Рабочая программа по предмету «Трудовое обучение» для 1 класса (УМК «Школа России»)

0
0
Материал опубликован 29 September 2018 в группе

Рабочая программа

по предмету «Трудовое обучение» 1 класс (32 ч.; 1час в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета «трудовое обучение» для муниципальных общеобразовательных учреждений Амвросиевского района ДНР с обучением на русском языке составлена на основе:

Примерной программы начального общего образования «Трудовое обучение» для
общеобразовательных организаций составлена в соответствии с Законом ДНР «Об
образовании», Государственным образовательным стандартом начального образования
(приказ МОН ДНР от 25.07.2018 г. № 665).

В качестве концептуальных основ данного учебного предмета использованы системно-деятельностный, личностно ориентированный, метапредметный, культурологический подходы. Учебный предмет «Трудовое обучение» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим
потенциалом. Важнейшая особенность этих уроков состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая служит в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).
Государственный образовательный стандарт начального общего образования в рамках предметной области «Технология» определяет, что предметные результаты освоения учебного предмета «Трудовое обучение» должны быть ориентированы на формирование первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий, о многообразии предметов материальной культуры как продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о материалах и их
свойствах, о конструировании, моделировании.
Предметные результаты должны обеспечивать приобретение:

навыков самообслуживания, овладение технологическими приемами ручной обработки
материалов, усвоение правил техники безопасности;

опыта самостоятельной и совместной практической продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации при создании предметной и информационной среды, выполнении учебно-познавательных, технологических и организационных задач, использование приоритетных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских и художественно-конструкторских задач, в том
числе с использованием информационной среды;

навыков безопасного пользования необходимыми инструментами в предметно-преобразующей деятельности.
Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в курсе
трудовому обучению должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребёнка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учёта функциональных возможностей ребёнка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и
интенсификации обучения в целом.
Значение предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене общеобразовательной школы.
В этом учебном курсе все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата и т.д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.
Предметно-практическая творческая деятельность, как смысл любой деятельности, даёт ребёнку возможность не только отстранённого восприятия духовной и материальной культуры, но и чувство сопричастности, чувство самореализации, необходимость освоения мира не только через содержание, но и через его преображение.
Процесс и результат художественно-творческой деятельности становится не собственно целью, а, с одной стороны, средством познания мира, с другой – средством для более глубокого эмоционального выражения внутренних чувств, как самого творящего ребёнка, так и замыслов изучаемых им объектов материального мира. При этом художественно-творческая деятельность ребёнка предполагает все этапы познания мира, присущие и взрослым: наблюдение, размышление и практическая реализация замысла.

Задачи изучения дисциплины:
формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
расширение знаний о материалах и их свойствах, технологии использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;
развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей,
изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и
формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей
деятельности;

развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение,классификация, обобщение и др.);
развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений; развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов;
формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
усвоение правил техники безопасности;
использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;
формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.
приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;
приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно - конструкторских задач.
Отбор содержания курса определяется рядом принципов.
Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально- исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре.
Принцип
интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческихзадач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с
курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.
Принцип
вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;
Принцип
концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным.
В соответствии с принципом
целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников.
Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов.
Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания.
Содержание предмета «ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ» определяется следующими
составляющими линиями:
ручная техника обработки материалов;
техническое творчество;
декоративно-прикладное искусство и самообслуживание
В целом курс трудовому обучению в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

Программа построена согласно положениям:
Учебный материал дифференцируется по видам деятельности (сгибание, складывание, резание, лепка и т.д.) и конструкторскими материалами (бумага, картон, пластилин, природные и искусственные материалы и др.), которые усложняются в каждом классе в зависимости от наглядно-предметных характеристик изготовления изделий (по шаблону на плоскости, по шаблону на плоскости с элементами творчества; объёмные, объёмные с
элементами творчества).
Виды практической деятельности дифференцируются в течение учебного года в зависимости от календарных праздников (государственных и религиозных), краевых традиций и обычаев, которые усложняются в каждом классе через подборку объектов труда и с учётом возрастных особенностей учащихся.
При составлении программы учтены принципы классической дидактики (прежде всего
научности, доступности, систематичности, последовательности).
Место учебного предмета в Примерном учебном плане
Содержание курса содержит достаточно материала для его реализации с 1-го по 4-й класс в рамках предмета трудовому обучению – 1час в неделю в каждом классе. Общий объём учебного времени составляет 32 часа в год в 1-м классе, по 33 часа в год во 2-4 классах. Занятия проводятся учителем начальных классов. Содержание курса имеет широкие возможности для его реализации во внеурочное время. Реализация программы требует от
учителя творческого подхода к отбору дидактического материала, активизации учащихся, учёта их индивидуальных особенностей, культурных запросов.

Ценностные ориентиры, формируемые в учебном предмете
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно - эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах
декоративно- прикладного искусства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций Донбасса от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к родному краю, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Планируемые результаты освоения программы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно- практической деятельности;
осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
Могут быть сформированы:
устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
привычка к организованности, порядку, аккуратности;
адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народов;
Предметные
Учащиеся научатся:
использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
Учащиеся получат возможность научиться:
определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
творчески использовать освоенные трудовому обучению работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).
Межпредметные
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале и пр.;
руководствоваться правилами при выполнении работы;
устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия для получения необходимых результатов;
осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;
Познавательные:
Учащиеся научатся:
находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели), сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
Учащиеся получат возможность научиться:
осуществлять поиск и отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
самостоятельно комбинировать и использовать освоенные трудовому обучению в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
создавать мысленный образ конструкции с целью решения определенной конструкторской задачи или передачи определенной художественно-эстетической информации; воплощать этот образ в материале;
понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументировано защищать продукт проектной деятельности;
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
формулировать собственные мнения и идеи, аргументировано их излагать;
выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;

Учащиеся получат возможность научиться:
самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых
группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

Проверка и оценка знаний и умений учащихся по трудовому обучению
В I классе отметки за знания и умения учащихся не ставятся, а даётся словесная оценка: хорошо, отлично. Если работа выполнена плохо, то учитель показывает ученику, что и как надо изменить или сделать, чтобы изделие стало лучше.
Оценки выставляются со II класса за выполнение изделия в целом, за отдельные технологические операции; за умение составлять план работы, поставить опыт, определить свойства материалов, правильно назвать материалы и инструменты, определить их назначение, назвать правила безопасной работы с ними.

Трудовое обучение

Календарно-тематическое планирование

1класс

раздел

Название разделов

Количество часов

1

Узнаем, как работают мастера. Учимся работать с разными материалами

11

2

Поднимаемся по ступенькам мастерства

13

3

Конструируем и решаем задачи

8

 

Всего:

32


 

п/п

Тема урока


 

Дата урока

По плану

По факту


 

Тема 1 (11 часов) Узнаем, как работают мастера. Учимся работать с разными материалами

1

Инструктаж по технике безопасности. Вводный урок. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти, по представлению.

   

2

Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти, по представлению.

   

3

Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти, по представлению.

   

4

Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. ТБ при работе с ножницами

   

5

Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание.

   

6

Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией.

   

7

Изготовление квадрата из прямоугольной полосы

   

8

Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев

   


 


 


 


 

9

Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев .

   

10

Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.

   

11

Работа с яичной скорлупой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.

   

Тема 2 (13 часов) Поднимаемся по ступенькам мастерства

12

Инструктаж по технике безопасности. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ).

   

13

Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина.

   

14

Перфорированная бумага как поделочный материал; приемы обработки перфорированной бумаги для создания различных форм

   

15

Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов.

   

16

Простые приемы работы с нитками и иглой.

   


 


 


 


 

17

Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц.

   

18

Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц

   

19

Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.

   

20

Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона.

   

21

Использование вторичных материалов для поделок.

   

22

Простые приемы работы с нитками и иглой.

   

23

Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина.

   

24

Перфорированная бумага как поделочный материал; приемы обработки перфорированной бумаги для создания различных форм

   

Тема 3 (8 часов) Конструируем и решаем задачи

25

Инструктаж по технике безопасности. Аппликация из геометрических и других фигур

   


 

 


 


 

26

Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа

   

27

Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа

   

28

Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов

   

29

Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов

   

30

Декоративно-художественные аппликации

   

31

Декоративно-художественные аппликации

   

32

Итоговый урок за год

   
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.