12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
ОЛЬГА Рыбакова17


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа п. Верхнемарково

Усть-Кутского муниципального образования Иркутской области

(МОУ СОШ п.Верхнемарково УКМО)


«Рассмотрено»

На заседании МО учителей, работающих по АООП
Протокол №_______

от «____»______2020_ г

Руководитель МО
Рыбакова О.А

«Согласовано»
Зам. директора по УВР

О.В.Головина_______

«____»________2020г



«Утверждено»

Директор МОУ СОШ

п.Верхнемарково УКМО

_________Н.А.Чекмачёва

Приказ от ______2020г

_____- од








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

предмета

«Русский язык»

для детей с ОВЗ (умственная отсталость)










Класс: 4б (2 класс)


Количество часов в год: 102ч.


Учитель: Рыбакова О.А










п.Верхнемарково

2020 г



I.Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с

- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

- программы является авторская программа А.К. Аксёновой, С.В. Комаровой, Э.В. Якубовской «Русский язык», из сборника программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 0-4 классов под редакцией И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2016.
-Адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ СОШ п.Верхнемарково УКМО

Программа адресована обучающимся с ОВЗ ( УО) 2 класса.

Основная цель предмета: формирование у обучающихся коммуникативно-речевых умений, способствующее их адаптации в обществе; формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков.

Задачи:

1.Формирование у обучающихся первоначальных языковых обобщений и интереса к языку.

3.Формирование представлений о связной письменной речи как о виде общения.

4.Формирование навыков грамотного и аккуратного письма.

5.Формирование нравственных, эстетических качеств личности.

Общая характеристика учебного предмета

Русский язык как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения зависит успешность обучения по всем школьным предметам.

Обучение во 2-4 классе направлено на подготовку к усвоению систематического курса практической грамматики, коррекцию недостатков общего и речевого развития.

Задачи этого периода:

1.Формирование у обучающихся интереса к языку и первоначальных языковых обобщений.

2.Совершенствование устной речи обучающихся на уровне всех языковых единиц: закрепление правильного произношения звуков, работа над словообразованием и словоизменением, уточнение и обогащение словаря, отработка разных по структуре предложений, развитие связной устной речи.

3. Формирование у обучающихся первоначальных умений в письменных высказываниях.

4.Формирование умений и навыков в применении изученных орфографических правил.

Предмет имеет практическую направленность. Обучение русскому языку основано на выполнении различных практических упражнений, которые являются значимыми для их социальной адаптации и реабилитации.

Звуки и буквы. Уже в 1 классе начинается работа по различению звуков и букв: гласные, согласные, звонкие и глухие. Во 2 классе работа продолжается, дети учатся различать твердые и мягкие согласные. В практических упражнениях осуществляется наблюдение за соответствием и несоответствием звука и буквы в слове. Звуко- буквенный и буквенный анализ является основой формирования фонетически правильного письма.

Слово. Различные разряды слов изучаются в процессе практических грамматических упражнений, которые обогащают словарь обучающихся названиями предметов, действий, признаков, родственными словами в контексте определенных тем (школьные принадлежности, инструменты, профессии, и др.). Словообразовательные упражнения способствуют развитию понимания обучающимися принципа русской орфографии – единообразного написания значимых частей слова.

В каждом классе в конце этого раздела приводится список слов, написание которых необходимо запомнить.

Особое место занимает место раздел «Предложение», поскольку оно является минимальной единицей коммуникативного уровня. Обучающиеся младших классов через систему практических упражнений знакомятся с некоторыми признаками предложения: законченность мысли, связь слов в предложении, порядок слов. Выполняются упражнения в распространении и составлении предложений на основе действий, по картинкам, вопросу, графическому изображению. Раздел предполагает формирование знаний об интонационном разнообразии предложений и их пунктуационном оформлении.

Письмо и чистописание. Цель: формирование навыка четкого и аккуратного письма. У обучающихся с нарушением интеллекта трудности формирования графических навыков связаны с нарушением мелкой моторики, поэтому на каждом уроке проводятся минутки чистописания.

Связная письменная речь. Освоение элементарных приемов связной речи, являющихся составной частью общения осуществляется через систему речевых упражнений на основе практического знакомства с закономерностями построения текста. Проводимая работа создает предпосылки формирования умения высказываться в устной и письменной форме. Во 2 классе проводятся подготовительные упражнения: расположение предложений в последовательном порядке на основе сюжетных картинок, составление подписей к серии сюжетных картинок, работа с деформированным текстом и др.

Содержание раздела «Письмо и чистописание» включается в структуру каждого урока русского языка в течение всего учебного года, а раздел «Связная письменная речь» связывается с изучением всех разделов программы.

Рабочая программа ориентирована на:
Учебно-методический комплект:

1.Якубовская Э.В., Коршунова Я.В. Русский язык 2 класс. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VIII вид). - М.: Просвещение, 2018.

2. Якубовская Э.В. Читай, думай, пиши. Рабочая тетрадь по русскому языку для учащихся 2 класса в 2-х частях ( для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). - М.: Просвещение, 2017.

3.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы», под ред. И.М. Бгажноковой – М.: Просвещение, 2015, (программа «Русский язык», автор А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).

Печатные пособия:

наборы картинной азбуки; наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам; различные виды словарей;репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работ; наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой изучаемых произведений; технические средства обучения;

Учебно-практическое оборудование:

комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, разрезная азбука (общеклассная и индивидуальная, образцы начертания рукописных букв); опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы; дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями);

Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации).







II. Планируемые результаты освоения учебного предмета

В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам.

1.Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

представления о истории, языке, культуре, жизни народа своей страны и его духовных традициях;

практическое осмысление и принятие различных социальных ролей (ученик, сын (дочь), воспитанник, одноклассник и др.);

принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей через знакомство с норами речевого этикета и правилами культурного поведения;

овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия (в рамках предметных результатов 2-го года обучения);

овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни (в рамках предметных результатов 2-го года обучения).

Минимальный уровень:


Достаточный уровень:


Обучающиеся научатся:

- различать сходные по начертанию

буквы;

- называть предметы на картинках и подбирать к ним названия действий;

- составлять предложение по действию или по картинке с помощью учителя;

- списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;

- составлять буквенную схему односложных и двусложных слов;

- делить слова на слоги;

- писать под диктовку буквы, слоги, слова (из 3-4 букв), написание которых не расходится с произношением (6 слов).


Обучающиеся получат возможность научиться:

-дифференцировать на слух и в произношении звонкие и глухие , р-л, свистящие и шипящие, твердые и мягкие согласные; правильно обозначать их соответствующими буквами на письме( в сильной позиции);

- определять значение слов, соотнося их с картинками;

- делить слова на слоги;

- группировать слова – названия предметов и названия действий, приводить в качестве примеров слова этих категорий;

- списывать по слогам с рукописного и печатного текстов;

- грамотно писать по памяти словарные слова;

- писать под диктовку слова и предложения из слов, написание которых не расходится с произношением (8-10 слов).

3.Формирование базовых учебных действий

Личностные базовые учебные действия:

У обучающихся будут сформированы:

-целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

- сознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы;

- самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

Регулятивные базовые учебные действия:

Обучающихся научатся:

- адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.)

- принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать

предложенному плану и работать в общем темпе;

-активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои

действия и действия одноклассников;

-соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами,

-принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия:

Обучающихся научатся:

-выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

-устанавливать видо - родовые отношения предметов;

-делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

-пользоваться знаками, символами, предметами – заместителями;

-читать;

- писать;

-работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных, электронных и других носителях) под руководством и с помощью учителя.

Коммуникативные базовые учебные действия:

Обучающихся научатся:

-вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель - класс);

-использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

-обращаться за помощью и принимать помощь;

-сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

-доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

- договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.


III.Содержание учебного предмета
https://catalog.prosv.ru/item/16357


IV.Учебно-тематический план

Название

Количество часов

1

Повторение.

2

Звуки и буквы

46ч

3

Слово

34

4

Предложение

15ч

5



Итого 102 ч.









Календарно-тематическое планирование


п/п

в разделе

Наименование разделов и тем

дата

примечание



1.Повторение. 14ч



1

2

1.1

1.2

Звуко - буквенный анализ слова.

02.09

03.09


3

4

1.3
1.4

Слово и его значение.

07.09
08.09


5
6

1.5
1.6

Различение предметов различных родовых групп и слова, называющего этот предмет.

09.09
10.09


7

8

1.7
1.8

Предложение и его схема.

14.09

15.09


9

10

1.9
1.10

Распространение предложений.

16.09
17.09


11

12

1.11
1.12

Составление предложений с данным словом.

21.09
22.09


13
14

1.13
1.14

Предложение. Правила написания предложения.

23.09

24.09




2.Звуки и буквы 58ч





Гласные и согласные 3ч



15

16

2.1
2.2

Гласные звуки и буквы. Условное обозначение гласных звуков и букв в схеме.

28.09

29.09


17

2.3

Согласные звуки и буквы. Условное обозначение согласных звуков и букв в схеме.

30.09




Различение слов, сходных по звуковому звучанию 3ч



18

2.4

Слова, которые различаются одним звуком

01.10


19

2.5

Слова, которые различаются количеством звуков

05.10


20

2.6

Слова, которые различаются последовательностью звуков

06.10




Ударение в словах 4 ч



21
22

2.7
2.8

Знакомство со знаком ударения

07.10

08.10


23

2.9

Выделение ударного гласного в слове.

12.10


24

2.10

Контрольное списывание. Ударные и безударные гласные.

13.10




Слог 11ч



25
26

2.11
2.12

Слог. Деление слов на слоги.

14.10

15.10


27

2.13

Составление слов из данных слогов с опорой на картинки

19.10


28

2.14

Гласные в образовании слогов

20.10


29

2.15

Перенос двусложных слов по слогам.

21.10


30

2.16

Деление слов со звуками [и] и [й] на слоги

22.10


31

2.17

Составление предложений со словами, различающимися звуками [и] и [й], с последующей коллективной записью.

02.11



32

33

2.18
2.19

Перенос слов по слогам

03.11
05.11


34

2.20

Контрольная работа. Слог. Деление слов на слоги.

09.11


35

2.21

Работа над ошибками. Перенос слов по слогам.

10.11




Парные звонкие и глухие согласные 8ч



36

2.22

Звонкие и глухие согласные, их различение.

11.11


37

2.23

Дифференциация б-п. Различение слов на слух и в произношении.

12.11


38

2.24

Дифференциация в-ф. Различение значений слов.

16.11


39

2.25

Дифференциация г-к.

17.11


40

2.26

Дифференциация д-т.

18.11


41

2.27

Дифференциация ж-ш.

19.11


42

2.28

Дифференциация з-с. Различение значений слов.

23.11


43

2.29

Контрольное списывание. Звонкие и глухие согласные.

24.11




Шипящие и свистящие согласные 6ч



44

45


2.30

2.31

Шипящие согласные, обозначение их буквами ж, ш, ч, щ. Дифференциация на слух и в произношении.

25.11

26.11


46
47


2.32

2.33

Свистящие согласные, обозначение их буквами с, з, ц. Дифференциация на слух и в произношении.

30.11
01.12


48
49

2.34
2.35

Различие шипящих и свистящих согласных.

02.12
03.12




Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слога или слова 8ч



50

51

2.36

2.37

Буква е в начале слова или слога.

07.12
08.12


52
53

2.38

2.39

Буква ё в начале слова или слога.

09.12
10.12


54

2.40

Буква ю в начале слова или слога.

14.12


55

2.41

Буквая в начале слова или слога.

15.12


56

2.42

Контрольная работа. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слога или слова.

16.12


57

2.43

Работа над ошибками. Запоминание написания слов с гласными Е,Ё, Ю,Я в начале слова.

17.12




Твердые и мягкие согласные 7ч



58
59

2.44

2.45

Согласные твердые и мягкие, различение их на слух и в произношении.

21.12

22.12


60

2.46

Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами ы-и.

23.12


61

2.47

Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами о-ё.

24.12


61

2.48

Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами у-ю.

11.01


63

2.49

Обозначение на письме мягкости и твердости согласных буквами а-я.

12.01


64
65

2.50
2.51

Гласная Е после мягких согласных.

13.01
14.01


66

2.52

Контрольное списывание. Различение твердых и мягких согласных.

18.01




Мягкий знак на конце слова 6ч



67

2.53

Буква ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

19.01


68
69

2.54
2.55

Письмо слов с мягкими согласными на конце.

20.01
21.01


70

2.56

Контрольная работа. Мягкий знак на конце слова.

25.01


71

2.57

Работа над ошибками. Различение твердых и мягких согласных на конце слова.

26.01


72

2.58

Различение слов с твердым и мягким согласным на конце





3.Слово 45ч





Названия предметов 22ч



73

74

3.1
3.2

Предмет и его название

27.01
28.01


75

3.3

Названия предметов, отвечающие на вопрос что?

01.02


76

3.4

Постановка вопроса что? к названиям предметов.

02.02


77

3.5

Выделение частей предметов и их названий, постановка вопроса что?

03.02


78

3.6

Различение сходных по форме предметов и их называний.

04.02


79

3.7

Различение сходных по назначению предметов и их называний.

08.02


80

81

3.8
3.9

Обобщающее слово к группе однородных предметов

09.02
10.02


82

3.10

Постановка вопроса что? к группе предметов и к их обобщающему названию.

11.02


83

3.11

Названия предметов, отвечающие на вопрос кто? Различение слова и предмета.

15.02


84
85

3.12
3.13

Постановка вопроса кто? к названиям предметов.

16.02
17.02


86

87

3.14

3.15

Обобщающее слово к группе однородных предметов

18.02

22.02


88
89

3.16

3.17

Слова, отвечающие на вопросы кто? что?

24.02
25.02


90

3.18

Подбор слов, обозначающих большой и маленький предмет по вопросам кто? что?

01.03


91

3.19

Слова, обозначающие один и несколько одинаковых предметов

02.03


92

3.20

Контрольная работа. Названия предметов.

03.03


93

3.21

Работа над ошибками. Постановка вопросов что? кто? к названиям предметов.

04.03


94
95

3.22
3.23

Большая буква в именах людей.

09.03

10.03


96

3.24

Большая буква в именах и фамилиях людей.

11.03


97

3.25

Большая буква в кличках животных

15.03


98

3.26

Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных

16.03

17.03




Названия действий 12ч



99
100

3.27
3.28

Действие и его название. Названия действий, отвечающие на вопрос что делает?

18.03

29.03


101

102

3.29

3.30

Названия действий, отвечающие на вопрос что делают?

30.03
31.03


103

3.31

Подбор названий действий к названиям предметов

01.04


104

3.32

Различение названий действий по вопросам

05.04


105

3.33

Различение названий предметов и названий действий по вопросам

06.04


106

3.34

Контрольная работа. Названия предметов и действий.

07.04


107

3.35

Работа над ошибками. Коллективное составление предложений по вопросам.

08.04




Предлоги 5ч



108

109

3.36

3.37

Предлог как отдельное слово: в, из, на, у, с, его роль в обозначении пространственного расположения предметов.

12.04

13.04


110
111

3.38

3.39

Употребление предлогов в предложении

14.04
15.04


112

3.40

Контрольная работа. Предлог.

19.04


113

3.41

Работа над ошибками. Составление предложений с использованием предлога.

20.04




Слова с непроверяемыми гласными 3 ч



114
115

3.42

3.43

Выделение трудной гласной в словах.

21.04

22.04


116

3.44

Написание гласных в словах-родственниках

26.04


117

3.45

Выделение непроизносимых гласных в словах.

27.04




4.Предложение 19ч



118
119

4.1

4.2

Выделение предложения из текста

28.04

29.04


120

121

4.3

4.4

Выделение предложения из текста по рисунку

03.05

04.05


122

4.5

Правила записи предложения

05.05


123

124

4.6

4.7

Предложение и его схема

06.05
11.05


125

4.8

Обозначение в схеме большой буквы в начале предложения и точки в конце.

12.05


126

4.9

Сравнение оформления предложения в схеме и записи.

13.05


127
128

4.10

4.11

Различение набора слов и предложения

17.05
18.05


129
130

4.12

4.13

Порядок слов в предложении.

19.05
20.05


131
132

4.14

4.15

Завершение начатого предложения с опорой на картинку.

21.05

24.05


133
134

4.16
4.17

Завершение начатого предложения без опоры на картинку.

25.05
26.05


135

4.18

Составление предложений по предметной картинке.

27.05


136

4.19

Составление предложений по сюжетной картинке

28.05



1


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.