Рассмотрено на заседании Утверждено
МО учителей начальных классов «31.08.15г.»
протокол «№ 98» от « 31.08.15г.» Директор школы:
Мосесян С.С. __________ Байрамуков М.И.________
Рабочая программа
внеурочной деятельности
"стань гражданином"
Пояснительная записка.
Программа «стань гражданином» разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан российской федерации и государственными программами «патриотическое воспитание граждан рф на 2010-2015г», «патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2015-2020г» и предназначена для учащихся 1-4 классов. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Чувство родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.
Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться со своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.
Родной город… надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.
В последнее десятилетие в россии произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
"патриотизм - любовь к отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего отечества, "своего народа".
Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.
Цель работы по патриотическому воспитанию:
- сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;
- сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;
- сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;
- сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;
- вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;
- познакомить учащихся с героическими страницами истории нашей родины, с краем, в котором живёшь;
- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;
- формировать патриотические чувства и сознания учащихся на основе исторических ценностей россии;
- сохранять и развивать чувства гордости за свой народ, страну, край, семью.
Задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;
- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;
- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;
- формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;
- воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к защитникам отечества;
- воспитание здорового образа жизни;
- воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых; воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства, коллективизма и ответственности.
Педагогические принципы программы:
Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.
Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.
Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.
Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.
Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.
Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.
Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.
В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по пяти уровням.
Первый уровень «моя семья – моя родина» — приобретение обучающимися первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. На этом уровне дети знакомятся с понятием «семья», историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать,внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам; формировать интерес к своей родословной. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию.
Второй уровень «моя школа – моя родина» - для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. Е. В защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Детский сад или школа – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в общее дело, вызывать у детей желание посещать детский коллектив, встречаться с друзьями, воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада или школы, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь, познакомить детей с историей школы.
Третий уровень «мой город – моя родина» - на данном уровне важно
Получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п. Наличие у детей знаний о местоположении города, климате, природа и полезных ископаемых, символике иродного города. Необходимо дать элементарные представления об истории возникновения города, его первопроходцах, героях труда и великой отечественной войны, о защитниках отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.
Четвертый уровень «моя республика – моя родина» - дать представление школьникам о народах, живущих в республике и культуре, которую они представляют, вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народах, их жизни, быту, культуре, языку, традиция. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой родине. Формировать стойкий интерес к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.
Пятый уровень «моя страна – моя родина»- получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе отечества, его прошлому, настоящему, будущему. На данном уровне проходит воспитание ответственности человека в решении экологических проблем страны.
Таким образом, реализация основных уровней программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.
Для реализации программы предлагаются следующие методы : наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в картинную галерею; наблюдения;
• экскурсий по городу, целевые прогулки;
Словесный метод
• чтение стихотворений;
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов;
• ответы на вопросы педагога, детей;
• сообщение дополнительного материала;
• загадывание загадок;
• рассматривание наглядного материала;
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
• разбор житейских ситуаций;
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров;
Практический метод
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;
• проведение экскурсии различной направленности;
• организация вечеров с родителями, для родителей;
Содержание программы внеурочной деятельности «стань гражданином» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4классов.
Место проведения занятий - учебные кабинеты, школьные и городские музеи, читальные залы библиотек, улицы города.
№п/п | Наименование темы | Форма проведения | Кол-во Часов | |
«моя семья – моя родина» | ||||
1 | «мой дом. Моя семья» Семейные династии | Рассказы о своей родословной, представление родословного древа семьи. | 1 | |
2 | Моя семья и её состав | Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье | 1 | |
3 | Семейные традиции, семейные праздники | Практическое занятие, ролевая игра. Конкурс «папа, мама, я – читающая семья» | 1 | |
4 | Моя мама | Праздничная программа ко дню матери | 1 | |
5 | К своим истокам прикоснись | Выставка семейных фотографий "мы любим здесь бывать" | 1 | |
6 | «как на день покров» | Фольклорный праздник | 1 | |
I I. «моя школа – моя родина» | ||||
7 | «моя школа» Вместе весело шагать Школьные правила вежливости | Практическое занятие: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе. Экскурсия по школе | 1 | |
8 | Праздник урожая | Выставка работ из овощей и фруктов | 1 | |
9 | Приметы осени. Листопад | Экскурсия. Сбор осенних листьев для составления гербария | 1 | |
| | | | |
10 | День поэзии «есть в осени первоначальной…» | Конкурс стихов Выставка рисунков | 1 | |
11 | Память – хранилище опыта. Ум. | Отгадывание загадок. Экскурсия в школьную библиотеку | 1 | |
12 | «мой двор» Школьный двор | Подготовка макето-заданий для школьного двора. Игры на воздухе по интересам | 1 | |
I I I. «мой город – моя родина» | ||||
13 | «моя улица» Здесь я живу. | Конкурс визитных карточек про улицы, на которых живут дети. Акция | 1 | |
14 | «их именами названы улицы моего города» | Рассказы детей «его имя носит моя улица» | 1 | |
15 | «дорога в школу и из школы» | Маршрут в школу и из школы. Правила дд. | 1 | |
16 | Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель | Экскурсия | 1 | |
17 | Покормите птиц зимой | Беседа. Изготовление и развешивание кормушек | 1 | |
18 | Час истории «памяти воинов – интернационалистов» | Рассказ о воинах –интернационалистах. Возложение цветов к могиле воинов - интернационалистов | 1 | |
19 | Час мужества "день защитника отечества" | Беседа | 1 | |
20 | «к защите родины готов» | Конкурсы, соревнования | 1 | |
IV. « моя республика – моя родина» | ||||
21 | Праздники и традиции русского народа. Масленица | Фольклорный праздник | 1 | |
22 | "не стесняйтесь доброты своей" | Конкурс рисунков и стихов о маме | 1 | |
23 | День поэзии | Конкурс стихов о весне | 1 | |
24 | Мир моих увлечений. «юные умельцы! Где вы?» | Выставка поделок | 1 | |
25 | «моя республика» Обряды и обычаи народов кчр | Рассказы детей. Ролевые игры. Посещение святых мест. | 2 | |
26 | Народный фольклор, народная музыка | Рассказывание пословиц, поговорок и сказок народов кчр. Разучивание народных песен | 1 | |
27 | «вместе весело играть» | Разучивание игр народов кчр | 1 | |
V. «моя страна – моя родина» | ||||
28 | "моя россия» | Выставка рисунков | 1 | |
29 | Праздники и традиции народов моей страны | Рассказы детей. Ролевые игры | 1 | |
30 | Мой мир «нам космос покоряется» | Беседа. Квн | 1 | |
31 | Международный день птиц | Викторина. Изготовление и развешивание скворечников | 1 | |
32 | «никто не забыт…» | Акция «поздравление, письмо, открытка ветерану» | 1 | |
33 | Это гордое слово «победа»! | Беседа. Конкурс стихов, рисунков. Экскурсия в музей боевой славы, возложение цветов к могиле неизвестного солдата | 1 |
Механизм реализации программы
1.конвенция оон о правах ребёнка
2.конституция рф
3.гражданский кодекс рф
4.закон рф «об образовании»
5.гражданская программа «патриотическое воспитание граждан рф на 2010-2015, 2015 - 2020 г»
6.программа патриотического воспитания учащихся «патриот»
7. Программа по патриотическому воспитанию учащихся «растим патриотов росси»
11