Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности "Увлекательная история"
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Поротниковская средняя общеобразовательная школа»
636213 Томская обл, Бакчарский р-он, с.Поротниково, ул.Воинов-Интернационалистов 7
Тел/факс: (382-49)-36-128, e-mail: porotsch@bakchar.gov70.ru
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Увлекательная история» основное общее образование, 5 класс |
Поротниково
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного курса внеурочной деятельности «Увлекательная история» составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ № 286 Минпросвещения России от 31.05.2021 г.)
Информационно-методическое письмо об организации внеурочной деятельности в рамках реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования (письмо№ ТВ-1290/03 Минпросвещения России от 05.07.2022 г.)
Устав МКОУ «Поротниковская сош»
ООП НОО МКОУ «Поротниковская сош»
"История учит даже тех, кто у нее не учится, она их проучивает за невежество и пренебрежение" (В.О. Ключевский). Изучать историю своего государства, знать ее должен каждый человек. Однако, в связи с тем, что на уроках изучается большой объем материала, школьная программа не позволяет подробно говорить о знаменитых людях нашего Отечества, с которыми связаны основные вехи в истории нашей страны, об интересных исторических фактах прошлого.
Сегодня в содержании образования все более важным становится не знаниевый, а системно – деятельностный подход, объединяющий интеллектуальную, навыковую и ценностную составляющие образования. Ценность исторической науки в обществе возрастает, так как история учит детей таким общечеловеческим ценностям как уважение друг к другу, веротерпимость, справедливость, стремление помогать друг другу в беде.
Актуальность программы определяется необходимостью воспитания и развития интереса к истории государства и тем историческим личностям, деятельность которых повлияла на историю страны. Учащиеся должны понимать процессы, происходящие в истории.
Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота.
Задачи программы:
- расширение интеллектуального кругозора учащихся;
- повышение мотивации к изучению истории ;
- помощь в формировании интереса к культурному наследию предков;
- развитие умения самостоятельно работать с различными источниками информации,
- овладение различными видами научно – исследовательской деятельности: исследовательская работа, проект, презентация, подготовка к олимпиадам и конкурсам;
- создание условия для развития творческих и коммуникативных способностей учащихся.
Отличительными особенностями данной программы являются
1) созидательная направленность, которая основывается на принципе целостности.
2) программа имеет прагматическое значение – подготовку к участию во Всероссийской олимпиаде школьников по истории и других исторических конкурсах, содержание которых предполагает сформированность исторических знаний.
3) программа «Увлекательная история» призван объединить учащихся разных классов, которым интересна история и которые хотят получить больше знаний по этому предмету.
Новизна программы состоит в ее историко-краеведческой направленности, интегрированном характере, применении системно-деятельностного подхода, поискового метода в деятельности учащихся.
Организационно-педагогические основы:
Срок реализации: 1 год
Количество часов: 17ч.
Режим занятий:
- занятия могут проводится 1 раз в неделю или 2 раза в месяц в течение учебного года (в зависимости от темы),
- предполагается проведение индивидуальных или групповых консультаций.
Основные принципы педагогической деятельности являются:
1. внимание к возрастным, физиологическим, психологическим особенностям воспитанников, их потенциальным возможностям;
2. принцип целесообразности (доступная учебная нагрузка, адекватные формы и методы работы);
3. принцип развивающего характера обучения (направленность на формирование приемов познавательной деятельности, расширение кругозора);
4. инвариантность содержания - программа применима для учащихся, которые заинтересованы в изучении истории, с учетом их уровня знаний, умений, навыков.
Основные методы работы:
- анализ исторической литературы и исторических источников,
- эвристическая беседа,
- дискуссия (дебаты),
- сюжетно-ролевые и интеллектуальные игры,
- подготовка и обсуждение творческих работ учащихся,
- «мозговой штурм» и др.
Формы занятий:
Теория: экскурсии, встречи с интересными людьми, сообщения, беседы, изучение экспонатов школьного музейного уголка, работа с ТСО.
Практика: выполнение творческих работ (докладов, мультимедийных презентаций, плакатов, синквейнов, исследовательских работ, проектов, буклетов и т.п), участие в олимпиадах и конкурсах
Основные формы подведения итогов реализации программы:
- интеллектуальный конкурс «Самый умный»,
- творческие работы учащихся,
- участие в мероприятиях на муниципальном и областном уровнях, связанных с историей.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Раздел 1. История как наука (теоретическая часть) (5 ч.)
История как наука и удивительное путешествие в прошлое.
Вспомогательные исторические дисциплины.
Спорные вопросы в истории.
Роль личности в истории.
Загадки, тайны истории.
Способы изучения истории
Теоретическая часть программы направлена на углубление исторических знаний, развитие исследовательских навыков учащихся.
Раздел 2. От теории – к практике ( 5 ч.)
Электронные ресурсы по истории (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги).
Творческая работа по истории: виды творческих работ, основные требования к их выполнению. Выполнение творческих работ (создание презентаций, буклетов, кроссвордов, написание рефератов, проектов и т.п.).
Практическая часть программы направлена на формирование и развитие навыков проектной деятельности, знакомство с ЦОРами в Интернете, развитие навыков работы с Microsoft Office, Microsoft PowerPoint.
Раздел 3. Лики истории (4 ч.)
История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей).
История в фактах: события прошлого в современном анализе.
Путешествие по истории: события, факты, личности
В рамках данного раздела учащиеся закрепляют полученные исторические знания через участие в интеллектуальных играх, конкурсах, викторинах.
Раздел 4. Творчество – путь к успеху (3 ч.)
Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам муниципального и областного уровней. Проведение школьной олимпиады по истории. Написание исследовательских работ и проектов для участия в школьном (районной) конкурсе.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре.
Уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
Способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
Освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.);
Усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
Овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
Личностными результатами освоения курса являются:
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие;
• заинтересованность в личном успехе;
Метапредметные результаты:
• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
• умении выполнять познавательные и практические задания;
Предметными результатами являются:
• знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие и исторические термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых современном российском обществе социальных ценностей.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема занятия | Кол-во часов | Формы работы | Электронные образовательные ресурсы | Рабочая программа воспитания |
Раздел 1. История как наука (теоретическая часть) (5 часов) | | |||
Тема 1. История как наука и удивительное путешествие в прошлое. | 1 | решение познавательных задач, дискуссия | http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm - библиотека электронных ресурсов МГУ | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. |
Тема 2. Вспомогательные исторические дисциплины | 1 | 1 сообщения учащихся с использованием презентации | http://www.historia.ru/ | |
Тема 3.Спорные вопросы в истории | 1 | беседа с использованием презентации | http://www.historia.ru/ | |
Тема 4. Роль личности в истории. | 1 | эвристическая беседа | http://www.historia.ru/ | |
Тема 5. Загадки, тайны истории | 1 | работа с источниками, | http://www.historia.ru/ | |
Раздел 2. От теории – к практике (5 часов) | | |||
Тема 1. Электронные ресурсы по истории (Интернет, электронные энциклопедии, электронные каталоги) | 2 | работа с ЦОРами, в Интернете | www.encyclopedia.ru – myfhology.narod.ru – www.MojGorod.ru | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Тема 2. Творческая работа по истории: | 1 | Работа с историческим источником | www.encyclopedia.ru – myfhology.narod.ru – www.MojGorod.ru | |
Тема 3. Творим сами | 2 | работа с Интернет- источниками | www.encyclopedia.ru – myfhology.narod.ru – www.MojGorod.ru | |
Раздел 3. Лики истории (4 часов) | | |||
Тема 1. История в лицах (интересные факты из жизни знаменитых личностей). презентация, игра- путешествие | 1 | презентация, игра- путешествие | www.encyclopedia.ru – myfhology.narod.ru – www.MojGorod.ru | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре. |
Тема 2. История в фактах: события прошлого в современном анализе
| 2 | работа с источ- никами, решение познавательных задач, викторина | www.encyclopedia.ru – myfhology.narod.ru – www.MojGorod.ru | |
Тема 3. Путешествие по истории: события, факты, личности | 1 | игры, конкурсы, олимпиада | www.encyclopedia.ru – myfhology.narod.ru – www.MojGorod.ru | |
Раздел 4. Творчество – путь к успеху (3 часов) | | |||
Подготовка к олимпиадам, конкурсам муниципального и областного уровней | 2 | беседа, решение тестов | www.encyclopedia.ru – myfhology.narod.ru – www.MojGorod.ru | Формирование гражданской позиции, уважительного отношения к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания. |
Итоговое занятие | 1 | Конкурс «Самый умный» Защита проектов, презентация | | |
Итого 17ч. | |
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса (В соответствии с приказом Минпросвещения России от06.09.2022г. №804)
№ по приказу №804 | Наименование | Количество | | ||||||
| Основное оборудование | | | ||||||
| 2.1. | Интерактивная доска (программное обеспечение, проектор, крепления в комплекте) | 1 | | |||||
| 2.2. | Стол учителя с ящиками для хранения или тумбой | 1 | | |||||
| 2.3. | Кресло учителя | 1 | | |||||
| 2.4. | Шкаф для хранения учебных пособий | 2 | | |||||
| 2.5. | Доска магнитно-маркерная | 1 | | |||||
| 2.6. | Система (устройство) для затемнения окон | 1 | | |||||
| Технические средства | | | ||||||
| 2.7. | Сетевой фильтр | 1 | | |||||
| 2.9. | Многофункциональное устройство/принтер | 1 | | |||||
| 2.11. | Компьютер учителя с периферией/ноутбук (лицензионное программное обеспечение, образовательный контент и система защиты от вредоносной информации, программное обеспечение для цифровой лаборатории, с возможностью онлайн-опроса) | 1 | | |||||
Демонстрационные учебно-наглядные пособия | | ||||||||
2.14 | Комплект портретов исторических деятелей | | |||||||
| Раздаточные учебные материалы по истории и обществознанию | | |||||||
| Атлас по истории с комплектом контурных карт | | |||||||
| Конституция Российской Федерации | | |||||||
| Государственные символы Российской Федерации | | |||||||
Цифровые средства обучения | | | |||||||
2.15 | Видеокассеты: «Великая Отечественная война в 1941-1945 гг.» «История Великих Географических Открытий» «Этикет» | 3 | | ||||||
| DVD- диски: «Оружие войны» «Российская империя от Петра I до Николая II» «Сочинения Н. Карамзина История государства Российского. 3 тома» «Первобытный человек» «3Д экскурсия по Богоявленскому кафедральному собору г. Томска» | 4 | | ||||||
| Фонотека: « В стране пирамид. Законы Хаммурапи» «Прогулка по Риму. Восстание Спартака» «В Древнем Египте. Приключения первобытного мальчика» «Вперед сыны Эллады. Из рассказа Одиссея» «Великая Отечественная война в 1941-1945 гг.» (фонохрестоматия) «История СССР» (фонохрестоматия) | 6 | | ||||||
| СD-диски: «История России. 3 части» «История Нового времени» «Чудеса света» «Энциклопедия. История России 862-1917» «Энциклопедия классической музыки» | 6 | | ||||||
2.16 | Хронологические таблицы (5-11 классы) | | | ||||||
| |||||||||
| Основные периоды Мировой и отечественной войны Новая история (1969-1990 гг.) | | 1 | ||||||
| История Древнего Мира (3 т. до н. э. – 5 в. н. э.) Новейшая история 20 - начало 21 вв. | | 1 | ||||||
| История Древнего Мира Новейшая история (20 - начало 21 вв.) 1945-1958 гг. | | 1 | ||||||
| История средних веков (5 – конец 15 вв.) История Нового времени 2 половина 19 – начало 20 века | | 1 | ||||||
| История средних веков (Расцвет Средневековья) Новейшая история (1934-1945) | | 1 | ||||||
| История средних веков (Позднее Средневековье) История Нового времени (16 – начало 20 века) | | 1 | ||||||
| История Нового времени (16 – начало 20 века) История Нового времени. Первая половина 18 века | | 1 | ||||||
| История Нового времени.17 век История Нового времени (12– начало 20 века, 2 половина 18 венка) | | 1 | ||||||
| Новейшая история (20 - начало 21 вв.) 1914-1933 гг. Новейшая история (1991-2002 гг. ) | | 1 | ||||||
| Структура политической системы Конституционные права и свободы граждан | | 1 | ||||||
| | | | | |||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
| |||||||||
|
2.17 | Демонстрационные учебно-наглядные пособия | Классы | 1 |
| Западная Европа в 11 – начало 13 вв. Крестовые походы . Европа в 16 веке | 6 | 1 |
| Походы Александра Невского Греция в 4 в. до н. э. | 5 | 1 |
| Греко персидские войны Крито – микенская Греция | 5 | 1 |
| Отечественная война 1812 Коренной перелом в ВОв | 8,9,10,11 | 1 |
| Вторая мировая война военные действия на тихом океане (1941-1945) Великая Отечественная война (1941-1945) | 9,11 | 1 |
| Крестьянские войны в России | 7, 10 | 1 |
| Россия в составе СССР (20-30е г. 20 в.) СССР в 1948 – 1990 гг. | 9,11 | 1 |
| Ближний Восток во второй половине 20 в. Страны Юго-Восточной Азии во второй половине 20 в. | 9,11 | 1 |
| Экономическое развитие Российской империи(первая половина 19 в.) Экономическое развитие Российской империи(вторая половина 19 в.) | 8,10 | 1 |
| Африка во второй половине 20 в. Европа в начале 20 в. | 9, 11 | 1 |
| Отечественная война 1812 г. | 8,10 | 1 |
| Ремесло в Древней Руси Письменность искусство Древней Руси | 6, 10 | 1 |
| Триумф римского императора Улица в Помпеях | 5 | 1 |
| Народное собрание в Афинах Восстание желтых повязок | 5 | 1 |
| Бой гладиатора в Колизее В имении римского рабовладельца | 5 | 1 |
| Римский лагерь Бой Спартака с римскими отрядами | 5 | 1 |
| Город Вавилон в 6 веке до н. э. Возвращение ассирийского войска | 5 | 1 |
| Саламинский бой Продажа рабов в Древней Греции | 5 | 1 |
| Афинская гавань Пирей Гончарная мастерская | 5 | 1 |
| Афинский акрополь Греческий театр | 5 | 1 |
| Жакерия Ян Гус | 6 | 1 |
| Осада Лейдена Английская мануфактура | 6 | 1 |
| Города – герои ВОв | 9, 11 | 1 |
| Курская битва | 9, 11 | 1 |
| Сталинградская битва | 9, 11 | 1 |
| Битва за Москву | 9, 11 | 1 |
| Битва за Берлин | 9, 11 | 1 |
2.18 | Портреты | | |
1 | Портрет президента Российской Федерации | | 1 |
2 | Государственные символы России | | 2 |
2.19 | Дополнительные материалы к урокам | | 1 |
1. | Раздаточный материал: История Древнего мира История Средних веков | | 1 |
2. | Большая иллюстрированная энциклопедия по истории | | 1 |
Учебно - методическое обеспечение
1. Борзова Л.П. Игры на уроке истории.- М.: изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2001
2. Зубанова С.Г., Чеботарева Н.И. Занимательная история на уроках и внеклассных
мероприятиях.- М.: Издательство «Глобус», 2009
3. Горяйнов С.Г. Задачник по истории России. Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1996
4. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: ВЕЧЕ, 2005.
5. Лернер И.Я. Задачник по истории Отечества. 6 – 7 класс. М.: «Аквариум». – 1997.
6. Нетрадиционные уроки по истории России ХХ века в 9, 11 классах / Авт. – сост. Корнева
Т.А. – Волгоград: Учитель, 2004.
7. Степанищев А.Т. 300 задач по истории России с древнейших времен до наших дней:
Дидактические материалы. – М.: Дрофа, 1999.
8. Харьковская Н.И. Предметная неделя истории в школе. Конкурсы, викторины, олимпиады.-
Ростов -на-Дону.: «Феникс», 2005
Литература для учащихся
1. Ключевский В.О. Исторические портреты. – М.: ВЕЧЕ, 2005.
2. Скороспелов А.И. Кроссворды для школьников. История. Ярославль: «Академия развития»,
1997.
3. Степанищев А.Т. История России: IX – XX вв.: Схемы. – М.: ВЛАДОС, 2001.
4. Хрестоматии по истории России из фондов школьной библиотеки
5. Олимпиадные задания прошлых лет
Интернет – ресурсы:
1. http://www.edu.ru/ - федеральный портал «Российское образование». Содержит обзор образовательных ресурсов Интернета, нормативные документы, образовательные стандарты и многое другое
2. http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/russia.htm - библиотека электронных ресурсов МГУ.
3. http://www.historia.ru/ - российский электронный журнал «Мир истории»
4. http://his.1september.ru/index.php - электронная версия газеты «История» - приложение к газете «Первое сентября».
5. http://www.rusolymp.ru – федеральный портал российских олимпиад школьников
6. http://ecsocman.edu.ru/ - федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.
7. http://www.km.ru/ - федеральный портал Виртуальной школы «Кирилла и Мефодия»
8. www.pedsovet.su/load/130 - каталог образовательных файлов, ЦОРов. История и обществознание.
9. www.igh.ru/inet_res/ir_jrn.htm - электронные журналы по истории
10. www.hist.msu.ru/ER/sources.htm - исторические источники в Интернете (коллекция электронных ресурсов по истории)
11. www.zpu-journal.ru/e-zpu/ - электронный журнал по истории «Знание. Понимание. Умение».
12. www.encyclopedia.ru – мир энциклопедий
13. myfhology.narod.ru – мифологическая энциклопедия
14. www.MojGorod.ru – «Народная энциклопедия «Мой город»». Все города России.
15. www.KM-school.ru/r1/media/a1.asp- КМ- школа. Информационные образовательные ресурсы.
16. macbion.narod.ru – Загадки и тайны ХХ века. Электронная энциклопедия.
17. www.websib.ru/noos/history/own.php - Личность в Истории
18. tabularium.narod.ru - Проект «Tabularium: личность в истории» посвящен людям — современникам грандиозных исторических событий, носителям редких качеств или людям, взгляды которых опередили их время.
19. www.topos.ru/veer/47/zheleznjak.htm - О закономерномерности исторического процесса и возможности исторического предвидения
20. www.emc.komi.com/02/03/126.htm - Вспомогательные исторические дисциплины
21. www.xattusa.ru/subjects/all/vid - Вспомогательные исторические дисциплины
22. www.clow.ru/a-rushist/information/105.html - Познавательный портал CLOW. Вспомогательные исторические дисциплины
23. bg-prestige.narod.ru/proekt/index.htm – Электронный учебник по курсу «Проектная деятельность как способ организации учебной деятельности»
24. festival.1september.ru/articles/413897 - Проектная деятельность на уроках истории. Приложение к газете «1 Сентября»
25. http://rulers.narod.ru/index.html Всемирная история в лицах. Сайт посвящен великим людям в истории человечества. Помимо биографий исторических деятелей, приведены сведения о королевских династиях, различные карты и схемы.
7