Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 02 Товароведение и организация экспертизы качества потребительских товаров по специальности 38.02.08 Торговое дело

0
0
Материал опубликован 11 December в группе

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»

(ГБПОУ РО «ТПТ»)













































РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


профессионального модуля


ПМ. 02 Товароведение и организация экспертизы качества потребительских товаров


по специальности 38.02.08 Торговое дело







Форма обучения очная

Срок обучения – 1 г. 10 месяцев

на базе среднего общего образования


Квалификации выпускника:

Специалист торгового дела


































































г. Зверево, 2024 г.




























Рабочая программа ПМ. 01 «Товароведение и организация экспертизы качества потребительских товаров» разработана в соответствии с требованиями ФГОС СПО по специальности 38.02.08 Торговое дело, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №548 от 19 июля 2023 г.


















Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Торгово-промышленный техникум имени Л.Б. Ермина в г. Зверево»

Разработчик: Зубкова Н.В. преподаватель ГБПОУ РО ТПТ












​​​​​​​ СОДЕРЖАНИЕ



стр.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА рабочей ПРОГРАММЫ профессионального модуля


4

СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля


9

условия реализации профессионального модуля


27

Контроль и оценка результатов Освоения профессионального модуля


32











































    1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
«ПМ.02 «Товароведение и организация экспертизы качества потребительских товаров» Цель и планируемые результаты освоения профессионального модуля

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен освоить основной вид деятельности: документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации и соответствующие ему общие компетенции, и профессиональные компетенции:

Перечень общих компетенций и личностных результатов

Код

Наименование общих компетенций

ОК 01

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности

применительно к различным контекстам

ОК 02

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации

информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 03

Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по правовой и финансовой грамотности в различных

жизненных ситуациях.

ОК 04

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке

Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого

производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях

ОК 09

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и

иностранном языках


Перечень профессиональных компетенций

Код

Наименование видов деятельности и профессиональных компетенций

ВД 2

Товароведение и организация экспертизы качества потребительских товаров

ПК 2.1

Осуществлять кодирование товаров, в том числе с применением цифровых технологий

ПК 2.2

Идентифицировать ассортиментную принадлежность потребительских

товаров

ПК 2.3

Создавать условия для сохранности количественных и качественных

характеристик товара в соответствии с требованиями действующих санитарных правил на разных этапах товародвижения

ПК 2.4

Выполнять операции по оценке качества и организации экспертизы

потребительских товаров

ПК 2.5

Осуществлять управление ассортиментом товаров, в том числе с

использованием искусственного интеллекта и сквозных цифровых технологий



В результате освоения профессионального модуля обучающийся должен:

Владеть навыками

-применения методик идентификации ассортиментной принадлежности потребительских товаров;

-решения задач классификации и кодирования потребительских товаров, в том числе с помощью цифровых технологий;

-применения технических регламентов и национальных стандартов для оценки маркировки потребительских товаров;

- осуществления контроля над обеспечением оптимальных условия хранения и реализации потребительских товаров;

-выявления дефектов, вызывающих ухудшение качественных и количественных характеристик потребительских товаров;

-разработки мероприятий по предупреждению и сокращению потерь товаров;

-выявления современных тенденций в области обеспечения качества и безопасности товаров, в том числе с использованием аналитики больших данных;

-подбора необходимых нормативно-технических документов для оценки качества и организации

экспертизы товаров с использование современных баз данных;

-организации подготовки и проведения экспертизы потребительских товаров и оформления ее результатов;

-оценки качественных и количественных характеристик товаров на соответствие требованиям нормативно- технической документации;

-регистрации данных о соответствии качества поступающих в организацию товаров техническим регламентам, стандартам (техническим условиям), условиям поставок и договоров;

-систематизации данных о фактическом уровне качества товаров;

оформления документов для предъявления претензий к поставщикам о несоответствии качества поступивших товаров техническим регламентам, стандартам (техническим

условиям), условиям поставок и договоров;

-анализа ассортимента товаров и ассортиментной политики торгового предприятия, в том числе с применением современных цифровых технологий.


Уметь

-применять цифровые технологии кодирования потребительских товаров;

-идентифицировать ассортиментную принадлежность продовольственных и непродовольственных товаров;

-оценивать маркировку потребительских товаров на соответствие с требованиями технических регламентов и национальных стандартов;

-идентифицировать ассортиментную принадлежность продовольственных и непродовольственных товаров;

-применять документы в области технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия в профессиональной деятельности;

-оценивать маркировку потребительских товаров на соответствие с требованиями технических регламентов и национальных стандартов;

-устанавливать и обеспечивать оптимальные условия хранения, транспортирования и реализации потребительских товаров;

-выявлять дефекты потребительских товаров при приемке, хранении и реализации;

-реализовывать мероприятия по предупреждению и сокращению потерь товаров;

- обобщать и анализировать современный российский и зарубежный опыт в области обеспечения качества и безопасности товаров, в том числе с использованием аналитики больших данных;

-проводить оценку качественных и количественных характеристик товаров по требованиям нормативно- технических документов;

-организовывать экспертизу потребительских товаров и оформлять ее результаты;

-анализировать ассортимент товаров и выявлять приоритетные направления его совершенствования, в том числе с применением современных цифровых технологии;

-формировать торговый ассортимент по результатам анализа потребности в товарах;

-применять цифровые технологии кодирования потребительских товаров;

-устанавливать и обеспечивать оптимальные условия хранения, транспортирования и реализации потребительских товаров;

-реализовывать мероприятия по предупреждению и сокращению потерь товаров.


Знать

-классификации продовольственных и непродовольственных товаров;

-методов и способов кодирования потребительских товаров, в том числе с применением цифровых технологий;

-обязательных требований к маркировке потребительских товаров;

-основных понятий в сфере товароведения потребительских товаров;

-технических требований и градации качества потребительских товаров, установленных в нормативно- технической документации;

-обязательных требований к маркировке потребительских товаров. Факторов, формирующих и сохраняющих качество товаров;

-условий хранения, транспортирования и реализации потребительских товаров;

-дефектов потребительских товаров товарных потерь и способов их сокращения;

-специализированных программных продуктов;

-методики выявления потребностей клиентов.

Законодательства Российской Федерации и ЕАЭС в области технического регулирования, стандартизации и подтверждения соответствия;

-современного российского и зарубежного опыта в области обеспечения качества и безопасности товаров; основных методов оценки качества и безопасности потребительских товаров.




1.2. Количество часов, отводимое на освоение профессионального модуля

Вид учебной работы

Объем в часах*

Объем учебного модуля дисциплины

496

МДК02.01

38

теоретическое обучение

20

практические занятия

18

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

МДК02.02

160

теоретическое обучение

58

практические занятия

76

Самостоятельной работы обучающихся

6

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

Курсовая работа

20

МДК02.03

154

теоретическое обучение

62

практические занятия

80

Самостоятельной работы обучающихся

12

Промежуточная аттестация (дифференцированный зачет)

2

МДК02.04

144

теоретическое обучение

76

практические занятия

62

Самостоятельной работы обучающихся

6

УП02.01

90

ПП02.01

144

Экзамен ПМ02

6

Объем учебного модуля дисциплины с учетом практик

730


    1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Тематический план профессионального модуля




Код профессиональных компетенций





Наименование разделов

профессионального модуля







Всего часов(макс. учебная нагрузка и практики).

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов).


Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося


Самостоятельная работа обучающегося,

часов


Практика

В том числ

е

Всего,

часов

вт. ч. практические

занятия, часов

Лекции

(часов)



Всего

часов

вт. ч., курсовая работа (проект),

часов

Учебная

часов

Производственная

часов



1

2

3

5

6

7

8

9

10

11


ОК 01.; ОК 03.;

ПК. 2.1.; ПК.2.2.; ПК 2.3.

МДК 02.01. Основы товароведения

38

38

18

20

-

-

-

-


ОК 07.; ОК 09.;

ПК. 2.1.; ПК.2.2.; ПК 2.3.

МДК 02.02. Товароведение потребительских товаров

160

154

58

76

6

202

-

-


ОК 02.; ОК 04.;

ОК 05.; ОК 09.;

ПК 2.4.

МДК 02.03. Оценка качества и основы экспертизы

потребительских товаров

154

142

80

62

12



ОК 02.; ОК 05.;

ОК 09.; ПК 2.5.

МДК 02.04. Управление ассортиментом товаров

144

138

62

76

6


-

-



Учебная практика

90






90




Производственная практика

144







144



Промежуточная аттестация по ПМ.02 – экзамен квалификационный

6










Всего:

730






90

144


Тематический план и содержание профессионального модуля (ПМ)

Наименование разделов и тем профессионального модуля (ПМ),

междисциплинарных курсов (МДК)

Содержание учебного материала,

лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная учебная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем, акад. ч / в том числе в форме практической подготовки, акад. ч

1

2

3

Раздел 1. Основы товароведения


МДК 02.01 Основы товароведения

38

Тема 1.1.

Предмет и основные

категории товароведения

Содержание

2

1. Ключевые понятия товароведения: предмет, цели и задачи, объекты и субъекты, принципы товароведения.

Основополагающие характеристики товаров: ассортиментная, количественная, качественная и стоимостная. Формирование основополагающих товароведных характеристик товара на протяжении жизненного цикла продукции

2

Тема 1.2.

Методы классификации и кодирования товаров в товароведении

Содержание

2

Понятия в области классификации и кодирования товаров.

Иерархический и фасетный методы классификации. Преимущества и недостатки. Товароведная классификация товаров

Кодирование товаров: понятие, цели, правила, методы.

Классификаторы: понятие, классификация, назначение. Современные способы кодирования товаров

2

Практическое занятие

6

Практическое занятие 1. Распознавание разновидности метода классификации и составление классификации товаров фасетным и иерархическим методами

2

Практическое занятие 2. Установление количества ступеней классификации и их наименований для кодов товаров, установленных общероссийским классификатором продукции.

2

Практическое занятие 3. Идентификация товаров по штриховому коду.

2

Тема 1.3.

Качество товаров и

свойства товаров



Содержание

4

1. Многоаспектность понятия качества. Актуальность проблемы качества товаров. Требования к качеству товаров. Градации качества. Товарный и природный сортаменты.

2

2. Основные понятия и классификация потребительских свойств и показателей качества товаров. Номенклатура потребительских свойств товаров

Свойства товаров и их природа. Основные физические, химические, биологические и смешанные свойства потребительских товаров

2

Практическое занятие

6

Практическое занятие 4. Исследование номенклатуры потребительских свойств

продовольственных товаров и показателей качества товаров

2

Практическое занятие 5. Исследование номенклатуры потребительских свойств

непродовольственных товаров

2

Практическое занятие 6. Определение градации качества продовольственных товаров

2

Тема 1.4.

Обеспечение качества и количества

потребительских товаров

Содержание

6

1. Факторы, обеспечивающие качество товаров. Факторы, формирующие качество товаров: изучение рынка товаров, разработка требований к товарам, качество исходного сырья и

материалов, качество конструирования и проектирования, качество изготовления, контроль готовой продукции

2

2. Факторы, сохраняющие качество товаров: упаковка и маркировка, товарная обработка, условия хранения, транспортирования, реализации и использование товаров, техническая

помощь в обслуживании

2

3. Товарные потери: понятие товарных потерь и факторы, влияющие на их величину, виды,

методика расчетов нормируемых товарных потерь продовольственных товаров, мероприятия по предупреждению и снижению потерь товара

2

Практическое занятие

4

Практическое занятие 7. Выбор рациональных способов размещения товаров на хранение и

регулирования режима их хранения для обеспечения сохраняемости.

2

Практическое занятие 8. Расчет фактических и нормируемых потерь и разработка

мероприятий по их сокращению

2

Тема 1.5.

Товарная информация

Содержание

6

1. Основные понятия. Виды и формы товарной информации, их назначение, отличительные особенности. Требования к товарной информации. Законодательная база товарной информации

2

2. Маркировка: понятие, назначение, виды, носители, структура, краткая характеристика. Информационные знаки: понятие, классификация. Назначение, символика и краткая характеристика информационных знаков разных групп

2

Практическое занятие

2

Практическое занятие 9. Анализ структуры и информации на маркировке товаров. Исследование порядка маркировки товаров в системе «Честный ЗНАК»».

2


Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа по МДК 02.01

-

Всего часов по модулю МДК 02.01

38

Раздел 2. Товароведение потребительских товаров


МДК 02.02 Товароведение потребительских товаров

160

1 семестр: 20 ч. лекций; 28 ч. практ. работ

48

Тема 2.1.

Товароведение продовольственных

товаров

Содержание

20

1. Теоретические основы товароведения продовольственных товаров: классификация продтоваров, химический состав, потребительские свойства и показатели качества, факторы, формирующие и сохраняющие качество продтоваров

2

2. Товароведение зерномучных товаров: классификация ассортимента, особенности строения зерна, химический состав, потребительские свойства и показатели качества, основные этапы производства, сроки и условия хранения, транспортирования и особенности маркировки

зерномучных товаров

2

3. Товароведение свежих и переработанных плодов, овощей и грибов: особенности свежих плодов и овощей как объекта товародвижения, классификация ассортимента, требования к качеству, условиям и срокам хранения, способы консервирования плодоовощной продукции

2

4. Товароведение вкусовых товаров: классификация ассортимента, химический состав, потребительские свойства и показатели качества, характеристика основных подгрупп, условия и сроки хранения и особенности маркировки вкусовых товаров

2

5. Товароведение кондитерских товаров, крахмала, сахара и меда: классификация ассортимента и пищевая ценность, особенности химического состава сахаристых и мучных кондитерских изделий, потребительские свойства и показатели качества, основные этапы производства, товароведная характеристика крахмала, сахара и меда, сроки и условия хранения, транспортирования и особенности маркировки

2

6. Товароведение пищевых жиров: общие сведения о пищевых жирах, особенности химического состава пищевых жиров растительного и животного происхождения, классификация ассортимента, технологии производства, условия и сроки хранения и требования к маркировке

2

7. Товароведение молока и молочных товаров: классификация ассортимента и пищевая ценность, химический состав, основные потребительские свойства и показатели качества, основные этапы производства, товароведная характеристика молока и молочных товаров,

условия и сроки хранения, требования к маркировке

2

8. Товароведение мяса мясных и яичных товаров: классификация ассортимента, химический состав, потребительские свойства и показатели качества, товароведная характеристика основных подгрупп, условия и сроки хранения и особенности маркировки мясных и яичных товаров

2

9. Товароведение рыбы и рыбных товаров: основные промысловые семейства рыб, классификация ассортимента и пищевая ценность рыб и нерыбных гидробионтов, химический состав, основные потребительские свойства и показатели качества, основные этапы производства, товароведная характеристика молока и молочных товаров, условия и сроки хранения, требования к маркировке

2


Практическое занятия

28

Практическое занятие 1. Идентификация ассортиментной принадлежности и градации качества зерномучных товаров: муки.

2

Практическое занятие 2. Идентификация ассортиментной принадлежности и градации качества зерномучных товаров: крупы, макаронных изделий.

2

Практическое занятие 3. Идентификация ассортиментной принадлежности и градации качества плодов свежих.

2

Практическое занятие 4. Идентификация ассортиментной принадлежности и градации качества овощей и грибов свежих

2

Практическое занятие 5. Идентификация ассортиментной принадлежности и градации качества плодов и овощей переработанных.

2

Практическое занятие 6. Идентификация ассортиментной принадлежности и градации качества вкусовых товаров: чая и кофе и пряностей.

2

Практическое занятие 7. Идентификация ассортиментной принадлежности и градации качества кондитерских товаров: мучных кондитерских изделий.

2

Практическое занятие 8. Идентификация ассортиментной принадлежности и градации качества кондитерских товаров: сахаристых кондитерских изделий, конфет и шоколада.

2

Практическое занятие 9. Идентификация ассортиментной принадлежности и градации качества кондитерских товаров: сахара, крахмала и меда.

2

Практическое занятие 10. Идентификация ассортиментной принадлежности и градации качества пищевых жиров.

2

Практическое занятие 11. Идентификация ассортиментной принадлежности и градации качества молочных и яичных товаров.

2

Практическое занятие 12. Идентификация ассортиментной принадлежности и градации качества мясных и рыбных товаров.

2

Практическое занятие 13. Расчет естественной убыли продовольственных товаров при

хранении.

2

Практическое занятие 14. Расчет естественной убыли продовольственных товаров и боя

стеклотары при транспортировании

2



Контрольная работа

2


2 семестр: 38 ч. лекций; 48 ч. практ. работ; 20ч. курсовая

106

Тема 2.2.

Товароведение непродовольственных товаров

Содержание

38

1. Теоретические основы товароведения непродовольственных товаров: однородные группы непродовольственных товаров, качество и потребительские свойства, факторы, формирующие и сохраняющие качество непродовольственных товаров, особенности хранения, транспортирования, упаковки и маркировки

2

2. Товароведение текстильных товаров: классификация ассортимента текстильных волокон, нитей, пряжи и текстильных материалов, основные ткацкие плетения, способы отделки и

колористического оформления тканей, классификация их ассортимента.

2

3. Товароведение швейно-трикотажных товаров: факторы, влияющие на качество, классификация ассортимента, контроль качества и определение сорта, маркировка, упаковка и хранение, особенности строения и свойства трикотажных полотен

2

4. Товароведение обувных товаров: натуральные, синтетические и искусственные материалы для производства обуви, характеристика ассортимента кожаной и резиновой обуви, контроль качества и определение сортности, особенности хранения, транспортирования, упаковки и маркировки

2

5. Товароведение пушно-меховых и овчинно-шубных товаров: классификация и строение пушно-мехового сырья, основные процессы производства, классификация ассортимента, условия хранения, транспортирования, упаковки и маркировки

2

6. Товароведение хозяйственных товаров из пластмасс: общие сведения о пластических массах, классификация полимеров и пластмасс, ассортимент бытовых изделий из пластмасс, требования к качеству, особенности маркировки, условия хранения. Товароведение металлохозяйственных товаров, ассортимент изделий требования к качеству, особенности маркировки, условия хранения.

2

7. Товароведение товаров бытовой химии: классификация основных подгрупп, требования к качеству и безопасности, маркировка, транспортирование и хранение

2

8. Товароведение стеклянных и керамических бытовых товаров: особенности производства, обработка и декорирование, классификация ассортимента, потребительские свойства, оценка качества и определение сортности, особенности хранения, транспортирования, упаковки и

маркировки

2

9.Товароведение парфюмерно-косметических товаров: классификация, основные потребительские свойства, особенности технологии производства, сырье, используемое для изготовления парфюмерно-косметическим товаров, основные потребительские свойства и показатели качества, условия хранения, транспортирования, упаковки и маркировки

2

10. Товароведение мебельных товаров: классификация, материалы для производства мебели (конструкционные, облицовочные, настилочные и т.д.), основные этапы производство, особенности производства мягкой мебели, условия хранения, транспортирования, упаковки и маркировки

2


11. Товароведение бытовых электротехнических товаров: характеристика и классификация основных подгрупп, потребительские свойства, требования, в т.ч. безопасности, особенности хранения, транспортирования, упаковки и маркировки

2


12. Товароведение галантерейных товаров: классификация и товароведная характеристика основных подгрупп, потребительские свойства и требования к качеству, условия хранения, транспортирования, упаковки и маркировки

2


13. Товароведение ювелирных товаров: характеристика ассортимента металлов и сплавов, используемых для производства ювелирных изделий, пробирование и клеймение изделий из сплавов драгоценных (благородных) металлов, характеристика ассортимента ювелирных

вставок, виды обработки и огранки, классификация ассортимента ювелирных изделий

2


14. Товароведение радиоэлектронных товаров: классификация ассортимента основных подгрупп, товароведная характеристика бытовой аудио- и видеотехники, основные потребительские свойств и требования, в т.ч. безопасности, особенности хранения,

транспортирования, упаковки и маркировки

2


15. Товароведение спортивных и рыболовных товаров: классификация ассортимента основных подгрупп, потребительские свойства и требования, в т.ч. безопасности, особенности хранения, транспортирования, упаковки и маркировки

2


16. Товароведение транспортных средств личного пользования: классификация и товароведная характеристика основных подгрупп, потребительские свойства и требования к качеству, условия хранения, транспортирования, упаковки и маркировки

2


17. Товароведение школьно-письменных, канцелярских товаров и игрушек: характеристика основных подгрупп, классификация и потребительские свойства, условия хранения, транспортирования, упаковки и маркировки

2


18. Товароведение печатных изданий: потребительские свойства книг факторы их формирующие, требования к качеству, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение печатных изданий

Товароведение художественных товаров: понятие изделий народных художественных промыслов и сувениров, потребительские свойства, классификация и характеристика ассортимента, особенности производства, упаковка, маркировка, транспортирование и хранение

2



Практические занятия

48


Практическое занятие 15-16. Идентификация ассортиментной принадлежности швейных товаров: текстильных и трикотажных изделий

4


Практическое занятие 17. Выявление дефектов (пороков) и определение градации качества

(сортности) швейных товаров

2


Практическое занятие 18-19. Идентификация ассортиментной принадлежности

пушно-меховых и овчинно–шубных товаров

4


Практическое занятие 20. Идентификация ассортиментной принадлежности

обувных товаров

2


Практическое занятие 21. Выявление дефектов (пороков) и определение градации качества (сортности) обувных товаров

2


Практическое занятие 22-23. Идентификация ассортиментной принадлежности хозяйственных товаров: изделий из пластических масс.

4


Практическое занятие 24. Идентификация ассортиментной принадлежности

металлохозяйственных товаров.

2


Практическое занятие 25-26. Идентификация ассортиментной принадлежности товаров бытовой химии: требования к качеству и безопасности, маркировка

4


Практическое занятие 27. Идентификация ассортиментной принадлежности стеклянных и керамических бытовых товаров

2


Практическое занятие 28-29. Идентификация ассортиментной принадлежности парфюмерно-косметических товаров. Особенности маркировки парфюмерно-косметических товаров

4


Практическое занятие 30. Идентификация ассортиментной принадлежности мебельных товаров. Требования к конструкционным и облицовочным материалам

2


Практическое занятие 31-32. Идентификация ассортиментной принадлежности галантерейных товаров, ювелирных изделий и часов. Требования к маркировке этих изделий.

4


Практическое занятие 33. Идентификация ассортиментной принадлежности культурно-бытовых товаров

2


Практическое занятие 34-35. Идентификация ассортиментной принадлежности игрушек детских. Особенности маркировки культурно-бытовых товаров: детских игрушек

4


Практическое занятие 36-37. Особенности маркировки культурно-бытовых товаров: бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры

4

Практическое занятие 38. Обязательная маркировка непродовольственных товаров. Особенности работы в системе «Честный Знак».

2



19. Дифференцированный зачет

2


Самостоятельная работа по МДК 02.02 Составление опорных конспектов.

Проработка лекционного материала и подготовка к практическим занятиям.

Подбор и анализ информации в материалах СМИ.

Подготовка к текущему контролю знаний и промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям, оформление результатов выполнения практических занятий. Подготовка к выполнению творческих работ, мультимедийных презентаций по МДК


6

Курсовой проект (работа)

Тематика курсовых проектов (работ):

Сравнительная характеристика потребительских свойств продовольственных/непродовольственных товаров.

Анализ ассортимента и оценка качества продовольственного / непродовольственного товара (на примере конкретного вида или наименования товара).

Исследование факторов, влияющих на формирование качества продовольственного / непродовольственного товара (на примере конкретного вида или наименования товара).

Анализ факторов, влияющих на сохраняемость продовольственного / непродовольственного товара (на примере конкретного вида или наименования товара).

Изменения качества продовольственных/ непродовольственных товаров при хранении.

Естественная убыль продовольственных товаров и пути ее снижения.

Влияние режимов хранения на потери продовольственных товаров.

Идентификация и выявление фальсификации продовольственного / непродовольственного товара (на примере конкретной однородной группы / подгруппы / наименования товара).

Современное информационное обеспечение продовольственных/непродовольственных товаров.

Анализ структуры ассортимента предприятия розничной торговли.

Влияние различных видов упаковки на качество товаров и длительность их хранения.

Экспертиза и оценка качества продовольственного / непродовольственного товара (на примере конкретного вида или наименования товара).

Расчет оптимальной структуры как результат эффективной работы по управлению ассортиментом.

Средства товарной экспертизы.

Идентификационная экспертиза продовольственных/непродовольственных товаров как способ установления их подлинности.

Содержание и особенности проведения экологической экспертизы продовольственных/непродовольственных товаров (на примере конкретных товаров).

Балльная оценка качества продовольственных товаров как один из методов исследования.

Организация и проведение экспертизы и оценки качества товаров (на примере конкретной однородной группы / подгруппы товара).

Расчет оптимальной структуры как результат эффективной работы по управлению ассортиментом.

Классификация и кодирование потребительских товаров.

Дегустация как метод органолептической оценки качества продовольственных товаров.

Диагностика дефектов и причин их возникновения (на примере конкретных товаров).

Влияние химического состава продовольственных товаров на их потребительские свойства.

Уровень качества продовольственных/непродовольственных товаров и методы его определения

Эксплуатационно-сопроводительная и рекламно-справочная информация о продовольственных/ непродовольственных товарах.

Органолептическая оценка качества продовольственных/ непродовольственных товаров.

20

Обязательные аудиторные учебные занятия по курсовому проекту (работе)

Выбор темы курсовой работы, формулировка актуальности исследования, определение цели, постановка задач.

Подбор источников и литературы, проверка актуальности, предлагаемой в них информации, составление библиографического списка и плана курсовой работы.

Теоретический анализ источников и литературы, определение понятийного аппарата. Систематизация собранного фактического и цифрового материала путем сведения его в таблицы, диаграммы, графики и схемы.

Написание введения курсовой работы. Формулировка актуальности, цели, задач, объекта, предмета, методов предстоящего исследования

Обобщение теоретических аспектов по проблеме исследования в главе первой курсовой работы

Оформление результатов практических исследований в главе второй курсовой работы

Подбор и оформление приложений по теме курсовой работы.

Составление заключения курсовой работы, содержащее выводы и предложения по результатам проведенных исследований

Требования к содержанию и подготовка презентации курсовой работы

Защита курсовой работы


Всего часов по МДК02.02

160

Раздел 3. Оценка качества и основы экспертизы потребительских товаров


МДК 02.03 Оценка качества и основы экспертизы потребительских товаров

154

2 семестр: 42 ч. лекций; 50 ч. практ. работ;

92

Тема 3.1.

Оценочная деятельность в товароведении

















Содержание

22

1. Основные понятия оценочной деятельности. Участники рынка оценочных услуг

2

2. Сущность оценочной деятельности в товароведении: понятие, цели и принципы, виды, особенности, методы.

2

3. Основные виды оценочной деятельности: идентификация, экспертиза, контроль качества, оценка качества, оценка уровня качества, сертификация, гигиеническая оценка, испытания и т. п.

2


4.Понятие фальсификации товаров.

2

5. Контроль качества: понятие контроля качества продукции. Количественные характеристики продукции. Виды испытаний.


2

6.Правила отбора проб (выборок). Основные принципы отбора проб. Методы отбора проб (выборок). Виды контроля качества.

2

7. Оформление актов отбора проб. Заключение экспертов

2

8. Оценка конкурентоспособности товаров и услуг: понятие конкурентоспособности товаров.

Факторы конкурентоспособности. Критерии конкурентоспособности.


2

9.Порядок проведения оценки конкурентоспособности. Методы оценки конкурентоспособности.


10. Оценка и приемка товаров по количеству и качеству: правила, порядок, инструкции приемки

продукции

2

11.Организация проведения товарной экспертизы. Виды товароведной экспертизы: количественная, качественная, идентификационная, документальная, комплексная

2

Практическое занятие

20

Практическое занятие 1-2. Применение правил отбора проб при выборочном контроле

качества товарных партий продовольственного / непродовольственного товара.

4

Практическое занятие 3-5. Определение объема выборки (проб), приёмочных и браковочных чисел товарных партий и расчет приёмочного уровня дефектности партии продовольственного

/непродовольственного товара

6

Практическое занятие 6-10. Оценка качества продовольственного / непродовольственного

однородной группы (подгруппы)

10

Тема 3.2.

Идентификация

потребительских товаров

Содержание

8

1. Основы идентификации потребительских товаров: значение понятие, цель и принципы идентификации, характеристика идентификации товаров, ее видов. Критерии, средства,

показатели и методы идентификации. Общий порядок проведения идентификации товаров

2

2. Роль идентификации в товароведной и экспертной деятельности: организация

прослеживаемой продукции в сфере производства, роль идентификации при сертификации продукции, оценочной деятельности и контрольно-надзорных операциях

2

3. Фальсификация товаров: понятие, виды, способы, предупреждение и последствия

фальсификации потребительских товаров

2

4. Особенности идентификации при выявлении фальсификации однородных групп

продовольственных/ непродовольственных товаров

2


Практические занятия

20

Практическое занятие 11-12. Исследование общих правил проведения идентификации продовольственных / непродовольственных товаров. Выявление показателей пригодных для

целей ассортиментной (видовой) идентификации.

4

Практическое занятие 13-16. Особенности, порядок идентификации и способы обнаружения

фальсификации продовольственного товара однородной группы (подгруппы).

8

Практическое занятие 17-20. Особенности, порядок идентификации и способы обнаружения

фальсификации непродовольственного товара однородной группы (подгруппы).

8

Тема 3.3.

Методы определения показателей качества товаров

Содержание

12

1. Классификация и характеристика методов определения показателей качества: объективные и эвристические методы, преимущества и недостатки. Разновидности измерительного метода. Основные виды погрешностей измерений. Органолептический метод: особенности,

разновидности, порядок и процедура проведения, оценка с применением балловых шкал

2

2. Оценка качества экспертными методами. Понятие и критерии экспертных методов оценки качества. Экспертный метод «комиссий»Ранжирование, как метод экспертных оценокТабличная форма, бальные оценки и социологический опрос как методы экспертных оценок. Экспертный метод

2

3.Объекты товароведной деятельности. Ассортиментная характеристика товаров. Качественная характеристика (качество) товаров. Количественная характеристика товаров. Понятие номенклатуры потребительских свойств и показателей. Структура потребительских свойств и показателей.

2

4. Основные положения и направления квалиметрии. Сущность и значение квалиметрии. Структура квалиметрии. Правила квалиметрии

2

5.Классификация, сущность и взаимосвязь показателей качества продукции. Сущность и взаимосвязь показателей качества продукции. Классификация показателей качества продукции. Сортамент товаров. Принципы деления товаров на сорта. Пересортица

2

Практическое занятие

10

Практическое занятие 21-22. Оценка органолептических и физико-химических показателей

качества продовольственного / непродовольственного товаров.

4

Практическое занятие 23-25. Балльная оценка органолептических показателей качества

продовольственного / непродовольственного товара.

6


Контрольная работа

2

Самостоятельная работа Составление опорных конспектов.

Проработка лекционного материала и подготовка к практическим занятиям.

Подбор и анализ информации в материалах СМИ.

Подготовка к текущему контролю знаний и промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям, оформление результатов выполнения практических занятий. Подготовка к выполнению творческих работ, мультимедийных презентаций по МДК

6


3 семестр: 20 ч. лекций; 30 ч. практ. работ;

50

Тема 3.4.

Основы экспертизы потребительских товаров



Содержание

20

1.Теоретические основы экспертизы потребительских товаров: предмет, цели и задачи организации экспертизы, основными понятия, принципы и виды, значение экспертизы в системе управления качеством.

2

2.Организация и процедура проведения товароведной экспертизы: порядок назначения и производства экспертиз, взятия проб и образцов товаров, документальное оформление работ по организации экспертизы. Документальное оформление результатов экспертизы товаров: структура и содержание акта экспертизы.

2

3. Виды и подвиды товарной экспертизы: товароведная, санитарно-гигиеническая, ветеринарная, экологическая. Основные понятия, цели и задачи, объекты, правовая база. Необходимость и экономическая целесообразность проведения экологических экспертиз товаров.

Порядок изъятия и утилизации недоброкачественных и опасных товаров

2

4. Государственная ветеринарная служба, ведомственная ветеринарно-санитарная и производственная ветеринарная службы, их задачи, функции, подчиненность, возможность привлечения для целей экспертизы. Цели, задачи, объекты, субъекты, правовая база. Государственный ветеринарный и ведомственный ветеринарно-санитарный надзор

2

5.Нормативно правовая база товароведной экспертизы: основные законодательные и нормативные документы, требования к экспертам. Техническое регулирование и информационно-справочное обеспечение экспертизы, стандартизация как нормативная база экспертизы.

2

6-7. Оценка качества и основы экспертизы продовольственных товаров. Идентифицирующие признаки продовольственных товаров. Фальсификация продовольственных товаров. Средства и методы обнаружения фальсификации продовольственных товаров Распознавание дефектов продовольственных товаров Определение органолептических показателей качества продовольственных товаров. Идентификация маркировки продовольственных товаров

4

8-9. Оценка качества и основы экспертизы непродовольственных товаров. Факторы, обеспечивающие качество непродовольственных товаров. Порядок оценки качества непродовольственных товаров. Методы сохранения качества непродовольственных товаров: требования к упаковке, маркировке и хранению продукции. Информация для потребителей, маркировка и информационные знаки непродовольственных товаров. Идентификация и фальсификация непродовольственных товаров. Инструментальные методы оценки качества непродовольственных товаров. Распознавание дефектов непродовольственных товаров.

4

Практические занятия

30

Практическое занятие 26. Подготовка к проведению экспертизы качества потребительских

товаров.

2

Практическое занятие 27. Организация проведения экспертизы качества потребительских товаров.

2

Практическое занятие 28. Документальное сопровождение экспертизы качества продовольственного / непродовольственного товара

2

Практическое занятие 29-40. Экспертиза качества продовольственного/непродовольственного товара однородной группы (подгруппы)

24


Дифференцированный зачет


2

Самостоятельная работа Составление опорных конспектов.

Проработка лекционного материала и подготовка к практическим занятиям.

Подбор и анализ информации в материалах СМИ.

Подготовка к текущему контролю знаний и промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям, оформление результатов выполнения практических занятий. Подготовка к выполнению творческих работ, мультимедийных презентаций по МДК






6

Всего часов по разделу 3

154

Раздел 4. Управление ассортиментом товаров


МДК 02.04 Управление ассортиментом товаров

144


1 семестр: 36 ч. лекций; 26 ч. практ. работ;

62

Тема 4.1

Основные понятия в области

управления ассортиментом товаров

Содержание

2

1. Теоретические основы управления ассортиментом: понятие ассортимента, классификация, свойства и показатели ассортимента, основные направления совершенствования ассортимента,

факторы, влияющие на ассортимент потребительских товаров

2

Практическое занятие

2

Практическое занятие 1 Расчет показателей ассортимента.

2

Содержание

10

Тема 4.1.1

Управление ассортиментом непродовольственных товаров. Товары хозяйственного назначения.

1. Управление ассортиментом товаров из пластмасс. Характеристика ассортимента. Факторы, формирующие качество. Рынок товаров из пластмасс. Формирование коньюктуры рынка.

2

2. Товары бытовой химии (ТБХ): понятие, назначение, рынок ТБХ, группировка ассортимента. Управление ассортиментом товаров.

2

3.Понятие о силикатах, стекле и керамике. Состояние рынка. Факторы, формирующие качество стеклянных товаров.

Строительные товары; состояние рынка. Классификация ассортимента этих товаров.

2

4. Состояние рынка МХТ. Факторы, формирующие их качество. Черные и цветные металлы, их сплавы: классификация, виды, свойства, маркировка.

2

5.Состояние рынка мебельных товаров. Факторы, формирующие качество мебели: исходные материалы, полуфабрикаты конструкция, технология производства.

2

Практическое занятие

8

Практическое занятие 2 Идентификация товаров из пластмасс по способам изготовления, отделке, назначению и наименованию. Изучение ассортимента изделий из пластмасс.

2

Практическое занятие 3 Изучение и анализ ассортимента ТБХ (сопоставление фактического ассортимента с сегментами рынка, изучение особенностей информации) Изучение особенностей информации о товарах бытовой химии

2

Практическое занятие 4 Идентификация натуральных образцов МХТ. Анализ ассортимента на местном рынке (сопоставление с сегментами рынка, цены и качества, поиск незаполненных ниш)

2

Практическое занятие 5 Идентификация образцов мебели по каталогам. Анализ ассортимента мебели для торговых предприятий, для офиса.

2

Тема 4.1.2

Управление ассортиментом товаров культурно-бытового назначения

Содержание

10

1. Состояние рынка школьно-письменных и канцелярских товаров. Группы товаров для учебы, делопроизводства и интеллектуальной деятельности. Бумага и картон, факторы, формирующие качество, свойства, показатели качества, классификация и характеристика ассортимента.

2

2. Формирование ассортимента музыкальных товаров. Состояние рынка товаров для детей, детских игрушек.

2

3.Галантерейные товары. Требования к качеству. Конъюнктура спроса.

2

4.Бытовые электронные товары. Роль БЭТ в жизни общества и бизнесе. Состояние рынка этих товаров, классификация БЭТ. Состояние рынка фототоваров, их значение на современном рынке, классификация.

2

5. Общие сведения о спортивных, охотничьих товарах и средствах индивидуальной защиты. Состояние рынка. Классификация и ассортимент этих товаров.

2

Практическое занятие

6

Практическое занятие 6 Изучение и анализ ассортимента школьно-письменных и канцелярских товаров (сопоставление фактического ассортимента с сегментами рынка, изучение особенностей информации)

2

Практическое занятие 7 Изучение и анализ ассортимента игрушек. Выявление отличительных признаков различных видов игрушек, определение возрастного и педагогического назначения. Требования к качеству.

2

Практическое занятие 8 Изучение и анализ ассортимента бытовых электронных товаров (сопоставление фактического ассортимента с сегментами рынка, изучение особенностей информации) Изучения характеристик этих товаров.

2

Тема 4.1.3

Управление ассортиментом

Текстильных, трикотажных и одежно-обувных, меховых товаров

Содержание

8

1.Состояние рынка текстильных и одежных товаров. Факторы, формирующие качество.

2

2.Трикотажные товары: факторы, формирующие качество, классификация и ассортимент.

2

3.Формирование ассортимента обувных товаров. Требования качеству изделий из натуральных и искусственных кож. Товары из синтетических материалов, резины и текстиля.

2

4.Состояние рынка меховых изделий. Требование к качеству меховых товаров. Российский и зарубежный рынок меховых товаров.

2

Практическое занятие

6

Практическое занятие 9 Изучение ассортимента швейных изделий по группам, подгруппам, видам, фасонам, конструктивным особенностям. Требования к качеству этих изделий.

2

Практическое занятие 10 Изучение ассортимента обувных товаров. Гарантийные сроки носки обуви. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение кожаной обуви.

2

Практическое занятие 11 Изучение меховых полуфабрикатов. Маркировка этих изделий.

Составление товароведных характеристик по товарным свойствам волосяного, кожного покровов и в целом готовых изделий.

2

Тема 4.1.4

Управление ассортиментом

нетканых материалов, ковры и ковровые изделия

Содержание


1.Формирование рынка ковров и ковровых изделий, нетканых материалов и искусственного меха

2

Тема 4.1.5

Управление ассортиментом

парфюмерно-косметических товаров, ювелирных изделий и часов.

Содержание

4

1.Формирование ассортимента парфюмерно-косметических товаров. Состояние рыка ювелирных изделий, часов.

2

Практическое занятие

4

Практическое занятие 12 Изучение ассортимента парфюмерных и косметических товаров. Сегментация рынка ПКТ. Показатели безопасности, дефекты парфюмерно-косметических товаров.

2

Практическое занятие 13 Изучение и анализ ассортимента ювелирных товаров и часов. Расшифровка клеймения и маркировки на ювелирных товарах.

2



Контрольная работа

2


2 семестр: 40 ч. лекций; 36 ч. практ. работ;

76

Тема 4.2.1

Управление ассортиментом продовольственных товаров.

Содержание

2

1.Классификация продовольственных товаров. Пути совершенствования ассортимента продовольственных товаров. Химический состав продовольственных товаров

Пищевая ценность продовольственных товаров Энергетическая, биологическая, физиологическая, органолептическая ценность, усвояемость. Рациональное и сбалансированное питание: понятие, принципы. Хранение продовольственных товаров. Методы консервирование продовольственных товаров. Назначение и классификация вспомогательных продовольственных товаров. Пищевые, сырьевые, технологические добавки: понятие, классификация, назначение.

2



Практическое занятие

2

Практическое занятие №14 Расчет энергетической ценности важнейших видов продовольственных товаров

2

Тема 4.2.2

Основы управление ассортиментом зерно-мучных товаров.

Содержание

2

1.Состояние и перспективы развития рынка зерна и продуктов его переработки. Классификация зерномучных товаров, характерные признаки. Потребности, удовлетворяемые зерномучными товарами. Пищевая ценность: свойства, показатели, их особенности. Товароведная характеристика ассортимента по назначению, сырью, процессам производства,

упаковке и маркировке. Крупы, мука и продуктов их переработки; Макаронные, хлебобулочные и др. изделия. Краткая характеристика зерна как одного из важнейших биржевых товаров и сырья для зерномучных товаров. Особенности состава и строения зерна, влияющих на потребительские свойства. Хранение разных подгрупп зерномучных товаров. Условия и сроки хранения.

2

Практическое занятие

6


Практическое занятие 15 Распознавание ассортимента муки и макаронных изделий. Факторы, формирующие качество.

2

Практическое занятие 16 Распознавание ассортимента круп. Факторы, формирующие качество.

2

Практическое занятие 17 Изучение ассортимента хлеба и хлебобулочных изделий. Факторы, формирующие качество этих изделий.

2

Тема 4.2.3

Общая характеристика, классификация и пищевая ценность плодоовощных товаров

Содержание

4

1.Товароведная характеристика свежих плодов и овощей важнейших подгрупп, видов и разновидностей по составу, строению, использованию, сортаменту. Товароведная характеристика овощей и грибов важнейших подгрупп, видов и разновидностей по составу, строению, использованию, сортаменту.

2

2.Хранение плодов и овощей. Процессы при хранении свежих плодов и овощей Периоды хранения: длительное и кратковременное. Условия, методы и сроки хранения. Товарные потери, процессы, их вызывающие, пути сокращения.

Основы управления ассортиментом продуктов переработки плодов и овощей. Упаковка, маркировка и хранение продуктов переработки плодов и овощей

2

Практическое занятие

4

Практическое занятие 18 Изучение хозяйственно-ботанических сортов свежих овощей

2

Практическое занятие 19 Изучение помологических сортов свежих плодов

2

Тема 4.2.4

Общая классификация и пищевая ценность вкусовых товаров



Содержание

6

1.Общие понятия и особенности Классификация вкусовых товаров Пищевая ценность и показатели ее свойств. Основы управления Упаковка, маркировка и хранение вкусовых товаров Основы управления ассортиментом пряностей и приправ. Основы управления ассортиментом слабоалкогольных, безалкогольных напитков. Классификация безалкогольных напитков Минеральные воды. Соки и сокосодержащие напитки. Негазированные напитки

2

2.Основы управления ассортиментом алкогольных напитков. Основные понятия, назначение, состав и пищевая ценность. Классификация алкогольных напитков. Этиловый спирт, водка, ликеро-наливочные изделия Вина: понятие классификация, способы получения Упаковка, транспортирование и хранение.

2


Практическое занятие

2

Практическое занятие 20 Изучение ассортимента: кофе и кофейные напитки. Основные понятия и назначение, пищевая ценность этих товаров. Изучение ассортимента чая и чайных напитков: основные понятия и назначение, пищевая ценность, классификация чая.

2

Тема 4.2.5

Основы управления кондитерскими товарами.

Содержание

2

1.Классификация и пищевая ценность кондитерских товаров. Пищевая ценность кондитерских товаров. Сахар и его заменители. Мед и его заменители

Характеристика ассортимента фруктово-ягодных кондитерских изделий; ассортимента сахаристых, шоколадных изделий, какао-продуктов и их заменителей; карамельных изделий; ириса, драже и конфетных изделий; Характеристика ассортимента восточные сладости и халва.

2

Практическое занятие

2

Практическое занятие 21 Изучение ассортимента мучных кондитерских изделий Изучение ассортимента сахаристых кондитерских изделий: карамели, сахара и меда.

2

Тема 4.2.6

Основы управления ассортиментом пищевых жиров

Содержание

2

1.Рынок пищевых жиров: состояние и перспективы развития. Источники поступления пищевых жиров на рынок Ростовской области. Классификация пищевых жиров. Признаки общей и частных классификаций. Состав и пищевая ценность отдельных подгрупп, особенности сырья, процессов производства и назначения. Основы управления ассортиментом животных жиров, комбинированных жиров, маргарина и растительных масел

2

Практическое занятие

2

Практическое занятие 22 Изучение ассортимента растительных масел и способов их очистки

2

Тема 4.2.7

Основы управления ассортиментом молока, сливок и кисломолочных продуктов

Содержание

2

1.Рынок молочных товаров: состояние и перспективы развития. Источники поступления молочных товаров на рынок Ростовской области

Классификация молока и продуктов его переработки. Признаки общей и частной классификации. Состав и пищевая ценность отдельных подгрупп, их отличительные признаки

2

Практическое занятие

4

Практическое занятие 23 Изучение ассортимента молока и сливок. Основы управления ассортиментом молока. Изучение ассортимента кисломолочных продуктов. Основы управления ассортиментом кисломолочных продуктов

2

Практическое занятие 24 Классификация сычужных сыров. Характеристика ассортимента твердых сычужных сыров по способу производства. Характеристика ассортимента мягких сычужных сыров по способу производства. Характеристика ассортимента рассольных и переработанных сыров

2

Тема 4.2.7

Основы управления ассортиментом яичных товаров продуктов переработки яиц

Содержание

2

1.Изучение ассортимента яиц и продуктов их переработки. Упаковка, маркировка, хранение и транспортировка яиц.

2

Тема 4.2.8

Основы управления ассортиментом мясных товаров

Содержание

2

1.Рынок мясных товаров: состояние и перспективы развития. Классификация мяса и продуктов его переработки. Признаки общей и частных классификаций. Основы управления ассортиментом мяса домашней птицы и дичи. Ассортимент колбасных изделий, мясных копченостей, мясных консервов

2

Тема 4.2.9

Основы управления ассортиментом рыбными товарами

1. Основы управления ассортиментом семейств промысловых рыб; ассортиментом живой, охлажденной и мороженой рыбы; ассортиментом переработанной рыбы, рыбных консервов и пресервов; ассортиментом икрой рыб, рыбных полуфабрикатов и кулинарных изделий

2

Тема 4.3.

Стратегия и

ассортиментная политика розничного торгового предприятия

Содержание

4

1. Стратегии и тактика управления ассортиментом: основные виды конкурентных стратегий,

позиционирование магазинов, сегментирование покупателей, выявление потребностей в товаре

2

2. Ассортиментная политика розничного магазина: основные понятия, факторы, влияющие на

формирование и разработку ассортиментной политики, анализ и улучшение ассортиментной политики

2

Тема 4.4.

Методы и инструменты управления товарным ассортиментом

Содержание

4

1. ABC-анализ: виды, суть метода, порядок проведения, преимущества и недостатки метода,

методика стратификации множества элементов

2

2. XYZ-анализ: суть метода, порядок проведения, преимущества и недостатки метода.

Совмещенный АВС- и XYZ-анализ

2

Практическое занятие

8

Практическое занятие 25. Расчет основных показателей ассортимента розничного магазина

2

Практическое занятие 26. ABC-анализ ассортимента розничного магазина

2

Практическое занятие 27. XYZ-анализ, совмещенный АВС- и XYZ-анализ ассортимента

розничного магазина

2

Практическое занятие 28. Оценка ассортиментной политики розничного торгового

предприятия

2

Тема 4.5.

Основы категорийного менеджмента

Содержание

2

1. Введение в категорийный менеджмент и его философия. Концепция управления категориями товаров (CM – Category Management). Особенности внедрения и процесс категорийного менеджмента, его основные преимущества и недостатки. Основные этапы перехода на категорийный менеджмент. Специфика процесса управления в категорийном менеджменте.

Организационная концепция категорийного менеджмента

2

Практическое занятие

2

Практическое занятие 29. Выполнение расчетов для внедрения принципов категорийного

менеджмента с применением специализированных программных продуктов

2

Тема 4.5.

Методология категорийного ассортимента

Содержание

6

1. Структурирование и выделение категорий в товарном ассортименте. Формирование

категорий в ассортименте. Балансировка ассортимента по широте и глубине. Распределение торговых площадей между категориями

2

2. Ассортиментная матрица магазина: суть, принципы, правила и этапы формирования

2

Практическое занятие

4

Практическое занятие 30. Составление карточки-кейса и перевод его на язык «категорийного

менеджмента».

2

Практическое занятие 31. Составление портрета категории, выбор конкурентов и алгоритмов

решения задачи по кейсу

2

Дифференцированный зачет

2

Самостоятельная работа по МДК 02.04 Составление опорных конспектов.

Проработка лекционного материала и подготовка к практическим занятиям.

Подбор и анализ информации в материалах СМИ.

Подготовка к текущему контролю знаний и промежуточной аттестации.

Подготовка к практическим занятиям, оформление результатов выполнения практических занятий.

Подготовка к выполнению творческих работ, мультимедийных презентаций по МДК

6

Учебная практика Виды работ

1. Идентификация товаров по ассортиментной принадлежности

2. Расшифровка маркировки. Информационная идентификация

3. Оценка качества. Установление градаций качества и выявление дефектов товара

4. Контроль над обеспечением оптимальных условия хранения и реализации потребительских товаров

5. Организация подготовки и проведения экспертизы потребительских товаров и оформление ее результатов

6. Оформление документов для предъявления претензий к поставщикам о несоответствии качества поступивших товаров техническим регламентам, стандартам (техническим условиям), условиям поставок и договоров

7. Расчет и списание товарных потерь. Разработка мер по предупреждению и сокращению товарных потерь

8. Формирование и анализ торгового ассортимента. Расчёт показателей ассортимента товаров.

36

Производственная практика

Виды работ

Общая организационная характеристика оптового / розничного предприятия-базы практики.

Схема размещения ассортимента товаров однородных групп.

Расчет основных показателей ассортимента.

Анализ ассортиментной политики предприятия с учетом факторов, влияющих на формирование ассортимента.

Оценка условий приемки товаров, наличия помещений для хранения продукции с отклонениями по количеству и качеству.

Соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам.

Анализ условия хранения товаров.

Изучение товаросопроводительных документов и правильности их оформления.

Оценка торговой и производственной маркировки товара.

Оценка качественных характеристик товара.

Выявление дефектов (пороков) товаров и определение градации качества.

11. Выявление источников товарных потерь и разработка мероприятий по их предупреждению и сокращению

144

Промежуточная аттестация в форме экзамена по модулю ПМ.02 - экзамен

6

Всего

730







3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Для реализации программы профессионального модуля должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет междисциплинарных курсов, оснащенный оборудованием:

26 учебных мест, рабочее место преподавателя, мультимедийный проектор, ноутбук, экран, учебная доска, наглядные учебные пособия по дисциплине, плакаты, дидактические средства обучения.

Лаборатория «Товароведения и организации экспертизы качества товаров».

Мастерская «Учебный магазин», оснащенная в соответствии 26 учебными местами, рабочим местом преподавателя, мультимедийным проектором, ноутбуком, экраном, учебной доской, наглядными учебными пособиями по дисциплине, плакатами, дидактическими средствами обучения.

Оснащенные базы практики в соответствии с примерной образовательной программы по специальности.

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы
для использования в образовательном процессе. При формировании
библиотечного фонда образовательной организации выбирается не менее одного издания из перечисленных ниже печатных изданий и (или) электронных изданий в качестве основного, при этом список может быть дополнен новыми изданиями.

3.2.1. Основные печатные и электронные издания

3.2.1. Основная литература

1. Калачев, С. Л. Теоретические основы товароведения и экспертизы: учебник для среднего профессионального образования / С. Л. Калачев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 478 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12041-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491121

2. Косарева О.А. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров: учебник [12+] / ьО.А. Косарева. – Москва» Университет Синергия, 2020. – 452с.: ил. – режим доступа: по подписке. – Текст: электронный // ьURL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=617835

3. Левкин, Г. Г. Коммерческая деятельность: учебное пособие для среднего профессионального образования / Г. Г. Левкин, О. А. Никифоров. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 247 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15369-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/497818

4. Лифиц, И. М. Товарный менеджмент: учебник для среднего профессионального образования / И. М. Лифиц, Ф. А. Жукова, М. А. Николаева. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 405 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15276-0.

Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491545

5. Основы коммерческой деятельности: учебник для среднего профессионального образования / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 506 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5- 534-08159-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491497



3.2.2. Дополнительная литература



Николаева, М. А. Идентификация и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: учебник / М.А. Николаева, М.А. Положишникова. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 461 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-016019-1. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1077751 (дата обращения: 18.06.2022). – Режим доступа: по подписке.

Николаева, М. А. Организация и проведение экспертизы и оценки качества продовольственных товаров: учебник для среднего профессионального образования / М. А. Николаева, Л. В. Карташова. - Москва: Норма: ИНФРА-М, 2021. - 320 с.: ил. - (Ab ovo). - ISBN 978-5-91768-939-5. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1174607 (дата обращения: 18.06.2022). – Режим доступа: по подписке.

Основы коммерческой деятельности: учебник для среднего профессионального образования / И. М. Синяева, О. Н. Жильцова, С. В. Земляк, В. В. Синяев. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 506 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08159-6. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491497

Павлова, Т. С. Основы товароведения продовольственных товаров: учебное пособие / Т.С. Павлова. — Москва: ИНФРА-М, 2022. — 221 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-014724-6. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1817875 (дата обращения: 18.06.2022). – Режим доступа: по подписке.

Памбухчиянц, О. В. Организация коммерческой деятельности: учебник для образовательных учреждений СПО / О. В. Памбухчиянц. — 3-е изд., стер. — Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. - 268 с. - ISBN 978-5-394-03745-0. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1091543 (дата обращения: 18.06.2022). – Режим доступа: по подписке.

Стрижевская, С. Л. Товароведение продовольственных товаров. Практикум: учебное пособие / С. Л. Стрижевская, Е. В. Жвания. - 2-е изд., стер. - Минск: РИПО, 2021. - 125 с. - ISBN 978-985-7253-64-7. - Текст: электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1854756 (дата обращения: 18.06.2022). – Режим доступа: по подписке.

Янушевская, М. Н. Аудит систем качества и сертификация: учебное пособие для СПО / М. Н. Янушевская. — Саратов: Профобразование, 2021. — 102 c. — ISBN 978-5-4488-0926-2. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/99923

8.

Рябкова, Д. С. Товароведение продовольственных и непродовольственных товаров: учебник для СПО / Д. С. Рябкова, Г. Г. Левкин. — 2-е изд. — Саратов: Профобразование, 2023. — 226 c. — ISBN 978-5-4488-1053-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/131419.html

Скрябина, О. В. Товароведение продовольственных товаров: рыба и рыбные продукты: учебное пособие для СПО / О. В. Скрябина, Д. С. Рябкова, Г. Г. Левкин. — Саратов, Москва: Профобразование, Ай Пи Ар Медиа, 2022. — 89 c. — ISBN 978-5-4488-1533-1, 978-5-4497-1728-3. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/122335.html

Товароведение и экспертиза непродовольственных товаров: учебное пособие для СПО / Д. В. Закамов, А. Р. Луц, Д. А. Майдан, Е. А. Морозова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 378 c. — ISBN 978-5-4488-1264-4. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/106864.html

Макарова, Н. В. Товароведение продовольственных товаров и продукции общественного питания: учебное пособие для СПО / Н. В. Макарова, Т. О. Быкова. — Саратов: Профобразование, 2021. — 184 c. — ISBN 978-5-4488-1265-1. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/106865.html

Минько, Э. В. Оценка качества товаров и основы экспертизы: учебное пособие для СПО / Э. В. Минько, А. Э. Минько. — Саратов: Профобразование, 2017. — 221 c. — ISBN 978-5-4488-0157-0. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/70616.html

Минько, Э. В. Теоретические основы товароведения: учебное пособие для СПО / Э. В. Минько, А. Э. Минько. — Саратов: Профобразование, 2017. — 156 c. — ISBN 978-5-4488-0148-8. — Текст: электронный // Электронный ресурс цифровой образовательной среды СПО PROFобразование: [сайт]. — URL: https://profspo.ru/books/70617.html

3.2.3. Дополнительные источники

Федеральный Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300–1 «О защите прав потребителей».

Федеральный Российской Федерации от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».

Федеральный Закон Российской Федерации от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции».

Федеральный закон № 41-ФЗ от 26.03.1998 «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 005/2011 «О безопасности упаковки».

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции».

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки».

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 017/2011 «О безопасности продукции легкой промышленности».

Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 009/2011 «О безопасности парфюмерно-косметической продукции».

Технический регламент Евразийского экономического союза ТР ЕАЭС 040/2016 «О безопасности рыбы и рыбной продукции».

Приказ Министерства промышленности и торговли от 1 марта 2013 года № 252 «Об утверждении норм естественной убыли продовольственных товаров в сфере торговли и общественного питания».

ГОСТ 31460-2012 «Кремы косметические. Общие технические условия».

ГОСТ Р 50962-96 «Посуда и изделия хозяйственного назначения из пластмасс. Общие технические условия».

ГОСТ 30649-99 «Сплавы на основе благородных металлов ювелирные. Марки».

ГОСТ Р ИСО 11648-1-2009 «Статистические методы. Выборочный контроль нештучной продукции. Часть 1. Общие принципы».

ГОСТ Р ИСО 11648-2-2009 «Статистические методы. Выборочный контроль нештучной продукции. Часть 2. Отбор выборки сыпучих материалов».

Интернет – ресурсы

www.book.ru

https://urait.ru

Официальный сайт Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru

Официальный сайт информационной службы «Интерстандарт» Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии. http://www.interstandart.ru

Официальный сайт РИА «Стандарты и качество». Журнал «Стандарты и качество». www.stq.ru

Официальный сайт журнала Международной конфедерации потребителей «www.spros.ru

Торговля, бизнес, товароведение, экспертиза http://www.znaytovar.ru.













































4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Код ПК и ОК, формируемых в рамках модуля

Критерии оценки

Методы оценки

ПК 2.1

классифицирует товары при решении профессиональных задач;

осуществляет кодирование товаров с применением цифровых технологий;

Устный/письменный опрос.


Тестирование.



Проверка правильности выполнения расчетных показателей. Сравнение результатов выполнения задания с эталоном.


Экспертная оценка результатов выполнения практических кейс-заданий по установленным критериям.


Экспертная оценка контрольных / проверочных работ по установленным критериям.


Экспертная оценка использования обучающимся методов и приёмов личной организации в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по учебной практике.


Экспертная оценка использования обучающимся методов и приёмов личной организации при участии в профессиональных олимпиадах, конкурсах, выставках, научно- практических конференциях.


Экспертная оценка соблюдения правил оформления документов и построения устных сообщений на государственном языке Российской Федерации, в т.ч. иностранных языках.


Экспертная оценка коммуникативной деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по учебной, производственной практике.


Экспертная оценка умения вступать в коммуникативные отношения в сфере профессиональной деятельности и поддерживать ситуационное взаимодействие, принимая во внимание особенности социального и культурного контекста, в устной и письменной форме, проявление толерантности в коллективе.


Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся в процессе освоения образовательной программы:

на практических занятиях;

при выполнении и защите курсовой работы (проекта);

при выполнении работ на различных этапах учебной, производственной практики;

- при проведении защиты отчетов по учебной, производственной практик;

при проведении экзаменов по профессиональному модулю, в т.ч. в форме демонстрационного экзамена / профессионального экзамена по оценочным средствам организаций партнеров и/или профессионального сообщества.

ПК 2.2

идентифицирует ассортиментную принадлежность товаров

устанавливает градацию качества товара

ПК 2.3

определяет и обеспечивает оптимальные условия хранения товаров с учетом принципов и требований к организации хранения товаров однородных и разнородных групп

выявляет дефекты товаров и диагностирует причины их возникновения;

рассчитывает товарные потери в соответствие с принятой методологией

разрабатывает мероприятий по предупреждению и сокращению потерь товаров

ПК 2.4









































выявляет современные тенденции в области обеспечения качества и безопасности товаров с использованием аналитики больших данных;

осуществляет поиск необходимых нормативно-технических документов для оценки качества и организации экспертизы товаров с использование современных баз данных

проверяет статус подобранных нормативно-технических документов для оценки качества и организации экспертизы товаров;

выполняет оценку качественных и количественных характеристик товаров на соответствие требованиям нормативно-технической документации в соответствие с установленным порядком;

применяет технические регламенты и национальные стандарты для оценки маркировки потребительских товаров;

выполняет операции по подготовке и проведению экспертизы потребительских товаров

оформляет документы по результатам проведенной экспертизы;

систематизирует и регистрирует данные о фактическом уровне качества товаров, о соответствии поступающих в организацию товаров техническим регламентам, стандартам (техническим условиям), условиям поставок и договоров;

ПК 2.5

формирует торговый ассортимент по результатам анализа потребности в товарах;

анализирует ассортимент товаров с применением существующих методик;

анализирует ассортиментную политику торгового предприятия, в том числе с применением современных цифровых технологий;

выявляет приоритетные направления совершенствования ассортимента, в том числе с применением современных цифровых технологий

ОК 01

распознает, анализирует и выделяет составные части задачи и/или проблемы в профессиональном контексте;

определяет этапы решения задачи;

эффективно осуществляет поиск необходимой для решения проблемы информации, составляет план действия и определяет необходимые ресурсы;

демонстрирует владение актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах;

реализовывает составленный план и оценивает результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника)

ОК 02

определяет задачи для поиска информации и их необходимые источники и планирует процесс поиска;

структурирует и выделяет наиболее значимое в полученной информации;

оценивает практическую значимость результатов поиска и оформляет его результаты;

применяет средства информационных технологий, использует современное программное обеспечение и различные цифровые средства для решения профессиональных задач.

ОК 03

определяет актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

применяет современную научную профессиональную терминологию;

определяет и выстраивает траектории профессионального развития и самообразования

ОК 04

эффективно взаимодействует с преподавателями, обучающимися в ходе профессиональной деятельности.

ОК 05

грамотно излагает свои мысли и оформляет документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявляя толерантность в рабочем коллективе

ОК 07

выполняет работы с соблюдением принципов бережливого производства и ресурсосбережения

ОК 09

понимает общий смысл четко произнесенных высказываний и текстов на профессиональные темы;

участвует в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы;

строит простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности;

пишет простые связные сообщения на интересующие профессиональные темы.



1


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации