Рабочая программа учебного курса по математике: алгебре и геометрии (углублённый уровень) для 7-9 класса
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Математика (алгебра, геометрия)» (углубленный уровень) для 7 – 9 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе Примерной программы основного общего образования по математике (Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2011. – 64с.), с учётом авторской программы по математике для 7 – 9 классов с углубленным изучением математики (УМК А.Г.Мерзляк).
Рабочая программа составлена в соответствии с
-Законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»№ 273-ФЗот 29.12.2012;
-Требованиями федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования;
-Положениемо сроках и порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), программ дополнительного образования и внеурочной деятельности, утвержденным на педагогическом совете МОУ СШ № 6 (протокол от 31.05.2019 г. № 7) и введенным в действие приказом директора МОУ СШ № 6 от 31.05.2019 г. № 201);
Рабочая программа предназначена для организации процесса обучения по УМК А. Г. Мерзляка:
1. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы.– М.: Просвещение, 2011. – 64с.)
2. Математика: рабочие программы: 7 – 9 классы с углубленным изучением математики/ А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир, Е. В. Буцко. – М.: Вентана – Граф, 2014. – 164 с
3. Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. М. Поляков. – 2 – е изд. – М. Вентана-Граф, 2016.
4. Геометрия: 7 класс: учебное пособие / А. Г. Мерзляк, В. М. Поляков: под редакцией В.Е.Подольского. – Вентана-Граф, 2018.
5. Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. М. Поляков. – 2 – е изд. – М. Вентана-Граф, 2016.
6. Геометрия: 8 класс: учебное пособие / А. Г. Мерзляк, В. М. Поляков: под редакцией В.Е.Подольского. – Вентана-Граф, 2019.
7. Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. М. Поляков. – 2 – е изд. – М. Вентана-Граф, 2016.
8. Геометрия: 9 класс: учебное пособие / А. Г. Мерзляк, В. М. Поляков: под редакцией В.Е.Подольского. –М. Вентана-Граф, 2019.
Учебный курс построен на основе Федерального государственного образовательного стандарта с учетом Концепции математического образования и ориентирован на требования к результатам образования, содержащимся в Примерной основной образовательной программе основного общего образования в соответствии с особенностями углублённого уровня изучения математики. В программе также учитываются доминирующие идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для основного общего образования, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, коммуникативных качеств личности и способствуют формированию ключевой компетенции — умения учиться.
Данная программа ориентирована на реализацию системно-деятельностного подхода к процессу обучения, который обеспечивает соответствие учебной деятельности учащихся их возрасту и индивидуальному развитию, а также построение разнообразных образовательных индивидуальных траекторий для каждого учащегося, в том числе для одарённых детей.
Программа направлена на достижение следующих целей:
формирование целостного представления о современном мире;
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, а также индивидуальности личности;
формирование осознанного выбора индивидуальной образовательной траектории.
формирование представлений об идеях и методах математики; о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов;
овладение языком математики в устной и письменной форме, математическими знаниями и умениями, необходимыми для изучения школьных естественнонаучных дисциплин, продолжения образования и освоения избранной специальности на современном уровне;
развитие логического мышления, алгоритмической культуры, пространственного воображения, математического мышления и интуиции, творческих способностей, необходимых для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики и ее приложений в будущей профессиональной деятельности;
воспитание средствами математики культуры личности через знакомство с историей развития математики, эволюцией математических идей; понимания значимости математики для научно-технического прогресса.
Достижение перечисленных целей предполагает решение следующих задач:
формирование мотивации изучения математики, готовности и способности учащихся к саморазвитию, личностному самоопределению, построению индивидуальной траектории в изучении предмета;
формирование у учащихся способности к организации своей учебной деятельности посредством освоения личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий;
формирование специфических для математики стилей мышления, необходимых для полноценного функционирования в современном обществе, в частности, логического, алгоритмического и эвристического;
освоение в ходе изучения математики специфических видов деятельности, таких как построение математических моделей, выполнение инструментальных вычислений, овладение символическим языком предмета и др.;
формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, использовать компьютерные программы, Интернет при ее обработке;
овладение системой математических знаний, умений и навыков, необходимых для решения задач повседневной жизни, изучения смежных дисциплин и продолжения образования;
формирование научного мировоззрения;
воспитание отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.
В построении программы обучения математике ведущими методологическими ориентирами выступают:
интегративный подход к построению обучения в современной школе с ориентацией на метапредметные связи и отображение роли школьных предметов в целостной картине окружающего мира и исторической ретроспективе;
современные концепции математического образования в общеобразовательной школе;
принцип личностно ориентированного развивающего обучения.
Место курса в учебном плане
На изучение математики на углублённом уровне в 7, 8 и 9 классах отводится по 8 учебных часов в неделю (5 часов на алгебру и 3 часа на геометрию) в течение каждого года обучения, всего 816 учебных часов.
Класс | Количество часов по учебному плану | Количество часов в неделю |
7 класс | 272 | 8 |
8 класс | 272 | 8 |
9 класс | 272 | 8 |
Раздел 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика (алгебра, геометрия)» (углубленный уровень)
Рабочая программа обеспечивает достижение планируемых результатов освоения учебного предмета «Математика (алгебра, геометрия)», включая модули «Алгебра» и «Геометрия». Изучение математики по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Курс «Алгебра»
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознания вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать, оценивать и анализировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) умение самостоятельно работать с различными источниками информации (учебные пособия, справочники, ресурсы Интернета и т. п.);
6) умение взаимодействовать с одноклассниками в процессе учебной деятельности;
7) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических зада
Метапредметные результаты
1) первоначальные представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
2) умение самостоятельно определять цели своего обучения и приобретать новые знания, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение определять понятия, выявлять их свойства и признаки, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
5) умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
6) развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий;
7) умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
8) умение правильно и доступно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
9) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических задач, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
10) умение обрабатывать и анализировать полученную информацию;
11) умение понимать и использовать математические средства наглядности (графики, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
12) умение выдвигать и реализовывать гипотезы при решении математических задач;
13) понимание сущности алгоритмических действий и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
14) умение находить различные способы решения математической задачи, решать познавательные и практические задачи;
15) приобретение опыта выполнения проектной деятельности.
Предметные результаты
1) осознание значения математики для повседневной жизни человека;
2) представление о математической науке как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) умение оперировать понятиями по основным разделам содержания; умение проводить доказательства математических утверждений;
5) умение анализировать, структурировать и оценивать изученный предметный материал; 6) систематические знания о функциях и их свойствах;
7) практически значимые математические умения и навыки, способность их применения к решению математических и нематематических задач, предполагающие умения:
• выполнять вычисления с действительными числами;
• решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств;
• решать уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств с модулями и параметрами;
• решать текстовые задачи арифметическим способом, с помощью составления и решения уравнений, систем уравнений и неравенств;
• использовать алгебраический язык для описания предметов окружающего мира и создания соответствующих математических моделей;
• проводить практические расчёты: вычисления с процентами, вычисления с числовыми последовательностями, вычисления статистических характеристик, выполнение приближённых вычислений;
• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
• выполнять операции над множествами;
• исследовать функции и строить их графики;
• читать и использовать информацию, представленную в виде таблицы, диаграммы (столбчатой или круговой);
• решать комбинаторные задачи, находить вероятности событий.
Курс «Геометрия»
Изучение геометрии по данной программе способствует формированию у учащихся личностных, метапредметных, предметных результатов обучения, соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание вклада отечественных учёных в развитие мировой науки;
2) ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развитие опыта участия в социально значимом труде;
4) умение контролировать процесс и результат учебной и математической деятельности;
5) критичность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении геометрических задач
Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
3) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации;
4) умение устанавливать причинно-следственные связи, проводить доказательное рассуждение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
5) умение иллюстрировать изученные понятия и свойства фигур, опровергать неверные утверждения;
6) компетентность в области использования информационно-коммуникационных технологий;
7) первоначальные представления об идеях и о методах геометрии как об универсальном языке науки и техники, о средстве моделирования явлений и процессов;
8) умение видеть геометрическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;
9) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме, принимать решение в условиях неполной или избыточной, точной или вероятностной информации;
10) умение понимать и использовать математические средства наглядности (чертежи, таблицы, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
11) умение выдвигать гипотезы при решении задачи и понимать необходимость их проверки;
12) понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом.
Предметные результаты
1) осознание значения геометрии в повседневной жизни человека;
2) представление о геометрии как сфере математической деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
3) развитие умений работать с учебным математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли с применением математической терминологии и символики, проводить классификации, логические обоснования;
4) владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания;
5) систематические знания о фигурах и их свойствах;
6) практически значимые геометрические умения и навыки, умение применять их к решению геометрических и негеометрических задач, а именно:
• изображать фигуры на плоскости;
• использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира;
• измерять длины отрезков, величины углов, вычислять площади фигур;
• распознавать и изображать равные, симметричные и подобные фигуры;
• выполнять построения геометрических фигур с помощью циркуля и линейки;
• читать и использовать информацию, представленную на чертежах, схемах;
• проводить практические расчёты.
Планируемые результаты обучения курса алгебры 7 – 9 классов
Алгебраические выражения
Выпускник научится:
• оперировать понятиями: тождество, тождественное преобразование, решать задачи, содержащие буквенные данные, работать с формулами;
• оперировать понятием квадратного корня, применять понятие квадратного корня и его свойства в вычислениях;
• выполнять преобразования выражений, содержащих степени с целыми показателями и квадратные корни;
• выполнять тождественные преобразования рациональных выражений на основе правил действий над многочленами и алгебраическими дробями;
• распознавать частные виды многочленов (в частности, симметрические) и использовать их соответствующие свойства;
• выполнять разложение многочленов на множители;
• выполнять деление многочленов;
• находить корни многочленов. Выпускник получит возможность:
• выполнять многошаговые преобразования рациональных выражений, применяя широкий набор способов и приёмов;
• применять тождественные преобразования рациональных выражений для решения задач из различных разделов курса.
Уравнения
Выпускник научится:
• решать основные виды рациональных уравнений с одной переменной, системы двух уравнений с двумя переменными;
• решать уравнения, содержащие знак модуля, уравнения с параметрами, уравнения с двумя переменными;
• понимать уравнение как важнейшую математическую модель для описания и изучения разнообразных реальных ситуаций, решать текстовые задачи алгебраическим методом;
• применять графические представления для исследования уравнений с одной и двумя переменными, исследования и решения систем уравнений с двумя переменными. Выпускник получит возможность:
• овладеть специальными приёмами решения уравнений с одной и двумя переменными и систем уравнений; уверенно применять аппарат уравнений для решения разнообразных математических и практических задач, а также задач из смежных дисциплин;
• применять графические представления для исследования уравнений и систем уравнений с параметрами.
Неравенства
Выпускник научится:
• понимать терминологию и символику, связанные с отношением неравенства, свойства числовых неравенств;
• решать неравенства, системы и совокупности неравенств с одной переменной;
• решать квадратные неравенства, используя графический метод и метод интервалов;
• решать неравенства, содержащие знак модуля; • исследовать и решать неравенства с параметрами;
• доказывать неравенства;
•использовать неравенства между средними величинами и неравенство Коши – Буняковского для решения математических задач и доказательств неравенств;
•решать неравенства и системы неравенств с двумя переменными;
• применять аппарат неравенств для решения задач из различных разделов курса и смежных дисциплин. Выпускник получит возможность:
• освоить разнообразные приёмы доказательства неравенств; уверенно применять аппарат неравенств и систем неравенств для решения разнообразных математических и практических задач, а также задач из смежных дисциплин;
• применять графические представления для исследования неравенств и систем неравенств с параметрами.
Множества
Выпускник научится:
• понимать терминологию и символику, связанные с понятием множества;
• выполнять операции над множествами, устанавливать взаимно однозначное соответствие между множествами;
• использовать начальные представления о множестве действительных чисел. Выпускник получит возможность:
• развивать представление о множествах;
• применять операции над множествами для решения задач;
• развивать представление о числе и числовых системах от натуральных до действительных чисел; о роли вычислений в практике;
• развить и углубить знания о десятичной записи действительных чисел (периодические и непериодические дроби).
Основы теории делимости
Выпускник научится:
• понимать терминологию и символику, связанные с понятием делимости; применять основные свойства делимости нацело для решения уравнений с двумя переменными в целых (натуральных) числах;
• доказывать свойства и признаки делимости нацело;
• использовать приём нахождения наибольшего общего делителя и наименьшего общего кратного двух натуральных чисел для решения задач;
• использовать каноническое разложение составного числа на простые множители при решении зада Выпускник получит возможность:
• развивать представление о теории делимости;
• использовать свойства делимости для решения математических задач из различных разделов курса.
Функции Числовые функции
Выпускник научится:
• понимать и использовать функциональные понятия, язык (термины, символические обозначения);
• понимать функцию как важнейшую математическую модель для описания процессов и явлений окружающего мира, применять функциональный язык для описания и
исследования зависимостей между физическими, экономическими и тому подобными величинами; • строить графики элементарных функций, исследовать свойства числовых функций на основе изучения свойств их графиков;
• строить графики функций с помощью геометрических преобразований фигур. Выпускник получит возможность:
• проводить исследования, связанные с изучением свойств функций, в том числе с использованием компьютера; на основе графиков изученных функций строить более сложные графики (кусочно-заданные, с «выколотыми» точками и т. п.);
•использовать функциональные представления и свойства функций для решения математических задач из различных разделов курса.
Числовые последовательности
Выпускник научится:
• понимать и использовать язык последовательностей (термины, символические обозначения);
• применять формулы, связанные с арифметической и геометрической прогрессией, и аппарат, сформированный при изучении других разделов курса, к решению задач, в том числе с контекстом из реальной жизни;
• понимать терминологию и символику, связанные с понятием предела последовательности;
• применять понятие предела последовательности для определения сходящейся последовательности. Выпускник получит возможность:
• решать комбинированные задачи с применением формул n-го члена и суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий, применяя при этом аппарат уравнений и неравенств;
• понимать арифметическую и геометрическую прогрессии как функции натурального аргумента; связывать арифметическую прогрессию с линейным ростом, геометрическую – с экспоненциальным ростом.
Статистика и теория вероятностей
Выпускник научится:
• представлять данные в виде таблиц, круговых и столбчатых диаграмм, графиков;
• использовать простейшие способы представления и анализа статистических данных: среднее значение, мода, размах, медиана выборки;
• доказывать утверждения методом математической индукции;
•решать комбинаторные задачи на нахождение числа объектов или комбинаций;
• находить частоту и вероятность случайного события;
• применять закон больших чисел в различных сферах деятельности человека. Выпускник получит возможность:
• понять, что числовые данные, которые используются для характеристики объектов окружающего мира, являются преимущественно приближёнными, что по записи приближённых значений, содержащихся в информационных источниках, можно судить о погрешности приближения;
• приобрести опыт построения и изучения математических моделей;
• понять, что погрешность результата вычислений должна быть соизмерима с погрешностью исходных данных;
• приобрести первоначальный опыт организации сбора данных при проведении статистического исследования, в частности опроса общественного мнения, осуществлять их анализ, представлять результаты исследования в виде таблицы, диаграммы.
Выпускник получит возможность:
• приобрести опыт проведения доказательств индуктивным методом рассуждений;
• приобрести опыт проведения случайных экспериментов, в том числе с помощью компьютерного моделирования, интерпретации их результатов;
• научиться приёмам решения комбинаторных задач
Планируемые результаты обучения курса геометрии 7 – 9 классов
Геометрические фигуры
Выпускник научится:
• пользоваться языком геометрии для описания предметов окружающего мира и их взаимного расположения;
• распознавать и изображать на чертежах и рисунках геометрические фигуры и их комбинации;
• классифицировать геометрические фигуры;
• находить значения длин линейных элементов фигур и их отношения, градусную меру углов от 0° до 180°, применяя определения, свойства и признаки фигур и их элементов, отношения фигур (равенство, подобие, симметрия, поворот, параллельный перенос);
• оперировать начальными понятиями тригонометрии и выполнять элементарные операции над функциями углов;
• доказывать теоремы;
• решать задачи на доказательство, опираясь на изученные свойства фигур и отношений между ними и применяя изученные методы доказательств;
• решать несложные задачи на построение, применяя основные алгоритмы построения с помощью циркуля и линейки;
• решать простейшие планиметрические задачи.
Выпускник получит возможность:
• овладеть методами решения задач на вычисление и доказательство: методом от противного, методом подобия, методом перебора вариантов и методом геометрических мест точек;
• приобрести опыт применения алгебраического и тригонометрического аппарата и идей движения при решении геометрических задач;
• овладеть традиционной схемой решения задач на построение с помощью циркуля и линейки: анализ, построение, доказательство и исследование;
• научиться решать задачи на построение методом геометрических мест точек и методом подобия;
• приобрести опыт исследования свойств планиметрических фигур с помощью компьютерных программ;
• приобрести опыт выполнения проектов.
Измерение геометрических величин
Выпускник научится:
• использовать свойства измерения длин, углов и площадей при решении задач на нахождение длины отрезка, длины окружности, длины дуги окружности, градусной меры угла;
• вычислять площади треугольников, прямоугольников, трапеций, кругов и секторов;
• вычислять длину окружности и длину дуги окружности;
• вычислять длины линейных элементов фигур и их углы, используя изученные формулы, в том числе формулы длины окружности и длины дуги окружности, формулы площадей фигур;
• решать задачи на доказательство с использованием формул длины окружности и длины дуги окружности, формул площадей фигур;
• решать практические задачи, связанные с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства). Выпускник получит возможность научиться: • вычислять площади фигур, составленных из двух или более прямоугольников, параллелограммов, треугольников, площади круга и сектора;
• вычислять площади многоугольников, используя отношения равновеликости и равносоставленности;
• применять алгебраический и тригонометрический аппарат и идеи движения при решении задач на вычисление площадей многоугольников.
Координаты
Выпускник научится:
• вычислять длину отрезка по координатам его концов; вычислять координаты середины отрезка; • использовать координатный метод для изучения свойств прямых и окружностей. Выпускник получит возможность:
• овладеть координатным методом решения задач на вычисление и доказательство;
• приобрести опыт использования компьютерных программ для анализа частных случаев взаимного расположения окружностей и прямых;
• приобрести опыт выполнения проектов.
Векторы
Выпускник научится:
• оперировать с векторами: находить сумму и разность двух векторов, заданных геометрически, находить вектор, равный произведению заданного вектора на число;
• находить для векторов, заданных координатами: длину вектора, координаты суммы и разности двух и более векторов, координаты произведения вектора на число, применяя при необходимости переместительный, сочетательный или распределительный закон;
• вычислять скалярное произведение векторов, находить угол между векторами, устанавливать перпендикулярность прямых. Выпускник получит возможность:
• овладеть векторным методом для решения задач на вычисление и доказательство;
• приобрести опыт выполнения проектов.
Раздел 2. Содержание учебного предмета «Математика (алгебра, геометрия)»
Алгебра
Числа
Сравнение рациональных чисел. Действия с рациональными числами. Конечные и бесконечные десятичные дроби. Представление рационального числа в виде десятичной дроби. Понятие иррационального числа. Распознавание иррациональных чисел. Действия с иррациональными числами. Свойства действий с иррациональными числами. Сравнение иррациональных чисел. Множество действительных чисел. Представления о расширениях числовых множеств. Алгебраические выражения
Выражение с переменными. Значение выражения с переменными. Допустимые значения переменных. Тождество. Тождественные преобразования алгебраических выражений. Доказательство тождеств. Степень с натуральным показателем и её свойства. Одночлены. Одночлен стандартного вида. Степень одночлена. Многочлены. Многочлен стандартного вида. Однородный многочлен. Симметрический многочлен. Степень многочлена. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Деление многочленов. Корни многочлена. Теорема Безу. Формулы сокращённого умножения: квадрат суммы и квадрат разности двух выражений, квадрат суммы нескольких выражений, куб суммы и куб разности двух выражений, произведение разности и суммы двух выражений. Разложение многочлена на множители. Вынесение общего множителя за скобки. Метод группировки. Разность квадратов двух выражений. Сумма и разность кубов двух выражений. Сумма и разность n-х степеней двух выражений. Квадратный трёхчлен. Корень квадратного трёхчлена. Свойства квадратного трёхчлена. Разложение квадратного трёхчлена на линейные множители. Рациональные выражения. Целые выражения. Дробные выражения. Рациональная дробь. Основное свойство рациональной дроби. Сложение, вычитание, умножение и деление рациональных дробей. Возведение рациональной дроби в степень. Тождественные преобразования рациональных выражений. Степень с целым показателем и её свойства. Квадратные корни. Арифметический квадратный корень и его свойства. Тождественные преобразования выражений, содержащих арифметические квадратные корни.
Уравнения
Уравнение с одной переменной. Корень уравнения. Область определения уравнения. Равносильные уравнения. Уравнение-следствие. Свойства уравнений с одной переменной. Уравнение как математическая модель реальной ситуации. Линейное уравнение. Квадратное уравнение. Формула корней квадратного уравнения. Теорема Виета. Рациональные уравнения. Решение рациональных уравнений, сводящихся к линейным или к квадратным уравнениям. Решение простейших иррациональных уравнений. Решение уравнений методом замены переменной. Уравнения, содержащие знак модуля. Уравнения с параметрами. Целое рациональное уравнение. Решение текстовых задач с помощью рациональных уравнений. Уравнение с двумя переменными. График уравнения с двумя переменными. Линейное уравнение с двумя переменными и его график. Системы уравнений с двумя переменными. Графические методы решения систем уравнений с двумя переменными. Равносильные системы и их свойства. Решение систем уравнений методом подстановки и методами сложения и умножения. Решение систем уравнений методом замены переменных. Система двух уравнений с двумя переменными как модель реальной ситуации.
Неравенства
Числовые неравенства и их свойства. Сложение и умножение числовых неравенств. Оценивание значения выражения. Основные методы доказательства неравенств. Неравенства между средними величинами. Неравенство Коши - Буняковского. Неравенство с одной переменной. Равносильные неравенства. Неравенство-следствие. Числовые промежутки. Линейные и квадратные неравенства с одной переменной.
Решение неравенств методом интервалов. Решение простейших иррациональных неравенств. Системы и совокупности неравенств с одной переменной. Неравенства, содержащие знак модуля. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными. Множества
Множество и его элементы. Способы задания множеств. Равные множества. Пустое множество. Подмножество. Операции над множествами. Иллюстрация соотношений между множествами с помощью диаграмм Эйлера. Конечные множества. Формула включения-исключения. Взаимно однозначное соответствие. Бесконечные множества. Счётные множества. Множества натуральных, целых, рациональных чисел. Рациональное число как дробь вида , где m ∈ Z, n ∈ N, и как бесконечная периодическая десятичная дробь. Представление об иррациональном числе. Множество действительных чисел. Представление действительного числа в виде бесконечной непериодической десятичной дроби. Сравнение действительных чисел. Модуль числа. Связь между множествами N, Z, Q, R.
Основы теории делимости
Делимость нацело и её свойства. Деление с остатком. Сравнения по модулю и их свойства. Наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное двух натуральных чисел. Взаимно простые числа. Алгоритм Евклида. Признаки делимости. Простые и составные числа. Основная теорема арифметики. Малая теорема Ферма.
Функции. Числовые функции
Функциональные зависимости между величинами. Понятие функции. Функция как математическая модель реального процесса. Область определения и область значения функции. Способы задания функции. График функции. Построение графиков функций с помощью преобразований фигур. Нули функции. Промежутки знакопостоянства функции. Промежутки возрастания и убывания функции. Чётные и нечётные функции. Наибольшее и наименьшее значения функции. Линейная функция, обратная пропорциональность, квадратичная функция, функция y x , степенная функция, их свойства и графики.
Числовые последовательности
Понятие числовой последовательности. Конечные и бесконечные последовательности. Способы задания последовательности. Арифметическая и геометрическая прогрессии. Свойства членов арифметической и геометрической прогрессий. Формулы общего члена арифметической и геометрической прогрессий. Формулы суммы n первых членов арифметической и геометрической прогрессий. Представление о пределе последовательности. Сумма бесконечной геометрической прогрессии, у которой |q| < 1. Представление бесконечной периодической десятичной дроби в виде обыкновенной дроби. Суммирование. Метод математической индукции.
Статистика и теория вероятностей
Табличное и графическое представление данных, столбчатые и круговые диаграммы, извлечение нужной информации. Диаграммы рассеивания. Описательные статистические показатели: среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения числового набора. Отклонение. Случайные выбросы. Меры рассеивания: размах, дисперсия и стандартное отклонение. Свойства среднего арифметического и дисперсии. Случайная изменчивость. Изменчивость при измерениях. Решающие правила. Закономерности в изменчивых величинах. Случайные опыты (эксперименты), элементарные случайные события (исходы). Вероятности элементарных событий. События в случайных экспериментах и благоприятствующие элементарные события. Вероятности случайных событий. Опыты с равновозможными элементарными событиями. Классические вероятностные опыты с использованием монет, кубиков. Представление событий с помощью диаграмм Эйлера.
Противоположные события, объединение и пересечение событий. Правило сложения вероятностей. Случайный выбор. Независимые события. Последовательные независимые испытания. Представление эксперимента в виде дерева, умножение вероятностей. Испытания до первого успеха. Условная вероятность. Формула полной вероятности. Правило умножения, перестановки, факториал. Сочетания и число сочетаний. Треугольник Паскаля и бином Ньютона. Опыты с большим числом равновозможных элементарных событий. Вычисление вероятностей в опытах с применением элементов комбинаторики. Испытания Бернулли. Успех и неудача. Вероятности событий в серии ис- пытаний Бернулли. Случайный выбор точки из фигуры на плоскости, отрезка и дуги окружности. Случайный выбор числа из числового отрезка. Дискретная случайная величина и распределение вероятностей. Равномерное дискретное распределение. Геометрическое распределение вероятностей. Распределение Бернулли. Биномиальное распределение. Независимые случайные величины. Сложение, умножение случайных величин. Математическое ожидание и его свойства. Дисперсия и стандартное отклонение случайной величины; свойства дисперсии. Дисперсия числа успехов в серии испытаний Бернулли. Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей и точность измерения. Применение закона больших чисел в различных сферах человеческой деятельности.
Алгебра в историческом развитии
Зарождение алгебры: книга о восстановлении и противопоставлении Мухаммеда альХорезми. История формирования математического языка. Как зародилась идея координат. Открытие иррациональности. Из истории возникновения формул для решения уравнений 3-й и 4-й степеней. История развития понятия функции. Как зародилась теория вероятностей. Числа Фибоначчи. Задача Л. Пизанского (Фибоначчи) о кроликах. Из истории развития понятия счётности множества. О проблемах, связанных с простыми числами. Л. Ф. Магницкий. П. Л. Чебышев. Н. И. Лобачевский. В. Я. Буняковский. А. Н. Колмогоров. Евклид. Ф. Виет. П. Ферма. Р. Декарт. Н. Тарталья. Д. Кардано. Н. Абель. Б. Паскаль. Л. Пизанский. К. Гаусс. Г. Кантор. Л. Эйлер. Ю. В. Матиясеви Ж. Л. Ф. Бертран. Пифагор. Э. Безу.
Геометрия
Простейшие геометрические фигуры
Точка, прямая. Отрезок, лу Угол. Виды углов. Смежные и вертикальные углы. Биссектриса угла. Пересекающиеся и параллельные прямые. Перпендикулярные прямые. Признаки параллельности прямых. Свойства параллельных прямых. Перпендикуляр и наклонная к прямой. Многоугольники
Треугольники. Виды треугольников. Медиана, биссектриса, высота, средняя линия треугольника. Признаки равенства треугольников. Свойства и признаки равнобедренного треугольника. Серединный перпендикуляр отрезка. Сумма углов треугольника. Внешние углы треугольника. Неравенство треугольника. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема Пифагора. Подобные треугольники. Признаки подобия треугольников. Точки пересечения медиан, биссектрис, высот треугольника, серединных перпендикуляров сторон треугольника. Свойство биссектрисы треугольника. Теорема Фалеса. Метрические соотношения в прямоугольном треугольнике. Синус, косинус, тангенс, котангенс острого угла прямоугольного треугольника и углов от 0° до 180°. Формулы, связывающие синус, косинус, тангенс, котангенс одного и того же угла. Решение треугольников. Теорема синусов и теорема косинусов.
Четырёхугольники. Параллелограмм. Свойства и признаки параллелограмма. Прямоугольник, ромб, квадрат, их свойства и признаки. Трапеция. Средняя линия трапеции и её свойства. Многоугольники. Выпуклые многоугольники. Сумма углов выпуклого многоугольника. Правильные многоугольники.
Окружность и круг. Геометрические построения
Окружность и круг. Элементы окружности и круга. Центральные и вписанные углы. Касательная к окружности и её свойства. Взаимное расположение прямой и окружности. Описанная и вписанная окружности треугольника. Вписанные и описанные четырёхугольники, их свойства и признаки. Вписанные и описанные многоугольники. Геометрическое место точек (ГМТ). Серединный перпендикуляр отрезка и биссектриса угла как ГМТ. Геометрические построения циркулем и линейкой. Основные задачи на построение: построение угла, равного данному, построение серединного перпендикуляра данного отрезка, построение прямой, проходящей через данную точку и перпендикулярной данной прямой, построение биссектрисы данного угла. Построение треугольника по заданным элементам. Метод ГМТ в задачах на построение.
Измерение геометрических величин
Длина отрезка. Расстояние между двумя точками. Расстояние от точки до прямой. Расстояние между параллельными прямыми. Периметр многоугольника. Длина окружности. Длина дуги окружности. Градусная мера угла. Величина вписанного угла. Понятие площади многоугольника. Равновеликие фигуры. Нахождение площади квадрата, прямоугольника, параллелограмма, треугольника, трапеции. Понятие площади круга. Площадь сектора. Отношение площадей подобных фигур.
Декартовы координаты на плоскости
Формула расстояния между двумя точками. Координаты середины отрезка. Уравнение фигуры. Уравнения окружности и прямой. Угловой коэффициент прямой.
Векторы
Понятие вектора. Модуль (длина) вектора. Равные векторы. Коллинеарные векторы. Координаты вектора. Сложение и вычитание векторов. Умножение вектора на число. Скалярное произведение векторов. Косинус угла между двумя векторами.
Геометрические преобразования
Понятие о преобразовании фигуры. Движение фигуры. Виды движения фигуры: параллельный перенос, осевая симметрия, центральная симметрия, поворот. Равные фигуры. Гомотетия. Подобие фигур.
Элементы логики
Определение. Аксиомы и теоремы. Доказательство. Доказательство от противного. Теорема, обратная данной. Необходимое и достаточное условия. Употребление логических связок если …, то …; тогда и только тогда.
Геометрия в историческом развитии
Из истории геометрии, «Начала» Евклида. История пятого постулата Евклида. Тригонометрия – наука об измерении треугольников. Построение правильных многоугольников. Как зародилась идея координат. Н. И. Лобачевский. Л. Эйлер. Фалес. Пифагор.
Раздел 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
№п/п | Тема | Количество часов |
| 7 класс | |
| Курс: Алгебра (170 часов) | |
1 | Линейное уравнение с одной переменной | 14 |
2 | Целые выражения | 90 |
3 | Функции | 20 |
4 | Системы линейных уравнений с двумя переменными | 26 |
5 | Элементы комбинаторики и описательной статистики | 9 |
6 | Повторение и систематизация учебного материала | 11 |
| Курс: Геометрия (102 часа) | |
7 | Простейшие геометрические фигуры и их свойства | 17 |
8 | Треугольники | 22 |
9 | Параллельные прямые. Сумма углов треугольника | 30 |
10 | Окружность и круг. Геометрические построения | 25 |
11 | Обобщение и систематизация знаний учащихся | 8 |
| 8 класс | |
| Курс: Алгебра (170 часов) | |
12 | Множества и операции над ними | 13 |
13 | Рациональные уравнения. неравенства | 29 |
14 | Квадратные корни. Действительные числа | 28 |
15 | Квадратные уравнения | 38 |
16 | Основы делимости | 27 |
17 | Элементы комбинаторики и теории вероятностей | 28 |
18 | Повторение и систематизация учебного материала | 7 |
| Курс: Геометрия (102 часа) | |
19 | Многоугольники.Четырехугольники | 24 |
20 | Вписанные и описанные четырехугольники | 15 |
21 | Подобие треугольников | 22 |
22 | Решение прямоугольных треугольников | 18 |
23 | Многоугольники. Площадь многоугольника | 14 |
24 | Повторение и систематизация учебного материала | 9 |
| 9 класс | |
| Курс: Алгебра (170 часов) | |
25 | Квадратичная функция | 40 |
26 | Уравнения с двумя переменными и их системы | 28 |
27 | Неравенства с двумя переменными и их системы. Доказательство неравенств | 21 |
28 | Степенная функция | 24 |
29 | Числовые последовательности | 24 |
30 | Элементы статистики и теории вероятностей | 26 |
31 | Повторение и систематизация учебного материала | 7 |
| Курс: Геометрия (102 часа) | |
32 | Решение треугольников | 21 |
33 | Правильные многоугольники | 10 |
34 | Декартовы координаты | 18 |
35 | Векторы | 21 |
36 | Преобразование фигур | 26 |
37 | Начальные сведения по стереометрии | 5 |
38 | Повторение и систематизация учебного материала | 4 |
| Всего | 816 |
Предмет | Класс | Вариант | | | | |
Математика | 7 | 7-2020 (углуб) | | | | |
Раздел | Описание раздела | Тема урока | Кол-во часов | Содержание урока | Материалы, пособия | Домашнее задание |
Введение (3 часа) | §1. Введение в алгебру | §1. Введение в алгебру | 3 |
|
|
|
Глава1 (Алгебра) Линейное уравнение с одной переменной (14 часов) | §2 Линейное уравнение с одной переменной | Линейное уравнение с одной переменной | 6 |
|
|
|
| §3. Решение задач с помощью уравнений | Решение задач с помощью уравнений | 6 |
|
|
|
|
| Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
|
|
|
|
| Контрольная работа № 1 по теме «Линейное уравнение с одной переменной». | 1 |
|
|
|
Глава2 (Алгебра) Целые выражения | §4. Тождественно равные выражения. Тождества | Тождественноравные выражения. Тождества | 2 |
|
|
|
| §5 Степень с натуральным показателем | Степеньс натуральнымпоказателем | 3 |
|
|
|
| §6 Свойства степени с натуральным показателем. | Свойства степени с натуральным показателем. | 6 |
|
|
|
| §7 Одночлены. | Одночлены. | 4 |
|
|
|
| §8 Многочлены | Многочлены | 3 |
|
|
|
| §9 Сложение и вычитание многочленов. | Сложение и вычитание многочленов. | 5 |
|
|
|
|
| Контрольная работа № 2 по теме «Степень с натуральным показателем. Одночлены. Многочлены. Сложение и вычитание многочленов». | 1 |
|
|
|
| §10 Умножение одночленана многочлен. | Умножение одночленана многочлен. | 5 |
|
|
|
| §11 Умножение многочлена на многочлен. | Умножение многочлена на многочлен. | 6 |
|
|
|
| §12 Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки. | Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки. | 6 |
|
|
|
| §13 Разложение многочленов на множители. Метод группировки. | Разложение многочленов на множители. Метод группировки. | 6 |
|
|
|
|
| Контрольная работа № 3 по теме «Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен. Разложение многочленов на множители». | 1 |
|
|
|
Глава 1 (геометрия)Простейшие геометрические фигуры и их свойства | §1.Точки и прямые | Предмет геометрия. От землемерии к геометрии (из истории). | 1 | Начальные понятия геометрии |
| § 1, вопросы 1-7, № 2,4,7 |
|
| Точки и прямые | 1 | Начальные понятия геометрии |
| № 13,15 |
| §2. Отрезок и его длина | Отрезок и его длина | 1 | Отрезок. Длина отрезка, длина ломаной. |
| §2, вопросы 1-10, № 21, 25, 29 |
|
| Отрезок и его длина | 1 | Отрезок. Длина отрезка, длина ломаной. |
| № 31, 33, 35, 37 |
|
| Отрезок и его длина | 1 | Отрезок. Длина отрезка, длина ломаной. |
| № 43, 45, 47 |
| §3. Луч и угол. Измерение углов | Луч и угол. | 1 | Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. |
| §3, вопросы 1-9, № 50, 52, 57 |
|
| Луч и угол. | 1 | Угол. Прямой угол. Острые и тупые углы. |
| № 47, 60 |
|
| Луч и угол. Измерение углов | 1 | Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности |
| № 72, 74 |
|
| Луч и угол. Измерение углов на местности | 1 | Градусная мера угла, соответствие между величиной угла и длиной дуги окружности |
| № 76, 79 |
| §4 Смежные и вертикальные углы | Смежные углы | 1 | Вертикальные и |
| § 4, вопросы 1,2, № 90, 95, 98 |
|
| Вертикальные углы | 1 | Вертикальные и |
| Вопросы 3,4, № 102, 104, 107 |
|
| Смежные и вертикальные углы | 1 | Вертикальные и |
| № 109,111 |
|
| Смежные и вертикальные углы | 1 | Вертикальные и |
| С.Р. 2 В-2 |
| §5. Перпендикулярные прямые. | Перпендикулярные прямые. | 1 | Прямая. Параллельность и перпендикулярность прямых |
| §5, вопросы 1-8, № 115, 124 |
|
| Перпендикулярные прямые. | 1 | Прямая. Параллельность и перпендикулярность прямых |
| §5, вопросы 1-8, № 127, 130 |
| §6. Аксиомы. | Аксиомы. | 1 | Прямая. Параллельность и перпендикулярность прямых |
| §6, № 80, 90, 91 |
|
| Контрольная работа №1 «Простейшие геометрические фигуры и свойства» | 1 | Начальные понятия геометрии. Отрезок. |
| Вопросы 1-10 |
Глава2 (Алгебра) Целые выражения(продолжение) | §14 Произведение разности и суммы двух выражений. | Произведение разности и суммы двух выражений. | 4 |
|
|
|
| §15 Разность квадратов двух выражений. | Разность квадратов двух выражений. | 4 |
|
|
|
| §16 Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Квадрат суммы нескольких выражений. | Квадрат суммы и квадрат разности двух выражений. Квадрат суммы нескольких выражений. | 7 |
|
|
|
| §17 Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. | Преобразование многочлена в квадрат суммы или разности двух выражений. | 6 |
|
|
|
|
| Контрольная работа № 4 по теме «Формулы сокращенного умножения». | 1 |
|
|
|
| §18 Сумма и разность кубов двух выражений. | Сумма и разность кубов двух выражений. | 3 |
|
|
|
| §19 Куб суммы и куб разности двух выражений. | Куб суммы и куб разности двух выражений. | 4 |
|
|
|
| §20 Применение различных способов разложения многочлена на множители. | Применение различных способов разложения многочлена на множители. | 9 |
|
|
|
| §21 Формулы для разложения на множители выражений вида a^n-b^n иa^n+b^n. | Формулы для разложения на множители выражений вида a^n-b^n иa^n+b^n. | 2 |
|
|
|
|
| Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
|
|
|
|
| Контрольная работа № 5 по теме «Сумма и разность кубов двух выражений. Применение различных способов разложения многочлена на множители». | 1 |
|
|
|
Глава 2. (геометрия) Треугольники | §7 Равные треугольники. Медиана, биссектриса, высота треугольника. | Равные треугольники.Медиана, биссектриса, высота треугольника. | 1 | Высота, медиана, биссектриса, средняя линия треугольника; точки |
| §7, вопросы 1-7, № 138, 141 |
|
| Медиана, биссектриса, высота треугольника | 1 |
|
| № 144, 106 |
|
| Медиана, биссектриса, высота треугольника | 1 |
|
| Вопросы 8-12, № 134, 148 |
|
| Построение высот в различных треугольниках | 1 |
|
| № 150, с.р.-3 |
| §8. Первый и второй признаки равенства треугольников | Первый признак равенства треугольников | 1 |
|
| §8,вопросы 1-3, № 155, 161 |
|
| Первый признак равенства треугольников | 1 |
|
| № 163, 164 |
|
| Решение задач по готовым рисункам по первому признаку равенства треугольников | 1 |
|
| № 167, 176 |
|
| Решение задач на применение первого признака равенства треугольников | 1 |
|
| № 180, вопросы 1-3 |
|
| Второй признак равенства треугольников | 1 |
|
| §8, вопрос 4, № 169, 171 |
|
| Второй признак равенства треугольников | 1 |
|
| № 173 |
|
| Решение задач по готовым рисункам по второму признаку равенства треугольников | 1 |
|
| № 179, 184 |
|
| Решение задач на применение признаков равенства треугольников | 1 |
|
| № 194, 193 |
|
| Контрольная работа № 2 «Треугольник. Признаки равенства треугольников» | 1 |
|
| С.р.4, в-4 |
| §9 Равнобедренный треугольник и его свойства | Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 |
|
| §9, вопросы 1-4, №197, 198, 200 |
|
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 |
|
| № 205, 208, 210 |
|
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 |
|
| № 215, 221 |
|
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 |
|
| № 219, 224 |
|
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 |
|
| С.р 5, в-4 |
| §10 Признаки равнобедренного треугольника | Признаки равнобедренного треугольника | 1 |
|
| d10, вопросы 1,2, №236, 237 |
|
| Признаки равнобедренный треугольника | 1 |
|
| № 246-248 |
|
| Признаки равнобедренный треугольника | 1 |
|
| № 241, 243 |
|
| Признаки равнобедренный треугольника | 1 |
|
| С.р.6, в-2 |
| §11 Третий признак равенства треугольников | Третий признак равенства треугольников | 1 |
|
| §11,вопросы 1,2, № 253, 255 |
|
| Третий признак равенства треугольников | 1 |
|
| № 266 |
|
| Решение задач на признаки равенства треугольников | 1 |
|
| № 257, 260 |
| §12 Теоремы | Теоремы | 1 |
|
| §12, вопросы 1-7, № 272, 274 |
|
| Теоремы | 1 |
|
| №276, 282 |
|
| Контрольная работа № 3 «Равнобедренный треугольник. Признаки равенства треугольников» | 1 |
|
| Кр.4, в-3 |
Глава 3.(алгебра) Функции | §22 Множество и его элементы | Множество и его элементы | 2 |
|
|
|
| §23 Связи между величинами. Функция. | Связи между величинами. Функция. | 3 |
|
|
|
| §24 Способы задания функции. | Способы задания функции. | 4 |
|
|
|
| §25 График функции. | График функции. | 4 |
|
|
|
| §26 Линейная функция, её график и свойства. | Линейная функция, её график и свойства. | 5 |
|
|
|
|
| Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
|
|
|
|
| Контрольная работа № 6 по теме «Функции». | 1 |
|
|
|
Глава 3.(геометрия) Параллельные прямые. Сумма углов треугольника. | §13 Параллельные прямые | Параллельные прямые | 1 |
|
| d13, вопросы 1-8, № 289, 292 |
| §14 Признаки параллельности прямых. Пятый постулат Евклида (из истории) | Пятый постулат Евклида (из истории) | 1 |
|
| № 294, мини-проект «Пятый постулат» |
|
| Признаки параллельности прямых | 1 |
|
| d14, вопросы 1-3, № 303, 306 |
|
| Признаки параллельности прямых | 1 |
|
| № 308 |
|
| Признаки параллельности прямых | 1 |
|
| № 311, 314, 319 |
|
| Аксиома параллельных прямых | 1 |
|
| № 322 |
| §15 Свойства параллельных прямых | Свойства параллельных прямых | 1 |
|
| d15, вопросы 1-5, № 327, 329 |
|
| Свойства параллельных прямых | 1 |
|
| №331, 336 |
|
| Свойства параллельных прямых | 1 |
|
| № 339, 342 |
|
| Практические способы применения параллельных прямых | 1 |
|
| № 347, 349, 352 |
| §16 Сумма углов треугольника | Сумма углов треугольника | 1 |
|
| d16, вопросы 1,2, № 359, 361 |
|
| Сумма углов треугольника | 1 |
|
| № 365, 421 |
|
| Сумма углов треугольника. Внешний угол треугольника | 1 |
|
| № 382, 389 |
|
| Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника | 1 |
|
| С.р 7, а1 |
|
| Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника | 1 |
|
| С.р7, б1 |
|
| Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника | 1 |
|
| С.р.7, в1 |
| §17 Неравенство треугольника | Соотношение между сторонами и углами треугольника | 1 |
|
| d16, вопросы 6,7 № 386, 391 |
|
| Соотношение между сторонами и углами треугольника | 1 |
|
| №409, 422 |
|
| Неравенство треугольника | 1 |
|
| № 396, 397 |
|
| Решение задач на применение теоремы о соотношении сторон и углов | 1 |
|
| № 404, 418 |
| §18 Прямоугольный треугольник | Прямоугольный треугольник | 1 |
|
| d17, вопросы 1-8, № 425, 427, 430 |
|
| Прямоугольный треугольник | 1 |
|
| № 435, 437, 446 |
| §19 Свойства прямоугольного треугольника | Свойства прямоугольного треугольника | 1 |
|
| d 18, вопросы 1-3, № 459, 461 |
|
| Свойства прямоугольного треугольника | 1 |
|
| № 463, 472 |
|
| Свойства прямоугольного треугольника | 1 |
|
| № 467, 471 |
|
| Свойства прямоугольного треугольника | 1 |
|
| С.р.8, б1 |
|
| Контрольная работа № 4 «Параллельные прямые. Сумма углов треугольника» | 1 |
|
| С.р.8, в1 |
Глава 4. (алгебра) Системы линейных уравнений с двумя переменными. | §27 Уравнения с двумя переменными. | Уравнения с двумя переменными. | 2 |
|
|
|
| §28 Линейное уравнение с двумя переменными и его график | Линейное уравнение с двумя переменными и его график | 3 |
|
|
|
| §29 Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными. | Системы уравнений с двумя переменными. Графический метод решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными. | 5 |
|
|
|
| §30 Решение систем линейных уравнений методом подстановки. | Решение систем линейных уравнений методом подстановки. | 4 |
|
|
|
| §31 Решение систем линейных уравнений методом сложения | Решение систем линейных уравнений методом сложения | 5 |
|
|
|
| §32 Решение задач с помощью систем линейных уравнений. | Решение задач с помощью систем линейных уравнений. | 5 |
|
|
|
|
| Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
|
|
|
|
| Контрольная работа №7 по теме «Системы линейных уравнений с двумя переменными». | 1 |
|
|
|
Глава 4. Окружность и круг. Геометрические построения | §20 Геометрическое место точек. Окружность и круг | Геометрическое место точек. Окружность и круг | 1 |
|
| d 19, вопросы 1-14, № 482, 484 |
|
| Геометрическое место точек. Окружность и круг | 1 |
|
| № 488, 492 |
|
| Геометрическое место точек. Окружность и круг | 1 |
|
| № 494, 496 |
| §21 Свойства окружности. Касательная к окружности | Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 1 |
|
| d 20, вопросы 1-7, № 508, 513 |
|
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 1 |
|
| № 516, 522 |
|
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 1 |
|
| № 524, 526 |
|
| Некоторые свойства окружности. Касательная к окружности | 1 |
|
| № 530, 534 |
| §22 Описанная и вписанная окружности треугольника | Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 |
|
| d 20, вопросы 1-8, № 541, 544 |
|
| Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 |
|
| № 547, 553 |
|
| Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 |
|
| № 555, 569 |
|
| Описанная и вписанная окружности треугольника | 1 |
|
| № 558, 563 |
| §23 Вневписанная окружность треугольника | Вневписанная окружность треугольника | 1 |
|
| С.р.9, в1 |
|
| Вневписанная окружность треугольника | 1 |
|
| С.р9,б1 |
| §24 Задачи на построение | Задачи на построение | 1 |
|
| d 22, вопросы 1,2, № 575, 577 |
|
| Задачи на построение | 1 |
|
| № 579 |
|
| Задачи на построение | 1 |
|
| № 591, 593 |
|
| Задачи на построение | 1 |
|
| № 594 |
|
| Задачи на построение | 1 |
|
| № 618 |
| §24 Метод геометрических мест точек в задачах на построение | Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 |
|
| № 601, 603 |
|
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 |
|
| № 606,619 |
|
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 |
|
| № 623, 625 |
|
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 |
|
| № 628, 660 |
|
| Метод геометрических мест точек в задачах на построение | 1 |
|
| 632, 635 |
|
| Контрольная работа № 5 «Окружность и круг. Геометрические построения» | 1 |
|
| № 637, 661 |
Глава 5. (алгебра) Элементы комбинаторики и описательной статистики | §33 Основные правила комбинаторики | Основные правила комбинаторики | 4 |
|
|
|
| §34 Начальные сведения о статистике | Начальные сведения о статистике | 3 |
|
|
|
|
| Урок обобщения и систематизации знаний | 1 |
|
|
|
|
| Контрольная работа № 8 по теме «Элементы комбинаторики и описательной статистики» | 1 |
|
| |
Повторение и систематизация знаний учащихся (геометрия) (6 часов) |
| Отрезок и его длина. Луч и угол. | 1 |
|
| С.р. 1 В1 |
|
| Смежные и вертикальные углы | 1 |
|
| С.Р. 2, В2 |
|
| Итоговый контроль знаний за 7 класс. | 1 |
|
| С.р.3, в2 |
|
| Равнобедренный треугольник и его свойства | 1 |
|
| С.р.6, в2 |
|
| Решение задач на применение теоремы о сумме углов треугольника | 1 |
|
| С.р. 7, в2 |
|
| Свойства параллельных прямых | 1 |
|
| |
Повторение и систематизация учебного материала (алгебра) 98часов) |
| Повторение темы «Линейное уравнение с одной переменной». | 1 |
|
|
|
|
| Повторение темы «Одночлены. Многочлены. Сложение и вычитание многочленов». | 1 |
|
|
|
|
| Повторение темы «Умножение одночлена на многочлен. Умножение многочлена на многочлен». | 1 |
|
|
|
|
| Повторение темы «Разложение многочленов на множители». | 1 |
|
|
|
|
| Итоговая контрольная работа за курс 7 класса. | 1 |
|
|
|
|
| Повторение темы «Функции. Линейная функция». | 1 |
|
|
|
|
| Повторение темы «Системы линейных уравнений с двумя переменными». | 1 |
|
|
|
|
| Повторение темы «Системы линейных уравнений с двумя переменными». | 1 |
|
|
|
Используется учебно-методический комплект
Алгебра: 7 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. М. Поляков. – 2 – е изд. – М. Вентана-Граф, 2020.
Геометрия: 7 класс: учебное пособие / А. Г. Мерзляк, В. М. Поляков: под редакцией В.Е.Подольского. – Вентана-Граф, 2020.
Алгебра: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. М. Поляков. – 2 – е изд. –М. Вентана-Граф, 2020.
Геометрия: 8 класс: учебное пособие / А. Г. Мерзляк, В. М. Поляков: под редакцией В.Е.Подольского. – Вентана-Граф, 2020.
Алгебра: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / А. Г. Мерзляк, В. М. Поляков. – 2 – е изд. – М. Вентана-Граф, 2020.
Геометрия: 9 класс: учебное пособие / А. Г. Мерзляк, В. М. Поляков: под редакцией В.Е.Подольского. –М. Вентана-Граф, 2020.
Ершова А. П., Голобородько В.В. Алгебра. Геометрия. Самостоятельные и контрольные работы для 7класса.- М.: Илекса, 2008.
Ершова А.П. Сборник заданий для тематического и итогового контроля знаний. Геометрия. 7 класс – М.: Илекса, - 2013.
Мерзляк А.Г., Полонский В. Б., Якир М. С. Сборник задач и заданий для тематического оценивания по геометрии для 7 класса.- Х., Гимназия, 2010.
Башмаков М.И. Математика в кармане «Кенгуру». Международные олимпиады школьников. – М.: Дрофа, 2011.
Звавич Л.И., Рязановский А.Р. Алгебра в таблицах. 7-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2011.
Коликов А.Ф., Коликов А.В. Изобретательность в вычислениях. – М.: Дрофа, 2009.
Математика в формулах. 5-11 классы. Справочное пособие. – М.: Дрофа, 2011.
Петров В.А. Математика. 5-11 классы. Прикладные задачи. – М.: Дрофа, 2010.
Шарыгин И.Ф. Уроки дедушки Гаврилы, или Развивающие каникулы. – М.: Дрофа, 2010.
Гусев В.А. Сборник задач по геометрии: 5-9 классы. – М.: Оникс 21 век: Мир и образование, 2014.
СD-ROM «Математика. 5-11 классы»
СD-ROM «Интерактивная математика». 5-9 классы.
Звавич, Л. И. Контрольные и проверочные работы по геометрии. 7–9 классы / Л. И. Звавич [и др.]. – М., 2001.
Зив, Б. Г. Задачи по геометрии : пособие для учащихся 7–11 классов общеобразовательных учреждений / Б. Г. Зив,
Мищенко, Т. М. Геометрия: тематические тесты : 7кл. / Т. М. Мищенко, А. Д. Блинков. – М. : Просвещение, 2011 и т. д.