Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 9 класса по УМК Т.А. Ладыженской
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Сагуновская средняя общеобразовательная школа
Подгоренского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНО на заседании школьного методического объединения учителей-филологов Руководитель МО учителей-филологов МКОУ Сагуновской СОШ ______ Ю.С. Калашникова Протокол №1 от 30.08.2022г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МКОУ Сагуновской СОШ _________ от 30.08.2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МКОУ Сагуновской СОШ __________ Приказ № 95-О от 30.08.2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык»
на 2022-2023 учебный год
для 9 класса
Составитель: Калашникова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы, 1КК. |
Сл. Сагуны, 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса разработана на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования муниципального казенного общеобразовательного учреждения Сагуновской средней общеобразовательной школы с учётом примерной программы по русскому языку и «Рабочей программы по русскому языку к предметной линии учебников для 5 – 9 классов общеобразовательной школы» авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. (М.: Просвещение, 2014).
Рабочая программа ориентирована на учебник: Русский язык. 9 класс. Русский язык: учебник для 9 кл. общеобразоват. организаций [С.Г. Бархударов]. - 3-е изд. - М.: Просвещение», 2021.
Согласно учебному плану на изучение русского языка отводится в 9 классе 102 часа. Срок реализации программы один учебный год.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты обучения
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории современной России); интериоризация гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов.
3. Развитое моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве; сформированность представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности; понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта социальных преобразований, освоение компетентностей в сфере организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера, формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов взаимовыгодного сотрудничества, способов реализации собственного лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего мира; способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; потребность в общении с художественными произведениями, сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности).
9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях (готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обучающийся сможет:
анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;
идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;
выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;
формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;
обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;
определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;
выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);
выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);
определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;
описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде технологии решения практических задач определенного класса;
планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:
определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;
систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;
отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;
оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;
находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;
работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;
устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;
сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Обучающийся сможет:
определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;
анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;
свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;
обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;
фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов.
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной. Обучающийся сможет:
наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;
соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;
принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;
самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;
ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности.
Познавательные УУД
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:
подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;
выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;
объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
выделять явление из общего ряда других явлений;
определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;
строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;
излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;
вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять с заданной точки зрения);
выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;
делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. Обучающийся сможет:
обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;
строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;
создавать вербальные, вещественные и информационные модели с выделением существенных характеристик объекта для определения способа решения задачи в соответствии с ситуацией;
преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область;
переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и наоборот;
строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;
анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата.
Смысловое чтение. Обучающийся сможет:
находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
резюмировать главную идею текста;
преобразовывать текст, «переводя» его в другую модальность, интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научно-популярный, информационный, текст non-fiction);
критически оценивать содержание и форму текста.
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Обучающийся сможет:
определять свое отношение к природной среде;
анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;
прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;
распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы.
Развитие мотивации к овладению культурой активного использования словарей и других поисковых систем. Обучающийся сможет:
определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;
формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;
соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:
определять возможные роли в совместной деятельности;
играть определенную роль в совместной деятельности;
принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории;
определять свои действия и действия партнера, которые способствовали или препятствовали продуктивной коммуникации;
строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);
критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
выделять общую точку зрения в дискуссии;
договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;
организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания диалога.
Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:
определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства;
отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);
представлять в устной или письменной форме развернутый план собственной деятельности;
соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей;
высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога;
принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств;
использовать вербальные средства (средства логической связи) для выделения смысловых блоков своего выступления;
использовать невербальные средства или наглядные материалы, подготовленные/отобранные под руководством учителя;
делать оценочный вывод о достижении цели коммуникации непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать его.
Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ). Обучающийся сможет:
целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;
выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в соответствии с условиями коммуникации;
выделять информационный аспект задачи, оперировать данными, использовать модель решения задачи;
использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: вычисление, написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;
использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
основные функции языка;
основные понятия лингвистики: разделы языкознания, язык и речь, диалог и их виды, стили речи, письмо как жанр сочинения, публицистический стиль текста, типы речи, текст, основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
основные стилистические ресурсы лексики и фразеологии русского языка;
основные нормы русского литературного языка;
нормы речевого этикета, использование их в своей речевой практике;
структуру сочинения-рассуждения, описания, повествования.
Учащиеся должны уметь:
определять основные лингвистические понятия;
характеризовать орфограммы, пунктограммы;
выполнять разные виды разбора;
различать типы текста;
различать стили речи;
применять языковые средства при создании устных и письменных высказываний, в общении;
писать изложение (в том числе и сжатое);
создавать сочинения разных типов;
владеть разными типами речи.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Общие сведения о языке (1)
Международное значение русского языка
Повторение изученного в V-VIII классах (9+4РР)
Фонетика. Орфоэпия. Орфография.
Лексикология и фразеология.
Морфемика и словообразование. Орфография.
Морфология и орфография. Самостоятельные части речи.
Морфология и орфография. Служебные части речи.
РР. Сжатое изложение. Упр. 25.
Синтаксис словосочетания и простого предложения.
Пунктуация в простом предложении.
РР. Устное сочинение по картине В. М. Васнецова «Баян». Упр. 47.
Текст. Изобразительно-выразительные средства языка.
РР. Устное сочинение — впечатление от картины. Упр. 57.
Контрольный тест по теме «Повторение изученного в 5-8 классах».
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. (2+2РР)
Понятие о сложном предложении.
Основные виды сложных предложений.
РР. Способы сжатого изложения текста. Тезисы.
РР. Способы сжатого изложения текста. Конспект.
Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения (7+3РР)
Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения.
Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам.
Пунктуация в сложносочинённом предложении.
Пунктуация в сложносочинённых предложениях с общим второстепенным членом.
Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения.
Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения».
РР. Сжатое изложение. Упр. 63.
РР. Рецензия.
Тренировочное выполнение заданий ОГЭ.
Сложноподчинённые предложения (25+4РР)
Строение сложноподчинённого предложения.
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении.
Указательные слова в сложноподчинённом предложении.
Место придаточного предложения.
Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными
Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными».
Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными.
Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени.
Сложноподчинённые предложения с придаточными места.
Сложноподчинённые предложения с придаточными времени.
РР. Сжатое изложение «Средняя полоса России». Упр. 180
Сложноподчинённые предложения с придаточными условными.
Сложноподчинённые предложения с придаточными причины.
Сложноподчинённые предложения с придаточными цели.
Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными.
Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными.
Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия.
Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными.
Урок-зачёт по теме «Сложноподчинённые предложения».
РР. Сочинение — сообщение на лингвистическую тему. Упр. 231, 232.
Тренировочное выполнение заданий ОГЭ.
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (6+3РР)
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.
Пунктуация в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными.
Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения.
Обобщение и повторение материала по теме «Сложноподчинённые предложения с одним и несколькими придаточными».
Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения».
РР. Деловые бумаги.
РР. Подготовка к ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (понимание смысла фрагмента текста).
Тренировочное выполнение заданий ОГЭ.
Бессоюзные сложные предложения (9+4РР)
Понятие о бессоюзном сложном предложении.
Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.
Тире в бессоюзном сложном предложении.
Обобщение материала по теме «Бессоюзные сложные предложения».
РР. Реферат.
РР. Сжатое изложение. Упр. 301.
Тренировочное выполнение заданий ОГЭ.
Сложные предложения с различными видами связи (5+2РР)
Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Пунктуация в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Синтаксический и пунктуационный разборы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи.
Авторские знаки препинания.
Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи».
РР. Подготовка к ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова).
Общие сведения о языке (5+2РР)
Роль языка в жизни общества.
Язык как исторически развивающееся явление.
Русский литературный язык.
Русский литературный язык и культура речи.
Тренировочное выполнение заданий ОГЭ.
РР. Сжатое изложение в формате ОГЭ.
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (7+2РР)
Фонетика и графика. Орфография.
Лексикология (лексика) и фразеология. Орфография.
Морфемика. Словообразование. Орфография.
Морфология. Орфография.
Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания.
Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ.
РР. Сочинение-рассуждение в формате ОГЭ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
| ||||
№ п/п | Количество часов, отводимых на изучение темы | Раздел. Тема урока | | |
Общие сведения о языке (1) | | |||
1 | 1 | Международное значение русского языка | | |
Повторение изученного в V-VIII классах (9+4РР) | | |||
2 | 1 | Фонетика. Орфоэпия. Орфография. | | |
3 | 1 | Лексикология и фразеология. | | |
4 | 1 | Морфемика и словообразование. Орфография. | | |
5 | 1 | Морфология и орфография. Самостоятельные части речи. | | |
6 | 1 | Морфология и орфография. Служебные части речи. | | |
7-8 | 2 | РР. Сжатое изложение. Упр. 25. | | |
9 | 1 | Синтаксис словосочетания и простого предложения. | | |
10 | 1 | Пунктуация в простом предложении. | | |
11 | 1 | РР. Устное сочинение по картине В. М. Васнецова «Баян». Упр. 47. | | |
12 | 1 | Текст. Изобразительно-выразительные средства языка. | | |
13 | 1 | РР. Устное сочинение — впечатление от картины. Упр. 57. | | |
14 | 1 | Контрольный тест по теме «Повторение изученного в 5-8 классах». | | |
Синтаксис и пунктуация. Сложное предложение. (2+2 РР) | | |||
15 | 1 | Понятие о сложном предложении. | | |
16 | 1 | Основные виды сложных предложений. | | |
17 | 1 | РР. Способы сжатого изложения текста. Тезисы. | | |
18 | 1 | РР. Способы сжатого изложения текста. Конспект. | | |
Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения (7+3РР) | | |||
19 | 1 | Союзные сложные предложения. Сложносочинённые предложения. | | |
20 | 1 | Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. | | |
21 | 1 | Пунктуация в сложносочинённом предложении. | | |
22 | 1 | Пунктуация в сложносочинённых предложениях с общим второстепенным членом. | | |
23 | 1 | Синтаксический и пунктуационный анализ сложносочинённого предложения. | | |
24 | 1 | Контрольная работа по теме «Сложносочинённые предложения». | | |
25-26 | 2 | РР. Сжатое изложение. Упр. 63. | | |
27 | 1 | РР. Рецензия. | | |
28 | 1 | Тренировочное выполнение заданий ОГЭ. | | |
Сложноподчинённые предложения (25+4РР) | | |||
29 | 1 | Строение сложноподчинённого предложения. Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчинённом предложении. | | |
30 | 1 | Указательные слова в сложноподчинённом предложении. | | |
31 | 1 | Место придаточного предложения. | | |
32 | 1 | Основные группы сложноподчинённых предложений. Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | | |
33 | 1 | Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными. | | |
34 | 1 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | | |
35 | 1 | Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными | | |
36 | 1 | Проверочная работа по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными». | | |
37 | 1 | Сложноподчинённые предложения с придаточными обстоятельственными. | | |
38-39 | 2 | Сложноподчинённые предложения с придаточными образа действия и степени. | | |
40 | 1 | Сложноподчинённые предложения с придаточными места. | | |
41-42 | 2 | Сложноподчинённые предложения с придаточными времени. | | |
43-44 | 2 | РР. Сжатое изложение «Средняя полоса России». Упр. 180 | | |
45 | 1 | Сложноподчинённые предложения с придаточными условными. | | |
46 | 1 | Сложноподчинённые предложения с придаточными причины. | | |
47 | 1 | Сложноподчинённые предложения с придаточными цели. | | |
48-49 | 2 | Сложноподчинённые предложения с придаточными сравнительными. | | |
50-51 | 2 | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными. | | |
52 | 1 | Сложноподчинённые предложения с придаточными следствия. | | |
53 | 1 | Сложноподчинённые предложения с придаточными присоединительными. | | |
54 | 1 | Урок-зачёт по теме «Сложноподчинённые предложения». | | |
55-56 | 2 | РР. Сочинение — сообщение на лингвистическую тему. Упр. 231, 232. | | |
57 | 1 | Тренировочное выполнение заданий ОГЭ. | | |
Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными (6+3РР) | | |||
58 | 1 | Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными. | | |
59 | 1 | Пунктуация в сложноподчинённых предложениях с несколькими придаточными. | | |
60 | 1 | Синтаксический и пунктуационный разбор сложноподчинённого предложения. | | |
61 | 1 | Обобщение и повторение материала по теме «Сложноподчинённые предложения с одним и несколькими придаточными». | | |
62 | 1 | Контрольная работа по теме «Сложноподчинённые предложения». | | |
63 | 1 | РР. Деловые бумаги. | | |
64-65 | 2 | РР. Подготовка к ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (понимание смысла фрагмента текста). | | |
66 | 1 | Тренировочное выполнение заданий ОГЭ. | | |
Бессоюзные сложные предложения (9+4РР) | | |||
67 | 1 | Понятие о бессоюзном сложном предложении. | | |
68-69 | 2 | Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. | | |
70-71 | 2 | Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. | | |
72-73 | 2 | Тире в бессоюзном сложном предложении. | | |
74 | 1 | Обобщение материала по теме «Бессоюзные сложные предложения». | | |
75-76 | 2 | РР. Реферат. | | |
77-78 | 2 | РР. Сжатое изложение. Упр. 301. | | |
79 | 1 | Тренировочное выполнение заданий ОГЭ. | | |
Сложные предложения с различными видами связи (5+2РР) | | |||
80 | 1 | Сложные предложения с различными видами союзной и бессоюзной связи. | | |
81 | 1 | Пунктуация в сложных предложениях с различными видами союзной и бессоюзной связи. | | |
82 | 1 | Синтаксический и пунктуационный разборы сложных предложений с различными видами союзной и бессоюзной связи. | | |
83 | 1 | Авторские знаки препинания. | | |
84 | 1 | Контрольная работа по теме «Сложные предложения с разными видами связи». | | |
85-86 | 2 | РР. Подготовка к ОГЭ. Сочинение на тему, связанную с анализом текста (толкование значения слова). | | |
Общие сведения о языке (5+2РР) | | |||
87 | 1 | Роль языка в жизни общества. | | |
88 | 1 | Язык как исторически развивающееся явление. | | |
89 | 1 | Русский литературный язык. | | |
90 | 1 | Русский литературный язык и культура речи. | | |
91 | 1 | Тренировочное выполнение заданий ОГЭ. | | |
92-93 | 2 | РР. Сжатое изложение в формате ОГЭ. | | |
Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (7+2РР) | | |||
94 | 1 | Фонетика и графика. Орфография. | | |
95 | 1 | Лексикология (лексика) и фразеология. Орфография. | | |
96 | 1 | Морфемика. Словообразование. Орфография. | | |
97 | 1 | Морфология. Орфография. | | |
98 | 1 | Синтаксис. Пунктуация. Употребление знаков препинания. | | |
99-100 | 2 | Итоговая контрольная работа в формате ОГЭ. | | |
101-102 | 2 | РР. Сочинение-рассуждение в формате ОГЭ. | | |
| Итого: 102 часа | | |
15