Рабочая программа по музыке в 2 классе по УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12
имени Героя Советского Союза И. А. Маликова»
г. Ногинск, Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЦО №12
________ (Фурда Н. Ф.)
_____________ Дата
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
(базовый уровень)
2г класс
Составитель: Смирнова Светлана Евгеньевна
учитель музыки
2020 г.
Пояснительная записка к рабочей программе по музыке 2 класс.
Цель | Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. |
Задачи | Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса. Чувства музыки как основы музыкальной грамотности. Развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке. Формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства. |
Место предмета в учебном плане | Во 2 классе – 34 часа в год за 34 учебные недели. |
Количество часов в неделю | Во 2 классе – 1 час. |
Учебник | УМК «Школа России». Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» 2 класс. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка », 2 класс
Реализация программы обеспечивает достижения учащимися следующих результатов:
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России.
Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
Уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Понятию о музыке и ее роли в повседневной жизни человека.
Узнавать изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
Понятиям композитор – исполнитель – слушатель.
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка.
Элементам нотной грамоты: скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав.
Представлять типы мелодического движения, интонации в музыке.
Представлению о русских народных инструментах. Узнавать особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
Узнавать многообразие музыкальных инструментов, знакомится с историей возникновения фортепиано, начальное представление о клавиатуре фортепиано.
Представлению о народной и композиторской музыке; балете, опере, русской народной песне, былине и сказке.
Прослушивать произведения народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
Способам и приемам выразительного музыкального интонирования.
Соблюдать при пении певческую установку.
Исполнять одноголосные произведения.
Узнавать музыкальные жанры: песня, танец, марш, музыкально-сценические
Жанры: балет, опера.
Обучающийся получит возможность научиться:
Реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации).
Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать.
Использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий.
Владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
Содержание учебного предмета
Россия – Родина моя (3 ч.)
Музыкальный пейзаж. Образы родной природы в музыке русских композиторов. Исполнение песен как отличительная черта русской музыки. Средства музыкальной выразительности. Государственные символы России (флаг, герб, гимн). Гимн – главная песня нашей Родины. Художественные символы России (Московский Кремль, храм Христа Спасителя, Большой театр).
День, полный событий (6 ч.)
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П. Чайковского и С. Прокофьева. Музыкальные инструменты: фортепиано – его выразительные возможности. Исполнение песен,танцев, маршей в передаче содержания и эмоционального строя музыкальных сочинений. Природа, детские игры и забавы, сказка в музыке. Колыбельные песни. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие.
«О России петь – что стремиться в храм» (5 ч.)
Колокольные звоны России: набат, трезвон, благовест. Музыкальный пейзаж. Святые земли Русской: князь Александр Невский, преподобный Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров: народные песнопения, кантата. Жанр молитвы, хорала. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. Рождественские песнопения и колядки. Музыка на новогоднем празднике.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч.)
Фольклор – народная мудрость. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Ритмическая партитура.
Традиции народного музицирования. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Песня-игра, песня-диалог, песня-хоровод. Народные песенки, потешки.
В музыкальном театре (5 ч.)
Многообразие сюжетов и образов музыкального спектакля. Детский музыкальный театр: опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Элементы оперного и балетного спектаклей. Увертюра. Сцены из оперы «Руслан и Людмила». Музыкальные темы - характеристики главных действующих лиц. Финал.
В концертном зале (5 ч.)
Жанровое многообразие инструментальной и симфонической музыки. Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьева: тембры инструментов и различных групп инструментов симфонического оркестра. Партитура. Музыкальная живопись. «Картинки с выставки» М. Мусоргского. Жанры симфонической музыки: увертюра, симфония. Симфония № 40 соль минор В.-А. Моцарта. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро». Взаимодействие тем-образов: повтор, контраст. Выразительность и изобразительность образов музыки В.-А. Моцарта, М. Мусоргского.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 ч.)
Композитор – исполнитель – слушатель. Интонационная природа музыки. Музыкальная речь и музыкальный язык. Музыкальные инструменты (орган). Выразительность и изобразительность музыки. Жанры музыки. Сочинения И.-С. Баха, М. Глинки, В.-А. Моцарта, Г. Свиридова, Д. Кабалевского. Музыкальные и живописные пейзажи (мелодия – рисунок, лад – цвет). Международный конкурс исполнителей им. П.И. Чайковского в Москве. Темы, сюжеты и образы музыки С. Прокофьева, П. Чайковского.
Тематическое планирование по музыке 2 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Россия – Родина моя | 3 ч. |
2 | День, полный событий | 6 ч. |
3 | «О России петь – что стремиться в храм» | 5 ч. |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 4 ч. |
5 | В музыкальном театре | 5 ч. |
6 | В концертном зале | 5 ч. |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 6 ч. |
ИТОГО: | 34 ч. |
Тематическое планирование (развернутое).
№ п/п | № п/п | Тема урока |
1. Россия – Родина моя (3 ч.) | ||
1 | 1. | Мелодия. |
2 | 2. | Здравствуй, Родина моя! |
3 | 3. | Моя Россия. Гимн России. |
2. День, полный событий (6 ч.) | ||
4 | 1. | Музыкальные инструменты. |
5 | 2. | Природа и музыка. Прогулка. |
6 | 3. | Танцы, танцы, танцы… |
7 | 4. | Эти разные марши. |
8 | 5. | Звучащие картины. Расскажи сказку. |
9 | 6. | Колыбельная. Мама. |
3. «О России петь – что стремиться в храм» (5 ч.) | ||
10 | 1. | Великий колокольный звон. Звучащие картины. |
11 | 2. | Святые земли Русской. А. Невский. |
12 | 3. | С. Радонежский. Молитва. |
13 | 4. | С Рождеством Христовым! |
14 | 5. | Рождество Христово. |
4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч.) | ||
15 | 1. | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. |
16 | 2. | Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. |
17 | 3. | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. |
18 | 4. | Проводы зимы. Встреча весны. |
5. В музыкальном театре (5 ч.) | ||
19 | 1. | Сказка будет впереди. |
20 | 2. | Детский музыкальный театр. |
21 | 3. | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. |
22 | 4. | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. |
23 | 5. | Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. |
6. В концертном зале (5 ч.) | ||
24 – 25 | 1 – 2 | Симфоническая сказка «Петя и волк». |
26 | 3. | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. |
27 | 4. | Звучит нестареющий Моцарт. |
28 | 5. | Симфония №40. Увертюра. |
7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 ч.) | ||
29 | 1. | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. |
30 | 2. | Все в движении. Тройка. Попутная песня. |
31 | 3. | Музыка учит людей понимать друг друга. |
32 | 4. | Два лада. Легенда. |
33 | 5. | Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. |
34 | 6. | Мир композитора. |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование. Музыка, 2 класс Г. Учитель Смирнова С.Е.
№ п./п. | № урока в теме | Тема урока | Дата | Корректировка |
| | 1. Россия – Родина моя (3 ч.) | | |
1 | 1. | Мелодия. | | |
2 | 2. | Здравствуй, Родина моя! | | |
3 | 3. | Моя Россия. Гимн России. | | |
| | 2. День, полный событий (6 ч.) | | |
4 | 1. | Музыкальные инструменты. | | |
5 | 2. | Природа и музыка. Прогулка. | | |
6 | 3. | Танцы, танцы, танцы… | | |
7 | 4. | Эти разные марши. | | |
8 | 5. | Звучащие картины. Расскажи сказку. | | |
9 | 6. | Колыбельная. Мама. | | |
| | 3. «О России петь – что стремиться в храм» (5 ч.) | | |
10 | 1. | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | | |
11 | 2. | Святые земли Русской. А. Невский. | | |
12 | 3. | С. Радонежский. Молитва. | | |
13 | 4. | С Рождеством Христовым! | | |
14 | 5. | Рождество Христово. | | |
| | 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (4 ч.) | | |
15 | 1. | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. | | |
16 | 2. | Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. | | |
17 | 3. | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | | |
18 | 4. | Проводы зимы. Встреча весны. | | |
| | 5. В музыкальном театре (5 ч.) | | |
19 | 1. | Сказка будет впереди. | | |
20 | 2. | Детский музыкальный театр. | | |
21 | 3. | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. | | |
22 | 4. | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | | |
23 | 5. | Какое чудное мгновенье! Увертюра. Финал. | | |
| | 6. В концертном зале (5 ч.) | | |
24 – 25 | 1 – 2 | Симфоническая сказка «Петя и волк». | | |
26 | 3. | Картинки с выставки. Музыкальное впечатление. | | |
27 | 4. | Звучит нестареющий Моцарт. | | |
28 | 5. | Симфония №40. Увертюра. | | |
| | 7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (6 ч.) | | |
29 | 1. | Волшебный цветик-семицветик. Музыкальные инструменты (орган). И все это – Бах. | | |
30 | 2. | Все в движении. Тройка. Попутная песня. | | |
31 | 3. | Музыка учит людей понимать друг друга. | | |
32 | 4. | Два лада. Легенда. | | |
33 | 5. | Природа и музыка. Весна. Осень. Печаль моя светла. | | |
34 | 6. | Мир композитора. | |