Программа дополнительного образования детей «Учимся писать сжатые изложения. Теория и практика» (8 класс)

11
3
Материал опубликован 10 April 2016 в группе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Петуховская средняя общеобразовательная школа №1»


 

Рассмотрено                                Согласовано                                      Утверждено

на пед.совете школы                  с заместителем директора             Директор школы

Протокол №__ по ВР             К.А. Зыряновой    /___________/          /___________/                                                                                                             Л.А. Шепелина

от __.__.2014г.                                                                Приказ № ___ от __.__.2014г.


 

Программа дополнительного образования детей

«Учимся писать сжатые изложения. Теория и практика»

для 8 Б, 8 В классов

на 2014-2015 учебный год.

 

Автор программы:

учитель русского языка и литературы 1 категории

И.М.Данилова

 

г. Петухово, 2014 г.

 

Пояснительная записка

В Федеральном законе «Об образовании в РФ» определено назначение дополнительного образования детей: «Дополнительное образование … направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности» (Глава 10, статья №75)

Таким образом, дополнительное образование способствует развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи.

Дополнительное образование детей создается в целях формирования единого образовательного пространства общеобразовательной школы для повышения качества образования и реализации процесса становления личности в разнообразных развивающих средах. Дополнительное образование детей является равноправным, взаимодополняющим компонентом базового образования и предназначено для педагогически целесообразной занятости детей в возрасте от 6 до 18 лет в их свободное (внеучебное) время.

Дополнительное образование детей — необходимое звено в воспитании многогранной личности, в ее образовании, в ранней профессиональной ориентации. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает ребятам в профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний, полученных в базовом компоненте. Дополнительное образование детей создает юному человеку условия, чтобы полноценно прожить пору детства. Ведь если ребенок полноценно живет, реализуя себя, решая задачи социально значимые, выходит даже в профессиональное поле деятельности, то у него будет гораздо больше возможностей достичь в зрелом возрасте больших результатов, сделать безошибочный выбор.

Школьное дополнительное образование способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности, повышает его собственную самооценку и его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятость обучающихся во внеучебное время содействует укреплению самодисциплины, развитию самоорганизованности и самоконтроля школьников, появлению навыков содержательного проведения досуга, позволяет формировать у детей практические навыки здорового образа жизни, умение противостоять негативному воздействию окружающей среды. Массовое участие детей в досуговых программах способствует сплочению школьного коллектива, укреплению традиций школы, утверждению благоприятного социально-психологического климата в ней.


 

Направленность образовательной программы

Содержание образовательной программы  направлено на: 
- создание условий для развития личности ребенка; 
- развитие мотивации личности к познанию и творчеству; 
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка; 
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; 
- создание условий для социального, культурного т профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур; 
- целостность процесса интеллектуального и духовного развития личности ребенка; 
- укрепление психического и физического здоровья; 
 

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность программы

Написание сжатого изложения по прослушанному тексту– аттестационная форма контроля за курс основной школы.

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся общеобразовательных школ показал, что в программах не содержится законченной, стройной, логически обоснованной системы работы по обучению создания сжатых текстов, недостаточно заданий, которые помогли бы успешно справиться с кратким изложением.

Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это доказывает необходимость создания системы работы с учащимися в условиях подготовки к итоговой аттестации в новой форме, восполняющий «знаниевый вакуум». Таковым и является предлагаемый курс «Учимся писать сжатые изложения. Теория и практика», который на пропедевтическом (подготовительном) уровне решает часть перечисленных проблем, т.к. обращение к ним только в 9 классе из-за нехватки времени не сможет решить необходимые задачи по подготовке к выполнению задания части С1 ГИА.

Новизна программы состоит в том, что тематика курса предполагает поэтапную работу по обобщению, систематизации и углублению знаний о тексте как продукте речевой деятельности, о смысловой и композиционной целостности текста, приёмах переработки текста, разграничении главной и второстепенной информации в тексте с целью формирования навыков осознанного чтения и слушания, адекватного понимания письменной речи в различных сферах и ситуациях общения и добывания информации из различных источников в соответствии с поставленной задачей; знакомство с приёмами компрессии текста и практическое использование их при написании сжатого изложения.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что сжатое изложение считается наиболее трудным упражнением, из применяющихся с целью развития речи школьников, и вводится позже других. Это объясняется тем, что при написании сжатого изложения необходимо осуществить компрессию (сжатие) воспринятой информации, в результате чего добиться построения такого текста, в котором был бы максимально выражен необходимый смысл при минимальной затрате речевых средств. Таким образом, сжатые изложения требуют специальной логической работы над текстом. Этапы работы над сжатым изложением сходны с последовательностью и приемами работы над подробным изложением. Различия состоят лишь в методике. Занятия кружка позволят подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся научатся воспринимать текст на слух, чтобы точно понимать его общую тему, проблему, идею, видеть авторскую позицию, определять микротемы, являющиеся составной частью общей темы прослушанного текста, получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). На занятиях можно вести и психологическую подготовку выпускников к итоговой аттестации, организовать практикумы по само- и взаимопроверке и оценке пробных изложений, что позволит тщательно подготовиться к выполнению части С1 аттестационной работы за курс основной школы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы от 13 до 15 лет. Дети 13-15 лет способны на практическом уровне выполнять предлагаемые задания.

Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.


 

Цели программы
научить каждого ребенка правильно, точно и лексически грамотно создавать сжатые тексты и на основе этого повысить уровень сформированности точности и лаконичности связной речи; 

Задачи:

- мотивировать учащихся на выполнение учебных задач, требующих усердия и самостоятельности;

- организация учебной деятельности, связанной с пониманием текста как средства универсального общения;

- подготовка школьников к усвоению информации текстов разных типов и стилей;

- формирование умения и навыков писать сжатое изложение, используя разные способы компрессии текста.

 

Содержание программы.

Введение. Цели и задачи курса. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.(1 ч.)

Раздел 1. Стили и типы речи.(2 ч.)

Тема 1.1. Семинар-практикум «Стили и типы речи».

Тема 1.2. Практическая работа № 1. Комплексный анализ текста.

Содержание материала: Функциональные стили речи. Разговорный и книжный стили. Научный, официально-деловой, публицистический, художественный стили и их особенности. Типы речи – повествование, описание, рассуждение. Особенности разных типов речи. Сочетание разных типов речи в одном тексте.

Формы занятий: семинар – практикум, практическая работа, составление обобщающей таблицы «Стили речи», «Типы речи».
Формы подведения итогов – комплексный анализ текста.

Методическое обеспечение: дидактические материалы, электронные ресурсы, использование ИКТ (компьютер, проектор).

Раздел 2. Понятие об изложении. (2 ч.)

Тема 2.1.Что такое изложение? Виды изложений.

Тема 2.2.Чтение. Слушание.

Содержание материала: Изложение как вид творческой работы. Виды изложений ( подробное, выборочное, сжатое, с дополнительным заданием, с элементами сочинения). Чтение. Виды чтения. Как нужно читать. Слушание. Виды слушания. Виды восприятия текста при слушании. Искусство слушать текст.

Формы занятий: лекция.

Формы подведения итогов – конспект лекции.

Методическое обеспечение: использование ИКТ (компьютер, проектор).

Раздел 3. Текст. Виды переработки текста . (10 ч.)

Тема 3.1.Текст как единица языка. Признаки текста.

Тема 3.2.Тема, идея, проблема текста.

Тема 3.3. Практическая работа № 2. «Главное – увидеть главное». (Выделение главной мысли, формулирование проблемы текста).

Тема 3.4.-3.5 Развитие мысли в тексте. «Данное» и «новое» в предложении и тексте. Практическая работа № 3.

Тема 3.6.-3.7. Виды и средства связи предложений в тексте. Дистантная и контактная связь. Практическая работа № 4.

Тема 3.8. Абзац. Микротема.

Тема 3.9. Виды информации в тексте. Главная и второстепенная информация.

Тема 3.10. Комплексный анализ текста.


 

Содержание материала: Текст как единица языка. Виды текста в зависимости от типа использованной речи и стиля. Признаки текста. Тема, идея, проблема текста, способы их определения и формулирования. Выделение главной мысли, формулирование проблемы текста). Развитие мысли в тексте. «Данное» и «новое» в предложении и тексте. Композиция, логическая и грамматическая структуры текста. Делимость и последовательность – главные свойства текста. Смысловые отношения между предложениями в тексте. Средства связи предложений в тексте. Дистантная и контактная связь. Виды связи предложений в тексте: цепная и параллельная. Представление об абзаце как пунктуационном знаке. Понятие о микротеме. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Разные виды информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной. Главная и второстепенная информация. Ключевые слова и их роль в определении границ главной информации. Виды переработки текста: план, тезисы, конспект, пересказ, подробное и сжатое изложение.

Формы занятий: лекция, практическая работа, комплексный анализ текста, работа в парах и группах, самостоятельный отбор текстовых материалов.

Формы подведения итогов – конспекты, комплексный анализ текста.

Методическое обеспечение: тексты, схемы строения текста, таблица «Виды и средства связи предложений в тексте», памятки, использование ИКТ (компьютер, проектор).

Раздел 4. Сжатое изложение. Технология написания сжатого

изложения. (12 ч.)

Тема 4.1. Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Технология написания сжатого изложения.

Тема 4.2. Основные приемы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение.

Тема 4.3. Отработка приема исключение.

Тема 4.4. Отработка приема исключение.

Тема 4.5. Отработка приема обобщение.

Тема 4.6. Отработка приема обобщение.

Тема 4.7. Отработка приема упрощение.

Тема 4.8. Отработка приема упрощение.

Тема 4.9. Практическая работа № 5. Выбор приемов компрессии текста.

Тема 4.10. Практическая работа № 6 . Выбор приемов компрессии текста.

Тема 4.11. Контрольное изложение.

Тема 4.12. Контрольное изложение.

Содержание материала: Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Основные приёмы компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение. Технология написания сжатого изложения.

Формы занятий: лекция, работа с текстом, практическая работа, самостоятельная работа (наблюдение над языковыми материалами, их анализ, формулирование вывода), написание изложения.

Формы подведения итогов – контрольное сжатое изложение.

Методическое обеспечение: дидактический материал, карточки, исходные тексты, памятки, использование ИКТ (компьютер, проектор).

Раздел 5. Ошибки, которые подстерегают... (6 ч.)

Тема 5.1. Требования к написанию сжатого изложения. Проверка и оценивание задания С 1. Критерии оценивания сжатого изложения.

Тема 5.2. Ошибки в содержании изложения: фактические и логические.

Тема 5.3. Речевые и грамматические ошибки, их классификация.

Тема 5.4. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Тема 5.5. Практическая работа № 7 .

Тема 5.6. Практическая работа № 8 .

Содержание материала: Требования к написанию сжатого изложения. Проверка и оценивание задания С 1. Критерии оценивания сжатого изложения. Классификация ошибок. Ошибки в содержании изложения: фактические и логические. Речевые ошибки. Грамматические ошибки. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Формы занятий: практикум, работа с текстом, работа с вариантами КИМов.

Формы подведения итогов – составление таблицы «Классификация ошибок».

Методическое обеспечение: дидактические материалы; тексты с ошибками, требующими исправления; варианты КИМов.

Итоговое изложение и его анализ. (2 ч.)


 

При реализации данного содержания программы предусматривается использование методики текстоориентированного обучения, в процессе которой развиваются все виды речевой деятельности учащихся в их комплексе, формируются навыки самостоятельной работы с текстом, прежде всего с позиций определения темы, идеи и проблемы.

Формы организации деятельности детей

Формы занятий:

по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная,

групповая, индивидуальная;

по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и

детей — лекция, семинар, лабораторная работа, практикум;

по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению

знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы занятий.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени за­нимает практическая часть. Форму занятий можно определить как  творческую, самостоятельную деятельность детей. Теоретическая часть занятий будет включать в себя необходимую информацию о типах и стилях речи, тексте, о видах переработки текста, о способах компрессии текста, о критериях оценки сочинений и изложений, о классификации ошибок и их устранении и недопущении; практическая часть - выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания.

Формы подведения итогов реализации программы

Итоговой формой реализации программы будет написание сжатого изложения с соблюдением всех требований к части С 1 ГИА, а также будут учтены записи теоретического материала, представленного в конспектах учащихся.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 2014-2015 учебный год и предусматривает 1 занятие в неделю в каждом классе, т.е 35 ч. в год, продолжительность занятия 40 минут.


 

Ожидаемые результаты:

Воспитанник будет знать:

- что такое изложение;

- стили и типы речи, уметь определять их;

- как составлять план текста (сложный и простой);

- как писать изложения сжатые и подробные;

- как письменно высказывать свое мнение, то есть давать ответ на вопрос к тексту;

- основные виды логических, фактических, речевых и грамматических ошибок, стараться их не допускать;

- требования  к  изложению.

Воспитанник будет уметь:

- адекватно воспринимать авторский замысел, понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме;

- анализировать текст, понимать его проблемы и художественные особенности;

- кратко передавать исходный текст, применяя различные приемы сжатия;

- использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента;

- последовательно излагать мысли, создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи, используя разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

- оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практические задачи:

- умение аргументировать свою позицию;

- формировать самокритичность, уверенность в себе;

- организовать свою деятельность и анализировать ее;

- осознавать значимость результата;

- развивать творческую способность.

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

- тактичность и терпимость;

- стремление помогать другим;

- умение самовыражаться.

 

Учебно-тематический план

Раздел

Тема

Кол-во часов

Теоретич.

Практич.

Введение. (1 ч.)

Цели и задачи курса. Знакомство с образцами КИМов, предназначенных для проведения письменного экзамена в 9 классе.

           1

 

Раздел 1.

Стили и типы речи. (2 ч.)

1. Семинар-практикум «Стили и типы речи».

           1

 

2. Практическая работа № 1. Комплексный анализ текста.

 

      1

Раздел 2. Понятие об изложении. (2ч.)

1.Что такое изложение? Виды  изложений.

          1

 

2.Чтение. Слушание.

          1

 

Раздел 3. Текст. Виды переработки текста. (10 ч.)

1.Текст как единица языка. Признаки текста.

         0,5   

     0,5

2.Тема, идея, проблема текста.

         0,5

     0,5

3. Практическая работа № 2. «Главное – увидеть главное». (Выделение главной мысли, формулирование проблемы текста).

 

      1

4. Развитие мысли в тексте.   «Данное» и «новое» в предложении и тексте. Практическая работа № 3.

        0,5   

    1,5

5. Виды и средства связи предложений в тексте. Дистантная и контактная связь. Практическая работа №4.

        0,5

    1,5

6. Абзац. Микротема.

       0,5   

    0,5

7. Виды информации в тексте. Главная и второстепенная информация.

       0,5

    0,5

8. Комплексный анализ текста

 

      1

Раздел 4. Сжатое изложение. Технология написания сжатого изложения. (12 ч.)

1. Сжатое изложение. Структурные особенности сжатого изложения. Технология написания сжатого изложения.

          1

 

2. Основные приемы       компрессии исходного текста: исключение, обобщение, упрощение.

          1

 

3. Отработка приема исключение. Практическая работа № 5.

 

       1

4. Отработка приема исключение. Практическая работа № 6.

 

       1

5. Отработка приема обобщение. Практическая работа № 7.

 

        1

6. Отработка приема обобщение. Практическая работа № 8.

 

        1

7. Отработка приема упрощение. Практическая работа № 9.

 

         1

8. Отработка приема упрощение. Практическая работа № 10.

 

         1

9. Практическая работа № 11. Выбор приемов компрессии текста.

 

         1

10. Практическая работа № 12. Выбор приемов компрессии текста.

 

         1

11. Контрольное изложение.

 

         1

12. Контрольное изложение.

 

         1

Раздел 5. Ошибки, которые подстерегают...

(6 ч.)

1. Требования к написанию сжатого изложения. Проверка и оценивание задания С 1. Критерии оценивания сжатого изложения.

        1

 
 

2. Ошибки в содержании изложения: фактические и логические.

       0,5    

       0,5

 

3. Речевые и грамматические ошибки, их классификация.

       0,5

       0,5

 

4.Орфографические и пунктуационные ошибки.

 

       1

 

5. Практическая работа № 13 .

 

       1

 

6. Практическая работа № 14 .

 

       1

Итоговое изложение и его анализ. (2 ч.)

 

2

Итого:

11

24


Список литературы для педагога:

Дейкина А.Д, Пахнова Т.М.  Изложение  – аттестационная форма контроля. - М, 1996.

Мартынова Л.А.  Подготовка  к экзаменационному  изложению  в  9   классе. – М, 2005.

Методические рекомендации для экспертов территориальных предметных комиссий по проверке заданий с развернутым ответом. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов общеобразовательных учреждений в новой форме .Русский язык, - Федеральный институт педагогических измерений, 2013.

Новые образовательные стандарты. Использование технологии «Коллективный способ обучения» (по Ривину-Дьяченко) / Авт.- сост. Г.М.Вялкова. -2-е изд. стереотип. – М.: Планета, 2013.

Рыбченкова Л.М. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку. – М, 1998.

Соловьева Н.Н.  Изложение  без шпаргалки. – М, 2005.

ФИПИ  http://www.fipi.ru/

 

для обучающихся:

Егораева, Т.Г. ГИА 2014. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Типовые тестовые задания / Т.Г.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Зайцева, О.Н. Рабочая тетрадь. Задания на понимание текста: 8 класс: / О.Н.Зайцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014.

Никитина, Е.И. Русская речь: Развитие речи. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений.- 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010.

ФИПИ  http://www.fipi.ru/

Комментарии

Спасибо, интересный материал

6 July 2016

Замечательный материал.

5 November 2017

Похожие публикации