Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Я – гражданин» для учащихся, обучающихся по программе обучения детей с легкой умственной отсталостью

1
0
Материал опубликован 16 March

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Свердловской области

«Туринская школа - интернат, реализующая адаптированные основные

общеобразовательные программы»


Рассмотрено на заседании МО

Протокол № ____

от «___» ____________20__г.

__________ /


Утверждено

Приказом директора школы

№ ___ от «_____» ______20___ г.

__________ /






Рабочая программа

по социальному направлению

внеурочной деятельности

«Я – гражданин»

для учащихся, обучающихся по программе обучения детей с

легкой умственной отсталостью для 3 класса







Согласовано:

Заместитель директора по ВР

__________

«____» _________________2022г.




Составитель:

Татьяна Леонидовна Климина





Тt1742129847aa.gif уринск, 2022


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Я-гражданин» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерством образования и науки РФ № 1599 от 19.12.2014;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования от 30 августа 2013 г. № 1015;

Примерные основные образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством образования и науки Российской Федерации;

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Закон Свердловской области от 15 июля 2013 года № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области»;

Закон Свердловской области от 23.10.1995 № 28-ОЗ «О защите прав ребенка» (с последующими изменениями и дополнениями);

Постановление Правительства Свердловской области от 23.04.2015 № 270-ПП «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях, находящихся на территории Свердловской области»;

Устав государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Свердловской области «Туринской школы – интернат, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы», утверждённый приказом Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 03 декабря 2015г. № 594-д;

Локальные акты образовательного учреждения.

Воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию обучающимся своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающихся, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           Программа “Я – гражданин” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у обучающихся постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

           Цель программы: со­циально-педагогическая поддержка и приобщение обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

Задачи:

формирование мотивации универсальной нравственной компетенции «становиться лучше», активности в учебно-игровой, предметно- продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм;

формирование нравственных представлений о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо», а также внутренней установки в сознании школьника поступать «хорошо»;

формирование в сознании школьников нравственного смысла учения;

формирование представлений о базовых национальных, этнических и духовных традициях;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, настойчивости в достижении результата.

воспитание положительного отношения к своему национальному языку и культуре;

формирование патриотизма и чувства причастности к коллективным делам;

развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

укрепление доверия к другим людям;

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

формирование у обучающихся уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

формирование знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни человека в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих.


Общая характеристика программы внеурочной деятельности

Программа «Я – гражданин» направлена на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными на­рушениями) в духе любви к Ро­ди­не, уважения к культурно-историческому наследию сво­его народа и своей страны, на фор­ми­рование основ социально ответственного поведения, формирование здорового образа жизни.

Программа “Я – гражданин” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  с учетом  воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.  

           Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции обучающихся, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

           Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации,   взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.  

           

 Место курса внеурочной деятельности в учебном плане.

Рабочая программа по социальному направлению внеурочной деятельности «Я-гражданин» относится к части, формируемой участниками образовательных отношений. Согласно учебному плану, на изучение данного курса внеурочной деятельности отводится: 3 класс – 34 часа (34 учебных недели по 1 часу в неделю.

Формы проведения занятий и промежуточной аттестации обучающихся.

Формы организации внеурочной деятельности – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Формы промежуточной аттестации: тестирование.


Планируемые результаты:

1. Ученик - патриот и гражданин России

положительное отношение и любовь к близким, к своей школе, своему селу, городу, народу, России;

опыт ролевого взаимодействия в классе, школе, семье.

Ученик - нравственная личность

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим.

3. Ученик - трудолюбивая личность

положительное отношение к учебному труду;

первоначальные навыки трудового сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми.

первоначальный опыт участия в различных видах общественно-полезной и личностно значимой деятельности.

4.Ученик - знаток и ценитель прекрасного

первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;

первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей.

5.Ученик - здоровая личность

формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

потребность заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового об­раза жизни;

представления о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности;

формирование установок на использование здорового питания;

соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;

готовность самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;

негативное отношение к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);

умение безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.



Содержание программы

Содержание рабочей программы по социальному направлению внеурочной деятельности «Я – гражданин» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса включает разделы:

Ученик - здоровая личность

Ученик - патриот и гражданин России

Ученик - знаток и ценитель прекрасного

Ученик - нравственная личность

Ученик - трудолюбивая личность
















Программа базовых учебных действий обучающихся

Базовые учебные действия, формируемые у обучающихся, обеспечивают, с одной стороны, успешное начало школьного обучения и осознанное отношение к обучению, с другой – составляют основу формирования в старших классах более сложных действий, которые содействуют дальнейшему становлению обучающегося как субъекта активной учебной деятельности на доступном для него уровне. В результате освоения курса «Я –гражданин» формируются следующие базовые учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС.

Личностные базовые учебные действия

осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений о этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Регулятивные базовые учебные действия

входить и выходить из учебного помещения со звонком;

ориентироваться в пространстве класса (зала, учебного помещения);

пользоваться учебной мебелью;

адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

работать с учебными принадлежностями (инструментами, спортивным инвентарем) и организовывать рабочее место;

передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные базовые учебные действия

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

устанавливать видородовые отношения предметов;

делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;

читать; писать; наблюдать;

работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные базовые учебные действия

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации.

Календарно – тематическое планирование «Я – гражданин» 3 класс

Сентябрь

Раздел

Тема

Кол-во

часов

Дата

Воспитательная

цель

Форма

проведения

1

2

3

4

5

8

Ученик - патриот и гражданин России

Урок Знаний

-

Урок Победы



1


Воспитание патриотизма

Способствовать формированию знаний истории страны.



Беседа


Ученик – здоровая личность

«Будь здоров!»



 познакомить детей со способами профилактики гриппа, COVID и простудных заболеваний;  воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Беседа

Ученик -здоровая личность

Внимание всем: дорога, транспорт, пешеход.



1


-расширить знания обучающихся о правилах дорожного движения. -активизировать знания детей в области правил дорожного движения, развивать внимание, сообразительность. 
воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.


Беседа, видеоурок

Ученик -здоровая личность

Терроризм, экстремизм. Я и компьютер.




1


Расширить  представление обучающихся о терроризме и экстремизме как о глобальной проблеме.

Содействовать формированию чувства милосердия к жертвам терактов; повторить основные правила поведения в условиях теракта, правила поведения в сети интернет

Презентация беседа

Октябрь

Ученик - патриот и гражданин России

Мои школьные друзья.


1


формирование понятия о дружбе, определение качеств настоящего друга; формирование позитивного отношения к окружающим людям, развитие коммуникативных навыков.


Круглый стол,

Ученик - нравственная личность

«Учитель – профессия нужная, важная,

 самая главная на земле»


1


 сформировать представление о профессии учителя.

воспитывать уважительное отношение к старшим, к педагогам.

Беседа, выставка рисунков

Ученик - нравственная личность

Что такое правонарушение?



1


Формировать представления обучающихся о правонарушениях, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Профилактика правонарушений (хищение малогабаритного товара в торговых заведениях, хулиганство, нецензурная брань, комендантский час, самовольные уходы и т.п.)


Беседа

Ученик – знаток и ценитель прекрасного

«Мир книг» Экскурсия в детскую библиотеку.


1


 Формирование интереса к чтению, к познанию окружающего мира; воспитание правил культурного поведения в общественных местах.

зкскурсия


Ноябрь

Ученик - патриот и гражданин России

Мои права и обязанности



1


1. Познакомить учащихся с правами и обязанностями школьников.

Учить учащихся определять что такое «можно» и что такое «нельзя» в школе.

Формировать коммуникативные умения школьников.


Комбинированное занятие


Ученик -здоровая личность



Быть здоровым модно!




1


Формировать представление о том, что такое здоровый образ жизни; формирование негативного отношения к незаконному потреблению наркотических и психотропных веществ, вредные привычки: курение, токсикомания, употребление спиртных напитков


Викторина, видеоурок

Ученик - знаток и ценитель прекрасного


О маме с любовью




1


Сформировать навыки межличностного взаимодействия детей и родителей. Повысить уровень духовно-нравственного развития: воспитать уважение к семье и семейным ценностям, чувство ответственности.


Просмотр и обсуждение эпизодов из цикла фильмов «Мамы»

Декабрь

Ученик -здоровая личность


«Вредные привычки и как с ними бороться?»

1


информирование обучающихся о влиянии табака, алкоголя, наркотиков на организм;

формирование умения сказать «нет», развитие альтернативных форм поведения по отношению к алкоголю, курению и наркомании

формирование у обучающихся потребности в ЗОЖ, ответственности за своё здоровье.

час-диалога, просмотр видеофильма

Ученик - патриот и гражданин России

Страна, в которой мне хочется жить.

День Конституции Российской Федерации

(12 декабря)


1


Повысить уровень духовно-нравственного развития.

Сформировать у школьников активную гражданскую позицию, чувство ответственности за свою страну.

Устный журнал Конкурс рисунков «Я рисую свои права»

Ученик - знаток и ценитель прекрасного

Рукотворная красота. Экскурсия в Дом Ремёсел



1


способствовать воспитанию уважения и чувству гордости за свой город, свою малую родину, за людей с которыми живешь рядом;

формирование умения видеть красивое, прекрасное;

отработка навыков культурного поведения в общественном месте.



Экскурсия


Ученик - трудолюбивая личность

Без труда ничего не даётся


1


расширить представление обучающихся о значении труда в жизни общества, способствовать формированию положительной нравственной оценки качеств характера, как трудолюбие, самостоятельность; побуждать обучающихся к развитию трудовых навыков, к участию в трудовых акциях, к самовоспитанию.


Комбинированное занятие


Январь


Ученик - нравственная личность


«В царстве вежливости и доброты».



1


воспитание навыков вежливого общения с окружающими;

способствовать развитию эмоционально-чувственной сферы;

обеспечивать введение «волшебных» слов в речевой обиход как неотъемлемых компонентов культуры межличностного взаимодействия и общения; способствовать поддержанию положительного настроения в жизнедеятельности классного коллектива.



Игра

Ученик - нравственная личность

Человек среди людей


1


познакомить учащихся с понятием « культура мира» и раскрыть его составляющие; показать значимость образования в формировании у обучающихся позитивного отношения к окружающему миру;        

 продолжить развитие коммуникативных качеств обучающихся.


Комбинированное занятие


Ученик - знаток и ценитель прекрасного

Памятные меcта г. Туринска. Экскурсия в парк Декабристов.


1


способствовать воспитанию уважения и чувству гордости за свой город, свою малую родину.

воспитание гражданско – патриотических чувств;



Экскурсия

Ученик - знаток и ценитель прекрасного


Необычные музеи мира



1


Воспитание духовно-нравственной личности, обладающей богатой внутренней и внешней культурой, способной к активной творческой деятельности, располагающей потребностями и способностями к самопознанию и саморазвитию.

Виртуальное посещение музея


Февраль


Ученик - здоровая личность

Без труда ничего не дается


1


Обобщить представления обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда. Воспитывать уважение к людям труда, к результатам труда, трудолюбие и ответственность


Видеоурок

Ученик - патриот и гражданин России

К подвигу солдата сердцем прикоснись!



1


уточнять и расширять знания обучающихся о празднике День защитника Отечества;

развивать интерес к истории Отечества, к истории родного края, наблюдательность, любознательность;

воспитывать чувство патриотизма, сплоченности, ответственности.



Устный журнал, видеоурок

Ученик -нравственная личность

Герои Отечества. Кто они?


1


Воспитание патриотических качеств. День памяти о россиянах, исполняющих служебный долг за пределами Отечества.

Беседа

Март

Ученик -здоровая личность

Курить – здоровью вредить!



1


профилактика наркомании и противодействию незаконному обороту наркотиков, немедицинского потребления психоактивных веществ.

Беседа

презентации

видеоозаписи.

Ученик -знаток и ценитель прекрасного

Природа нашего края.


1


познакомить с экспозицией музея по природе нашего края; воспитывать любовь к родному краю.

Экскурсия в краеведческий музей.

Ученик - трудолюбивая личность

Чем пахнут ремёсла?

1


 показать обучающимся многообразие профессий.

воспитывать уважительное отношение к труду, к представителям различных профессий.


Устный журнал


Ученик - трудолюбивая личность


«Слава рукам трудовым»


1


Обобщить представления обучающихся о значении труда в жизни человека, о качествах людей труда. Воспитывать уважение к людям труда, к результатам труда, трудолюбие и ответственность


Дискуссия

Апрель

Ученик -нравственная личность


«Берегите эти земли, эти воды».


1


воспитание чувства любви к природе, уважения ко всему живому, помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формирование нравственных качеств

Игровая экологическая программа

Ученик - патриот и гражданин России

«12 апреля – День Космонавтики»


1


формировать у обучающихся чувства патриотизма, уважение к родной стране, ее истории. познакомить с первым космонавтом, дать представление об освоении космического пространства; воспитывать желание быть сильными и здоровыми.

Видео

презентации конкурс рисунков


Ученик -здоровая личность


И добрый волшебник, и безжалостный враг – огонь.



1


довести до сознания невозможность легкомысленного и беспечного обращения с огнем; познакомить детей с правилами пожарной безопасности;

формировать умение соблюдать правила пожарной безопасности; правильным действиям при возникновении пожара и приемам самоспасения.

Беседа с элементами викторины, видеоуроки


Май


Ученик - патриот и гражданин России

Великий подвиг. Великая Победа. Экскурсия к памятнику воинам.



1


Формирование у обучающихся чувства любви к Родине и гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому. Сохранение памяти о минувших годах и героизме советского народа.


Экскурсия

Ученик -знаток и ценитель прекрасного

Наш современный город. Экскурсия по улице Ленина.


1


Воспитывать интерес к жизни города, формировать потребность соблюдать правила поведения в общественных местах, бережно относиться к объектам инфраструктуры.


Экскурсия



Ученик -здоровая личность

Будь осторожен!

Правила поведения на водоемах, в лесу.



1


повторить с обучающимися правила поведения в экстремальных ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности других людей; побуждать к соблюдению необходимых правил безопасности дома, на улице, на транспорте, на водоемах, в лесу.


Видеоуроки

Создание памяток-рисунков


Ученик -здоровая личность

Будь осторожен!

Безопасность в летние каникулы.


1



Викторина




































































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации