Рабочая программа по реализации дополнительного образования дошкольников МБДОУ «Детский сад №25 «Журавлик» по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» (для детей 5-6 лет)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №25 «ЖУРАВЛИК»
Принято «Утверждаю»
на педагогическом совете № 1 Заведующий МБДОУ
От _____________ 2019 г. «Детский сад №25 «Журавлик»
____________ Т. С. Жиронкина
Рабочая программа
по реализации дополнительного образования дошкольников МБДОУ «Детский сад №25 «Журавлик» по формированию элементарных математических представлений «Занимательная математика» (для детей 5-6 лет)
Составитель:
Прохорова Людмила Владимировна
воспитатель высшей
квалификационной категории
г. Тамбов
Содержание.
Целевой раздел
Пояснительная записка
Актуальность программы
Новизна программы.
Цель и задачи по реализации программы.
Возрастные особенности воспитанников
Срок реализации программы
Продолжительность занятия
Формы организации деятельности.
Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры).
Содержательный раздел
2.1. Годовой календарный учебный график
2.2. Учебно-тематический план обучения по реализации программы дополнительного образования.
2.3. Планирование работы с детьми.
2.4. Методика диагностики
Организационный раздел
3.1.Учебно-методическое обеспечение
3.2.Список литературы
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа «Занимательная математика» (далее Программа) предназначена для развития математических и логических представлений детей 5 – 6 лет, основана на методических пособиях и рекомендациях Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., К. В. Шевелева. Работа по данной программе позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать математические представления, интеллектуально развивать дошкольника.
Основная форма организации занятий по Программе – игровая, что позволяет приобщать ребенка к игровому взаимодействию, обогащать его математические представления, интеллектуально развивать дошкольника. Занятия по Программе также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
На занятиях широко используется занимательный материал: задачи- шутки, загадки, задания на развитие логического мышления и др.
1.2. Актуальность программы
В отечественной и зарубежной педагогической теории, и практике накоплен определённый опыт по обучению детей дошкольного возраста элементарным математическим представлениям. Но, несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание программы является актуальным.
Все родители озабочены проблемой подготовки своих детей к школе, тем более, сегодня, когда открылось много новых образовательных структур: гимназий, лицеев, центров с приоритетными направлениями и др. Многие родители ищут школы с усложнённым программным содержанием, с добавлением так называемых специальных предметов: раннего чтения, математики, компьютерной грамоты, иностранных языков и т.д. В этом случае растёт информационное поле знаний, умений и навыков. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития. «Правильно организованное обучение должно вести за собой развитие ребёнка». Он писал, что педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. «Развитие именно из сотрудничества, что помогает раскрыться имеющимся у ребенка потенциальным возможностям, воспитывает у него веру в свои силы».
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Многие исследования педагогов и психологов показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточный объём знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать, что – то новое. Поэтому главной целью дошкольной подготовки должно стать всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности. Очень важно воспитать в ребёнке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, быть самостоятельным в поиске ответов на возникающие вопросы.
Разработанная Программа предназначена для развития и обучения детей 5 – 6 лет, основана на методических рекомендациях развития математических представлений и логического мышления у дошкольников К. В. Шевелева, Петерсон Л.Г., Кочемасовой Е.Е., учитывались теории А.В. Запорожца о самоценности дошкольного детства, Д.Б. Эльконина о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка, Л.С. Выготского о развивающем обучении.
При разработке занятий также используются методические пособия:
• Математическое развитие дошкольников: Учебно-методическое пособие. Сост. З.А. Михайлова, М.Н. Полякова, Р.Л. Непомнящая, А.М. Вербенец. – СПб: Детство-Пресс, 2000г.
• Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
• Нищева, Н. В. Играйка 10. Считайка. Игры для развития математических представлений у старших дошкольников / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2013.
• Носова Е.А. «Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений». - Л.: 1990г.
• Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
• Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
1.3. Новизна программы.
Новизна Программы состоит в том, что каждое занятие проводится в виде путешествий, игр, праздников, что не утомляет ребенка и способствует лучшему запоминанию математических категорий.
Игровые приемы выполняют множество функций в процессе развития ребенка, делают образовательный процесс более легким и радостным, помогают качественно усваивать материал и ненавязчиво развивают необходимые компетенции.
Отличительной особенностью Программы является выделение специфического акцента в содержании образования, который тесно связан с психологическими особенностями ребенка. Этот акцент, как и методические приемы (проблемно-игровые ситуации, деловые и дидактические игры, игры в парах, мини-группах и пр.), выделяется с учетом возраста. Использование индивидуальной дозировки в выборе содержания и повторяемости дидактических воздействий позволяет учитывать индивидуальный темп продвижения ребенка.
К работе с детьми привлекаются родители, которым предоставляется возможность принять участие в итоговом занятии в роли равноправного партнера, познакомиться с достижениями детей, увидеть особенности учебно-игрового общения с дошкольниками. Партнерство со взрослым, совместное решение проблемно-поисковых задач - основной путь организации образовательного процесса по Программе: не навязывать ребенку готовых знаний, а указать пути их приобретения.
1.4. Цель и задачи по реализации программы.
Цель: всестороннее развитие детей дошкольного возраста, формирование их умственных способностей и творческой активности, развитие необходимых элементарных математических представлений, решение проблемы адаптации к школе.
Задачи:
Образовательные:
Решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые, учить практическим действиям сравнения, уравнивания, счета, вычислений, измерения, классификации, видоизменения и преобразования, комбинирования, воссоздания;
Формировать представления детей об отношениях, зависимостях объектов по размеру, количеству, величине, форме, расположению в пространстве и во времени;
Развивающие:
Развивать психические процессы (слуховое и зрительно-пространственное восприятие, внимание, речь, память, воображение, зрительно-моторная координация);
Развивать мыслительную деятельность и творческий подход в поиске способов решения;
Развивать способность самостоятельно решать доступные творческие задачи - занимательные, практические, игровые;
Воспитательные:
Воспитывать у детей интерес к процессу познания, желание преодолевать трудности;
Воспитывать интеллектуальную культуру личности на основе овладения предпосылками учебной деятельности.
Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир. На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и приёмы; интегрированные формы организации занятий.
1.5. Возрастные особенности воспитанников
Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности.
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться. Интеллектуальное развитие ребенка 5-6 лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью, он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности. Ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности. Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. Сравнение - логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов). Показателем сформированности приема сравнения будет умение ребенка самостоятельно применять его в деятельности без специальных указаний взрослого на признаки, по которым нужно сравнивать объекты.
Дети овладевают способами установления разного рода математических связей, отношений, например, способом установления соответствия между элементами множеств (практического сопоставления элементов множеств один к одному, использования приемов наложения, приложения для выяснения отношений величин). Они начинают понимать, что самыми точными способами установления количественных отношений являются счет предметов и измерение величин. Навыки счета и измерения становятся у них достаточно прочными и осознанными. Умение ориентироваться в существенных математических связях и зависимостях и овладение соответствующими действиями позволяют поднять на новый уровень наглядно-образное мышление дошкольников и создают предпосылки для развития их умственной деятельности в целом.
Математические знания стимулируют интеллектуальное развитие ребенка, формирование его познавательных и творческих способностей
К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво.
1.6. Срок реализации программы
Срок реализации программы: 1 года. Программа предназначена для детей 5-6 лет. Занятия осуществляются 2 раза в неделю.
Образование ведется на русском языке.
1.7. Продолжительность занятия
1 год обучения – 20 – 25 минут. Общее годовое количество часов – 68.
1.8. Формы организации деятельности
Основной формой работы с детьми является занятие, которое проводиться в игровой форме.
На занятиях используются: индивидуальная работа, работа в парах, фронтальная работа. Постоянная смена видов деятельности позволяет повысить качество образовательного процесса и ограничить нагрузку детей. Обязательно в каждое занятие включены физкультурные минутки, которые позволяют детям расслабиться.
Форма проведения итогов: диагностика (в конце года).
Форма отчетности: итоговое занятие.
При построении Программы используются следующие принципы:
от простого к сложному;
доступность содержания программы;
системность и последовательность материала;
наглядность;
учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
оптимизации работы с группой детей.
В рамках педагогической диагностики используются следующие методы: беседа, игра, игровые ситуации, анализ продуктов деятельности. Большое значение при проведении диагностики имеет наблюдение за ребенком на занятии: проявление им интереса к математике, желания заниматься.
1.9. Планируемые результаты освоения программы (целевые ориентиры)
Планируемые результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой возможные достижения ребёнка на этапе завершения обучения.
Ожидаемые результаты (ориентиры к 6 годам):
считать по образцу и названному числу в пределах 10;
понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
знать числа первого десятка и записывать их;
пользоваться математическими знаками: +, -, =, <,>;
записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических знаков, цифр;
соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
знать геометрические фигуры;
рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения предметов из геометрических фигур;
выкладывать из счетных палочек геометрические фигуры, символические изображения предметов;
располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине, ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
делить предмет на 2 - 4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а целое больше части;
называть последовательно дни недели, месяцы;
ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
определять положение предметов по отношению к другому лицу;
решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление последовательности событий, анализ и синтез;
понимать задание и выполнять его самостоятельно;
проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
Ожидаемые представления:
о единице измерения длины, веса, объема, денежных единицах;
о временных интервалах: временем суток, года;
об определении времени по часам;
о количественной характеристике числа.
Форма подведения итогов по Программе - открытое занятие для родителей.
II. Содержательный раздел
2. 1. Годовой календарный учебный график
Продолжительность учебного года | с 16.09.2018 г. по 31.05.2019 г. |
Продолжительность образовательного процесса | 34 недель |
Режим работы | 2 дня в неделю |
Продолжительность образовательной деятельности согласно возрасту | 25 минут |
2.2. Учебно-тематический план
№ п\п | Тема | Теория | Практика | Итого |
1 | Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 |
2 | Количество и счёт | 3 | 7 | 10 |
3 | Величина | 2 | 5 | 7 |
4 | Ориентировка в пространстве | 2 | 5 | 7 |
5 | Ориентировка во времени | 2 | 3 | 5 |
6 | Простейшие геометрические представления |
| 4 | 4 |
7 | Геометрические фигуры | 2 | 5 | 7 |
8 | Графические работы | 1 | 8 | 9 |
9 | Конструирование и моделирование | 3 | 6 | 9 |
10 | Логические задачи | 3 | 5 | 8 |
15 | Итого | 19 | 49 | 68 |
2.3. Тематический план занятий.
1. Вводное занятие (2 занятия)
• знакомство и математические игры.
2. Количество и счет (10 занятий)
• числа от 0 до 10;
• порядковый счет в пределах 10 (первый, второй...);
• прямой и обратный счет в пределах 10;
• нахождение и сравнение чисел-соседей;
• решение простейших арифметических задач.
3. Величина (7 занятий)
• сравнение предметов по форме;
• сравнение предметов по цвету;
• сравнение предметов по размерам;
• сравнение предметов по длине и высоте;
• сравнение предметов по ширине и толщине;
• введение в активную речь понятий: большой, маленький; больше, меньше, одинакового размера; длиннее, короче, одинаковые по длине; выше, ниже, одинаковые по высоте; уже, шире, одинаковые по ширине; тоньше, толще, одинаковые по толщине; одинаковые и разные по форме; одинаковые и разные по цвету;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• подбор и группировка предметов по 1-2 признакам;
• изменение геометрических фигур по 1-2 признакам (размер, цвет, форма);
• методы наложения и приложения;
• прием попарного сравнения.
4. Ориентировка в пространстве (7 занятий)
• ориентировка на листе в клеточку;
• ориентировка в клеточке;
• ознакомление с цифрами и способами их написания;
• ориентировка в кабинете по словесной инструкции;
• понятия: слева, справа, вверху, внизу;
• направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу-вверх, вперед, назад;
• формирование представлений: далеко, близко, дальше, ближе, высоко, низко, рядом, внутри, вне, глубоко, глубже;
• использование предлогов: в, на, над, под, за, перед, между, от, к.
5. Ориентировка во времени (5 занятий)
• название дней недели;
• название месяцев;
• времена года, год;
• формирование представлений: утро, день, вечер, ночь;
• формирование понятий: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера.
6. Простейшие геометрические представления (4 занятий)
• точка, луч, угол, отрезок;
• прямая, горизонтальная и вертикальная линии;
• ломаная и кривая линии;
• разомкнутые и замкнутые линии;
• ученическая линейка, ее практическое использование;
• знакомство с мерой длины — сантиметром.
7. Геометрические фигуры (7 занятий)
• треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, многоугольник;
• углы, стороны, вершины фигур;
• измерение длин сторон фигур в сантиметрах при помощи ученической линейки;
• выделение из ряда фигур «лишних», не подходящих по 1-2 признакам;
• группировка фигур по 1-2 признакам;
• деление фигур на равные и неравные части;
• сборка целых фигур из 4-8 частей.
8. Графические работы (9 занятий)
• штрихование и раскрашивание;
• рисование по памяти;
• рисование узоров по клеточкам на слух;
• срисовывание предметов по клеткам и по точкам;
• дорисовывание недостающих частей предметов;
• копирование точек, палочек, узоров, ломаных и кривых линий.
9. Конструирование и моделирование (9 занятий)
• собирание мозаики по рисунку и по словесной инструкции;
• собирание кубиков с разноцветными гранями (или фрагментами сказок) по сюжетной картинке;
• собирание кубиков «Уникуб»;
• работа со строительным материалом (кирпичики);
• собирание конструктора по образцу и по словесной инструкции;
• собирание картинок из частей;
• собирание цифр из счетных палочек;
• игры с бусинками.
10. Логические задачи (8 занятий)
• антонимические игры;
• продолжение логического ряда;
• классификация предметов по признакам;
• нахождение в группе предметов «лишнего» предмета, не подходящего по 1-2 признакам;
• занимательные вопросы, ребусы, логические загадки;
• игры, развивающие память, внимание, воображение и логическое мышление;
• математические конкурсы.
Итого 68 занятия.
Перспективный план работы кружка «Занимательная математика» для детей 5-6 лет
Месяц | Неделя | Содержание | Задачи |
Сентябрь | 3 | Счет в пределах 5. Геометрические фигуры. | - Напомнить способы получения чисел первого пятка. - Упражнять в счете и отсчете предметов и порядковом счете в пределах 5. - Уточнить представления о свойствах предметов, о форме геометрических фигур – круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал. - Закрепить названия и последовательность осенних месяцев. - Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры. - Учить детей правильно сидеть на занятии. - Развивать логическое мышление, внимание. |
4 | Счет на слух. Ориентировка во времени. | - Упражнять в счете и отсчете предметов и порядковом счете в пределах 5. - Упражнять в счете на слух и в отсчитывании определенного количества предметов по образцу. - Закрепить знания о последовательности частей суток. - Развивать логическое мышление, внимание. | |
Октябрь | 1 | Счет в пределах 5. Геометрические фигуры. Закрепление представления об образовании чисел до 7. Счет. Счет на слух. Сравнение двух предметов. Ориентировка во времени. | - Упражнять в счете и отсчете предметов и порядковом счете в пределах 5. - Закрепить умение различать и правильно называть геометрические фигуры. - Учить детей правильно сидеть на занятии. - Закрепить представление об образовании чисел 6 и 7. - Раскрыть значение способа практического сопоставления совокупностей 1:1 для выяснения отношений больше – меньше -равно. - Упражнять в счете на слух и в отсчитывании определенного количества предметов по образцу. - Упражнять в сравнении двух предметов, отличающихся по длине и ширине, по высоте и толщине. - Закрепить знания о последовательности частей суток. - Развивать логическое мышление, внимание. |
2 | Закрепление знания об образовании чисел 6, 7, 8. Порядковый счет в пределах 10. Геометрические фигуры. Закрепление знания об образовании чисел 9 и 10. Счет в пределах 10. Знакомство со знаками: “=”, “<”, “>”. Сравнение двух предметов. | - Закрепить знания об образовании чисел 6, 7, 8. - Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10, в порядковом счете. - Учить описывать знакомые фигуры. - Развивать умение узнавать фигуры по описанию. - Закрепить представление об образовании чисел 9 и 10 и умение вести счет и отсчет предметов в пределах 10. - Познакомить со знаком “=”, “<”, “>”. - Упражнять в счете на слух в пределах 6-8. - Закрепить умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте толщине. Развивать речь, учить отвечать на вопросы, давать развернутые ответы | |
3 | Развитие понимания независимости числа от размера. Счет. Знаки: “=”, “<”, “>”. Ориентировка на листе бумаги. Развитие понимания независимости числа от расположения предметов в пространстве. Счет в пределах 10. Знаки: “=”, “<”, “>”. Форма. | - Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от их размеров. - Закреплять понятие: “=”. - Упражнять в счете предметов и воспроизведении указанного количества движений. - Учить устанавливать и воспроизводить отношения взаимного расположения геометрических фигур на плоскости. - Закрепление понятий: «посередине», «вверху», «над», «внизу», «под», «слева», «справа». - Закрепить представление о том, что число предметов не зависит от расстояний между ними. - Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 10. - Закрепить понятие: “=” - Учить сопоставлять результаты зрительного и осязательно-двигательного обследования геометрических фигур. | |
4 | Число и цифра 1. Знакомство с монетой достоинством в 1 руб. Счет на слух. Сравнение предметов. Знакомство с составом числа 2, цифра 2; с монетой достоинством в 2 руб. Понятие «пара». Ориентировка на плоскости. | Познакомить с числом и цифрой 1. - Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. - Познакомить с монетой достоинством в 1 рубль - Упражнять в порядковом счете, в счете звуков. - Упражнять в сравнении предметов по длине и толщине. - Учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению, развивать глазомер. - Познакомить с пословицами, в которых упоминается число 1. -Познакомить с числом и цифрой 2. - Дать понятие «пара». - Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. - Познакомить с монетой достоинством в 2 рубля, набором и разменом. - Познакомить с пословицами, в которых упоминается число 2. - Упражнять в ориентировке на плоскости листа. - Развивать наблюдательность и память. | |
Ноябрь | 1 | Знакомство с составом числа 3, цифра 3. Сравнение предметов по высоте и толщине. Знакомство с составом числа 4, цифра 4. Счет. Сравнение чисел. Сравнение предметов по длине и ширине. | Познакомить с числом и цифрой 3. - Учить разлагать числа 2 и 3, раскладывать их на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число. - Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. - Закрепить навыки порядкового счета. - Формировать понимание временных отношений (вчера, сегодня, завтра). - Упражнять в сравнении предметов по высоте и толщине. Познакомить с числом и цифрой 4. - Учить разлагать число 4, раскладывать на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число. - Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. - Учить сравнивать числа с опорой на наглядный материал и определять, на сколько одно из смежных чисел больше (меньше) другого. - Формировать представления о постоянстве связей и отношений между смежными числами. - Упражнять в прямом и обратном счете, в сравнении предметов по длине и ширине, развивать глазомер. |
2 | Счет в пределах 10. Сравнение предметов. Форма. Ориентировка в пространстве по плану. Знакомство с составом числа 5, цифра 5; с монетой достоинством в 5 рублей. Сравнение предметов по длине. Закрепить состав числа 2, 3, 4, 5 из двух меньших. Чисти суток. | - Раскрыть значение порядковых числительных и закрепить навыки порядкового счета в пределах 10. - Закрепить умение разлагать числа 3, 4, на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число. - Упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. - Упражнять в определении формы предметов и соотнесении их по форме с геометрическим образом - Обобщать предметы по признаку формы. Познакомить с числом и цифрой 5. - Учить разлагать число 5, раскладывать на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число. - Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. - Познакомить с монетой достоинством в 5 рублей, набором и разменом. - Учить воспроизводить количество движений на один больше, меньше, чем дано. - Развивать глазомер. - Закрепить умение разлагать числа 2, 3, 4, 5 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число. - Закреплять знание цифр 1-5; умение по картинке определять и правильно называть части суток. - Закрепить знание о монетах и их разменом. | |
3 | Знакомство с составом числа 6, цифра 6. Сравнение предметов по ширине. Закрепление состав чисел 5, 6 из двух. Счет звуков. Геометрические фигуры. Знакомство с составом числа 7, цифра 7. Счет. Логические задачи | Познакомить с числом и цифрой 6. - Учить разлагать число 6, раскладывать на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число. - Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. - Упражнять в сравнении смежных чисел с опорой на наглядный материал. - Развивать представление о разностных отношениях между смежными числами. - Закреплять навыки порядкового счета. - Развивать глазомер. - Закрепить умение разлагать числа 5, 6 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число. - Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. - Продолжать развивать у детей представление о независимости числа предметов от их размеров и площади, которую они занимают. - Учить сравнивать смежные числа. - Упражнять в счете звуков. - Развивать умение группировать геометрические фигуры по разным признакам. - Упражнять в подборе предметов по слову, обозначающему форму. - Познакомить с числом и цифрой 7. - Учить разлагать число 7, раскладывать на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число. - Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. - Дать представление о том, что при увеличении любого числа на единицу всегда получается следующее по порядку число. - Упражнять в установлении отношений между тремя предметами по величине (по представлению). | |
4 | Счет до 10. Закрепление состав числа 7. Числовая ось. Ориентировка на плоскости. Счет. Знакомство с составом числа 8, цифра 8. Счет. Закрепление состав числа 8 из двух. Ориентировка в пространстве по плану. | - Закреплять навык порядкового счета в пределах 10; умение разлагать число 7 на два меньших числа. - Закрепить знание цифр 1-7. - Учить располагать предметы в указанном порядке и определять пространственные отношения между ними: перед, за, между. - Закрепить знания об осенних месяцах (сентябрь, октябрь, ноябрь). - Продолжать учить определять пространственное расположение фигур на плоскости. - Закреплять навык порядкового счета в пределах 10; - Закрепить знание цифр 1-8. - Учить разлагать число 8, раскладывать на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число. - Упражнять в установлении пространственных отношений между детьми, перед, за, между, рядом. - Закреплять навык порядкового счета в пределах 10. - Продолжать развивать представление детей о том, что число предметов не зависит от формы их расположения. - Учить видеть равное количество разных предметов, по-разному расположенных. - Закреплять умение разлагать число 8 на два меньших числа. - Закрепить знание цифр 1-8. - Учить детей правильно сидеть. | |
Декабрь | 1 | Знакомство с составом числа 9, цифра 9. Числовая ось. Логические задачи. Закрепление состав числа 9 из двух. Ориентировка на плоскости. Число и цифра 0. Знаки: “=”, “<”, “>”. Числовая ось. | - Познакомить с числом и цифрой 9. - Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. - Дать представление о том, что при уменьшении любого числа на единицу получается предыдущее число. - Упражнять в решении задач на установление отношений между величинами. - Закреплять навык порядкового счета в пределах 10. - Закреплять умение разлагать число 9 на два меньших числа. - Учить определять местоположение предметов по отношению к плоскости листа: в верхнем левом (правом) углу, в нижнем левом (правом) углу, посередине. - Упражнять в сравнении предметов по длине и ширине. - Продолжать развивать представление о последовательности чисел. - Сформировать представления о числе 0 и его свойствах. - Развивать понимание взаимно-обратных отношений между числами в пределах 10. - Закреплять знания о знаке: “=”. - Учить пользоваться словами до и после. - Упражнять в мысленном объединении предметов в группы на основе выделенных признаков. - Закрепить названия и последовательность осенних месяцев. |
2 | Деление целого на 2 равные части. Счет прямой и обратный в пределах 10. Число 10 и цифровое обозначение. Понятия: «целое», «часть». Счет. Деление предмета на 2 и 4 равные части. Знакомство с названием месяца – декабрь. Ориентировка на плоскости. Счет. Ориентировка во времени, на листе. Срез знаний (ориентировка во времени). | - Продолжать учить делить предметы на две равные части, отражать в речи действие и результат деления. - Учить устанавливать отношения между целым и его частью. - Упражнять в сравнении смежных чисел и в установлении разностных отношений между ними. - Учить находить предметы указанных размерных соотношений. - Закреплять умение разлагать число на два меньших числа. - Закрепить у детей представление о последовательности чисел в пределах 10. - Закреплять умение ориентироваться в цифрах от 1 до 10 - Упражнять в счете в прямом и обратном порядке. - Учить делить предметы на 2 и 4 равные части. - Отражать в речи действия и результаты деления. - Учить устанавливать отношения между целым и его частью. - Познакомить с названием месяца – декабрь. - Учить определять положение геометрических фигур на таблице. - Учить детей ориентироваться на листе бумаги. - Познакомить с тетрадью в клетку. - Упражнять в счете на слух. - Учить уменьшать число на один. - Выявить уровень представлений о времени. - Продолжать учить детей правильно сидеть за столом. | |
3 | Деление предмета на 2 и 4 равные части. Ориентировка в пространстве. Срез знаний (счет, ориентировка в пространстве). | - Уточнить представление о том, что у квадрата 4 стороны, 4 угла, все стороны равны. - Учить располагать фигуры в двух рядах, одну под другой. - Упражнять в делении квадратов на 2 и 4 равные части. - Выявить уровень умений изменять направление движения по заданию педагога. - Упражнять в воспроизведении движений по названному числу. - Выявить уровень умений считать в прямом и обратном порядке в пределах 10. | |
4 | Счет. Геометрические фигуры. Срез знаний (счет, деление предмета на равные части | - Выявить умение увеличивать и уменьшать число на один, обозначать цифрой. - Закрепить знания о квадрате и прямоугольнике. - Учить обводить модели этих фигур и заштриховывать полученные контурные рисунки. - Упражнять в проведении линий в направлении сверху вниз и слева направо. - Выявить умение находить наиболее рациональные способы деления предметов на 2 и 4 равные части | |
Январь | 1 | Ориентировка на плоскости. Измерение. Счет. Срез знаний (форма). | - Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, учить находить заданную точку. - упражнять в отсчете клеток, в зарисовке квадратов и в изменении их размеров. - Упражнять в порядковом счете в пределах 10. |
2 | Геометрические фигуры. Ориентировка на плоскости, в пространстве. Порядковый счет. Закрепление последовательности чисел и цифр. Деление предметов на 2 и 4 равные части. Сравнение предметов по длине, ширине и высоте. Ориентировка в пространстве по плану. | - Выявить умение детей видеть форму окружающих предметов. - Закрепить представление о прямой и обратной последовательности чисел и цифр в пределах 10. - Продолжать учить делить предметы на 2 и 4 равные части, устанавливать отношение между целым и частью. - Употреблять выражения: «одна из двух (четырех) частей», «половина», «разделить пополам», «разделить на 2 (4) равные части». - Упражнять в сравнении предметов по длине, ширине, высоте. - Развивать глазомер. | |
3 | Моделирование круга из частей. Ориентировка в пространстве по плану. Прямой и обратный счет. Счет движений и воспроизведение по указанному числу. Знакомство с циферблатом часов | - Учить называть предыдущее и последующее число, понимать выражения до и после. - Закрепить представление о треугольнике и круге. - Упражнять в обведении моделей этих фигур и заштриховке полученных контурных рисунков. - Учить составлять из частей круга полный круг. - Приучать детей правильно сидеть за столом, не мешать другим. - Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10. - Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам. - Уточнить представление о треугольнике, упражнять в зарисовке треугольников на бумаге в клетку и заштриховке их. - Закрепить навыки порядкового счета, умение определять пространственные отношения. - Упражнять в воспроизведении количества движений по указанному числу. | |
4 | Закрепление знаний последовательности чисел и цифр. Счет. Измерение длины предметов. Смежные числа. Модель логического древа. Состав числа. | - Закрепить знание последовательности чисел и цифр. - Упражнять в зарисовке квадратов и кругов на бумаге в клетку. - Упражнять в счете и в постановке вопросов со словом сколько, к группам предметов, изображенным на таблице. - Учить измерять длину предметов с помощью условной мерки. - Продолжать учить называть смежные числа к названному числу, понимать выражения «до» и «после». - Закреплять умение разлагать число 5 на два меньших числа. | |
Февраль | 1 | Счет. Геометрическая фигура – овал. Измерение длины и ширины. Ориентировка Составление групп. Измерение длины и ширины предметов. Сравнение смежных чисел. | - Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги в клетку; ориентироваться в пространстве по словесному указанию. - Уточнить представление об овале. - Учить измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки. - Учить составлять группы, содержащие равное число предметов. - Определять групп и количество предметов в них. - Учить измерять длину и ширину предметов, по ходу измерения откладывать предметы-метки. - Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10. |
2 | Деление предметов на 2 и 4 равные части с помощью мерки. Дни недели. Измерение длины по клеточкам. Ориентировка на плоскости. | - Познакомить со способом деления предметов на 2 и 4 равные части с помощью условной мерки. - Закрепить знание последовательности дней недели. - Закреплять умение увеличивать и уменьшать число на 1. - Закрепить представление о прямой и обратной последовательности чисел до 10; умение ориентироваться в цифрах от 0 до 9. - Закреплять умение разлагать число 6 на два меньших числа. - Учить называть последующее число. - Понимать выражения «до» и «после». - Упражнять в измерении длины по клеточкам. - Закрепить умение определять положение геометрических фигур по отношению к плоскости. | |
3 | Измерение длины и ширины с помощью мерки. Ориентировка в пространстве. Измерение жидких тел. Ориентировка на плоскости. | - Упражнять в сравнении смежных чисел. - Продолжать учить детей измерять длину и ширину предметов с помощью условной мерки. - Упражнять в зарисовке предметов круглой и овальной формы на бумаге в клетку. - Развивать умение ориентироваться в пространстве, закреплять понятия: впереди, сзади, справа, слева, верху, внизу. - Познакомить с приемами измерения жидких тел. - Подвести к пониманию зависимости результата измерения от избранной меры. - Упражнять в сравнении чисел. - Закрепить умение ориентироваться на плоскости. | |
4 | Измерение объема сыпучих тел. Числовая ось. Ориентировка на плоскости, во времени. Измерение высоты предметов и объема жидких тел. Счет. | - Познакомить детей со способом измерения объема сыпучих тел. - Закрепить умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой. - Упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток. - Упражнять в определении времени по часам. - Закрепить названия и последовательность зимних месяцев. - Упражнять в измерении высоты предметов и объема жидких тел. - Дать детям представление о том, что сравнивать можно только те результаты, которые получены при измерении одной и той же меркой. - Упражнять в счете групп предметов, учить изменять количество групп и количество предметов в каждой из них. - Закрепить знание цифр 0-10. | |
Март | 1 | Измерение. Числовая ось. Геометрические фигуры. Ориентировка. Представление об арифметической задаче. Составление и решение задач на сложение, знак «+». Ориентировка на плоскости. | - Продолжать развивать представление о зависимости результата измерения от избранной мерки. - Упражнять в различении геометрических фигур, в ориентировке на плоскости и в постановке вопросов со словом сколько. - Развивать тактильные ощущения, умение отгадывать цифры на ощупь. - Дать детям представление об арифметической задаче. - Учить составлять задачи на сложение, правильно формулировать ответы на вопрос задачи. - Познакомить со знаком «+». - Закрепить представление о составе чисел 3, 4, 5 из двух меньших чисел. - Уточнить пространственные представления: справа, слева, один против другого, напротив, друг за другом. - Закрепить понятия: сегодня, завтра, вчера. |
2 | Составление арифметических задач. Понятие «вычитание» знак «-». Состав чисел из единиц в пределах 10. Ориентировка на плоскости. Знакомство со структурой задачи. Игра «Танграм». Счет. | - Продолжать учить составлять арифметические задачи и понимать смысл того, к каким количественным изменениям приводит практические действия с предметами, о которых говорится в задаче. - Познакомить со знаком «-». - Учить давать развернутый ответ на вопрос задачи. - Закрепить представление о составе чисел из единиц и о последовательности чисел в пределах 10. - Упражнять в ориентировке на листе бумаги и в отсчете клеток. -Познакомить со структурой задачи. - Продолжать учить давать точный развернутый ответ на вопрос задачи. - Закрепить знания о составе чисел первого пятка из двух меньших чисел. - Закреплять знаки «+», «-», «=» и умение соотносить цифры с количеством предметов. - Учить составлять из имеющихся геометрических фигур новые. | |
3 | Закрепление представления о структуре задачи. Порядковый счет. Измерение сыпучих тел. Закрепление представления о структуре задачи; знаний о составе чисел. Ориентировка на листе бумаги. | - Закрепить представление о структуре задачи. - Раскрыть арифметическое значение вопроса задачи. - Закреплять знания о составе чисел из двух меньших чисел. - Упражнять в порядковом счете. - Учить при измерении объемов сыпучих тел замещать одну мерку другой, большой по размеру, чем данная. - Закреплять умение разлагать числа на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число. - Упражнять в сравнении смежных чисел. - Закрепить представление о структуре задачи. - Закреплять знаки «+», «-», «=» и умение соотносить цифры с количеством предметов. - Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. | |
4 | Составление задач на сложение и вычитание. Знакомство с монетами достоинством в 1,5,10 коп. Измерение. Счет. | - Учить составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия. - Закреплять умение разлагать числа, раскладывать их на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число. - Закрепить представление о составе чисел из единиц. - Познакомить с монетами достоинством в 1,5,10 коп. и их разменом. - Продолжать развивать представление о зависимости результатов измерения от избранной мерки. - Продолжать развивать представление о зависимости результата измерения от избранной мерки. - Упражнять в сравнении чисел, число обозначать цифрой. - Закрепить навыки счета и отсчета. | |
Апрель | 1 | Составление задач на сложение и вычитание. Временные понятия Составление задач. Деление предметов и групп предметов на равные части. | - Учить составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия. - Закреплять умение разлагать числа, раскладывать их на 2 меньших числа, а из 2 меньших чисел составлять одно число. - Развивать умение анализировать форму предметов. - Закрепить последовательность времен года - Учить составлять задачи по сюжетным картинкам, выделять числовые данные. - Упражнять в делении предметов и групп предметов на 2 и 4 равные части. - Учить устанавливать отношение целым и частью. |
2 | Закрепить состав числа 3, 4, 5 из двух меньших. Измерение сыпучих тел меркой. Прямой и обратный счет. Состав числа 7 из двух меньших чисел. Составление задач на сложение и вычитание. Сравнение смежных чисел. | - Закрепить умение разлагать числа 3, 4, 5 на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число. - Учить при отмеривании сыпучих тел заменять отсутствующую мерку подобной, меньшей по размеру. - Упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10. - Познакомить с составом числа 7 из 2 меньших чисел и закрепить представление о составе числа 6. - Учить составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия. - Упражнять в сравнении смежных чисел в пределах 10. - Развивать умения двигаться в соответствии с условными обозначениями. | |
3 | Составление задач. Игра «Танграм». Состав числа 8 из двух меньших чисел. Составление задач. Ориентировка в пространстве. Измерение. | - Учить составлять задачи по сюжетным картинкам, выделять числовые данные. - Закрепить представление о составе чисел из двух меньших чисел. - Упражнять в сравнении чисел, закрепить представление о последовательности чисел в пределах 10. - Формировать умение расчленять сложную форму предмета на элементы. - Учить воссоздавать фигуры по образцу. - Познакомить с составом числа 8 из 2 меньших чисел и закрепить представление о составе числа 7. - Упражнять в составлении задач по картинкам: учить выделять числовые данные задачи. - Закрепить представление о последовательности чисел, число обозначить цифрой. - Закрепить пространственные представления: «перед», «за», «между». | |
4 | Прямой и обратный счет до 10. Состав числа 9 из двух меньших чисел. Составление задач. Игра «Танграм» Состав числа 10 из двух меньших чисел. Составление задач. Логические задачи. | - Закрепить навыки прямого и обратного счета в пределах 10. - Познакомить с составом числа 9 из 2 меньших чисел и закрепить представление о составе числа 8. - Упражнять в составлении задач. - Развивать умение расчленять сложную форму предметов на элементы, определять их размер и пространственное положение. - Учить воссоздавать фигуры по образцу. - Познакомить с составом числа 10 из 2 меньших чисел и закрепить представление о составе чисел 8,9. - Учить самостоятельно придумывать тему и содержание задачи по указанным числовым данным. - Учить делать рисунок задачи. - Упражнять в составлении задач по рисунку. - Учить решать логические задачи на поиск недостающей фигуры и доказывать правильность решения. | |
Май | 1 | Сравнение предметов по весу. Знакомство с весами. Ориентировка в пространстве. Счет звуков. Составление и решение задач. | - Познакомить детей с весами. - Закрепить представления об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов. - Формировать умение ориентироваться в пространстве, объяснить понятия: «первый», «последний», «за», «между», «соседи», «предыдущий», «последующий». - Упражнять в счете звуков, учить находить число, большее или меньшее на 1, чем услышали звуков, число обозначать цифрой. - Упражнять в составлении и решении задач на сложение и на вычитание. - Закрепить знания о составе чисел из единиц. - Учить решать задачи на смекалку. - Развивать умение планировать ход решения. |
2 | Составление и решение задач. Закрепление представлений о составе чисел из единиц. Составление и решение задач. Закрепление представлений о составе чисел из двух меньших чисел. Порядковый счет до 10. | - Закрепить умение разлагать числа на два меньших числа, а из двух меньших чисел составлять одно число. - Упражнять в составлении и решении задач на сложение и вычитание; - Учить пользоваться словами прибавить, вычесть, получиться. - Раскрыть арифметическое значение вопроса задачи. - Закрепить представление о составе чисел из единиц. - Учить решать задачи-шутки с математическим содержанием. - Упражнять в порядковом счете в пределах 10. - Закрепить представление о составе чисел 5-10 из двух меньших чисел. - Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. - Закреплять умение детей определять время по часам. | |
3 | Диагностика | - Выявить уровень овладения детьми представлениями о составе чисел до 10 из двух меньших. - Выявить знания о геометрических фигурах. - Выявить умения ориентироваться в пространстве с помощью плана, на плоскости. - Выявить уровень умений составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (+, -, =) - Выявить умение измерять пользуясь меркой. | |
4 | Диагностика | - Выявить уровень развития представлений детей о закономерностях образования чисел числового ряда. - Выявить знают ли дети о днях недели, о временах года. - Выявление знаний о монетах их набором и разменом. | |
Итого в год | | | 68 занятия |
2.4. Методика диагностики
Задание № 1 «Угадай, сколько пуговиц в другой руке»
1 часть Цель. Выявление знаний состава числа из двух меньших чисел.
Материал.
Демонстрационный: 10 предметов небольшого размера (фасолины), фишки – награда.
Раздаточный: карточки с цифрами от 0 до 9 и 10.
Инструкция к проведению.
Воспитатель прячет в двух руках 10 предметов. Предлагает детям угадать, как спрятаны предметы (сколько в какой руке), взяв для этого две карточки с цифрами. Детям, выбравшим числа, которые могут составить число 10, даются фишки – награда. Кто-то из детей, угадавших сочетание фишек, получает возможность предложить число, в которое будут играть дальше. Игра повторяется 5 раз.
Оценка.
Показатель – уровень развития представлений о составе чисел от 3-х до 10-ти из 2-х меньших.
Высокий уровень – дети, набравшие 5 фишек.
Средний уровень – дети, набравшие 3-4 фишки.
Низкий уровень – дети, набравшие 1-2 фишки.
Задание № 2
1 часть. Цель. Выявление уровня развития представлений детей о закономерностях образования чисел числового ряда.
Материал:
Демонстрационный: бубен, флажок, фишки для поощрения детей, правильно выполнивших задание.
Раздаточный: карточки с цифрами до десяти.
Инструкция к проведению.
Детям, правильно выполнившим следующие задания, даются фишки.
Поднять карточку с цифрой, соответствующей восьми ударам воспитателя в бубен.
Поднять карточку с цифрой, соответствующей семи взмахам воспитателя флажком.
Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один больше, чем количество пальцев на одной руке.
Поднять карточку с цифрой, обозначающей число, на один меньше, чем количество на обеих руках.
Задумать число, меньшее семи, но больше четырех, поднять карточку с цифрой.
Задумать два числа, больше чем пять, поднять карточки.
Поднять карточки с цифрами для чисел на один больше и меньше шести.
Угадать, сколько сейчас лет мальчику, если год назад ему было девять. (назови число на ухо воспитателю.)
Угадать, сколько лет сестре, если она на год младше семилетнего брата. Карточку с цифрой показать только воспитателю.
Угадать, какое было задумано число, если после того, как к нему прибавили один, стало десять.
Оценка.
Показатель – уровень развития представлений о закономерностях образования чисел в числовом ряду.
Высокий уровень – дети, набравшие 9-10 фишек.
Средний уровень – дети, набравшие 5-8 фишек.
Низкий уровень – дети, набравшие меньше 5 фишек.
Задание № 3 «Придумай и реши задачу»
2 часть Цель. Выявление умений составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Материал «Математический набор».
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям придумать задачу, «записать» её с помощью цифр и знаков. После выполнения задания каждому из детей предоставляется возможность рассказать свою задачу и объяснить, как он ее решил. Фиксируется 1) правильная формулировка задачи: наличие условий, вопроса, 2) правильная «запись» условия и решения задачи.
Оценка.
Показатель - умение придумывать и решать задачи на сложение и вычитание.
Высокий уровень – дети самостоятельно и правильно придумывают задачи, формулируют условия, правильно «записывают» условие и решение в цифровом варианте, могут объяснить, как решалась задача (от… отняли (прибавили)…)
Средний уровень – дети придумывают задачи, допускают ошибки (в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки), однако исправляют их после замечаний воспитателя: «Все ли ты сказал?», «У тебя в записи есть ошибка» и т.д.
Низкий уровень – дети придумывают задачи, в формулировке отсутствует вопрос, в «записи» пропущены числа или знаки. Не могут исправить ошибки после указания на них.
Задание № 4
Цель. Выявление умений ориентироваться в пространстве с помощью плана.
Материал: готовый графический план групповой комнаты.
Инструкция к проведению. План располагается на столе в том помещении, которое на нем изображено.
1. Перед действием каждого ребенка воспитатель поворачивает план на столе, а ребенок должен суметь правильно его сориентировать, соотнести с пространством комнаты.
2. Воспитатель предлагает два типа задач:
а) отгадать, где на плане нарисован какой-либо предмет данного помещения (например: кровать ребенка, стол);
б) найти в комнате тот предмет, который воспитатель укажет на плане (обратная задача).
Детям говорится: а) «Поверни план так, чтобы было удобнее сравнивать его с нашей комнатой». б) «Покажи где на этом плане нарисована твоя кровать». А затем: «Найди в спальне ту кровать, которую я покажу на плане» (указывается изображение на плане кровати, расположенной в другой части комнаты). Если занятие проводится в группе, ребенку предлагается указать на плане любой из предмет, находящийся в группе, а затем – любой реальный предмет, указанный воспитателем на плане.
Оценка.
Показатель – умение ориентироваться с помощью плана.
Высокий уровень – дети выполняют все задания самостоятельно, безошибочно (четко ориентируют план, точно соотносят предметы в комнате с их изображениями на плане). Быстрота выполнения не учитывается.
Средний уровень – дети, в основном с помощью дополнительных объяснений взрослого, могут выполнить все задания. иногда они выполняют их не совсем точно (например, не очень четко ориентируют план, или указывают не тот предмет, который надо, а расположенный по соседству).
Низкий уровень – дети не узнают в изображении на плане отраженное на нем реальное помещение.
Задание № 5
Цель. Выявление знаний о днях недели, о месяцах, о временах года.
Материал: мяч.
Инструкция к проведению. Дети встают в круг.
1) Воспитатель предлагает детям назвать дни недели по порядку, передавая мяч по кругу (воспитатель передает мяч рядом стоящему ребенку говорит: «Понедельник», ребенок берет мяч, продолжает – вторник и передает мяч следующему и т.д.).
2) У воспитателя мяч, он бросает мяч ребенку и задает вопрос. Ребенок возвращает мяч педагогу и отвечает. Какой сегодня день недели? Какой день недели будет завтра? Какой день недели был вчера? Какой день недели следует после понедельника? Назови выходные дни? Назови день недели, стоящий между четвергом и субботой. Какое сейчас время года? Какое время года наступит после зимы? (весны, лета, осени). Как называется первый месяц весны? (осени, зимы, лета) и т.д.
Оценка.
Показатель – количество правильных ответов.
Высокий уровень – дети легко ориентируются во времени, дают правильные ответы на все вопросы.
Средний уровень – дети отвечают не на все вопросы, допускают ошибки в ответах, на указание ошибки воспитателем, сами исправляют их.
Низкий уровень – дети не отвечают ни на один вопрос.
Задание № 6
Цель. Выявление знаний о геометрических фигурах.
Материал: набор геометрических фигур разной формы и величины: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям отложить в сторону все многоугольники. После выполнения задания предлагает сказать, какие фигуры лежат на столе (круги и многоугольники).
Оценка.
Показатель – уровень знаний о геометрических фигурах.
Высокий уровень – дети имеют четкие представления о геометрических фигурах, делают обобщение.
Средний уровень – дети имеют представления о геометрических фигурах. С помощью воспитателя делают обобщение.
Низкий уровень – дети путаются в назывании геометрических фигур, не могут обобщить.
Задание № 7 «Найди сосуд с живой водой»
Цель. Выявление умений измерять пользоваться меркой.
Материал. На каждого ребенка один широкий сосуд в нем 5 стаканов воды (5 мерок) и один узкий сосуд в нем 4 стакана воды (4 мерки), счетный материал, мерка-стакан (из набора кукольной посуды), баночка.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям найти сосуд с живой водой.
Сосуд с живой водой тот, в котором её больше. Определи где этот сосуд (ребенок пользуется мерным стаканчиком, счетным материалом).
Оценка.
Высокий уровень – дети самостоятельно справляются с заданием.
Средний уровень – при измерении дети нуждаются в помощи взрослого, однако точно могут определить по количеству фишек (модели), в каком сосуде мерок больше.
Низкий уровень - дети не верно измеряют (получается большее количество мерок или меньшее), не могут определить в каком сосуде больше мерок.
Задание № 8
Цель. Выявление знаний о монетах их набором и разменом.
Материал: набор монет (1,2,5,10 рублей, 1,5,10 копеек), фишки.
Инструкция к проведению. Воспитатель предлагает детям выполнить задания, показать с помощью монет, правильно выполнившим даются фишки.
1) Один набор цветной бумаги стоит 10 рублей. Подумайте, какими двумя монетами можно заплатить за набор цветной бумаги?
2) Школьная ручка стоит 3 рубля. Какими монетами можно за нее заплатить?
3) Открытка стоит 6 рублей. Какими монетами можно за нее заплатить?
4) Как можно разменять 5 рублей? (2 рубля; 5,10 копеек)
Оценка.
Показатель – умение оперировать с монетами.
Высокий уровень – дети, набравшие 6-7 фишек.
Средний уровень – дети, набравшие 4-5 фишек.
Низкий уровень – дети, набравшие меньше 3 фишек.
Высокий уровень – 3 балла
Средний уровень – 2 балла
Низкий уровень – 1 балл
III. Организационный раздел
3.1. Условия реализации образовательной программы
Научно-технические средства:
• образовательная программа «Занимательная математика»;
• учебно-методические пособия (комплект рабочих тетрадей) – для формирования практической части (В. Шевелева «Готовимся к школе» в двух частях, «Задачки в клеточках», «Занимательная математика», «Занимательная геометрия», «Упражнения и тесты в клеточках», «Количество и счет», «Графические диктанты»; Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников»).
Материально-техническое обеспечение:
• строительный набор (кирпичики);
• кубики с сюжетными картинками (8—24 кубика) «Сказки», «Зоопарк», «Овощи и фрукты» и др.;
• кубики Никитина: «Уникуб», «Чудо-куб», «Занимательные кубики»;
• игры Никитина: «Сложи квадрат», «Дроби»;
• конструкторы: «Малыш», «Кроха», «Стеллар», «Лего»;
• рамки-вкладыши Монтессори;
• наборы дидактический, арифметический;
• арифметическое домино;
• коллекция шнуровок (ежик, грибок, белочка и др.);
• мозаика детская;
• коллекция мировых головоломок (Танграм, Гексамино, Пентамино, головоломка Архимеда и др.);
• набор карточек с цифрами от 0 до 20;
• счетная и ученическая линейка, демонстрационный материал по каждой теме программы;
• счетные палочки;
• набор планов по ориентации в кабинете и на улице;
• набор карточек с изображением различных моделей (для сборки конструктора);
• наборы игрушек;
• наборы пластмассовых плоскостных и объемных фигур;
• магнитная доска с набором цифр; пособия: «Круглый год», «Я изучаю дни недели»;
• логические блоки Дьенеша;
• цветные счетные палочки Кюизенера;
• пособие «Домик».
3.1. Техническое оснащение занятий
1. Магнитная доска.
2. Числовая ось. Разрезные цифры, картинки с предметами.
3. Наборное полотно.
4. Плакаты с цифрами, геометрическими фигурами.
5.Наглядный материал: игрушки, объемные геометрические фигуры, бросовый материал.
6. Часы разных видов.
7. Картинки последовательности действий.
8. Раздаточный материал: геометрические фигуры, цифры, полоски различных размеров и длин.
9. Дидактические игры.
10.Тетради, карандаши, линейки.
11.Карточки с индивидуальными заданиями.
12.Музыкальная аппаратура для проведения физминуток.
3.2. Список литературы
1. Венгер Л. А., Дьяченко М.О. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
2.Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников, СПб: «Детство – Пресс», 2001г.
3.Маврина, Л. Математические игры для дошкольников / Л. Маврина. - М.: Стрекоза, 2012.
4.Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - М: Просвещение. – 1990
5. Носова Е.А. «Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду». -Л. : 1990.
6.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Игралочка ступенька к школе практический курс математики для дошкольников» пособие. Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
7.Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. «Задачи в кроссвордах», пособие: Математика для детей 5-6 лет. Москва, Ювента, 2014г.
8.Рихтерман Т.Д. Формирование представлений времени у детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей. - М.: Просвещение,1982.
9.Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М.: Просвещение,1987.
10.Стасова Л.П. Развивающие математические игры-занятия в ДОУ, Воронеж,2008г.
11.Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
12. Шевелев К. В. Конспекты занятий по математике с детьми 5-6 лет. -М.:2009
13.Математические игры: http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/matematicheskie-igry; http://игрыдлядетей24.рф/matematicheskie-igry