Рабочая программа учебной дисциплины «ОУП 10 ПРАВО»
Министерство образования и науки Чеченской Республики
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Шалинский государственный колледж»
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по учебно- производственной работе ____________/__________________ от ___ августа 2022 года | | | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по учебно- методической работе ____________/__________________ от ___ августа 2022 года | |
| | | | |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Основной профессиональной образовательной программы
Программа подготовки специалистов среднего звена
по специальности
40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
(базовой подготовки)
Квалификация: юрист
Форма обучения – очная
Нормативный срок обучения – 2 года и 10 мес.
Шали, 2022 г.
Рабочая программа учебной дисциплины ОУП 10 Право разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» (зарегистрировано в Минюсте России 7 июня 2012 г. Регистрационный № 24480).
Организация-разработчик: ГБПОУ «Шалинский государственный колледж».
Разработчик: Саламова Сатит Зияновна - преподаватель ГБПОУ «Шалинский государственный колледж».
Рассмотрено на заседании предметной общеобразовательных дисциплин
от «___» __________ 2022 года протокол № ____
Председатель ПЦК_______________________________________
Одобрено на заседании методического совета
от «___» ______ 2022 года протокол №___
Председатель методического совета _________________________________
№ | | Стр. |
| ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА | 4 |
| СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 12 |
| ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 14 |
4 | УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 22 |
5 | КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 24 |
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
ОУП 10 Право является частью обязательной предметной области «Право», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ООП СПО с учетом профиля среднего профессионального образования.
ОУП 10 Право имеет междисциплинарную связь с предметами общеобразовательного и общепрофессионального цикла, а также междисциплинарными курсами (МДК) профессионального цикла.
Цели освоения ОУП (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО):
способствовать достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения;
формировать коммуникативную, читательскую и литературоведческую компетенции обучающихся;
способствовать формированию ОК и ПК.
Задачи освоения ОУП (в соответствии с требованиями ФГОС СОО, ориентацией на результаты ФГОС СПО):
− формировать гуманистическое мировоззрение духовно развитой личности, национальное самосознание, чувство патриотизма;
− формировать представление о художественной литературе как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
− развивать представление о специфике художественной литературы, культуру восприятия художественного текста, понимание взаимосвязи литературного процесса и исторического развития общества;
− способствовать развитию образного и аналитического мышления, творческих способностей, художественного вкуса, функциональной грамотности;
− совершенствовать навыки чтения, анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого на основе историко-литературных и теоретико-литературных знаний;
− способствовать успешному профессиональному образованию.
Освоение содержания учебного предмета ОУП 10 ПРАВО обеспечивает достижение студентами личностных, метапредметных и предметных результатов:
личностных:
ЛР1- российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
ЛР2 - гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
ЛР3 - готовность к служению Отечеству, его защите;
ЛР4 - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
ЛР5 - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
ЛР6 - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
ЛР7 - навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
ЛР8 - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
ЛР9 - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
ЛР10 - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
ЛР11 - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
ЛР12 - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
ЛР13 - осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
ЛР14 - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
ЛР15 - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметных:
МР1 - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
МР2 - умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
МР3 - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
МР4 - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
МР5 - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
МР6 - умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
МР7 - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
МР8 - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;
МР9 - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
ПР 1- сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях;
ПР 2- владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности;
ПР 3 - сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, владение знаниями об основах правового статуса личности в Российской Федерации;
ПР 4- сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами;
ПР 5- сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения;
ПР 6- сформированность знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права;
ПР 7- понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий
ПР 8- сформированность умений применять правовые знания для оценивания конкретных правовых норм с точки зрения их соответствия законодательству Российской Федерации;
ПР 9- сформированность навыков самостоятельного поиска правовой информации, умений использовать результаты в конкретных жизненных ситуациях.
Освоение содержания учебного предмета ОУП 10 Право обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий (в соответствии с ФГОС СОО) | Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО) |
Личностные: обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях | ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; |
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности) | ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере |
Познавательные: обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией | ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности ОК 10. сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; |
Коммуникативные: обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми | ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами ОК 05. умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; |
Планируемые личностные результаты в ходе реализации программы воспитания по 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».
Наименование учебного предмета | Код личностных результатов реализации программы воспитания |
ОУП 10 ПРАВО | ЛР 1 – ЛР 12 |
Синхронизация, личностных, метапредметных и предметных результатов с общими и профессиональными компетенциями
Наименование ОК, ПК согласно ФГОС СПО | Наименование личностных результатов согласно ФГОС СОО | Наименование метапредметных результатов согласно ФГОС СОО | Наименование предметных результатов согласно ФГОС СОО | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам; | ЛР13. Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем | МР3 - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; | ПР 1 - сформированность представлений о понятии государства, его функциях, механизме и формах; владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества; | |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности; | ЛР4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | МР 4. Готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников | ПР 4 - сформированность представлений о Конституции Российской Федерации как основном законе государства, сформированность общих представлений о разных видах судопроизводства, правилах применения права, разрешения конфликтов правовыми способами; | |
ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие; | ЛР9. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности ЛР5 - сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности | МР1. Умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; | ПР 2 - владение знаниями о российской правовой системе, особенностях ее развития; владение знаниями о понятии права, источниках и нормах права, законности, правоотношениях; владение знаниями о правонарушениях и юридической ответственности; | |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | ЛР6 - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям ЛР7. Навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; | МР2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; | ПР 3 - достижение знаний об основах административного, гражданского, трудового, уголовного права; понимание юридической деятельности; ознакомление со спецификой основных юридических профессий; | |
ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста; | ЛР4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | МР8 - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства | ПР 2 - сформированность представлений о роли и значении права как важнейшего социального регулятора и элемента культуры общества; | |
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, применять стандарты антикоррупционного поведения | ЛР1. Российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); ЛР2. Гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; ЛР3.Готовность к служению Отечеству, его защите; ЛР 8. нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; ЛР15 - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни | МР7. Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; | ПР 2 - сформированность основ правового мышления и антикоррупционных стандартов поведения; | |
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях; | ЛР14 - сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности | МР6 - умение определять назначение и функции различных социальных институтов | ПР 3 - сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; | |
ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности; | ЛР10 - эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; ЛР11 - принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; ЛР12 - бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; | МР3 - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания | ПР 4 - сформированность знаний об общих принципах и нормах, регулирующих государственное устройство Российской Федерации, конституционный статус государственной власти и систему конституционных прав и свобод в Российской Федерации, механизмы реализации и защиты прав граждан и юридических лиц; | |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности; | | МР5. Умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности | ПР 4 - сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. | |
ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках; | ЛР4. Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире | МР8 - владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства | ПР 1 - сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире | |
ОК 11. Использовать знания по финансовой грамотности, планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере | | МР9 - владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения | ПР 4 - сформированность умения использовать иностранный язык как средство для получения информации из иноязычных источников в образовательных и самообразовательных целях. | |
Синхронизация предметных результатов с ОК и ПК: | ||||
ОК 03 Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | Умения: определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования Знания: содержание актуальной нормативно-правовой документации; современная научная и профессиональная терминология; возможные траектории профессионального развития и самообразования | ПР 2 - владение знаниями о социокультурной специфике страны/стран изучаемого языка и умение строить свое речевое и неречевое поведение адекватно этой специфике; умение выделять общее и различное в культуре родной страны и страны/стран изучаемого языка; | ||
ОК 10. - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; | Умения: понимать общий смысл четко произнесенных высказываний на известные темы (профессиональные и бытовые), понимать тексты на базовые профессиональные темы; участвовать в диалогах на знакомые общие и профессиональные темы; строить простые высказывания о себе и о своей профессиональной деятельности; кратко обосновывать и объяснить свои действия (текущие и планируемые); писать простые связные сообщения на знакомые или интересующие профессиональные темы. Знания: правила построения простых и сложных предложений на профессиональные темы; основные общеупотребительные глаголы (бытовая и профессиональная лексика); лексический минимум, относящийся к описанию предметов, средств и процессов профессиональной деятельности; особенности произношения; правила чтения текстов профессиональной направленности. | ПР 4 - сформированность правового мышления и способности различать соответствующие виды правоотношений, правонарушений, юридической ответственности, применяемых санкций, способов восстановления нарушенных прав; |
3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов | |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 171 | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 114 | |
в том числе: | | |
теоретические занятия | 74 | |
практические занятия | 40 | |
Самостоятельная внеаудиторная работа | 37 | |
Индивидуальный проект | 20 | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
|
3.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины «ПРАВО»
| Источники конституционного права Российской Федерации | | |
Практическое занятие №7 | 2 |
| |
Форма государственного устройства РФ, источники конституционного права. | |||
Тема 2.2. Гражданство РФ | Содержание учебного материала (ОК1-14) | 2 | 2 |
Гражданство Российской Федерации. Основания приобретения гражданства РФ. | |||
Основания прекращения гражданства РФ | |||
Практическое занятие №8 | 2 |
| |
Гражданство РФ. Основания приобретения гражданства РФ. | |||
Тема 2.3. Права и обязанности гражданина РФ | Содержание учебного материала (ОК1-14) | 2
| 2 |
Права и свободы гражданина Российской Федерации. Всеобщая декларация прав человека. Уполномоченный по правам человека. |
| ||
Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. |
| ||
Практическое занятие №9 | 2
|
| |
Права и свободы гражданина Российской Федерации. Уполномоченный по правам человека. |
| ||
Самостоятельная работа | 2 |
| |
Составить опорный конспект по теме: Конституционные обязанности гражданина РФ. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. |
| ||
Тема 2.4. Система органов государственной власти РФ. Местное самоуправление |
Содержание учебного материала (ОК1-14) | 4
|
2 |
Президент Российской Федерации: правовой статус, функции и полномочия. | |||
Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации: структура, полномочия и функции. Принципы и виды правотворчества. Законодательный процесс: субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. | |||
Правительство Российской Федерации: порядок формирования, области деятельности, структура. | |||
Структура судебной системы Российской Федерации. Демократические принципы судопроизводства. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. | |||
Система органов местного самоуправления. Принципы местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления. | |||
Практическое занятие №10 | 4 |
| |
Президент РФ, Виды парламентов, Правительство РФ. |
| ||
Структура судебной системы РФ. |
|
| | | |
Тема 2.5. Правоохранительные органы | Содержание учебного материала (ОК1-14) | 2
| 2 |
Система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. |
| ||
Самостоятельная работа | 2
|
| |
Составить опорный конспект по теме. |
| ||
Тема 2.6. Избирательное право
| Содержание учебного материала (ОК1-14) | 2 | 2 |
Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. | |||
Виды и особенности избирательных систем. | |||
Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум. | |||
Практическое занятие №11 | 2 |
| |
Стадии избирательного процесса. Выборы. Референдум. |
| ||
Подготовить опорный конспект и сообщение по теме |
| ||
Раздел 4. Основные отрасли российского права | |
| |
Тема 4.1. Гражданское право как отрасль права | Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 2 | 2 |
Гражданское право: предмет, метод, источники, принципы. Виды гражданско-правовых отношений. | |||
Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. | |||
Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. | |||
Практическое занятие №14 | 4
|
| |
Субъекты гражданских правоотношений. Физические лица. Признаки и виды юридических лиц. Гражданская право- и дееспособность. |
| ||
Самостоятельная работа | 2
|
| |
Составить конспект по теме: Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. |
| ||
| | | |
Тема 4.2. Право собственности. | Содержание учебного материала (ОК1- 14) |
2
| 2
|
Право собственности. Виды правомочий собственника. Формы собственности. | |||
Обязательное право. Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция. | |||
Практическое занятие №15 | 2
|
| |
Виды правомочий собственника. Формы собственности |
| ||
Самостоятельная работа | 2
|
| |
Составить конспект по теме: Виды и формы сделок. Условия недействительности сделок. Реституция. |
| ||
Тема 4.3. Гражданско-правовой договор
| Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 2
| 2
|
Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Наследование. Завещание. Страхование и его виды.
| |||
Практическое занятие №16 | 2
|
| |
Гражданско-правовой договор. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. |
| ||
Тема 4.4. Защита гражданских прав | Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 4 | 2 |
Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Непреодолимая сила | |||
Защита прав потребителей. | |||
Право на результаты интеллектуальной деятельности: авторские и смежные права, патентное право, ноу-хау. | |||
Практическое занятие №17 | 4
|
| |
Формы защиты гражданских прав. Гражданско-правовая ответственность. Непреодолимая сила |
| ||
Подготовить опорный конспект по теме: Защита прав потребителей. |
|
Тема 4.5. Семейное право
| Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 4 | 2 |
Предмет, метод, источники и принципы семейного права. | |||
Семья и брак. Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. | |||
Права и обязанности членов семьи. Лишение родительских прав. Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. | |||
Практическое занятие № 18 | 4
|
| |
Правовое регулирование отношений супругов. Брачный договор. Условия вступления в брак. Порядок регистрации и расторжения брака. |
| ||
Самостоятельная работа | 2
|
| |
Подготовить опорный конспект по теме: Ответственность родителей по воспитанию детей. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Усыновление. Опека и попечительство. Приемная семья. |
| ||
Тема 4.6. Трудовое право | Содержание учебного материала (ОК1-14) | 4 | 2 |
Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. | |||
Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. | |||
Рабочее время и время отдыха. Сверхурочная работа. Виды времени отдыха. Заработная плата. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. | |||
Трудовые споры. Дисциплинарная ответственность | |||
Практическое занятие № 19 | 4
|
| |
Участники трудовых правоотношений: работник и работодатель. Права и обязанности работника. Порядок приема на работу. |
| ||
Самостоятельная работа | 2 | ||
Составление конспекта по теме: Трудовой договор: признаки, виды, порядок заключения и прекращения. Рабочее время и время отдыха. | |||
Тема 4.7. Административное право | Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 4
| 2
|
Источники и субъекты административного права. Метод административного регулирования. | |||
Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания. | |||
Практическое занятие №20 | 4
|
| |
Признаки и виды административного правонарушения. Административная ответственность и административные наказания. |
| ||
Самостоятельная работа | 2
|
| |
Составить опорный конспект по теме.
|
| ||
Тема 4.8. Уголовное право | Содержание учебного материала(ОК1- 14) | 4 | 2
|
Принципы и источники уголовного права | |||
Действие уголовного закона. Признаки, виды и состав преступления. |
| Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. Уголовная ответственность несовершеннолетних. | |
|
Практическое занятие №21 | 2 |
| |
Признаки, виды и состав преступления. Уголовная ответственность. Виды наказаний в уголовном праве. | |||
Тема 4.9. Финансовое право. Налоговое право | Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 4
| 2
|
Правовое регулирование банковской деятельности. Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. | |||
Источники налогового права. Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Финансовый аудит. Виды налогов. Налоговые правонарушения. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. | |||
Практическое занятие №22 | 2 |
| |
Структура банковской системы РФ. Права и обязанности вкладчиков. | |||
Самостоятельная работа | 2
|
| |
Составить опорный конспект по теме: Субъекты и объекты налоговых правоотношений. Права и обязанности налогоплательщика. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. |
| ||
Тема 4.10 Жилищное право
| Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 2
| 2
|
Источники жилищного права. Жилищные правоотношения. | |||
Самостоятельная работа | 2
|
| |
Составить конспект по данной теме. |
| ||
Тема 4.11. Образовательное право как | Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 2
| 2
|
Источники образовательного права. Права и обязанности участников образовательного процесса. | |||
Самостоятельная работа | 2
|
| |
Составить конспект по данной теме |
| ||
Раздел 5. Основы российского судопроизводства. Основные отрасли процессуального права | |||
Тема 5.1. Конституционное судопроизводство.
| Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 2
| 2
|
Особенности конституционного судопроизодства | |||
Практическое занятие №23 | 2 |
| |
Конституционное судопроизводство, его особенности. |
| ||
Тема 5.2. Гражданское процессуальное право. Гражданское судопроизводство | Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 2 | 2 |
Предмет, источники и принципы гражданского процессуального права. Стадии гражданского процесса. Виды гражданского судопроизводства | |||
Практическое занятие №24 | 2 |
| |
| Гражданское процессуальное право, его принципы, предмет и источники. |
|
|
Самостоятельная работа | 2
|
| |
Составить конспект по данной теме. |
| ||
Тема 5.3. Арбитражное процессуальное право | Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 2
| 2 |
Особенности арбитражного процессуального права | |||
Практическое занятие №25 | 2 |
| |
Арбитражное процессуальное право, его особенности. |
| ||
Составить конспект по данной теме. |
| ||
Тема 5.4. Уголовное судопроизводство. Уголовно-процессуальное право | Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 2
| 2
|
Принципы и субъекты уголовного судопроизводства. Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Стадии уголовного процесса. Меры процессуального принуждения. Суд присяжных заседателей. | |||
Практическое занятие №26 | 2
|
| |
Особенности процессуальных действий с участием несовершеннолетних. Суд присяжных заседателей. | |||
Тема 5.5. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях. | Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 2 | 2 |
Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях. |
| ||
Практическое занятие №27 | 2 |
| |
Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях. |
| ||
Раздел 3. Международное право. | |||
Тема 3.1. Основные принципы и источники международного права. | Содержание учебного материала (ОК1-14) | 2
2 |
|
Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права. Международно-правовое признание. Мирное разрешение международных споров. Источники и основания международно-правовой ответственности. | |||
Практическое занятие №12 | |||
Основные принципы и источники международного права. Субъекты международного права. | 2
|
| |
Содержание учебного материала (ОК1-14) | 2 | ||
Тема 3.2. Права человека | Права человека: сущность, структура, история. | 2 | |
| Классификация прав человека. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. | | |
| Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. | | |
| Международная защита прав человека в условиях военного времени. Источники и принципы международного гуманитарного права. Международный комитет Красного Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и некомбатанты. Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий. | | |
6. Введение в профессию | | ||
Тема 6.1. Юридические профессии | Содержание учебного материала (ОК1- 14) | 2 | 2 |
Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. | |||
Особенности профессиональной деятельности юриста | |||
Составить конспект по теме: Юридические профессии: судьи, адвокаты, прокуроры, нотариусы, следователи. |
| ||
Всего: | 114(37) |
|
|
4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Истории и обществознания».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание».
Технические средства обучения:
компьютер с выходом в сеть Интернет;
- видеопроектор;
- презентации;
видеофильмы;
- электронные пособия.
4.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание (базовый уровень). 10—11 классы : учебник для среднего общего образования. 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022.
2. Л.Н.Боголюбов, Ю.И.Аверьянов, Н.И.Городецкая Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022
3. Важенин А.Г. Обществознание. Учебное пособие для образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2021.
4. Н. В. Агафонова Обществознание в 2 ч. Часть 2 : учебник для среднего профессионального образования. 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022
5. Горелов А.А. Обществознание для профессий и специальностей социально-экономического профиля. Практикум. Учебное пособие для начального и среднего профессионального образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2021.
Интернет-ресурсы:
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/509249
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/491784
Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL https://urait.ru/bcode/451267
https://100urokov.ru/predmety/urok-3-socialnaya-sfera-obshhestva
http://tugulym.tallk.ru/wp-content/uploads/2020/11/обществознание-Важенин-учебник.pdfwww.istrodina.com (Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина»)
www.fihi.ru (Федеральный институт педагогических измерений)
http:// www.rustest.ru (Федеральный центр тестирования)
http://www.drofa.ru/documents/9405/history.pdf (издательство «Дрофа»)
http://www.russkoe-slovo.ru/catalog2005/o_umk10.shtml (издательство «Русское слово»)
http://www.prosv.ru/Attachment.aspx?Id=7482 (издательство «Просвещение»)
http://www.vgf.ru/tabid/114/Default.aspx(издательство «Вентана-Граф»)
http://www.mnemozina.ru/work/catalog/253/266(издательство «Мнемозина»)
1. Конституция Российской Федерации. [Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.] (редакция от 01.07.2020г.) [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/– (Дата обращения – 05.05.2022)
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197 (ред. от 06.10.2021 № 43-П) [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5132/ (Дата обращения –05.05.2022).
3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 02.07.2021) СК РФ Глава 21. Приемная семья [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (Дата обращения – 05.05.2022)
4. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 26.10.2021 № 45-П) [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/(дата обращения: 20.05.2022)
5.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ (Дата обращения –05.05.2022).
6. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: – Режим доступа: http://www.garant.ru/– (Дата обращения – 05.05.2022)
Результаты обучения | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате изучения учебной дисциплины «Обществознание» обучающиеся должны достичь следующих результатов: личностных: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общественной науки и практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, уважение государственных символов (герба, флага, гимна); - гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие, гуманистические и демократические ценности; - толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, учитывая позиции всех участников, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; эффективно разрешать конфликты; - готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. метапредметных: - умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; - владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; - умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; - умение определять назначение и функции различных социальных, экономических и правовых институтов; - умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; - владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства, понятийный аппарат обществознания. предметных: - сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов; - владение базовым понятийным аппаратом социальных наук; - владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов; - сформированнность представлений об основных тенденциях и возможных перспективах развития мирового сообщества в глобальном мире; - сформированность представлений о методах познания социальных явлений и процессов; - владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений; - сформированнность навыков оценивания социальной информации, умений поиска информации в источниках различного типа для реконструкции недостающих звеньев с целью объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов общественного развития. | - тестовый контроль; -оценка результатов выполнения практических работ; -оценка результатов устного чтения; -оценка выполнения домашней работы, контрольных работ. - зачет. |
|