Календарно-тематическое планирование по Мировой художественной культуре для учащихся 10 класса
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование изучаемой темы | Основное содержание по теме | Характеристика основных видов деятельности (на уровне учебных действий) | |||||||||
| | |||||||||||
| Дата | Тема урока, тип урока | Кол-во часов | Элемент содержания | Требования к результатам | Контрольно-оценочная деятельность | Информац. сопровождение, ЭОР | |||||
| План | Факт | Предметные | Метапредметные | Вид | Форма | | |||||
Художественная культура Древнего и средневекового Востока (10 ч) | ||||||||||||
1-2 | 04.09 11.09 | | Древний Египет: художественная культура, олицетворяющая вечность Урок усвоения новых знаний | 2 | Художественная картина мира, воссозданная египетским искусством, отражающая представления о жизни, смерти, бессмертии. «Книга мертвых». Культ загробного мира, его воплощение в канонических традициях архитектуры. Статичность и символичность изобразительного искусства. | Усвоить хронологические закономерности развития искусства, правила канона. Уметь называть храмы, пирамиды; выражать собственное мнение о произведениях искусства и архитектуры. | Р: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной деятельности. П: сформированность представлений о литературе как части общечеловеческого гуманитарного знания; сформированность представлений о литературе как многофункциональной развивающейся системе; владение знаниями о биографии, творчестве писателей 19 века; сформированность умений филологического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности владение различными приемами редактирования текстов; осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста; сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера; умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка); сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики. К: умение вести диалог на учебные темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; умение строить монолог на заданную тему, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь учитывать; разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничеств; участие в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Л: в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую филологическую науку, гуманизм, постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение; в трудовой сфере — трудолюбие, целеустремленность; настойчивость; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью; понимание ценности образования как средства развития культуры личности; осознание ведущих ценностей мировой культуры; проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; формирование способности к целеполаганию и проектированию собственной учебной деятельности. | Текущий | Лекция - презентация, мини-размышление, уровень знаний по предмету, личное ответы на вопросы. | http://katalog.ru/index.php | ||
3-4 | 18.09 25.09 | | Художественная культура Древней и средневековой Индии Урок усвоения новых знаний | 2 | Художественная культура Древней Индии, ее ритуальный характер. Будда Гаутама и зарождение буддизма. Буддистский храм. Сохранение художественных традиций древности в эпоху средневековья. Храмовое зодчество. Самобытный мир народного танца. Песенное богатство. | Понимать специфику развития индийской культуры. Знать названия главных храмов; истоки культурных связей России и Индии. Уметь пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре; выполнять учебные и творческие задания | Текущий | Инд. доклад, развернутый ответ на во-прос, эссе | http://katalog.ru/index.php | |||
5-6 | 02.10 09.10 | | Художественная культура Древнего и средневекового Китая Урок усвоения новых знаний | 2 | Своеобразие художественных традиций китайского народа. Великая китайская стена как символ национальной самобытности. Древние китайские поэзия и музыка. Устойчивость древних традиций в художественной культуре средневекового Китая. Императорские дворцы. Искусство садов и водоемов. Живопись, шелкография. Китайский театр. Китайские народные музыкальные инструменты. | Знать и понимать основы учения Лао-цзы и Конфуция; историю возведения Великой китайской стены; имена поэтов и названия музыкальных инструментов. Понимать влияние китайской культуры на становление японской. | Текущий | Инд. доклад, развернутый ответ на во-прос, эссе | | |||
7-8 | 16.10 23.10 | | Японская художественная культура: долгий путь средневековья Урок усвоения новых знаний | 2 | Художественные традиции Японии. Храмы Древней Японии. Нетрадиционные виды искусства (единоборства, чайная церемония, икебана). Японский народный и профессиональный театр. Отражение в музыке, живописи, архитектуре Японии древних самобытных верований. Влияние европейского и русского искусства на развитие новых культурных идеалов во второй половине XX в. | Знать названия и специфику театра, Но и Кабуки; особенности чайной церемонии и искусство икебаны. Уметь выполнять учебные и творческие задания. | Текущий | Инд. доклад, развернутый ответ на во-прос, эссе | http://religionart.narod.ru. | |||
9-10 | 30.10 06.11 | | Художественные традиции мусульманского Востока: логика абстрактной красоты Урок усвоения новых знаний | 2 | Нравственные законы ислама. Коран — основная книга мусульман. Пророк Мухаммед. Архитектурные особенности мечети и минарета. «Книга песен». Высокая поэзия средневековья (Фирдоуси, Низами, Саади). Омар Хайям. Образы арабских, персидских, иранских сказок в «Тысяча и одной ночи», «мудрость Востока» в сказках Шехеразады. | Знать основные положения мусульманской культуры. Понимать значение мусульманской культуры | Текущий | Инд. доклад, развернутый ответ на во-прос, эссе | http://religionart.narod.ru. | |||
История художественной культуры Европы: становление и эволюция христианской традиции (14 ч) | ||||||||||||
11-12 | 13.11 20.11 | | Античность — колыбель европейской художественной культуры Урок усвоения новых знаний | 2 | Мифологическая картина мира и древнегреческое язычество как основа развития античной художественной культуры. Сократ — «христианин до Христа». Утверждение идеи двух миров в философии Платона. Учение о гармонии сфер Пифагора. Основные этапы развития античной художественной культуры. Древнегреческая архитектура. Памятники древнегреческого зодчества. Изобразительное искусство. Вазопись. Искусство театра. Древнегреческая трагедия. Культура Древнего Рима. Архитектурные памятники «вечного города». Расцвет скульптурного портрета | Знать хронологические закономерности развития искусства; истоки зарождения театра, первые театральные жанры; имена выдающихся мастеров и их творения. Понимать специфику западного католического искусства и восточного византийского. | Р: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной деятельности. П: сформированность представлений о литературе как части общечеловеческого гуманитарного знания; сформированность представлений о литературе как многофункциональной развивающейся системе; владение знаниями о биографии, творчестве писателей 19 века; сформированность умений филологического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности владение различными приемами редактирования текстов; осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста; сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера; умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка); сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики. К: умение вести диалог на учебные темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; умение строить монолог на заданную тему, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь учитывать; разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничеств; участие в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Л: в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую филологическую науку, гуманизм, постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение; в трудовой сфере — трудолюбие, целеустремленность; настойчивость; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью; понимание ценности образования как средства развития культуры личности; осознание ведущих ценностей мировой культуры; проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; формирование способности к целеполаганию и проектированию собственной учебной деятельности. | Текущий | Сообщения учащихся, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, лексич. работа, работа с учебником, беседа, выразительное чтение. | | ||
13-14 | | | От мудрости Востока к европейской художественной культуре: Библия Урок усвоения новых знаний | 2 | Христианская художественная культура, ее истоки. Библия как священная религиозная книга, памятник культуры. Ветхий Завет. Псалтирь. Новый Завет, Евангелия. Различие ветхозаветных и новозаветных нравственных требований к человеку. Учение о Царстве Небесном и спасении бессмертной души. Страсти Господни. Воскрешение Христа | Знать историю Библии как памятника культуры; структуру Ветхого и Нового Завета. Уметь излагать необходимый фактический материал в рамках данного раздела. | Текущий | Составление сопоставительных таблиц, лексическая работа, выразительное чтение, самостоятельная работа с текстом, беседа; цитатный план. | | |||
15-16 | | | Художественная культура европейского Средневековье и Возрождение: освоение христианской образности Урок усвоения новых знаний | 2 | Христианские основы средневекового европейского искусства. Рождение новой художественной картины мира и средств художественной выразительности, жанров и форм искусства. Разделение церкви, два типа христианской культуры. Романский стиль в искусстве. Храмовое зодчество. «Пламенеющая готика» европейских соборов. | Знать особенности становления новых средств художественной выразительности, жанры искусства. Уметь анализировать и отличать особенности художественной культуры Европы | Текущий | Сообщение учащихся, лексическая работа, беседа | | |||
17-18 | | | Художественная культура итальянского Возрождения: трудный путь гуманизма Урок усвоения новых знаний | 2 | Эпоха Возрождения как новый этап в развитии европейской художественной культуры. Гуманизм и идеалы Возрождения. Развитие светского искусства. Расцвет живописи во второй половине XV в. Венецианская школа живописи и архитектуры. Собор св. Петра в Риме. Развитие музыки в эпоху Возрождения. | Знать имена великих художников и их произведения. Уметь строить рассуждения о произведениях искусства | Текущий | Составление сопоставительных таблиц, лексическая работа, самостоятельная работа с текстом, беседа; цитатный план. | http://religionart.narod.ru. | |||
19-20 | | | Северное Возрождение: в поисках правды о человеке Урок усвоения новых знаний | 2 | Северное Возрождение, поиски правды о человеке. Мастера искусств Германии и Нидерландов. Возрождение во Франции и Испании. | Знать и понимать специфику развития Возрождения в Германии, Нидерландах, Франции и Испании; имена мастеров искусств и их основные произведения. Уметь строить рассуждения о произведениях искусства. | Текущий | Инд. доклад, развернутый ответ на во-прос, эссе | | |||
21-22 | | | Художественная культура Европы XVII в.: многоголосие школ и стилей Урок усвоения новых знаний | 2 | «Переходная эпоха» в художественной культуре европейской традиции. Стиль барокко. Расцвет светского музыкального искусства. Классицизм как общеевропейский стиль. Франция — родина классицизма. Расцвет комедийного жанра. Изобразительное искусство и выдающиеся мастера. | Знать и понимать специфику развития Возрождения в Германии, Нидерландах, Франции и Испании; имена мастеров искусств и их основные произведения. Уметь выражать собственное суждение о произвед. искусства. | Текущий | Инд. доклад, развернутый ответ на вопрос, эссе | | |||
23-24 | | | Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума Урок усвоения новых знаний | 2 | Гуманистические идеалы просветителей. Наследие энциклопедистов. Распространение классицизма в художественных культурах европейских стран. Изобразительное искусство и архитектура эпохи классицизма, роль античного ордера. Расцвет литературы. Венский музыкальный классицизм. Симфонизм, его философско-эстетический смысл. | Знать особенности литературы эпохи Просвещения. Уметь выражать собственное суждение о произведениях искусства. | Текущий | Составление сопоставительных таблиц, лексическая работа, самостоятельная работа с текстом, беседа; цитатный план. | | |||
Духовно – нравственные основы русской художественной культуры (11 ч) | ||||||||||||
25-26 | | | Художественная Культура Киевской Руси: опыт, озаренный духовным светом христианства | 2 | Древнейшие памятники художественной культуры языческой Руси. Обрядовый фольклор, народные песни, героический эпос и былины. Дохристианские нравственные установки и эстетические представления. Восхождение русской художественной культуры от языческой образности к христианской картине мироздания. Православный храм и синтез храмовых искусств. «Мистический реализм». Основные этапы развития художественной культуры Древней Руси. «Памятники киевской литературы. Летописание. Памятники архитектуры. Знаменное пение. | Знать хронологические закономерности развития русской художественной культуры. Уметь охарактеризовать культуру Киевской Руси, Новгородской Руси, Московской Руси. | Р: Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, презентации результатов познавательной деятельности. П: сформированность представлений о литературе как части общечеловеческого гуманитарного знания; сформированность представлений о литературе как многофункциональной развивающейся системе; владение знаниями о биографии, творчестве писателей 19 века; сформированность умений филологического анализа текстов разной функционально-стилевой и жанровой принадлежности владение различными приемами редактирования текстов; осмысленное использование понятийного аппарата современного литературоведения в процессе чтения и интерпретации художественных произведений; владение навыками комплексного филологического анализа художественного текста; сформированность представлений о системе стилей художественной литературы разных эпох, литературных направлениях, об индивидуальном авторском стиле; владение начальными навыками литературоведческого исследования историко- и теоретико-литературного характера; умение оценивать художественную интерпретацию литературного произведения в произведениях других видов искусств (графика и живопись, театр, кино, музыка); сформированность представлений о принципах основных направлений литературной критики. К: умение вести диалог на учебные темы, устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; умение строить монолог на заданную тему, высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, договариваться и приходить к общему решению совместной деятельности; умение сотрудничать с учителем и одноклассниками, формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение; осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь учитывать; разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничеств; участие в оценке работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. Л: в ценностно-ориентационной сфере — чувство гордости за российскую филологическую науку, гуманизм, постепенно выстраиваемое собственное целостное мировоззрение; в трудовой сфере — трудолюбие, целеустремленность; настойчивость; в познавательной (когнитивной, интеллектуальной) сфере — умение управлять своей познавательной деятельностью; понимание ценности образования как средства развития культуры личности; осознание ведущих ценностей мировой культуры; проявлять чувство личной ответственности за своё поведение на основе содержания текстов учебника; формирование способности к целеполаганию и проектированию собственной учебной деятельности. | Текущий | Работа с учебником, прослушивание сообщений, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текстом. | | ||
27-28 | | | Новгородская Русь: утверждение самобытной красоты Урок усвоения новых знаний | 2 | Художественный облик древнего Новгорода. Памятники архитектуры. Новгородская София, Народное музыкальное творчество и храмовое пение. Искусство колокольного звона. Творчество Феофана Грека. | Знать хронологические закономерности развития русской художественной культуры. Уметь анализировать и отличать особенности художественной культуры России. | Текущий | Работа с учебником, прослушивание сообщений, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текстом. | http://religionart.narod.ru. | |||
29-30 | | | От раздробленных княжеств к Московской Руси: утверждение общерусского художественного стиля Урок усвоения новых знаний | 2 | Возрождение Москвы. Древнерусская литература. Творчество Андрея Рублева и Дионисия. Музыка 15-16 века. Храмовое искусство Московской Руси в XVI в.: Художеств. культура Владимиро-Суздальского княжества. Храмы древнего Владимира. Памятники зодчества и иконописи Пскова | Текущий | Инд. доклад, развернутый ответ на вопрос, эссе | | ||||
31-32 | | | Художественная Культура XVII в.: смена духовных ориентиров Урок усвоения новых знаний | 2 | Диалог «старины и новизны» в русской художественной культуре «переходной эпохи». Социальные катаклизмы «бунташного века». Противоречивость художественно-образного мышления мастеров XVII в. Обмирщение литературы. Повести XVII в. барочная поэзия С. Полоцкого. Новые направлениях иконописи. Творчество Симона Ушакова. Икона и парсуна: сходство и различие. Храмы «московского барокко». Хоровая храмовая музыка | Знать специфику художественной культуры XVII века на основе смены духовных ориентиров. Уметь анализировать и отличать особенности художественной культуры России | Текущий | Инд. доклад, развернутый ответ на ворос, эссе | | |||
33-3 | | | Русская художественная культура в эпоху Просвещения: формирование гуманистических идеалов Урок усвоения новых знаний | 2 | Начало развития «русской европейскости»; петровские преобразования и их значение для художественной культуры. Европейские традиции как эталон новой культуры. Обмирщение в литературе. Становление европейских градостроительных принципов. Портретная живопись. Храмовое пения и новое светское музицирование. Рождение русской комедии и оперы. Первые сборники русских народных песен. Петербургское барокко и московское зодчество. Русский портрет. Шедевры храмовой музыки. | Уметь раскрывать особенности восприятия и развития идей эпохи Просвещения в России, ее гуманистических идеалов | Текущий | Работа с учебником, прослушивание сообщений, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текстом. | | |||
35 | | | Итоговое повторение Повторительно- обобщающий урок | | | | | Итоговый | | |