Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 2 класса (УМК «Начальная школа 21 века»)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования «Город Архангельск»
«Средняя школа № 35 имени Героя Советского Союза П.И. Галушина»
.
Рабочая программа
по учебному предмету
«Математика»
для 2 класса
Класс: 2 Д
Составитель: Аушева Елена Васильевна,
учитель начальных классов МБОУ СШ № 35
высшая квалификационная категория
Срок реализации программы: 2020 – 2021 уч.г.
2020
Структура документа
Рабочая программа по учебному предмету «Математика» включает в себя следующие разделы:
1. Планируемые результаты освоения учебной программы по учебному предмету «Математика».
2. Содержание учебного предмета «Математика».
3. Поурочное тематическое планирование по учебному предмету «Математика».
Приложение (реализация практической части программы)
1. Планируемые результаты освоения учебной программы по учебному предмету «Математика».
Личностными результатами обучения учащихся являются:
самостоятельность мышления; умение устанавливать, с какими учебными задачами ученик может самостоятельно успешно справиться;
готовность и способность к саморазвитию;
сформированность мотивации к обучению;
способность характеризовать и оценивать собственные математические знания и умения;
заинтересованность в расширении и углублении получаемых математических знаний;
умение использовать получаемую математическую подготовку как в учебной деятельности, так и при решении практических задач, возникающих в повседневной жизни;
способность преодолевать трудности, доводить начатую работу до ее завершения;
способность к самоорганизованности;
готовность высказывать собственные суждения и давать им обоснование;
владение коммуникативными умениями с целью реализации возможностей успешного сотрудничества с учителем и учащимися класса (при групповой работе, работе в парах, в коллективном обсуждении математических проблем).
Метапредметными результатами обучения являются:
владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково-символических средств;
понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха;
адекватное оценивание результатов своей деятельности;
активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
готовность слушать собеседника, вести диалог;
умение работать в информационной среде.
Предметными результатами изучения курса «Математика» во 2-ом классе являются формирование следующих умений.
Учащиеся научатся:
называть:
— натуральные числа от 20 до 100 в прямом и в обратном порядке, следующее (предыдущее) при счете число;
— число, большее или меньшее данного числа в несколько раз;
— единицы длины, площади;
— одну или несколько долей данного числа и числа по его доле;
—компоненты арифметических действий (слагаемое, сумма, уменьшаемое, вычитаемое, разность, множитель, произведение, делимое, делитель, частное);
— геометрическую фигуру (многоугольник, угол, прямоугольник, квадрат, окружность);
сравнивать:
— числа в пределах 100;
— числа в кратном отношении (во сколько раз одно число больше или меньше другого);
— длины отрезков;
различать:
— отношения «больше в…» и «больше на…», «меньше в…» и «меньше на…»;
— компоненты арифметических действий;
— числовое выражение и его значение;
— российские монеты, купюры разных достоинств;
— прямые и непрямые углы;
— периметр и площадь прямоугольника;
— окружность и круг;
читать:
— числа в пределах 100, записанные цифрами;
— записи вида 5 • 2 = 10, 12 : 4 = 3;
воспроизводить:
— результаты табличных случаев умножения однозначных чисел и соответствующих случаев деления;
— соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 м = 10 дм;
приводить примеры:
— однозначных и двузначных чисел;
— числовых выражений;
моделировать:
— десятичный состав двузначного числа;
— алгоритмы сложения и вычитания двузначных чисел;
— ситуацию, представленную в тексте арифметической задачи, в виде схемы, рисунка;
распознавать:
— геометрические фигуры (многоугольники, окружность, прямоугольник, угол);
упорядочивать:
— числа в пределах 100 в порядке увеличения или уменьшения;
характеризовать:
— числовое выражение (название, как составлено);
— многоугольник (название, число углов, сторон, вершин);
анализировать:
— текст учебной задачи с целью поиска алгоритма ее решения;
— готовые решения задач с целью выбора верного решения, рационального способа решения;
классифицировать:
— углы (прямые, непрямые);
— числа в пределах 100 (однозначные, двузначные);
конструировать:
— тексты несложных арифметических задач;
— алгоритм решения составной арифметической задачи;
контролировать:
— свою деятельность (находить и исправлять ошибки);
оценивать:
— готовое решение учебной задачи (верно, неверно);
решать учебные и практические задачи:
— записывать цифрами двузначные числа;
— решать составные арифметические задачи в два действия в различных комбинациях;
— вычислять сумму и разность чисел в пределах 100, используя изученные устные и письменные приемы вычислений;
— вычислять значения простых и составных числовых выражений;
— вычислять периметр и площадь прямоугольника (квадрата);
— строить окружность с помощью циркуля;
— выбирать из таблицы необходимую информацию для решения учебной задачи;
— заполнять таблицы, имея некоторый банк данных.
Учащиеся могут научиться:
формулировать:
— свойства умножения и деления;
— определения прямоугольника (квадрата);
— свойства прямоугольника (квадрата);
называть:
— вершины и стороны угла, обозначенные латинскими буквами;
— элементы многоугольника (вершины, стороны, углы);
— центр и радиус окружности;
— координаты точек, отмеченных на числовом луче;
читать:
— обозначения луча, угла, многоугольника;
различать:
— луч и отрезок;
характеризовать:
— расположение чисел на числовом луче;
— взаимное расположение фигур на плоскости (пересекаются, не пересекаются, имеют общую точку (общие точки);
решать учебные и практические задачи:
— выбирать единицу длины при выполнении измерений;
— обосновывать выбор арифметических действий для решения задач;
— указывать на рисунке все оси симметрии прямоугольника (квадрата);
— изображать на бумаге многоугольник с помощью линейки или от руки;
— составлять несложные числовые выражения;
— выполнять несложные устные вычисления в пределах 100.
3. Содержание учебного предмета «Математика»
2-й класс
(4 часа в неделю, всего – 136 ч)
Число и счёт (9 часов)
Целые неотрицательные числа
счёт десятками в пределах 100;
названия, последовательность и запись цифрами натуральных чисел от 20 до 100;
десятичный состав двузначного числа;
числовой луч;
изображение чисел точками на числовом луче;
сравнение двузначных чисел.
Арифметические действия в пределах 100 и их свойства (58 часов)
Сложение и вычитание
частные и общие устные и письменные алгоритмы сложения и вычитания;
применение микрокалькулятора при выполнении вычислений.
Умножение и деление
таблица умножения однозначных чисел; соответствующие случаи деления;
доля числа;
нахождение одной или нескольких долей числа; нахождение числа по данной его доле;
правило сравнения чисел с помощью деления;
отношения между числами «больше в ...» и «меньше в ...»;
увеличение и уменьшение числа в несколько раз.
Свойства умножения и деления
умножение и деление с 0 и 1;
свойство умножения: умножать два числа можно в любом порядке;
свойства деления: меньшее число нельзя разделить на большее без остатка;
делить на нуль нельзя;
частное двух одинаковых чисел (кроме 0) равно 1.
Числовые выражения
названия чисел в записях арифметических действий (слагаемое, сумма, множитель, произведение, уменьшаемое, вычитаемое, разность, делимое, делитель, частное);
понятие о числовом выражении и его значении;
вычисление значений числовых выражений со скобками, содержащих 2–3 арифметических действия в различных комбинациях;
названия числовых выражений: сумма, разность, произведение, частное;
чтение и составление несложных числовых выражений.
Величины (24 часа)
Цена, количество, стоимость
копейка, монеты достоинством: 1 к., 5 к., 10 к., 50 к.;
рубль, бумажные купюры: 10 р., 50 р., 100 р.;
соотношение: 1 р. = 100 к.
Геометрические величины
единица длины метр и её обозначение: м;
соотношения между единицами длины: 1 м = 100 см, 1 дм = 10 см, 1 м = 10 дм;
сведения из истории математики: старинные русские меры длины: вершок, аршин, пядь, маховая и косая сажень;
периметр многоугольника;
способы вычисления периметра прямоугольника (квадрата);
площадь геометрической фигуры;
единицы площади: квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр и их обозначения: см2, дм2, м2;
практические способы вычисления площадей фигур (в том числе с помощью палетки);
правило вычисления площади прямоугольника (квадрата).
Работа с текстовыми задачами (26 часа)
Арифметическая задача и её решение
простые задачи, решаемые умножением или делением;
составные задачи, требующие выполнения двух действий в различных комбинациях;
задачи с недостающими или лишними данными;
запись решения задачи разными способами (в виде выражения, в вопросно-ответной форме);
примеры задач, решаемых разными способами;
сравнение текстов и решений внешне схожих задач;
составление и решение задач в соответствии с заданными условиями (число и виды арифметических действий, заданная зависимость между величинами);
формулирование измененного текста задачи;
запись решения новой задачи.
Геометрические понятия (10 часов)
Геометрические фигуры
луч, его изображение и обозначение буквами;
отличие луча от отрезка;
принадлежность точки лучу;
взаимное расположение луча и отрезка;
понятие о многоугольнике;
виды многоугольника: треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и др.;
элементы многоугольника: вершины, стороны, углы;
построение многоугольника с помощью линейки и от руки;
угол и его элементы (вершина, стороны);
обозначение угла буквами;
виды углов (прямой, непрямой);
построение прямого угла с помощью чертёжного угольника;
прямоугольник и его определение;
квадрат как прямоугольник;
свойства противоположных сторон и диагоналей прямоугольника;
число осей симметрии прямоугольника (квадрата;
окружность, её центр и радиус;
отличие окружности от круга;
построение окружности с помощью циркуля;
взаимное расположение окружностей на плоскости (пересечение окружностей в двух точках, окружности имеют общий центр или радиус, одна окружность находится внутри другой, окружности не пересекаются);
изображение окружности в комбинации с другими фигурами.
Логико-математическая подготовка (3 часа)
Закономерности
определение правила подбора математических объектов (чисел, числовых выражений, геометрических фигур) данной последовательности;
составление числовых последовательностей в соответствии с заданным правилом.
Доказательства
верные и неверные утверждения;
проведение простейших доказательств истинности или ложности данных утверждений.
Ситуация выбора
выбор верного ответа среди нескольких данных правдоподобных вариантов;
несложные логические (в том числе комбинаторные) задачи;
рассмотрение всех вариантов решения логической задачи;
логические задачи, в тексте которых содержатся несколько высказываний (в том числе с отрицанием) и их решение.
Работа с информацией (6 часов)
Представление и сбор информации
таблицы с двумя входами, содержащие готовую информацию;
заполнение таблиц заданной информацией;
составление таблиц, схем, рисунков по текстам учебных задач (в том числа арифметических) с целью последующего их решения
Распределение часов по содержательным линиям (разделам)
Разделы программы | Количество часов |
Числа и величины | 9 |
Геометрические величины | 24 |
Арифметические действия | 58 |
Текстовые задачи | 26 |
Пространственные отношения. Геометрические фигуры | 10 |
Работа с информацией | 6 |
Логико-математическая подготовка | 3 |
Итого | 136ч |
3. Тематическое планирование по учебному предмету «Математика»
2 класс – 136 часов в год (4 часа в неделю)
№ п/п | Дата | Тема урока |
1 четв.-1 | Числа 10, 20, 30,..., 100. | |
2 | Числа 10, 20, 30,..., 100. | |
3 | Двузначные числа и их запись. | |
4 | Двузначные числа и их запись. | |
5 | Двузначные числа и их запись. | |
6 | Луч и его обозначение. | |
7 | Луч и его обозначение. | |
8 | Луч и его обозначение. | |
9 | Числовой луч. | |
10 | Числовой луч. | |
11 | Числовой луч. | |
12 | Входная контрольная работа № 1 | |
13 | Метр. Соотношения между единицами длины. | |
14 | Метр. Соотношения между единицами длины. | |
15 | Метр. Соотношения между единицами длины. | |
16 | Многоугольник и его элементы. | |
17 | Многоугольник и его элементы. | |
18 | Многоугольник и его элементы. | |
19 | Частные случаи сложения и вычитания вида 26+2, 26-2, 26+10, 26-10. | |
20 | Частные случаи сложения и вычитания вида 26+2, 26-2, 26+10, 26-10. | |
21 | Частные случаи сложения и вычитания вида 26+2, 26-2, 26+10, 26-10. | |
22 | Запись сложения столбиком. | |
23 | Запись сложения столбиком. | |
24 | Запись сложения столбиком. | |
25 | Запись вычитания столбиком. | |
26 | Запись вычитания столбиком. | |
27 | Запись вычитания столбиком. | |
28 | Сложение двузначных чисел (общий случай) | |
29 | Сложение двузначных чисел (общий случай) | |
30 | Сложение двузначных чисел (общий случай) | |
31 | Вычитание двузначных чисел (общий случай) | |
32 | Вычитание двузначных чисел (общий случай) | |
33 | Вычитание двузначных чисел (общий случай) | |
34 | Контрольная работа № 2 по теме «Сложение и вычитание двузначных чисел. Многоугольник» | |
35 | Анализ контрольной работы №2. Сложение и вычитание двузначных чисел (общий случай) | |
36 | Периметр многоугольника. | |
2 четв. - 37 | Периметр многоугольника. | |
38 | Периметр многоугольника. | |
39 | Окружность, её центр и радиус | |
40 | Окружность, её центр и радиус | |
41 | Окружность, её центр и радиус | |
42 | Взаимное расположение фигур на плоскости. | |
43 | Взаимное расположение фигур на плоскости. | |
44 | Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. | |
45 | Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. | |
46 | Умножение числа 2 и деление на 2. Половина числа. | |
47 | Умножение числа 3 и деление на 3. | |
48 | Умножение числа 3 и деление на 3. | |
49 | Умножение числа 3 и деление на 3. Треть числа. | |
50 | Умножение числа 3 и деление на 3. Треть числа. | |
51 | Умножение числа 4 и деление на 4. | |
52 | Умножение числа 4 и деление на 4. | |
53 | Умножение числа 4 и деление на 4. Четверть числа. | |
54 | Умножение числа 4 и деление на 4. Четверть числа. | |
55 | Умножение числа 5 и деление на 5. | |
56 | Умножение числа 5 и деление на 5. | |
57 | Умножение числа 5 и деление на 5. Пятая часть числа. | |
58 | Умножение числа 5 и деление на 5. Пятая часть числа. | |
59 | Контрольная работа № 3 по теме «Повторение изученного за 1 полугодие» | |
60 | Анализ контрольной работы №3. Умножение числа 5 и деление на 5. Пятая часть числа. | |
61 | Умножение числа 6 и деление на 6. | |
62 | Умножение числа 6 и деление на 6. | |
63 | Умножение числа 6 и деление на 6. | |
64 | Умножение числа 6 и деление на 6. Шестая часть числа. | |
3 четв.- 65 | Умножение числа 6 и деление на 6. Шестая часть числа. | |
66 | Умножение числа 6 и деление на 6. Шестая часть числа. | |
67 | Площадь фигуры. Единицы площади. | |
68 | Площадь фигуры. Единицы площади. | |
69 | Площадь фигуры. Единицы площади. | |
70 | Площадь фигуры. Единицы площади. | |
71 | Умножение числа 7 и деление на 7. | |
72 | Умножение числа 7 и деление на 7. | |
73 | Умножение числа 7 и деление на 7. Седьмая часть числа. | |
74 | Умножение числа 7 и деление на 7. Седьмая часть числа. | |
75 | Умножение числа 7 и деление на 7. Седьмая часть числа. | |
76 | Умножение числа 8 и деление на 8. | |
77 | Умножение числа 8 и деление на 8. | |
78 | Умножение числа 8 и деление на 8. Восьмая часть числа. | |
79 | Умножение числа 8 и деление на 8. Восьмая часть числа. | |
80 | Умножение числа 8 и деление на 8. Восьмая часть числа. | |
81 | Умножение числа 9 и деление на 9. | |
82 | Умножение числа 9 и деление на 9. | |
83 | Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа. | |
84 | Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа. | |
85 | Умножение числа 9 и деление на 9. Девятая часть числа. | |
86 | Во сколько раз больше или меньше? | |
87 | Во сколько раз больше или меньше? | |
88 | Во сколько раз больше или меньше? | |
89 | Решение задач на кратное сравнение. | |
90 | Решение задач на кратное сравнение. | |
91 | Решение задач на кратное сравнение. | |
92 | Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз. | |
93 | Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз. | |
94 | Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз. | |
95 | Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз. | |
96 | Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз. | |
97 | Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз. Выражения со скобками | |
98 | Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз. Симметричные фигуры. | |
99 | Решение задач на увеличение и уменьшение чисел в несколько раз. Числовой луч | |
100 | Контрольная работа № 4 по теме «Таблица умножения однозначных чисел. Площадь фигуры» | |
101 | Анализ контрольной работы №4. Нахождение нескольких частей числа. | |
102 | Нахождение нескольких частей числа. | |
103 | Нахождение нескольких частей числа. | |
104 | Нахождение нескольких частей числа. | |
4 четв. - 105 | Нахождение нескольких частей числа. | |
106 | Названия чисел в записях действий. | |
107 | Названия чисел в записях действий. | |
108 | Названия чисел в записях действий. | |
109 | Числовые выражения | |
110 | Числовые выражения | |
111 | Числовые выражения. | |
112 | Составление числовых выражений. | |
113 | Составление числовых выражений. | |
114 | Составление числовых выражений. | |
115 | Угол. Прямой угол. Практическая работа № 1 «Определение вида угла (прямой, непрямой) с помощью модели прямого угла» | |
116 | Угол. Прямой угол. | |
117 | Прямоугольник. Квадрат. | |
118 | Прямоугольник. Квадрат. | |
119 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа. | |
120 | Прямоугольник. Квадрат. Периметр четырехугольника | |
121 | Прямоугольник. Квадрат. Периметр четырехугольника | |
122 | Свойства прямоугольника. Практическая работа № 2 «Нахождение прямоугольника среди данных четырёхугольников с помощью модели прямого угла» | |
123 | Свойства прямоугольника. | |
124 | Свойства прямоугольника. | |
125 | Свойства прямоугольника. Построение геометрических фигур | |
126 | Площадь прямоугольника. | |
127 | Площадь прямоугольника. | |
128 | Площадь прямоугольника. | |
129 | Площадь прямоугольника. Число осей симметрии прямоугольника (квадрата) | |
130 | Площадь прямоугольника. Решение составных задач. | |
131 | Площадь прямоугольника. Решение задач разными способами. | |
132 | Контрольная работа № 5 по теме «Числовые выражения. Прямоугольник. Квадрат.» | |
133 | Повторение по темам: «Сложение и вычитание двузначных чисел», «Табличные случаи умножения и деления» | |
134 | Повторение по темам: «Величины», «Периметр и площадь прямоугольника» | |
135 | Повторение по теме «Нахождение нескольких частей числа». Решение составных задач. | |
136 | Урок занимательной математики. |
Приложение
Реализация практической части программы по учебному предмету «Математика». 2 класс
Виды работ | 1четверть | 2четверть | 3четверть | 4четверть | Итого |
Практическая работа | - | - | - | 2 | 2 |
Контрольная работа | 2 | 1 | 1 | 2 | 6 |
Итого | 2 | 1 | 1 | 4 | 8 |