Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» для профессий СПО технического профиля базовой подготовки
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЧЕЧЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ ЭНЕРГЕТИКИ»
Утверждаю
Директор ____________
Б.Б. Селимов
«15» июня 2018 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
для профессий среднего профессионального образования
технического профиля базовой подготовки Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Чеченский техникум энергетики»
Грозный
2018 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования №413 от 17.05.2012г. с изменениями и дополнениями от 29.06.2017г., предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
Организация-разработчик:ГБПОУ «Чеченский техникум энергетики».
Разработчик: - Абубакарова Л.М.преподаватель ГБПОУ «ЧТЭ».
Рекомендована Методической комиссией общеобразовательных дисциплин Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Чеченский техникум энергетики» 29. 05. 2018 г. протокол № 4.
Одобрена учебно-методическим советом государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Чеченский техникум энергетики» 31. 05. 2018 г. протокол № 4.
стр.
|
|
|
4 |
|
7 |
|
26 |
|
28 |
1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»
1.1. Область применения рабочей программы
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ««Обществознание» предназначена для изучения истории в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы по профессиям СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины «Обществознание»составлена в соответствии с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, Примерной программы учебной дисциплины «Обществознание», рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО»).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебная дисциплина «Обществознание» относится к циклу «Общеобразовательная подготовка».
1.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
- развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
- углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
- умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
- содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
- формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
- применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
Освоение содержания учебной дисциплины «Обществознание» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:
личностных:
- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна);
- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности;
- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты;
- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
- ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
метапредметных:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения
поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
- умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов;
- умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания.
предметных:
- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;
- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;
- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;
- сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире;
- сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов;
- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений;
- сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития.
1.5. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающихся – 285 часов, в том числе:
обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося – 277час;
самостоятельная внеаудиторная работа – 3 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Объем часов |
|
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
286 |
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
277 |
|
в том числе: |
|
|
теоретические занятия |
212 |
|
практические занятия |
65 |
|
Самостоятельная внеаудиторная работа |
3 |
|
Итоговая аттестация в формеэкзамена по экономике |
6 |
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов |
Объем часов |
Характеристика основных видов учебной деятельности |
||
|
РАЗДЕЛ 1. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ |
|
|
||
Введение |
Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО и специальностей СПО. |
2 |
Знание особенностей социальных наук, специфики объекта их изучения |
||
Глава 1. |
Человек и общество |
20 |
|
||
1.1. Природа человека, врожденные и приобретенные качества
|
Содержание учебного материала |
6
4 |
Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «личность», «деятельность», «мышление». Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение. Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение и взаимодействие, конфликты |
||
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние — со стороны самого человека и внешние — со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи. |
|||||
Практические занятия: Человек, индивид, личность. Потребности, способности и интересы. Мировоззрение. Типы мировоззрения. |
|||||
1. 2. Общество как сложная система
|
Содержание учебного материала |
6
4 |
Представление об обществе как сложной динамичной системе, взаимодействии общества и природы. Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс»
|
||
Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем. |
|||||
Практические занятия: Основные институты общества. Общество и природа.Глобализация. |
|||||
Глава 2. |
Духовная культура человека и общества |
26 |
|
||
2.1. Духовная культура личности и общества |
Содержание учебного материала |
6
2 |
Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни. Умение различать культуру народную, массовую, элитарную. Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде; взаимодействия и взаимосвязи различных культур. |
||
Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура — продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. |
|||||
Практические занятия Духовная культура личности и общества.Виды культуры. |
|||||
2.2. Наука и образование в современном мире |
Содержание учебного материала |
6
2 |
Различение естественных и социально - гуманитарных наук. Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого |
||
Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом. Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование. |
|||||
Практические занятия: Наука в современном мире. Роль образования в жизни человека и общества. |
|||||
2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
|
Содержание учебного материала |
6 |
Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство» и их роли в жизни людей |
||
Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств. |
|||||
Практические занятия Мораль.Религия.Искусство.
|
4 |
||||
Глава 3. |
Социальные отношения |
28 |
|
||
3.1. Социальная роль и стратификация
|
Содержание учебного материала |
6 |
Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация». Определение социальных ролей человека в обществе |
||
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. |
|||||
Практические занятия Социальная стратификация. Социальная стратификация в современной России. |
4 |
||||
3.2. Социальные нормы и конфликты
|
Содержание учебного материала |
6 |
Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантно- го поведения, его форм проявления, социальных конфликтов, причин и истоков их возникновения |
||
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов |
|||||
Практические занятия Виды социальных норм.Социальные конфликты. |
2 |
||||
3.3. Важнейшие социальные общности и группы
|
Содержание учебного материала |
6 |
Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи) |
||
Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в РФ Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство. |
|||||
Практические занятия Межнациональные отношения.Семья в современной России. |
4 |
||||
Глава 4. |
Политика |
20 |
|
||
4.1. Политика и власть. Государство в политической системе |
Содержание учебного материала |
6
4 |
Умение давать определение понятий: «власть», «политическая система», «внутренняя структура политической системы». Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства. Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки |
||
Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов — основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. |
|||||
Практические занятия: Политическая система общества, ее структура.Государство в политической системе общества.Функции государства. Формы государства. |
|||||
4.2. Участники политического процесса |
Содержание учебного материала |
6
4 |
Характеристика взаимоотношений личности и государства. Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство». Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации |
||
Лич Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно- политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества. |
|||||
Практические занятия Гражданское общество и правовое государство.Избирательное право в Российской Федерации.Личность и государство. |
|||||
ИТОГО: |
|
96 |
|
||
|
РАЗДЕЛ 2. ЭКОНОМИКА |
|
|
||
Введение
|
Содержание дисциплины и ее задачи. Связь с другими дисциплинами, с теорией и практикой рыночной экономики. Значение дисциплины для подготовки специалистов в условиях многообразия и равноправия различных форм собственности. |
2 |
Обоснование актуальности изучения экономики как составной части общественных наук. Формулирование целей и задач учебной дисциплины, раскрытие ее связи с другими учебными предметами и практикой рыночной экономики. |
||
Глава 1. |
ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАУКА |
|
|
||
Тема 1.1. Потребности человека и ограниченность ресурсов.
|
Содержание учебного материала |
2 |
Формулирование основных экономических понятий «потребности человека» и «ограниченность ресурсов». Раскрытие понятия экономики, предмет экономической науки, определение связей понятий «потребление», «производство», «распределение». Характеристика потребностей человека, рынков труда, капиталов и ресурсов. |
||
Понятие экономики. Экономические потребности общества. Свободные и экономические блага общества. Важнейшие экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей. |
|||||
Практические занятия по теме «Место и роль знаний по экономике в жизни общества». |
1 |
|
|||
Тема 1.2.
Факторы производства. Прибыль и рентабельность. |
Содержание учебного материала |
4 |
Освещение сущности концепции факторов производства, различие понятий ренты и заработной платы. Обоснование значения предпринимательства и финансово- хозяйственной деятельности. Умение отличать предпринимательскую деятельность от коммерческой. Произведение расчета прибыли, понимание методов анализ- за прибыли, рентабельности (продукции, капитала и др.). |
||
Факторы производства. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Рента. Земельная рента. Научные подходы к категории процент. Основные теории происхождения процента. |
|||||
Практические занятия по теме «Анализ основных экономических показателей: прибыль, рентабельность ». |
1 |
|
|||
Тема 1.3. Выбор и альтернативная стоимость
|
Содержание учебного материала |
2 |
Раскрытие понятия зависимости потребности покупателя на рынке от цены на этот продукт. Определение факторов, влияющих на формирование цены на рынке. Изучение материала, построение кривой спроса с использованием материалов из сборника задач по экономике. |
||
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительная и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты. |
|||||
Тема 1.4.
Типы экономических систем |
Содержание учебного материала |
4 |
Изучение различий элементов экономических систем. Выявление характерных черт постиндустриального общества ХХ века и новых экономических особенностей ХХI века информатизации в разных сферах общества. Раскрытие традиционной и административно-командной экономических систем. |
||
Традиционная экономика. «Чистая» рыночная экономика. Механизм свободного образования цен. Принцип рациональности. Основные государственные функции при рыночной экономике. Административно-командная экономика. Условия функционирования командной экономики. Смешанная экономика. Модели смешанной экономики. Участие государства в хозяйственной деятельности. |
|||||
Практические занятия по теме «Типы экономических систем». |
1 |
|
|||
Тема 1.5.
Собственность и конкуренция |
Содержание учебного материала |
4
1
|
Изучение понятия «собственность», виды собственности в различных странах. Изучение различия государственной, муниципальной и частной собственности. Изучение форм: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции. |
||
Понятие собственности. Собственность как основа социально-экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства. |
|||||
Практические занятия по теме « Методы анализа прибыли». |
|
|
|||
Тема 1.6.
Экономическая свобода. Значение специализации и обмена
|
Содержание учебного материала |
2 |
Изучение этапов становления рыночной экономики. Изучение вопроса о развитии предпринимательства в условиях рыночной экономики. Изучение роли государства, в том числе в обеспечении равновесия в обществе. |
||
Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен. Ступени или формы обмена. |
|||||
Практические занятия по теме «Кривая спроса и цены».
|
1 |
|
|||
Глава 2. |
СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ. |
|
|
||
Тема 2.1. Семейный бюджет. |
Содержание учебного материала |
2 |
Изучение семейного бюджета, групп денежных доходов семьи, влияния семейного бюджета на этические нормы и нравственные ценности |
||
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата, реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование. |
|||||
Практические занятия по теме « Инфляция и ее последствия для семейного бюджета». |
1 |
|
|||
Практические занятия по теме «Составить и проанализировать доходы и расходы семьи» |
1 |
|
|||
Глава 3. |
ТОВАР И ЕГО СТОИМОСТЬ. |
|
|
||
Тема 3.1. Товар и его стоимость. |
Содержание учебного материала |
2 |
Изучение понятия стоимости товара в теории трудовой стоимости, предельной полезности, соотношения предельной полезности и издержек
|
||
Понятие стоимости товара. Соотношение полезности и стоимости товара. |
|||||
Практические занятия по теме «Понятие цены. Понятие стоимости товара». |
1 |
|
|||
Практические занятия по теме «Теория трудовой стоимости, теория предельной полезности, теория предельной полезности и издержек производства». |
1 |
|
|||
Глава 4. |
РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА. |
|
|
||
Тема 4.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры.
|
Содержание учебного материала |
2 |
Изучение влияния уровня спроса, цены товара или услуги. Изучение ключевых характеристик товара: качества, технических характеристик, гарантий, возможности приобретения в кредит, стиля, дизайна, послепродажного обслуживания и полезных свойств товара. Раскрытие структуры доходов потребителей, расчета спроса на товар |
||
Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Агрегированная функция спроса. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения. Рыночные структуры. |
|||||
Тема 4.2. Экономика предприятия: цели, организационные формы. |
Содержание учебного материала |
2 |
Изучение определения предприятия и их классификации. Раскрытие понятия «организационное единство». Сопоставление понятий «предприятие» и «юридическое лицо». Изучение схемы организационно-правовых форм предприятий, характеристика каждой из них.
|
||
Предприятие (фирма). Основные признаки предприятия. Предпринимательская деятельность. Виды предпринимательской деятельности. Цели предпринимательской деятельности. Структура целей организации, ее миссия. Классификация предприятий. Организационно-правовые формы предприятий. |
|||||
Практическое занятие по теме «Рассмотреть понятие предприятия и его роль в рыночной экономике». |
1 |
|
|||
Тема 4.3. Организация производства. |
Содержание учебного материала |
4 |
Изучение классификатора производственных процессов. Раскрытие различия простых, синтетических и аналитических производственных процессов. Формулировка цели составления маршрутной технологической карты. Изучение понятий: производственный цикл», «поточное производство»; «партионный метод»; «единичный метод организации производства»; «ремонты»; «инструментальное и транспортное хозяйство». |
||
Общая производственная структура предприятия. Инфраструктура предприятия. Типы производственной структуры хозяйствующих субъектов. Производственный и технологический процесс. Производственный цикл. Основные формы организации производства. Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства. Оборотные средства. Производственная функция. Материально-технические и социально-экономические факторы. Нормирование труда. Характеристика производительности труда. Методы измерения производительности труда. Показатели уровня производительности труда. |
|||||
Тема 4.4. Производственные затраты. Бюджет затрат. |
Содержание учебного материала |
2 |
Усвоение понятия затрат и расходов в коммерческих организациях. Изучение структуры производственных расходов: прямых и косвенных. Изучение понятия себестоимости и калькулирования - двух основных подходов к определению затрат. Изучение состава и содержания бюджета затрат коммерческого предприятия. Характеристика особенностей нормативного, позаказного, попередельного и попроцессного методов учета затрат. Проведение анализа плановой сметы или бюджета производства и продажи продукции предприятия. |
||
Издержки предприятия и себестоимость его продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия. |
|||||
Практическое занятие по теме «Расходы организации, экономическое содержание». |
1 |
|
|||
Глава 5. |
ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА |
|
|
||
Тема 5.1. Рынок труда. Заработная плата и мотивация труда. |
Содержание учебного материала |
2 |
Изучение понятия рынка труда. Отличие двух основных способов купли-продажи рабочей силы: индивидуального трудового контракта и коллективных соглашений (договоров). Изучение факторов формирования рынка труда: заработной платы, престижа профессии и удовлетворения, тяжести и сложности труда, потребности в свободном времени. Изучение понятий: «цена рабочей силы», «заработная плата», «основные формы оплаты труда». |
||
Проблемы спроса на экономические ресурсы. Фактор труд и его цена. Рынок труда и его субъекты. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата. |
|||||
Организация оплаты труда. Форма оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. |
|||||
Практическое занятие по теме «Основные способы купли-продажи рабочей силы». |
1 |
|
|||
Тема 5.2. Безработица. Политика государства в области занятости. |
Содержание учебного материала |
4 |
Изучение понятия «безработица»: добровольная и вынужденная, полная и частичная. Характеристика понятий: «явная», «скрытая», «фрикционная», «структурная», «циклическая», «застойная», «естественная» безработица. Изучение основных причин безработицы, социальных последствий и вопросов трудоустройства безработных |
||
Безработица. Фрикционная безработица. Структурная безработица. Циклическая безработица. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. |
|||||
Тема 5.3. Наемный труд и профессиональные союзы. |
Содержание учебного материала |
2 |
Изучение характеристики категорий экономически активного населения в разных странах, целей создания профсоюзов. |
||
Правовая основа деятельности профсоюзов. Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов. |
|||||
Практическое занятие по теме « Нормы Трудового кодекса о легальной заработной плате». |
1 |
|
|||
Глава 6. |
ДЕНЬГИ И БАНКИ |
|
|
||
Тема. 6.1. Понятие денег и их роль в экономике |
Содержание учебного материала |
2 |
Изучение определения денег: как ценности; эталона обмена; натуральных и символических; мер стоимости. Характеристика роли денег, связи денег и масштаба цен, мировых денег. Изучение видов денег. |
||
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения. Деньги как мера стоимости. Деньги как средство накопления. Деньги как средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике. |
|||||
Практическое занятие по теме « Происхождение денег: монет, бумажных и символических денег. |
1 |
|
|||
Тема 6.2. Банковская система.
|
Содержание учебного материала |
2 |
Характеристика структуры банковской системы РФ, деятельности банков и их роли в экономике страны. Изучение поддержки стабильности и динамичности банков. Изучение основных банковских операций и сделок, исключительной роли Центрального банка РФ, его задач и функций. |
||
Понятие финансовой системы. Двухуровневая банковская система РФ. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Инструменты и методы проведения кредитно-денежной политики. Понятие и функции коммерческих банков. Лицензии на осуществление операций. Виды банковских операций. Специализированные кредитно-финансовые учреждения. |
|||||
Тема 6.3. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовые биржи. |
Содержание учебного материала |
2 |
Характеристика ценных бумаг. Номинальная и рыночная стоимость ценных бумаг. Факторы, определяющие стоимость ценных бумаг. Функционирование рынка ценных бумаг. |
||
Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Облигации. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала. Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику. Биржевые спекуляции. Биржи в России. |
|||||
Тема. 6.4. Инфляция и ее социальные последствия
|
Содержание учебного материала |
2 |
Изучение экономических и социальных последствий инфляций, отличия и взаимосвязи инфляции спроса и издержек. Расчет изменения силы инфляционных процессов. Характеристика видов инфляций. |
||
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения. Социально-экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер. |
|||||
Практическое занятие по теме « Особенности экономического обращения ценных бумаг: документарных и бездокументарных». |
1 |
|
|||
Глава 7. |
ГОСУДАРСТВО И ЭКОНОМИКА |
|
|
||
Тема 7.1. Роль государства в экономике. |
Содержание учебного материала |
2 |
Изучение необходимости государственного регулирования экономики, функций правительства США в XVIII веке, сформулированных А. Смитом. Изучение методов государственного регулирования экономики. |
||
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них. |
|||||
Практическое занятие по теме «Перечислить и раскрыть методы государственного регулирования рыночной экономики». |
1 |
|
|||
Тема 7.2. Налоги и налогообложение.
|
Содержание учебного материала |
2 |
Изучение основных этапов возникновения налоговой системы в мире. Раскрытие становления налоговой системы в России. Изучение функций и видов налогов. |
||
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Система и функции налоговых органов. |
|||||
Практическое занятие по теме «Принципы налогообложения и способы взимания налогов». |
1 |
|
|||
Тема 7.3. Государственный бюджет. Дефицит и профицит бюджета.
|
Содержание учебного материала |
2
1 |
Формулировка целей создания государственного бюджета. Изучение экономической сущности понятий «дефицит» и «профицит бюджета». Изучение возможных причин бюджетного дефицита, основных факторов, обеспечивающих сбалансированный бюджет.
|
||
Понятие государственного бюджета. Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных расходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Роль государства в кругообороте доходов и расходов. Государственный долг и его структура. |
|||||
Практическое занятие по теме «Дать анализ Федерального закона «О государственном бюджете РФ» на текущий год. Обратить внимание на статьи, выделенные на социальные расходы». |
|||||
Тема 7.4. Показатели экономического роста. Экономические циклы |
Содержание учебного материала |
2 |
Определение понятия «национальный продукт». Характеристика разницы между ВВП и ВНП. Формулировка конечной цели экономического роста. Исследование причин кризисных явлений. Раскрытие сути цикличности в экономике. |
||
Понятие валового внутреннего продукта. Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Неравенство доходов и его измерение. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста. |
|||||
Тема 7.5. Основы денежно-кредитной политики государства
|
Содержание учебного материала |
2 |
Раскрытие определения денежно-кредитной политики. Изучение инструментов денежно-кредитной политики, используемых центральными банками различных стран. Изучение сущности резервов кредитных организации в ЦБ РФ.
|
||
Понятие кредитно-денежной политики. Цели и задачи кредитно-денежной политики. Инструменты кредитно-денежной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов. Политика «дорогих» и «дешевых» денег. Эффективность и границы денежно-кредитного регулирования. |
|||||
Практическое занятие по теме «Раскрыть понятия «штрафы», «санкции”, “возмещение ущерба». |
1 |
|
|||
Глава 8. |
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЭКОНОМИКА |
|
|
||
Тема 8.1. Международная торговля – индикатор интеграции национальных экономик. |
Содержание учебного материала |
2
|
Изучение понятия «международная торговля», факторов; определяющих производственные различи национальных экономик. Раскрытие понятия «индикатор интеграции национальных экономик. |
||
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина. Государственная политика в области международной торговли. |
|||||
Практическое занятие по теме «Особенности международной торговли». |
1 |
|
|||
Тема 8.2. Валюта. Обменные курсы валют.
|
Содержание учебного материала |
2 |
Изучение основных принципов валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Изучение понятия «валютный курс»; факторов, влияющих на валютный курс. Изучение понятия «валютный паритет», особенностей регулирования валютного курса. |
||
Понятие валюты. Валютный курс и его характеристики. Спот-курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательной способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса. |
|||||
Тема 8.3. Глобализация мировой экономики. |
Содержание учебного материала |
2 |
Изучение процесса глобализации мировой экономики; сущности глобализации мирового экономического сообщества. |
||
Глобальные экономические проблемы.
|
|||||
Практическое занятие по теме «Структурные сдвиги в мировой экономике и их влияние на процессы в национальных экономиках». |
1 |
|
|||
Тема 8.4. Особенности современной экономики России
|
Содержание учебного материала |
2
|
Изучение признаков экономического роста России. Формулирование роли Российской Федерации в мировом хозяйстве. Изучение факторов, способствующих росту стабилизационного фонда и резервов страны.
|
||
Экономические реформы в России. Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика. |
|||||
Самостоятельная работа: Подготовка по экзаменационным вопросам. |
3 |
||||
Экзамен: |
6 |
|
|||
ИТОГО: |
|
81(+9) |
|
||
|
РАЗДЕЛ 3. ПРАВО. |
|
|
||
Введение |
Содержание учебного материала |
2 |
Понимание значения правовых знаний и умений для человека. Уважительное отношение к праву и иным социальным регуляторам поведения; выбор необходимой модели правомерного поведения в конкретной ситуации. Умение характеризовать систему юридических наук. Умение давать определения праву и характеризовать основные теории его понимания, уметь отстаивать собственную точку зрения о поведении личности. Умение вычленять структуру нормы права, понимание механизма правового регулирования. |
||
Юриспруденция как важная общественная наука. Цели и задачи изучения права в современном обществе. Виды и формы правовой информации
|
|||||
Глава 1. |
Правовое регулирование общественных отношений. |
14 |
|
||
Тема 1.1 Право в системе социальных норм.
|
Содержание учебного материала |
6 |
Умение давать определение системе права и понимать взаимосвязь его структурных компонентов. Умение анализировать правовые нормы с позиции их классификации, различать институты права, отрасли права. Умение определять методы правового регулирования конкретных отношений. Владение знаниями особенностей законодательного процесса в России. Обладание навыками социально-активного правомерного поведения. Умение прочитать нормативный правовой акт с опорой на правовые знания. Понимание сущности действия норм права во времени, пространстве и по кругу лиц. Владение информацией о систематизации нормативно - правовых актов. |
||
Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. |
|||||
Тема 1.2. Право и законодательство.
|
Содержание учебного материала |
6
2 |
Умение определять структуру правоотношения, характеризовать его элементы. Умение решать правовые задачи по определению объема прав и обязанностей участников правоотношений. Уважительное отношение к правам и обязанностям участников правоотношений. Владение навыками правомерного поведения в обществе, наличие высокого уровня правовой информированности, уважительное отношение к праву и мотивация на правомерное поведение в любых жизненных ситуациях. Понимание основных принципов юридической ответственности. Распознавание функций юридической ответственности, использование принципов юридической ответственности в решении правовых вопросов. Знание обстоятельств, исключающих преступность деяния.
|
||
Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Юридическая ответственность и ее задачи.
|
|||||
Практические работы: 1. Соотношение норм права и морали: общее и особенное. 2. Общая характеристика отраслей российского законодательства. 3. Правоотношения и юридические факты. 4. Юридическая ответственность. |
|||||
Глава 2. Тема 2.1. Основы государственного права. |
Основы конституционного права РФ. Содержание учебного материала |
20
6 |
Умение характеризовать сущность государства, определять его функции. Умение характеризовать форму государства и ее элементы. Умение различать монархию и республику как формы правления. Умение определять государственное устройство и политический режим. Владение информацией о главе государства, умение характеризовать законодательную, исполнительную и судебную власть. Знание принципов местного самоуправления. Умение использовать в повседневной жизни основные конституционные нормы, уважительно относиться к основному Закону государства и знать порядок приобретения и прекращения российского гражданства, правовой статус человека в демократическом правовом государстве, в том числе умение защищать свои личные права, политические права и свободы, социальные, экономические и культурные права. Умение исполнять обязанности гражданина. Знание правил участия в референдуме, выборах Президента Российской Федерации. |
||
Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. |
|||||
Тема 2.2. Конституционные основы правового статуса личности. |
Содержание учебного материала |
6 |
Знание особенностей функционирования судов Российской Федерации, умение обращаться за защитой нарушенных прав и восстановлением справедливости в суды различных инстанций РФ, составлять необходимые исковые и иные заявления, оказывать элементарную консультационную поддержку лицам, нуждающимся в правовой защите. Умение выстраивать грамотные взаимоотношения с представителями правоохранительных органов страны, уважение и поддержка правопорядка, соблюдение законов, нетерпимость к антиобщественным поступкам, нарушающим законность и незыблемые основы конституционного строя государства; уважение прав и законных интересов всех лиц, проживающих на территории страны. |
||
Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право на благоприятную окружающую среду. Гарантии и способы защиты экологических нрав граждан. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Понятие избирательной системы. Избирательный процесс: понятие. Формы и процедуры избирательного процесса. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Право на альтернативную гражданскую службу. |
|||||
Тема 2.3. Основы конституционного процесса РФ. |
Содержание учебного материала |
6
2 |
Знание особенностей функционирования судов Российской Федерации, умение обращаться за защитой нарушенных прав и восстановлением справедливости в суды различных инстанций РФ, составлять необходимые исковые и иные заявления, оказывать элементарную консультационную поддержку лицам, нуждающимся в правовой защите. Умение выстраивать грамотные взаимоотношения с представителями правоохранительных органов страны, уважение и поддержка правопорядка, соблюдение законов, нетерпимость к антиобщественным поступкам, нарушающим законность и незыблемые основы конституционного строя государства; уважение прав и законных интересов всех лиц, проживающих на территории страны.
|
||
Основания и порядок обращения в Конституционный Суд РФ. Правовые последствия принятия решения Конституционным Судом РФ. |
|||||
Практические работы: 1. Основы конституционного строя РФ. 2. Конституционные полномочия Президента РФ. 3. Гражданство РФ, приобретение и прекращение гражданства. 4. Характеристика конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ, обязанности граждан. |
|||||
Глава 3. |
Отрасли российского права. |
56 |
|
||
Тема 3.1. Гражданское право и процесс. Организация предпринимательства в России. |
Содержание учебного материала |
6 |
Умение отличать гражданские правоотношения от иных отношений, характеризовать источники гражданского права. Умение характеризовать физическое лицо как субъект права; отличать юридические лица как субъекты права: хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, производственный кооператив (артель), унитарное предприятие. Умение заключать договор, владея знаниями о порядке его Заключения, изменения и расторжения. Умение характеризовать отдельные виды обязательств. Умение использовать в реальной жизни право собственности. Умение защищать интеллектуальную собственность и авторское Право. Умение осуществлять защиту чести, достоинства и деловой репутации. Умение разбираться в сущности нормативных актов и норм, регулирующих взаимоотношения потребителей и продавцов, изготовителей, а также лиц, оказывающих те или иные услуги. Умение формулировать права и обязанности потребителей, защищать права потребителей. Умение выстраивать успешную образовательную траекторию в жизни с опорой на склонности, желания и интересы. Умение разбираться в видовом разнообразии образовательных организаций, уровнях получения образования в высшей школе. Знание и соблюдение прав и обязанностей участников образовательного процесса, умение реализовать и защищать свои права в сфере образования. |
||
Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Организационно-правовые формы юридических лиц. Гражданско-правовые договоры. Правовой режим предпринимательской деятельности.
|
|||||
Тема 3.2. Защита прав потребителей.
|
Содержание учебного материала |
6 |
|
||
Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. |
|||||
Тема 3.3. Правовое регулирование образовательной деятельности. |
Содержание учебного материала |
6 |
|
||
Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Принципы гражданского процесса. Порядок обращения в суд. Судебное разбирательство. Порядок обжалования судебных решений. |
|||||
Тема 3.4. Семейное право и семейные правоотношения. Наследственное право. |
Содержание учебного материала |
6
2 |
Знание порядка заключения и расторжения брака. Понимание важности института семьи для жизни человека, уважительное отношение к близким людям, оказание всемерной поддержки и помощи при решении различных жизненных ситуаций. Умение защищать имущественные и личные неимущественные права супругов. Умение объяснять договорный режим имущества супругов, оказывать помощь в составлении брачных контрактов. |
||
Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Права и обязанности родителей и детей. |
|||||
Практические работы: 1. Порядок, условия заключения и расторжения брака. 2. Составление брачного договора. 3. Порядок уплаты и взыскания алиментов. 4. Опека и попечительство над детьми. Порядок усыновления (удочерения) детей. |
|||||
Тема 3.5. Трудовое право и трудовые правоотношения. |
Содержание учебного материала |
8
2 |
Умение излагать актуальные проблемы занятости и безработицы в стране. Умение излагать актуальные проблемы правового регулирования своей будущей профессиональной деятельности, обладание компетентностью при поиске работы, трудоустройстве. Умение соблюдать порядок взаимоотношений работников и работодателей. Умение защищать свои трудовые права, знание порядка и условий расторжения трудового договора. Умение использовать льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством для молодежи. |
||
Понятие трудовых правоотношений. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения.
|
|||||
Практические работы: 1. Заключение, изменение и расторжение трудового договора. 2. Подготовка резюме при поиске работы. Требования к резюме. 3-4. Решение ситуационных задач по трудовому праву. |
|||||
Тема 3.6. Административное право.
|
Содержание учебного материала |
8
2 |
Умение отличить административные отношения от иных правоотношений. Знание сущности административной ответственности и мер административного наказания. Знакомство с правилами порядка производства по делам об административных правонарушениях. |
||
Административное право и административные правоотношения. Административные правоотношения. Административная ответственность. Порядок производства по делам об административных правонарушениях. |
|||||
Практические работы: 1. Административно-правовые формы и методы управления. 2. Административная ответственность. 3. Виды административных правонарушений. 4. Порядок назначения административных наказаний. |
|||||
Тема 3.7. Уголовное право и уголовный процесс. |
Содержание учебного материала |
10 |
Знание принципов уголовного права и действия уголовного закона. Умение квалифицировать преступления, знание мер уголовной ответственности и наказания. Умение участвовать в уголовном процессе со стороны защиты и со стороны обвинения. Умение характеризовать особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Обладание навыками защиты от преступления. Умение реализовать права обвиняемого, потерпевшего, свидетеля.
|
||
Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность. Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса. Порядок обжалования судебных решений в уголовном процессе. |
|||||
Глава 4. |
Международное право и её особенности. |
8 |
|
||
Тема 4.1. Международное гуманитарное право.
|
Содержание учебного материала |
8 |
Умение характеризовать международную защиту прав человека в условиях мирного и военного времени. Умение разбираться в деятельности правозащитных организаций, обращаться в Европейский суд по правам человека. Знание принципов и особенностей международной защиты прав детей. Осознание международно-правовой ответственности, уважительное отношение к правам людей всего мира. Знание основных правил международного гуманитарного права и прав человека.
|
||
Понятие международного гуманитарного права. Международные стандарты в области прав человека. |
|||||
ИТОГО: |
|
100 |
|
||
ВСЕГО: |
286 |
|
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории и обществознания».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание».
Технические средства обучения:
компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- презентации;
видеофильмы;
- электронные пособия.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание 10 кл. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.
2. Боголюбов Л.Н. Обществознание 11 кл. Базовый уровень. – М.: Просвещение, 2014.
3. Важенин А.Г. Обществознание. Учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
4. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию. Учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2013.
5. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. Учебное пособие для начального и среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2012.
Интернет-ресурсы:
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
www.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)
www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
http://www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
http://www.drofa.ru/documents/9405/history.pdf (издательство «Дрофа»)
http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/o_umk10.shtml (издательство «Русское слово»)
http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 (издательство «Просвещение»)
http://www.vgf.ru/tabid/114/Default.aspx(издательство «Вентана-Граф»)
http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/266(издательство «Мнемозина»)
1. Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993г. – М., 2005.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ (в ред. ФЗ от 26.06.2007 № 118-ФЗ)) // СЗ РФ. –1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. № 14 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья). Раздел V «Наследственное право» от 26 ноября 2001. № 146-ФЗ от 03.06.2006 № 73-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 29.12.2006 № 258-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 49. – Ст. 4552.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) 18.12.2006 № 231-ФЗ СЗ РФ , 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 № 138-ФЗ (в ред. от 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 46. – Ст. 4532.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (в ред. ФЗ от 24.07.2007 № 214-ФЗ)) // СЗ РФ. – 1996. – № 25. – Ст. 2954.
8. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 (в ред. от 24.07.2007 № 218-ФЗ) // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ст. 1.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ // СЗ РФ. – 2002. – № 1. – Ч. 1. – Ст. 3.
10. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001г. № 174-ФЗ (в ред. От 24.07.2007 № 214-ФЗ) // СЗ РФ. – 2001. – № 52. – Ч.1. – Ст. 4921.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающиеся должны достичь следующих результатов: личностных: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); - гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; - готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. метапредметных: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания. предметных: - сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; - владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; - владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; - сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; - сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; - владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; - сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. |
- тестовый контроль; -оценка результатов выполнения практических работ; -оценка результатов устного чтения; -оценка выполнения домашней работы, контрольных работ. - зачет. |
|