Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Я – гражданин» для учащихся, обучающихся по программе обучения детей с легкой умственной отсталостью
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области
«Туринская школа - интернат, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»
Рассмотрено на заседании МО Протокол № ____ от «___» ____________20__г. __________ / | Утверждено Приказом директора школы № ___ от «_____» ______20___ г. __________ / |
Рабочая программа
по социальному направлению
внеурочной деятельности
«Я – гражданин»
для учащихся, обучающихся по программе обучения детей с
легкой умственной отсталостью для 3 класса
Согласовано:
Заместитель директора по ВР
__________
«____» _________________2022г.
Составитель:
Татьяна Леонидовна Климина
Т уринск, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Я-гражданин» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;
Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;
Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);
Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области»;
Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Туринской школы – интернат, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 03 декабря 2015г. № 594-д;
Локальные акты образовательного учреждения.
Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию обучающимся своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающихся, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у обучающихся постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы: социально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.
Задачи:
формирование мотивации универсальной нравственной компетенции — «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно- продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;
формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;
формирование в сознании школьников нравственного смысла учения;
формирование представлений о базовых национальных, этнических и духовных традициях;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.
воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;
формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам;
развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
укрепление доверия к другим людям;
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.
формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;
формирование знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни человека в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.
Общая характеристика программы внеурочной деятельности
Программа «Я – гражданин» направлена на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения, формирование здорового образа жизни.
Программа “Я – гражданин” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающихся, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Место курса внеурочной деятельности в учебном плане.
Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Я-гражданин» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно учебному плану, на изучение данного курса внеурочной деятельности отводится: 3 класс – 34 часа (34 учебных недели по 1 часу в неделю.
Формы проведения занятий и промежуточной аттестации обучающихся.
Формы организации внеурочной деятельности – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Формы промежуточной аттестации: тестирование.
Планируемые результаты:
1. Ученик - патриот и гражданин России
положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;
опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.
Ученик - нравственная личность
неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.
3. Ученик - трудолюбивая личность
положительное отношение к учебному труду;
первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.
первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно значимой деятельности.
4.Ученик - знаток и ценитель прекрасного
первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.
5.Ученик - здоровая личность
формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;
представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
потребность заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни;
представления о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;
формирование установок на использование здорового питания;
соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
негативное отношение к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
умение безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.
Содержание программы
Содержание рабочей программы по социальному направлению внеурочной деятельности «Я – гражданин» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса включает разделы:
Ученик - здоровая личность
Ученик - патриот и гражданин России
Ученик - знаток и ценитель прекрасного
Ученик - нравственная личность
Ученик - трудолюбивая личность
Программа базовых учебных действий обучающихся
Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта активной учебной деятельности на доступном для него уровне. В результате освоения курса «Я –гражданин» формируются следующие базовые учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС.
Личностные базовые учебные действия | осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе; готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе. |
Регулятивные базовые учебные действия | входить и выходить из учебного помещения со звонком; ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения); пользоваться учебной мебелью; адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место; передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения; принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов. |
Познавательные базовые учебные действия | выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видородовые отношения предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями; читать; писать; наблюдать; работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях). |
Коммуникативные базовые учебные действия | вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации. |
Календарно – тематическое планирование «Я – гражданин» 3 класс
Сентябрь
Раздел | Тема | Кол-во часов | Дата | Воспитательная цель | Форма проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 8 |
Ученик - патриот и гражданин России | Урок Знаний - Урок Победы | 1 | | Воспитание патриотизма Способствовать формированию знаний истории страны. | Беседа |
Ученик – здоровая личность | «Будь здоров!» | | | познакомить детей со способами профилактики гриппа, COVID и простудных заболеваний; воспитывать бережное отношение к собственному здоровью. | Беседа |
Ученик -здоровая личность | Внимание всем: дорога, транспорт, пешеход. | 1 | | -расширить знания обучающихся о правилах дорожного движения. -активизировать знания детей в области правил дорожного движения, развивать внимание, сообразительность. | Беседа, видеоурок |
Ученик -здоровая личность | Терроризм, экстремизм. Я и компьютер. | 1 | | Расширить представление обучающихся о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме. Содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов; повторить основные правила поведения в условиях теракта, правила поведения в сети интернет | Презентация беседа |
Октябрь
Ученик - патриот и гражданин России | Мои школьные друзья. | 1 | | формирование понятия о дружбе, определение качеств настоящего друга; формирование позитивного отношения к окружающим людям, развитие коммуникативных навыков. | Круглый стол, |
Ученик - нравственная личность | «Учитель – профессия нужная, важная, самая главная на земле» | 1 | | сформировать представление о профессии учителя. воспитывать уважительное отношение к старшим, к педагогам. | Беседа, выставка рисунков |
Ученик - нравственная личность | Что такое правонарушение? | 1 | | Формировать представления обучающихся о правонарушениях, воспитывать чувство ответственности за свои поступки. Профилактика правонарушений (хищение малогабаритного товара в торговых заведениях, хулиганство, нецензурная брань, комендантский час, самовольные уходы и т.п.) | Беседа |
Ученик – знаток и ценитель прекрасного | «Мир книг» Экскурсия в детскую библиотеку. | 1 | | Формирование интереса к чтению, к познанию окружающего мира; воспитание правил культурного поведения в общественных местах. | зкскурсия |
Ноябрь
Ученик - патриот и гражданин России | Мои права и обязанности | 1 | | 1. Познакомить учащихся с правами и обязанностями школьников. Учить учащихся определять что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе. Формировать коммуникативные умения школьников. | Комбинированное занятие |
Ученик -здоровая личность | Быть здоровым модно! | 1 | | Формировать представление о том, что такое здоровый образ жизни; формирование негативного отношения к незаконному потреблению наркотических и психотропных веществ, вредные привычки: курение, токсикомания, употребление спиртных напитков | Викторина, видеоурок |
Ученик - знаток и ценитель прекрасного | О маме с любовью | 1 | | Сформировать навыки межличностного взаимодействия детей и родителей. Повысить уровень духовно-нравственного развития: воспитать уважение к семье и семейным ценностям, чувство ответственности. | Просмотр и обсуждение эпизодов из цикла фильмов «Мамы» |
Декабрь
Ученик -здоровая личность | «Вредные привычки и как с ними бороться?» | 1 | | информирование обучающихся о влиянии табака, алкоголя, наркотиков на организм; формирование умения сказать «нет», развитие альтернативных форм поведения по отношению к алкоголю, курению и наркомании формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье. | час-диалога, просмотр видеофильма |
Ученик - патриот и гражданин России | Страна, в которой мне хочется жить. День Конституции Российской Федерации (12 декабря) | 1 | | Повысить уровень духовно-нравственного развития. Сформировать у школьников активную гражданскую позицию, чувство ответственности за свою страну. | Устный журнал Конкурс рисунков «Я рисую свои права» |
Ученик - знаток и ценитель прекрасного | Рукотворная красота. Экскурсия в Дом Ремёсел | 1 | | способствовать воспитанию уважения и чувству гордости за свой город, свою малую родину, за людей с которыми живешь рядом; формирование умения видеть красивое, прекрасное; отработка навыков культурного поведения в общественном месте. | Экскурсия |
Ученик - трудолюбивая личность | Без труда ничего не даётся | 1 | | расширить представление обучающихся о значении труда в жизни общества, способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать обучающихся к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию. | Комбинированное занятие |
Январь
Ученик - нравственная личность | «В царстве вежливости и доброты». | 1 | | воспитание навыков вежливого общения с окружающими; способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы; обеспечивать введение «волшебных» слов в речевой обиход как неотъемлемых компонентов культуры межличностного взаимодействия и общения; способствовать поддержанию положительного настроения в жизнедеятельности классного коллектива. | Игра |
Ученик - нравственная личность | Человек среди людей | 1 | | познакомить учащихся с понятием « культура мира» и раскрыть его составляющие; показать значимость образования в формировании у обучающихся позитивного отношения к окружающему миру; продолжить развитие коммуникативных качеств обучающихся. | Комбинированное занятие |
Ученик - знаток и ценитель прекрасного | Памятные меcта г. Туринска. Экскурсия в парк Декабристов. | 1 | | способствовать воспитанию уважения и чувству гордости за свой город, свою малую родину. воспитание гражданско – патриотических чувств; | Экскурсия |
Ученик - знаток и ценитель прекрасного | Необычные музеи мира | 1 | | Воспитание духовно-нравственной личности, обладающей богатой внутренней и внешней культурой, способной к активной творческой деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию и саморазвитию. | Виртуальное посещение музея |
Февраль
Ученик - здоровая личность | Без труда ничего не дается | 1 | | Обобщить представления обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда. Воспитывать уважение к людям труда, к результатам труда, трудолюбие и ответственность | Видеоурок |
Ученик - патриот и гражданин России | К подвигу солдата сердцем прикоснись! | 1 | | уточнять и расширять знания обучающихся о празднике День защитника Отечества; развивать интерес к истории Отечества, к истории родного края, наблюдательность, любознательность; воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности. | Устный журнал, видеоурок |
Ученик -нравственная личность | Герои Отечества. Кто они? | 1 | | Воспитание патриотических качеств. День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества. | Беседа |
Март
Ученик -здоровая личность | Курить – здоровью вредить! | 1 | | профилактика наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков, немедицинского потребления психоактивных веществ. | Беседа презентации видеоозаписи. |
Ученик -знаток и ценитель прекрасного | Природа нашего края. | 1 | | познакомить с экспозицией музея по природе нашего края; воспитывать любовь к родному краю. | Экскурсия в краеведческий музей. |
Ученик - трудолюбивая личность | Чем пахнут ремёсла? | 1 | | показать обучающимся многообразие профессий. воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям различных профессий. | Устный журнал |
Ученик - трудолюбивая личность | «Слава рукам трудовым» | 1 | | Обобщить представления обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда. Воспитывать уважение к людям труда, к результатам труда, трудолюбие и ответственность | Дискуссия |
Апрель
Ученик -нравственная личность | «Берегите эти земли, эти воды». | 1 | | воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств | Игровая экологическая программа |
Ученик - патриот и гражданин России | «12 апреля – День Космонавтики» | 1 | | формировать у обучающихся чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории. познакомить с первым космонавтом, дать представление об освоении космического пространства; воспитывать желание быть сильными и здоровыми. | Видео презентации конкурс рисунков |
Ученик -здоровая личность | И добрый волшебник, и безжалостный враг – огонь. | 1 | | довести до сознания невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем; познакомить детей с правилами пожарной безопасности; формировать умение соблюдать правила пожарной безопасности; правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения. | Беседа с элементами викторины, видеоуроки |
Май
Ученик - патриот и гражданин России | Великий подвиг. Великая Победа. Экскурсия к памятнику воинам. | 1 | | Формирование у обучающихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому. Сохранение памяти о минувших годах и героизме советского народа. | Экскурсия |
Ученик -знаток и ценитель прекрасного | Наш современный город. Экскурсия по улице Ленина. | 1 | | Воспитывать интерес к жизни города, формировать потребность соблюдать правила поведения в общественных местах, бережно относиться к объектам инфраструктуры. | Экскурсия |
Ученик -здоровая личность | Будь осторожен! Правила поведения на водоемах, в лесу. | 1 | |
повторить с обучающимися правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте, на водоемах, в лесу. | Видеоуроки Создание памяток-рисунков |
Ученик -здоровая личность | Будь осторожен! Безопасность в летние каникулы. | 1 | | Викторина |