Рабочая программа по внеурочной деятельности «Зелёная лампа»
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Зелёная лампа» (духовно-нравственное направление) разработана для занятий с учащимися 7-Б класса в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897), на основе междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.html и учебного плана МБОУ «Черноморская СШ № 3» на 2019/2020 учебный год..
Актуальность, значимость курса
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования наряду с другими ставит задачу формирования навыков чтения и работы с текстом. В последнее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции, снижается интерес к чтению. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации. Именно поэтому назрела необходимость создания программы направленной на формирование навыков чтения и работы с текстом.
Место в учебном плане
В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2019-2020 учебный год программа «Зелёная лампа» рассчитана на 2 час в неделю, 68 часов за год.
Цели и задачи программы
Целью программы является формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.
Задачи:
формировать позитивное отношение к чтению;
совершенствовать умения самостоятельной работы с учебной книгой, художественным текстом;
совершенствовать умения вычитывать информацию, размышлять о прочитанном, давать оценку прочитанному;
развивать культуру речи, коммуникативные и творческие способности школьников;
формировать библиографическую грамотность школьников.
Таким образом, предлагаемые компетентностные задачи направлены на организацию учебной деятельности учащихся, связанной с пониманием текста как средства универсального общения. Работа по программе готовит обучающихся к полноценному усвоению информации текстов всех стилей и типов. В методическом плане программа курса ориентирована на общеучебные технологии и учитывает основные требования к чтению.
Формы и виды деятельности
Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические задания. Важно грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному тексту предъявляются такие как новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут быть как художественного содержания, так и научно-публицистического. В программе занятий по внеурочной деятельности «Зелёная лампа» предусмотрены:
рассказы и лекции учителя;
чтение учебных и художественных текстов;
практические задания;
самостоятельная работа;
тренинги;
создание проектов.
Планируемые результаты
Личностный результат УУД:
самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка);
понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ;
осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации;
смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»);
достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков);
осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметный результат УУД:
Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):
1. Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
6. Оценка – выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
работа с информацией
работа с учебными моделями
использование знако-символических средств, общих схем решения
выполнение логических операций:
сравнения,
анализа,
обобщения,
классификации,
установления аналогий
подведения под понятие
Коммуникативные:
речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения);
владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения);
Предметные результаты:
- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация);
- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения);
- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения;
- знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным;
- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей;
- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров ( художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий4 деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.).
Общая характеристика курса
Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и развитие всесторонне грамотной, свободной и жизнелюбивой, талантливой личности, обогащающейся научными знаниями о природе, человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.
В ходе обучения чтению в среднем звене ученики должны овладеть различными видами чтения. К видам чтения относятся: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, направленное на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка из художественного произведения.
Актуальность настоящей программы состоит в том, что обучение основам рационального чтения, грамотной речи является одним из важных средств сохранения русских языковых традиций, воспитания посредством слова тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, будущего гражданина и защитника Отечества. Введение в технику чтения – универсальное средство эмоционального развития, нравственного и художественного воспитания обучающихся, формирующее внутренний мир подростков.
Данная программа решает проблемы всестороннего развития речи и прививает любовь к родному языку. Навыки работы с текстом, полученные в ходе реализации программы, помогут обучающимся выполнить задания государственной итоговой аттестации. Однажды начав работу над речью, её не прекращают всю жизнь, если хотят овладеть ею в совершенстве, добиться такого результата, чтобы просто и красиво выражать свои мысли и чувства.
Размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составляют основу для формирования у школьников взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.
Тематическое планирование
№ |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Раздел 1. Приёмы диалога с текстом. |
37 |
2 |
Раздел 2. Приёмы работы с научно-публицистическим текстом. |
31 |
Содержание тем курса
Содержание программы составлено с учётом опыта учащихся работы с текстом в начальной школе. В 6 классе обучение строится больше на научно-публицистических текстах, не исключая художественные.
Первый раздел посвящён приёмам работы так, чтобы научиться вести диалог с текстом. Диалог с текстом подразумевает полное понимание содержания, т.е. понимание и концептуальной, и подтекстовой, и фактуальной информации.
Второй раздел ориентирован на понимание структуры научного и публицистического текста, на развитие умения работать с информацией в тексте: выделять части и связи между ними, интерпретировать информацию.
Программа содержит следующие разделы.
Раздел 1. Приёмы диалога с текстом.
1.1. Слово.
1.2. Заголовок и эпиграф.
1.3. Прогнозирование.
1.4. Вопрос к тексту.
1.5. Выделение главной мысли.
1.6. Воображение.
Раздел 2. Приёмы работы с научно-публицистическим текстом.
2.1 План.
2.2 Тезисы.
2.3 Конспект.
2.4 Пересказ.
2.5 Графическое моделирование структуры текста.
2.6 Защита проекта.
Раздел 1. Приёмы диалога с текстом.
Слово. Первая ступень к пониманию текста – это понимание каждого слова, словосочетания.
Заголовок и эпиграф. Думающий читатель, беря в руки книгу, ищет ответ на вопрос «Для чего написан текст?». Знакомство начинается с заголовка и эпиграфа. Они связаны с идеей автора, подготавливают читателя к осознанию текста, это самые первые прочитанные слова. Пусть ребёнок сам почувствует как это важно – правильно придумать заголовок. Важно научить ребёнка умению анализировать заголовки к тексту. Заголовки бывает разными: сжатая главная идея, вопрос, странное слово, ирония, противопоставления и т.д. Эпиграф – маленькие тексты с огромной смысловой нагрузкой. Работа с эпиграфом – это верное средство для понимания текста. Формирование умения ребёнка подбирать эпиграф, анализировать его – важная составляющая работы над текстом.
Прогнозирование. Вероятностное прогнозирование – это способность человека подготавливаться к действиям в ситуации, которую он предвидит. Понимание текста зависит от той установки (ожидания), которую читатель прогнозировал.
Работа с вопросами.
Задающий вопросы ребёнок – это думающий ребёнок. Вопросы побуждают к знанию, умению и творчеству. Диалог с текстом, понимания текста невозможно без вопросов.
Выделение главной мысли. Выделение главной мысли – это осознанный, выраженный словами (одним или несколькими предложениями) общий смысл текста.
Воображение. Воображение – существенный эмоциональный компонент чтения. Человек создаёт образ, представляет себе нечто реальное или нереальное. Через образы легче понимается текст.
Раздел 2. Приёмы работы с научно-популярным текстом. Текст состоит из предложений, часто собранных в абзац. Связь предложений может быть последовательной, параллельной или ассоциативной. В тексте есть лексические, морфологические и синтаксические средства связи. Они изучаются на уроках русского языка. В данном разделе важно научить детей искать информацию в тексте. Информация в тексте неодинакова по значимости и способу выражения. По значимости выделяют основную и дополнительную информацию, а по способу выражения – явной (прямой) и скрытой (подтекстовой). Как правило, в официально-деловых, научных и публицистических текстах информация высказана прямо, позиция автора чёткая. А в художественных произведениях есть подтекст. В работе с абзацем следуем помнить, что первое предложение в абзаце, как правило, и есть основная фраза.
План. Составление плана помогает запоминанию, систематизации содержания, пониманию текста. План раскрывает структуру текста, а значит и помогает усвоить главное содержание. План может быть простым и сложным.
Тезисы. Это краткая запись содержания научного исследования в виде основных положений, сформулированных в сжатом виде.
Конспект. Конспект – это краткая, систематизированная, логически связанная запись существенной информации. Существуют разные виды конспектов: плановый, текстуальный, тематический, свободный. Конспект, как и другие способы обработки текста, способствует запоминанию и пониманию текста. В основе конспектирования лежит выделение главного содержания текста – существенных мыслей.
Пересказ.
Графическое моделирование структуры текста. В современном мире информация все чаще представляется в виде графических форм: схемы, кластер, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, карта.
Защита проекта. Выполнение проекта – это работа, направленная на решение конкретной задачи (проблемы), на получение заранее спланированного результата. Критерии оценивания проекта разрабатываются с учащимися.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.
2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.
3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.
4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.
Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.
5.Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.html
6. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 7 класс:/ О.Н.Зайцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 134, [ 2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
№ п/п |
Тема занятия |
К-во часов |
Дата |
||
Ауд. |
Неауд. |
по плану |
по факту |
||
|
Приёмы диалога с текстом |
||||
|
Вводный инструктаж. Что такое «слово»? |
1 |
|
|
|
|
Лексическое значение слова. |
1 |
|
|
|
|
Лексическая сочетаемость слов. |
|
1 |
|
|
|
Значение слов в контексте прочитанного. |
|
1 |
|
|
|
Текст. Основные признаки и особенности структуры. |
1 |
|
|
|
|
Виды и средства связи предложений в тексте. |
|
1 |
|
|
|
Тема текста. Микротема. Абзац. |
1 |
|
|
|
|
Принципы смыслового сцепления частей текста. |
1 |
|
|
|
|
Основная мысль текста. |
|
1 |
|
|
|
Выделение главной мысли. Диалог с текстом. |
1 |
|
|
|
|
Типы речи. |
1 |
|
|
|
|
Комплексный анализ текста. |
|
1 |
|
|
|
Языковые средства выразительности (часть I). |
1 |
|
|
|
|
Языковые средства выразительности (часть II). |
|
1 |
|
|
|
Мини тексты. |
|
1 |
|
|
|
Прогнозирование как форма работы с текстом. |
1 |
|
|
|
|
Виды и формы прогнозирования. |
1 |
|
|
|
|
Заголовок. |
1 |
|
|
|
|
Взаимосвязь заголовка с текстом. |
|
1 |
|
|
|
Комплексный анализ текста. |
|
1 |
|
|
|
Эпиграф. |
1 |
|
|
|
|
Виды и формы эпиграфов. |
1 |
|
|
|
|
Пословицы и поговорки в роли эпиграфов. |
|
1 |
|
|
|
Смысловые иносказания в художественных текстах. |
1 |
|
|
|
|
Языковые средства выразительности басни. |
|
1 |
|
|
|
«Интонационное полотно» и содержание басни. |
1 |
|
|
|
|
Анализ языковых явлений прозаических произведений. |
1 |
|
|
|
|
Работа с алгоритмом анализа языковых явлений прозаических произведений. |
|
1 |
|
|
|
Анализ языковых явлений лирических произведений. |
1 |
|
|
|
|
Работа с алгоритмом анализа языковых явлений лирических произведений. |
|
1 |
|
|
|
Словесное рисование. |
|
1 |
|
|
|
Портрет как форма словесного рисования. |
|
1 |
|
|
|
Стили речи. Классификация стилей. |
1 |
|
|
|
|
Стили речи. Художественный стиль. |
|
1 |
|
|
|
Стили речи. Разговорный стиль. |
|
1 |
|
|
|
Стили речи. Научный стиль. |
|
1 |
|
|
|
Стили речи. Официально-деловой стиль. |
|
1 |
|
|
|
Приёмы работы с научно-публицистическим текстом |
|
|
|
|
|
Стили речи. Публицистический стиль. |
1 |
|
|
|
|
Комплексный анализ текста (часть I). |
|
1 |
|
|
|
Комплексный анализ текста (часть II). |
|
1 |
|
|
|
Приёмы работы с научно-публицистическим текстом. |
1 |
|
|
|
|
Тема и микротема. |
1 |
|
|
|
|
Художественные и научно-публицистические тексты. Выделение главного. |
|
1 |
|
|
|
Художественные и научно-публицистические тексты. Выделение главного (практикум). |
|
1 |
|
|
|
Вопросы к тексту. |
|
1 |
|
|
|
Игра «Задай вопрос!» |
|
1 |
|
|
|
Воображение. |
1 |
|
|
|
|
Эмоциональное воображение. Стихи. |
|
1 |
|
|
|
Стихи в прозе. |
|
1 |
|
|
|
Что такое план? Виды планов. |
1 |
|
|
|
|
Приёмы составления плана. |
1 |
|
|
|
|
Составление тезисов. Что такое тезисы? |
1 |
|
|
|
|
Напиши тезисы (практикум). |
|
1 |
|
|
|
План-тезис. |
1 |
|
|
|
|
Что такое конспект? Виды конспекта. |
1 |
|
|
|
|
Как правильно составлять конспект. |
1 |
|
|
|
|
Конференция «Конспектирование – это просто». |
|
1 |
|
|
|
Пересказ. Игра в синонимы. |
1 |
|
|
|
|
Главное и второстепенное в тексте. |
1 |
|
|
|
|
Практическая работа. Готовим пересказ. |
|
1 |
|
|
|
Графическое представление текста. Формы представления информации в тексте. |
1 |
|
|
|
|
Таблицы. Графики. Схемы. |
|
1 |
|
|
|
Диаграммы. Виды диаграмм. |
1 |
|
|
|
|
Карта. Чтение карты. |
1 |
|
|
|
|
Фотографии и живопись как средства понимания текста. |
|
1 |
|
|
|
Проект по теме «Правильное чтение – как средство успешного обучения». Разработка этапов проекта. |
|
1 |
|
|
|
Защита проектов «Правильное чтение – как средство успешного обучения». |
1 |
|
|
|
|
Итоговое занятие «Я умею читать!». |
|
1 |
|
|
|
|
34 |
34 |
|
|