Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Увлекательная история"

1
0
Материал опубликован Вчера в 09:25

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Поротниковская средняя общеобразовательная школа»

636213 Томская обл, Бакчарский р-он, с.Поротниково, ул.Воинов-Интернационалистов 7

Тел/факс: (382-49)-36-128, e-mail: porotsch@bakchar.gov70.ru

















Рабочая программа

                                     учебного курса внеурочной деятельности

«Увлекательная история»

основное общее образование, 5 класс






















Поротниково



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Увлекательная история» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ № 286 Минпросвещения России от 31.05.2021 г.)

Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования (письмо№ ТВ-1290/03 Минпросвещения России от 05.07.2022 г.)

Устав МКОУ «Поротниковская сош»

ООП НОО МКОУ «Поротниковская сош»


"История учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение" (В.О. Ключевский). Изучать историю своего государства, знать ее должен каждый человек. Однако, в связи с тем, что на уроках изучается большой объем материала, школьная программа не позволяет подробно говорить о знаменитых людях нашего Отечества, с которыми связаны основные вехи в истории нашей страны, об интересных исторических фактах прошлого.

Сегодня в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а системно – деятельностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Ценность исторической науки в обществе возрастает, так как история учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.


Актуальность программы определяется необходимостью воспитания и развития интереса к истории государства и тем историческим личностям, деятельность которых повлияла на историю страны. Учащиеся должны понимать процессы, происходящие в истории.


Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота.


Задачи программы:

- расширение интеллектуального кругозора учащихся;

- повышение мотивации к изучению истории ;

- помощь в формировании интереса к культурному наследию предков;

- развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации,

- овладение различными видами научно – исследовательской деятельности: исследовательская работа, проект, презентация, подготовка к олимпиадам и конкурсам;

- создание условия для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся.

Отличительными особенностями данной программы являются

1) созидательная направленность, которая основывается на принципе целостности.

2) программа имеет прагматическое значение – подготовку к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по истории и других исторических конкурсах, содержание которых предполагает сформированность исторических знаний.

3) программа «Увлекательная история» призван объединить учащихся разных классов, которым интересна история и которые хотят получить больше знаний по этому предмету.


Новизна программы состоит в ее историко-краеведческой направленности, интегрированном характере, применении системно-деятельностного подхода, поискового метода в деятельности учащихся.

Организационно-педагогические основы:

Срок реализации: 1 год

Количество часов: 17ч.

Режим занятий:

- занятия могут проводится 1 раз в неделю или 2 раза в месяц в течение учебного года (в зависимости от темы),

- предполагается проведение индивидуальных или групповых консультаций.

Основные принципы педагогической деятельности являются:

1. внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;

2. принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);

3. принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);

4. инвариантность содержания - программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков.

Основные методы работы:

- анализ исторической литературы и исторических источников,

- эвристическая беседа,

- дискуссия (дебаты),

- сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры,

- подготовка и обсуждение творческих работ учащихся,

- «мозговой штурм» и др.

Формы занятий:

Теория: экскурсии, встречи с интересными людьми, сообщения, беседы, изучение экспонатов школьного музейного уголка, работа с ТСО.

Практика: выполнение творческих работ (докладов, мультимедийных презентаций, плакатов, синквейнов, исследовательских работ, проектов, буклетов и т.п), участие в олимпиадах и конкурсах

Основные формы подведения итогов реализации программы:

- интеллектуальный конкурс «Самый умный»,

- творческие работы учащихся,

- участие в мероприятиях на муниципальном и областном уровнях, связанных с историей.




















СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Раздел 1. История как наука (теоретическая часть) (5 ч.)

История как наука и удивительное путешествие в прошлое.

Вспомогательные исторические дисциплины.

Спорные вопросы в истории.

Роль личности в истории.

Загадки, тайны истории.

Способы изучения истории

Теоретическая часть программы направлена на углубление исторических знаний, развитие исследовательских навыков учащихся.

Раздел 2. От теории – к практике ( 5 ч.)

Электронные ресурсы по истории (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги).

Творческая работа по истории: виды творческих работ, основные требования к их выполнению. Выполнение творческих работ (создание презентаций, буклетов, кроссвордов, написание рефератов, проектов и т.п.).

Практическая часть программы направлена на формирование и развитие навыков проектной деятельности, знакомство с ЦОРами в Интернете, развитие навыков работы с Microsoft Office, Microsoft PowerPoint.

Раздел 3. Лики истории (4 ч.)

История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей).

История в фактах: события прошлого в современном анализе.

Путешествие по истории: события, факты, личности

В рамках данного раздела учащиеся закрепляют полученные исторические знания через участие в интеллектуальных играх, конкурсах, викторинах.

Раздел 4. Творчество – путь к успеху (3 ч.)

Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам муниципального и областного уровней. Проведение школьной олимпиады по истории. Написание исследовательских работ и проектов для участия в школьном (районной) конкурсе.




























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре.

Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);

Усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

Овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.


Личностными результатами освоения курса являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;

• заинтересованность в личном успехе;

Метапредметные результаты:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении выполнять познавательные и практические задания;

Предметными результатами являются:

• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие и исторические термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей.

















ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Тема занятия


Кол-во

часов

Формы работы

Электронные образовательные ресурсы

Рабочая программа воспитания

Раздел 1. История как наука (теоретическая часть) (5 часов)


Тема 1. История как наука и

удивительное путешествие в

прошлое.


1

решение

познавательных

задач, дискуссия


http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm - библиотека электронных ресурсов МГУ

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.

Тема 2. Вспомогательные

исторические дисциплины


1

1 сообщения учащихся

с использованием

презентации


http://www.historia.ru/

Тема 3.Спорные вопросы в

истории


1

беседа с

использованием

презентации

http://www.historia.ru/

Тема 4. Роль личности в

истории.


1

эвристическая беседа


http://www.historia.ru/

Тема 5. Загадки, тайны

истории


1

работа с

источниками,



http://www.historia.ru/

Раздел 2. От теории – к практике (5 часов)


Тема 1. Электронные ресурсы

по истории (Интернет,

электронные энциклопедии,

электронные каталоги)

2

работа с ЦОРами, в

Интернете


www.encyclopedia.ru –

myfhology.narod.ru –

www.MojGorod.ru

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.


Тема 2. Творческая работа по

истории:


1

Работа с историческим источником

www.encyclopedia.ru –

myfhology.narod.ru –

www.MojGorod.ru

Тема 3. Творим сами

2

работа с Интернет-

источниками

www.encyclopedia.ru –

myfhology.narod.ru –

www.MojGorod.ru

Раздел 3. Лики истории (4 часов)


Тема 1. История в лицах

(интересные факты из жизни

знаменитых личностей).

презентация, игра-

путешествие


1

презентация, игра-

путешествие


www.encyclopedia.ru –

myfhology.narod.ru –

www.MojGorod.ru

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре.

Тема 2. История в фактах:

события прошлого в

современном анализе


2

работа с источ-

никами, решение

познавательных

задач, викторина

www.encyclopedia.ru –

myfhology.narod.ru –

www.MojGorod.ru

Тема 3. Путешествие по

истории: события, факты,

личности


1

игры, конкурсы,

олимпиада

www.encyclopedia.ru –

myfhology.narod.ru –

www.MojGorod.ru

Раздел 4. Творчество – путь к успеху (3 часов)


Подготовка к олимпиадам,

конкурсам муниципального и

областного уровней


2

беседа, решение

тестов


www.encyclopedia.ru –

myfhology.narod.ru –

www.MojGorod.ru

Формирование гражданской позиции, уважительного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания.


Итоговое занятие

1

Конкурс «Самый

умный» Защита проектов, презентация


Итого 17ч.








МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса (В соответствии с приказом Минпросвещения России от06.09.2022г. №804)


по приказу №804

Наименование

Количество



Основное оборудование




2.1.

Интерактивная доска (программное обеспечение, проектор, крепления в комплекте)

1



2.2.

Стол учителя с ящиками для хранения или тумбой

1



2.3.

Кресло учителя

1



2.4.

Шкаф для хранения учебных пособий

2



2.5.

Доска магнитно-маркерная

1



2.6.

Система (устройство) для затемнения окон

1



Технические средства




2.7.

Сетевой фильтр

1



2.9.

Многофункциональное устройство/принтер

1



2.11.




Компьютер учителя с периферией/ноутбук (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение для цифровой лаборатории, с возможностью онлайн-опроса)


1





Демонстрационные учебно-наглядные пособия


2.14

Комплект портретов исторических деятелей



Раздаточные учебные материалы по истории и обществознанию



Атлас по истории с комплектом контурных карт



Конституция Российской Федерации



Государственные символы Российской Федерации


Цифровые средства обучения



2.15

Видеокассеты:

«Великая Отечественная война в 1941-1945 гг.»

«История Великих Географических Открытий»

«Этикет»

3



DVD- диски:

«Оружие войны»

«Российская империя от Петра I до Николая II»

«Сочинения Н. Карамзина История государства Российского. 3 тома»

«Первобытный человек»

«3Д экскурсия по Богоявленскому кафедральному собору г. Томска»

4



Фонотека:

« В стране пирамид. Законы Хаммурапи»

«Прогулка по Риму. Восстание Спартака»

«В Древнем Египте. Приключения первобытного мальчика»

«Вперед сыны Эллады. Из рассказа Одиссея»

«Великая Отечественная война в 1941-1945 гг.» (фонохрестоматия)

«История СССР» (фонохрестоматия)

6



СD-диски:

«История России. 3 части»

«История Нового времени»

«Чудеса света»

«Энциклопедия. История России 862-1917»

«Энциклопедия классической музыки»

6


2.16

Хронологические таблицы (5-11 классы)





Основные периоды Мировой и отечественной войны

Новая история (1969-1990 гг.)


1


История Древнего Мира (3 т. до н. э. – 5 в. н. э.)

Новейшая история 20 - начало 21 вв.


1


История Древнего Мира

Новейшая история (20 - начало 21 вв.) 1945-1958 гг.


1


История средних веков (5 – конец 15 вв.)

История Нового времени 2 половина 19 – начало 20 века


1


История средних веков (Расцвет Средневековья)

Новейшая история (1934-1945)


1


История средних веков (Позднее Средневековье)

История Нового времени (16 – начало 20 века)


1


История Нового времени (16 – начало 20 века)

История Нового времени. Первая половина 18 века


1


История Нового времени.17 век

История Нового времени (12– начало 20 века, 2 половина 18 венка)


1


Новейшая история (20 - начало 21 вв.) 1914-1933 гг.

Новейшая история (1991-2002 гг. )


1


Структура политической системы

Конституционные права и свободы граждан


1

















2.17

Демонстрационные учебно-наглядные пособия

Классы

1


Западная Европа в 11 – начало 13 вв. Крестовые походы . Европа в 16 веке

6

1


Походы Александра Невского

Греция в 4 в. до н. э.

5

1


Греко персидские войны

Крито – микенская Греция

5

1


Отечественная война 1812

Коренной перелом в ВОв

8,9,10,11

1


Вторая мировая война военные действия на тихом океане (1941-1945)

Великая Отечественная война (1941-1945)

9,11

1


Крестьянские войны в России

7, 10

1


Россия в составе СССР (20-30е г. 20 в.)

СССР в 1948 – 1990 гг.

9,11

1


Ближний Восток во второй половине 20 в.

Страны Юго-Восточной Азии во второй половине 20 в.

9,11

1


Экономическое развитие Российской империи(первая половина 19 в.)

Экономическое развитие Российской империи(вторая половина 19 в.)

8,10

1


Африка во второй половине 20 в.

Европа в начале 20 в.

9, 11

1


Отечественная война 1812 г.

8,10

1





Ремесло в Древней Руси

Письменность искусство Древней Руси

6, 10

1


Триумф римского императора

Улица в Помпеях

5

1


Народное собрание в Афинах

Восстание желтых повязок

5

1


Бой гладиатора в Колизее

В имении римского рабовладельца

5

1


Римский лагерь

Бой Спартака с римскими отрядами

5

1


Город Вавилон в 6 веке до н. э.

Возвращение ассирийского войска

5

1


Саламинский бой

Продажа рабов в Древней Греции

5

1


Афинская гавань Пирей

Гончарная мастерская

5

1


Афинский акрополь

Греческий театр

5

1


Жакерия

Ян Гус

6

1


Осада Лейдена

Английская мануфактура

6

1


Города – герои ВОв

9, 11

1


Курская битва

9, 11

1


Сталинградская битва

9, 11

1


Битва за Москву

9, 11

1


Битва за Берлин

9, 11

1


2.18

Портреты



1

Портрет президента Российской Федерации


1

2

Государственные символы России


2

2.19

Дополнительные материалы к урокам


1

1.

Раздаточный материал:

История Древнего мира

История Средних веков





1


2.

Большая иллюстрированная энциклопедия по истории


1

Учебно - методическое обеспечение

1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории.- М.: изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001

2. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история на уроках и внеклассных

мероприятиях.- М.: Издательство «Глобус», 2009

3. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1996

4. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: ВЕЧЕ, 2005.

5. Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества. 6 – 7 класс. М.: «Аквариум». – 1997.

6. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах / Авт. – сост. Корнева

Т.А. – Волгоград: Учитель, 2004.

7. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней:

Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 1999.

8. Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады.-

Ростов -на-Дону.: «Феникс», 2005


Литература для учащихся

1. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: ВЕЧЕ, 2005.

2. Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль: «Академия развития»,

1997.

3. Степанищев А.Т. История России: IX – XX вв.: Схемы. – М.: ВЛАДОС, 2001.

4. Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки

5. Олимпиадные задания прошлых лет


Интернет – ресурсы:

1. http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое

2. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm - библиотека электронных ресурсов МГУ.

3. http://www.historia.ru/ - российский электронный журнал «Мир истории»

4. http://his.1september.ru/index.php - электронная версия газеты «История» - приложение к газете «Первое сентября».

5. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников

6. http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.

7. http://www.km.ru/ - федеральный портал Виртуальной школы «Кирилла и Мефодия»

8. www.pedsovet.su/load/130 - каталог образовательных файлов, ЦОРов. История и обществознание.

9. www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории

10. www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)

11. www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».

12. www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий

13. myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия

14. www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.

15. www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.

16. macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.

17. www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории

18. tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.

19. www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения

20. www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины

21. www.xattusa.ru/subjects/all/vid - Вспомогательные исторические дисциплины

22. www.clow.ru/a-rushist/information/105.html - Познавательный портал CLOW. Вспомогательные исторические дисциплины

23. bg-prestige.narod.ru/proekt/index.htm – Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации учебной деятельности»

24. festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»

25. http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.

7


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.