Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-гражданин России»

1
0
Материал опубликован 10 November 2021 в группе





муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская средняя школа



ПРИНЯТО:

Педагогическим советом

Протокол

от _________№ ____




УТВЕРЖДЕНО:

Директор школы __________Н.С.Потягова

Приказ от __________№ ____





Рабочая программа

по внеурочной деятельности


«Я – гражданин России»

Направление «Духовно - нравственное »


4 класс

2020 –2021 учебный год









Учитель: Коршункова Дина Яковлевна

Квалификационная категория: первая



Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол от _________________________ № _____

Руководитель ММО _________










ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я- гражданин России» для 4 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе авторской программы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова и др.. и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной школы.

Цель программы: создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие
задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по  патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную  деятельность  обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.

Состав УМК:

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4. Бродовская, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru


Объем программы:
Программа “Я – гражданин России” используется для 4 класса и рассчитана на 1 час в неделю (продолжительность занятия 40 минут) в соответствии с учебным планом МБОУ Капыревщинской СШ на 2020/2021 учебный год и календарным учебным графиком. Срок реализации программы 1 год.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности


Личностные

У обучающихся будут сформированы:

положительное отношение и интерес к изучению человека, истории своей страны;

способность к самооценке;

осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;

знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентацтя на их выполнение;

понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в обществе;

понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье

Обучающийся получит возможность для формирования:

устойчивый интерес к изучению человека, истории своей страны;

умение оценивать трудность предлагаемого задания;

адекватная самооценка;

чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;

осознанное положительное отношение к культурным ценностям;

целостное представление об обществе как компоненте единого мира

Метапредметные

Регулятивные

Обучающийся научится:

принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями

Обучающийся получит возможность научиться:

Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.

Познавательные

Обучающийся научится:

находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;

понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, плана, карты;

выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;

устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)

Обучающийся получит возможность научиться:

осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий;

сравнивать исторические и литературные источники;

строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;

строить краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные

Обучающийся научится:

сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, устанавливать очередность действий, осуществлять взаимопроверку.

Обучающийся получит возможность научиться:

распределять обязанности при работе в группе;

учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.

Предметные

Обучающийся научится:

понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны, родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники, международное сотрудничество, история, предыстория;

ориентироваться в историческом времени;

определять на карте границы и крупные города России;

рассказывать о родной стране, своем городе, (селе);

различать символы государства - флаг, герб России, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;

уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;

уважительно относиться к защитникам Родины;

читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;

различать художественную и научно-популярную литературу;

анализировать ответы товарищей;

осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.

Обучающийся получит возможность научиться:

понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира, народы России, международные праздники. Общечеловеческие проблемы и ценности, достоверное и версии в истории;

приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);

различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);

анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;

на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.

Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:

В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.

Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе  об этических нормах взаимоотношений в семье, ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям.



Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: участие во внеклассной деятельности учебного заведения, формирование начальных представлений о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие  к человеку, находящемуся в трудной ситуации.

Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: формирование представлений об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации

Первая группа эффектов - социокультурная идентичность- принятие себя как субъекта социального взаимодействия, личности и индивидуальности.

Вторая группа эффектов - социально- коммуникативные компетенции- предполагает высокую степень эффективности самореализации школьника в социальном взаимодействии (принципов коммуникативной толерантности).

Третья группа эффектов - компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья;   начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Программа «Я – гражданин России» является дополнением к основной воспитательной программе класса, школы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.


Программа рассчитана на обучающихся 4 класса. Обучающиеся достигнут к концу года результаты 3 уровня.


Содержание курса внеурочной деятельности


п/п

Тематический блок, раздел курса

Количество часов

Основное содержание блока, раздела внеурочной деятельности

Формы организации занятий

Основные виды учебной деятельности

1.

Я и я”

4

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя».

Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов

Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика.


Форма организации работы коллективная (беседы, тест, диагностика)

Прослеживать маршрут экскурсии. Моделировать маршрут, используя фотографии .Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.

Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.Узнают о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом . Учатся конструктивному взаимодействию в коллективе. Раскрывают сущность нравственных поступ­ков, поведения и отношений между людь­ми, положительных моральных качеств в достойном поведении.

2.

Я и семья”

5

День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел.

Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности.

Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки

Форма организации работы коллективная. Фотовыставка, конкурсы.

Узнают о традициях семьи при выборе имени для ребенка, разных профессиях, создают презентации о профессиях родителей, дедушек, бабушек, сбор материала. Знакомятся с блюдами разных народов. Умеют назвать 2-3 праздника своей семьи, рассказать об одном из семейных праздников . Имеют представление о ценностях, которые объединяют все народы. Оформляют материал о своей семье в виде плаката или страниц портфолио.

3.

Я и культура”

4

Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины.

О красоте, моде и хорошем вкусе.

Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию».

Как встречают Новый год в разных странах. Масленица.

Конкурс на лучший рецепт блинов.

Форма организации работы – индивидуальная.

Создают Проект «Музей путешествий» Словесно описывают памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии, поют песни, декламируют стихи о Родине. Узнают, что такое интерьер и имеют представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом.

4.

Я и школа”

5

Продолжаем изучать Школьный Устав.

Школьный двор. Десант чистоты и порядка.

Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады.

Форма организации работы – индивидуальная.

Знакомятся с общечеловеческими нормами нравственности. Учатся приемам и пра­вилам ведения дискуссии, ува­жать себя и своего товарища.

Стремятся быть культурным человеком в обществе, быть оп­рятным, организованным, веж­ливым. Усваивают круг обязанностей и правил поведения в школе.

5.

Я и мое Отечество”

10

Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.

Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.

О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.

Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

Форма организации работы – групповая( конкурс сочинений, выпуск листовок)

Учатся показывать на карте России её границы и пограничные государства.

Убеждаются, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовят сообщения о других странах. Узнают названия культурных и исторических памятников своей местности; об истории своего поселка.. Изготавливают бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических событий, памятников культуры.

6.

Я и планета”

6

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.

Форма организации работы – коллективная (изготовление кормушек, конкурс стихов)

Формирование гражданского отношения к планете Земля. Выявление экологической ситуации на планете, сопричастность каждого к будущему Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Пути решения экологических проблем города.


















Календарно-тематическое планирование


Тема по программе.

Количество часов

1 Поговорим о толерантности

1

2. Символы нашего края

1

3. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов

1

4. Десант чистоты и порядка

1

5. Игры с младшим братом (сестрой)

1

6. Правила жизни. Беседа с элементами игры

1

7. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо

1

8. Государственный праздник - День Согласия и примирения

1

9. День пожилого человека. Акция «Доброта души»

1

10. Песни бабушек. Конкурс песен

1

11. Откуда я родом. Презентация

1

12. Зачем нужно учиться в школе. Диспут

1

13. «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры

1

14. Я и моя семья. Фотовыставка

1

15. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек

1

16. Новый год шагает по планете. Презентация

1

17. Панорама добрых дел

1

18. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов

1

19. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием

1

20. Забота о родителях - дело совести каждого

1

21. Мой лучший школьный друг. Письмо другу

1

22. Герои России. Сообщения учащихся

1

23. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут

1

24. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов

1

25 . Семь чудес света. Просмотр видеоролика

1

26. Я - житель планеты Земля. Круглый стол

1

27. Берегите природу. Конкурс экологических сказок

1

28. Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества

1

29. Победа деда - моя победа. Мини-проекты о своих героиче­ских родственниках

1

30. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества

1

31. Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная по­знавательная программа

1

32. Школьный двор. Акция

1

33. Мы - россияне. Анкетирование

1

34. Я - гражданин России. Игра-викторина

1










Тематическое планирование

п/п Тема раздела Количество часов
1 Я и Я 4
2 Я и семья 5
3 Я и культура 4
4 Я и школа 5
5 Я и моё Отечество 10
6 Я и планета 6

Всего 34

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.