Рабочая программа работы кружка «Юный актёр» (1–4 класс)
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда средняя общеобразовательная школа №11
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
РАБОТЫ КРУЖКА
«ЮНЫЙ АКТЁР»
Разработчик программы:
Сергачёва Анна Анатольевна,
учитель-логопед
Пояснительная записка
В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение. Но ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит общению, не учит речи. Это приводит к тому, что многие ученики, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).
Занятия в кружке «Юный актёр» формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности, способствуют личностному развитию ребёнка, открывают возможности для его успешной позитивной социализации, способствуют взаимодействию детей между собой и педагогом.
Одной из самых распространенных видов творческой деятельности детей является театральная деятельность. Она тесно связана с игрой, глубоко лежит в природе ребёнка, поэтому близка и понятна ему. Играющий ребёнок стремится к творчеству, к самовыражению. Занятия в кружке способствуют развитию творческих способностей детей.
Цель программы: развитие речевой культуры, совершенствование речевых навыков участников кружка.
Цель достигается посредством решения следующих задач:
знакомство с культурой речевого поведения;
развитие артикуляционного аппарата;
развитие речевого дыхания;
развитие интонационной выразительности речи;
обогащение словаря;
формирование навыков построения связного высказывания;
развитие навыков публичных выступлений;
развитие навыков общения;
развитие творческих способностей.
Программа предназначена для обучающиеся 1-4 классов.
Сроки реализации программы – 1 год.
Периодичность занятий – 1 раз в неделю, общее количество - 34 часа.
Форма проведения занятий – групповая (10-12 человек).
Продолжительность занятия – 40 минут.
В структуру каждого занятия включаются
артикуляционная гимнастика, самомассаж органов артикуляции;
упражнения на развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
дыхательные и фонопедические упражнения;
упражнения на развитие темпа, ритма и координации речи и движений с музыкальным сопровождением и без него;
игры и упражнения для развития мелкой моторики рук, самомассаж кистей рук, игры с су-джок массажерами;
лексико-грамматические упражнения и упражнения, направленные на развитие связной речи.
Ожидаемые результаты
Обучающиеся научатся:
– правильно выполнять артикуляционные упражнения;
– делать длинный вдох при незаметном коротком вздохе, не прерывая дыхание в середине фразы и беззвучно;
– пользоваться интонациями, выражающими основные чувства;
– пользоваться разнообразными жестами;
– составлять предложения, связные высказывания с заданными словами;
– произносить скороговорки в разном темпе, шепотом.
– выразительно читать наизусть стихотворный текст, правильно и четко произнося слова с нужными интонациями;
– сочинять этюды по сказкам;
– общаться с людьми в разных ситуациях;
– согласовать свои действия с другими детьми.
Содержание программы
Поставленные программой задачи отражаются в её содержании и реализуются в ходе изучения следующих тем:
Разделы | Содержание программы |
Общение (5 часов) | Слушание и рассказывание сказок, коротких историй, работа над эмоциональным восприятием услышанного. Игры-драматизации любимых сказок. Виды говорения. Диалог и монолог. Культура общения. Разговор с помощью мимики, жестов и пластики тела. Сценки без слов. Понятие "общения”. Цели общения. Правила общения. Культура слушания. Разные виды реакции на речь говорящего. Тематика беседы. Правила беседы. Понятие "интересный собеседник”. |
Речевой этикет (5часов) | Речевой этикет в разных ситуациях общения (формы приветствия и прощания). Сценки приветствия и прощания. Волшебные слова «спасибо» и «пожалуйста». Ситуации, при которых говорят «спасибо» и «пожалуйста». Разыгрывание сценок. Формы речевого этикета. Вербальные и невербальные средства общения. Разговор по телефону. Правила диалога по телефону. Учимся правильно говорить по телефону. Формы речевого высказывания в ситуации поздравления. |
Речевая деятельность (4 часа) | Игры на развитие логики, воображения, фантазии, внимания, наблюдательности, памяти. Описание животных, растений, предметов быта и т.п. с опорой на изображение. Сочинение загадок на основе описания загаданного предмета. Рассказывание сказок от имени своего героя. Сочинение собственной сказки. |
Техника речи (4 часа) | Правильное произношение звуков позднего онтогенеза. Артикуляционная гимнастика для губ: "Улыбка”, "Заборчик”, "Бублик”, "Хоботок”, "Веселый пятачок” и т.д. Артикуляционная гимнастика для языка: "Лопаточка”, "Вкусное варенье”, "Маляр”, "Лошадка”, "Грибок”, "Гармошка” и т.д. Развитие речевого дыхания. Игры и упражнения на речевое дыхание: "Мыльные пузыри”, "Веселый пятачок”, "Удивленный бегемот”, "Фыркающая лошадка” и т.д. Проговаривание скороговорок, стихов, считалок с четким произношением всех звуков. Игры – чистоговорки: "Летний день”, "В лесу”, "В зоопарке” и д.р. Игры – скороговорки: "Испорченный телефон”, "Фраза по кругу”, "Змейка с воротцами”, "Главное слово” и т.д. Считалки, стихи по выбору педагога. Интонационная выразительность стихов, чистоговорок, считалок. Игры на развитие мелкой моторики,выполнение движений,сопряжённых с речью. Упражнения на координацию движения с речью. Моделирование гласных в сопровождении фонемного движения. |
Игры-драматизации (16 часов) | Кукольный театр на столе. Кукольный театр из-за ширмы. Игры – драматизации по сказкам: "Красная шапочка”, "Три поросенка”, "Три медведя”, "Царевна-лягушка”, "Сказка о царе Салтане”. Спектакль детей "Петрушка-иностранец”. Спектакль детей "Лесная школа”. |
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов |
1 | «Скоро ли сказка сказывается...». Игры-драматизации любимых сказок. | 1 |
2 | Язык мимики и жестов. | 1 |
3 | Вместе мы – команда. Групповые сюжетно-ролевые игры. | 1 |
4 | Давайте побеседуем... Правила ведения беседы. Понятие «интересный собеседник». | 1 |
5 | Давайте побеседуем о.... Тема беседы. Беседа на тему «Каким должен быть слушатель?» | 1 |
6 | Волшебные слова. Разнообразие формул приветствия и прощания. Разыгрывание сценок с употреблением слов-приветствий, «вежливых» слов. Этюд «Встреча». | 1 |
7 | Надо ли быть вежливым? Способы обращения к человеку. Вербальные и невербальные средства общения. | 1 |
8 | «Позвони мне, позвони...» Правила ведения диалога по телефону. Этюд «Разговор по телефону» | 1 |
9 | Умеем ли мы просить? Правила обращения с просьбой. Этюд "Просьба”. | 1 |
10 | Умеем ли мы поздравлять? . Как правильно подарить подарок и как правильно его принять. Формы речевого высказывания в ситуации поздравления. Этюд "Поздравления и пожелания | 1 |
11 | Описание животных, растений, предметов быта и т.п. с опорой на изображение. Сочинение загадок на основе описания загаданного предмета. | 1 |
12 | Сочинение загадок без опоры на изображение. | 1 |
13 | Пересказ сказки от имени героя. | 1 |
14 | Сочинение коллективной сказки. | 1 |
15 | Дыхание: речевое, носовое, реберно– диафрагмальное. Игры и упражнения на развитие речевого дыхания. | 1 |
16 | Регуляция силы голоса и скорости речи в зависимости от коммуникативного намерения. | 1 |
17 | Комплекс упражнений "Речь и движение”. Упражнения на координацию движения с речью. | 1 |
18 | Дикционный тренинг. | 1 |
19 | Кукольный театр на столе. | 1 |
20 | Кукольный театр из-за ширмы. | 1 |
21 | Игры – драматизации по сказкам. «Красная шапочка». | 1 |
22 | Игры – драматизации по сказкам. «Три поросёнка». | 1 |
23 | Игры – драматизации по сказкам. «Три медведя». | 1 |
24 | Игры – драматизации по сказкам. «Царевна-лягушка». | 1 |
25 | Игры – драматизации по сказкам. «Сказка о царе Салтане». | 1 |
26 | Конкурс чтецов «Мои любимые стихи» | 1 |
27 | Подготовка к спектаклю «Петрушка-иностранец ». Распределение ролей. | 1 |
28 | Репетиция спектакля «Петрушка-иностранец» | 1 |
29 | Спектакль детей "Петрушка-иностранец”. | 1 |
30 | Подготовка к спектаклю «Лесная школа». Распределение ролей. | 1 |
31 | Репетиция спектакля «Лесная школа» | 1 |
32 | Спектакль детей "Лесная школа”. | 1 |
33 | Конкурс чтецов «Лето, лето к нам пришло...» | 1 |
34 | Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка | 1 |