Рабочая программа учебного предмета «Занимательная математика»
7
Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Школа № 3 Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»
РАССМОТРЕНО:
На заседании МО учителей-предметников
Протокол №__________________2020 года
Руководитель МО __________ О.А.Лебедева
СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДЕНО:
Зам. директора по УВР Директор школы:
_____________С.А Яценко _________С.В.Рублевская
_____________2020г. _____________2020г
Рабочая программа учебного предмета
«Занимательная математика»
для обучающихся 4 класса,
вариант 1 АООП
Составитель:
Мартынова Е.В.
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
2020-2021 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская рабочая программа по предмету «Занимательная математика» составлена в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014г. и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) в предметной области «Математика».
Основной целью обучения математике детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике в 4 классе являются:
Образовательные:
формировать доступные обучающимися с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) математические знания и умения, необходимые для решения учебно-познавательных, учебно-практических, житейских и профессиональных задач, развивать способности их использования при решении соответствующих возрасту задач;
Коррекционно-развивающие:
развивать познавательную деятельность и личностные качества обучающихся с расстройствами аутистического спектра средствами математики с учетом их индивидуальных возможностей;
развивать способности использования математических знаний при решении соответствующих возрасту задач.
Воспитательные:
формировать положительные качества личности, в частности аккуратности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, любознательности, умения планировать свою деятельность, доводить начатое дело до конца, осуществлять контроль и самоконтроль.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, готовит обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Знания и умения, полученные учащимися на уроках предмета «Занимательная математика», являются практически значимыми; знакомят с универсальными математическими способами познания мира, формируют элементарные математические знания, раскрывают связь математики с окружающей действительностью и другими школьными предметами, позволяют расширить личностную заинтересованность в получении математических знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Занимательная математика» относится к части формируемой участниками образовательных отношений учебного плана и входит в предметную область «Математика».
На изучение предмета «Занимательная математика» в 4 классе отводится 1 час в неделю, курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты АООП по предмету «Занимательная математика» включают освоение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) специфические умения, знания и навыки для данной предметной области. Предметные результаты обучающихся данной категории не являются основным критерием при принятии решения о его переводе в следующий класс, но рассматриваются как одна из составляющих при оценке итоговых достижений.
АООП по математике определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Предметные результаты:
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
решать простые текстовые арифметические задачи (на предметном материале) на нахождение суммы, разности, произведения, частного (части); решать простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше на …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи (с помощью учителя); решать простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий умножения и деления: на нахождение произведения, частного (деление на равные части) в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи; решать составные арифметические задачи в два действия (сложение, вычитание) на основе моделирования содержания задачи (с помощью учителя); решать простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи (с помощью учителя); решать простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение цены, количества (с помощью учителя); решать составные арифметические задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) на основе моделирования содержания задачи (с помощью учителя); различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; вычислять длину ломаной; строить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника (с помощью учителя); узнавать, называть, моделировать взаимное положение двух геометрических фигур; находить точки пересечения; знать единицы измерения (меры) длины 1см,1м, 1дм, 1мм, соотношения 1м = 100см, 1 дм = 10 см, 1см = 10мм; выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с записью числа, полученного при измерении двумя мерами; умение построить отрезок заданной длины (в сантиметрах, в сантиметрах и миллиметрах) (с помощью учителя); определять время по часам; называть время одним способом. | решать простые текстовые арифметические задачи на нахождение суммы, разности, произведения, частного (части); записывать решение, ответ; решать простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа на несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше на …») в практическом плане на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи; решать простые арифметические задачи, раскрывающие смысл арифметических действий умножения и деления: на нахождение произведения, частного (деление на равные части, по содержанию) на основе действий с предметными совокупностями, иллюстрирования содержания задачи; составлять задачи на основе предметных действий, иллюстраций (с помощью учителя); решать составные арифметические задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) на основе моделирования содержания задачи (с помощью учителя); решать простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …») на основе моделирования содержания задачи с помощью предметно-практической деятельности, иллюстрирования содержания задачи; решать простые арифметические задачи на нахождение цены, количества на основе знания зависимости между ценой, количеством, стоимостью; составление задач на нахождение цены, количества (с помощью учителя); составление краткой записи, решать составные арифметические задачи в два действия (сложение, вычитание, умножение, деление) на основе моделирования содержания задачи (с помощью учителя); различать замкнутые, незамкнутые кривые, ломаные линии; вычислять длину ломаной; знать названия сторон прямоугольника (квадрата); строить прямоугольник (квадрат) с помощью чертежного треугольника; узнавать, называть, строить, моделировать взаимное положение двух геометрических фигур; находить точки пересечения; знать единицы измерения (меры) длины 1 мм, 1см,1м, 1дм, 1мм, соотношения 1м = 100см = 10дм, 1 дм = 10 см, 1см = 10мм; выполнить измерение длины отрезка в сантиметрах и миллиметрах, с записью числа, полученного при измерении двумя мерами; умение построить отрезок заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах); определять время по часам; называть время тремя способами. |
Личностные:
овладение элементарными социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
формирование навыков коммуникации, умение отвечать на вопросы, вести диалог со сверстниками, применение ритуалов социального взаимодействия;
формирование навыков сотрудничества со взрослыми, сверстниками в разных социальных ситуациях;
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей;
формирование элементарных навыков готовности к самостоятельной жизни;
формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Базовые учебные действия:
Коммуникативные учебные действия:
умение вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
Регулятивные учебные действия:
входить и выходить из учебного помещения со звонком;
ориентироваться в пространстве класса;
пользоваться учебной мебелью;
адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;
передвигаться по школе, находить свой класс, другие необходимые помещения;
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Познавательные учебные действия:
выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; устанавливать видо-родовые отношения предметов;
делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями;
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Содержание курса «Занимательная математика» как учебного предмета представлено следующими разделами:
Арифметический задачи. Нумерация в пределах 20.
Простые арифметические задачи на суммы, остатка, увеличение и уменьшение на несколько единиц.
Простые арифметические задачи на нахождение произведения, частного (деление на равные части, деление по содержанию).
Прямая и кривая линии. Пересечение линий. Точка пересечения. Пересекающиеся и непересекающиеся линии: распознавание, моделирование взаимного положения двух прямых, кривых линий, построение.
Измерение и построение отрезка заданной длины. Построение отрезка, длина которого больше, меньше длины данного отрезка.
Замкнутые, незамкнутые линии. Замкнутые и незамкнутые кривые линии: окружность, дуга.
Построение окружности с помощью циркуля. Окружность: распознавание, называние. Циркуль. Построение окружности с помощью циркуля. Центр, радиус окружности и круга. Построение окружности с данным радиусом. Построение окружностей с радиусами, равными по длине, разными по длине.
Арифметический задачи. Нумерация в пределах 100.
Простые арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …»).
Простые арифметические задачи на нахождение цены, стоимости, количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью.
Составные арифметические задачи, решаемые в два действия: сложение и вычитание, умножение и деление.
Составные арифметические задачи на увеличение, уменьшение числа в несколько раз (с отношением «больше в …», «меньше в …»). на увеличение, уменьшение числа несколько единиц (с отношением «больше на …», «меньше на …»).
Простые, составные арифметические задачи с числами, полученными при измерении времени, длины.
Углы и их виды.
Треугольник. Свойства сторон, углов.
Четырехугольники (прямоугольник, квадрат). Построение по опорным точкам квадрата, прямоугольника, треугольника с помощью линейки. Измерение сторон, вычерчивание по данным вершинам. Название сторон прямоугольника (квадрата): основания (верхнее, нижнее), боковые стороны (правая, левая). Противоположные, смежные стороны прямоугольника (квадрата). Построение прямоугольника (квадрата) с помощью чертежного угольника (на нелинованной бумаге).
Измерение длины отрезка в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах).
Ломаные линии – замкнутая, незамкнутая. Граница многоугольника – замкнутая ломаная линия. Измерение отрезков ломаной и вычисление ее длины. Построение отрезка, равного длине ломаной. Построение ломаной по данной длине ее отрезков.
Взаимное положение на плоскости геометрических фигур (пересечение, точки пересечения). Моделирование взаимного положения геометрических фигур на плоскости. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур.
Распределение часов учебного материала по разделам курса «Занимательная математика» осуществляется следующим образом:
№ | Наименование раздела | количество часов |
1. | Арифметический задачи. Нумерация в пределах 20 | 6 |
2. | Арифметический задачи. Нумерация в пределах 100 | 28 |
Итого: | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Приложение 1.
ОЦЕНОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (КОНТРОЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ)
Контроль и проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения. Контроль по предмету «Занимательная математика» позволяет отслеживать результаты эффективности освоения программы и проводится в форме письменных работ: решения задач, работы с геометрическим материалом и пр.. Оценочная деятельность учащихся осуществляется на каждом уроке как в виде индивидуального и / или фронтального устного опроса, практических заданий на учебном материале, так и в форме самостоятельных работ.
Система оценки достижения обучающимися планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы
Предметные результаты:
Предметные результаты характеризуют достижения обучающихся в овладении ими содержанием каждой предметной области, усвоении знаний и умений, способности применять их в практической деятельности.
Начиная со второго полугодия 2 класса учителем выставляются оценки «удовлетворительно», «хорошо», «отлично».
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учебная зона кабинета, оснащённая необходимой школьной мебелью.
Зона отдыха для обучающихся в классном помещении (пуф).
Технические средства: компьютер.
Дидактические материалы: раздаточные дидактические материалы и пособия по темам - карточки с индивидуальными заданиями, модели, абаки, схемы, чертежи, перфокарты; наборы цифр и знаков действий; тактильные цифры, математические знаки; счетный материал; набор геометрических фигур;; индивидуальный раздаточный материал;.
Демонстрационные материалы: предметные и сюжетные картинки по темам, демонстрационные таблицы, учебные компьютерные презентации, фрагменты аудио- и видеозаписей.
Чертёжные инструменты: прямоугольный треугольник, линейка, циркуль.
Приложение 1.
Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Занимательная математика»
№ п/п | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Дата | Виды работ | Основные понятия, словарная работа | Методическое обеспечение урока, оборудование | Коррекционная работа | |
План | Факт | |||||||
| Арифметический задачи. Нумерация в пределах 20. – 6 часов Задачи на нахождение суммы. | 1 | | | Знакомство с новым предметом. Устный счет по числовому раду (1-20): свет прямой и обратный; название предыдущего и следующего числа; «соседей» числа. Решение задачи на нахождение суммы на основе моделирования предметной ситуации; краткая запись, запись решения и ответа задачи. Распознавание геометрических фигур: точка, прямая и кривая линия. Упражнения в построении прямой / кривой линии, точки. Выполнение логических заданий на продолжение закономерности ряда предметов по цвету. | Задача: условие, вопрос, решение, ответ. Сколько всего? Сложение. Прямая линия, кривая линия, точка. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, речи, памяти, наглядно-образного мышления через работу над решением задач. |
| Задачи на нахождение остатка. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду (1-20). Дидактическая игра «Число пропало». Решение задачи на нахождение остатка на основе моделирования предметной ситуации; краткая запись, запись решения и ответа задачи. Распознавание геометрических фигур: прямая, отрезок, луч, их дифференциация. Измерение длины отрезков в сантиметрах. Сравнение отрезков по длине. Построение отрезка заданной длины; равного по длине данному отрезку (такой же длины), заданной длины. Выполнение логических заданий на продолжение закономерности ряда предметов по форме. | Вычитание. Сколько осталось? Прямая, отрезок, луч. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, речи, памяти, наглядно-образного мышления через дидактическую игру. |
| Задачи на нахождение произведения. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду (1-20). Присчитывание, отсчитывание равными числовыми группами по 2, 3, 4, в пределах 20. Практические работы на сложение одинаковых слагаемых. Замена сложения одинаковых слагаемых умножением. Решение простых задач на нахождение произведения на основе действий с предметными совокупностями; иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Дифференциация пересекающихся, непересекающихся прямых. Определение точек пересечения прямых и обозначение их буквами. Построение пересекающихся, непересекающихся прямых. | Одинаковые слагаемые, умножение. Прямая, точка пересечения. | Тетрадь. Числовой ряд; ; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Счётный материал. Математическая линейка. | Коррекция и развитие зрительного восприятия, внимания, речи, памяти, наглядно-образного мышления через практическую работу на сложение одинаковых слагаемых. |
| Задачи на деление на равные части. | 1 | | | Устный счет по числовому раду (1-20): свет прямой и обратный; название предыдущего и следующего числа; «соседей» числа. Практические работы с делением предметных множеств на равные части. Решение простых задач на нахождение частного на основе иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Распознавание геометрических фигур: замкнутые и незамкнутые линии. Моделирование замкнутых, незамкнутых кривых. | Деление. Замкнутые и незамкнутые линии. | Тетрадь. Числовой ряд;; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Счётный материал. Математическая линейка. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления через практическую работу на деление предметных множеств на равные части. |
| Задачи на деление по содержанию. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду (1-20). Практические работы с делением предметных множеств на деление по содержанию. Решение простых задач на деление по содержанию на основе действий с предметными совокупностями, с опорой на рисунок и краткую запись. Дифференциация шара, круга, окружности. Выделение кругов среди фигур. Окружность: распознавание, называние. Знакомство с циркулем. Построение окружности с помощью циркуля. | Деление. Круг, шар, окружность, циркуль. | Рабочая тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Счётный материал. Математическая линейка. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, речи, памяти, наглядно-образного мышления через практическую работу на деление предметных множеств. |
| Задачи на деление на равные части, на деление по содержанию. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду (1-20). «Математический квадрат». Практические работы с делением предметных множеств на деление на равные части, деление по содержанию. Решение простых задач на деление на равные части, деление по содержанию на основе действий с предметными совокупностями, с опорой на рисунок и краткую запись. Окружность: распознавание, называние. Знакомство с центром, радиусом окружности. Определение центра окружности. Практическая работа в построении окружности на основе заданного радиуса с помощью циркуля. Построение окружности с данным радиусом. Построение окружностей с радиусами, равными по длине, разными по длине. | Деление. Круг, окружность, цент окружности, радиус, циркуль. | Рабочая тетрадь. Числовой ряд; Нумикон; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, внимания, речи, памяти, наглядно-образного мышления через решение простых задач. |
| Простые задачи на увеличение числа на несколько единиц. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду (счет десятками). Дидактическая игра: «Увеличь на…». Упражнения на увеличение числа на несколько единиц. Решение задач на увеличение на несколько единиц на основе иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Построение окружностей с радиусами, разными по длине, с центром в одной точке. Построение окружности с радиусом, который больше, чем радиус данной окружности. | Больше на…, увеличить на…, окружность, радиус, циркуль. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. | Коррекция и развитие зрительного восприятия, внимания, речи, памяти, наглядно-образного мышления через решение задач, комментирование у доски. |
| Простые задачи на уменьшение числа на несколько единиц. | 1 | | | Устный счет по числовому раду (счет от … до…). Дидактическая игра: «Уменьши на…». Упражнения на уменьшение числа на несколько единиц. Решение задач на уменьшение на несколько единиц на основе иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Построение отрезка, длина которого меньше длины данного отрезка (с отношением «короче на … см»). Построение пересекающихся отрезков; нахождение точки пересечения, обозначение ее буквой. | Уменьшить на…, меньше на…, отрезок, длиннее, короче, точка пересечения. | Числовой ряд, набор предметов для счёта,; презентация по теме урока. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления через решение задач с комментированием у доски. |
| Арифметические задачи. Нумерация в пределах 100. – 28 часов Составные задачи на нахождение суммы. | 1 | | | Устный счет по числовому раду: счет от … до…. Игра «Число пропало». Решение составных задач на нахождение суммы на основе моделирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Дифференциация углов: прямой, острый, тупой. Определение видов углов на глаз с последующей проверкой с помощью чертежного угольника. Сравнение острого и тупого углов с прямым углом. | Задача, угол прямой, острый угол, тупой угол. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Формирование вычислительных навыков, развитие мыслительной операции: анализ. Формирование навыков самоконтроля через презентация по теме урока. |
| Составные задачи на нахождение остатка. | 1 | | | Устный счет по числовому раду: счет от … до…. Игра «Число пропало». Решение составных задач на нахождение остатка на основе моделирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Определение с помощью чертежного угольника видов углов. Построение прямого угла с помощью чертежного угольника с вершиной в данной точке; со стороной на данной прямой; с вершиной в данной точке и со стороной на данной прямой. | Прямой угол, острый угол, тупой угол. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, самоконтроля через определение с помощью чертежного угольника видов углов. |
| Решение составных задач на нахождение суммы по вопросам. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Лесенка». Анализ текста задачи: ориентировка в тексте, выделение условия и вопроса. Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма) решения составных задач на нахождение суммы по вопросам. Решение задач по вопросам на основе моделирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Знакомство с ломаной линией. Элементы ломаной линии: отрезки, вершины, углы. Моделирование ломаной линии. Упражнения в измерении длины отрезков ломаной, сравнение их по длине. | Задача, действие, вопрос, ломаная линия, отрезки, вершины, углы, длина. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Формирование вычислительных навыков, коррекция и развитие мыслительной операции: анализ; зрительного восприятия; памяти, внимания через моделирование ситуации. |
| Контрольная работа № 1 по теме «Простые задачи на нахождение суммы, остатка, произведения» | 1 | | | Выполнение контрольной работы. | Уточнение понятий по теме раздела. | Тетрадь. Тексты работ. Справочный материал. Чертёжные принадлежности. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, самопроверки и самоконтроля, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение через анализ текста задачи. |
| Работа над ошибками контрольной работы. Составные арифметические задачи в два действия (умножение, вычитание) | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Дополни до…». Анализ текста задачи: ориентировка в тексте, выделение условия и вопроса. Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма) решения составных задач в два действия (умножение и вычитание). Решение задач по вопросам на основе иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Выделение треугольников среди фигур. Элементы треугольника: углы, вершины, стороны. Построение треугольников по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку с помощью линейки. | Треугольник, сторона, вершина, прямой угол. Арифметические задачи. Составная и простая задача. Компоненты задач. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления через анализ текста задачи. |
| Составные арифметические задачи в два действия (сложение, деление) | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Какое число спряталось?». Анализ текста задачи: ориентировка в тексте, выделение условия и вопроса. Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма) решения составных задач в два действия (сложение и деление). Решение задач по вопросам на основе иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Построение треугольника по заданному углу. Построение треугольника один из углов которого прямой, тупой, острый. | Треугольник, угол, сторона, вершина. | Рабочая тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Формирование вычислительных навыков, коррекция и развитие мыслительной операции: анализ; зрительного восприятия; памяти, внимания через анализ текста задачи, комментирование у доски. |
| Составные задачи в два действия. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Вычисли и раскрась». Анализ текста задачи: ориентировка в тексте, выделение условия и вопроса. Моделирование ситуации, описанной в тексте задачи. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма) решения составных задач на нахождение уменьшаемого по вопросам. Решение задач по вопросам на основе иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Прибор для измерения времени – часы. Циферблат часов, минутная и часовая стрелки. Упражнения в определении времени по часам: с точностью до получаса. | Время, час, минута, циферблат, стрелки. Час, полчаса. Арифметические задачи. Составная и простая задача. Компоненты задач | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение через анализ текста задачи, комментирование у доски.. |
| Составные задачи на деление на равные части. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Наряди ёлочку». Знакомство с решением составных задач на деление на равные части по вопросам на основе действий с предметными совокупностями. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма) решения составных задач на деление на равные части по вопросам. Решение задач по вопросам на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Упражнения в определении времени по часам: с точностью до часа, получаса, 20, 15, 10 минут. Чтение и запись чисел, полученных при измерении времени двумя мерами (4 ч 15 мин). | Время, час, минута, циферблат, стрелки. Арифметические задачи. Составная и простая задача. Компоненты задач | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления через работа по числовому ряду, анализ текста задачи, комментирование у доски. |
| Составные задачи на деление по содержанию. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Поймай рыбку». Знакомство с решением составных задач на деление по содержанию по вопросам на основе действий с предметными совокупностями. Конструирование последовательности «шагов» (алгоритма) решения составных задач на деление по содержанию по вопросам. Решение задач по вопросам на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Упражнения в определении времени по часам: с точностью до часа, получаса, 20, 15, 10 минут. Упражнения в определении времени по часам с точностью до 5 мин; называние времени двумя способами (прошло 3 ч 45 мин, без 15 мин 4 ч) | Время, час, минута, циферблат, стрелки. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Формирование вычислительных навыков, коррекция и развитие мыслительной операции: анализ; зрительного восприятия; памяти, внимания через работу по числовому ряду. |
| Задачи на нахождение стоимости. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Число пропало». Знакомство с решением простой арифметической задачи на нахождение стоимости на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; краткая запись задачи в виде таблицы, ее решение. Составление и решение простой арифметической задачи на нахождение стоимости по краткой записи и рисунку. Выделение прямоугольников среди четырёхугольников. Построение прямоугольника по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку. | Цена, количество, стоимость. Квадрат, прямоугольник, вершина. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение через знакомство с решением простой арифметической задачи. |
| Задачи на нахождение цены. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Числовой домик». Знакомство с решением простой арифметической задачи на нахождение цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; краткая запись задачи в виде таблицы, ее решение. Составление по краткой записи (в виде таблицы) и решение простых арифметических задач на нахождение цены на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью. Название сторон прямоугольника. Противоположные стороны прямоугольника, их свойство. Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника. | Цена, количество, стоимость. Прямоугольник, четырехугольник, сторона, вершина. | Рабочая тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме (цена, количество, стоимость). | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления через знакомство с решением простой арифметической задачи. |
| Простые задачи на увеличение в несколько раз. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Кто быстрее». Упражнения в увеличении в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («больше в …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Знакомство с простой арифметической задачей на увеличение числа в несколько раз (с отношением «больше в …») и способом ее решения: краткая запись задачи. Упражнения в решении задачи в практическом плане на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Построение прямоугольника с помощью чертежного угольника по заданным длинам его сторон. | Увеличь в… раз, больше в .. раз, прямоугольник, угольник. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Формирование вычислительных навыков, коррекция и развитие мыслительной операции: анализ; зрительного восприятия; памяти, внимания через знакомство с решением простой арифметической задачи. |
| Задачи на увеличение на несколько единиц, в несколько раз. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Лесенка». Упражнения в увеличении на несколько единиц, в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («больше на …», «больше в …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Решение простых арифметических задач на увеличение числа на несколько единиц, в несколько раз на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Выделение квадрата среди четырёхугольников. Дифференциация квадрата и четырехугольника. Построение квадрата по заданным точкам (вершинам) на бумаге в клетку. | Увеличить в/на.., больше в .. раз, больше на…, квадрат, вершина. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение через знакомство с решением простой арифметической задачи. |
| Простые задачи на уменьшение в несколько раз. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Математический диктант». Упражнения в уменьшении в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («меньше в …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Знакомство с простой арифметической задачей на уменьшение числа в несколько раз (с отношением «меньше в …») и способом ее решения: краткая запись задачи. Упражнения в решении задачи в практическом плане на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Название сторон квадрата. Противоположные стороны квадрата, их свойство. Построение квадрата с помощью чертежного угольника. | Уменьши в… раз, меньше в .раз, Квадрат, сторона, противоположные стороны. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления через выполнение математического диктанта, решение с комментированием у доски задач и примеров. |
| Задачи на уменьшение на несколько единиц, в несколько раз. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Лесенка». Упражнения в уменьшении на несколько единиц, в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («меньше на …», «меньше в …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Решение простых арифметических задач на уменьшение числа на несколько единиц, в несколько раз на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Построение квадрата с помощью чертежного угольника по заданным длинам его сторон. | Меньше на…, меньше в… . квадрат, сторона, длина стороны. | Рабочая тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Формирование вычислительных навыков, развитие мыслительной операции: анализ. Формирование навыков самоконтроля через решение простых арифметических задач. |
| Арифметические задачи, содержащие отношения «меньше в..», «больше в..». | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Число пропало». Решение простых арифметических задач на уменьшение числа на несколько единиц, в несколько раз (с отношением «больше в…», «меньше в …») на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; запись решения и ответа задачи. Измерение сторон квадрата, прямоугольника. Построение квадрата, прямоугольника по заданным длинам сторон. | Меньше в.., больше в.., квадрат, прямоугольник. | Лента цифр. Числовой квадрат. тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления, самоконтроля через решение простых арифметических задач. |
| Задачи на уменьшение и увеличение в несколько раз. | 1 | | | Дид. игра: «Какой знак пропущен?» Упражнения в уменьшении/ увеличении в несколько раз предметной совокупности, сравниваемой с данной, в процессе выполнения предметно-практической деятельности («больше в …», «меньше в …»), с отражением выполненных действий в математической записи (составлении числового выражения). Решение простых арифметических задач на уменьшение/увеличение числа в несколько раз на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Определение времени по часам с точностью до 1 мин тремя способами (прошло 3 ч 52 мин, без 8 мин 4 ч, 17 мин шестого). | Меньше в.., больше в.., время, час, минута. | Лента цифр. Числовой квадрат. тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Формирование вычислительных навыков, коррекция и развитие мыслительной операции: анализ; зрительного восприятия; памяти, внимания через упражнения в уменьшении/ увеличении числа в несколько раз. |
| Задачи на нахождение количества. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Цветик-семицветик». Знакомство с решением простой арифметической задачи на нахождение количества на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; краткая запись задачи в виде таблицы, ее решение. Составление и решение простой арифметической задачи на нахождение количества по краткой записи и рисунку. Знакомство с пересечением фигур (окружностей, многоугольников, линий). Определение точек пересечения и обозначение их буквами. Построение пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур. | Цена, количество, стоимость. Окружность, многоугольник, линия. Пересечение, точка пересечения. | Лента цифр. Числовой квадрат Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение через работу по числовому ряду. |
| Задачи на нахождение цены, количества, стоимости. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Число пропало». Решение простых арифметических задач на нахождение цены, количества, стоимости на основе их зависимости; краткая запись задачи в виде таблицы, ее решение. Упражнение в построении пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур и прямой. | Цена, количество, стоимость. Пересечение, точка пересечения. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления путём упражнений в построении пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур и прямой. |
| Решение задач на нахождение цены, стоимости. | 1 | | | Устный счёт. Дидактическая игра «Дополни до …. (заданного числа)». Решение простых арифметических задач на нахождение цены, стоимости на основе зависимости между ценой, количеством, стоимостью; краткая запись в виде таблицы; ее решение. Построение окружности по заданному радиусу, по радиусу большему/меньшему заданного. | Цена, количество, стоимость; окружность, радиус. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Формирование вычислительных навыков, коррекция и развитие мыслительной операции: анализ; зрительного восприятия; памяти, внимания через упражнение в построении пересекающихся, непересекающихся геометрических фигур и прямой. |
| Контрольная работа № 2 по теме «Решение составных задач » | 1 | | | Выполнение контрольной работы. | Уточнение понятий по теме раздела. | Тексты контрольной работы. Справочный материал. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение при выполнении работы. |
| Решение составных задач на деление по содержанию. Составные задачи на нахождение суммы (по вопросам). | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Математический диктант». Знакомство с решением составных задач на деление по содержанию по вопросам. Решение задач по вопросам на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Построение прямоугольника по заданным сторонам. | Деление по.., прямоугольник, сторона. Составные задачи на нахождение суммы. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления через знакомство с решением составных задач. |
| Задачи с числами, полученными при измерении времени. Задачи с числами, полученными при измерении длины | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Кто быстрее». Решение арифметических задач на увеличение, уменьшение на несколько единиц числа, полученного при измерении времени, с использованием понятий «раньше», «позже». Измерение времени по часам с точностью до получаса, до 1 мин тремя способами. | Время, час, минута. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Числовой квадрат, демонстрационные таблицы по теме, | Формирование вычислительных навыков, коррекция и развитие мыслительной операции: анализ; зрительного восприятия; памяти, внимания через решение арифметических задач на увеличение, уменьшение. |
| Решение составных арифметических задач на деление суммы на число. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Числовой домик». Решение, составление простых арифметических задач на нахождение разности (остатка) с числами, полученными при измерении длины. Построение отрезка заданной длины (в миллиметрах, в сантиметрах и миллиметрах). Построение отрезка, длина которого больше (меньше) длины данного отрезка (с отношением «длиннее на … см», короче на … см»). | Составная задача. Компоненты задачи. Сантиметр, метр, дециметр, отрезок. | Числовой квадрат, демонстрационные таблицы по теме, тетрадь. Числовой ряд, презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение через решение, составление простых арифметических задач. |
| Составные задачи на нахождение суммы. | 1 | | | Устный счет по числовому раду: счет от … до…. Игра «Число пропало». Знакомство с решением составных задач на нахождение суммы по вопросам. Решение задач по вопросам на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Чтение и запись чисел, полученных при измерении длины двумя мерами (2 м 15 см). Измерение длины предметов в метрах и сантиметрах, с записью результатов измерений в виде числа с двумя мерами (1 м 20 см). | Сантиметр, метр, дециметр, отрезок. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Коррекция и развитие зрительного и слухового восприятия, произвольного внимания, памяти, словесно-логического мышления через решение, составление простых арифметических задач. |
| Простые задачи на умножение и деление. | 1 | | | Устный счет: работа по числовому ряду; «Математический квадрат». Знакомство с решением составных задач на нахождение остатка по вопросам. Решение задач по вопросам на основе моделирования, иллюстрирования предметной ситуации; краткая запись; запись решения и ответа задачи. Дифференциация геометрических фигур. Построение фигур по заданию. | Геометрические фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, окружность. Схема-опора для решения задачи. | Тетрадь. Числовой ряд; презентация по теме урока. Чертёжные принадлежности. Демонстрационные таблицы по теме. | Формирование вычислительных навыков, коррекция и развитие мыслительной операции: анализ; зрительного восприятия; памяти, внимания путём знакомства с решением составных задач. |