12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Фетисова Елена Николаевна1691
Я учитель русского языка и литературы. Работаю 27 лет.
Россия, Тамбовская обл., С.Полетаево

Рассмотрено на заседании

методического совета

Протокол № ___

от «__»__________2015г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МБОУ Токаревской СОШ №1

_____________/Т.В.Титова/

ФИО

«__»____________2015г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ Токаревской СОШ №1

_____________/С.В.Шиповская/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2015г.

Рабочая программа по предмету

«Литература»

9 «д» класс

МБОУ Токаревская сош№1

на 2013-2014 учебный год

Учителя: Фетисовой Е.Н.

 

Токаревка, 2013 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа разработана на основании федерального компонента Государственного образовательного стандарта; Примерной программы и программы общеобразовательных учреждений по литературе, допущенной Министерством образования и науки РФ, под редакцией В.Я. Коровиной (Москва. Просвещение. 2010г.)

Уровень программы базовый.

Данная рабочая программа рассчитана на 102 учебных часа.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 классы и 10-11 классы). В 9 классе в курсе изучения литературы подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения из биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, привлекается критическая и мемуарная литература.

Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII, XIX и XX веков.

Программа включает в себя художественные произведения русской и зарубежной литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр.).

Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного). Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.

Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

сравнение, сопоставление, классификация;

самостоятельное выполнение различных творческих работ;

способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

составление плана, тезисов, конспекта;

подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Основные цели обучения литературе:

воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Формы организации учебного процесса чрезвычайно разнообразны и предполагают парную, индивидуальную, групповую работу, осуществляемую на уроках изучения нового материала, обобщения и систематизации знаний, уроках развития речи, внеклассного чтения, уроках-диспутах, семинарах, уроках-концертах.

Контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется дифференцированными заданиями тестового характера, развернутых ответов на поставленный вопрос, устных и письменных творческих работ, направленных на выявление умений верно понять, интерпретировать произведение и высказать свои суждения в процессе анализа.

 

Содержание

Введение(1 час)

Литература и её роль в духовной жизни человека.

Из древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова…»

Т.Л. «Слово» как жанр древнерусской литературы.

Из литературы 18 века

Михаил Васильевич Ломоносов.

Обзор жизни и творчества

«Вечернее размышление о Божьем величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года».

Гавриил Романович Державин.

Жизнь и творчество.(Обзор).

«Властителям и судиям», «Памятник»

Александр Николаевич Радищев.

Слово о писателе.

«Путешествие из Петербурга в Москву».(Обзор).

Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник.

Т.Л. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин.

Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Главные герои повести.Внимание к внутреннему миру героев.

Т.Л.Сентиментализм.

Из русской литературы 19 века

Василий Андреевич Жуковский.

Обзор жизни и творчества.

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады. Сюжетность, фантастика, фольклорное начало

Нравственный мир героини.

Т.Л.Баллада.

Александр Сергеевич Грибоедов.

Обзор жизни и творчества.

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов. Меткий афористический язык. Особенности композиции. Критика о комедии. ( И.А. Гончаров. «Мильон терзаний»)

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество.( Обзор.)

Стихотворения. «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Я вас любил: любовь ещё быть может..»,»Бесы», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

Одухотворенность, чистота, чувство любви и дружбы. Раздумья о смысле жизни, о поэзии.

Поэма «Цыгане». Герои поэмы. Мир цивилизованный и мир «естественный». Невозможность гармонии.

« Евгений Онегин». Обзор содержания.. Роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев.

Онегинская строфа. Россия в романе. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Роман в зеркале критики. (Белинский, Писарев, Григорьев)

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Два типа мировосприятия.

Т.Л. Роман в стихах.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор).

«Герой нашего времени». Обзор содержания. Первый психологический роман.в русской литературе. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вернер.

Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть « Фаталист» и её философско – композиционное значение.

Основные мотивы лирики. «Смерть поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю», «Нет, я не Байрон», «Расстались мы, но твой портрет..», «Есть речи значенье,,», (1824), «Предсказание», «Молитва», «Нищий», «Я жить хочу! Хочу печали»

Т.Л.Понятие о романтизме. Психологизм художественной литературы.

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мёртвые души» - история создания. Смысл названия. Система образов. Мёртвые и живые души. Чичиков – приобретатель, новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершённости. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэме. Поэма в оценке Белинского.

Т.Л.Герой и антигерой. Литературный тип. Понятие о видах комического: сатире, юморе. иронии, сарказме.

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна и Митя – положительные герои. Особенности сюжета.

Т.Л.Комедия как жанр драматургии.

Фёдор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя». Роль истории Настеньки в романе.

Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность».Обзор содержания автобиографической трилогии.Формирование личности юного героя. Духовный конфликт героя со средой.

Особенности поэтики Л. Толстого.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника» .Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека. Чеховское отношение к маленькому человеку.

«Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Из поэзии 19 века

Беседы о Н.А. Некрасове, Ф.И. Тютчеве, А.А. Фете и др. Многообразие талантов.

Из русской литературы 20 века

Из русской прозы 20 века

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Тёмные аллеи». Печальная история любви из разных социальных слоёв.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов. Живучесть «шариковщины» и «швондерства».

Т.Л. художественная условность.

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, воина и труженика.

Т.Л. Реализм.

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе.

Рассказ «Матрёнин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини.

Т.Л. Притча.

Из русской поэзии 20 века

Штрихи к портретам.

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принёс издалека..», «О, весна без конца и без краю», « О, я хочу безумно жить..».

Трагедия поэта в страшном мире.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер», «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Край ты мой заброшенный», «Разбуди меня завтра утром», «Отговорила роща золотая».

Тема любви в лирике поэта. Тема России – главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю».

Новаторство Маяковского – поэта. Своеобразие стиха.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте.

«Идёшь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной», «Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?», «Родина», «Стихи о Москве».

Особенности поэтики Цветаевой.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе», «Где – то в поле..». «Можжевеловый куст». «О красоте человеческих лиц», «Завещание»..Философская глубина.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте.

Стихотворения из книг «Чётки», «Белая стая»,»Пушкин», «Подорожник», «Тростник», «Ветер войны». Трагические интонации в лирике Ахматовой.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать..», «Перемена», «Весна в лесу», «Во всём мне хочется дойти..». «Быть знаменитым некрасиво».

Философская глубина лирики.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Весенние строчки», «Я убит подо Ржевом».

Интонация и стиль.

Т.Л. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения.

Песни и романсы на стихи поэтов 19 – 20 веков.

А. Пушкин «Певец»; М. Лермонтов «Отчего»; Ф. Соллогуб «Серенада».Н. Некрасов «Тройка», А. Толстой «Средь шумного бала», А.Фет»Я тебе ничего не скажу», А.Сурков «В землянке», К.Симонов «Жди меня» и др.

Из зарубежной литературы.

Античная литература.

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет ни одна средь женщин», «Нет, не надейся приязнь заслужить».

Любовь как выражение глубокого чувства.

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник».

Данте Алигьери. Слово о поэте.

« Божественная комедия» Фрагменты.

Множественность смыслов поэмы.

Уильям Шекспир. Слово о поэте.

«Гамлет».Обзор с чтением отдельных сцен.

Гамлет – вечный образ мировой литературы.

Т.Л. Трагедия.

Иоганн Вольфганг Гёте. Сведения о жизни и творчестве.

«Фауст».Обзор с чтением отдельных глав.

Философская трагедия эпохи. Борьба добра и зла. Трагизм любви.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЗА КУРС 9 КЛАССА

Учащиеся, закончившие 9 класс,

должны знать:

Наиболее существенные литературные направления (сентиментализм, классицизм, романтизм, реализм)

Основные этапы стадиального развития литературы в 19 и 20 столетиях;

Содержание изученных произведений;

Основные биографические сведения об авторах изученных произведений;

Определения основных теоретико-литературных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;

 

должны уметь:

Воспроизводить содержание литературного произведения;

Определять родожанровые особенности эпических, лирических, драматических произведений;

Давать характеристику герою или героям одного или нескольких произведений (в том числе групповую, сравнительную);

Давать характеристику литературному произведению, исходя из особенностей исторической эпохи, в которую было создано это
произведение;

Выявлять авторскую позицию в художественном произведении и формулировать свое отношение к ней;

Выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

выявлять особенности поэтической речи изученного стихотворного произведения и давать этому произведению обоснованную оценку;

Составлять план, тезисы, конспекты своих выступлений на литературные темы;

Написать развернутый план сочинения, подобрать цитаты для раскрытия темы данного сочинения;

Написать сочинение на заданную тему.

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела

Количество часов

Из них

Уроки

развития речи

Уроки

внеклассного чтения

1

2

3

4

5

6

Введение.

Литература как искусство слова

Древнерусская литература

Литература

XVIII века

Литература

XIX века

Литература

XX века

Зарубежная литература

 

1

6

7

50

20

5

_______

89

_

 

1

1

10

 

1

 

_________________

13

_

 

_

 

2

2

2

 

_____________________

 

6

Календарно-тематическое планирование по литературе

9 класс

Тема

Изучаемый материал

Требования к уровню подготовки уч-ся

Домашнее задание

Дата по пл.

Дата факт.

1

Введение. Литература как искусство слова

Основные темы и проблемы русской литературы

Знать образную природу словесного искусства

Читать «Слово о полку Игореве»

   

Из древнерусской литературы (:6часов)

2

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Открытие «Слова», его издание, изучение, историческая основа памятника

Знать историческую основу памятника, строить монологическое высказывание

Определить в тексте композиционные части, выразительно читать «Золотое слово Святослав»

   

3

«За землю Русскую».

Осмысление текста памятника.

Образ Руссой земли и нравственно-патриотическая идея

Знать жанр и композицию, выделять смысловые части

Ответить на вопрос «Как проявляется в Золотом слове идея произведения?»

   

4

Тема духовного про­зрения. Образы кня­зей Игоря и Всеволо­да

Образы русских князей. Образ князя Игоря. «Золотое слово Святослава». Ярославна.

Знать приёмы создания характеров

Устное сочинение « Какими предстают в тексте русские князья?»

   

5

Поэтическое искусство автора

Символика «Слова», своеобразие авторского стиля. Значение памятника

Знать авторов переводов

Наизусть «Плач Ярославны»

   

6

Р.Р. Анализ эпизодов «Слова...»: «Золотое Слово» Святослава Плач Ярославны

Нравственно-патриотическая основа «Слова». Ярославна как образ идеальной женщины

Знать содержание фрагмента, понимать роль плача Ярославны

Подготовиться к контрольной работе

   

7

Образ автора в «Сло­ве...»

Значение памятника для русской культуры.

Историческая основа памятника, сюжет, композиция, автор, образы князей

Знать текст произведения

Прочитать статью учебника

« Русская литература 18 века»

   

8

Характеристика русской литературы 18 века.

Идейно-художественное своеобразие литературы, классицизм как литературное направление

Знать признаки классицизма

Пересказ статьи учебника О Ломоносове

   

9

М.В.Ломоносов

«Живое единство наук и художеств».

Жизнь и творчество. «Вечернее размышление о Божьем величестве..»

Знать факты жизни и творчества

Прочитать статью учебника о Державине, выразительное чтение «Памятника»

   

10

Вн. чт. Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Особенности классицизма в поэзии Державина.

Традиции и новаторство в поэзии Державина. Жанры лирики

Знать факты жизни и творчества, черты классицизма

Повторить черты сентиментализма.

   

11

«Не раб, но человек». Жизненный подвиг Радищева.

Сентиментализм как литературное направление, жанр путешествие

Знать черты сентиментализма

Сжатый пересказ «Любани»

   

12

Р.Р.Сжатое изложение по главе «Любани» №1

Быт и нравы крепостнической Руси

Знать приёмы сжатия текста

Подготовить рассказ о Карамзине (презентацию)

   

13

Н.М. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза»

Слово о писателе. Повесть «Бедна Лиза». Сентиментализм.

Знать основные факты жизни, содержание повести «Бедная Лиза»

Подготовить характеристику главных героев (по плану)

   

14

Главные герои повести «Бедная Лиза»

Главные герои. Внимание к внутреннему миру героев

Знать черты сентиментализма в повести, сюжет

Характеристика героев повести

   

15

Золотой век русской литературы

Новое понимание человека в его связи с национальной историей. Романтизм как литературное направление. Проблема личности и общества.

Знать общую характеристику развития русской литературы

Подготовить рассказ о Жуковском

   

16

В.А.Жуковский. Жизнь и творчество.

Черты романтизма в лирике Жуковского. Стихотворение «Море».

Знать факты жизни и творчества, выразительно читать текст

Прочитать балладу «Светлана», выучить отрывок наизусть.

   

17

В.А. Жуковский . Баллада «Светлана»

Баллада «Светлана», жанр баллады, романтический характер баллады

 

Подготовить рассказ о Грибоедове (презентацию)

   

А.С. Грибоедов « Горе от ума» (9 часов)

18

А.С.Грибоедов. Личность и судьба драматурга.

Жизнь и творчество. История создания комедии «Горе от ума»

Основные факты жизни, историю создания комедии

Прочитать

1 д. комедии, выписать крылатые выражения

   

19

«К вам Александр Андреевич Чацкий». Анализ 1 д. комедии.

Специфика жанра комедии,, искусство построения интриги

Знать понятия: комедия, конфликт, интрига

Прочитать 2 действие, выписать крылатые фразы

   

20

«Век нынешний и век минувший». Анализ 2 д. комедии.

Чацкий и фамусовская Москва.

Знать экспозицию, завязку, имена персонажей

Прочитать 3 действие, выписать крылатые фразы

   

21

«Можно ль против всех!» Анализ 3 д.

Мастерство драматурга, проблема ума в комедии

Знать понятия : кульминация конфликт, экспозиция

Прочитать 4 действие, выписать крылатые фразы, подготовить цитатный рассказ о герое

   

22

«Не образумлюсь…виноват». Анализ 4 д.

Открытость финала пьесы, его нравственно-философское звучание

Знать текст комедии, определять этапы конфликта

Ответить на вопрос «Как я понимаю смысл названия поэмы»?

   

23

Чацкий в системе образов комедии.

Образ Чацкого

Знать текст комедии

Прочитать отрывок из статьи Гончарова «Мильон терзаний»

   

24

«Горе от ума» в оценке И.А. Гончарова.

Анализ комедии в критическом этюде Гончарова «Мильон терзаний»

Знать текст статьи, понимать концепцию статьи

Подобрать цитату к сочинению

   

25-26

Р.Р.Классное сочинение обучающего характера. №2

Мастерство драматурга в создании характеров героев

Знать особенности конфликта

Прочитать статью учебника о Пушкине

   

А.С.Пушкин (19часов)

27

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

Основные этапы жизненного и творческого пути

Знать основные этапы жизненного и творческого пути

Составить сборник стихов поэта, написать к нему вступление

   

28

Основные мотивы лирики А.С. Пушкина.

Основные мотивы поэзии: свобода, любовь, дружба, творчество

Знать понятия: мотив, лирика, лирический герой

Наизусть «К Чаадаеву», Статья учебника о вольнолюбивых стихах

   

29

Развитие темы свободы в лирике А.С. Пушкина.

Чтение стихотворений «Деревня», « К Чаадаеву», «Анчар», «К морю»

Знать какое воплощение нашла тема свободы в стихах, выразительно читать стихи

Ответить на вопрос

« Какова эволюция темы свободы в стихах?»

   

30

Дружба и друзья в лирике А.С. Пушкина.

Дружба и друзья в лирике Пушкина

Знать как развивается тема дружбы

Выразительное чтение стихов о любви

   

31

Любовная лирика поэта.

« Я помню чудное мгновенье», «Мадона», « Я вас любил»

Знать адресатов стихов, выразительно читать наизусть

Чтение стихов «Бесы», «Осень, наизусть о любви.

   

32

Философская лирика А.С. Пушкина.

Раздумья о смысле жизни в стихах: «Бесы», «Осень»

Знать философские мотивы, выразительно читать

Чтение «Пророк», «Памятник»

   

33

Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина.

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина, Чтение и анализ стихотворений:»Пророк» , «Памятник»

Знать время создания, понимать идейное содержание

Ответить на вопрос «Какие стихи поэта воспитывают в людях чувства прекрасного»

   

34

Р.Р.Интерпретация лирического стихотворения А.С. Пушкина.

Гармония мысли и образа в стихотворении

Знать способы переработки текста

Прочитать поэмы «Цыганы», «Моцарт и Сальери»

   

35-36

Вн. чтение. А.С. Пушкин. Поэма «Цыганы». «Моцарт и Сальери».

Черты романтизма и реализма

в произведениях

Понимать идейно-художественные особенности произведения, знать их содержание

Ответить на вопрос « В чём сущность реализма»?

   

37

Творческая история романа «Евгений Онегин»

Своеобразие жанра и композиции, онегинская строфа

Творческую историю романа, выразительно читать

Перечитать 1 главу, наизусть 1-2 строфа

   

38

Онегин и столичное дворянство.

Онегин как тип лишнего человека в русской литературе, образ автора

Содержание 1-5 глав

Перечитать 2-5 главы

   

39

Онегин и поместное дворянство.

Типическое и индивидуальное в судьбе Онегина

Уметь выделять типическое и индивидуальное в судьбе Онегина

Главы 2-3.

К каким выводам приходит Евгений Онегин?

   

40

Онегин и Ленский.

Онегин и Ленский. Нравственно-философская проблематика романа

Содержание глав романа

Подобрать цитаты, характеризующие Ольгу и Татьяну, чтение письма Татьяны

   

41

Образ Татьяны в романе.

Татьяна как милый идеал Пушкина

Знать авторское отношение к Татьяне, Ольге

Гл.4,8, наизусть письмо Татьяны и Онегина

   

42

Татьяна и Онегин.

Тема любви и долга в романе

Текст произведения и проблематику, смысл финала

Каковы темы лирических отступлений?

   

43

Образ автора в романе.

Образ автора. Реализм и энциклопедизм в романе

Тематику лирических отступлений

Прочитать статью Белинского

   

44

Р.Р.Пушкинский роман в зеркале критике.

Образ главного героя

Содержание статей

Подобрать материал к сочинению

   

45-46

Р.Р.Классное сочинение по роману А.С. Пушкина»Евгений Онегин» №3

Темы

1.. Почему роман назван именем Онегина?

2.Почему Пушкин назвал Татьяну своим «милым идеалом»?

3.Роман «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни.

Знать текст романа

Прочитать по учебнику биографию Лермонтова

   

М.Ю. Лермонтов (14 часов)

47

Жизнь и творчество М. Ю. Лермонтова.

Жизнь и творчество поэта, стихотворение «Смерть поэта»

Знать факты биографии и мотивы лирики

Выразительное чтение стихов:»Нет, я не Байрон..», ! И скучно и грустно»

   

48

Тема одиночества в лирике Лермонтова.

Основные мотивы лирики

Понятие мотив, лирический герой

Анализ стихотворения «Родина»

   

49

Раздумья о судьбе людей 30 годов в лирике Лермонтова.

Поэт и его поколение

Идейный смысл стихотворений

Выразительное чтение «Дума» и «Предсказание». Записать вопросы к стихам

   

50

Урок контроля. Анализ стихотворения «Родина».

 

Знать способы переработки текста

Выучить наизусть одно из стихотворений

   

51

Тема любви в лирике Лермонтова.

Тема любви в лирике Лермонтова. «Нет, не тебя так пылко я люблю», « Расстались мы..», «Нищий», «Молитва».

Знать тексты стихотворений. Адресаты любви

Выразительное чтение «Есть речи значенье», «Пророк»

   

52

Тема поэта и поэзии в лирике

Тема поэта и поэзии в лирике. Два «Пророка»

Знать тексты стихотворений

Прочитать по учебнику о романе «Герой нашего времени»

   

53

«Герой нашего времени»-первый психологический роман.

Обзор содержания. Главные и второстепенные герои

Знать понятие психологический роман

Прочитать повесть «Бэла»

   

54

Печорин и « горцы.»

Загадки образа Печорина. Противоречивая сущность любви героя

Знать текст повести

Прочитать «Максим Максимыч»

   

55

Печорин и Максим Максимыч

Развитие образа Печорина

Знать текста повести

Прочитать «Тамань»

   

56

Печорин в обществе «честных контрабандистов».

Углубление образа главного героя

Знать текста повести

Прочитать «Княжна Мери»

   

57

Печорин и «водяное общество»

Журнал Печорина. Печорин и Грушницкий

Знать текста повести

Прочитать «Фаталист», пересказать эпизод пленения казака

   

58

Можно ли назвать Печорина фаталистом?

Повесть «Фаталист» и его композиционное значение

Знать текста повести

Прочитать отрывки из статьи Белинского

   

59

Художественные особенности романа.

Художественное значении е романа. Особенности композиции

Значение романа

Составить план к сочинению «Драма незаурядной личности»

   

60

Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению. №4

Редактирование плана

Знать текст романа

Написать сочинение

   

61

Вн. чт. Поэты пушкинской поры.

Батюшков, Кольцов

Знать основные факты биографии

Прочитать по учебнику о Гоголе

   

Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (10 часов)

62

Жизненный и творческий путь Н.В. Гоголя.

Жизнь и творчество Гоголя

Знать основные факты биографии

1 гл. «Мёртвых душ»

   

63

История создания поэмы «Мёртвые души»

Первоначальный замысел, история создания

Понимать особенности жанра

Читать гл 2,3, по плану рассказ о Манилове и Коробочке

   

64

Манилов и Коробочка.

Система образов помещиков

Знать текст поэмы

Гл.4.5 Собакевич И Ноздрёв, по плану

   

65

Собакевич и Ноздрёв.

Чичиков у Собакевича и Ноздрёва.

Знать текст поэмы, знать приём зоологизации

Гл.6, Плюшкин по плану

   

66

Чичиков у Плюшкина.

Чичиков у Плюшкина

Знать типический характер

Гл.7-10, пересказ «Повести о капитане Копейкине»

   

67

Образ города в поэме «Мёртвые души».

Мёртвые и живые души: городские чиновники

Знать текст поэмы

Гл.11, перечитать отцовский завет

   

68

Образ Чичикова в поэме.

Чичиков – новый герой эпохи

Знать путь Чичикова – нового героя эпохи

Сообщение о русском народе, лирические отступления, оценка Белинским

   

69

Образ России в поэме.

Поэма о величии России. Причины незавершённости поэмы

Знать текст произведения

Подготовить пересказ финала

   

70-71

Р.Р. Классное сочинение по поэме Гоголя. №5

Образ птицы-тройки

       

72

А.Н. Островский. Пьеса «Бедность не порок».

Жизнь и творчество Островского.

Знать текст произведения

Чтение по ролям, пересказ эпизодов

   

73

Любовь в патриархальном мире.

 

Знать текст произведения

Ответы на вопросы

   

74

Ф.М. Достоевский. «Белые ночи»

Жизнь и творчество Достоевского.

Знать текст произведения

Вопросы к лекции

   

75

Роль истории Настеньки

Образ героини.

 

Ответы на вопросы, выразительное чтение, пересказ

   

76

А.П. Чехов. «Тоска»

Жизнь и творчество Чехова.

Знать основные факты биографии

Ответы на вопросы, выразительное чтение

   

77

И.А. Бунин. «Тёмные аллеи».

Жизнь и творчество Бунина.

Знать основные факты биографии

Пересказ

   

78

Р.Р.Подготовка к домашнему сочинению №6.

   

В чём особенности изображения внутреннего мира героев литературы 19 века?

   

79

М.А.Шолохов. Рассказ «Судьба человека».

Жизнь и творчество Шолохова.

Знать основные факты биографии.

Составить вопросы к тексту

   

80

Образ Андрея Соколова.

Образ главного героя.

Знать текст произведения

Ответы на вопросы

   

81

А.И.Солженицын. Рассказ «Матрёнин двор»

Жизнь и творчество

Знать основные факты биографии.

Тесты к биографии

   

82

Образ Матрёны.

Образ Матрены.

Знать текст произведения

Пересказ, выразительное чтение

   

83

А.А. Блок.. « Трагический тенор эпохи»

Жизнь и творчество Блока.

Знать основные факты биографии.

«О, я хочу безумно жить!, «О, весна без конца и без краю.» и др. Анализ стихов.

   

84

С.А.Есенин-певец России.

Жизнь и творчество Есенина.

Знать основные факты биографии.

Чтение и анализ стихотворений

   

85

В.В. Маяковский. Слово о поэте.

Жизнь и творчество Маяковского.

Знать основные факты биографии.

Анализ стихов, сообщение

   

86

М.А. Булгаков. Повесть «Собачье сердце».

Жизнь и творчество Булгакова.

Знать основные факты биографии.

     

87

Основы живучести «шариковщины», «швондерства».

 

Знать текст произведения

     

88

Поэтика Булгакова-сатирика.

Сатира Булгакова.

 

Анализ отрывков, тесты по тексту

   

89

М.И. Цветаева. Слово о поэте.

Жизнь и творчество Цветаевой.

Знать основные факты биографии.

Анализ стихов по плану

   

90

Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой.

Жизнь и творчество Ахматовой.

Знать основные факты биографии.

Знать тексты стихотворений.

Чтение стихов наизусть, ответы на вопросы

   

91

Н.Заболоцкий. Слово о поэте.

Жизнь и творчество Заболоцкого.

Знать основные факты биографии.

Знать тексты стихотворений.

План статьи о поэте. Выразительное чтение стихов

   

92

Б.Л.Пастернак. Слово о поэте.

Жизнь и творчество Пастернака.

Знать основные факты биографии.

Выразительное чтение стихов

   

93

А.Т. Твардовский. Слово о поэте.

Жизнь и творчество Твардовского.

Знать основные факты биографии.

Выразительное чтение стихов

   

94

Р.Р.Анализ любимого стихотворения поэта 20 века. №7

Стихи Твардовского.

Знать тексты стихотворений.

Анализ по плану

   

95

Вн.чтение. Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.

Песни и романсы на стихи русских поэтов 19-20 веков.

Знать тексты стихотворений.

Художественное исполнение стихов и песен

   

96

Вн.чтение. « Чудики» В.М. Шукшин.

Жизнь и творчество Шукшина.

Знать основные факты биографии.

Сообщения

   

97

Вн.чт. Гай Валерий Катулл.

Гораций.

Жизнь и творчество Катулла.

Знать основные факты биографии.

Сообщения, чтение текстов стихов

   

98

Данте Алигьери. «Божественная комедия».

Жизнь и творчество Алигьери.

Знать основные факты биографии.

Знать текст

Сообщения

   

99

У. Шекспир. «Гамлет».

Жизнь и творчество Шекспира.

Знать основные факты биографии.

Чтение по ролям

   

100

Вн.чт. Трагизм любви Офелии и Гамлета.

Образ героини.

Знать текст трагедии.

Чтение по ролям

   

101

И.В.Гёте. «Фауст»

Жизнь и творчество Гёте.

Знать основные факты биографии.

Сообщения

   

102

Урок контроля. Защита проектов.

   

Задание на лето

   

Резерв -6ч.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

1. Основная литература:

1. Программ общеобразовательных учреждений, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (Москва: Просвещение, 2008 г.)

2. Коровина В.Я. Литература : 9 класс (в 2 частях). Учебник - хрестоматия: Москва: Просвещение, 2010.

 

2. Дополнительная литература:

Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. Е.М.Мордес. Волгоград: Учитель, 2002

История русской литературы. Х1Х век. В 2 частях. Под ред. В.Н.Аношкиной, Л.Д.Громовой. Москва, Владос, 2001

Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997

Литература 9-11 кл. Воспитание читателя: конспекты уроков, творческие задания, анализ произведений, сочинения/авт.-сост. Л.И. Тареева, А. И. Жданова.- Волгоград: Учитель,2009

Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. М.Мещерякова. Москва, Рольф, 2001

Литература Древней Руси и 18 века. Л.А.Ольшевская, С.Н.Травников. Москва, Новая школа, 1996

Литература учит.: 9 кл.: Кн. Для учащихся. / И. А. Фогельсон. М.:Просвещение, 1990.

Обучающие практические работы по литературе.9-11 классы/ Т. Н. Андреева, Е. Б. Кузина, Е. С. Степанова и др.; под. ред. Т. Н. Андреевой.- 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,2007.

Письменные работы по литературе. 9-11 кл./ Н. Л. Карнаух, И. В. Щербина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2005.

Русская литература 18 века./С. В. Сергушева. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006

Русская литература 9 класс.: Практикум: Учеб. Пособие для общеобразовательных учреждений/ Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова и др. – М.: Просвещение, 1999

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (2)

Грибанова Ирина Эдуардовна, 18.05.16 в 21:12 0 Ответить Пожаловаться
Уважаемая Елена Николаевна! А у вас в 9 классе не требуют тематическое планирование, соответствующее ФГОС со всеми УУД и т.п.? У нас уже требуют, даже если ФГОС только в 5 классе.
Фетисова Елена Николаевна, 19.05.16 в 08:56 0 Ответить Пожаловаться
В этом учебном году не требовали. Что будет на следующий год, не знаю.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.