Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведы Дувана»

0
0
Материал опубликован 16 November 2020

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 7 классов разработана на основании основных нормативных документов:

- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России «Об утверждении и ведении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17.12.2010 № 1897;

- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ СанПиН 2.4.2.2821 – 10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189

Программа ориентирована на учащихся78-х классов (второй год обучения) и предусматривает 34 учебных часа в год (по 1 часу в неделю). Предполагает дополнения в изучении каждой темы в сравнении с первым годом обучения, рассмотрение и изучение краеведческого материала в большем объеме.

Программа может быть полезна учителям истории.

В ходе реализации программы особое внимание уделяется проектной деятельности, под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.

Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности «Краеведы Дувана» призвана помочь учителю расширить знания школьников о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история села Дуван, герои-земляки, участвующие в Великой Отечественной войне. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения об истории села, храма, школы, промышленных предприятий, достопримечательностях, о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Ученики познакомятся с деятельностью школьного музея, поработают с его фондами.

Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.

Курс не только расширяет знания учащихся о земляках, помогает ощущать свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.

Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.

Основное направление внеурочной деятельности – изучение истории родного края.

Межпредметные связи – русский язык, литература.

Цели программы:

Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала.

Расширить и углубить знания учащихся о родном крае.

Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.

Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, гордости за неё.

Образовательные задачи:

Ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков.

Овладение начальными навыками исследовательской работы

Овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю.

Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждого человеческой жизни.

Воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.

Развивающие задачи:

Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.

Стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.

Программы предусматривает теоретические и практические занятия:

Теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);

Практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, интервьюирование, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).

Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.

Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации цели программы, являются:

Организация поисковой деятельности:

- Работа с фондами школьного музея. Работа с периодической печатью (районной газетой «Дуванский вестник»), сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села Дуван.

- Встречи с жителями села, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, республики.

- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.

- Поиск и сбор информации.

- Написание исследовательских работ в форме докладов и проектов, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, семинарах и т. п. на уровне школы, района, республики.

Оформительская работа:

а) составление докладов, отчетов;

б) оформление выставок, плакатов, стенгазет;

в) создание рукописного Альбома Памяти (об учителях школы).

Просветительская деятельность:

а) проведение встреч, экскурсий;

б) участие в районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях историко-краеведческих клубов и объединений.


Ожидаемые результаты

Программа рассчитана на один год обучения из расчета 1 час в неделю. Всего 34часа.

Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, встреч, бесед, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся в 1 раз в неделю в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеке. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т. д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах по краеведению, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди.

Форма и режим занятий:

групповая работа;

экскурсия;

беседы, викторины;

коллективные творческие дела;

экскурсии, походы.

Теоретическое и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:

вести устный диалог на заданную тему;

участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

участвовать в работе конференций, чтений.

Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.

Предлагаемый порядок действия:

Знакомство класса с темой.

Выбор подтем (области знания).

Сбор информации.

Выбор проектов.

Работа над проектами.

Презентация проектов.

Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.

При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.

Классические источники информации - энциклопедии и книги по краеведению, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч.

Возможные экскурсии – это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.

Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из интернета.

После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, обсуждает с детьми, какие проекты (исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.

Творческими работами могут быть, например рисунок, открытка, рассказ, викторина, газета, книга, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т. д.

При выполнении проекта ведется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.

Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.

Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ученика ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.

В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой провориться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.

По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.


Ожидаемый результат освоения программы

Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончании реализации программы:

- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;

- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;

- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;

- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;

- владеть планированием и постановкой эксперимента.

Предполагаемые результаты обучения

Изучение истории села Дуван.

Сбор материала об известных земляках.

Овладение навыками работы с фондами музея.

Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.

Личностные и метапредметные результаты

результаты

Формируемые умения

Средства формирования

Личностные

формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии.

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления

воспитание уважительного и бережного отношения к прошлому.

Организация на занятии парно-групповой работы

Метапредметные результаты

Регулятивные


учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и с условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные

умение учиться: формирование навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации;

добывать необходимые знания, с их помощью проделывать конкретную работу;

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, музея и интернета.

Коммуникативные

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика);

умение координировать свои усилия с усилиями других;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

задавать вопросы;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия.



Содержание программы

1. Введение. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Краевед - исследователь родного края. Знакомство с планом и задачами на год. Инструктаж по ТБ.

2. История села Дуван. История образования и заселения села Дуван. Исследователь и краевед В. Касимовский. Первые жители села. История и топонимика улиц нашего села. История дуванских церквей. Традиционные занятия односельчан. Быт и традиции односельчан. Гражданская война в истории нашего села. Наше село в годы Великой Отечественной войны.

3. Известные люди нашего села. Герои Советского союза: С. А. Михляев, А, Г. Сафонов, ветераны ВОВ; писатели В. Мошковский, Р. Дышаленкова, художники В. Дзегецкий, В. Анпилогов, Н. Щеколдина; спортсмены Г.Ваганов, Н. Веремей; ученые А. Секерин, В. Осипов, Е. Кучеров и др.

4. Образование в Дуване. Развитие образования в Дуване. История возникновения школ в Дуване, особенности обучения. Первые учителя и ученики. Известные учителя и выпускники Дуванской средней школы. Дуванский многопрофильный колледж.

5. Учреждения, предприятия и организации родного села. Дуванский дом культуры. Коневодство в Дуване, ипподром. Пимокатный цех: прошлое и настоящее. Дуванская мебельная фабрика. Метеостанция. История детского дома. Лесхоз и др.

6. Школа юного экскурсовода. Музейная экспозиция, приемы оформления. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната. Правила защиты проектов. Построение экспозиции. Пути овладения культурой общения.

7. Моя семья. Исследование своей родословной. Генеалогическое древо. Традиции и обычаи моей семьи.


Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Дополнительная деятельность, содержание занятий

Количество часов

Дата

по плану

Дата фактически


Введение (1 час)





1

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Постановка задач на год.


1

2.09



История села Дуван (8 часов)



9.09


2

История села Дуван. Изучение материалов музея.

Практикум, работа с документами

1

16.09


3

Традиционные занятия, обычаи и быт односельчан


1

23.09


4

Подготовка ознакомительной экскурсии для начальных классов


1

30.10


5

Проведение экскурсии для 3-4 классов


1

7.10


6

Топонимика родного края (годонимы (история названия улиц), дримонимы, ойконимы (история названия села и близлежащих деревень)


1

14.10


7

История дуванских церквей

Практикумы в библиотеке, музее, работа с документами.

1

21.10


8

Гражданская война в истории Дувана. Экскурсия к зданию Штаба Красной армии, памятникам погибшим в годы Гражданской войны


1

28.10


9

Село Дуван в годы Великой Отечественной войны


1

6.11



Известные люди нашего села (4 часа)





10

Проведение классных часов в 5 классах, посвященных памяти А. Г. Сафонова


1

11.11


11

Художники нашего села. Экскурсия к Н. П. Щеколдиной.


1

18.11


12

Выпускники - ученые


1

25.11


13

Проведение классных часов, посвященных памяти С. А.Михляева


1

26.11



Школа юного экскурсовода (21 час)



2.12


14

Подготовка работ к районному этапу Республиканского конкурса юных экскурсоводов «По малой Родине моей»

Работа в музее

1

9.12


15

Подготовка к районной краеведческой конференция «Я – Семья – Отечество»


1

16.12


16

Подготовка к районной краеведческой конференция «Я – Семья – Отечество»


1

23.12


17

Районная краеведческая конференция

«Я – Семья – Отечество»


1

13.01


18

Экскурсия при проведении вечера встречи выпускников


1

20.01


19

Подготовка и проведение классных часов о знаменитых выпускниках - ученых


1

27.01


20

Подготовка и проведение классных часов и экскурсий о выпускниках - спортсменах


1

3.02


21

Теоретическое занятие. Правила защиты проектов.


1

10.02


22

Теоретическое занятие. Музейная экспозиция, приемы оформления.


1

17.02


23

Теоретическое занятие. Описание архитектурно-краеведческого объекта


1

24.02


24

Теоретическое занятие. Построение экспозиции


1

2.03


25

Теоретическое занятие. Пути овладения культурой общения (Школа экскурсовода)


1

9.03


26

Подготовка работ к краеведческой конференции «Дуванцы»


1

16.03


27

Теоретическое занятие. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната


1

23.03


28

Краеведческая конференция «Дуванцы»


1

6.04


29

Клубный день работа в музее


1

13.04


30

Моя родословная. Мини-исследование


1

20.04


31

Подготовка и проведение классных часов к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне


1

27.04


32

Создание альбома «Предприятия и организации Дувана»


1

11.05


33

Подготовка к районному лагерю-слету


1

18.05


34

Итоговое занятие.


1

25.05



Учебно-методическое обеспечение

Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 2006

Ивановский В. А. Занимательное краеведение. Москва-Ставрополь, 2003

Краеведение: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2007.

Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собра­ния. - М.: ФЦДЮТиК, 2005

Степанов П. В.Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. — М. : Просвещение, 2011.

Юный краевед. Научно-популярный журнал для детей и юноше­ства. Выходит, с 2006 г. Издатель - ООО «Школьная библиотека».



11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.