Рабочая программа по внеурочной деятельности «Очумелые ручки»

1
0
Материал опубликован 11 January 2023


Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №30 г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Очумелые ручки»


Направление: социально - трудовая деятельность

1 - 4 классы

начального общего образования

на 2019-2023 учебный год








Составитель:

Алексеева Татьяна Сергеевна

учитель начальных классов

МОУ СОШ № 30 г. Амурска













2019









Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Очумелые ручки» разработана в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования МОУ СОШ № 30 г. Комсомольска-на-Амуре, рассмотренной на заседании педагогического совета № 6 19 мая 2019г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Очумелые ручки» определяет содержание и организацию внеурочной деятельности на ступени начального общего образования.

Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоёмких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реализацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих технологической культурой, готовых к преобразовательной деятельности и имеющих необходимые для этого научные знания. Технологическая культура – это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания человека. Технологическое образование должно обеспечить человеку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

В современном, быстро меняющемся мире возникает необходимость позаботиться об укреплении связей ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Первое наше знакомство с миром, его познание и понимание проходят через игрушку. Это своеобразная школа чувств, которая активизирует мысли, фантазию, речь, память, эмоции, прививает любовь к прекрасному, она служит целям умственного, нравственного и эстетического воспитания.

В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые модели из бумаги и картона, изготавливая игрушки-сувениры. Далее плоские игрушки из плотных тканей сукна, драпа, украшенные аппликацией, тесьмой. При выполнении этих моделей дети осваивают швы (шов “вперед иголку”, петельный шов, “через край”), с помощью которых соединяют детали игрушек, приучаются к аккуратности выполнения лицевых швов, получают навыки в декоративном оформлении игрушек. Работа над игрушками из меха дает навыки в изготовлении объемных и плоских моделей.

Курс внеурочной деятельности “Очумелые ручки” носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации.

Цель: воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

В связи с этим задачами курса являются:

- развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т.п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

- формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, о взаимосвязи человека с природой – источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

- воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умение видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному населению - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;

- овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно – экономическими знаниями;

расширение и обогащение личного жизненно – практического опыта учащихся, их представление о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

Программа предназначена для работы с детьми в начальных классов и рассчитана на 270 часов из расчета 2 часа в неделю. 66 часов в год – 1 класс, 68 часов в год – 2, 3, 4 классы. 50% занятий проводится в помещении, 50% - вне аудитории. Длительность занятия для 1-х классов: аудиторного — до 30 минут, вне аудитории — до 40 минут; для 2-х и 4-х классов: аудиторного – 40 минут, вне аудитории – до 60-ти минут. На занятиях применяются словесные, практические методы, используется наглядность. Формы работы: коллективная, групповая, индивидуальная. Программа предусматривает различные виды организации деятельности:

- сюжетные и подвижные игры;

-целевые прогулки;

-экскурсии;

-беседы;

-посещение выставок.

Учебно-тематический план 1 класс

Содержание курса

К

Перечень универсальных действий обучающихся

Планируемые результаты обучающихся

Тема 1.

Окружающий мир прекрасен

18






Личностные:

1. смыслообразование, т. е. установление детьми связи между целью своей деятельности и её мотивом, между результатом деятельности и тем, что побуждает к деятельности,

нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные

1. составление плана и последовательности действий;

2. контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3. внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона;

4. саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.

Познавательные

1. поиск и выделение необходимой информации на доступном уровне;

2. -моделирование;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез — составление целого из частей.

Коммуникативные

-управление поведением (своим и своего партнера);

2. -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Личностные результаты: формирование социально значимых личностных качеств, индивидуально – личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметные результаты: освоение универсальных способов деятельности, применяемых, в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты: доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно – преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Тема 2.

Пластилиновая радуга


7




Тема 3

«Здравствуй праздник, Новый год!»


8




Тема 4

Веселые кисточки


18




Тема 5

Детская игрушка


16





Предметные результаты

В результате занятий обучающиеся 1-х классов должны

Знать:

- правила ТБ;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила безопасной работы с ними;

- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;

- правила общения;

- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей работе;

- что такое деталь (составная часть изделия);

- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;

- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);

- виды материалов;

- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;

- способы разметки: сгибание и по шаблону;

- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки, ниток и тонких верёвочек;

- виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и её варианты.

Уметь:

- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том числе из Интернета);

- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

- различать материалы по их назначению;

- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

-читать простейший чертёж (эскиз);

- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и её вариантами;

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);

- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне (личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).

Общетрудовые умения:

Самостоятельно:

- анализировать предложенное учебное задание;

- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления;

- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;

- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве требований полезности, прочности, эстетичности;

- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.

С помощью учителя:

- выбирать темы для практических работ;

- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или возникающих в ходе работы учебных проблем;

- выдвигать возможные способы их решения;

- доказывать своё мнение.

Учебно – тематический план 2 класс

Содержание курса


УУД

Планируемые результаты

1 Вводное занятие

1

Личностные

самостоятельно определять и высказывать свои чувства и ощущения, возникающие в результате наблюдения, рассуждения, обсуждения наблюдаемых объектов, результатов трудовой деятельности человека-мастера;

делать выбор, какое мнение принять (своё или другое, высказанное в ходе обсуждения).

Регулятивные

определять цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

учиться совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему;

учиться планировать практическую деятельность на уроке;

работая по совместно составленному плану, использовать необходимые средства (рисунки, инструкционные карты, приспособления и инструменты), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов).


Познавательные

ориентироваться в своей системе знаний и умений: понимать, что нужно использовать пробно-поисковые практические упражнения для открытия нового знания и умения;

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные

донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи а уровне одного предложения или небольшого текста)

слушать и понимать речь других;

вступать в беседу и обсуждение на уроке и в жизни;

уметь договариваться сообща;

учиться выполнять предлагаемые задания в паре, группе из 3–4 человек.

знать

виды материалов, их свойства и названия;

неподвижный и подвижный способы соединения деталей и соединительные материалы (неподвижный клейстер (клей) и нитки, подвижный проволока, нитки, тонкая верёвочка);

о чертеже и линиях чертежа;

уметь

самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала и поддерживать порядок на нём во время работы, экономно и рационально размечать


несколько деталей;

с помощью учителя выполнять разметку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, выполнять подвижное соединение деталей с помощью проволоки, ниток ( 10), тонкой верёвочки;

реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей и эстетической оценки в художественно-творческой изобразительной и трудовой деятельности.

2. Работа с бумагой и картоном

16

3. Квадрат – основная форма оригами.

4

4. Базовая форма «Треугольник».

8

5. Базовая форма «Воздушный змей».

5

6. Базовая форма «Двойной треугольник».

4

7. Работа с природным материалом

11

8. Базовая форма « Двойной квадрат».

3

9. Базовая форма « Конверт».

3

10. Цветы к празднику 8 марта.

3

11. Базовая форма «Дверь»

4

12. Базовая форма «Рыба»

3

13. Подведение итогов.

4

Итого

68


Предметные результаты

К концу 2-го года обучения учащиеся должны

знать:

-название ручных инструментов, материалов, приспособлений, предусмотренных программой;

-правила безопасности труда при работе с ручным инструментом;

-правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

Способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

уметь:

-правильно пользоваться ручными инструментами;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

-организовывать рабочее место и уметь поддерживать на нем порядок во время работы;

-бережно относиться к инструментам и материалам;

-экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

-самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

-правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.

Учебно – тематический план 3 класс

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Планируемые результаты обучающихся

Тема 1.

Вводное занятие


2

Личностные:

-уметь соотносить свои поступки с общепринятыми нормами;

-нравственно-этическая ориентация и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные

1.-составление плана и последовательности действий;

2. -контроль и коррекция деятельности.

Познавательные

1. -поиск и выделение необходимой информации на доступном уровне;

2. -моделирование;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез — составление целого из частей.

Коммуникативные

-умение с достаточной полнотой точностью выражать свои мысли и обосновывать свою точку зрения

Личностные: формирование социально значимых личностных качеств, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметные: освоение универсальных способов деятельности, применяемых, в реальных жизненных ситуациях.

Предметные: начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Тема 2.

Базовая форма «треугольник».


9


Тема 3

Работа с бумагой и картоном



12

Тема 4

Базовая форма «воздушный змей»


5

Тема 5

Базовая форма «водяная бомбочка»



8

Тема 5

Базовая форма «рыба»

4

Тема 6

Работа с бисером

20

Тема 7

Работа с природным материалом

8

Всего

68



Учебно – тематический план 4 класс

Содержание курса

Ч.

Перечень универсальных действий обучающихся

Планируемые результаты обучающихся

Тема 1.

Работа с материалами


4

Личностные:

-уметь соотносить свои поступки с общепринятыми нормами;

-нравственно-этическая ориентация и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные

1. -составление плана и последовательности действий;

2. -контроль и коррекция деятельности.

Познавательные

1. -поиск и выделение необходимой информации на доступном уровне;

2. -моделирование;

-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез — составление целого из частей.

Коммуникативные

-умение с достаточной полнотой точностью выражать свои мысли и обосновывать свою точку зрения

Личностные результаты: формирование социально значимых личностных качеств, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметные результаты: освоение универсальных способов деятельности, применяемых, в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты: начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Тема 2.

Конструирование, моделирование


4

Тема 3

Модульное оригами



8

Тема 4

Оригами на праздничном столе


5

Тема 5

Цветы к празднику 8 Марта


3

Тема 6

Оригами – почта

3

Тема 7

Изделия из складки

4

Тема 8

Базовая форма «Катамаран»

5

Тема 9

Базовая форма «Птица»

7

Тема 10

Цветы и вазы оригами

6

Тема 11

Базовая форма «Лягушка»

2

Тема 12

Базовая форма «Дом»

3

Тема 13

Впереди – лето!

3

Тема 14

Творческие работы

2

Тема 15

Оформление выставочных работ

5

Тема 16

Итоговое занятие

2

Всего

68






Предметные результаты

К концу 4-го года обучения учащиеся должны

знать:

-название профессий, распространенных и востребованных в крае и городе;

-правила безопасности труда при работе с ручным инструментом;

-правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;

-способы обработки различных материалов, предусмотренных программой.

уметь:

-правильно пользоваться ручными инструментами;

-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

-организовывать рабочее место и уметь поддерживать на нем порядок во время работы;

-бережно относиться к инструментам и материалам;

-экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

-самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

-правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда, различать их по внешнему виду.


Календарно — тематическое планирование 1 класс

Тема занятий

Дата

П/Ф

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Формы проведения

Планируемые результаты

Тема 1. Окружающий мир прекрасен (18 часов)

1

Вводное занятие. Знакомство с видами материалов.


1


коллективная


2

Наш парк — уголок живой природы


1

Наблюдение за изменениями в природе.

экскурсия

Правила поведения в парке.

3

Что дает нам природа.


1

Сбор природного материала

экскурсия

Правила сбора природного материала

4

Изделия из травы и листьев


1


Индивидуально

Изготовление изделия и соединение отдельных изделий в единое панно

5

Изделия из травы и листьев


1

Коллаж

Коллективная работа

6

Терем–теремок, кто в домике живет. Желуди, семена и др.


1

Загадки, игра «Шишки, желуди, орехи»

Коллективные игры

Расширение знаний о поделочном материале. Опыт юных художников города в работах детей.

7

Юные художники нашего города


1


Посещение выставки картин

8

Составление композиции природного материала. “Осенью в лесу”


1


Коллективная работа

9

Наш край осенью


1

Знакомство растительностью Хабаровского края.

Экскурсия в ДЦ «Натуралист»

Признаки осени в природе, перенесение их в работы детей.

10

Осенний цветок «Астра» (оригами)


1


Коллективная

11

«Грибная пора»


1

Загадки, игры, рисунки


Расширение знаний о растительности лесов Хабаровского края, съедобных и ядовитых грибов.

12

Что растет в нашем парке


1

Грибы съедобные и ядовитые

Экскурсия в парк

13

Цветок «Тюльпан» (оригами)


1


Коллективная работа

14

Забавные звери. Животные из природного материала и пластилина.


1

Черепаха и Муравей.

Индивидуальная работа

Расширение знаний о животных Хабаровского края, изготовление поделок из пластилина и природного материала

15

Орнамент «Секунда» (оригами)


1

Урок — игра «Угадай, кто это?»

Коллективные игры

16

Животные нашего края


1

Знакомство с представителями животного мира Хабаровского края.

Экскурсия в ДЦ «Натуралист»

17

Животное «Ежик из гармошки» (оригами)


1

Индивидуальная работа

18

Композиция из природного материала «Животный мир родного края»


1

Коллективная работа

Тема 2. Пластилиновая радуга (7 часов)

19

Вводный урок. Пластичный материал.


1

История возникновения пластилина. Свойства пластилина


Техника безопасности при работе с пластилином

20

Цветок «Сон – трава».


1

Изготовление картины природы

Индивидуальная работа

Приобщение к художественному искусству. Создание собственных картин

21

Как рождаются картины


1


Экскурсия в художественную школу

22

Веселые питомцы.

«Заяц» (оригами)


1


Индивидуальная работа

23

Живые картины


1

Игры, панотонимы


24

25

Восьмиконечная звезда (оригами)


2

Оформление выставки

Коллективная работа

Тема 3. «Здравствуй праздник, Новый год!» (8 часов)

26

Новогодние традиции. Нарядная елочка. Игрушки из бумаги


1

Знакомство с традициями празднования Нового года


Встреча Нового года в разных странах

27

«Весело, весело встретим Новый год»


1

Новогодние песни и танцы

Коллективный

28

Новогодние фонарики. «Вертушка»


1

Изготовление поделки

Индивидуально

Изготовление поделки

29

Наш город


1

Экскурсия по городу


Как город готовится к Новому году

30

31

32

Нарядная елочка Легкий орнамент


3


Фронтальная работа

Изготовление поделки для украшения елочки

33

Новогодний праздник


1

Новогодние игры и забавы

Праздник


Тема 4. «Веселые кисточки» (18 часов)

34

Вводный урок

«Я - художник»


1

Сказка «Четыре художника»

Фронтально, индив.

Знакомство с красками (акварель, гуашь, масло)

35

«Природа — лучший художник» «Водоплавающая птица»


1

Экскурсия в зимний парк

Экскурсия

Наблюдение за своеобразием природы

36

«Волшебница Зима»


1

Рисование узора на окне

Индив.

Работа «по сырому»

37

Зимние забавы


1

Игры на свежем воздухе


Зимние забавы детей в разные годы, современные игры детей, изготовление поделки.

38

Зимнее животное. «Лиса» (оригами)


1

Рисование картины

Индив.

39

Зимние забавы


1

Составление панно

Коллективная работа

40

Зимние забавы. Цветок «роза» (оригами)


1

Игры, загадки, пословицы

коллективно

41

42

Снеговик


2

Изготовление поделки из ватных шариков


Техника изготовления поделки

43

Снеговик


1

Изготовление снеговика из снега

Коллективно

44

Снежная горка


1

Катание с горы


Прогулка на городскую горку.

45

46

Снежная горка


2

Изготовление коллажа «Зима»

Коллективно

47

48

Гуашь. Текст плаката


2

Выполнение надписи к плакату

Фронтально

Техника работы с гуашью

49

Плакат


1


Экскурсия в музей на выставку плакатов

Особенности плакатной живописи

49

50

Плакат


2

Выбор сюжета, выполнение рисунка


Тема 5. Детская игрушка (16 часов)

51

Вводный урок

«Моя любимая игрушка» «Парусник» (оригами)


1

Выставка любимых игрушек, игры


Расширение знаний об игрушке русского народа

52

Современные игрушки.


1


Экскурсия в магазин игрушек

53

Дымковские игрушки


1

Беседы. Рисование с образца


54

Работа с пластилином. Кукольная посуда


1

Подготовка к росписи

Экскурсия в кабинет технологии для девочек

55

Наш дом


1

Сюжетные игры

Игровая деятельность

Искусство росписи посуды

56

Кукольная посуда


1

Роспись поделок гуашью


57

Искусство русского народа. «Орнамент Кварта» (оригами)


1

Знакомство с подносами.

Беседа

Декоративно – прикладное искусство

58

Изготовление подноса из бумаги.


1

Практическая работа


Совершенствование техники росписи

59

Роспись подноса


1


60

Весенняя песенка


1

Наблюдение за красками и звуками природы

Экскурсия в парк

Рассказ о весенних изменениях в природе

61

Весенняя песенка. «Кораблик» (оригами)


1

Выполнение рисунка

Индивид.

62

Весенняя песенка


1

Составление коллажа

Коллективно

63

Асфальт — холст художника. «Прыгающая лягушка»


1

Рисование на асфальте на тему «Весна»

Прогулка на школьном дворе

Работа мелками

Раскрашивание на асфальте

64

Весенние цветы. «Роза ветров» (оригами)


1

Изготовление цветов, роспись поделки

Индив.

Понятие о первоцветах

65

Краски лета


1

Наблюдение за изменениями в природе

Экскурсия в парк

66

Заключительный урок — отчет.


1

Праздник, выставка достижений кружковцев.

коллективно



Календарно – тематическое планирование 2 класс

Тема занятий

Дата

П/Ф

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

формы проведения

планируемые результаты

1

Вводное занятие


1

Техника безопасности на занятиях




Работа с бумагой и картоном (16ч.)

2

Закладка с использованием вышивки


1

Виды стежков

Коллективная

Обеспечение закладками учебников

3

Изготовление гофрированных фонариков

Фонарик - веер


1

т/б при работе с ножницами

Виртуальная экскурсия

Украшение класса к празднику осени

4

Изготовление гофрированных фонариков

Китайский фонарик


1

Практическая работа


Украшение класса к празднику осени

5

Изготовление записной книжки


1

Жесткий сплошной переплет

Коллективная


6

Игрушки - небывальщины


1

Работа по замыслу учащихся

Работа творческой мастерской

Придумывание сюжетной игры с использованием поделок

7

Изготовление аппликации «Осенний лес»


1


Экскурсия в парк

Сбор осенних листьев

8

Изготовление аппликации «Осенний лес»


1

Практическая работа

Составление панно

Составление коллективного панно

9

Изготовление игрушек - марионеток


1

Работа по шаблону


Придумывание сюжетной игры с использованием поделок

10

Изготовление сплошной мозаики из отрывных кусочков


1

Техника выполнения мозаики

Экскурсия в парк, на улицах города

Определение сюжета для мозаики

11

Изготовление сплошной мозаики из отрывных кусочков


1

Практическая работа

Оформление выставки работ


12

Знакомство с папье - маше


1

ЦОР

Виртуальная экскурсия за кулисы театра

Расширение знаний о театре

13

Изготовление елочных гирлянд, игрушек


1

Групповая практическая работа


Украшение Новогодней елки

14

Изготовление карнавальных масок


1

Заочное путешествие

ЦОР

Беседа «Празднование Нового года»

Расширение знаний о праздновании нового года в мире

15

Изготовление карнавальных масок


1

Практическая работа


16

Изготовление поздравительных открыток


1

Техника изготовления – по выбору учащихся

Беседа

Развитие связной грамотной письменной речи

Квадрат – основная форма оригами. (4ч)

17

Знакомство с понятием «базовая форма» (оригами)


1

ЦОР Показ иллюстраций

Беседа

Развитие художественного вкуса

18

Изготовление квадрата.


1

Эскизы

Работа по созданию эскизов

19

Условные обозначения в оригами.


1

Планирование деятельности

Беседа

Игра: «условное обозначение – действие»

20

Термины, принятые в оригами. Кармашек (кошелек)


1

Планирование деятельности

Работа по созданию кошелька


Базовая форма «Треугольник». (8ч)

21

Стилизованный цветок. (оригами)


1


Практическая работа

Выставка работ учащихся

22

Лисёнок и собачка. (оригами)


1

Изготовление поделки

Практическая работа

Разыгрывание мини – спектакля

23

Яхта и пароход. (оригами)


1

Виды транспорта

Практическая работа

Специальные транспортные знаки

24

Стаканчик. (оригами)


1

Изготовление поделки

Индивидуальная

Выставка работ учащихся

25

Деревья и травы. (оригами)


1

ЦОР Показ иллюстраций

Индивидуальная

Составление панно «Полянка»

26

Домик с верандами.


1

Здания и постройки

Работа в группах

Выставка работ учащихся

27

Домик с крыльцом, домик с трубой. (оригами)


1

Виртуальная экскурсия

Работа в группах

Выставка работ учащихся

28

Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».


1

Изготовление деталей

Коллективная работа

Выставка работ учащихся

Базовая форма «Воздушный змей». (5ч.)

29

Кролик и щенок. (оригами)


1

Оформление поделки

Игра «Зоологическое лото»

Выставка работ учащихся

30

Курочка и петушок. (оригами)


1

Сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Беседа

Выставка работ учащихся

31

Утка. (оригами)


1

Оформление поделки

ЦОР

Эскизы

Выставка работ учащихся

32

Сказочные птицы.


1

Выход на тематику уроков

Подвижные игры



33

Композиция «Домашние птицы на лужайке».


1

Оформление поделки

Индивидуальная

работа

Выставка работ учащихся

Базовая форма «Двойной треугольник». (4ч.)

34

Рыбка и бабочка. (оригами)


1

Оформление поделки

Индивидуальная

работа

Выставка работ учащихся

35

Головастик и жук.


1

Оформление поделки: наклеивание глаз, носа.


Выставка работ учащихся

36

Лилия. (оригами)


1

ЦОР, Красная Книга Хабаровского края

Индивидуальная

работа


37

Композиция «Водоём».


1


Индивидуальная

работа

Выставка работ учащихся

Работа с природным материалом (11ч)

38

Изготовление композиций из засушенных листьев


1


Прогулка в парк

Знакомство с разными видами узоров

39

Изготовление композиций из засушенных листьев


1

ЦОР

Выбор эскиза для композиции Практическая работа

Выставка работ учащихся

40

Изготовление животных из шишек Медвежонок


1

Работа по коллективно составленному плану


Выставка работ учащихся

41

Изготовление животных из шишек Крокодил


1


Индив. работа

Выставка работ учащихся

42

Составление композиции


1

«Зоологическое лото»

Игры, загадки

Панно из осенних листьев

43

Составление композиции


1

ЦОР

Коллективная работа

Композиция из панно и животных

44

Природа – наш друг и учитель


1

Прогулка по городу

Поиск темы для самостоятельной работы

Изготовление зарисовок

45

Работа по замыслу детей


1

ЦОР

Практическая работа

Выставка работ учащихся

46

Мозаика


1

ЦОР

Виды мозаики. Из истории мозаики

Экскурсия в художественную школу


47

Мозаика


1

Самостоятельный выбор техники изготовления мозаики

Практическая работа

Выставка работ учащихся

Базовая форма « Двойной квадрат». (3ч.)

48

Жаба. (оригами)


1

Пруд – искусственный водоем

Индивидуальная

работа

Выставка работ учащихся

49

Стрекоза.


1

Оформление поделки


Выставка работ учащихся

50

Композиция: « Островок в пруду».


1


Коллективная работа

Оформление панно

Базовая форма « Конверт». (3ч.)

51

Пароход. (оригами)


1

История водного транспорта

Экскурсия на пристань


52

Подводная лодка.


1


Работа в группах

Выставка работ учащихся

53

Парусный кораблик.


1

Оформление поделки


Выставка работ учащихся

54

Композиция « В море»


1


Работа в группах

Выставка работ учащихся

Цветы к празднику 8 марта. (3ч.)

55

Открытка «Букет гвоздик».


1

ЦОР

Беседа

Составление и написание поздравительного текста

56

Бутоны роз. Композиция «Букет роз».


1

Составление плана работы, эскиза

Работа в группах, распределение обязанностей

57

Подснежник.


1


Индивидуальная

работа

Выставка работ

Базовая форма «Дверь» (4ч.)

58

Мышь.


1

ЦОР «Сказка о глупом мышонке»

Индивидуальная

работа

Выставка работ

59

Поросёнок.



1

ЦОР

Виртуальная экскурсия

Выставка работ

60

Бурёнка.



1

Выступления учащихся

Практическая работа


61

Композиция «В деревне».


1


Практическая работа

Выставка работ учащихся

Базовая форма «Рыба» (3ч.)

62

Царевна-Лебедь.


1


Практическая работа


63

Пингвин (оригами)


1

Оформление поделки

Индивидуальная

работа

Подарок подруге, другу

64

Композиция «Пингвины на льду».


1

По желанию детей

Коллективная работа


Подведение итогов. (4ч.)

65

Конкурс « Самые умелые руки»


1


Индивидуальная работа


66

Итоговое занятие « Чему научились за год»


1

Изготовление игрушек по выбору детей

По выбору детей

Выставка работ учащихся

67

Экскурсия в парк


1

Выбор поделок на выставку



68

Итоговое занятие



1


Коллективная работа

Проведение выставки поделок для родителей


Календарно – тематическое планирование 3 класс

Тема занятий

Дата

П/Ф

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

формы проведения

планируемые результаты

1

Вводное занятие


1

Техника безопасности на занятиях кружка



2

Вводное занятие


1

Техника безопасности на занятиях кружка вне аудитории

Экскурсия


Базовая форма «Треугольник». 9 ч

3

Изделие «Киска Алиска».


1

ЦОР

Индивидуальная работа

Выставка работ учащихся

4

«Домик с трубой».


1

Беседа об элементах частного дома

Экскурсия в частный сектор

Выставка работ учащихся

5

Изделие «Домик с верандой».


1

ЦОР «Постройки Древней Руси»

Индв.

Выставка работ учащихся

6

В гостях у сказки


1

ЦОР «Сказочные герои»

Игра – викторина

Мотивация на изготовление поделок

7

Изделие «Колпачок для феи».


1

ЦОР Сказка «Золушка»

Индивидуальная работа


8

Изделие «Шляпка Красной шапочки».


1

Ш. Перро «Красная шапочка» - экспресс - инсценирование

Индивидуальная работа


9

Изделие «Голубь» (оригами)


1

ЦОР, оформление

Индивидуальная работа

Выставка работ учащихся

10

Изделие «Корона»


1

ЦОР. Игра

Индивидуальная работа

Выставка работ учащихся

11

Изделие «Звёздочка» (оригами)


1

ЦОР

Индивидуальная работа

Выставка работ учащихся

Работа с бумагой и картоном 12 ч

12

Игра «Магазин сувениров»


1


игровая

Значение сувениров в жизни человека, качество их изготовления

13

Изготовление игрушек – сувениров «Бабочка»


1

Действие по коллективно – составленному плану

Практическая работа

Готовая поделка

14

Экскурсия по улицам города


1

Наблюдение за формами предметов


ПДД

15

Изготовление игрушек – сувениров «Кубик»


1


Практическая работа

Готовая поделка

16

Экскурсия на проспект Победы


1

Рассматривание форм и расцветок цветов на клумбах



17

Изготовление игрушек – сувениров «Цветок»


1

Подбор цветов бумаги для букета

Практическая работа

Готовая поделка

18

Игровое занятие «К звездам»


1

ЦОР

игра

Расширение знаний о роли космоса в жизни человека

19

Изготовление игрушек – сувениров «Ракета»


1

Беседа о покорителях космоса

Практическая работа

Готовая поделка

20

Заочное путешествие «В гостях у сказки»


1

ЦОР

игра

Победитель «Знаток сказок»

21

Изготовление игрушек – сувениров «Домики сказочных героев»


1

Подбор иллюстраций к сказкам

Практическая работа

Готовая поделка

22

Час творчества


1

Составление действа с использованием изготовленных поделок


Пьеса - сказка

23

Занятие - концерт


1

Концерт

Выступление перед первоклассниками «Наша сказка»

Базовая форма «Воздушный змей» 5ч.

24

Изделие «уточка».


1

Оформление поделки

Индивидуальная работа

Выставка работ учащихся

25

Изделие «петушок».


1

Оформление поделки

Практическая работа

Выставка работ учащихся

26

Изделие «воробей».


1

ЦОР «Красная книга Хабаровского края»

Беседа о птицах Хабаровского края

Выставка работ учащихся

27

Изделие «синица».


1

Цель: рассматривание формы, окраски птицы



28

Панно «Птицы на кормушке».


1


Практическая работа

Коллективное панно

Базовая форма «Водяная бомбочка» 8ч.

29

«Зайчик». (оригами)


1

ЦОР Животные Хабаровского края, технологическая карта

Практическая работа


30

«Лиса». (оригами)


1

ЦОР, технологическая карта

Самостоятельная работа по т/к


31

«Рыбка».


1

ЦОР «Аквариумные рыбки

Сам. Работа по т/к

Представление поделки

32

Аппликация «Обитатели леса».


1

Создание сюжета

Групповая работа


33

«Снежинка».


1

Форма и узоры снежинок.

Экскурсия на улицу.


34

«Снежинка», «ёлочки».


1

Изготовление поделок

Индивидуальная работа

Оформление выставки

35

«Зимние забавы»


1

Прогулка на школьном дворе

Катание с горы


36

Аппликация «Зимняя сказка».


1

Составление плана работы

Практическая работа по плану

Выставка работ

Базовая форма «Рыба» 4ч.

37

Экскурсия в Дом детского творчества «ТЕМП»


1

Посещение выставки работ учащихся города

Обмен мнениями

Подготовиться к самостоятельной работе

38

Аппликация по собственному замыслу


1


Практическая работа

Готовая поделка

39

«Журавлик». (оригами)


1

Выполнение поделки по т/карте

Коллективная работа

Выставка работ

40

«Цветок» (оригами)


1

ЦОР: технологическая карта

Индив. работа

Оформленный подарок

Работа с бисером 20 часов

41

Экскурсия в магазин «Ткани»


1

Знакомство с видами бисера и стекляруса

Экскурсия


42

Пробные плетения


1

Беседа «Родословная стеклянной бусинки»

Практическая работа

Выставка работ

43

Пробные плетения


1


Обмен опытом

44

Экскурсия в музей


1

Знакомство с творчеством коренных народов


Знание об узорах в творчестве коренных народов

45

Пробные плетения


1


Практическая работа

Выставка работ

46

«Поиграем»


1

Игры коренных народов Дальнего Востока


Разучивание игр коренных народов Дальнего Востока

47

Плетение колец


1


Практическая работа

Выставка работ

48

Экскурсия в художественную школу


1

Знакомство с декоративными работами юных художников


Обмен мнениями

49

Плетение колец


1


Практическая работа

Выставка работ

50

Встреча с руководителем кружка «Бисероплетение» «ТЕМПа»


1

Цель: Знакомство с работами участников кружка.


Обмен мнениями

51

Плетение колец


1


Практическая работа

Выставка работ

52

Игры на детской площадке школы


1

Игры коренных народов Дальнего Востока



53

Плетение браслетов «фенечек»


1


Практическая работа

Обмен опытом

54

Плетение браслетов «фенечек»


1

Обмен поделками

Выставка работ

55

Посещение выставки декоративно – прикладного искусства


1




56

Плетение браслетов «фенечек»


1


Практическая работа


57

Оформление выставки


1

Выбор лучших работ, изготовление паспарту



58

Прогулка по улицам города


1

Наблюдение за зимними картинами



59

Оформление подарков


1

Составление подарочного гарнитура

Практическая работа

Упакованные подарки

60

«Раз-два, раз-два, начинается игра»


1


Игры


Работа с природным материалом 8 часа

61

Экскурсия в парк


1

Наблюдение за изменениями в жизни растений



62

Аппликация из плодов и растений «Волшебная птица»


1

Составление сюжета

Практическая работа

Выставка работ

63

«Сочини сказку»


1

Составление сказки по выполненной работе

Распределение ролей, репетиция


64

Занятие - концерт


1

Концерт

Выступление перед первоклассниками

65

Игры на свежем воздухе


1


Игры


66

Посещение музея


1

Цель: Знакомство с изделиями из соломки



67

Подготовка к отчетной выставке


1


Репетиция


68

Отчетная выставка


1


Сопровождение зрителей

Отчетная выставка




Календарно – тематическое планирование 4 класс


Тема занятий

Дата

П/Ф

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

формы проведения

планируемые результаты

1

Вводное занятие. Материалы, инструменты, приспособления, используемые при создании оригами.


1

Техника безопасности на занятиях кружка



Работа с материалами 4ч.

2

Виды бумаги.


1

Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами.

фронтальная

Коллекция видов бумаги

3

Знакомство с инструкционными картами, условными обозначениями, схемами, терминами, приёмами. Понятие «базовые формы».

Модель: «книжечка», «блин», «квадрат». (Оригами)


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

индивидуальная

Умение «читать» технологическую карту (понимать условные обозначения)

4

Модель «Воздушный змей» (оригами)


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Игра: Запускаем воздушного змея

5

Модель «Дом» (оригами)


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Создание улицы

Конструирование, моделирование. 4ч

6

Конструирование.

Моделирование.


1

Беседа; ЦОР

фронтальная


7

Театр зверей «Весёлые мордочки». «Собачка» (оригами).


1

Знакомство с базовой формой «треугольник», обработка материала.

индивидуальная

Выставка работ

8

Театр зверей «Весёлые мордочки». «Лисенок» (оригами).


1

Игра «Зоологическое лото»

Коллективная

Оформление композиции с полученными изделиями.

9

Театр зверей «Весёлые мордочки». «Бычок» (оригами).


1

Викторина «Животный мир»

Коллективная

Модульное оригами (8ч.)

10

Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей.


1

Беседа; ЦОР

фронтальная

Умение «читать» технологическую карту (понимать условные обозначения)

11

Бусы для елки.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

12

Новогодние украшения – звезды из 4 и 8 модулей.


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

Индив.

Оформление композиции с полученными изделиями.

13

Новогодние украшения – звезды из 16 модулей.


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

Индив.

Оформление композиции с полученными изделиями.

14

Двухцветная звезда из 8 модулей.


1

Самостоятельная работа по т/к

парная

Оформление композиции с полученными изделиями.

15

Бумажный конструктор: игрушки из модулей.


1

Самостоятельная работа по т/к

фронтальная

Выставка работ

16

Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

17

Объемная ёлка.


1




Оригами на праздничном столе (5ч.)

18

Правила этикета.


1

Беседа; ЦОР

фронтальная


19

Складывание приглашений.


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

Индив.

Выставка работ

20

Складывание поздравительных открыток.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Умение «читать» технологическую карту (понимать условные обозначения)

21

Салфетки, стаканчики.


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

Индив.

Выставка работ

22

Коробочки и вазочки.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

23

Изготовление валентинок из оригами.


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

Индив.

Выставка работ

Цветы к празднику 8 Марта (3ч.)

24

Складывание цветов на основе изученных базовых форм.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Умение «читать» технологическую карту (понимать условные обозначения)

25

Оформление композиций и поздравительных открыток.


1


Индив.

Оформление композиции с полученными изделиями.

26

Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Умение «читать» технологическую карту (понимать условные обозначения)

Оригами – почта (3ч.)

27

Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

28

Датское и английское письмо.


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

Индив.

Умение «читать» технологическую карту (понимать условные обозначения)

29

Оригинальный конверт (2 варианта).


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

Индив.

Выставка работ

Изделия из складки (4ч.)

30

Гвоздика.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

31

Роза.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

32

Цветок в уголок. Декоративная композиция.


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)


Оформление композиции с полученными изделиями.

33

Китайская ваза.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

Базовая форма «Катамаран» (5ч.)

34

Знакомство с базовой формой «Катамаран».


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

фронтальная


35

Модульное оригами.


1

Беседа; ЦОР

фронтальная


36

Закладки.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

37

Орнамент из модулей.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Оформление композиции с полученными изделиями.

38

Кусудама.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

Базовая форма «Птица» (7ч.)

39

Знакомство с базовой формой «Птица».


1

Беседа; ЦОР

фронтальная


40

Складывание изделий на ее основе.


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

фронтальная


41

Журавлик на гнезде.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

42

Японский журавлик.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

43

Журавлик, машущий крыльями.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

44

Праздничный журавлик.


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

Индив.

Умение «читать» технологическую карту (понимать условные обозначения)

45

Ваза «Два журавля».


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

Цветы и вазы оригами (6ч.)

46

Игольчатая астра.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

47

Космея.


1

Выполнение заданий по образцу.

индивидуальная

Выставка работ

48

Крокус с листом.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.


49

Фуксия.


1

Выполнение заданий по образцу.

Индив.

Умение «читать» технологическую карту (понимать условные обозначения)

50

Объемный нарцисс.


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

Индив.


51

Высокая ваза для цветов.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

Базовая форма «Лягушка» (2ч.)

52

Знакомство с базовой формой «Лягушка».



1

Беседа;

Презентация.

фронтальная


53

Складывание объемного цветка ирис.


1


групповая

Выставка работ

Базовая форма «Дом» (3ч.)

54

Знакомство с новой базовой формой.


1



Практическая работа: выполнение работы в эскизах, подбор материалов.

фронтальная


55

Изготовление пилотки


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

56

Изготовление шапочки с козырьком.


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

Впереди – лето! (3ч.)

57

Складывание самолетов


1


групповая

Выставка работ

58

Складывание истребителей


1

Самостоятельная работа по т/к

Индив.

Выставка работ

59

Летные соревнования моделей.


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

Индив.


Творческие работы (2ч.)

60

Композиция «Букет цветов».


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

Индив.


61

Объемная композиция «Мой бумажный сад оригами».


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)

Индив.

Оформление композиции с полученными изделиями.

Оформление выставочных работ (5ч.)

62

Оформление тематических выставок.


1

Практическая работа: выполнение работы в эскизах, подбор материалов.

фронтальная

Выставка работ

63

Моделирование оригами из нескольких деталей.


1

Выполнение заданий по образцу. Воспринимать инструкцию (устную и графическую)


Выставка работ

64

Оформление тематических выставок: «На лесной полянке»


1

Практическая работа: выполнение работы в эскизах, подбор материалов.

фронтальная

Выставка работ

65

Оформление тематических выставок: «Мы встречаем Новый год»


1

Практическая работа: выполнение работы в эскизах, подбор материалов.

фронтальная

Выставка работ

66

Оформление тематических выставок: «Цветы для наших мам».


1

Практическая работа: выполнение работы в эскизах, подбор материалов.

фронтальная

Выставка работ

Итоговое занятие (2ч)

67

Сочинение-эссе «Оригами в нашей жизни».


1


Индив.

Выставка работ

68

Праздничное чаепитие. Награждение. Игры.


1

Подведение  итогов  работы  за  год. Проведение 

конкурса «Самые  умелые руки». Вручение  грамот, призов.

фронтальная

Выставка моделей, изготовленных  в  течение  года

Информационно-методическое обеспечение

1. Агапова И., Давыдова М. “Школа рукоделия: мягкая игрушка” - М., 2007 г.

2. Бегун Т.А. “Увлекательное рукоделие” М., 2005 г.

3. Геронимус Т.М. “Я все умею делать сам” - М., 1998 г.

4. Гукасова А.М. “Рукоделие в начальных классах” - М., 1984 г.

5. Еременко Т. И. “Иголка – волшебница” - М., 1987 г.

6. Лутцева Е.А. “Технология 1–4 классы. Программа” - М., 2008 г.

7. Молотобарова О.С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров” - М., 1990 г.

8. Носова Т. “Подарки и игрушки своими руками” - М., 2008 г.

9. Перевертень Г.И. “Самоделки из текстильных материалов” - М., 1990 г.

10. Симоненко В.Д. “Технология” - М., 2001 г

20



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.