Рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе для воспитанников с ОВЗ
Рабочая программа
логопедических занятий в старшей группе
для детей с ОВЗ (АООП ЗПР)
2019 - 2020 учебный год
Учитель-логопед высшей квалификационной категории
Резниченко Елена Николаевна
Содержание
I | Целевой раздел |
II | Содержательный раздел |
III | Организационный раздел |
| Литература |
I. Целевой раздел
1.Пояснительная записка.
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в обществе. На сегодняшний день, является актуальным вопрос о разработке современных коррекционно-образовательных технологий для детей с общим недоразвитием речи и системным недоразвитием речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.
Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания рабочей программы интегрирующей содержание комплексной общеобразовательной и коррекционных программ.
Это обуславливает актуальность и необходимость внедрения в образовательный процесс «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной (Авторы: Л.Б. Баряева, Т.В.Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева, Л.В. Лопатина, Н.А. Ноткина, Т.С. Овчинникова, Н.Н. Яковлева).
Внедрение в образовательный процесс данной программы возможно через разработку рабочей программы учителя-логопеда.
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет устранить речевые нарушения у детей. Своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции и систематизированная коррекция позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, обеспечив полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.
Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:
Конвенция ООН о правах ребенка;
Декларация прав ребенка;
Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).
Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы / М., 2010.
Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.
Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. проф. Л.В. Лопатиной.
При разработке программы учитывался контингент детей ДОУ, выявленный в ходе диагностики речевого развития (преобладающее количество детей данной группы имеют общее недоразвитие речи II – III уровня речевого развития и системное недоразвитие речи II-III уровня речевого развития).
Цель данной рабочей программы - построение системы коррекционной и образовательной деятельности для детей с ОНР и СНР в возрасте 5 - 6 лет. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.
Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.
Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ОНР и СНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными, физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольника. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
Программа рассчитана на один учебный год с воспитанниками с речевыми нарушения в старшей группе и реализуется в процессе организованного обучения и индивидуальной работы.
Основные задачи коррекционного обучения:
Устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематического слуха.
Развитие навыков звукового анализа.
Развитие слоговой структуры слова.
Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса.
Формирование грамматического строя речи.
Развитие словесно-логического мышления.
Развитие связной речи дошкольников.
Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.
Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности.
Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции речевой патологии, тесному сотрудничеству специалистов педагогического и психологического профилей, а также родителей.
При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:
- Систематичность и последовательность в организации процесса коррекции речи.
- Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса.
- Принцип планирования и проведения всех образовательных и коррекционо-воспитательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций.
- Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
- Принцип учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы.
- Принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая строится с учетом состояния здоровья (первичного дефекта и вторичных отклонений).
- Принцип психологической комфортности, предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.
- Принцип развития, предполагает организацию коррекционно-логопедического воздействия с учетом ведущей деятельности ребенка-игры.
Группу посещают дети в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, речевое развитие детей нарушено: ОНР II-III уровня и СНР II-III уровня речевого развития.
У дошкольников со II уровнем речевого развития при ОНР и СНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения, при этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляются недостатки фонетической стороны речи (большое количество не сформированных звуков).
У дошкольников с III уровнем речевого развития при ОНР и СНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования, отмечаются аграмматизмы. Характерно недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. В связной речи преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.
Режим работы группы - пятидневный с 7.00 до 19.00 - часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни - суббота и воскресенье.
II. Содержательный раздел
Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде комплексно-тематического планирования и модели ежедневного планирования индивидуальных, фронтальных и подгрупповых занятий учителя-логопеда (сетки занятий).
Формы организации образовательного процесса.
График организации образовательного процесса.
1-15 сентября: диагностика речевого развития детей. Заполнение речевых карт, разработка программы коррекционно-развивающих логопедических занятий, разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
15 сентября-15 мая: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми.
15 мая-31 мая: итоговая мониторинговая диагностика речевого развития детей, заполнение документации.
1 июня-30 июня: повторение изученных тем, закрепление приобретенных навыков , заполнение документации.
Учителем-логопедом проводятся индивидуальные и фронтальные занятия.
Примерное расписание учителя-логопеда:
Фронтальное занятие 10.15-10.40 (вторник)
Фронтальное занятие 9.50-10.15 (четверг)
Индивидуальная работа с детьми 9.00-12.30 (ежедневно)
Участие логопеда в режимных моментах 12.30-13.00
При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с нарушениями речи.
На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже вызванные и автоматизированные на индивидуальных занятиях. После уточнения, расширение и обогащение словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию речи - на базе пройденного речевого материала.
Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
Формы текущего контроля знаний и умений: первичная диагностика, промежуточная диагностика, диагностика в конце учебного года.
Ожидаемый результат:
1. Понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы.
2. Развитие и обогащение словаря: использование в речи различных лексических категорий (существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений).
3. Совершенствование лексико-грамматических категорий:
Дети должны уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать большинство предлогов в речи, образовывать форму множественного числа косвенных падежей существительных, согласовывать существительные с прилагательными и числительными. Дети должны овладеть навыками словообразования разных частей речи, уметь переносить эти навыки на другой лексический материал.
4. Фонетико-фонематическая система языка и навыки языкового анализа и синтеза:
Развитие просодической стороны речи: Дети должны следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияния.
Коррекция произносительной стороны речи: Дети должны правильно произносить гласные звуки и простые согласные в словах и предложениях с ними, в потешках и игре, при контроле со стороны взрослого произносить вызванные звуки и отдельные слова и словосочетания.
Работа над слоговой структурой слова: Дети должны употреблять в речи слова разной слоговой структуры.
Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза: Дети должны различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, выделять звуки из состава слова, подбирать слова на заданный звук.
5. Развитие связной речи и речевого общения.
Дети должны участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Составлять предложения по образцу. Повторять образец рассказа за педагогом по описанию картины, предмета. Выразительно рассказывать стихотворения.
Коррекционную работу условно можно разделить на 3 периода.
Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Список лексических тем
N | Лексическая тема |
1 | Грибы |
2 | Овощи |
3 | Фрукты |
4 | Ягоды. Домашние заготовки |
5 | Осень. Деревья. Осенняя одежда |
6 | Дикие животные |
7 | Дикие животные готовятся к зиме |
8 | Перелётные птицы |
9 | Зимующие птицы |
Содержание коррекционного обучения включает в себя:
Развитие понимания устной речи, умение вслушиваться в обращенную речь.
Подготовку к овладению диалогической формой общения.
Практическое усвоение некоторых способов словообразования-с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-)
Усвоение притяжательных местоимений «мой-моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах.
Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке.
Усвоением навыка составления короткого рассказа.
На индивидуальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
Закрепление правильного произнесения звуков.
Постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков.
Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость.
Восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Второй период обучения - декабрь, январь, февраль.
Список лексических тем
N | Лексическая тема |
1 | Домашние животные |
2 | Домашние животные и птицы и их детёныши |
3 | Зима. Зимняя одежда |
4 | Зимние забавы. Новый год |
5 | Человек. Части тела |
6 | Транспорт |
7 | Транспорт. Правила дорожного движения |
8 | Материалы и инструменты |
9 | Профессии. Строительство |
10 | Защитники Отечества |
11 | Времена года. Календарь. Весна |
Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 1 раз в неделю, по формированию звукопроизношения 2-3 раза в неделю, по развитию связной речи — 1 раз в неделю.
Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:
Уточнение представлений детей об основных цветах и оттенках, овладение соответствующими обозначениями.
Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («кленовый»), различным материалам («каменный»).
Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению по вопросам: «какой-какая-какое?», усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.
Упражнения в составлении сначала двух, затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи»-»лежит»-»лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа н форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идёт»- «иду»-»идешь»- «идем».
Употребление предлогов: «на, под, в, из», означающих пространственное расположение предметов, в сочетании с соответствующими падежными формами существительных.
Закрепление навыка построения предложений, распространении предложений путем введения однородных членов.
Составление коротких рассказов по картине, по серии картинок, рассказов-описаний, пересказов.
На индивидуальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
Закрепление правильного произношения звуков.
Постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков.
Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.
Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость.
Восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.
Третий период - апрель, май, июнь
Список лексических тем
N | Лексическая тема |
1 | Мамин день. Семья |
2 | Ранние признаки весны. Первоцветы |
3 | Электроприборы. Ателье |
4 | Весна в природе |
5 | Труд людей весной |
6 | Космос |
7 | Возвращение птиц. Насекомые |
8 | Посуда. Продукты питания |
9 | Животные жарких стран |
10 | Город. Адрес |
Содержание подгрупповых занятий:
Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным по средствам приставок, передающих различные оттенки действий («выехал», «въехал»).
Закрепление навыков образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян)
Образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («лисий»).
Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов (еньк, оньк).
Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами («добрый-злой»).
Уточнение значения обобщающих слов.
Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
Расширение значения предлогов: «к» употребление с Д.п., «от» с Р.п., «с-со» с В.п и Т.п.
Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах.
Составление разных типов предложений.
Преобразование предложений путем изменения главного члена предложения , времени действия к моменту речи, изменением вида глагола.
Умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи.
Умение выделять предлог как отдельное служебное слово.
Закрепление навыков составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменении начала, конца и т. п.)
На индивидуальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:
Усвоение звуков в твердом и мягком звучании в прямом и обратном слогах, словах, фразах, текстах (индивидуально).
Дифференциация звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л'), по месту образования (с-ш), по способу образования (ц-с).
Овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слога (ас-са), односложных слов типа «сок».
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
Основой календарно-тематического планирования коррекционной работы является тематический подход в сочетании с реализацией принципа онтогенеза. Такой подход позволяет обеспечить многократное повторение изучаемого материала, с одной стороны и парциальное включение его в работу- с другой. Это дает возможность успешно накапливать речевые средства и активно использовать их в коммуникативных целях, что соответствует решению как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.
III. Организационный раздел
В старшей группе для детей с общим недоразвитием речи и системными нарушениями речи с октября по май (включительно) проводится в неделю 2 подгрупповых занятия по развитию речи продолжительностью 25 - 30 минут и по 2-3 индивидуальных занятия для каждого ребенка, что не превышает нагрузку ребенка по СанПин.
Примерное расписание работы учителя-логопеда
Фронтальное занятие (вторник) 10.10-10.35
Фронтальное занятие (среда) 9.35-10.00
Индивидуальная работа с детьми 9.00-12.30
Участие логопеда в режимных моментах 12.30-13.00
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки.
Возраст | Продолжительность коррекционно-развивающего занятия | Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня |
5-6 лет | 25 минут фронтальное, подгрупповое занятие 20-25 минут индивидуальное занятие | 45 минут |
В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физминутка. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями составляют не менее 10 минут
Необходимым условием реализации рабочей программы является наличие основной документации:
1. Журнал обследования речи детей.
2. Речевая карта на каждого ребенка.
3. Годовой план работы учителя-логопеда.
4. Рабочая программа учителя-логопеда.
5. Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.
6. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год.
7. Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы).
Литература
Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО/Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро,2014.-с.80
Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб.методических рекомендаций.-СПб.: Детство-Пресс, 2001.
Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.-М., 1990.
Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: докумментация, планирование и организация работы.-М:Издательство ГНОМ и Д, 2008.
Программы. Коррекция нарушений речи, под ред.Филичевой Т.Б., 2008
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред.проф. Л.В. Лопатиной.-СПб, 2014.
Чиркина Г.В. – Коррекция нарушений речи: Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М. – Просвещение, 2008
Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.
Коррекция нарушений речи: Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Сост. Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2008.
Крупенчук О. Я. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001.
Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003.
Крупенчук О. И. Тренируем пальчики — развиваем речь! Старшая группа детского сада. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.
Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство-Пресс, 2009.
Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Под ред. Л. В. Лопатиной. — СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.
Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. —СПб.: Детство-Пресс, 1999.