Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я-гражданин России»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Капыревщинская средняя школа
ПРИНЯТО: Педагогическим советом Протокол от _________№ ____ | УТВЕРЖДЕНО: Директор школы __________Н.С.Потягова Приказ от __________№ ____ |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
Направление «Духовно - нравственное »
4 класс
2020 –2021 учебный год
Учитель: Коршункова Дина Яковлевна
Квалификационная категория: первая
Рассмотрено на заседании ШМО учителей начальных классов
Протокол от _________________________ № _____
Руководитель ММО _________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я- гражданин России» для 4 класса на 2020-2021 учебный год составлена на основе авторской программы Т.М. Кукченко, С.А. Герасимова и др.. и соответствует образовательной программе МБОУ Капыревщинской СШ для начальной школы.
Цель программы: создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения; совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у учащихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- создавать условия для эффективного гражданского и патриотического воспитания школьников;
- формировать эффективную работу по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого ученика верности Отечеству, готовности приносить пользу обществу и государству;
- утверждать в сознании и чувствах воспитанников гражданских и патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;
- развивать системы гражданского и патриотического воспитания через интеграцию урочной и внеурочной деятельности, обновление содержания образования, переноса акцента с обучения на воспитание в процессе образования;
- воспитывать уважительного отношения к героическому прошлому Родины, ее истории, традициям через поисково-краеведческую работу, совместную деятельность обучающихся с советами ветеранов войны и труда;
- повышать качества патриотического воспитания через организаторскую и пропагандистскую деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей гражданина России.
Состав УМК:
1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.
2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.
3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.
4. Бродовская, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.
5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru
Объем программы:
Программа “Я – гражданин России” используется для 4 класса и рассчитана на 1 час в неделю (продолжительность занятия 40 минут) в соответствии с учебным планом МБОУ Капыревщинской СШ на 2020/2021 учебный год и календарным учебным графиком. Срок реализации программы 1 год.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению человека, истории своей страны;
способность к самооценке;
осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентацтя на их выполнение;
понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в обществе;
понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье
Обучающийся получит возможность для формирования:
устойчивый интерес к изучению человека, истории своей страны;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
установка на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;
осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
целостное представление об обществе как компоненте единого мира
Метапредметные
Регулятивные
Обучающийся научится:
принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
осуществлять пошаговый и итоговый контроль; осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями
Обучающийся получит возможность научиться:
Самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающийся научится:
находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, плана, карты;
выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя)
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать ее и использовать при выполнении заданий;
сравнивать исторические и литературные источники;
строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
строить краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре, устанавливать очередность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающийся получит возможность научиться:
распределять обязанности при работе в группе;
учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.
Предметные
Обучающийся научится:
понимать значение ключевых слов: человек, общество, гражданин страны, родина, столица, народы России (на отдельных примерах), наши праздники, международное сотрудничество, история, предыстория;
ориентироваться в историческом времени;
определять на карте границы и крупные города России;
рассказывать о родной стране, своем городе, (селе);
различать символы государства - флаг, герб России, герб субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
уважительно относиться к русскому языку как языку межнационального общения;
уважительно относиться к защитникам Родины;
читать и воспринимать тексты обществоведческого содержания;
различать художественную и научно-популярную литературу;
анализировать ответы товарищей;
осваивать коммуникативные навыки дома, в школе, в обществе.
Обучающийся получит возможность научиться:
понимать значение ключевых слов курса: личность, гражданин мира, народы России, международные праздники. Общечеловеческие проблемы и ценности, достоверное и версии в истории;
приводить примеры исторических и культурных памятников страны (не менее трех), ряда других стран, родного края (не менее трех);
различать и сравнивать элементарные этические и эстетические понятия (добро и зло, трудолюбие и леность, красиво и некрасиво);
анализировать литературные источники для приобретения первоначальных историко-обществоведческих знаний;
на основе анализа текстов делать умозаключения, выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
уважительно относиться к своему селу, городу, людям своего села (города), народу, России.
Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа:
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по трем уровням.
Результаты первого уровня - приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни: начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям.
Результаты второго уровня - формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: участие во внеклассной деятельности учебного заведения, формирование начальных представлений о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища; нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации.
Результаты третьего уровня – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия. Взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде: формирование представлений об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества; о наиболее значимых страницах истории страны; об этнических традициях и культурном достоянии малой Родины; способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим; знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
При достижении трех уровней результатов внеурочной деятельности возрастает вероятность появления эффектов воспитания и социализации
Первая группа эффектов - социокультурная идентичность- принятие себя как субъекта социального взаимодействия, личности и индивидуальности.
Вторая группа эффектов - социально- коммуникативные компетенции- предполагает высокую степень эффективности самореализации школьника в социальном взаимодействии (принципов коммуникативной толерантности).
Третья группа эффектов - компетенции собственно в сфере сохранения и укрепления здоровья; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.
Программа «Я – гражданин России» является дополнением к основной воспитательной программе класса, школы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся.
Программа рассчитана на обучающихся 4 класса. Обучающиеся достигнут к концу года результаты 3 уровня.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п | Тематический блок, раздел курса | Количество часов | Основное содержание блока, раздела внеурочной деятельности | Формы организации занятий | Основные виды учебной деятельности |
1. | “Я и я” | 4 | Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо. Тест «Познай себя». Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов Конкурсы на лучшее письмо. Диагностика. | Форма организации работы коллективная (беседы, тест, диагностика) | Прослеживать маршрут экскурсии. Моделировать маршрут, используя фотографии .Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами. Обсуждать выступления учащихся. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.Узнают о том, что взаимообогащение происходит через изучение культуры, быта, традиций людей, проживающих рядом . Учатся конструктивному взаимодействию в коллективе. Раскрывают сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении. |
2. | “Я и семья” | 5 | День пожилого человека. Песни бабушек. Панорама добрых дел. Забота о родителях – дело совести каждого. Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Игры с младшим братом (сестрой). Мои семейные обязанности. Акции. Конкурсы песен. Мини – проект. Оформление фотовыставки | Форма организации работы коллективная. Фотовыставка, конкурсы. | Узнают о традициях семьи при выборе имени для ребенка, разных профессиях, создают презентации о профессиях родителей, дедушек, бабушек, сбор материала. Знакомятся с блюдами разных народов. Умеют назвать 2-3 праздника своей семьи, рассказать об одном из семейных праздников . Имеют представление о ценностях, которые объединяют все народы. Оформляют материал о своей семье в виде плаката или страниц портфолио. |
3. | “Я и культура” | 4 | Знаменитые писатели и поэты. Сто великих женщин. Образ русской женщины. О красоте, моде и хорошем вкусе. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальный калейдоскоп «Угадай мелодию». Как встречают Новый год в разных странах. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов. | Форма организации работы – индивидуальная. | Создают Проект «Музей путешествий» Словесно описывают памятник, архитектурную постройку, которую посещали во время экскурсии, поют песни, декламируют стихи о Родине. Узнают, что такое интерьер и имеют представление о его связи с природной средой, этническими и религиозными особенностями людей. Уметь украсить свой дом. |
4. | “Я и школа” | 5 | Продолжаем изучать Школьный Устав. Школьный двор. Десант чистоты и порядка. Я и мой класс. Самое сильное звено. Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе. Конкурсы рисунков, сочинений. Диагностика. Высаживание рассады. | Форма организации работы – индивидуальная. | Знакомятся с общечеловеческими нормами нравственности. Учатся приемам и правилам ведения дискуссии, уважать себя и своего товарища. Стремятся быть культурным человеком в обществе, быть опрятным, организованным, вежливым. Усваивают круг обязанностей и правил поведения в школе. |
5. | “Я и мое Отечество” | 10 | Поговорим о толерантности. Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России. Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда – моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои. Конкурсы сочинений. Мини – проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток. | Форма организации работы – групповая( конкурс сочинений, выпуск листовок) | Учатся показывать на карте России её границы и пограничные государства. Убеждаются, почему с государствами-соседями нужно иметь добрососедские отношения. Готовят сообщения о других странах. Узнают названия культурных и исторических памятников своей местности; об истории своего поселка.. Изготавливают бумажные, пластилиновые, цифровые и прочие модели самостоятельно выбранных исторических событий, памятников культуры. |
6. | “Я и планета” | 6 | В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек. Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии. Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены. Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу. Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов. | Форма организации работы – коллективная (изготовление кормушек, конкурс стихов) | Формирование гражданского отношения к планете Земля. Выявление экологической ситуации на планете, сопричастность каждого к будущему Земли. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Пути решения экологических проблем города. |
Календарно-тематическое планирование
Тема по программе. | Количество часов |
1 Поговорим о толерантности | 1 |
2. Символы нашего края | 1 |
3. Наши классные обязанности. Выпуск буклетов | 1 |
4. Десант чистоты и порядка | 1 |
5. Игры с младшим братом (сестрой) | 1 |
6. Правила жизни. Беседа с элементами игры | 1 |
7. Письмо самому себе. Конкурс на лучшее письмо | 1 |
8. Государственный праздник - День Согласия и примирения | 1 |
9. День пожилого человека. Акция «Доброта души» | 1 |
10. Песни бабушек. Конкурс песен | 1 |
11. Откуда я родом. Презентация | 1 |
12. Зачем нужно учиться в школе. Диспут | 1 |
13. «Хочу» и «надо». Беседа с элементами игры | 1 |
14. Я и моя семья. Фотовыставка | 1 |
15. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек | 1 |
16. Новый год шагает по планете. Презентация | 1 |
17. Панорама добрых дел | 1 |
18. Мои семейные обязанности. Проигрывание сюжетов | 1 |
19. Мир моих интересов. Беседа с творческим заданием | 1 |
20. Забота о родителях - дело совести каждого | 1 |
21. Мой лучший школьный друг. Письмо другу | 1 |
22. Герои России. Сообщения учащихся | 1 |
23. О красоте, моде и хорошем вкусе. Диспут | 1 |
24. Масленица. Конкурс на лучший рецепт блинов | 1 |
25 . Семь чудес света. Просмотр видеоролика | 1 |
26. Я - житель планеты Земля. Круглый стол | 1 |
27. Берегите природу. Конкурс экологических сказок | 1 |
28. Волшебный мир руками детей. Выставка детского творчества | 1 |
29. Победа деда - моя победа. Мини-проекты о своих героических родственниках | 1 |
30. Герои Великой Отечественной войны. Урок Мужества | 1 |
31. Есть такая профессия - Родину защищать. Конкурсная познавательная программа | 1 |
32. Школьный двор. Акция | 1 |
33. Мы - россияне. Анкетирование | 1 |
34. Я - гражданин России. Игра-викторина | 1 |
Тематическое планирование
№п/п | Тема раздела | Количество часов |
1 | Я и Я | 4 |
2 | Я и семья | 5 |
3 | Я и культура | 4 |
4 | Я и школа | 5 |
5 | Я и моё Отечество | 10 |
6 | Я и планета | 6 |
| Всего | 34 |