Рабочая программа по внеурочной деятельности «Краеведы Дувана»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 7 классов разработана на основании основных нормативных документов:
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России «Об утверждении и ведении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17.12.2010 № 1897;
- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в ОУ СанПиН 2.4.2.2821 – 10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189
Программа ориентирована на учащихся78-х классов (второй год обучения) и предусматривает 34 учебных часа в год (по 1 часу в неделю). Предполагает дополнения в изучении каждой темы в сравнении с первым годом обучения, рассмотрение и изучение краеведческого материала в большем объеме.
Программа может быть полезна учителям истории.
В ходе реализации программы особое внимание уделяется проектной деятельности, под «проектом» понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы.
Чаще всего для человека понятие Родины связано с тем местом, где он родился и рос. Программа внеурочной деятельности «Краеведы Дувана» призвана помочь учителю расширить знания школьников о родном крае, увидеть его в общем ходе истории, ощутить свою связь с прошлым и настоящим страны. Основу содержания программы составляет история села Дуван, герои-земляки, участвующие в Великой Отечественной войне. Программа направлена на воспитание чувства гордости за своих земляков, способствует развитию духовной памяти, чувства родства, уважения к живущим рядом. Собирая сведения об истории села, храма, школы, промышленных предприятий, достопримечательностях, о своих земляках, записывая биографии односельчан, ребята сохраняют историю малой родины для будущего поколения. Ученики познакомятся с деятельностью школьного музея, поработают с его фондами.
Кроме того, краеведческий материал, как более близкий и знакомый, усиливает конкретность и наглядность восприятия обучающимися исторического процесса и оказывает воспитывающее воздействие.
Курс не только расширяет знания учащихся о земляках, помогает ощущать свою связь с прошлым и настоящим малой родины, он помогает овладеть начальными навыками исследовательской и проектной работы с использованием информационных технологий.
Таким образом, данная программа призвана развивать личность ребенка путем активизации познавательных способностей учащихся и реализации их устойчивого интереса к исторической науке вообще и краеведению в частности.
Основное направление внеурочной деятельности – изучение истории родного края.
Межпредметные связи – русский язык, литература.
Цели программы:
Сформировать познавательную потребность в освоении исторического материала.
Расширить и углубить знания учащихся о родном крае.
Формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ.
Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине, гордости за неё.
Образовательные задачи:
Ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков.
Овладение начальными навыками исследовательской работы
Овладение навыками работы на ПК.
Воспитательные задачи:
Развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю.
Воспитание учащихся на примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждого человеческой жизни.
Воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда.
Развивающие задачи:
Развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей.
Стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях, интереса учащихся к краеведению.
Программы предусматривает теоретические и практические занятия:
Теоретические (беседы, лекции, доклады, викторины, самостоятельная работа);
Практические (экскурсии, встречи, практикумы в библиотеке, работа с документами, интервьюирование, СМИ, работа с компьютером, другими информационными носителями).
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Ведущими направлениями деятельности, способствующими реализации цели программы, являются:
Организация поисковой деятельности:
- Работа с фондами школьного музея. Работа с периодической печатью (районной газетой «Дуванский вестник»), сбор газетных, журнальных статей об интересных людях и событиях села Дуван.
- Встречи с жителями села, запись их воспоминаний, фотографирование. Переписка с земляками, проживающими за пределами села, района, республики.
- Посещение района исследования, изучение данного вопроса на месте, фотографирование зданий и других исторических объектов.
- Поиск и сбор информации.
- Написание исследовательских работ в форме докладов и проектов, участие в научно-практических конференциях, конкурсах, семинарах и т. п. на уровне школы, района, республики.
Оформительская работа:
а) составление докладов, отчетов;
б) оформление выставок, плакатов, стенгазет;
в) создание рукописного Альбома Памяти (об учителях школы).
Просветительская деятельность:
а) проведение встреч, экскурсий;
б) участие в районных конкурсах сочинений, краеведческих чтениях, презентациях историко-краеведческих клубов и объединений.
Ожидаемые результаты
Программа рассчитана на один год обучения из расчета 1 час в неделю. Всего 34часа.
Программа предусматривает проведение внеклассных занятий, встреч, бесед, работу детей в группах, парах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей. Занятия проводятся в 1 раз в неделю в учебном кабинете, в школьном музее, библиотеке. Проектная деятельность включает проведение наблюдений, экскурсий, заседаний, викторин, встреч с интересными людьми, соревнований, реализации проектов и т. д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах по краеведению, на электронных носителях, в интернете, СМИ и т. д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди.
Форма и режим занятий:
• групповая работа;
• экскурсия;
• беседы, викторины;
• коллективные творческие дела;
• экскурсии, походы.
Теоретическое и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
• вести устный диалог на заданную тему;
• участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
• участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над проектом предваряется необходимым этапом – работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действия:
Знакомство класса с темой.
Выбор подтем (области знания).
Сбор информации.
Выбор проектов.
Работа над проектами.
Презентация проектов.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
Классические источники информации - энциклопедии и книги по краеведению, в том числе из школьной библиотеки. Кроме того, это рассказы взрослых, экскурсии. Под рассказами взрослых понимаются не только рассказы родителей своим детям, но и беседы, интервью со специалистами в какой-то сфере деятельности, в том числе и во время специально организованных в школе встреч.
Возможные экскурсии – это экскурсии либо в музеи, либо на действующие предприятия.
Кроме того, взрослые могут помочь детям получить информацию из интернета.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, обсуждает с детьми, какие проекты (исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например рисунок, открытка, рассказ, викторина, газета, книга, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т. д.
При выполнении проекта ведется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над проектом.
Удачные находки во время работы над проектом желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над проектом других ребят.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ученика ощущение гордости за полученный результат. После завершения работы над проектом детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов проекта будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой провориться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Ожидаемый результат освоения программы
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончании реализации программы:
- иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой эксперимента.
Предполагаемые результаты обучения
• Изучение истории села Дуван.
• Сбор материала об известных земляках.
• Овладение навыками работы с фондами музея.
• Усвоение начальных знаний и навыков исследовательской работы.
Личностные и метапредметные результаты
результаты | Формируемые умения | Средства формирования |
Личностные | • формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. • развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления • воспитание уважительного и бережного отношения к прошлому. | Организация на занятии парно-групповой работы |
Метапредметные результаты | ||
Регулятивные | • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; • планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и с условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. | • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; • преобразовывать практическую задачу в познавательную; • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. |
Познавательные | • умение учиться: формирование навыков решения творческих задач и навыков поиска, анализа и интерпретации информации; • добывать необходимые знания, с их помощью проделывать конкретную работу; • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; • основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов; • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, музея и интернета. |
Коммуникативные | • учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика); • умение координировать свои усилия с усилиями других; • формулировать собственное мнение и позицию; • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; • задавать вопросы; • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; • аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; • продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников; • с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия. |
Содержание программы
1. Введение. Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний. Краевед - исследователь родного края. Знакомство с планом и задачами на год. Инструктаж по ТБ.
2. История села Дуван. История образования и заселения села Дуван. Исследователь и краевед В. Касимовский. Первые жители села. История и топонимика улиц нашего села. История дуванских церквей. Традиционные занятия односельчан. Быт и традиции односельчан. Гражданская война в истории нашего села. Наше село в годы Великой Отечественной войны.
3. Известные люди нашего села. Герои Советского союза: С. А. Михляев, А, Г. Сафонов, ветераны ВОВ; писатели В. Мошковский, Р. Дышаленкова, художники В. Дзегецкий, В. Анпилогов, Н. Щеколдина; спортсмены Г.Ваганов, Н. Веремей; ученые А. Секерин, В. Осипов, Е. Кучеров и др.
4. Образование в Дуване. Развитие образования в Дуване. История возникновения школ в Дуване, особенности обучения. Первые учителя и ученики. Известные учителя и выпускники Дуванской средней школы. Дуванский многопрофильный колледж.
5. Учреждения, предприятия и организации родного села. Дуванский дом культуры. Коневодство в Дуване, ипподром. Пимокатный цех: прошлое и настоящее. Дуванская мебельная фабрика. Метеостанция. История детского дома. Лесхоз и др.
6. Школа юного экскурсовода. Музейная экспозиция, приемы оформления. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната. Правила защиты проектов. Построение экспозиции. Пути овладения культурой общения.
7. Моя семья. Исследование своей родословной. Генеалогическое древо. Традиции и обычаи моей семьи.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Дополнительная деятельность, содержание занятий | Количество часов | Дата по плану | Дата фактически |
| Введение (1 час) | | | | |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Постановка задач на год. | | 1 | 2.09 | |
| История села Дуван (8 часов) | | | 9.09 | |
2 | История села Дуван. Изучение материалов музея. | Практикум, работа с документами | 1 | 16.09 | |
3 | Традиционные занятия, обычаи и быт односельчан | | 1 | 23.09 | |
4 | Подготовка ознакомительной экскурсии для начальных классов | | 1 | 30.10 | |
5 | Проведение экскурсии для 3-4 классов | | 1 | 7.10 | |
6 | Топонимика родного края (годонимы (история названия улиц), дримонимы, ойконимы (история названия села и близлежащих деревень) | | 1 | 14.10 | |
7 | История дуванских церквей | Практикумы в библиотеке, музее, работа с документами. | 1 | 21.10 | |
8 | Гражданская война в истории Дувана. Экскурсия к зданию Штаба Красной армии, памятникам погибшим в годы Гражданской войны | | 1 | 28.10 | |
9 | Село Дуван в годы Великой Отечественной войны | | 1 | 6.11 | |
| Известные люди нашего села (4 часа) | | | | |
10 | Проведение классных часов в 5 классах, посвященных памяти А. Г. Сафонова | | 1 | 11.11 | |
11 | Художники нашего села. Экскурсия к Н. П. Щеколдиной. | | 1 | 18.11 | |
12 | Выпускники - ученые | | 1 | 25.11 | |
13 | Проведение классных часов, посвященных памяти С. А.Михляева | | 1 | 26.11 | |
| Школа юного экскурсовода (21 час) | | | 2.12 | |
14 | Подготовка работ к районному этапу Республиканского конкурса юных экскурсоводов «По малой Родине моей» | Работа в музее | 1 | 9.12 | |
15 | Подготовка к районной краеведческой конференция «Я – Семья – Отечество» | | 1 | 16.12 | |
16 | Подготовка к районной краеведческой конференция «Я – Семья – Отечество» | | 1 | 23.12 | |
17 | Районная краеведческая конференция «Я – Семья – Отечество» | | 1 | 13.01 | |
18 | Экскурсия при проведении вечера встречи выпускников | | 1 | 20.01 | |
19 | Подготовка и проведение классных часов о знаменитых выпускниках - ученых | | 1 | 27.01 | |
20 | Подготовка и проведение классных часов и экскурсий о выпускниках - спортсменах | | 1 | 3.02 | |
21 | Теоретическое занятие. Правила защиты проектов. | | 1 | 10.02 | |
22 | Теоретическое занятие. Музейная экспозиция, приемы оформления. | | 1 | 17.02 | |
23 | Теоретическое занятие. Описание архитектурно-краеведческого объекта | | 1 | 24.02 | |
24 | Теоретическое занятие. Построение экспозиции | | 1 | 2.03 | |
25 | Теоретическое занятие. Пути овладения культурой общения (Школа экскурсовода) | | 1 | 9.03 | |
26 | Подготовка работ к краеведческой конференции «Дуванцы» | | 1 | 16.03 | |
27 | Теоретическое занятие. Экспонат. Информационный потенциал музейного экспоната | | 1 | 23.03 | |
28 | Краеведческая конференция «Дуванцы» | | 1 | 6.04 | |
29 | Клубный день работа в музее | | 1 | 13.04 | |
30 | Моя родословная. Мини-исследование | | 1 | 20.04 | |
31 | Подготовка и проведение классных часов к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне | | 1 | 27.04 | |
32 | Создание альбома «Предприятия и организации Дувана» | | 1 | 11.05 | |
33 | Подготовка к районному лагерю-слету | | 1 | 18.05 | |
34 | Итоговое занятие. | | 1 | 25.05 | |
Учебно-методическое обеспечение
Иванов П. В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 2006
Ивановский В. А. Занимательное краеведение. Москва-Ставрополь, 2003
Краеведение: пособие для учителей. - М.: Просвещение, 2007.
Решетников Н.И. Школьный музей и комплектование его собрания. - М.: ФЦДЮТиК, 2005
Степанов П. В.Программы внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая деятельность. Спортивно-оздоровительная деятельность / П. В. Степанов, С. В. Сизяев, Т. Н. Сафронов. — М. : Просвещение, 2011.
Юный краевед. Научно-популярный журнал для детей и юношества. Выходит, с 2006 г. Издатель - ООО «Школьная библиотека».
11