Рабочая программа по русскому языку в 8 классе по УМК М.Т. Баранова Т.А. Ладыженской
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Туендатская основная общеобразовательная школа
Рассмотрено на педагогическом совете. Утверждаю. Директор школы(____) ВасильеваК.В.
Протокол № .08.2020 года. Приказ № .08.2020года.
Рабочая программа
по русскому языку в 8 классе
Количество часов (102 часа). Уровень базовый.
Учитель: Шаринская Е.В.
Программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений «Русский язык», 2010год.
Авторы УМК: С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Москва, 2019год.
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта 2004 года, Примерной программы (основного) общего образования по русскому языку, программы по русскому языку к учебникам для 5-9 классов (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская,, Н.М.Шанский//: Программно-методические материалы: Русский язык 5-9 классы/ Составитель Л.М.Рыбченкова. – М.: Дрофа, 2004).
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.
Содержание курса русского языка представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, лингвистической (языковедческой), языковой и культуроведческой компетенций.
Общее количество часов по плану - 102 часа.
Количество часов в неделю - 3 часа.
Общая характеристика учебного предмета.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Цели обучения русскому языку.
1. Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности.
2. Развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании.
3. Освоение знаний о русском языке, его функционировании в различных сферах и ситуациях общения; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств.
4. Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
5. Применение знаний и умений в жизни.
Одна из основных задач – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Специальной задачей преподавания русского языка является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Программа предусматривает поурочное усвоение материала, для чего значительное место отводится повторению.
Одно из основных направлений – организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями.
Усвоение теоретических сведений осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении различных видов разбора.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МАОУ Туендатской ООШ. Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в 8 классе – 102 часа (из расчета 3 раза в неделю). Срок реализации программы – 1 год.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Родной язык русского народа как средство межнационального общения и национального самосознания; позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык как основа всего процесса обучения, средство развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.
Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу; -индивидуальный устный опрос; -фронтальный опрос; - опрос с помощью перфокарт;
- выборочная проверка упражнения; - взаимопроверка; - самоконтроль ( по словарям, справочным пособиям);
- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (целенаправленные выписки, составление плана);
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
-изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; - написание сочинений; -письмо под диктовку; -комментирование орфограмм и пунктограмм.
Виды деятельности учащихся на уроке:
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);
- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;
- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:
составление плана текста;
пересказ текста по плану;
продолжение текста;
редактирование;
конспектирование;
-участие в диалогах различных видов;
- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);
-создание собственных письменных текстов;
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- составление опорных схем и таблиц;
- работа с учебно- научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
-работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Личностные результаты обучения
владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
готовность к межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству
самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.
Сформированные компетентности:
Культуроведческая: Взаимосвязь языка и культуры. Лексика, обозначающая предметы и явления традиционного русского быта; историзмы; фольклорная лексика и фразеология; русские имена. Русские пословицы и поговорки. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов.
Коммуникативная: Совершенствование культуры разговорной речи. Особенности речевого этикета в официально-деловой, научной и публицистической сферах общения.
Языковедческая: Литературный язык и язык художественной литературы. Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка.
Метапредметные знания и умения
- владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров;
- уметь передавать содержание прочитанного близко к тексту, сжато, выборочно, с выражением собственных суждений о прочитанном в устной и письменной формах;
- пользоваться языковыми средствами при построении высказывания, обеспечивая простоту и ясность предложений;
- составлять компьютерную презентацию по интернет источникам, выступать с ней
Предметные знания и умения:
- знать определения основных изучаемых в 8 классе языковых единиц, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
- производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор изученных в 8 классе частей речи, синтаксический разбор предложений;
- с помощью толкового словаря выяснять нормы употребления слова;
- находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки;
- правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6 классе.
- находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными правилами.
Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов | В том числе | |
Развитие речи | Контрольные работы | ||
Введение. Общие сведения о языке. | 1 | | |
Повторение изученного в 5 – 7 классах. | 8 | 1 | 1 |
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. | | | |
Словосочетание | 4 | | |
Простое предложение. | 3 | 1 | |
Двусоставные предложения | 9 | 2 | |
Второстепенные члены предложения. | 9 | 2 | 1 |
Односоставные предложения. | 12 | 2 | 1 |
Предложения с однородными членами. | 13 | 2 | 1 |
Предложения с обособленными членами. | 22 | 4 | 4 |
| | | |
Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями | 9 | 2 | 2 |
Способы передачи чужой речи, прямая и косвенная речь | 5 | | 1 |
Повторение изученного в 8 классе | 7 | | 1 |
Итого: | 102 | 16 | 12 |
| | | |
| | | |
Содержание тем учебного курса.
ВВЕДЕНИЕ.
Общие сведения о языке.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 5-7 КЛАССАХ.
Лексика и фразеология. Словарный состав языка с точки зрения происхождения, употребления и стилистической окраски.
Морфемика. Способы словообразования.
Орфография и морфемика. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи. Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Буквы Н и НН в суффиксах имен прилагательных, причастий и наречий.
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ. ВВЕДЕНИЕ.
I. Знаки препинания при однородных членах, причастных и деепричастных оборотах. Грамматическая основа предложения.
II. Текст как единица синтаксиса.
СЛОВОСОЧЕТАНИЕ И ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
I. Повторение пройденного материала о словосочетании в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды и средства синтаксической связи Способы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь. Предложение как основная единица синтаксиса. Основные признаки предложения и его отличие от других языковых единиц. Виды предложений по цели и эмоциональной окраске.
II. Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
I. Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Основные виды простого предложения. Прямой и обратный порядок слов в предложении. Логическое ударение. Интонация.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
III. Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
ПРОСТЫЕ ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы его выражения. Особые случаи согласования подлежащего и сказуемого.
Повторение изученного о сказуемом. Виды сказуемого: простое глагольное, составное глагольное, составное именное. Способы выражения простого глагольного сказуемого. Составное глагольное сказуемое. Способы его выражения. Составное именное сказуемое. Способы его выражения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей структурой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
III. Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
ВТОРОСТЕПЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения.
Дополнение как второстепенный член предложения. Способы его выражения. Дополнение прямое и косвенное.
Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Определения: согласованные, несогласованные. Трудные случаи согласования определения с определяемым словом. Способы выражения определений. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении.
Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Способы выражения обстоятельств.
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
II. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Характеристика человека по его деятельности как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности..
ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Понятие об односоставных предложениях. Основные виды односоставных предложений по строению и значению. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Определенно-личные предложения, их структура и смысловые особенности. Неопределенно-личные предложения и их особенности. Безличные предложения и их особенности. Назывные предложения и их смысловые и структурные особенности.
Полные и неполные предложения.
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и сложном предложении.
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
III. Рассказ на свободную тему.
ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ.
I. Повторение изученного материала об однородных членах предложения. Средства связи однородных членов предложения. Интонационные и пунктуационные особенности предложений с однородными членами. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера). Текст – сравнительная характеристика.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Понятие об обособлении второстепенных членов предложения. Обособление согласованных определений. Несогласованные определения и их обособление. Обособление приложений.
Обособленные обстоятельства. Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями. Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. Обособление уточняющих членов предложения. Уточняющие, поясняющие, присоединительные члены предложения, их смысловая и интонационная особенность. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Обособление дополнений.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III. Рассуждение на дискуссионную тему; строение данного текста, его языковые особенности.
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ЧЛЕНАМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
I. Повторение изученного материала об обращении. Обращение, его функции и способы выражения. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях.
Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Особенности употребления вставных конструкций. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
III. Публичное выступление на общественно значимую тему. Деловое письмо.
СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ С ЧУЖОЙ РЕЧЬЮ.
I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Понятие о чужой речи. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В 8 КЛАССЕ.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: Русский язык: 8 класс /Л. А. Ахременкова. - М.: Просвещение, 2005.
Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку: 8 класс / Г. А. Богданова. - М.: Просвещение, 2006.
Жердева Л.А. Русский язык в средней школе: Карточки-задания: Синтаксис, пунктуация. - 2-е изд. / Л. А. Жердева. - Новосибирск - М.: Владос, 2004.
Еремеева А.С. Русский язык: 8 класс: Рабочая тетрадь / А.С.Еремеева. - Саратов: Лицей, 2005.
5. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь: 8 класс / A.Б.Малюшкин. - М.: Сфера, 2002.
6. Тростенцова Л.А. Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова; научн. редакт. Н.М.Шанский. - М.: Просвещение, 2002.
Для учителя
1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. - 3-е изд./Г.А.Богданова - М.: Просвещение, 2000.
2. Дейкина А.Д. Универсальные дидактические материалы по русскому языку: 8-9 классы/А. Д. Дейкина, Т. М. Пахнова. - М.: АРКТИ, 1999.
Дидактические материалы по русскому языку: 8 класс / Сост. Ю.С.Пичугов. - М.: Просвещение, 1999.
Костяева Т. А. Тесты: Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 8 класс / Т.А.Костяева. - М.: Просвещение, 2004.
Тростенцова Л.А. Обучение русскому языку в 8 классе / Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, И.А.Шеховцова. - М.: Просвещение, 2005.
Николина Н. А. Обучение русскому языку в 8 классе / Н.А.Николина, К.И.Мишина, B.А.Федорова. - М.: Просвещение, 2005.
Лебедев Н. М. Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку: Книга для учителя: Из опыта работы / Н. М. Лебедев. - М.: Просвещение, 1991.
Лекант П.А. и др. Дидактический материал по русскому языку: Синтаксическая синонимия / П. А. Лекант, Т. В. Маркелова. - М.: ОО ТИД Русское слово - PC, 1999.
9.Кусмарская И. В. Русский язык. Тесты и задания по культуре речи / И.В.Кусмарская, А.К.Руденко. - М.: Аквариум ЛТД, 2001.
10. Францман Е. К. Изложение с элементами сочинения: 5-9 классы / Е. К. Францман. - М.: Просвещение, 1998.
Учебно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Дата проведения | |
| | | | | План | Факт |
1 | Функции русского языка в современном мире | 1 | Работа по учебнику, словарная работа, запись справочного материала, составление плана | Понимание значения русского языка как государственного и одного из мировых языков | | |
2 | Повторение изученного в 5-7 классах. Комплексное повторение. | 1 | Работа с тестом для комплексного повторения ранее изученных орфограмм и пунктограмм, | Восстановление и закрепление умения выполнять различные виды лингвистического разбора | | |
3 | Повторение изученного. Фонетика. | 1 | Выразительное чтение, работа со схемой, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи | Восстановить и закрепить умение правильно выполнять фонетический разбор | | |
4 | Повторение изученного. Морфемика и словообразование. | 1 | Работа с таблицей, отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные задачи. | Восстановить и закрепить умение выполнять морфемный и словообразовательный разбор. | | |
5 | Повторение изученного. Лексика и фразеология. | 1 | Беседа по вопросам, сообщение учеников, конструирование словосочетаний и предложений, работа со словарями, словарная работа, лингвистическая игра. | Восстановить и закрепить основные понятия лексикологии | | |
6 | Повторение изученного. Морфология и синтаксис. | 1 | Отработка приёмов лингвистического разбора, беседа по вопросам, словарная работа, лингвистические занимательные сведения. | Закрепить навыки лингвистического разбора | | |
7 | Повторение изученного. Строение текста. Стили речи. | 1 | Беседа по вопросам, элементы лингвистического анализа текста, словарная работа, письменная работа | Развивать навыки лингвистического анализа. | | |
8 | Развитие речи. Сочинение по картине И.Левитана «Осенний день. Сокольники». | 1 | Работа по репродукции, выполнение упражнений учебника, словарная работа | Развитие письменной речи | | |
9 | Диктант | 1 | | Проверка ЗУН | | |
| Синтаксис и пунктуация. Словосочетание | | | | | |
10 | Словосочетания, их строение и грамматическое значение. | 1 | Повторение пройденного, работа со словарями, конструирование словосочетаний, словарная работа, работа над речевыми нормами. | Совершенствование умения выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы. | | |
11 | Связь слов в словосочетании | 1 | Повторение пройденного, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа, работа над речевыми нормами. | Формирование умений: определять способ связи слов в словосочетании, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другими видами связи. | | |
12 | Связь слов в словосочетании Синтаксический разбор словосочетания | 1 | Словарная работа, работа по таблице, тренировочные упражнения | Формирование умений: определять способ связи слов в словосочетании, преобразовывать словосочетания одного грамматического значения в синонимичные с другими видами связи. Подготовка к ЕГЭ | | |
| Синтаксис и пунктуация. Предложение | | | | | |
13 | Строение и грамматическое значение предложений | 1 | Повторение пройденного, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа | Углубление знаний учащихся о предложении | | |
14 | Порядок слов в предложении. Логическое ударение. | 1 | Выразительное чтение, работа над речевыми нормами, устное сочинение, словарная работа | Совершенствование навыков устной речи | | |
15 | Характеристика человека. | 1 | Работа по заданиям упр.120,121,122,123,124,125,126. | Совершенствование навыков составления характеристики человека. | | |
| Главные члены предложения | | | | | |
16 | Двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | 1 | Словарная работа, составление таблицы, беседа, конструирование предложений. | Расширить представления учеников о подлежащем, его признаках, способах выражения; углубить знания о синонимических связях языковых единиц | | |
17 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. | 1 | Беседа по вопросам, комментированное письмо. | Расширить знания учащихся о сказуемом | | |
18 | Составное глагольное сказуемое | 1 | Беседа по вопросам, упражнения на развитие речи, словарная работа, конструирование предложений, занимательные задания. Выполнение заданий ЕГЭ по данной теме. | Умение находить составные глагольные сказуемые в тексте, подготовка к ЕГЭ | | |
19 | Составное именное сказуемое | 1 | Самостоятельная работа, беседа по вопросам, упражнение на развитие речи, конструирование предложений, словарная работа, занимательные задания, выполнение заданий ЕГЭ | Умение находить составные именные сказуемые в тексте, подготовка к ЕГЭ | | |
20 | Выражение именной части составного именного сказуемого | 1 | Работа по таблице, упражнения на развитие речи, словарная работа, конструирование предложений | Углубить знания учеников о способах выражения именной части сказуемого, о синонимических связях языковых единиц | | |
21 | Тире между подлежащим и сказуемым | 1 | Составление таблицы, словарная работа, конструирование предложений | Углубить знания учащихся о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым | | |
22 | Тире между подлежащим и сказуемым. Практикум. | 1 | Практическая работа | Закрепление пунктуационных навыков, подготовка к ОГЭ | | |
23-24 | Развитие речи. Сжатое изложение | 2 | Изложение. | Подготовка к итоговой аттестации в новой форме | | |
| Второстепенные члены предложения | | | | | |
25 | Дополнение. | 1 | Повторение пройденного, конструирование словосочетаний и предложений, отработка умения правильно ставить вопросы. | Расширить представления о дополнении и способах его выражения | | |
26 | Трудные случаи выражения дополнений | 1 | Словарная работа, работа над речевыми нормами | Расширить представления о дополнении и способах его выражения | | |
27 | Определение | 1 | Повторение пройденного, тренировочные упражнения, составление плана | Расширить представление учеников об определении о синонимии определений разного вида | | |
28 | Приложение | 1 | Тренировочные упражнения, словарная работа | Расширить представления учеников о дополнении, дать представление о приложении | | |
29-30 | Развитие речи. Изложение «Прощание с Пушкиным» | 2 | Работа с текстом, воспроизведение текста на письме | Развитие речи учащихся | | |
31 | Обстоятельство. Основные виды обстоятельства | 1 | Тренировочные упражнения, синтаксический разбор предложений, самостоятельная работа | Расширить представления учеников об обстоятельстве, развивать речь учащихся | | |
32 | Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами. Ораторская(публичная) речь. | 1 | Анализ изложений, выполнение тренировочных упражнений, решение лингвистических задач. Выполнение заданий 234,235,236,237,238,239240. | Расширить представления учеников об обстоятельстве, развивать речь учащихся. Расширить понятие об ораторской речи. | | |
33 | Проверочная работа с грамматическим заданием по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 | Выполнение предложенных заданий | Тематический контроль Проверить знания учащихся. | | |
| Односоставные предложения | | | | | |
34 | Основные группы односоставных предложений. Определённо-личные предложения | 1 | Повторение, синтаксический разбор предложений, тренировочные упражнения | Расширить представление учеников о предложении | | |
35 | Неопределённо-личные предложения | 1 | Тренировочные упражнения, словарная работа | Научить выделять такие предложения в тексте, в составе сложных предложений. Выполнение заданий ЕГЭ | | |
36 | Неопределённо-личные предложения | 1 | Тренировочные упражнения, лингвистическая игра, подготовка к творческой работе | Углубить представление о неопределённо-личных предложениях, развивать речевую культуру учеников | | |
37 | Безличные предложения | 1 | Работа с таблицей, составление плана, тренировочные упражнения | Дать представление о безличных предложениях, развивать речевую культуру учеников, познакомить со способами выражения сказуемого в этих предложениях | | |
38 | Безличные предложения | 1 | Тренировочные упражнения, работа над речевыми нормами, словарная работа, проверочная работа | Развивать речевую культуру учеников, подготовка к ЕГЭ | | |
39 | Назывные предложения | 1 | Работа с поэтическим текстом, составление плана, тренировочные упражнения | Дать понятие о назывных предложениях, показать их значение, показать их употребления | | |
40 | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения» | 1 | Самостоятельная работа, взаимопроверка, работа со схемой, диктант с грамматическим заданием | Развивать навыки самостоятельной работы учеников | | |
41 | Обобщающий урок по теме «Односоставные предложения | 1 | Работа по карточкам, выполнение заданий ЕГЭ | Развивать навыки самостоятельной работы учеников | | |
42 | Комплексный анализ текста. | 1 | | | | |
43 | Неполные предложения | 1 | Работа с учебником, конструирование предложений и текста | Сформировать умение определять неполные двусоставные и односоставные предложения | | |
44-45 | Развитие речи. Сочинение по картине К.Юона «Мартовское солнце». Развитие речи. Изложение по тексту упр.289. | 2 | Работа с картиной К.Юона «Мартовское солнце». Работа с текстом. | Сформировать умение написания сочинения по картине. Сформировать умение написания изложения по тексту. | | |
| Предложения с однородными членами | | | | | |
46 | Понятие об однородных членах | 1 | Анализ творческих работ, повторение изученного, работа со схемами, тренировочные упражнения | Углубить знания учащихся об однородных членах предложения | | |
47 | Однородные и неоднородные определения | 1 | Выборочный диктант, самостоятельная работа с учебником, работа со схемами, тренировочные упражнения | Научить различать однородные и неоднородные определения | | |
48 | Однородные и неоднородные определения | 1 | Тренировочные упражнения | Научить различать однородные и неоднородные определения | | |
49 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | Самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, тренировочные упражнения | Закрепление правил пунктуации | | |
50 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | Тренировочные упражнения, пунктуационный разбор | Отработать навыки постановки знаков препинания, совершенствовать навыки выполнения заданий ЕГЭ по данной теме | | |
51 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 | Тренировочные упражнения, пунктуационный разбор, задания ЕГЭ | Отработать навыки постановки знаков препинания, совершенствовать навыки выполнения заданий ЕГЭ по данной теме | | |
52 | Обобщающие слова при однородных членах предложения | 1 | Самостоятельная работа с учебником, работа со схемами и таблицами, словарная работа, тренировочные упражнения | Углубить и расширить знания по теме | | |
53 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них | 1 | Самостоятельная работа, тренировочные упражнения, конструирование предложений | Углубить и расширить знания по теме. Подготовка к ЕГЭ | | |
54 | Обобщающие слова при однородных членах предложения. Знаки препинания при них | 1 | Проверочная работа, творческая работа, задания ЕГЭ | Углубить и расширить знания по теме. Подготовка к ЕГЭ | | |
55-56 | Развитие речи. Сочинение по картине М.Добужинского «Город в николаевское время». Развитие речи. Сочинение по картинеФ.Васильева «Мокрый луг». | 2 | Творческая работа. | Совершенствовать умение писать сочинения по картине. | | |
57 | Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения» | 1 | Тренировочные упражнения | Систематизация знаний | | |
58 | Контрольный тест по теме «Однородные члены предложения» | 1 | | | | |
| Предложения с обособленными членами | | | | | |
59 | Понятие об обособленных членах предложения | 1 | Работа с учебником, работа над интонацией, сопоставление предложений | Развивать навыки выразительного чтения | | |
60 | Обособленные определения и приложения | 1 | Тренировочные упражнения, конструирование предложений, словарная работа | Закрепить умение находить в предложении обособленные определения, развивать навыки выразительной речи. Подготовка к ЕГЭ | | |
61 | Обособление согласованных распространённых и нераспространённых определений | 1 | Тренировочные упражнения, конструирование предложений, пунктуационный разбор | Закрепление пунктуационных навыков, подготовка к ЕГЭ | | |
62 | Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Обособление несогласованных определений | 1 | Тренировочные упражнения, конструирование предложений, пунктуационный разбор | Закрепление пунктуационных навыков, подготовка к ЕГЭ | | |
63 | Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению | 1 | Тренировочные упражнения, конструирование предложений, пунктуационный разбор, творческая работа | Закрепление пунктуационных навыков, подготовка к ЕГЭ | | |
64 | Обособление согласованных приложений | 1 | Тренировочные упражнения, конструирование предложений, пунктуационный разбор | Закрепление пунктуационных навыков, подготовка к ЕГЭ | | |
65 | Отсутствие или наличие запятой перед союзом КАК | 1 | Работа с дополнительным материалом, тренировочные упражнения | Углубление знаний по данной теме | | |
66 | Практическое занятие по теме «Обособленные определения и приложения» | 1 | Выполнение тестовых заданий, объяснительный диктант. | | | |
67-68 | Развитие речи. Изложение с элементами сочинения. | 2 | Работа с текстом, ответ на вопрос. | Совершенствование навыков написания изложения | | |
69 | Проверочная работа по теме «Обособленные определения и приложения». | 1 | Выполнение заданий по теме «Обособленные определения и приложения | Проверить знания учеников по теме | | |
70 | Обособленные обстоятельства | 1 | Сопоставление лексических единиц, тренировочные упражнения, графический диктант | Углубить представления учеников обособленных обстоятельствах, показать различие между деепричастиями и наречиями, вырабатывать навыки выразительного чтения | | |
71 | Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями | 1 | Тренировочные упражнения, работа над речевыми нормами, объяснительный диктант, выразительное чтение | Развивать умение определять обособленные обстоятельства в тексте, отличать деепричастия от образованных от них наречий | | |
72 | Практическая работа по теме «Обособленные обстоятельства» | 1 | Тренировочные упражнения, объяснительный диктант, конструирование предложений | Закрепить знания по теме, развивать пунктуационные навыки и навыки выразительного чтения и элементов лингвистического разбора | | |
73 | Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами | 1 | Работа по таблице, орфографическая работа, тренировочные упражнения | Формировать умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными обстоятельствами уступки и причины, выраженными существительными с предлогами, развивать пунктуационные навыки | | |
74-75 | Развитие речи. Сжатое изложение. Работа с текстом упр.348. | 2 | | Развивать навыки письменного изложения текста, творческие способности учеников, совершенствовать навыки грамматического разбора | | |
76 | Обособление уточняющих членов предложения | 1 | Анализ изложений, составление плана, работа над интонацией, тренировочные упражнения | Дать понятие об обособлении уточняющих членов предложения, показать их роль и значение в предложении | | |
77. | Обособление уточняющих членов предложения | 1 | Работа над интонацией, тренировочные упражнения, составление таблицы | Развивать навыки обнаружения уточняющих членов в устной речи и в тексте; дать понятие о разделительных и выделительных знаках препинания | | |
78 | Урок-зачёт по теме «Обособленные и уточняющие члены предложения | 1 | Выполнение заданий различного уровня и характера | Проверка знаний | | |
79 | Контрольный диктант | 1 | | Проверка ЗУН | | |
80 | Развитие речи. Изложение по тексту упр.413. | 1 | Работа над ошибками, тренировочные упражнения | Систематизация знаний | | |
| Предложения с обращениями, вводными словами, междометиями | | | | | |
81 | Обращение и знаки препинания при нём | 1 | Самостоятельная работа с учебником, тренировочные упражнения | Развивать пунктуационные навыки, работать над соблюдением правильной интонации | | |
82 | Обращение и знаки препинания при нём | 1 | Тренировочные упражнения, объяснительный диктант, конструирование предложений | Углубить представление об обращении и его роли в предложении и поэтической речи; работать над соблюдением правильной интонации | | |
83 | Вводные слова и знаки препинания при них. | 1 | Самостоятельная работа с учебником, составление плана, тренировочные упражнения, лингвистические задания | Развивать культуру речи учащихся | | |
84 | Вводные слова и предложения и знаки препинания при них | 1 | Тренировочные упражнения, выразительное чтение | Закрепить навыки правильной интонации в предложениях с вводными конструкциями, развивать культуру речи учеников | | |
85 | Вводные слова и предложения и знаки препинания при них. Вставные конструкции | 1 | Тренировочные упражнения, выразительное чтение | Вырабатывать навыки правильной интонации в предложениях с вставными конструкциями | | |
86 | Вставные конструкции | 1 | Тренировочные упражнения, выразительное чтение, упражнения по культуре речи | Вырабатывать навыки правильной интонации в предложениях с вставными конструкциями | | |
87-88 | Развитие речи. Сжатое изложение по тексту упр.440. Развитие речи. Изложение по тексту упр.465. | 2 | Работа с текстом. | Вырабатывать навыки написания изложения. | | |
89 | Контрольный диктант | 1 | | Проверка знаний | | |
90 | Анализ диктанта | 1 | Тренировочные упражнения | Систематизация знаний | | |
| Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь | | | | | |
91 | Предложения с прямой речью, знаки препинания при них | 1 | Работа со схемами и таблицей, выразительное чтение, тренировочные упражнения, конструирование предложений | Выработка навыков постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью, навыков правильной интонации в таких предложениях | | |
92 | Предложения с прямой речью, знаки препинания при них. Практикум. Диалог. Прямая речь. | 1 | Тренировочные упражнения, задания, объяснительный диктант, словарная работа. | Формировать умение определять место слов автора и прямой речи в предложении, составлять схемы предложения. Развивать пунктуационные навыки. | | |
93 | Развитие речи. Изложение по тексту упр.490. | 1 | Работа с текстом. | Формировать умение написания изложения. | | |
94 | Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. | 1 | Самостоятельная работа, тренировочные упражнения, выразительное чтение | Развивать навыки перевода прямой речи в косвенную | | |
95 | Цитаты и знаки препинания при них | 1 | Выразительное чтение, тренировочные упражнения, упражнения по развитию устной речи | Обучить навыкам правильного цитирования | | |
| Повторение пройденного в 8 классе | | | | | |
96 | Повторение тем «Словосочетание», «двусоставные предложения», «Односоставные предложения» | 1 | Лингвистический разбор, задание на закрепление изученного материала, тренировочные упражнения | Закрепление ЗУН | | |
97 | Повторение тем «Однородные члены предложения», «Предложения с обособленными членами предложения» | 1 | Лингвистический разбор, объяснительный диктант, взаимопроверка, тренировочные упражнения | Закрепление ЗУН | | |
98 | Повторение тем «Обращение», «вводные слова», «Способы передачи чужой речи» | 1 | Словарный диктант, лингвистический разбор, анализ текста, составление плана, пересказ, тренировочные упражнения | Закрепление ЗУН | | |
99 | Контрольный тест | 1 | | Проверка ЗУН | | |
100 | Развитие речи. Сжатое изложение по тексту упр.525. | 1 | Работа с текстом. | Формирование умения писать изложения. | | |
101 102 | Развитие речи. Сжатое изложение по тексту упр.527. Резервный урок. | 1 1 | Работа с текстом. | Формирование умения писать изложения. | | |