Рабочая учебная программа дисциплины «Немецкий язык профессий технического и естественнонаучного профилей»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Себряковский технологический техникум»
Рабочая учебная программа дисциплины ОДБ.02 Немецкий язык
профессий технического и естественнонаучного профилей:
08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ;
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ;
08.01.07 Мастер общестроительных работ;
19.01.17 Повар, кондитер
2015г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………..4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………………..9
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ…………………………………………………………….20
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………….21
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОДБ.02 НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО технического и естественнонаучного профилей:
08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ;
08.01.08 Мастер отделочных строительных работ;
08.01.07 Мастер общестроительных работ;
19.01.17 Повар, кондитер очной формы обучения, с нормативным сроком обучения 2 года и 10 месяцев.
Обучающиеся в учреждении СПО по данным профилям на 1 курсе изучают немецкий язык в объеме 111 часов.
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной):
речевая компетенция – совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); умений планировать свое речевое и неречевое поведение;
языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;
социокультурная компетенция – увеличение объема знаний о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка, совершенствование умений строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;
компенсаторная компетенция – дальнейшее развитие умений объясняться в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;
учебно-познавательная компетенция – развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания;
развитие и воспитание способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию с его помощью, использованию иностранного языка в других областях знаний; способности к самооценке через наблюдение за собственной речью на родном и иностранном языках; личностному самоопределению в отношении будущей профессии; социальная адаптация; формирование качеств гражданина и патриота.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
Изучение немецкого языка по данной программе направлено на достижение общеобразовательных, воспитательных и практических задач, на дальнейшее развитие иноязычной коммуникативной компетенции.
Общеобразовательные задачи обучения направлены на развитие интеллектуальных способностей обучающихся, логического мышления, памяти; повышение общей культуры и культуры речи; расширение кругозора обучающихся, знаний о странах изучаемого языка; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельной работы, совместной работы в группах, умений общаться друг с другом и в коллективе.
Воспитательные задачи предполагают формирование и развитие личности обучающихся, их нравственно-эстетических качеств, мировоззрения, черт характера; отражают общую гуманистическую направленность образования и реализуются в процессе коллективного взаимодействия обучающихся, а также в педагогическом общении преподавателя и обучающихся.
Практические задачи обучения направлены на развитие всех составляющих коммуникативной компетенции (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной).
Одна из особенностей программы состоит в том, что в ее основании лежит обобщающе-развивающий подход к построению курса английского языка, который реализуется в структурировании учебного материала, в определении последовательности изучения этого материала, а также в разработке путей формирования системы знаний, навыков и умений обучающихся. Такой подход позволяет, с одной стороны, с учетом полученной в основной школе подготовки обобщать материал предыдущих лет, а с другой – развивать навыки и умения у обучающихся на новом, более высоком уровне.
Главная структурная особенность содержания обучения заключается в его делении на два модуля: основной, который осваивается всеми обучающимися независимо от профиля профессионального образования, и профессионально направленный (вариативный).
Изучение содержания основного модуля направлено на коррекцию и совершенствование навыков и умений, сформированных в основной школе. В ходе освоения профессионально направленного модуля проводится изучение языка с учетом профиля профессионального образования, конкретной специальности СПО.
Основными компонентами содержания обучения немецкому языку в учреждениях СПО являются: языковой (фонетический, лексический и грамматический) материал; речевой материал, тексты; знания, навыки и умения, входящие в состав коммуникативной компетенции обучающихся и определяющие уровень ее сформированности.
Отбор и организация содержания обучения осуществляются на основе функционально-содержательного подхода, который реализуется в коммуникативном методе преподавания иностранных языков и предполагает не системную, а функциональную, соответствующую речевым функциям, организацию изучаемого материала.
Особое внимание при таком подходе обращается на значение языкового явления, а не на его форму. Коммуникативные задачи, связанные с социальной активностью человека и выражающие речевую интенцию говорящего или пишущего, например просьбу, приветствие, отказ и т.д., могут быть выражены с помощью различных языковых средств или структур.
Содержание программы учитывает, что обучение немецкому языку происходит в ситуации отсутствия языковой среды, поэтому предпочтение отдается тем материалам, которые создают естественную речевую ситуацию общения и несут познавательную нагрузку.
Отличительной чертой программы является ее ориентированность на особенности культурной, социальной, политической и научной реальности современного мира эпохи глобализации с учетом роли, которую играет в современном мире немецкий язык как язык международного и межкультурного общения.
При освоении профессионально ориентированного содержания обучающийся погружается в ситуации профессиональной деятельности, межпредметных связей, что создает условия для дополнительной мотивации как изучения иностранного языка, так и освоения выбранной профессии или специальности СПО.
В соответствии с функционально-содержательным подходом основной модуль выстраивается на изученном материале предыдущих лет, однако обобщение полученных знаний и умений осуществляется на основе сравнения и сопоставления различных видовременных форм глагола, контрастивного анализа повторяемых явлений и использования их в естественно-коммуникативных ситуациях общения. Языковой материал профессионально направленного модуля предполагает введение нового, более сложного и одновременно профессионально ориентированного материала, формирующего более высокий уровень коммуникативных навыков и умений.
Особое внимание при обучении немецкому языку обращается на формирование учебно-познавательного компонента коммуникативной компетенции.
В программе отдельно представлен языковой материал для продуктивного и рецептивного усвоения, что предполагает использование соответствующих типов контроля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Немецкий язык» служит основой для разработки рабочих программ, в которых образовательные учреждения начального и среднего профессионального образования уточняют последовательность изучения учебного материала, тематику учебных проектных заданий, распределение учебных часов с учетом профиля получаемого профессионального образования.
Программа может использоваться другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл и относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи дисциплины — требования к результатам освоения дисциплины:
В результате изучения учебной дисциплины Немецкий язык обучающийся должен знать/понимать:
– значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;
– языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, перечисленные в разделе «Языковой материал» и обслуживающие ситуации общения в рамках изучаемых тем;
– новые значения изученных глагольных форм (видовременных, неличных), средства и способы выражения модальности; условия, предположения, причины, следствия, побуждения к действию;
– лингвострановедческую, страноведческую и социокультурную информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения;
– тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения, в том числе инструкции и нормативные документы по специальностям СПО;
В результате изучения учебной дисциплины «Немецкий язык» обучающийся должен
уметь:
говорение
– вести диалог (диалог–расспрос, диалог–обмен мнениями/суждениями, диалог–побуждение к действию, этикетный диалог и их комбинации) в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;
– рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов; описывать события, излагать факты, делать сообщения;
– создавать словесный социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;
аудирование
– понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;
– понимать основное содержание аутентичных аудио- или видеотекстов познавательного характера на темы, предлагаемые в рамках курса, выборочно извлекать из них необходимую информацию;
– оценивать важность/новизну информации, определять свое отношение к ней:
чтение
– читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные и технические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи;
письменная речь
– описывать явления, события, излагать факты в письме личного и делового характера;
– заполнять различные виды анкет, сообщать сведения о себе в форме, принятой в стране/странах изучаемого языка;
использовать приобретенные знания и умения в практической и профессиональной деятельности, повседневной жизни для:
социальной адаптации; достижения взаимопонимания в процессе устного и письменного общения с носителями иностранного языка, установления межличностных и межкультурных контактов в доступных пределах;
создания целостной картины полиязычного, поликультурного мира, осознания места и роли родного и изучаемого иностранного языка в этом мире;
приобщения к ценностям мировой культуры как через иноязычные источники информации, в том числе мультимедийные, так и через участие в туристических поездках, молодежных форумах;
ознакомления представителей других стран с культурой своего народа; осознания себя гражданином своей страны и мира.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 111 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 74 часов; самостоятельной работы обучающегося 37 часов.
1.5. Используемый учебно-методический комплект:
Учебники:
Воронина Г.И. Немецкий язык: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений - М: Просвещение, 2012.- 224 с.
Рабочие программы по немецкому языку. 2-11 классы/ авт.-сост. Трошина Л.М., Кошлакова Е.В. – 3-е изд. – М.: Планета, 2010. – 171 с. – (Образовательный стандарт).
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы |
Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
111 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
74 |
в том числе: |
|
теоретические занятия |
37 |
практические занятия |
37 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
37 |
в том числе: |
|
индивидуальные задания |
10 |
внеаудиторная самостоятельная работа |
27 |
Итоговая аттестация в форме зачета по итогам 1 курса во 2 семестр |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДБ.02 Немецкий язык
08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ; 08.01.08 Мастер отделочных строительных работ; 08.01.07 Мастер общестроительных работ; 19.01.17 Повар, кондитер
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся |
Max – 111 ч |
Обязательная нагрузка-74 ч |
Самостоятель-ная работа -37ч |
Уровень освоения |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
Раздел 1. Вводно-коррективный курс. |
13 |
9 |
4 |
|||
Тема 1.1. Введение
|
Социокультурный компонент: наиболее распространенные языки, роль средств информационных технологий в мотивации изучения иностранных языков, иностранный язык как средство приобщения к мировой культуре. |
1 |
1 |
1 |
||
Тема 1.2. Описание людей.
|
Языковой компонент: лексические единицы по новой теме, их орфографические модели и слухо-произносительные модели. Учебный компонент: приемы культуры чтения и слушания. Приемы работы с текстом. Практическое занятие №1: работа с текстом. Практическое занятие №2: работа с наглядным материалом. Практическое занятие №3: работа со словарём. Практическое занятие №4: работа с текстом. Самостоятельная работа №1. Составить тематический словарь. Самостоятельная работа №2. Подобрать наглядные примеры на тему: «Характер людей». Самостоятельная работа №3. Подобрать наглядные примеры на тему: «Личностные качества». Самостоятельная работа №4. Составить словарь терминов по выбранной профессии. |
12
|
8
|
4
|
1 |
|
Раздел 2. Социально-бытовая сфера. |
|
30 |
20 |
10 |
||
Тема 2.1. Межличностные отношения.
|
Предметное содержание: межличностные отношения. Языковой компонент: лексические единицы по новой теме, их орфографические модели и слухопроизносительные модели. Учебный компонент: приемы работы с текстом (предвосхищать содержание с помощью заголовков, определять атмосферу текста). Практическое занятие №5: работа с дидактическим материалом. Практическое занятие №6: работа с наглядным материалом. Практическое занятие №7: работа с текстом. Практическое занятие №8: составить схему по теме: «Моя социальная роль в обществе». Самостоятельная работа №5. Составить схему на тему: «Виды межличностных отношений». Самостоятельная работа №6. Нарисовать «Древо жизни». Самостоятельная работа №7. Составить таблицу «Положительные черты друзей». Самостоятельная работа №8. Работа со словарем. |
12
|
8
|
4
|
1 |
|
Тема 2.2. Человек, здоровье, спорт. |
Предметное содержание: здоровье и забота о нем. Социокультурный компонент: здоровый образ жизни. Учебный компонент: приемы работы с лексикой. Практическое занятие №9: простое предложение. Практическое занятие №10: составить и записать словарь на тему «Режим дня». Практическое занятие №11: работа с текстом. Практическое занятие №12: работа с текстом. Практическое занятие №13: имя существительное. Артикль. Практическое занятие №14: основные формы глагола. Самостоятельная работа №9. Подобрать простое повествовательное, вопросительное и побудительное предложения. Самостоятельная работа №10. Записать свой режим дня. Самостоятельная работа №11. Работа со словарем. Самостоятельная работа №12. Составить схему «Виды спорта». Самостоятельная работа №13. Составить схему «Род имён существительных». Самостоятельная работа №14. Проспрягать 5 глаголов в Prasens. |
18 |
12 |
6 |
1 |
|
Раздел 3. Социально-культурная сфера. |
131 |
87 |
44 |
|||
Тема 3.1. Город, деревня, инфраструктура. |
Предметное содержание речи: страны изучаемого языка, Россия. Достопримечательности столиц, жизнь в городе и сельской местности. Языковой компонент: лексические единицы по новой теме, их орфографические модели и слухо-произносительные модели. Социокультурный компонент: географическое положение стран изучаемого языка и России. Практическое занятие №15: работа с текстом. Практическое занятие №16: работа с текстом. Практическое занятие №17: работа с текстом. Практическое занятие №18: работа с текстом. Практическое занятие №19: работа с текстом. Самостоятельная работа № 15. Подобрать наглядность «Символика ФРГ». Самостоятельная работа №16. Составить чайнворд, используя название городов. Самостоятельная работа №17. Подобрать наглядность «Символика России». Самостоятельная работа №18. Составить чайнворд, используя название городов. Самостоятельная работа №19. Работа со словарём. |
15 |
10 |
5 |
1 |
|
Тема 3.2. Природа и человек. |
Языковой компонент: лексические единицы по новой теме, их орфографические модели и слухо - произносительные модели. Учебный компонент: приемы культуры чтения и слушания. Приемы работы с текстом. Практическое занятие №20: работа с текстом. Практическое занятие №21: работа с текстом. Практическое занятие №22: работа с текстом. Практическое занятие №23: составить словарь терминов. Практическое занятие №24: работа с текстом. Самостоятельная работа №20. Работа с географической картой мира. Самостоятельная работа №21. Работа с географической картой мира. Самостоятельная работа №22. Подготовить наглядность. Самостоятельная работа №23. Составить схему «Экологические проблемы мира». Самостоятельная работа №24. Составить перечень организаций защиты природы. |
15 |
10 |
5 |
1 |
|
Тема 3.3. Научно-технический прогресс. |
Предметное содержание: научно-технический прогресс. Языковой компонент: лексические единицы по новой теме, их орфографические модели и слухо-произносительные модели. Учебный компонент: приемы работы со справочной литературой: со словарями, энциклопедиями. Социокультурный компонент: технические средства обучения, интернет. Практическое занятие №25: работа с текстом. Практическое занятие №26: работа с текстом. Практическое занятие №27: работа со словарём. Самостоятельная работа №25. Подобрать наглядность к теме: «Прогресс и мы». Самостоятельная работа №26. Подготовить презентацию по теме: «Возможности интернета». Самостоятельная работа №27. Подобрать наглядность к теме: «Наука и техника». |
9 |
6 |
3 |
1 |
|
Тема 3.4. Повседневная жизнь, условия жизни. |
Предметное содержание: повседневная жизнь семьи. Языковой компонент: лексические единицы по новой теме, их орфографические модели и слухо-произносительные модели. Речевой компонент: описание, рассуждение и сообщение как формы монологического высказывания. Практическое занятие №28: работа с диалогом. Практическое занятие №29: работа с диалогом. Практическое занятие №30: работа с диалогом. Практическое занятие №31: работа с диалогом. Самостоятельная работа №28. Составить словарь терминов. Самостоятельная работа №29. Составить словарь терминов. Самостоятельная работа №30. Составить словарь терминов. Самостоятельная работа №31. Составить словарь терминов. |
12 |
8 |
4 |
1 |
|
Тема 3.5. Досуг. |
Предметное содержание речи: досуг молодежи. Языковой компонент: лексические единицы по новой теме, их орфографические модели и слухо-произносительные модели. Практическое занятие №32: работа с диалогом. Практическое занятие №33: аудирование в группах. Практическое занятие №34: работа со словарем. Практическое занятие №35: работа с текстом. Практическое занятие №36: работа с текстом. Практическое занятие №37: работа с текстом. Самостоятельная работа №32. Составить словарь терминов. Самостоятельная работа №33. Работа с текстом. Самостоятельная работа №34. Составить перечень увлечений. Самостоятельная работа №35. Составить список любимых произведений. Самостоятельная работа №36. Нарисовать схему маршрута. Самостоятельная работа №37. Составить список 10 любимых фильмов. |
15 |
11 |
6 |
1 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
- ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
- репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
- продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Немецкий язык».
Оборудование учебного кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-наглядных пособий по немецкому языку;
немецко-русские и русско-немецкие словари.
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор, музыкальный центр.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
Основная литература:
1. Воронина Г.И. Немецкий язык: учебник для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений - М: Просвещение, 2012.- 224 с.
2. Рабочие программы по немецкому языку. 2-11 классы/ авт.-сост. Трошина Л.М., Кошлакова Е.В. – 3-е изд. – М.: Планета, 2010. – 171 с. – (Образовательный стандарт).
3. Голубев А.П. Учебное пособие для студ. сред. учеб. заведений: – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 336 с.
Дополнительная литература:
1. Зверлова О.Ю. Немецкий язык 10-11 кл. Ключевое слово. 2007.
2. Кузьмин О.Г. и др. По странам изучаемого языка. – М.: Просвещение, 2008.
3. К.Х.Билет. Немецкий язык сегодня и завтра. 10-11 кл. (углубленное изучение) – М.: Просвещение, 2007.
4. Царькова В.Б. Немецкий язык 10-11 кл. С немецким языком в современный мир. – М.: Дрофа, 2008.
5. Яковлева Л.Н. и др. Немецкий язык 10-11 кл. (углубленное изучение). Мозаика. – М.: Просвещение, 2007.
Интернет-ресурсы:
1. http://prepodavatel.narod.ru
2. http://www.mirrabot.com
3. http://www.emba-uams.ru
4. http://www.arcsakhalin.ru
5. http://www.altaids.alt.ru
6. http://mirelinde.narod.ru
7. http://www.mirrabot.com
8. http://dist.imit.ru
9. http://www.ed.gov.ru
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 |
2 |
Умения: |
|
общаться (устно и письменно) на иностранном языке на профессиональные и повседневные темы; |
Практические занятия, домашняя работа (составление монологов и диалогов по темам) |
переводить (со словарем) иностранные тексты профессиональной направленности; |
Практические занятия, домашняя и аудиторная работа (перевод со словарем) профессионально-ориентированных текстов |
самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь, пополнять словарный запас. |
Практические занятия, домашняя работа |
Знания: |
|
лексический (1200-1400 лексических единиц) и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности. |
Практические занятия, тесты |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
1.Справочные учебные пособия кабинета (словари)
2.Таблицы:
- «Основные формы глагола»,
- «Имя существительное. Артикль»,
- «Имя прилагательное»,
- «Диалог»,
- «Географическая карта ФРГ»
3.Технические средства обучения:
Телевизор, персональный компьютер, видеопроектор, экран.
4. Компьютерные программы:
- английский язык (виртуальный наставник).
- DVD диски (Deutsch 1, Deutsch 2, Deutsch 3).
5.Дидактические средства обучения:
- методические разработки к урокам;
- комплекты контрольных и проверочных работ;
- наглядные пособия.