12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бровко Екатерина Владимировна403
Россия, Крым респ., пгт Черноморское

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Зелёная лампа» (духовно-нравственное направление) разработана для занятий с учащимися 7-Б класса в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897), на основе междисциплинарной программы «Основы смыслового чтения и работа с текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.html и учебного плана МБОУ «Черноморская СШ № 3» на 2019/2020 учебный год..

Актуальность, значимость курса

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования наряду с другими ставит задачу формирования навыков чтения и работы с текстом. В последнее время наблюдается снижение уровня читательской компетенции, снижается интерес к чтению. Вместе с тем в современном мире увеличивается количество потоков информации и объем самой информации. Все это создает объективные трудности в отборе, понимании, хранении и передаче информации. Именно поэтому назрела необходимость создания программы направленной на формирование навыков чтения и работы с текстом.

 

Место в учебном плане

В соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием учебных занятий на 2019-2020 учебный год программа «Зелёная лампа» рассчитана на 2 час в неделю, 68 часов за год.

 

Цели и задачи программы

Целью программы является формирование навыка грамотного смыслового чтения через решение практических задач при работе с текстом различного содержания.

Задачи:

формировать позитивное отношение к чтению;

совершенствовать умения самостоятельной работы с учебной книгой, художественным текстом;

совершенствовать умения вычитывать информацию, размышлять о прочитанном, давать оценку прочитанному;

развивать культуру речи, коммуникативные и творческие способности школьников;

формировать библиографическую грамотность школьников.

 

Таким образом, предлагаемые компетентностные задачи направлены на организацию учебной деятельности учащихся, связанной с пониманием текста как средства универсального общения. Работа по программе готовит обучающихся к полноценному усвоению информации текстов всех стилей и типов. В методическом плане программа курса ориентирована на общеучебные технологии и учитывает основные требования к чтению.

 

Формы и виды деятельности

Каждое занятие включает небольшой теоретический материал и практические задания. Важно грамотно подбирать тексты к заданиям. Основные требования к учебному тексту предъявляются такие как новизна, доступность, небольшой объем. Тексты могут быть как художественного содержания, так и научно-публицистического. В программе занятий по внеурочной деятельности «Зелёная лампа» предусмотрены:

рассказы и лекции учителя;

чтение  учебных и художественных текстов;

практические задания;

самостоятельная работа;

тренинги;

создание проектов.

 

Планируемые результаты

Личностный результат УУД:

самоопределение (внутренняя позиция школьника, самоиндификация, самоуважение и самооценка);

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, осознание роли русского языка как средства межнационального общения и государственного языка РФ;

осознание необходимости владения русским языком для учебной, трудовой и профессиональной деятельности, социализации и самореализации;

смыслообразование (мотивация, границы собственного знания и «незнания»);

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

морально-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность к решению моральных проблем на основе децентрации, оценка своих поступков);

осознание эстетической ценности русского языка;

уважительное отношение к русскому языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

стремление к речевому самосовершенствованию.

Метапредметный результат УУД:

Регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность):

1. Целеполагание – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

2. Планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

3. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

4. Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

5. Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

6. Оценка – выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

Познавательные:

работа с информацией

работа с учебными моделями

использование знако-символических средств, общих схем решения

выполнение логических операций:

сравнения,

анализа,

обобщения,

классификации,

установления аналогий

подведения под понятие                                                                                    

Коммуникативные:

речевая деятельность (применение приобретенных УУД в повседневной жизни; способность использовать русский язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных УУД анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

навыки сотрудничества (коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения на русском языке; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения);

владение всеми видами речевой деятельности: (адекватное понимание информации устного и письменно сообщения - цели, темы, основной мысли, основной и дополнительной информации; овладение разными видами чтения текстов разных стилей и жанров;

умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости - план, пересказ, изложение, конспект; умение строить устное и письменное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседах, обсуждениях, дискуссиях; умение самостоятельно добывать знания, работать с различными источниками информации, включая СМИ, ресурсы Интернета, пользоваться справочной литературой; овладение ресурсами отбора и систематизации материала на определенную тему, умение анализировать, сопоставлять, иллюстрировать, делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения);

Предметные результаты:

- освоение базовых понятий: (язык и речь, речь устная и письменная, диалог и монолог, речевая ситуация, типы и функциональные стили речи, текст); система языка (фонетика, орфоэпия, лексика и фразеология, состав слова и словообразование морфология, синтаксис, орфография и пунктуация);

- знание языковых единиц русского языка (их признаков, проведение различных видов анализа слова, словосочетания и предложения);

- уместное употребление языковых единиц в речевой практике адекватно ситуации и стилю общения;

- знание основных особенностей фонетической, лексической системы и грамматического строя русского языка в сопоставлении с родным;

- знание норм русского литературного языка и речевого этикета и использование их в речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

- умение пользоваться различными видами лингвистических, в том числе двуязычных, словарей;

- чтение и понимание общего содержания текстов разных функциональных стилей и жанров ( художественных - стихи, песни, рассказы, отрывки из повестей и романов; учебно-научных - тексты учебников по разным предметам; научно-популярных - статьи из научно-популярных журналов; публицистических - хроника, информационное сообщение, комментарий4 деловых - анкета, объявление, доверенность и т.п.).

 

Общая характеристика курса

Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и развитие всесторонне грамотной, свободной и жизнелюбивой, талантливой личности, обогащающейся научными знаниями о природе, человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

В ходе обучения чтению в среднем звене ученики должны овладеть различными видами чтения. К видам чтения относятся: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, направленное на извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка из художественного произведения.

Актуальность настоящей программы состоит в том, что обучение основам рационального чтения, грамотной речи является одним из важных средств сохранения русских языковых традиций, воспитания посредством слова тех личностных качеств, которые характеризуют действительно культурного человека, будущего гражданина и защитника Отечества. Введение в технику чтения – универсальное средство эмоционального развития, нравственного и художественного воспитания обучающихся, формирующее внутренний мир подростков.

Данная программа решает проблемы всестороннего развития речи и прививает любовь к родному языку. Навыки работы с текстом, полученные в ходе реализации программы, помогут обучающимся выполнить задания государственной итоговой аттестации. Однажды начав работу над речью, её не прекращают всю жизнь, если хотят овладеть ею в совершенстве, добиться такого результата, чтобы просто и красиво выражать свои мысли и чувства.

Размышления, связанные с проблемами эффективности общения, составляют основу для формирования у школьников взглядов, вкусов, идей, имеющих общекультурную ценность.

 

Тематическое планирование

Название темы

Количество часов

1

Раздел 1. Приёмы диалога с текстом.

37

2

Раздел 2. Приёмы работы с научно-публицистическим текстом.

31

Содержание тем курса

Содержание программы составлено с учётом опыта учащихся работы с текстом в начальной школе. В 6 классе обучение строится больше на научно-публицистических текстах, не исключая художественные.

Первый раздел посвящён приёмам работы так, чтобы научиться вести диалог с текстом. Диалог с текстом подразумевает полное понимание содержания, т.е. понимание и концептуальной, и подтекстовой, и фактуальной информации.

Второй раздел ориентирован на понимание структуры научного и публицистического текста, на развитие умения работать с информацией в тексте: выделять части и связи между ними, интерпретировать информацию.

Программа содержит следующие разделы.

Раздел 1. Приёмы диалога с текстом.

1.1. Слово.

1.2. Заголовок и эпиграф.

1.3. Прогнозирование.

1.4. Вопрос к тексту.

1.5. Выделение главной мысли.

1.6. Воображение.

Раздел 2. Приёмы работы с научно-публицистическим текстом.

2.1 План.

2.2 Тезисы.

2.3 Конспект.

2.4 Пересказ.

2.5 Графическое моделирование структуры текста.

2.6 Защита проекта.

Раздел 1. Приёмы диалога с текстом.

Слово. Первая ступень к пониманию текста – это понимание каждого слова, словосочетания.

Заголовок и эпиграф. Думающий читатель, беря в руки книгу, ищет ответ на вопрос «Для чего написан текст?». Знакомство начинается с заголовка и эпиграфа. Они связаны с идеей автора, подготавливают читателя к осознанию текста, это самые первые прочитанные слова. Пусть ребёнок сам почувствует как это важно – правильно придумать заголовок. Важно научить ребёнка умению анализировать заголовки к тексту. Заголовки бывает разными: сжатая главная идея, вопрос, странное слово, ирония, противопоставления и т.д. Эпиграф – маленькие тексты с огромной смысловой нагрузкой. Работа с эпиграфом – это верное средство для понимания текста. Формирование умения ребёнка подбирать эпиграф, анализировать его – важная составляющая работы над текстом.

Прогнозирование. Вероятностное прогнозирование – это способность человека подготавливаться к действиям в ситуации, которую он предвидит. Понимание текста зависит от той установки (ожидания), которую читатель прогнозировал.

Работа с вопросами.

Задающий вопросы ребёнок – это думающий ребёнок. Вопросы побуждают к знанию, умению и творчеству. Диалог с текстом, понимания текста невозможно без вопросов.

Выделение главной мысли. Выделение главной мысли – это осознанный, выраженный словами (одним или несколькими предложениями) общий смысл текста.

Воображение. Воображение – существенный эмоциональный компонент чтения. Человек создаёт образ, представляет себе нечто реальное или нереальное. Через образы легче понимается текст.

Раздел 2. Приёмы работы с научно-популярным текстом. Текст состоит из предложений, часто собранных в абзац. Связь предложений может быть последовательной, параллельной или ассоциативной. В тексте есть лексические, морфологические и синтаксические средства связи. Они изучаются на уроках русского языка. В данном разделе важно научить детей искать информацию в тексте. Информация в тексте неодинакова по значимости и способу выражения. По значимости выделяют основную и дополнительную информацию, а по способу выражения – явной (прямой) и скрытой (подтекстовой). Как правило, в официально-деловых, научных и публицистических текстах информация высказана прямо, позиция автора чёткая. А в художественных произведениях есть подтекст. В работе с абзацем следуем помнить, что первое предложение в абзаце, как правило, и есть основная фраза.

План. Составление плана помогает запоминанию, систематизации содержания, пониманию текста. План раскрывает структуру текста, а значит и помогает усвоить главное содержание. План может быть простым и сложным.

Тезисы. Это краткая запись содержания научного исследования в виде основных положений, сформулированных в сжатом виде.

Конспект. Конспект – это краткая, систематизированная, логически связанная запись существенной информации. Существуют разные виды конспектов: плановый, текстуальный, тематический, свободный. Конспект, как и другие способы обработки текста, способствует запоминанию и пониманию текста. В основе конспектирования лежит выделение главного содержания текста – существенных мыслей.

Пересказ.

Графическое моделирование структуры текста. В современном мире информация все чаще представляется в виде графических форм: схемы, кластер, таблицы, графики, диаграммы, рисунки, карта.

Защита проекта. Выполнение проекта – это работа, направленная на решение конкретной задачи (проблемы), на получение заранее спланированного результата. Критерии оценивания проекта разрабатываются с учащимися.

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования /М – во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 48 с.

2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская]; под ред. А. Г. Асмолова. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2011.- 159с.

3. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.И. Заир – Бек, И.В. Муштавинская. – 2 – е изд. дораб. – М.: Просвещение, 2011.- 223 с.

4. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС.

Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова.- М.: Баласс, 2011.

5.Междисциплинарная программа «Основы смыслового чтения и работа с текстом» http://metodsovet.ru/megdiciplinarnaya_programma.html

6. Рабочая тетрадь по русскому языку. Задания на понимание текста: 7 класс:/ О.Н.Зайцева. – М.: Издательство «Экзамен», 2014. – 134, [ 2] с. (Серия «Учебно-методический комплект»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п/п

Тема занятия

К-во часов

Дата

 

Ауд.

 

Неауд.

по

плану

по

факту

 

Приёмы диалога с текстом

 

Вводный инструктаж. Что такое «слово»?

1

 

 

 

Лексическое значение слова.

1

 

 

 

 

Лексическая сочетаемость слов.

 

1

 

 

 

Значение слов в контексте прочитанного.

 

1

 

 

 

Текст. Основные признаки и особенности структуры.

1

 

 

 

 

Виды и средства связи предложений в тексте.

 

1

 

 

 

Тема текста. Микротема. Абзац.

1

 

 

 

 

Принципы смыслового сцепления частей текста.

1

 

 

 

 

Основная мысль текста.

 

1

 

 

 

Выделение главной мысли. Диалог с текстом.

1

 

 

 

 

Типы речи.

1

 

 

 

 

Комплексный анализ текста.

 

1

 

 

 

Языковые средства выразительности (часть I).

1

 

 

 

 

Языковые средства выразительности (часть II).

 

1

 

 

 

Мини тексты.

 

1

 

 

 

Прогнозирование как форма работы с текстом.

1

 

 

 

 

Виды и формы прогнозирования.

1

 

 

 

 

Заголовок.

1

 

 

 

 

Взаимосвязь заголовка с текстом.

 

1

 

 

 

Комплексный анализ текста.

 

1

 

 

 

Эпиграф.

1

 

 

 

 

Виды и формы эпиграфов.

1

 

 

 

 

Пословицы и поговорки в роли эпиграфов.

 

1

 

 

 

Смысловые иносказания в художественных текстах.

1

 

 

 

 

Языковые средства выразительности басни.

 

1

 

 

 

«Интонационное полотно» и содержание басни.

1

 

 

 

 

Анализ языковых явлений прозаических произведений.

1

 

 

 

 

Работа с алгоритмом анализа языковых явлений прозаических произведений.

 

1

 

 

 

Анализ языковых явлений лирических произведений.

1

 

 

 

 

Работа с алгоритмом анализа языковых явлений лирических произведений.

 

1

 

 

 

Словесное рисование.

 

1

 

 

 

Портрет как форма словесного рисования.

 

1

 

 

 

Стили речи. Классификация стилей.

1

 

 

 

 

Стили речи. Художественный стиль.

 

1

 

 

 

Стили речи. Разговорный стиль.

 

1

 

 

 

Стили речи. Научный стиль.

 

1

 

 

 

Стили речи. Официально-деловой стиль.

 

1

 

 

 

Приёмы работы с научно-публицистическим текстом

 

 

 

 

 

Стили речи. Публицистический стиль.

1

 

 

 

 

Комплексный анализ текста (часть I).

 

1

 

 

 

Комплексный анализ текста (часть II).

 

1

 

 

 

Приёмы работы с научно-публицистическим текстом.

1

 

 

 

 

Тема и микротема.

1

 

 

 

 

Художественные и научно-публицистические тексты. Выделение главного.

 

1

 

 

 

Художественные и научно-публицистические тексты. Выделение главного (практикум).

 

1

 

 

 

Вопросы к тексту.

 

1

 

 

 

Игра «Задай вопрос!»

 

1

 

 

 

Воображение.

1

 

 

 

 

Эмоциональное воображение. Стихи.

 

1

 

 

 

Стихи в прозе.

 

1

 

 

 

Что такое план? Виды планов.

1

 

 

 

 

Приёмы составления плана.

1

 

 

 

 

Составление тезисов. Что такое тезисы?

1

 

 

 

 

Напиши тезисы (практикум).

 

1

 

 

 

План-тезис.

1

 

 

 

 

Что такое конспект? Виды конспекта.

1

 

 

 

 

Как правильно составлять конспект.

1

 

 

 

 

Конференция «Конспектирование – это просто».

 

1

 

 

 

Пересказ. Игра в синонимы.

1

 

 

 

 

Главное и второстепенное в тексте.

1

 

 

 

 

Практическая работа. Готовим пересказ.

 

1

 

 

 

Графическое представление текста. Формы представления информации в тексте.

1

 

 

 

 

Таблицы. Графики. Схемы.

 

1

 

 

 

Диаграммы. Виды диаграмм.

1

 

 

 

 

Карта. Чтение карты.

1

 

 

 

 

Фотографии и живопись как средства понимания текста.

 

1

 

 

 

Проект по теме «Правильное чтение – как средство успешного обучения». Разработка этапов проекта.

 

1

 

 

 

Защита проектов «Правильное чтение – как средство успешного обучения».

1

 

 

 

 

Итоговое занятие «Я умею читать!».

 

1

 

 

 

 

34

34

 

 


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.