Рабочая программа по русскому языку во 2 классе по УМК «Школа России»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр образования №12
имени Героя Советского Союза И. А. Маликова»
г. Ногинск, Московская область
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ЦО №12
________ (Фурда Н. Ф.)
_____________ Дата
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РОДНОМУ ЯЗЫКУ
(базовый уровень)
2г класс
Составитель: Смирнова Светлана Евгеньевна
учитель начальных классов
2021 г.
Пояснительная записка к рабочей программе по родному языку 2 класс.
Цель | Сформировать у учащихся начальной школы познавательную мотивацию к изучению русского языка, которая выражается в осознанном стремлении научиться использовать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач и познакомиться с основами научного описания родного языка. |
Предметные задачи | Развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения; формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе; формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты. |
Воспитательные задачи | Формирование нравственных качеств личности; чувства сопричастности к историческому прошлому Родины, любви к природе; культуры общения и коммуникативных навыков ребенка; физическое и психическое здоровье обучающихся и санитарно-гигиеническое воспитание школьников; эстетическое воспитание школьников. |
Место предмета в учебном плане | Во 2 классе на изучение предмета отводится 17 часов в год на 33 учебных недели. |
Количество часов в неделю | Во 2 классе – 0,5 час. |
Учебник | О.М. Александрова, Л.А.Вербицкая и др. «Русский родной язык» 2 класс. |
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Родной язык». 2 класс.
Реализация программы обеспечивает достижение учащимися следующих результатов:
Личностные результаты
Формирование чувства гордости за свою Родину, русский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентиров.
Формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций.
Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческой работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Использование знаково-символических средств представления информации.
Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета.
Предметные результаты
Раздел «Русский язык: прошлое и настоящее»
Выпускник научится:
распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (одежда, еда, домашняя утварь, детские забавы, игры, игрушки), понимать значение устаревших слов по указанной тематике; использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
понимать значения фразеологических оборотов, связанных с изученными темами; осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
Выпускник получит возможность научиться:
соблюдать нормы русского и родного литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);*
Раздел «Язык в действии»
Выпускник научится:
произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
осознавать смыслоразличительную роль ударения;
проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;
пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;
Выпускник получит возможность научиться:
различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);
оценивать уместность использования слов в тексте;
выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.
Раздел «Секреты речи и текста»
Выпускник научится:
различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога; использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвала, просьба, извинение, поздравление;
использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отделять главные факты от второстепенных; выделять наиболее существенные факты; устанавливать логическую связь между фактами;
создавать тексты-инструкции с опорой на предложенный текст; создавать тексты-повествования о посещении музеев, об участии в народных праздниках
Выпускник получит возможность научиться:
создавать тексты по предложенному заголовку;
анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;
Русский язык :прошлое и настоящее: (8ч)
Слова, называющие игры, забавы, игрушки (например, городки, салочки, салазки, санки, волчок, свистулька).
Слова, называющие предметы традиционного русского быта: 1) слова, называющие домашнюю утварь и орудия труда (например, ухват, ушат, ковш, решето, сито); 2) слова, называющие то, что ели в старину (например, тюря, полба, каша, щи, похлёбка, бублик, ватрушка, калач, коврижка): какие из них сохранились до нашего времени;3) слова, называющие то, во что раньше одевались дети (например, шубейка, тулуп, шапка, валенки, сарафан, рубаха, лапти).
Пословицы, поговорки, фразеологизмы, возникновение которых связано с предметами и явлениями традиционного русского быта: игры, утварь, орудия труда, еда, одежда (например, каши не сваришь, ни за какие коврижки).
Язык в действии ( 6ч)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Смыслоразличительная роль ударения. Наблюдение за изменением места ударения в поэтическом тексте. Работа со словарём ударений.
Наблюдение за использованием в речи синонимов, антонимов, фразеологизмов. Сравнение русских пословиц и поговорок с пословицами и поговорками других народов. Сравнение фразеологизмов, имеющих в разных языках общий смысл, но различную образную форму. Разные способы толкования значения слов. Наблюдение за сочетаемостью слов.
Совершенствование орфографических навыков.
Секреты речи и текста (3ч)
Приёмы общения: убеждение, уговаривание, просьба, похвала и др., сохранение инициативы в диалоге, уклонение от инициативы, завершение диалога и др. (например, как правильно выразить несогласие; как убедить товарища).
Особенности русского речевого этикета. Устойчивые этикетные выражения в учебно-научной коммуникации: формы обращения; использование обращения ты и вы.
Устный ответ как жанр монологической устной учебно-научной речи. Различные виды ответов: развёрнутый ответ, ответ-добавление (на практическом уровне).
Связь предложений в тексте. Практическое овладение средствами связи: лексический повтор, местоименный повтор.
Создание текста: развернутое толкование значения слова.
Создание текста-инструкции с опорой на предложенный текст. Создание текстов-повествований: заметки о посещении музеев; повествование об участии в народных праздниках.
Тематическое планирование по родному языку 2 класс.
№ п/п | Разделы программы | Количество часов |
1 | Русский язык: прошлое и настоящее | 8 ч. |
2 | Язык в действии | 6 ч. |
3 | Секреты речи и текста | 3 ч. |
ИТОГО: | 17 ч. |
Тематическое планирование (развернутое).
№ п/п | № п/п | Тема урока |
1. Русский язык : прошлое и настоящее (8ч) | ||
1 | 1. | По одежке встречают... |
2 | 2. | Ржаной хлебушко калачу дедушка. |
3 | 3. | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. |
4 | 4. | Каша- кормилица наша. |
5 | 5. | Любишь кататься, люби и саночки возить. |
6 | 6. | Делу время, потехе час. |
7 | 7. | В решете воду не удержишь. |
8 | 8. | Самовар кипит, уходить не велит. |
2. Язык в действии (6ч) | ||
9 | 1. | Помогает ли ударение различать слова? |
10 | 2. | Для чего нужны синонимы? |
11 | 3. | Для чего нужны антонимы? |
12 | 4. | Как появились пословицы и фразеологизмы? |
13 | 5. | Как можно объяснить значение слова? |
14 | 6. | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? |
3. Секреты речи и текста (3ч) | ||
15 | 1. | Учимся вести диалог. Составляем развернутое толкование значения слова. |
16 | 2. | Установление связи слов предложений в тексте. |
17 | 3. | Создаем тексты-инструкции и тексты-повествования. |
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование. Родной язык, 2 класс Г.
Учитель Смирнова С.Е.
№ п./п. | № урока в теме | Тема урока | Дата | Корректировка |
| | Русский язык: прошлое и настоящее(8 ч.) | | |
1 | 1 | По одежке встречают… | | |
2 | 2 | Ржаной хлебушко калачу дедушка. | | |
3 | 3 | Если хорошие щи, так другой пищи не ищи. | | |
4 | 4 | Каша- кормилица наша. | | |
5 | 5 | Любишь кататься, люби и саночки возить. | | |
6 | 6 | Делу время, потехе час. | | |
7 | 7 | В решете воду не удержишь. | | |
8 | 8 | Самовар кипит, уходить не велит. | | |
| | Язык в действии(6 ч.) | | |
9 | 1 | Помогает ли ударение различать слова? | | |
10 | 2 | Для чего нужны синонимы? | | |
11 | 3 | Для чего нужны антонимы? | | |
12 | 4 | Как появились пословицы и фразеологизмы? | | |
13 | 5 | Как можно объяснить значение слова? | | |
14 | 6 | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | | |
| | Секреты речи и текста (3 ч.) | | |
15 | 1 | Учимся вести диалог. Составляем развернутое толкование значения слова. | | |
16 | 2 | Установление связи слов предложений в тексте. | | |
17 | 3 | Создаем тексты-инструкции и тексты-повествования. | |
Полянская Оксана Николаевна