Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я гражданин России»
Муниципальное образовательное учреждение
Клишевская средняя общеобразовательная школа № 12
«Согласовано» Руководитель ШМО ________/ Кочнева Н.М./
«____»________2016 г.
| «Согласовано» Заместитель директора школы по ВР МОУ Клишевской СОШ №12 __________/Чернышева Т.С.
«____»____________2016г.
| «Утверждено» Директор МОУ Клишевской СОШ №12 __________Петухова О. В. Приказ № ___ от «___»___________2016 г.
|
Рабочая программа
внеурочной деятельности
по курсу «Я гражданин России»
1-4 классы
()
Составитель: Ситникова О.С.,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № _____
от «___»__________2016г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Я гражданин России» для учащихся 1 - 4 классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного воспитания и развития, в соответствии с учебным планом Клишевской СОШ №12.
Актуальность данной программы обусловливается тем, что воспитание гражданина страны - одно из главных условий национального возрождения. Функционально грамотный гражданин - это человек, любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Это проблемы не только философские, социальные, экономические, но и педагогические. Важно воспитать деятельного гражданина своей Родины, а не стороннего наблюдателя. Формируя гражданина, мы, прежде всего, должны видеть в нем человека. Поэтому гражданин с педагогической точки зрения - это самобытная индивидуальность, личность, обладающая единством духовно-нравственного и правового долга.
Программа “Я – гражданин России” является основой к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования с учетом воспитательной, учебной, внеучебной, социально значимой деятельности обучающихся, основанной на системе духовных идеалов, моральных приоритетов, реализуемого в совместной деятельности школы, семьи и других объектов общественной жизни.
Программа направлена на системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно-исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Данная программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических воздействий, опирается на принципы индивидуализации, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.
Программа “Я – гражданин России” предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.
Цель программы:
создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Общая характеристика курса
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Ведущим видом деятельности ребенка в начальной школе становится учение, хотя по-прежнему много времени дети уделяют игре. В этом возрасте активно развивается самооценка, мышление (от эмоционально-образного к абстрактно-логическому). Усложняется речь, однако память имеет преимущественно наглядно-образный характер. Внимание младшего школьника недостаточно устойчиво, ограниченно по объему, зато активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.. В младшем школьном возрасте повышена восприимчивость к усвоению нравственных правил и норм. В сознании ребенка преобладают императивные (повелительные) элементы, которые обусловлены указаниями, советами и требованиями педагога. В этом возрасте дети с особенным доверием относятся к взрослым. Взрослея, младшие школьники пытаются активно, самостоятельно разбираться в сложных жизненных ситуациях. При этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Работая над нравственным воспитанием детей нужно учитывать их возрастные, психологические и психо-социальные особенности. Программа “Я – гражданин России” включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России.
“Я и я” – формирование гражданского отношения к себе.
Задачи:
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- формировать сознательное отношение к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Предполагаемый результат деятельности:
высокий уровень самосознания, самодисциплины, понимание учащимися ценности человеческой жизни, здоровья, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию.
Мероприятия: игры на развитие произвольных процессов (внимания, памяти, воображения и т.д.), беседы «Кто я? Какой я?», «Что такое личность?», психологический практикум «Правила счастливого человека», час откровенного разговора «Мой сосед по парте», спортивные мероприятия.
2. “Я и семья” – формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
-формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: беседы «Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью», « Забота о родителях – дело совести каждого», конкурс рисунков и стихотворений «Я люблю свою маму», конкурсы сочинений «Я и мои родственники», «Об отце говорю с уважением», «Моя мама – самая лучшая», соревнование «Мама, папа, я – дружная семья», праздники «Семейные традиции».
3. “Я и культура” – формирование отношения к искусству.
Задачи:
-воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина
Предполагаемый результат деятельности:
умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми, организация выставок детского творчества и фотовыставок, выставки книг, книжкина неделя, КВН.
4. “Я и школа” – формирование гражданского отношения к школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
Мероприятия: праздник первого звонка, экскурсия по школе «Мой школьный дом», беседы «Правила поведения в школе», беседа о школьном уставе «Мои права и обязанности», конкурс сочинений и рисунков «Моя школа», организация дежурств, игры «Самое сильное звено», «Наша школа в будущем», конкурс классных комнат «Самый уютный класс», трудовой десант «Укрась территорию школы.
5. “Я и мое Отечество” – формирование гражданского отношения к Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, лекция «Права и обязанности ребенка», экскурсии в краеведческие и школьные музеи, конкурс рисунков и сочинений «Моя малая Родина», встречи с ветеранами ВОВ.
6. “Я и планета” – формирование гражданского отношения к планете Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей.
Предполагаемый результат деятельности:
обучающиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле.
Место предмета в учебном плане
Программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю:
1 класс — 33 часа в год,
2-4 классы -34 часа в год.
Итого: 135 часов.
Формы организации образовательного процесса:
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Теоретические занятия:
Беседы
Сообщения
Встречи с интересными людьми
Просмотр и обсуждение видеоматериала
Экскурсии
Поездки, походы по историческим и памятным местам
Творческие конкурсы
Коллективные творческие дела
Праздники
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
Творческие проекты, презентации
Сюжетно - ролевые игры гражданского и историко-патриотического содержания
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
1 класс
В результате реализации программы должно обеспечиваться достижение учащихся:
Личностные результаты:
- осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
- осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
- уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
- способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.),
Познавательные УУД:
- способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
- совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей,
Коммуникативные УУД:
- приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе),
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
2 класс
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих умений:
- внутренняя позиция учащегося с точки зрения собственных ощущений (явления, события), в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
- положительная мотивация учебной деятельности;
- самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
- сознание необходимости получения знаний, как средств реализации коммуникативных умений и навыков.
- формирование чувства любви к Родине, уважения к ее истории, культуре, традициям, народам нормам общественной жизни.
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я гражданин России» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
- способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей;
- совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
- добывать новые знания: находить дополнительную информацию по содержанию курса, используя дополнительную литературу, свой жизненный опыт;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, право, свобода, обязанность, ответственность.
- перерабатывать полученную информацию, делать выводы;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения;
- знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД:
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения и следовать им;
- учиться выполнять различные роли в группе.
Предметные результаты:
- усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
- владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
- овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения,
- знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
- умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны; приводить примеры достопримечательностей родного края;
- умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.
3 класс
Личностные результаты:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
-формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Познавательные УУД:
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации .
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
Коммуникативные УУД
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
Предметные результаты:
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
-развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире
4 класс
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
Познавательные УУД
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
Коммуникативные УУД
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Основное содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Маленькие Россияне (33 ч.)
1 класс
1.“Я и я”(4ч)
Я, ты, мы. Мой сосед по парте. «Кто я? Какой я? Что такое личность?» Правила поведения в школе.
2.“Я и семья”(6ч)
Моя семья – моя радость. Забота о родителях – дело совести каждого. Семейные традиции. Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки. Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза. Папа, мама, я – дружная семья.
3.“Я и культура”(5ч)
Дары природы. История моего города. Встреча с творческими людьми. Экскурсия в музей. Конкурс поделок из природного материала.
4.“Я и школа”(8ч)
Беседа о школьном уставе. Мои права и обязанности. Конкурс рисунков «Моя школа». Мой школьный дом. Законы жизни в классе. Школа вежливости. Самое сильное звено. Укрась территорию своей школы.
5.“Я и мое Отечество”(6ч)
Беседа о государственной символике страны, малой родины. Маленькие герои большой войны. Мои родные – защитники Родины. Поклон тебе, солдат России. С чего начинается Родина? Конкурсы стихов и песен.
6.“Я и планета”(4ч).
Планета просит помощи. Маленькая страна. В гости к зеленой аптеке. Я – житель планеты земля.
Итоговый тест №1.
Раздел 2. Моя Малая Родина (34 ч.)
2 класс
1.“Я и я”(4ч)
Я – ученик. Мой портфель.
Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.
2.“Я и семья”(5ч)
Моя любимая мамочка. Об отце говорю с уважением. Мама, папа, я – дружная семья. Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков « Моя семья».
3.“Я и культура”(4ч)
Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города. Что посеешь, то и пожнешь. Экскурсия в музей.
4.“Я и школа”(6ч).
Обязанности ученика в школе. Я люблю свою школу. Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг). По каким правилам мы живем в школе? Конкурсы сочинений «Моя школа».
5.“Я и мое Отечество”(9ч)
Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). Мы и наши права. Мой любимый город. Наш город. О чем шепчут названия улиц родного города. След Великой Отечественной войны в жизни родного края. Герои Советского союза – наши земляки. Конкурсы рисунков.
6.“Я и планета”(6ч)
Осень в родном городе. Знай и люби свой край. Экология нашего города. День добрых волшебников. Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.
Итоговый тест №2.
Раздел 3. Россия – Родина моя (34 ч.)
3 класс
1.“Я и я”(4ч)
Кому нужна моя помощь? Кто что любит и умеет делать. Мы все такие разные. Что значит, быть человеком!
2.“Я и семья”(5ч)
В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали. Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость. Мамины помощники.
3.“Я и культура”(4ч)
Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской. Мои любимые книги. Встреча с местными поэтами. Экскурсии в музей.
4.“Я и школа”(6ч)
Мой класс – моя семья. Мои права и обязанности. Беседа о школьном Уставе. Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. Наша школа в будущем.
Вежливая улица. Конкурс рисунков о школе.
5.“Я и мое Отечество”(9ч)
Урок милосердия и доброты. Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России.
Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества! О подвигах женщин в военное время. Конкурс рисунков о войне.
6.“Я и планета”(6ч)
Осень в родном городе. Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.
Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба. Конкурсы сочинений, рисунков.
Итоговый тест №3.
Раздел 4. Я – гражданин России (34 ч.)
4 класс
1.“Я и я”(4ч)
Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов
2.“Я и семья”(5ч)
День пожилого человека. Забота о родителях – дело совести каждого. Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.
3.“Я и культура”(4ч)
Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».
4.“Я и школа”(6ч)
Продолжаем изучать Школьный Устав. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурс рисунков о школе.
5.“Я и мое Отечество”(9ч)
Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.
Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети».
Я – гражданин России. Есть такая профессия – Родину защищать. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Города – герои. Конкурс рисунков о войне.
6.“Я и планета”(6ч)
В ответе за тех, кого приучили. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Конкурс экологических сказок, стихов.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
1класс
№п/п | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
“Я и я”(4ч) | ||
1 | Я, ты, мы. | ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг; |
2 | Мой сосед по парте | определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; |
3 | «Кто я? Какой я? Что такое личность?» | определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; |
4 | Правила поведения в школе. | в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. |
“Я и семья”(6ч) | ||
5 | Моя семья – моя радость | слушать и понимать речь других |
6 | Забота о родителях – дело совести каждого | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). |
7 | Семейные традиции | ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг; |
8 | Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки | Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации |
9 | Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза | Поиск и выделение необходимой информации |
10 | Папа, мама, я – дружная семья | слушать и понимать речь других |
“Я и культура”(5ч) | ||
11 | Дары природы | строить понятные для партнёра высказывания; - слушать собеседника |
12 | История моего города | вступать в беседу на уроке и в жизни |
13 | Встреча с творческими людьми | совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им |
14 | Экскурсия в музей. | Умение выражать свои мысли. Управление действиями партнера, использовать речь для регуляции своего действия |
15 | Конкурс поделок из природного материала | работая по предложенному плану, использовать необходимые средства |
Я и школа”(8ч) | ||
16 | Беседа о школьном уставе. | перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
17 | Мои права и обязанности | определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем |
18 | Конкурс рисунков «Моя школа». | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве |
19 | Мой школьный дом | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане |
20 | Законы жизни в классе | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии |
21 | Школа вежливости | умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:;через участие в совместной деятельности, вести переговоры в игре, договариваться, |
22 | Самое сильное звено | учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции |
23 | Укрась территорию своей школы | сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
“Я и мое Отечество”(6ч) | ||
24 | Беседа о государственной символике страны, малой родины. | уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему |
25 | Маленькие герои большой войны.. | искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете |
26 | Мои родные – защитники Родины | добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; |
27 | Поклон тебе, солдат России. | уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); |
28 | С чего начинается Родина? | слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) |
29 | Конкурсы стихов и песен. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. |
“Я и планета”(4ч). | ||
30 | Планета просит помощи. | добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; |
31 | Маленькая страна.. | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций |
32 | В гости к зеленой аптеке | уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему |
33 | Я – житель планеты земля. | под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия |
34 | Итоговый тест №1 | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
ИТОГО: 34 часа |
2 класс
№ п\п | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
“Я и я”(4ч) | ||
1 | Я – ученик. | соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем |
2 | Мой портфель | фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; |
3 | Подумай о других | слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник |
4 | Игры на развитие произвольных процессов | осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль |
“Я и семья”(5ч) | ||
5 | Моя любимая мамочка. | включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками |
6 | Об отце говорю с уважением. | находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников |
7 | Мама, папа, я – дружная семья. | понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц |
8 | Здесь живет моя семья. | соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем |
9 | Конкурсы рисунков « Моя семья». | осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль |
“Я и культура”(4ч) | ||
10 | Родной край в древности. | умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны |
11 | Поэты и писатели нашего города | учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
12 | Что посеешь, то и пожнешь. | находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников |
13 | Экскурсия в музей. | осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль |
“Я и школа”(6ч). | ||
14 | Обязанности ученика в школе. | выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения |
15 | Я люблю свою школу. | слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник |
16 | Самый уютный класс. | договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий |
17 | Школьная символика (гимн, герб, флаг). | фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; |
18 | По каким правилам мы живем в школе? | выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения |
19 | Конкурсы сочинений «Моя школа». | осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль |
Я и мое Отечество”(9ч) | ||
20 | Урок Мира. | учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
21 | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения |
22 | Мы и наши права. | в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. |
23 | Мой любимый город. | высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки |
24 | Наш город | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах |
25 | О чем шепчут названия улиц родного города. | учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). |
26 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи |
27 | Герои Советского союза – наши земляки. | самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве |
28 | Конкурсы рисунков | договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий |
“Я и планета”(6ч) | ||
29 | Осень в родном городе. | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах |
30 | Знай и люби свой край. | высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки |
31 | Экология нашего города. | самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве |
32 | День добрых волшебников. | делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи |
33 | Уж тает снег, бегут ручьи. | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах |
34 | День птиц. Итоговый тест №2 | оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
ИТОГО:34 часа |
3 класс
№п/п | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
“Я и я”(4ч) | ||
1 | Кому нужна моя помощь? | учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы |
2 | Кто что любит и умеет делать. | высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки |
3 | Мы все такие разные | самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве |
4 | Что значит, быть человеком! | использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов |
“Я и семья”(5ч) | ||
5 | В гостях у предков. | высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки |
6 | Откуда я родом. Почему меня так назвали. | оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
7 | Что значит быть хорошим сыном и дочерью. | делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи |
8 | Моя семья – моя радость. | оформлять свои мысли в устной и письменной форме |
9 | Мамины помощники | освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
“Я и культура”(4ч) | ||
10 | Люблю тебя, моя Россия... | учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы |
11 | Богатыри земли Русской. | делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи |
12 | Мои любимые книги | освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии |
13 | Встреча с местными поэтами. Экскурсии в музей | использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов |
“Я и школа”(6ч) | ||
14 | Мой класс – моя семья. | преобразовывать информацию из одной формы в другую |
15 | Мои права и обязанности | договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; |
16 | Беседа о школьном Уставе. | учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
17 | Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. | использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов |
18 | Наша школа в будущем | учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы |
19 | Вежливая улица. Конкурс рисунков о школе. | определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок |
“Я и мое Отечество”(9ч) | ||
20 | Урок милосердия и доброты. | преобразовывать информацию из одной формы в другую |
21 | Знакомства с символами Российского государства. | учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
22 | Наша страна – Россия. | делать выводы в результате совместной работы класса и учителя |
23 | Конституция – основной закон жизни страны. | готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества |
24 | Флаги России. Путешествие по стране | договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; |
25 | Кто хочет стать знатоком истории. | учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации |
26 | Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества! | преобразовывать информацию из одной формы в другую |
27 | О подвигах женщин в военное время. | готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества |
28 | Конкурс рисунков о войне. | определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок |
“Я и планета”(6ч) | ||
29 | Осень в родном городе. | готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества |
30 | Животные из Красной книги. | установление причинно-следственных связей, формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное |
31 | Животные – рекордсмены | делать выводы в результате совместной работы класса и учителя |
32 | Чем живет планета Земля? | определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок |
33 | Судьба Земли – наша судьба. | видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них |
34 | Конкурсы сочинений, рисунков. Итоговый тест №3. | Работать самостоятельно на основе простейших заданий |
4 класс
№п/п | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
“Я и я”(4ч) | ||
1 | Кто я? Какой я? Откуда я родом. | Формирование алгоритма своего действия, осознание алгоритма своего действия |
2 | Правила жизни. Правила счастливого человека. | делать выводы в результате совместной работы класса и учителя |
3 | «Можно» и «нельзя» в жизни. | Работать самостоятельно на основе простейших заданий |
4 | Мир моих интересов | способность принимать и сохранять учебную цель и задачу |
“Я и семья”(5ч) | ||
5 | День пожилого человека. | Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев |
6 | Забота о родителях – дело совести каждого. | установление причинно-следственных связей, формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное |
7 | Моя семья. Наша домашняя коллекция. | видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них |
8 | Игры с младшим братом (сестрой). | способность принимать и сохранять учебную цель и задачу |
9 | Мои семейные обязанности | Выполнять учебные действия в соответствии с планом |
Я и культура”(4ч) | ||
10 | Знаменитые писатели и поэты. | определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала |
11 | Сто великих женщин. Образ русской женщины. | анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты |
12 | О красоте, моде и хорошем вкусе. | Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев |
13 | Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». | Выполнять учебные действия в соответствии с планом |
“Я и школа”(6ч) | ||
14 | Продолжаем изучать Школьный Устав | определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала |
15 | Самое сильное звено. | Выполнять учебные действия в соответствии с планом |
16 | Мой лучший школьный друг | Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев |
17 | Наши классные обязанности. | анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты |
18 | Зачем нужно учиться в школе. | донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) |
19 | Конкурс рисунков о школе. | способность принимать и сохранять учебную цель и задачу |
“Я и мое Отечество”(9ч) | ||
20 | Поговорим о толерантности | слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалог (побуждающий и подводящий диалог)); |
21 | Символика России. Символы нашего края. | уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) |
22 | Государственный праздник – День Согласия и примирения | участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки |
23 | Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Я – гражданин России. | определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку |
24 | Есть такая профессия – Родину защищать. | Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи |
25 | О подвигах женщин в военное время | определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку |
26 | Победа деда – моя победа. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
27 | Герои Великой Отечественной войны | вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога |
28 | Города – герои. Конкурс рисунков о войне. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности |
“Я и планета”(6ч) | ||
29 | В ответе за тех, кого приучили. | в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить |
30 | Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. | добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений |
31 | Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
32 | Я - житель планеты Земля. | уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) |
33 | Берегите природу. | под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия |
34 | Конкурс экологических сказок, стихов. Итоговый тест №4. | выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним |
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
1. Гражданско-правовое воспитание школьников: сборник методических рекомендаций. Смоленск, ГОУ «ДПОС», 2009г.
2. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселёва Т.В. Я – гражданин России! Классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.
3. Максимова Т.Н. Классные часы: 2 класс. – М.: ВАКО, 2009.
4. Персидская И.В., Фонова Г.А. и др. Классные часы в 1-4 классах. – Волгоград: «Учитель», 2006.
5. Яценко И.Ф., Праздники России: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2010.
6. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
Интернет-реурсы:
http://www.inmoment.ru/holidays/holidays-month.html - Российские праздники. Календарь праздников.
http://www.openclass.ru/node/357269 - Разработки внеклассных занятий по духовно-нравственному направлению.
http://school8.s-edu.ru/index.php?catid=23:2011-10-03-04-42-29&id=54:2011-12-29-05-45-54&Itemid=4&option=com_content&view=article – Духовно-нравственное воспитание.
Приложение 1
Учебно-тематическое планирование
1класс
№п/п | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | Форма проведения занятия | Дата по плану | Дата по факту | Скорректированные сроки прохождения | ||||
“Я и я”(4ч) | ||||||||||
1 | Я, ты, мы. | ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг; | беседа | | | | ||||
2 | Мой сосед по парте | определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; | Индивид. работа | | | | ||||
3 | «Кто я? Какой я? Что такое личность?» | определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; | беседа | | | | ||||
4 | Правила поведения в школе. | в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. | презентация | | | | ||||
“Я и семья”(6ч) | ||||||||||
5 | Моя семья – моя радость | слушать и понимать речь других | беседа | | | | ||||
6 | Забота о родителях – дело совести каждого | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). | презентация | | | | ||||
7 | Семейные традиции | ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг; | Индивид. работа | | | | ||||
8 | Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки | Инициативное сотрудничество со взрослыми для поиска и сбора информации | беседа | | | | ||||
9 | Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза | Поиск и выделение необходимой информации | презентация | | | | ||||
10 | Папа, мама, я – дружная семья | слушать и понимать речь других | Индивид. работа | | | | ||||
“Я и культура”(5ч) | ||||||||||
11 | Дары природы | строить понятные для партнёра высказывания; - слушать собеседника | консультации | | | | ||||
12 | История моего города | вступать в беседу на уроке и в жизни | Беседа | | | | ||||
13 | Встреча с творческими людьми | совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им | Беседа | | | | ||||
14 | Экскурсия в музей. | Умение выражать свои мысли. Управление действиями партнера, использовать речь для регуляции своего действия | Экскурсия | | | | ||||
15 | Конкурс поделок из природного материала | работая по предложенному плану, использовать необходимые средства | консультации | | | | ||||
Я и школа”(8ч) | ||||||||||
16 | Беседа о школьном уставе. | перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. | Беседа | | | | ||||
17 | Мои права и обязанности | определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем | презентация | | | | ||||
18 | Конкурс рисунков «Моя школа». | учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | Конкурс | | | | ||||
19 | Мой школьный дом | планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане | Беседа | | | | ||||
20 | Законы жизни в классе | Умение осознано строить речевое высказывание в устной форме; формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации и саморазвитии | Беседа | | | | ||||
21 | Школа вежливости | умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми:;через участие в совместной деятельности, вести переговоры в игре, договариваться, | презентация | | | | ||||
22 | Самое сильное звено | учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции | Беседа | | | | ||||
23 | Укрась территорию своей школы | сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения | Проектная работа | | | | ||||
“Я и мое Отечество”(6ч) | ||||||||||
24 | Беседа о государственной символике страны, малой родины. | уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему | Беседа | | | | ||||
25 | Маленькие герои большой войны.. | искать и отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации в учебнике (текст, иллюстрация, схема, чертёж, инструкционная карта), энциклопедиях, справочниках, Интернете | презентация | | | | ||||
26 | Мои родные – защитники Родины | добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; | Проектная работа | | | | ||||
27 | Поклон тебе, солдат России. | уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи); | презентация | | | | ||||
28 | С чего начинается Родина? | слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) | Беседа | | | | ||||
29 | Конкурсы стихов и песен. | внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. | Конкурс | | | | ||||
“Я и планета”(4ч). | ||||||||||
30 | Планета просит помощи. | добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений; | презентация | | | | ||||
31 | Маленькая страна. | осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций | Беседа | | | | ||||
32 | В гости к зеленой аптеке | уметь совместно с учителем выявлять и формулировать учебную проблему | Проектная работа | | | | ||||
33 | Я – житель планеты земля. | под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия | презентация | | | | ||||
34 | Итоговый тест №1 | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | Конкурс | | | | ||||
ИТОГО: 34 часа | | | | |
2 класс
№ п\п | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | Форма проведения занятия | Дата по плану | Дата по факту | Скорректированные сроки прохождения |
“Я и я”(4ч) | ||||||
1 | Я – ученик. | соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем | Беседа | | | |
2 | Мой портфель | фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; | презентация | | | |
3 | Подумай о других | слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник | Беседа | | | |
4 | Игры на развитие произвольных процессов | осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Конкурс | | | |
“Я и семья”(5ч) | ||||||
5 | Моя любимая мамочка. | включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками | Беседа | | | |
6 | Об отце говорю с уважением. | находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников | | | | |
7 | Мама, папа, я – дружная семья. | понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц | презентация | | | |
8 | Здесь живет моя семья. | соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем | Беседа | | | |
9 | Конкурсы рисунков « Моя семья». | осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Конкурс | | | |
“Я и культура”(4ч) | ||||||
10 | Родной край в древности. | умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны | Беседа | | | |
11 | Поэты и писатели нашего города | учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | презентация | | | |
12 | Что посеешь, то и пожнешь. | находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников | Беседа | | | |
13 | Экскурсия в музей. | осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Экскурсия | | | |
“Я и школа”(6ч). | ||||||
14 | Обязанности ученика в школе. | выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения | презентация | | | |
15 | Я люблю свою школу. | слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник | Беседа | | | |
16 | Самый уютный класс. | договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий | Беседа | | | |
17 | Школьная символика (гимн, герб, флаг). | фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам; | презентация | | | |
18 | По каким правилам мы живем в школе? | выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения | Беседа | | | |
19 | Конкурсы сочинений «Моя школа». | осуществлять пошаговый и итоговый самоконтроль | Конкурс | | | |
Я и мое Отечество”(9ч) | ||||||
20 | Урок Мира. | учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | Беседа | | | |
21 | Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг). | выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения | презентация | | | |
22 | Мы и наши права. | в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить. | Индивид. работа | | | |
23 | Мой любимый город. | высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки | Групповая работа | | | |
24 | Наш город | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | презентация | | | |
25 | О чем шепчут названия улиц родного города. | учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя). | Групповая работа | | | |
26 | След Великой Отечественной войны в жизни родного края. | делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи | презентация | | | |
27 | Герои Советского союза – наши земляки. | самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве | Групповая работа | | | |
28 | Конкурсы рисунков | договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий | Конкурс | | | |
“Я и планета”(6ч) | ||||||
29 | Осень в родном городе. | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Индивид. работа | | | |
30 | Знай и люби свой край. | высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки | Групповая работа | | | |
31 | Экология нашего города. | самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве | презентация | | | |
32 | День добрых волшебников. | делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи | Викторина | | | |
33 | Уж тает снег, бегут ручьи. | добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Индивид. работа | | | |
34 | День птиц. Итоговый тест №2 | оформлять свои мысли в устной и письменной форме | презентация | | | |
ИТОГО:34 часа |
3 класс
№п/п | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | Форма проведения занятия | Дата по плану | Дата по факту | Скорректированные сроки прохождения | ||||
“Я и я”(4ч) | ||||||||||
1 | Кому нужна моя помощь? | учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы | беседа | | | | ||||
2 | Кто что любит и умеет делать. | высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки | Презентация | | | | ||||
3 | Мы все такие разные | самостоятельно определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве | беседа | | | | ||||
4 | Что значит, быть человеком! | использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов | Презентация | | | | ||||
“Я и семья”(5ч) | | | | | ||||||
5 | В гостях у предков. | высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки | беседа | | | | ||||
6 | Откуда я родом. Почему меня так назвали. | оформлять свои мысли в устной и письменной форме | Индив.работа | | | | ||||
7 | Что значит быть хорошим сыном и дочерью. | делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи | беседа | | | | ||||
8 | Моя семья – моя радость. | оформлять свои мысли в устной и письменной форме | Презентация | | | | ||||
9 | Мамины помощники | освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | Индив.работа | | | | ||||
“Я и культура”(4ч) | ||||||||||
10 | Люблю тебя, моя Россия... | учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы | беседа | | | | ||||
11 | Богатыри земли Русской. | делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи | беседа | | | | ||||
12 | Мои любимые книги | освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии | Презентация | | | | ||||
13 | Встреча с местными поэтами. Экскурсии в музей | использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов | Беседа | | | | ||||
“Я и школа”(6ч) | ||||||||||
14 | Мой класс – моя семья. | преобразовывать информацию из одной формы в другую | Презентация | | | | ||||
15 | Мои права и обязанности | договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; | Беседа | | | | ||||
16 | Беседа о школьном Уставе. | учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Беседа | | | | ||||
17 | Каков я в школе? Сценки из школьной жизни. | использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов | Ролевая игра | | | | ||||
18 | Наша школа в будущем | учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы | Презентация | | | | ||||
19 | Вежливая улица. Конкурс рисунков о школе. | определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок | Конкурс | | | | ||||
“Я и мое Отечество”(9ч) | ||||||||||
20 | Урок милосердия и доброты. | преобразовывать информацию из одной формы в другую | Беседа | | | | ||||
21 | Знакомства с символами Российского государства. | учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | Занятие-игра | | | | ||||
22 | Наша страна – Россия. | делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Интегрированное занятие | | | | ||||
23 | Конституция – основной закон жизни страны. | готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Ролевая игра | | | | ||||
24 | Флаги России. Путешествие по стране | договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им; | Поиск информации | | | | ||||
25 | Кто хочет стать знатоком истории. | учиться планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации | викторина | | | | ||||
26 | Они служили в Армии. Вам, защитники Отечества! | преобразовывать информацию из одной формы в другую | Поиск информации | | | | ||||
27 | О подвигах женщин в военное время. | готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Беседа | | | | ||||
28 | Конкурс рисунков о войне. | определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок | Индив.работа | | | | ||||
“Я и планета”(6ч) | ||||||||||
29 | Осень в родном городе. | готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества | Беседа | | | | ||||
30 | Животные из Красной книги. | установление причинно-следственных связей, формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное | Занятие-игра | | | | ||||
31 | Животные – рекордсмены | делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | Поиск информации | | | | ||||
32 | Чем живет планета Земля? | определять причины возникших трудностей, выбирать пути преодоления ошибок | викторина | | | | ||||
33 | Судьба Земли – наша судьба. | видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них | Ролевая игра | | | | ||||
34 | Конкурсы сочинений, рисунков. Итоговый тест №3. | Работать самостоятельно на основе простейших заданий | Индив.работа | | | |
4 класс
№п/п | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | Форма проведения занятия | Дата по плану | Дата по факту | Скорректированные сроки прохождения |
“Я и я”(4ч) | ||||||
1 | Кто я? Какой я? Откуда я родом. | Формирование алгоритма своего действия, осознание алгоритма своего действия | Беседа с элементами игры | | | |
2 | Правила жизни. Правила счастливого человека. | делать выводы в результате совместной работы класса и учителя | беседа | | | |
3 | «Можно» и «нельзя» в жизни. | Работать самостоятельно на основе простейших заданий | Занятие-игра | | | |
4 | Мир моих интересов | способность принимать и сохранять учебную цель и задачу | викторина | | | |
“Я и семья”(5ч) | ||||||
5 | День пожилого человека. | Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев | беседа | | | |
6 | Забота о родителях – дело совести каждого. | установление причинно-следственных связей, формирование умения осуществлять сравнение и выделять общее и различное | путешествие | | | |
7 | Моя семья. Наша домашняя коллекция. | видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и понимать необходимость присоединиться к одной из них | Беседа с элементами игры | | | |
8 | Игры с младшим братом (сестрой). | способность принимать и сохранять учебную цель и задачу | Занятие-игра | | | |
9 | Мои семейные обязанности | Выполнять учебные действия в соответствии с планом | викторина | | | |
Я и культура”(4ч) | ||||||
10 | Знаменитые писатели и поэты. | определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала | беседа | | | |
11 | Сто великих женщин. Образ русской женщины. | анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты | презентация | | | |
12 | О красоте, моде и хорошем вкусе. | Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев | викторина | | | |
13 | Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». | Выполнять учебные действия в соответствии с планом | Занятие-игра | | | |
“Я и школа”(6ч) | ||||||
14 | Продолжаем изучать Школьный Устав | определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала | путешествие | | | |
15 | Самое сильное звено. | Выполнять учебные действия в соответствии с планом | викторина | | | |
16 | Мой лучший школьный друг | Предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев | презентация | | | |
17 | Наши классные обязанности. | анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты | беседа | | | |
18 | Зачем нужно учиться в школе. | донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста) | презентация | | | |
19 | Конкурс рисунков о школе. | способность принимать и сохранять учебную цель и задачу | Конкурс | | | |
“Я и мое Отечество”(9ч) | ||||||
20 | Поговорим о толерантности | слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения (средством формирования этих действий служит технология проблемного диалог (побуждающий и подводящий диалог)); | беседа | | | |
21 | Символика России. Символы нашего края. | уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) | презентация | | | |
22 | Государственный праздник – День Согласия и примирения | участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки | беседа | | | |
23 | Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Я – гражданин России. | определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку | путешествие | | | |
24 | Есть такая профессия – Родину защищать. | Ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи | презентация | | | |
25 | О подвигах женщин в военное время | определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку | презентация | | | |
26 | Победа деда – моя победа. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | Поисковая работа | | | |
27 | Герои Великой Отечественной войны | вступать в беседу на уроке и в жизни. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога | беседа | | | |
28 | Города – герои. Конкурс рисунков о войне. | способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности | Конкурс | | | |
“Я и планета”(6ч) | ||||||
29 | В ответе за тех, кого приучили. | в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, самостоятельно делать выбор, какой поступок совершить | беседа | | | |
30 | Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. | добывать новые знания в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений | презентация | | | |
31 | Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. | задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | Групповая работа | | | |
32 | Я - житель планеты Земля. | уметь сотрудничать, выполняя различные роли в группе, в совместном решении проблемы (задачи) | презентация | | | |
33 | Берегите природу. | под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия | беседа | | | |
34 | Конкурс экологических сказок, стихов. Итоговый тест №4. | выполнять задание по составленному под контролем учителя плану, сверять свои действия с ним | Конкурс | | | |