Рабочая программа по музыке в 4 классе по УМК Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12
имени Героя Советского Союза И. А. Маликова»
г. Ногинск, Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЦО №12
________ (Фурда Н. Ф.)
_____________ Дата
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МУЗЫКЕ
(базовый уровень)
4в класс
Составитель: Смирнова Светлана Евгеньевна
учитель музыки
2020 г.
Пояснительная записка к рабочей программе по музыке 4 класс.
Цель | Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников. |
Задачи | Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса. Чувства музыки как основы музыкальной грамотности. Развитие активного, прочувственного и осознанного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке. Формирование опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства. |
Место предмета в учебном плане | В 4 классе – 34 часа в год за 34 учебные недели. |
Количество часов в неделю | В 4 классе – 1 час. |
Учебник | УМК «Школа России». Е.Д.Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина «Музыка» 4 класс. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Музыка », 4 класс
Реализация программы обеспечивает достижения учащимися следующих результатов:
Личностные результаты
Чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки Русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России.
Умение наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, их понимание и оценка – умение ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, города и др.
Уважительное отношение к культуре других народов; сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
Формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Метапредметные результаты
Овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности.
Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках музыки, во внеурочной и внешкольной музыкально-эстетической деятельности.
Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Формирование у младших школьников умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
Понятию о музыке и ее роли в повседневной жизни человека.
Узнавать изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
Понятиям композитор – исполнитель – слушатель.
Определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка.
Элементам нотной грамоты: скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав.
Представлять типы мелодического движения, интонации в музыке.
Представлению о русских народных инструментах. Узнавать особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
Узнавать многообразие музыкальных инструментов, знакомится с историей возникновения фортепиано, начальное представление о клавиатуре фортепиано.
Представлению о народной и композиторской музыке; балете, опере, русской народной песне, былине и сказке.
Прослушивать произведения народной музыки, отечественной и зарубежной классики.
Импровизировать под музыку с использованием танцевальных, маршеобразных движений, пластического интонирования.
Грамотно и выразительно исполнять песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
Способам и приемам выразительного музыкального интонирования.
Соблюдать при пении певческую установку.
Исполнять одноголосные произведения.
Узнавать музыкальные жанры: песня, танец, марш, музыкально-сценические
Жанры: балет, опера.
Обучающийся получит возможность научиться:
Реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально-пластическом движении и импровизации).
Организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность; музицировать.
Использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий.
Владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении заинтересовавших его музыкальных образов.
Адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира.
Содержание учебного предмета
Россия – Родина моя (3 ч.)
Красота родной земли, человека в народной музыке и сочинениях русских композиторов. Общность интонаций народного и композиторского музыкального творчества. Тайна рождения песни. Многообразие жанров народных песен: колыбельная, плясовая, солдатская, трудовая, лирическая, хороводная и др.; особенности интонаций, ритмов, композиционного строения, манеры исполнения. Лирические образы музыки С. Рахманинова (инструментальный концерт, вокализ), патриотическая тема в музыке М. Глинки (опера), С. Прокофьева (кантата).
О России петь – что стремиться в храм (4 ч.)
Нравственные подвиги святых земли Русской (равноапостольные княгиня Ольга, князь Владимир, Илья Муромский и др.), их почитание и восхваление. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий – создатели славянской письменности. Религиозные песнопения (стихира, тропарь, молитва, величание); особенности их мелодики, ритма, исполнения. Праздники Русской православной церкви (Пасха). Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого Христова Воскресения в музыке русских композиторов.
День, полный событий (6 ч.)
Один день с Александром Сергеевичем Пушкиным. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. Чайковский, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, Г. Свиридов и др.). Многообразие жанров народной музыки: колокольные звоны. Музыкально-литературные вечера в Тригорском: романсы, инструментальное музицирование (ансамбль, дуэт). Музыкальность поэзии А. Пушкина.
Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.)
Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов разных стран и эпох. Сюжеты, образы, жанры народных песен. Музыка в народном стиле. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Единство слова, напева, инструментального наигрыша, движений, среды бытования в образцах народного творчества. Устная и письменная традиция сохранения и передачи музыкального фольклора. Музыкальные инструменты России: балалайка, гармонь, баян и.др. Оркестр русских народных инструментов. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Вариации в народной и композиторской музыке. Церковные и народные праздники на Руси (Троица). Икона «Троица» А. Рублева.
В концертном зале (5 ч.)
Различные жанры и образные сферы вокальной (песня, вокализ, романс, баркарола), камерной инструментальной (квартет, вариации, сюита, соната) и симфонической (симфония, симфоническая увертюра) музыки. Особенности музыкальной драматургии (сочинения А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова, Л. Бетховена). Интонации народной музыки в творчестве Ф. Шопена (полонезы, мазурки, вальсы, прелюдии), М. Глинки (баркарола, хота). Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Симфонический оркестр. Известные дирижеры и исполнительские коллективы.
В музыкальном театре (6 ч.)
События отечественной истории в творчестве М. Глинки, М. Мусоргского, С. Прокофьева. Опера. Музыкальная тема – характеристика действующих лиц. Ария, речитатив, песня, танец и др. Линии драматургического развития действия в опере. Основные приемы драматургии: контраст, сопоставление, повтор, вариантность. Балет. Особенности развития музыкальных образов в балетах А. Хачатуряна, И. Стравинского. Народные мотивы и своеобразие музыкального языка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов. Орнаментальная мелодика. Жанры легкой музыки: оперетта, мюзикл. Особенности мелодики, ритмики, манеры исполнения.
Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (7 ч.)
Произведения композиторов-классиков (С. Рахманинов, Н. Римский-Корсаков, Ф. Шопен) и мастерство известных исполнителей (С. Рихтер, С. Лемешев, И. Козловский, М. Ростропович и др.). Сходство и различи музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах (прелюдия, этюд, соната, симфоническая картина, сюита, песня и др.). Интонационная выразительность музыкальной речи: гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки (народная песня, романс, шедевры классики, джазовая импровизация, авторская песня). Обработка. Переложение. Импровизация. Образы былин и сказок в произведениях Н. Римского-Корсакова. Образ Родины в музыке М. Мусоргского.
Тематическое планирование по музыке 4 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Россия – Родина моя | 3 ч. |
2 | День, полный событий | 4 ч. |
3 | «О России петь – что стремиться в храм» | 6 ч. |
4 | Гори, гори ясно, чтобы не погасло! | 3 ч. |
5 | В музыкальном театре | 5 ч. |
6 | В концертном зале | 7 ч. |
7 | Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… | 6 ч. |
ИТОГО: | 34 ч. |
Тематическое планирование (развернутое).
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование. Музыка, 4 класс В. Учитель Смирнова С.Е.
№ п./п. | № урока в теме | Тема урока | Дата | Корректировка |
1. Россия – Родина моя (5 ч.) | ||||
1 | 1. | Мелодия. Ты запой мне ту песню… Что не выразишь словами, звуком на душу навей… | ||
2 | 2. | Как сложили песню. Звучащие картины. Ты откуда, русская, зародилась музыка? | ||
3 | 3. | Я пойду по полю белому… На великий праздник собралась Русь! | ||
2. День, полный событий (4 ч.) | ||||
4 | 1. | Святые земли Русской. Илья Муромец. | ||
5 | 2. | Кирилл и Мефодий. | ||
6 | 3. | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше. | ||
7 | 4. | Родной обычай старины. Светлый праздник. | ||
3. «О России петь – что стремиться в храм» (6 ч.) | ||||
8 | 1. | Приют спокойствия, трудов и вдохновенья… | ||
9 | 2. | Зимнее утро. Зимний вечер. | ||
10 | 3. | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. | ||
11 | 4. | Ярмарочное гулянье. | ||
12 | 5. | Святогорский монастырь. | ||
13 | 6. | Приют, сияньем муз одетый. | ||
4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 ч.) | ||||
14 | 1. | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | ||
15 | 2. | Оркестр русских народных инструментов. Музыкант-чародей. | ||
16 | 3. | Народные праздники. (Троица). | ||
5. В музыкальном театре (5 ч.) | ||||
17 | 1. | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. | ||
18 | 2. | Старый замок. Счастье в сирени живет. | ||
19 | 3. | Не молкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | ||
20 | 4. | Патетическая соната. | ||
21 | 5. | Годы странствий. Царит гармония оркестра. | ||
6. В концертном зале (6 ч.) | ||||
22 | 1. | Опера «Иван Сусанин»: Бал в замке польского короля (II действие). | ||
23 | 2. | За Русь мы все стеной стоим… (III действие). | ||
24 | 3. | Сцена в лесу (IV действие). | ||
25 | 4. | Исходила младешенька. | ||
26 | 5. | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | ||
27 | 6. | Балет «Петрушка». Театр музыкальной комедии. | ||
7. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье… (7 ч.) | ||||
28 | 1. | Прелюдия. Исповедь души. | ||
29 | 2. | Революционный этюд. | ||
30 | 3. | Мастерство исполнителя. | ||
31 | 4. | В интонации спрятан человек. | ||
32 | 5. | Музыкальные инструменты. | ||
33 | 6. | Музыкальный сказочник. | ||
34 | 7. | Рассвет на Москве-реке. |