12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
1

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я гражданин России"

Муниципальное образовательное учреждение

Клишевская средняя общеобразовательная школа № 12





«Согласовано»

Руководитель ШМО



________/ Кочнева Н.М./

 

«____»________2016 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы по ВР МОУ Клишевской СОШ №12

__________/Чернышева Т.С.

 

«____»____________2016г.

 

«Утверждено»

Директор МОУ Клишевской СОШ №12

__________Петухова О. В.



Приказ № ___ от «___»___________2016 г.

 



Рабочая программа

внеурочной деятельности

по курсу «Я гражданин России»

1-4 классы

()







Составитель: Ситникова О.С.,

учитель начальных классов

первой квалификационной категории





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № _____

от «___»__________2016г

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» для учащихся 1 - 4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, в соответствии с учебным планом Клишевской СОШ №12.

Актуальность данной программы обусловливается тем, что воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.

Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.

Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Цель программы:

создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Задачи:

- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;

- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;

- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;

- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;

- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Общая характеристика курса

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Ведущим видом деятельности ребенка в начальной школе становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте активно развивается самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому). Усложняется речь, однако память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Внимание младшего школьника недостаточно устойчиво, ограниченно по объему, зато активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.. В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. В сознании ребенка преобладают императивные (повелительные) элементы, которые обусловлены указаниями, советами и требованиями педагога. В этом возрасте дети с особенным доверием относятся к взрослым. Взрослея, младшие школьники пытаются активно, самостоятельно разбираться в сложных жизненных ситуациях. При этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Работая над нравственным воспитанием детей нужно учитывать их возрастные, психологические и психо-социальные особенности. Программа “Я – гражданин России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.

Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.

Задачи:

- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;

- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;

- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;

- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.

Предполагаемый результат деятельности:

высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.

Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Что такое личность?», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», спортивные мероприятия.

2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.

Задачи:

-формировать уважение к членам семьи;

-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;

-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:

-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;

-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.

Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», праздники «Семейные традиции».

3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.

Задачи:

-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина

Предполагаемый результат деятельности:

умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.

Мероприятия: экскурсии в музеи, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, выставки книг, книжкина неделя, КВН.

4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.

Задачи:

- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;

- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;

- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;

- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;

- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.

Предполагаемый результат деятельности:

осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.

Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Наша школа в будущем», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», трудовой десант «Укрась территорию школы.

5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.

Задачи:

- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.

Предполагаемый результат деятельности:

убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ.

6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.

Задачи:

- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;

- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.

Предполагаемый результат деятельности:

обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.


Место предмета в учебном плане

Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:

1 класс — 33 часа в год,

2-4 классы -34 часа в год.

Итого: 135 часов.


Формы организации образовательного процесса:

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

Теоретические занятия:

Беседы

Сообщения

Встречи с интересными людьми

Просмотр и обсуждение видеоматериала

Экскурсии

Поездки, походы по историческим и памятным местам

Творческие конкурсы

Коллективные творческие дела

Праздники

Викторины

Интеллектуально-познавательные игры

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране

Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций

Заочные путешествия

Творческие проекты, презентации

Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания



Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


1 класс


В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение учащихся:

Личностные результаты:

- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),

Познавательные УУД:

- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,

Коммуникативные УУД:

- приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.


2 класс


Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих умений:

- внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

- положительная мотивация учебной деятельности;

- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

- сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.

- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

Регулятивные УУД:

- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;

- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные УУД:

- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;

- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.

- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;

- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные УУД:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

-  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,

- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;

- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.




3 класс

Личностные результаты:

- формирование основ российской гражданской иден­тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен­тации;

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при­роды, народов, культур и религий;

- формирование уважительного отношения к иному мне­нию, истории и культуре других народов;

- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич­ностного смысла учения;

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и по­искового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф­фективные способы достижения результата;

-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Познавательные УУД:

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран­стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации .

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при­знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные УУД

- готовность слушать собеседника и вести диалог; готов­ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

 Предметные результаты:

- понимание особой роли России в мировой истории, вос­питание чувства гордости за национальные свершения, откры­тия, победы;

- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

- освоение доступных способов изучения природы и обще­ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас­сификация и др. с получением информации из семейных ар­хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире

4 класс

Личностные результаты:

–  осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

Познавательные УУД
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
 

Коммуникативные УУД
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
 
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.



Основное содержание курса внеурочной деятельности


Раздел 1. Маленькие Россияне (33 ч.)

1 класс

1.“Я и я”(4ч)

Я, ты, мы. Мой сосед по парте. «Кто я? Какой я? Что такое личность?» Правила поведения в школе.

2.“Я и семья”(6ч)

Моя семья – моя радость. Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Папа, мама, я – дружная семья.

3.“Я и культура”(5ч)

Дары природы. История моего города. Встреча с творческими людьми. Экскурсия в музей. Конкурс поделок из природного материала.

4.“Я и школа”(8ч)

Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности. Конкурс рисунков «Моя школа». Мой школьный дом. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Самое сильное звено. Укрась территорию своей школы.

5.“Я и мое Отечество”(6ч)

Беседа о государственной символике страны, малой родины. Маленькие герои большой войны. Мои родные – защитники Родины. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов и песен.

6.“Я и планета”(4ч).

Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке. Я – житель планеты земля.

Итоговый тест №1.


Раздел 2. Моя Малая Родина (34 ч.)

2 класс

1.“Я и я”(4ч)

Я – ученик. Мой портфель.

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

2.“Я и семья”(5ч)

Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков « Моя семья».

3.“Я и культура”(4ч)

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в музей.

4.“Я и школа”(6ч).

Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Конкурсы сочинений «Моя школа».

5.“Я и мое Отечество”(9ч)

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Конкурсы рисунков.

6.“Я и планета”(6ч)

Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.

Итоговый тест №2.


Раздел 3. Россия – Родина моя (34 ч.)

3 класс

1.“Я и я”(4ч)

Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Что значит, быть человеком!

2.“Я и семья”(5ч)

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.

3.“Я и культура”(4ч)

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Встреча с местными поэтами. Экскурсии в музей.

4.“Я и школа”(6ч)

Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.

Вежливая улица. Конкурс рисунков о школе.

5.“Я и мое Отечество”(9ч)

Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.

Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурс рисунков о войне.

6.“Я и планета”(6ч)

Осень в родном городе. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.

Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Конкурсы сочинений, рисунков.

Итоговый тест №3.


Раздел 4. Я – гражданин России (34 ч.)

4 класс

1.“Я и я”(4ч)

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

2.“Я и семья”(5ч)

День пожилого человека. Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.

3.“Я и культура”(4ч)

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

4.“Я и школа”(6ч)

Продолжаем изучать Школьный Устав. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурс рисунков о школе.

5.“Я и мое Отечество”(9ч)

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».

Я – гражданин России. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Города – герои. Конкурс рисунков о войне.

6.“Я и планета”(6ч)

В ответе за тех, кого приучили. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов.

Итоговый тест №4.



Тематическое планирование с определением основных видов деятельности

1класс

п/п

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Я и я”(4ч)

1

Я, ты, мы.

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

2

Мой сосед по парте

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

3

«Кто я? Какой я? Что такое личность?»

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

4

Правила поведения в школе.


в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Я и семья”(6ч)

5

Моя семья – моя радость

слушать и понимать речь других

6

Забота о родителях – дело совести каждого

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

7

Семейные традиции

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

8

Кто мои бабушка, дедушка?

Слушаем сказки моей бабушки

Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации

9

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза

Поиск и выделение необходимой информации

10

Папа, мама, я – дружная семья

слушать и понимать речь других

Я и культура”(5ч)

11

Дары природы

строить понятные для партнёра высказывания;

- слушать собеседника

12

История моего города

вступать в беседу на уроке и в жизни

13

Встреча с творческими людьми

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

14

Экскурсия в музей.

Умение выражать свои мысли. Управление действиями партнера, использовать речь для регуляции своего действия

15

Конкурс поделок из природного материала

работая по предложенному плану,  использовать необходимые средства

Я и школа”(8ч)

16

Беседа о школьном уставе.

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

17

Мои права и обязанности

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

18

Конкурс рисунков «Моя школа».

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

19

Мой школьный дом

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

20

Законы жизни в классе

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии

21

Школа вежливости

умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:;через участие в совместной деятельности, вести переговоры в игре, договариваться,

22

Самое сильное звено

учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции

23

Укрась территорию своей школы

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Я и мое Отечество”(6ч)

24

Беседа о государственной символике страны, малой родины.

уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему

25

Маленькие герои большой войны..

искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете

26

Мои родные – защитники Родины

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

упражнений;

27

Поклон тебе, солдат России.

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

28

С чего начинается Родина?

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)

29

Конкурсы стихов и песен.

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Я и планета”(4ч).

30

Планета просит помощи.

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

31

Маленькая страна..

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций

32

В гости к зеленой аптеке

уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему

33

Я – житель планеты земля.

под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия

34

Итоговый тест №1

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

ИТОГО: 34 часа



2 класс

п\п

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Я и я”(4ч)

1

Я – ученик.

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем

2

Мой портфель

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

3

Подумай о других

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник

4

Игры на развитие произвольных процессов

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Я и семья”(5ч)

5

Моя любимая мамочка.

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками

6

Об отце говорю с уважением.

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников

7

Мама, папа, я – дружная семья.

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц

8

Здесь живет моя семья.

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем

9

Конкурсы рисунков « Моя семья».

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Я и культура”(4ч)

10

Родной край в древности.

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны

11

Поэты и писатели нашего города

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

12

Что посеешь, то и пожнешь.

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников

13

Экскурсия в музей.

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Я и школа”(6ч).

14

Обязанности ученика в школе.

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения

15

Я люблю свою школу.

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник

16

Самый уютный класс.

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий

17

Школьная символика (гимн, герб, флаг).

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

18

По каким правилам мы живем в школе?

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения

19

Конкурсы сочинений «Моя школа».

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Я и мое Отечество”(9ч)

20

Урок Мира.

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

21

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения

22

Мы и наши права.

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

23

Мой любимый город.

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

24

Наш город

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

25

О чем шепчут названия улиц родного города.

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

26

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

27

Герои Советского союза – наши земляки.

самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве

28

Конкурсы рисунков

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий

Я и планета”(6ч)

29

Осень в родном городе.

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

30

Знай и люби свой край.

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

31

Экология нашего города.

самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве

32

День добрых волшебников.

делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

33

Уж тает снег, бегут ручьи.

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

34

День птиц.

Итоговый тест №2

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

ИТОГО:34 часа



3 класс

п/п

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Я и я”(4ч)

1

Кому нужна моя помощь?

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы

2

Кто что любит и умеет делать.

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

3

Мы все такие разные

самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве

4

Что значит, быть человеком!

использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

Я и семья”(5ч)

5

В гостях у предков.

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

6

Откуда я родом. Почему меня так назвали.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

7

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

8

Моя семья – моя радость.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

9

Мамины помощники

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Я и культура”(4ч)

10

Люблю тебя, моя Россия...

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы

11

Богатыри земли Русской.

делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

12

Мои любимые книги

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

13

Встреча с местными поэтами. Экскурсии в музей

использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

Я и школа”(6ч)

14

Мой класс – моя семья.

преобразовывать информацию из одной формы в другую

15

Мои права и обязанности

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

16

Беседа о школьном Уставе.

учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

17

Каков я в школе? Сценки из школьной жизни.

использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

18

Наша школа в будущем

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы

19

Вежливая улица. Конкурс рисунков о школе.


определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок

Я и мое Отечество”(9ч)

20

Урок милосердия и доброты.

преобразовывать информацию из одной формы в другую

21

Знакомства с символами Российского государства.

учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

22

Наша страна – Россия.

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

23

Конституция – основной закон жизни страны.

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

24

Флаги России.

Путешествие по стране

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

25

Кто хочет стать знатоком истории.

учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

26

Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества!

преобразовывать информацию из одной формы в другую

27

О подвигах женщин в военное время.

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

28

Конкурс рисунков о войне.

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок

Я и планета”(6ч)

29

Осень в родном городе.

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

30

Животные из Красной книги.

установление причинно-следственных связей,

формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

31

Животные – рекордсмены

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

32

Чем живет планета Земля?

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок

33

Судьба Земли – наша судьба.

видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них

34

Конкурсы сочинений, рисунков.

Итоговый тест №3.

Работать самостоятельно на основе простейших заданий



4 класс

п/п

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Я и я”(4ч)

1

Кто я? Какой я? Откуда я родом.

Формирование алгоритма своего действия, осознание алгоритма своего действия

2

Правила жизни. Правила счастливого человека.

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

3

«Можно» и «нельзя» в жизни.

Работать самостоятельно на основе простейших заданий

4

Мир моих интересов

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Я и семья”(5ч)

5

День пожилого человека.

Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

6

Забота о родителях – дело совести каждого.

установление причинно-следственных связей,

формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

7

Моя семья. Наша домашняя коллекция.

видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них

8

Игры с младшим братом (сестрой).

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

9

Мои семейные обязанности

Выполнять учебные действия в соответствии с планом

Я и культура”(4ч)

10

Знаменитые писатели и поэты.

определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала

11

Сто великих женщин. Образ русской женщины.

анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

12

О красоте, моде и хорошем вкусе.

Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

13

Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Выполнять учебные действия в соответствии с планом

Я и школа”(6ч)

14

Продолжаем изучать Школьный Устав

определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала

15

Самое сильное звено.

Выполнять учебные действия в соответствии с планом

16

Мой лучший школьный друг

Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

17

Наши классные обязанности.

анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

18

Зачем нужно учиться в школе.

донести свою позицию до других:  оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

19

Конкурс рисунков о школе.

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Я и мое Отечество”(9ч)

20

Поговорим о толерантности

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалог (побуждающий и подводящий диалог));

21

Символика России. Символы нашего края.

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи)

22

Государственный праздник – День Согласия и примирения

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

23

Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Я – гражданин России.

определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

24

Есть такая профессия – Родину защищать.

Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи

25

О подвигах женщин в военное время

определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

26

Победа деда – моя победа.

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

27

Герои Великой Отечественной войны

вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

28

Города – герои. Конкурс рисунков о войне.

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Я и планета”(6ч)

29

В ответе за тех, кого приучили.

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить

30

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

31

Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света.

задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

32

Я - житель планеты Земля.

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи)

33

Берегите природу.

под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия

34

Конкурс экологических сказок, стихов.

Итоговый тест №4.

выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним











Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.

1. Гражданско-правовое воспитание школьников: сборник методических рекомендаций. Смоленск, ГОУ «ДПОС», 2009г.

2. Жиренко О.Е.,  Лапина Е.В.,  Киселёва Т.В.  Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

3. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.

4. Персидская И.В., Фонова  Г.А. и др.  Классные часы в 1-4 классах.  – Волгоград: «Учитель», 2006.

5. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.

6. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

Интернет-реурсы:

http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html - Российские праздники. Календарь праздников.

http://www.openclass.ru/node/357269 - Разработки внеклассных занятий по духовно-нравственному направлению.

http://school8.s-edu.ru/index.php?catid=23:2011-10-03-04-42-29&id=54:2011-12-29-05-45-54&Itemid=4&option=com_content&view=article – Духовно-нравственное воспитание.



























Приложение 1

Учебно-тематическое планирование


1класс

п/п

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Форма проведения занятия

Дата по плану

Дата по факту

Скорректированные сроки прохождения

Я и я”(4ч)

1

Я, ты, мы.

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

беседа




2

Мой сосед по парте

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

Индивид.

работа




3

«Кто я? Какой я? Что такое личность?»

определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

беседа




4

Правила поведения в школе.


в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

презентация




Я и семья”(6ч)

5

Моя семья – моя радость

слушать и понимать речь других

беседа




6

Забота о родителях – дело совести каждого

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

презентация




7

Семейные традиции

ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг;

Индивид.

работа




8

Кто мои бабушка, дедушка?

Слушаем сказки моей бабушки

Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации

беседа




9

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза

Поиск и выделение необходимой информации

презентация




10

Папа, мама, я – дружная семья

слушать и понимать речь других

Индивид.

работа




Я и культура”(5ч)

11

Дары природы

строить понятные для партнёра высказывания;

- слушать собеседника

консультации




12

История моего города

вступать в беседу на уроке и в жизни

Беседа




13

Встреча с творческими людьми

совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им

Беседа




14

Экскурсия в музей.

Умение выражать свои мысли. Управление действиями партнера, использовать речь для регуляции своего действия

Экскурсия




15

Конкурс поделок из природного материала

работая по предложенному плану,  использовать необходимые средства

консультации




Я и школа”(8ч)

16

Беседа о школьном уставе.

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

Беседа




17

Мои права и обязанности

определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем

презентация




18

Конкурс рисунков «Моя школа».

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Конкурс




19

Мой школьный дом

планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Беседа




20

Законы жизни в классе

Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии

Беседа




21

Школа вежливости

умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:;через участие в совместной деятельности, вести переговоры в игре, договариваться,

презентация




22

Самое сильное звено

учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции

Беседа




23

Укрась территорию своей школы

сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Проектная работа




Я и мое Отечество”(6ч)

24

Беседа о государственной символике страны, малой родины.

уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему

Беседа




25

Маленькие герои большой войны..

искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете

презентация




26

Мои родные – защитники Родины

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых

упражнений;

Проектная работа




27

Поклон тебе, солдат России.

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи);

презентация




28

С чего начинается Родина?

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог)

Беседа




29

Конкурсы стихов и песен.

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач.

Конкурс




Я и планета”(4ч).

30

Планета просит помощи.

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений;

презентация




31

Маленькая страна.

осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций

Беседа




32

В гости к зеленой аптеке

уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему

Проектная работа




33

Я – житель планеты земля.

под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия

презентация




34

Итоговый тест №1

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Конкурс




ИТОГО: 34 часа








2 класс

п\п

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Форма проведения занятия

Дата по плану

Дата по факту

Скорректированные сроки прохождения

Я и я”(4ч)

1

Я – ученик.

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем

Беседа




2

Мой портфель

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

презентация




3

Подумай о других

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник

Беседа




4

Игры на развитие произвольных процессов

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Конкурс




Я и семья”(5ч)

5

Моя любимая мамочка.

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками

Беседа




6

Об отце говорю с уважением.

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников





7

Мама, папа, я – дружная семья.

понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц

презентация




8

Здесь живет моя семья.

соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем

Беседа




9

Конкурсы рисунков « Моя семья».

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Конкурс




Я и культура”(4ч)

10

Родной край в древности.

умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны

Беседа




11

Поэты и писатели нашего города

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

презентация




12

Что посеешь, то и пожнешь.

находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников

Беседа




13

Экскурсия в музей.

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Экскурсия




Я и школа”(6ч).

14

Обязанности ученика в школе.

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения

презентация




15

Я люблю свою школу.

слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник

Беседа




16

Самый уютный класс.

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий

Беседа




17

Школьная символика (гимн, герб, флаг).

фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;

презентация




18

По каким правилам мы живем в школе?

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения

Беседа




19

Конкурсы сочинений «Моя школа».

осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль

Конкурс




Я и мое Отечество”(9ч)

20

Урок Мира.

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Беседа




21

Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения

презентация




22

Мы и наши права.

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить.

Индивид.

работа




23

Мой любимый город.

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Групповая работа




24

Наш город

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

презентация




25

О чем шепчут названия улиц родного города.

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Групповая работа




26

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

презентация




27

Герои Советского союза – наши земляки.

самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве

Групповая работа




28

Конкурсы рисунков

договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий

Конкурс




Я и планета”(6ч)

29

Осень в родном городе.

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Индивид.

работа




30

Знай и люби свой край.

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Групповая работа




31

Экология нашего города.

самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве

презентация




32

День добрых волшебников.

делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

Викторина





33

Уж тает снег, бегут ручьи.

добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах

Индивид.

работа




34

День птиц.

Итоговый тест №2

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

презентация




ИТОГО:34 часа



3 класс

п/п

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Форма проведения занятия

Дата по плану

Дата по факту

Скорректированные сроки прохождения

Я и я”(4ч)

1

Кому нужна моя помощь?

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы

беседа




2

Кто что любит и умеет делать.

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

Презентация




3

Мы все такие разные

самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве

беседа




4

Что значит, быть человеком!

использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

Презентация




Я и семья”(5ч)





5

В гостях у предков.

высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки

беседа




6

Откуда я родом. Почему меня так назвали.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Индив.работа




7

Что значит быть хорошим сыном и дочерью.

делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

беседа




8

Моя семья – моя радость.

оформлять свои мысли в устной и письменной форме

Презентация




9

Мамины помощники

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Индив.работа




Я и культура”(4ч)

10

Люблю тебя, моя Россия...

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы

беседа




11

Богатыри земли Русской.

делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи

беседа




12

Мои любимые книги

освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии

Презентация




13

Встреча с местными поэтами. Экскурсии в музей

использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

Беседа




Я и школа”(6ч)

14

Мой класс – моя семья.

преобразовывать информацию из одной формы в другую

Презентация




15

Мои права и обязанности

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Беседа




16

Беседа о школьном Уставе.

учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Беседа




17

Каков я в школе? Сценки из школьной жизни.

использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов

Ролевая игра




18

Наша школа в будущем

учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы

Презентация




19

Вежливая улица. Конкурс рисунков о школе.


определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок

Конкурс




Я и мое Отечество”(9ч)

20

Урок милосердия и доброты.

преобразовывать информацию из одной формы в другую

Беседа




21

Знакомства с символами Российского государства.

учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

Занятие-игра




22

Наша страна – Россия.

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Интегрированное занятие




23

Конституция – основной закон жизни страны.

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Ролевая игра




24

Флаги России.

Путешествие по стране

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

Поиск информации




25

Кто хочет стать знатоком истории.

учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

викторина




26

Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества!

преобразовывать информацию из одной формы в другую

Поиск информации




27

О подвигах женщин в военное время.

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Беседа




28

Конкурс рисунков о войне.

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок

Индив.работа




Я и планета”(6ч)

29

Осень в родном городе.

готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Беседа




30

Животные из Красной книги.

установление причинно-следственных связей,

формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

Занятие-игра




31

Животные – рекордсмены

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

Поиск информации




32

Чем живет планета Земля?

определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок

викторина




33

Судьба Земли – наша судьба.

видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них

Ролевая игра




34

Конкурсы сочинений, рисунков.

Итоговый тест №3.

Работать самостоятельно на основе простейших заданий

Индив.работа






4 класс

п/п

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся


Форма проведения занятия

Дата по плану

Дата по факту

Скорректированные сроки прохождения

Я и я”(4ч)

1

Кто я? Какой я? Откуда я родом.

Формирование алгоритма своего действия, осознание алгоритма своего действия

Беседа с элементами игры




2

Правила жизни. Правила счастливого человека.

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

беседа




3

«Можно» и «нельзя» в жизни.

Работать самостоятельно на основе простейших заданий

Занятие-игра




4

Мир моих интересов

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

викторина




Я и семья”(5ч)

5

День пожилого человека.

Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

беседа




6

Забота о родителях – дело совести каждого.

установление причинно-следственных связей,

формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное

путешествие




7

Моя семья. Наша домашняя коллекция.

видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них

Беседа с элементами игры




8

Игры с младшим братом (сестрой).

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Занятие-игра




9

Мои семейные обязанности

Выполнять учебные действия в соответствии с планом

викторина




Я и культура”(4ч)

10

Знаменитые писатели и поэты.

определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала

беседа




11

Сто великих женщин. Образ русской женщины.

анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

презентация




12

О красоте, моде и хорошем вкусе.

Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

викторина




13

Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Выполнять учебные действия в соответствии с планом

Занятие-игра




Я и школа”(6ч)

14

Продолжаем изучать Школьный Устав

определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала

путешествие




15

Самое сильное звено.

Выполнять учебные действия в соответствии с планом

викторина




16

Мой лучший школьный друг

Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев

презентация




17

Наши классные обязанности.

анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

беседа




18

Зачем нужно учиться в школе.

донести свою позицию до других:  оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста)

презентация




19

Конкурс рисунков о школе.

способность принимать и сохранять учебную цель и задачу

Конкурс




Я и мое Отечество”(9ч)

20

Поговорим о толерантности

слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалог (побуждающий и подводящий диалог));

беседа




21

Символика России. Символы нашего края.

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи)

презентация




22

Государственный праздник – День Согласия и примирения

участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки

беседа




23

Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Я – гражданин России.

определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

путешествие




24

Есть такая профессия – Родину защищать.

Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи

презентация




25

О подвигах женщин в военное время

определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

презентация




26

Победа деда – моя победа.

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Поисковая работа




27

Герои Великой Отечественной войны

вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога

беседа




28

Города – герои. Конкурс рисунков о войне.

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Конкурс




Я и планета”(6ч)

29

В ответе за тех, кого приучили.

в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить

беседа




30

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений

презентация




31

Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света.

задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.

Групповая работа




32

Я - житель планеты Земля.

уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи)

презентация




33

Берегите природу.

под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия

беседа




34

Конкурс экологических сказок, стихов.

Итоговый тест №4.

выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним

Конкурс







Опубликовано в группе «Всероссийские и международные конкурсы для учителей»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.