Рабочая программа внеурочной деятельности «Стань гражданином»

0
0
Материал опубликован 2 December 2022 в группе

Рассмотрено на заседании Утверждено

МО учителей начальных классов «31.08.15г.»

протокол «№ 98» от « 31.08.15г.» Директор школы:

Мосесян С.С. __________ Байрамуков М.И.________




Рабочая программа

внеурочной деятельности

t1669965797aa.jpg

 

  "стань гражданином"

                                                                                                                     

Пояснительная записка.


Программа «стань гражданином» разработана в соответствии с концепцией патриотического воспитания граждан российской федерации и государственными программами «патриотическое воспитание граждан рф на 2010-2015г», «патриотическое воспитание граждан российской федерации на 2015-2020г» и предназначена для учащихся 1-4 классов. Программа определяет содержание, основные пути развития гражданско-патриотического воспитания в школе и направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отечеству, наследию, воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Чувство родина… оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль, в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомиться со своей семьей, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Родной город… надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Многое связывает человека с тем местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа – всё это становится частью его судьбы. Осознание малой родины – главный методологический принцип духовно-нравственного воспитания учащихся. В программе значительное место уделяется изучению родного края.

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Школа дает ученику систематизированные знания и именно в ней должны даваться знания о своем крае, прививаться соответственное отношение к тому, что окружает школьника, бережное отношение к природе, истории, культуре своего народа.

В последнее десятилетие в россии произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

"патриотизм - любовь к отечеству, состоящая не только в привязанности к стране и народу, к которому человек принадлежит по рождению, но и в общем образе мыслей и чувств, заставляющих отдельные лица жертвовать своими личными интересами в пользу своего отечества, "своего народа".

Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну, должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Героико-патриотическое воспитание - это основная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий и знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание гордости за сохранность к деяниям предков и их традициям. А также данное направление является частью гражданского воспитания, базирующееся, прежде всего, на сложившейся правовой базе между гражданином и государством. Патриотическое чувство не возникает у людей самопроизвольно. Среда, образ жизни в семье, отношения в школьном коллективе - все это формирует патриотизм.           


Цель работы по патриотическому воспитанию:

-      сформировать патриотизм, гражданскую позицию, понимание прав и свобод личности;

-       сформировать нравственные основы личности, повысить уровень духовной культуры;

-     сформировать гуманистическое отношение к окружающему миру и людям;

-   сформировать внутреннюю потребность личности в постоянном самосовершенствовании;

-      вести постоянную работу по социализации обучающихся, готовить их к жизни в современной действительности;

- познакомить учащихся с героическими страницами истории нашей родины, с краем, в котором живёшь;

- создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через деятельность органов ученического самоуправления;

- формировать патриотические чувства и сознания учащихся на основе исторических ценностей россии;

-      сохранять и развивать чувства гордости за свой народ, страну, край, семью.


Задачи:

- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился;

- воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям;

- формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому;

- формирование художественного вкуса и любви к прекрасному, развитие творческих способностей;

- воспитание у дошкольников чувств уважения и заботы к защитникам отечества;

- воспитание здорового образа жизни;

- воспитание чувства уважения к профессиям и труду взрослых;        воспитание чувства чести, достоинства, долга, благородства, коллективизма и ответственности. 



Педагогические принципы программы:


Доступность. Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Непрерывность. На нынешнем этапе образование призвано сформировать у подрастающего поколения устойчивый интерес к постоянному пополнению своего интеллектуального багажа и совершенствованию нравственных чувств.

Научность. Одним из важных принципов программы является ее научность. На основе сведений об истории и культуре родного края.

Системность. Принцип системного подхода, который предполагает анализ взаимодействия различных направлений патриотического воспитания. Этот принцип реализуется в процессе взаимосвязанного формирования представлений ребенка о патриотических чувствах в разных видах деятельности и действенного отношения к окружающему миру.

Преемственность. Патриотическое воспитание дошкольников продолжается в начальной школе.

Культуросообразность. Этот принцип выстраивает содержание программы как последовательное усвоение и выработке на этой основе ценностных ориентаций.












 

  Содержание программы рассчитано на детей 1 – 4 классов.


В результате реализации программы обеспечивается достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов деятельности, которые распределяются по пяти уровням.


Первый уровень «моя семья – моя родина» — приобретение обучающимися первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. На этом уровне дети знакомятся с понятием «семья», историей своей семьи, рассказывают где родились и жили дедушка и бабушка ребенка, их прадеды, кем работали, какие у них были увлечения, какие трудности им пришлось испытать,внушать детям чувство гордости за свою семью; прививать уважительное, заботливое отношение к пожилым родственникам; формировать интерес к своей родословной. Привлечение семьи к патриотическому воспитанию.


Второй уровень «моя школа – моя родина» - для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. Е. В защищённой, дружественной просоциальной среде, в которой ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). Детский сад или школа – первый коллектив ребенка и в нем он должен чувствовать себя равноправным членом, вносящим каждый день свою, пусть скромную, лепту в общее дело, вызывать у детей желание посещать детский коллектив, встречаться с друзьями, воспитывать у детей уважение к сотрудникам детского сада или школы, бережное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную помощь, познакомить детей с историей школы.


Третий уровень «мой город – моя родина» - на данном уровне важно

Получение обучающимся   опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом, приобретение обучающимися социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т. п. Наличие у детей знаний о местоположении города, климате, природа и полезных ископаемых, символике иродного города. Необходимо дать элементарные представления об истории возникновения города, его первопроходцах, героях труда и великой отечественной войны, о защитниках отечества, достопримечательностях города, социально-экономической значимости города.


Четвертый уровень «моя республика – моя родина» - дать представление школьникам о народах, живущих в республике и культуре, которую они представляют, вызвать интерес к жизни людей разных национальностей и коренных народах, их жизни, быту, культуре, языку, традиция. Воспитывать интерес и желание как можно больше узнать о своей малой родине. Формировать стойкий интерес к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства ответственности, гордости, любви и патриотизма.


Пятый уровень «моя страна – моя родина»- получение обучающимся опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. Осознание обучающимися ценности причастности к судьбе отечества, его прошлому, настоящему, будущему. На данном уровне проходит воспитание ответственности человека в решении экологических проблем страны.



          Таким образом, реализация основных уровней программы позволяет нам решать многие назревшие проблемы в отношении российских граждан, особенно подрастающего поколения, причем не только педагогического, но и социального, духовного, гражданского, нравственного, правого и иного характера.

 











Для реализации программы предлагаются следующие   методы : наглядный, словесный, практический


Наглядный метод  
• просмотр фильмов, слайдов, презентаций;
• экскурсии в картинную галерею; наблюдения; 
• экскурсий по городу, целевые прогулки; 

Словесный метод 
• чтение стихотворений; 
• беседы с элементами диалога, обобщающих рассказов; 
• ответы на вопросы педагога, детей; 
• сообщение дополнительного материала; 
• загадывание загадок; 
• рассматривание наглядного материала; 
• рассказы детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок; 
• разбор житейских ситуаций; 
• проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров; 


Практический метод 
• проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.); 
• постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин; 
• проведение экскурсии различной направленности; 
• организация вечеров с родителями, для родителей; 

 

        



















Содержание программы внеурочной деятельности «стань гражданином» соответствует целям и задачам основной образовательной программы, реализуемой в школе для обучающихся 1-4классов.


Место проведения занятий - учебные кабинеты, школьные и городские музеи, читальные залы библиотек, улицы города.

 

п/п

Наименование темы

Форма проведения

Кол-во

Часов


«моя семья – моя родина»


1

«мой дом. Моя семья»

Семейные династии


Рассказы о своей родословной, представление родословного древа семьи.


1

2

Моя семья и её состав

Практическое занятие: составление перечня обязанностей школьника в семье

1

3

Семейные традиции, семейные праздники

Практическое занятие, ролевая игра. Конкурс «папа, мама, я – читающая семья»

1

4

Моя мама

Праздничная программа ко дню матери

1

5

К своим истокам прикоснись

Выставка семейных фотографий "мы любим здесь бывать"

1

6

«как на день покров»

Фольклорный праздник

1


I I. «моя школа – моя родина»


7

«моя школа»

Вместе весело шагать

Школьные правила вежливости

Практическое занятие: моделирование и оценивание различных ситуаций поведения в школе. Экскурсия по школе

1

8

Праздник урожая

Выставка работ из овощей и фруктов

1

9


Приметы осени.

Листопад

Экскурсия.

Сбор осенних листьев для составления гербария

1








10

День поэзии «есть в осени первоначальной…»

Конкурс стихов

Выставка рисунков

1

11

Память – хранилище опыта. Ум.

Отгадывание загадок.

Экскурсия в школьную библиотеку

1

12

«мой двор»

Школьный двор

Подготовка макето-заданий для школьного двора. Игры на воздухе по интересам

1


I I I. «мой город – моя родина»


13

«моя улица»

Здесь я живу.

Конкурс визитных карточек про улицы, на которых живут дети.

Акция

1

14

«их именами названы улицы моего города»

Рассказы детей «его имя носит моя улица»

1

15

«дорога в школу и из школы»

Маршрут в школу и из школы. Правила дд.

1

16

Приметы зимы. Появление снежного покрова. Мороз. Метель

Экскурсия



1



17

Покормите птиц зимой

Беседа. Изготовление и развешивание кормушек

1

18

Час истории «памяти воинов – интернационалистов»

Рассказ о воинах –интернационалистах. Возложение цветов к могиле воинов - интернационалистов

1

19

Час мужества "день защитника отечества"

Беседа

1

20

«к защите родины готов»

Конкурсы, соревнования

1


IV. « моя республика – моя родина»


21

Праздники и традиции русского народа. Масленица

Фольклорный праздник

1

22

"не стесняйтесь доброты своей"

Конкурс рисунков и стихов о маме

1

23

День поэзии




Конкурс стихов о весне

1


24

Мир моих увлечений. «юные умельцы! Где вы?»

Выставка поделок

1

25

«моя республика»

Обряды и обычаи народов кчр

Рассказы детей. Ролевые игры. Посещение святых мест.

2

26

Народный фольклор, народная музыка

Рассказывание пословиц, поговорок и сказок народов кчр. Разучивание народных песен

1

27

«вместе весело играть»

Разучивание игр народов кчр

1


V. «моя страна – моя родина»

28

"моя россия»

Выставка рисунков

1

29

Праздники и традиции народов моей страны

Рассказы детей. Ролевые игры




1



30

Мой мир «нам космос покоряется»

Беседа. Квн

1

31

Международный день птиц

Викторина. Изготовление и развешивание скворечников

1

32

«никто не забыт…»

Акция «поздравление, письмо, открытка ветерану»

1

33

Это гордое слово «победа»!

Беседа. Конкурс стихов, рисунков. Экскурсия в музей боевой славы, возложение цветов к могиле неизвестного солдата



1











Механизм реализации программы


1.конвенция оон о правах ребёнка

2.конституция рф

3.гражданский кодекс рф

4.закон рф «об образовании»

5.гражданская программа «патриотическое воспитание граждан рф на 2010-2015, 2015 - 2020 г»

6.программа патриотического воспитания учащихся «патриот»    

7. Программа по патриотическому воспитанию учащихся «растим патриотов росси»    


11


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации