовой задачи; выполнять её решение арифметическим способом | |
66 | Задачи на разностное сравнение чисел. | 1 | | | Выделять и формулировать то, что уже усвоено ;решать текстовые задачи | |
67 | Решение задач на разностное сравнение чисел. | 1 | | | Слушать, запоминать, записывать, припоминать структуру текстовой задачи, выполнять её решение арифметическим способом, сравнивать пары чисел; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
68 | Таблицы сложения и вычитания с числом 4. | 1 | | | Составлять и заучивать таблицу сложения с числом четыре; прибавлять (вычитать) числа по частям, по линейке; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, оценивать информацию | |
69 | Решение задач. Закрепление изученного материала. | 1 | | | Выполнять арифметические действия с числами; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
70 | Перестановка слагаемых. | 1 | | | Проговаривать, запоминать правила о переместительном свойстве сложения; читать и решать задачи арифметическим способом; ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | |
71 | Применение переместительного свойства сложения для случаев прибавить 5,6, 7, 8, 9. | 1 | | | Пользоваться переместительным свойством сложения вида + 7, + 6, + 5, + 9 ; приводить + 8, примеры; повторят состав чисел | |
71 | Составление таблицы вычитания и сложения 5, 6, 7, 8, 9. | 1 | | | Заучивание таблицы сложения для случаев + 7, + 6, + 5, + 9; устанавливать аналогии, + 8, причинно-следственные связи; собирать информацию слушать собеседника; осуществлять взаимный контроль; | |
73 | Состав чисел | 1 | | | Вести счёт чисел на уменьшение, увеличение, выполнять арифметические действия с числами; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |
74 | Состав числа 10. Закрепление пройденного материала. | 1 | | | Применять навык прибавления и вычитания 1, 2, и 3 к любому числу в пределах 10, выполнять арифметические действия с числами;повторят состав чисел до 10; повторить состав чисел; решать текстовые задачи арифметическим способом | |
75 | Повторение изученного материала. Решение задач. | 1 | | | Применять установленные правила в планировании способа решения; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи.Повторят состав чисел до 10, ведение счёта чисел на уменьшение, увеличение; выполнят арифметические действия с числами; решат задачи | |
76 | Связь между суммой и слагаемыми. | 1 | | | Устанавливать аналогии;выбирать наиболее эффективные способы решения задач; называть компоненты и результат действия сложения; вычитать на основе знания соответствующих случаев сложения; доказывать связь между суммой и слагаемым | |
77 | Связь между суммой и слагаемыми. Закрепление. | 1 | | | Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Называть компоненты и результат действия сложения; вычитать на основе знания соответствующих случаев сложения; доказывать связь между суммой и слагаемым | |
78 | Закрепление изученного. Решение задач. | 1 | | | Применять установленные правила в планировании способа решения; предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. | |
79 | Уменьшаемое, вычитаемое, разность. | 1 | | | Проговаривать математические термины; записывать примеры; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; ставить вопросы, обращаться за помощью | |
80 | Вычитание | 1 | | | Припоминать состав чисел 6, 7; приводить свои примеры и решать их; использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; ориентироваться в разнообразии способов решения задач; обрабатывать информацию; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
81 | Вычитание | 1 | | | Использовать математическую терминологию при составлении и чтении математических равенств; проговаривать названия компонентов при сложении и вычитании; записывать под диктовку примеры контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; | |
82 | Вычитание | 1 | | | Составлять примеры на 8, 9; пользоваться переместительным свойством сложения;называть компоненты при вычитании контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
83 | Вычитание | 1 | | | Выполнять вычисления вида 8 – , применяя знания состава чисел 8 и 9, знания о связи суммы и, 9 – слагаемых; проговаривать математические термины; записывать, приводить примеры; анализировать; рассуждать при решении задач контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; | |
84 | Вычитание | 1 | | | представлять числа в пределах 10 в виде суммы двух слагаемых, одно из которых равно 1, 2 и 3контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
85 | Закрепление пройденного материала по теме «Вычитание из числа 10» Решение задач. | 1 | | | Повторят состав чисел до 10;выполнят арифметические действия с числами; решат задачи;контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
86 | Килограмм. | 1 | | | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; формулировать собственное мнение и позицию. Взвешивать предметы с точностью до килограмма; сравнивать предметы по массе | |
87 | Литр. | 1 | | | Запомнят единицу вместимости: литр; уметь решать и записывать задачи, рассуждать; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | |
88 | Закрепление пройденного материала по теме «Сложение и вычитание». Проверочная работа. | 1 | | | Выполнятарифметические действия с числами. Решат и запишут задачи; повторят состав чисел до 10; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
89 | Что узнали? Чему научились? | 1 | | | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
90 | Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | | | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
92 | Анализ результатов | 1 | | | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
Числа от 11 до 20. Нумерация (12ч) | ||||||
93 | Название и последовательность чисел от 11 до 20. | 1 | | | Сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счёте; проговаривать последовательность чисел от 10 до 20 контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
94 | Образование чисел второго десятка. | 1 | | | Сравнивать числа, опираясь на порядок следования при счёте, выполнять арифметические действия с числами; решать задачи; записывать; проговаривать последовательность чисел от 10 до 20; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
95 | Запись и чтение чисел второго десятка. | 1 | | | Воспроизводить последовательность чисел от 1 до 20 в порядке возрастания и убывания; называть предыдущее и последующее числа сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
96 | Дециметр. | 1 | | | Узнают единицу длины дециметр, уметь соотносить дециметр и сантиметр; переводить одни единицы длины в другие; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
97 | Сложение и вычитание вида 10+7, 10-7, 17-10. | 1 | | | Записывать и читать примеры, используя математические термины; вычислять, используя состав чисел образовывать числа из одного десятка | |
98 | Сложение и вычитание вида 10+7, 10-7, 17-10. | 1 | | | Ставить вопросы, обращаться за помощью Научатся использовать математические термины; повторят состав числа, запись чисел второго десятка;контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
99 | Повторение и обобщение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | | | Выполнять вычисления; использовать математические термины; повторят состав числа, запись чисел второго десятка; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности | |
100 | Проверочная работа «Проверим себя и оценим свои достижения» (тест). | 1 | | | Контролировать и оценивать результат деятельности. | |
101 | Повторение. Подготовка к решению задач в два действия. | 1 | | | Составлять план и последовательность действий; применять знания и способы действий ;контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. | |
102 | Повторение изученного материала. Подготовка к решению задач в два действия. | 1 | | | Контролировать и оценивать процесс и результат деятельности работать над ошибками; анализировать их. | |
103 | Закрепление изученного материала по теме «Подготовка к решению задач в два действия» | 1 | | | Анализировать задачу; сравнивать краткое условие со схематическим рисунком; ориентироваться в разнообразии способов решения задач. | |
104 | Составная задача. | 1 | | | Решать задачи в два действия арифметическим способом; использовать общие приёмы решения задач. | |
Сложение и вычитание (22ч) | ||||||
105 | Общий приём сложения однозначных чисел с переходом через десяток. | 1 | | | Читать, решать и записывать примеры; припоминать состав чисел; приводить примеры; ставить вопросы, обращаться за помощью | |
106 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток + 3. + 2, вида | 1 | | | Использовать изученные приёмы вычислений при сложении однозначных чисел, сумма которых больше, чем 10; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем. | |
107 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида + 4. | 1 | | | Запоминать состав чисел | |
108 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток + 5.вида | 1 | | | Запоминать состав чисел с переходом через десяток; сравнивать, читать, используя математические термины; выбирать наиболее эффективные способы решения задач. | |
109 | Сложение однозначных чисел с переходом через + 6.десяток вида | 1 | | | Запоминать состав чисел | |
110 | Сложение однозначных чисел с переходом через десяток + 7.вида | 1 | | | Запоминать состав чисел | |
111 | Сложение однозначных чисел с переходом через + 9. + 8, десяток вида | 1 | | | Запоминать состав чисел с переходом через десяток; сравнивать, читать, используя математические термины осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |
112 | Повторение и обобщение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | | | Решать задачи на основе знания таблицы сложения с переходом через десяток осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |
113 | Общие приёмы табличного вычитания с переходом через десяток. | 1 | | | Ориентироваться в разнообразии способов решения задач, рефлексировать способы и условия действий; вычитать число по частям; вспомнят таблицу сложения | |
114 | .Вычитание вида 11 – | 1 | | | Вычитать из числа 11 однозначное число с переходом через десяток ; решат задачи и примеры, используя новый приём вычислений; ставить вопросы, обращаться за помощью; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |
115 | Вычитание вида .12 – | 1 | | | Выбирать наиболее эффективные способы решения задач; вычитать из числа 12 однозначное число с переходом через десяток; строить монологическое высказывание осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | |
116 | .Вычитание вида 13 – | 1 | | | Вычитать из числа 13 однозначное число с переходом через десяток; проявлять активность во взаимодействиидля решения коммуникативных и познавательных осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих задач; | |
117 | Вычитание .вида 14 – | 1 | | | Вычитать из числа 14 однозначное число с переходом через десяток; решат задачи, проговаривая пошаговые действия, используя новый приём вычислений; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |
118 | Вычитание .вида 15 – | 1 | | | Вычитать из числа 15 однозначное число | |
119 | .Вычитание вида 16 – | 1 | | | Вычитать из числа 16 однозначное число с переходом через десяток; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |
120 | ,Вычитание вида 17 – .18 – | 1 | | | Вычитать из чисел 17 и 18 однозначное число с переходом через десяток; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |
121 | Закрепление знаний по теме «Табличное сложение и вычитание чисел». | 1 | | | Покажут:свои знания таблицы сложения и вычитания с переходом через десяток; умение решать задачи в новых условиях осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |
122 | Проект: «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» | 1 | | | Научатся правильно исправлять ошибки; анализировать допущенные ошибки осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |
123 | Закрепление изученного Материала по теме «Табличное сложение и вычитание» Решение задач. | 1 | | | Выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы Выполнять сложение и вычитание чисел; решать текстовые задачи | |
124 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | | | Выполнять сложение и вычитание чисел; решать текстовые задачи | |
125 | Проверочная работа « Проверим себя и оценим свои достижения» | 1 | | | Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |
126 | Анализ тестовой работы | 1 | | | Осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |
Итоговое повторение (5 ч). Проверка знаний ( 1ч) | ||||||
127 | Закрепление изученного материала по теме «Сложение и вычитание до 20». | 1 | | | Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять повторить таблицу состава чисел второго десятка с переходом через десяток; | |
128 | Решение задач изученных видов. | 1 | | | Выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; повторят таблицу состава чисел второго десятка с переходом через десяток | |
129 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | | Ставить и формулировать проблемы; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности. Вспомнить, как представить число в виде суммы разрядных слагаемых, решатзадачи арифметическим способом, выполнят сложение и вычитание в пределах 20 | |
130 | Работа над ошибками. | 1 | | | Показать свои умения в решении примеров, простых задач, сравнении чисел, построении отрезков; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | |
131 | Повторение пройденного. «Что узнали. Чему научились» | 1 | | | аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; | |
132 | Итоговый урок- игра «Путешествие по стране Математика» | 1 | | | Сравнивать числа в пределах 20; находить значения числовых выражений в 1–2 действия, решать задачи; адекватно оценивать собственное поведение |
28