РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ИНФОРМАТИКА
Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Вятский торгово-промышленный техникум»
УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебной работе _____________ /_____________/ (подпись) (Ф.И.О.) «__» ____________20__г. |
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН.02 ИНФОРМАТИКА
общепрофессионального цикла
программы подготовки специалистов среднего звена
22.02.06 Сварочное производство
г. Кирс, 2021 г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией ____________ Протокол № от «___» _____ 20 г. Председатель ПЦК ___________ / ______________ / (подпись) (Ф.И.О.) |
|
Автор ___________ /_______________/ (подпись) (Ф.И.О.) «___» ______ 20 г. | |
Программа учебной дисциплины «Информатика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство (утв. приказом Министерства образования и науки РФ N 360 от 21.04.2014 г.)
Организация-разработчик: Кировское областное государственное профессиональное образовательное автономное учреждение «Вятский торгово-промышленный техникум»
Разработчики:
Конькова О.Н., преподаватель КОГПОАУ ВТПТ
Рассмотрена на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин
Протокол № 1 от
Руководитель ПЦК _____________ Е.Ю. Сысолятина
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы Область применения программы…………………………...............................................4 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы………………...........................................................…4 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины………………........................................................................4 Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины……………………………………………............................................................4 |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Объём учебной дисциплины и виды вне учебной работы…........................................................................................................6 Тематический план (очная форма обучения)……………….......................................7 |
3. Условия реализации программы учебной дисциплины Требования к минимальному материально-техническому обеспечению……………………………………………………………….......................................…11 Информационное обеспечение обучения…………………........................................12 |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины……………………………………………………………………............................14 |
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ дИСЦИПЛИНЫ «Информатика»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО 22.02.06 «Сварочное производство».
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина является естественно-научной дисциплиной и принадлежит к математическому и естественнонаучному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
-базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
-основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации;
-устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации;
-методы и приемы обеспечения информационной безопасности;
-методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
-общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем;
-основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- информации, составления и оформления документов и презентаций.
-выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ;
-использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией;
-использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах;
-обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники;
-получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях;
- применять графические редакторы для создания и редактирования изображений;
-применять компьютерные программы для поиска
ПК и ОК, которые актуализируются при изучении учебной дисциплины:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 126 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 84 часов;
самостоятельной работы обучающегося 42 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Очная форма | Заочная форма | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 126 | 126 |
Обязательные аудиторные учебные занятия (всего) | 84 | 18 |
в том числе: | | |
практические занятия | 72 | 16 |
Внеаудиторная (самостоятельная) учебная работа (всего) | 42 | 108 |
в том числе: | | |
- проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической и научно-исследовательской литературы; - выполнение рисунков с применением графических редакторов; - использование Интернет-ресурсов для поиска информации; - подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя; - оформление практической работы, подготовка к просмотру работ, подготовка к защите | 42 | 108 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика»
Наименование Разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 4 | ОК 1-ОК 10 |
Цели, задачи и содержание дисциплины, ее назначение в профессиональной деятельности. Общий обзор технических и программных средств для поддержки информационного обеспечения. | 2 | ||
Информационное общество, его существенные черты и отличительные особенности. Информационная культура. Информационная грамотность. Правовая ответственность за компьютерные преступления. Компьютерная этика | 2 | ||
Информационные системы и технологии | Содержание учебного материала | 9 | ОК 1-ОК 10 |
Информационные системы (ИС). Понятие и определение ИС. Классификация ИС: производственные, управляющие и поисковые информационные системы. ИС как система управления. | 2 | ||
Информационные технологии, основные понятия. Связь ИТ с информационной системой. Виды информационных технологий. Информационные технологии обработки данных, ИТ управления, ИТ поддержки принятия решений, ИТ экспертных систем, ИТ автоматизированного офиса. | 2 | ||
| Самостоятельная работа обучающихся: работа с конспектами и учебной литературой. Подготовка к практическим работам. Работа над темами проектов | 5 | |
Моделирование и разработка информационных систем | Содержание учебного материала | 9 | ОК 1-ОК 10 |
Введение в моделирование. Основы построения и принципы моделирования ИС. Формализация и моделирование. Построение математической модели задачи. | 2 | ||
Формулировка задач линейного программирования. Инструменты информационного моделирования – реляционная модель базы данных, электронные таблицы. | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий) | 5 | ||
Технология обработки табличной информации | Содержание учебного материала | 19 | ОК 1-ОК 10 |
Практические занятия | 12 | ||
Обработка данных в Excel. Создание тестовых программ с использованием электронных таблиц | 12 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий) | 7 | ||
Технология создания и обработки текстовой информации | Содержание учебного материала | 19 | ОК 1-ОК 10 |
Практические занятия | 12 | ||
Создание и редактирование текстовых документов в Word. Работа с документами большого объёма | 12 | ||
| Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий). | 7 | |
Технология создания мультимедийной информации | Содержание учебного материала | 16 | ОК 1-ОК 10 |
Практические занятия | 12 | ||
Разработка презентации в Power Point. | 12 | ||
| Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий) | 4 | |
Система управления базой данных как инструмент информационного моделирования
| Содержание учебного материала | 23 | ОК 1-ОК 10 |
Практические занятия | 16 | ||
Прикладное программное обеспечение ИС. Системы управления базами данных, технология работы. Принципы проектирования, создания и модификации баз данных. Основы построения банков информации. | 6 | ||
Построение информационной модели в СУБД. Организация системы управления в БД. Виды и технические характеристики СУБД. Выбор СУБД для создания системы автоматизации. | 5 | ||
Редактирование и модификация таблиц базы данных в СУБД. Создание пользовательских форм, запросов, отчётов. | 5 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий) | 7 | ||
| |||
Телекоммуникационные технологии. Глобальная Сеть Internet | Содержание учебного материала | 27 | ОК 1-ОК 10 |
Практические занятия | 20 | ||
Создание телекоммуникационной инфраструктуры передачи данных. Протоколы передачи данных. Модель взаимодействия открытых систем. Основные уровни взаимодействия | 4 | ||
Информационные гипертекстовые ресурсы. WWW – сервис прямого доступа к гипертексту. Прикладные протоколы, их функции | 4 | ||
Поисковые системы, алгоритмы поиска информации в Internet. Образовательные ресурсы | 6 | ||
Технология создания Web-сайта. Размещение сайта в Интернете | 6 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к разделам учебных пособий) | 7 | ||
Дифференцированный зачёт | |||
ВСЕГО | 126 |
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.
Освоение программы учебной дисциплины «Информатика» предполагает наличие учебного кабинета информатики, в котором имеется возможность свободного доступа в Интернет во время учебного занятия и в период вне- учебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета информатики удовлетворяет требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся .
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Системы счисления», «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции», «Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологии и др.);
• компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
• печатные и экранно-звуковые средства обучения;
• расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
• модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных устройств ИКТ»;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Информатика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
В процессе освоения программы учебной дисциплины «Информатика» студенты имеют возможность доступа к электронным учебным материалам по информатике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.)
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень используемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники
Михеева Е.В. Практикум по информатике: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева. – 10-е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. -192 с.
Михеева Е.В. Информатика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / Е.В. Михеева, О.И. Титова. – 8-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 352 с.
Дополнительные источники
Борисов Р.С. Информатика (базовый курс) Гейн А.Г. Информатика: учеб. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2003. - 255 с.
Горячев А.В. Практикум по информационным технологиям. – М.: БИНОМ ЛЗ, 2002. – 272 с.
Информатика. Серия «Учебники, учебные пособия».// Под ред. П.П. Беленького. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 448 с.
Лабораторный практикум по информатике: учебное пособие для вузов/ В.С. Микшина, Г.А. Еремеева, Н.Б. Назина и др.; под ред. В.А. Острейковского. – М.: Высш. шк., 2003. – 376 с.
Практикум по информатике [Электронный ресурс]: учебное пособие/ О.Г. Иванова [и др.]. – Электрон. Текстовые данные. – Тамбов: Тамбовский государственный университет, ЭБС ACB, 2014. - 112 с. 978-5-8265-1349-1. – Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/34551.html
Платонов Ю.М., Уткин Ю.Г., Иванов М.И. Электронный экзаменатор у вас дома. Информатика. – М.: СОЛОН-Пресс. 2004. – 176 с. – (Серия «Библиотека студента»).
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003. – 512 с.
Фигурнов В.Э. IBM для пользователя. Краткий курс. М.: ИНФРА – М, 1997. – 480 с.
Интернет-ресурсы
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.intuit.ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
www.lms.iite.unesco.org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по информационным технологиям).
http://ru.iite.unesco.org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook.ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www.ict.edu.ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»)
www.digital-edu.ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового образования»).
www.window.edu.ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
www.freeschool.altlinux.ru (портал Свободного программного обеспечения).
www.heap.altlinux.org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
www.books.altlinux.ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice.org: Теория и практика»).
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических и лабораторных занятий, контрольных работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания | | |
базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ; | Демонстрировать знание базовых системных программных продуктов и пакетов прикладных программ; | -тестирование, -устный опрос, -составление ОЛК (опорно-логического конспекта), -составление ОЛС (опорно-логических схем), -инструктаж по ТБ, -заслушивание рефератов; |
основные положения и принципы построения системы обработки и передачи информации; | демонстрировать знание основных положений и принципов построения системы обработки и передачи информации при выполнении тестового задания, решении задач и подготовке рефератов, докладов и сообщений; | -тестирование, -устный опрос, -составление ОЛК (опорно-логического конспекта), -составление ОЛС (опорно-логических схем), -инструктаж по ТБ, -заслушивание рефератов; |
устройство компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации; | демонстрировать знание устройств компьютерных сетей и сетевых технологий обработки и передачи информации; | - тестирование, - решение ситуационных задач, - подготовка рефератов, докладов и сообщений |
методы и приемы обеспечения информационной безопасности; | демонстрировать знание методов и приемов обеспечения информационной безопасности при выполнении тестового задания, решении задач и подготовке рефератов, докладов и сообщений; | |
методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации; | демонстрировать методы и средства сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации при выполнении тестового задания, решении задач и подготовке рефератов, докладов и сообщений; | |
общий состав и структуру персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем; | демонстрировать знание общего состава и структуры персональных электронно-вычислительных машин и вычислительных систем при выполнении тестового задания, решении задач и подготовке рефератов, докладов и сообщений; | |
основные принципы, методы и свойства информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность; | демонстрировать знания основных принципов, методов и свойств информационных и телекоммуникационных технологий, их эффективность при выполнении тестового задания, решении задач и подготовке рефератов, докладов и сообщений; | |
Умения | ||
-выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ; | умения выполнять расчеты с использованием прикладных компьютерных программ | лабораторные практикумы -практические работы -проектная (исследовательская работа), дифференцированный зачёт |
-использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией; | умения использовать информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее - сеть Интернет) и ее возможности для организации оперативного обмена информацией | лабораторные практикумы -практические работы -проектная (исследовательская работа), дифференцированный зачёт |
-использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах; | умения использовать технологии сбора, размещения, хранения, накопления, преобразования и передачи данных в профессионально ориентированных информационных системах | лабораторные практикумы -практические работы -проектная (исследовательская работа), дифференцированный зачёт |
-обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники; | умения обрабатывать и анализировать информацию с применением программных средств и вычислительной техники; | лабораторные практикумы -практические работы -проектная (исследовательская работа), дифференцированный зачёт |
-получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях; | умения получать информацию в локальных и глобальных компьютерных сетях | лабораторные практикумы -практические работы -проектная (исследовательская работа), дифференцированный зачёт |
- применять графические редакторы для создания и редактирования изображений; | умения применять графические редакторы для создания и редактирования изображений | лабораторные практикумы -практические работы -проектная (исследовательская работа), дифференцированный зачёт |
-применять компьютерные программы для поиска | умения применять компьютерные программы для поиска | лабораторные практикумы -практические работы -проектная (исследовательская работа), дифференцированный зачёт |