Рабочая программа по музыке в 4 классе по УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой

4
0
Материал опубликован 27 May 2021 в группе




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Центр образования №12

имени Героя Советского Союза И. А. Маликова»

г. Ногинск, Московская область


УТВЕРЖДАЮ:

Директор МБОУ ЦО №12

________ (Фурда Н. Ф.)


_____________ Дата


М.П.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ

(базовый уровень)


4в класс





Составитель: Смирнова Светлана Евгеньевна

учитель музыки













2020 г.








Пояснительная записка к рабочей программе по музыке 4 класс.

Цель

Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи

Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса. Чувства музыки как основы музыкальной грамотности. Развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке. Формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Место предмета в учебном плане

В 4 классе – 34 часа в год за 34 учебные недели.

Количество часов в неделю

В 4 классе – 1 час.

Учебник

УМК «Школа России». Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» 4 класс.


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка », 4 класс

Реализация программы обеспечивает достижения учащимися следующих результатов:

Личностные результаты

Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России.

Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.

Уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.

Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Метапредметные результаты

Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.

Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.

Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.

Предметные результаты

Обучающийся научится:

Понятию о музыке и ее роли в повседневной жизни человека.

Узнавать изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.

Понятиям композитор – исполнитель – слушатель.

Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка.

Элементам нотной грамоты: скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав.

Представлять типы мелодического движения, интонации в музыке.

Представлению о русских народных инструментах. Узнавать особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.

Узнавать многообразие музыкальных инструментов, знакомится с историей возникновения фортепиано, начальное представление о клавиатуре фортепиано.

Представлению о народной и композиторской музыке; балете, опере, русской народной песне, былине и сказке.

Прослушивать произведения народной музыки, отечественной и зарубежной классики.

Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.

Грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

Способам и приемам выразительного музыкального интонирования.

Соблюдать при пении певческую установку.

Исполнять одноголосные произведения.

Узнавать музыкальные жанры: песня, танец, марш, музыкально-сценические

Жанры: балет, опера.

Обучающийся получит возможность научиться:

Реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации).

Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать.

Использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий.

Владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.

Адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.


Содержание учебного предмета

Россия – Родина моя (3 ч.)

Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).

О России петь – что стремиться в храм (4 ч.)

Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.

День, полный событий (6 ч.)

Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.)

Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и.др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица). Икона «Троица» А. Рублева.

В концертном зале (5 ч.)

Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.

В музыкальном театре (6 ч.)

События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (7 ч.)

Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различи музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.


Тематическое планирование по музыке 4 класс

п/п

Название темы

Количество часов

1

Россия – Родина моя

3 ч.

2

День, полный событий

4 ч.

3

«О России петь – что стремиться в храм»

6 ч.

4

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

3 ч.

5

В музыкальном театре

5 ч.

6

В концертном зале

7 ч.

7

Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…

6 ч.

ИТОГО:

34 ч.


Тематическое планирование (развернутое).

№ п/п

№ п/п

Тема урока

1. Россия – Родина моя (5 ч.)

1

1.

Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей…

2

2.

Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась музыка?

3

3.

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралась Русь!

2. День, полный событий (4 ч.)

4

1.

Святые земли Русской. Илья Муромец.

5

2.

Кирилл и Мефодий.

6

3.

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.

7

4.

Родной обычай старины. Светлый праздник.

3. «О России петь – что стремиться в храм» (6 ч.)

8

1.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…

9

2.

Зимнее утро. Зимний вечер.

10

3.

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.

11

4.

Ярмарочное гулянье.

12

5.

Святогорский монастырь.

13

6.

Приют, сияньем муз одетый.

4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.)

14

1.

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.

15

2.

Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей.

16

3.

Народные праздники. (Троица).

5. В музыкальном театре (5 ч.)

17

1.

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.

18

2.

Старый замок. Счастье в сирени живет.

19

3.

Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…

20

4.

Патетическая соната.

21

5.

Годы странствий. Царит гармония оркестра.

6. В концертном зале (6 ч.)

22

1.

Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие).

23

2.

За Русь мы все стеной стоим… (III действие).

24

3.

Сцена в лесу (IV действие).

25

4.

Исходила младешенька.

26

5.

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.

27

6.

Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии.

7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (7 ч.)

28

1.

Прелюдия. Исповедь души.

29

2.

Революционный этюд.

30

3.

Мастерство исполнителя.

31

4.

В интонации спрятан человек.

32

5.

Музыкальные инструменты.

33

6.

Музыкальный сказочник.

34

7.

Рассвет на Москве-реке.






Приложение 1.

Календарно-тематическое планирование. Музыка, 4 класс В. Учитель Смирнова С.Е.

№ п./п.

№ урока

в теме

Тема урока

Дата

Корректировка



1. Россия – Родина моя (5 ч.)



1

1.

Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей…



2

2.

Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась музыка?



3

3.

Я пойду по полю белому… На великий праздник собралась Русь!





2. День, полный событий (4 ч.)



4

1.

Святые земли Русской. Илья Муромец.



5

2.

Кирилл и Мефодий.



6

3.

Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше.



7

4.

Родной обычай старины. Светлый праздник.





3. «О России петь – что стремиться в храм» (6 ч.)



8

1.

Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…



9

2.

Зимнее утро. Зимний вечер.



10

3.

Что за прелесть эти сказки! Три чуда.



11

4.

Ярмарочное гулянье.



12

5.

Святогорский монастырь.



13

6.

Приют, сияньем муз одетый.





4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.)



14

1.

Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России.



15

2.

Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей.



16

3.

Народные праздники. (Троица).





5. В музыкальном театре (5 ч.)



17

1.

Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо.



18

2.

Старый замок. Счастье в сирени живет.



19

3.

Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы…



20

4.

Патетическая соната.



21

5.

Годы странствий. Царит гармония оркестра.





6. В концертном зале (6 ч.)



22

1.

Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие).



23

2.

За Русь мы все стеной стоим… (III действие).



24

3.

Сцена в лесу (IV действие).



25

4.

Исходила младешенька.



26

5.

Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы.



27

6.

Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии.





7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (7 ч.)



28

1.

Прелюдия. Исповедь души.



29

2.

Революционный этюд.



30

3.

Мастерство исполнителя.



31

4.

В интонации спрятан человек.



32

5.

Музыкальные инструменты.



33

6.

Музыкальный сказочник.



34

7.

Рассвет на Москве-реке.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации