12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Резниченко Елена Николаевна276
Учитель-логопед высшей квалификационной категории.В 2007 году с красным дипломом закончила Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова по специальности «олигофернопедагогика».
Россия, Москва, Москва
2

Рабочая программа учителя-логопеда в старшей группе для воспитанников с ОВЗ






Рабочая программа

логопедических занятий в старшей группе

для детей с ОВЗ (АООП ЗПР)











2019 - 2020 учебный год







Учитель-логопед высшей квалификационной категории

Резниченко Елена Николаевна







Содержание


I

Целевой раздел

II

Содержательный раздел

III

Организационный раздел


Литература




I. Целевой раздел

1.Пояснительная записка.

В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.

Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в обществе. На сегодняшний день, является актуальным вопрос о разработке современных коррекционно-образовательных технологий для детей с общим недоразвитием речи и системным недоразвитием речи в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания рабочей программы интегрирующей содержание комплексной общеобразовательной и коррекционных программ.

Это обуславливает актуальность и необходимость внедрения в образовательный процесс «Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной (Авторы: Л.Б. Баряева, Т.В.Волосовец, О.П. Гаврилушкина, Г.Г. Голубева, Л.В. Лопатина, Н.А. Ноткина, Т.С. Овчинникова, Н.Н. Яковлева).

Внедрение в образовательный процесс данной программы возможно через разработку рабочей программы учителя-логопеда.

Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова и др), а также практический опыт логопедической работы, обучение детей по специализированным (коррекционным) программам позволяет устранить речевые нарушения у детей. Своевременное личностно-ориентированное воздействие на нарушенные звенья речевой функции и систематизированная коррекция позволяет вернуть ребенка на онтогенетический путь развития, обеспечив полноценную интеграцию в среду нормально развивающихся сверстников.

Нормативно-правовую основу для разработки данной рабочей программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:

Конвенция ООН о правах ребенка;

Декларация прав ребенка;

Основная Образовательная Программа дошкольного образовательного учреждения (ООП ДОО).

Закон об образовании 2013 - федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 г. №1155

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы / М., 2010.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией профессора Л.В. Лопатиной.


Рабочая программа составлена на основе адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи под ред. проф. Л.В. Лопатиной.

При разработке программы учитывался контингент детей ДОУ, выявленный в ходе диагностики речевого развития (преобладающее количество детей данной группы имеют общее недоразвитие речи IIIII уровня речевого развития и системное недоразвитие речи II-III уровня речевого развития).

Цель данной рабочей программы - построение системы коррекционной и образовательной деятельности для детей с ОНР и СНР в возрасте 5 - 6 лет. Комплексно-тематическое планирование работы учитывает особенности речевого и общего развития детей с задержкой психического развития, умственной отсталостью и расстройствами аутистического спектра.

Одной из основных задач рабочей программы является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования.

Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с ОНР и СНР приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными, физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольника. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

Программа рассчитана на один учебный год с воспитанниками с речевыми нарушения в старшей группе и реализуется в процессе организованного обучения и индивидуальной работы.

Основные задачи коррекционного обучения:

Устранение дефектов звукопроизношения и развитие фонематического слуха.

Развитие навыков звукового анализа.

Развитие слоговой структуры слова.

Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса.

Формирование грамматического строя речи.

Развитие словесно-логического мышления.

Развитие связной речи дошкольников.

Формирование предпосылок для обучения письму и чтению.

Развитие коммуникативной деятельности для формирования коммуникативной компетентности.

Выполнение коррекционных, развивающих и воспитательных задач программы обеспечивается благодаря комплексному подходу к коррекции речевой патологии, тесному сотрудничеству специалистов педагогического и психологического профилей, а также родителей.

При разработке рабочей программы учитывались следующие принципы:

- Систематичность и последовательность в организации процесса коррекции речи.

- Принцип единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса.

- Принцип планирования и проведения всех образовательных и коррекционо-воспитательных мероприятий на основе максимально сохранных в своем развитии функций с коррекцией нарушенных функций.

- Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.

- Принцип учета психофизического состояния ребенка при определении объема и характера проводимой с ним работы по освоению образовательной программы.

- Принцип дифференцированного подхода к коррекционной работе, которая строится с учетом состояния здоровья (первичного дефекта и вторичных отклонений).

- Принцип психологической комфортности, предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

- Принцип развития, предполагает организацию коррекционно-логопедического воздействия с учетом ведущей деятельности ребенка-игры.

Группу посещают дети в возрасте 5-6 лет с задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройствами аутистического спектра, речевое развитие детей нарушено: ОНР II-III уровня и СНР II-III уровня речевого развития.

У дошкольников со II уровнем речевого развития при ОНР и СНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения, при этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляются недостатки фонетической стороны речи (большое количество не сформированных звуков).

У дошкольников с III уровнем речевого развития при ОНР и СНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования, отмечаются аграмматизмы. Характерно недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры), когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы. В связной речи преобладают простые распространенные предложения, почти не употребляются сложные конструкции.

Режим работы группы - пятидневный с 7.00 до 19.00 - часовым пребыванием детей в учреждении, выходные дни - суббота и воскресенье.









II. Содержательный раздел

Формы планирования коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда представлены в виде комплексно-тематического планирования и модели ежедневного планирования индивидуальных, фронтальных и подгрупповых занятий учителя-логопеда (сетки занятий).

Формы организации образовательного процесса.

График организации образовательного процесса.

1-15 сентября: диагностика речевого развития детей. Заполнение речевых карт, разработка программы коррекционно-развивающих логопедических занятий, разработка индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

15 сентября-15 мая: фронтальные, подгрупповые, индивидуальные занятия с детьми.

15 мая-31 мая: итоговая мониторинговая диагностика речевого развития детей, заполнение документации.

1 июня-30 июня: повторение изученных тем, закрепление приобретенных навыков , заполнение документации.

Учителем-логопедом проводятся индивидуальные и фронтальные занятия.

Примерное расписание учителя-логопеда:

Фронтальное занятие 10.15-10.40 (вторник)

Фронтальное занятие 9.50-10.15 (четверг)

Индивидуальная работа с детьми 9.00-12.30 (ежедневно)

Участие логопеда в режимных моментах 12.30-13.00

При отборе программного материала учитывается структура дефекта детей с нарушениями речи.

На подгрупповых занятиях изучаются те звуки, которые правильно произносятся всеми детьми или уже вызванные и автоматизированные на индивидуальных занятиях. После уточнения, расширение и обогащение словарного запаса и отработки грамматических категорий проводится работа по развитию речи - на базе пройденного речевого материала.

Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.

Формы текущего контроля знаний и умений: первичная диагностика, промежуточная диагностика, диагностика в конце учебного года.

Ожидаемый результат:

1. Понимание обращенной речи в соответствии с параметрами возрастной нормы.

2. Развитие и обогащение словаря: использование в речи различных лексических категорий (существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений).

3. Совершенствование лексико-грамматических категорий:

Дети должны уметь согласовывать слова в предложении, правильно использовать большинство предлогов в речи, образовывать форму множественного числа косвенных падежей существительных, согласовывать существительные с прилагательными и числительными. Дети должны овладеть навыками словообразования разных частей речи, уметь переносить эти навыки на другой лексический материал.

4. Фонетико-фонематическая система языка и навыки языкового анализа и синтеза:

Развитие просодической стороны речи: Дети должны следить за речевым дыханием, темпом речи, мягко произносить гласные и их слияния.

Коррекция произносительной стороны речи: Дети должны правильно произносить гласные звуки и простые согласные в словах и предложениях с ними, в потешках и игре, при контроле со стороны взрослого произносить вызванные звуки и отдельные слова и словосочетания.

Работа над слоговой структурой слова: Дети должны употреблять в речи слова разной слоговой структуры.

Совершенствование фонематических представлений, развитие навыков звукового анализа и синтеза: Дети должны различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук, выделять звуки из состава слова, подбирать слова на заданный звук.

5. Развитие связной речи и речевого общения.

Дети должны участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их. Составлять предложения по образцу. Повторять образец рассказа за педагогом по описанию картины, предмета. Выразительно рассказывать стихотворения.

Коррекционную работу условно можно разделить на 3 периода.


Первый период обучения: сентябрь, октябрь, ноябрь.

Список лексических тем

N

Лексическая тема

1

Грибы

2

Овощи

3

Фрукты

4

Ягоды. Домашние заготовки

5

Осень. Деревья. Осенняя одежда

6

Дикие животные

7

Дикие животные готовятся к зиме

8

Перелётные птицы

9

Зимующие птицы


Содержание коррекционного обучения включает в себя:

Развитие понимания устной речи, умение вслушиваться в обращенную речь.

Подготовку к овладению диалогической формой общения.

Практическое усвоение некоторых способов словообразования-с использованием существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами и глаголов с разными приставками (на-, по-, вы-)

Усвоение притяжательных местоимений «мой-моя» в сочетании с существительными мужского и женского рода, глаголами единственного и множественного числа настоящего и прошедшего времени, существительными в винительном, дательном и творительном падежах.

Овладение навыками составления простых предложений по вопросам, демонстрации действий, по картинке.

Усвоением навыка составления короткого рассказа.

На индивидуальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

Закрепление правильного произнесения звуков.

Постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков.

Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость.

Восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.


Второй период обучения - декабрь, январь, февраль.

Список лексических тем

N

Лексическая тема

1

Домашние животные

2

Домашние животные и птицы и их детёныши

3

Зима. Зимняя одежда

4

Зимние забавы. Новый год

5

Человек. Части тела

6

Транспорт

7

Транспорт. Правила дорожного движения

8

Материалы и инструменты

9

Профессии. Строительство

10

Защитники Отечества

11

Времена года. Календарь. Весна


Подгрупповые занятия по формированию лексико-грамматических средств языка проводятся 1 раз в неделю, по формированию звукопроизношения 2-3 раза в неделю, по развитию связной речи — 1 раз в неделю.

Содержание занятий по формированию лексико-грамматических средств языка включает в себя:

Уточнение представлений детей об основных цветах и оттенках, овладение соответствующими обозначениями.

Практическое образование относительных прилагательных со значением соотнесенности к продуктам питания («яблочный»), растениям («кленовый»), различным материалам («каменный»).

Различение и выделение в словосочетаниях названий признаков по назначению по вопросам: «какой-какая-какое?», усвоение навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе.

Упражнения в составлении сначала двух, затем трех форм одних и тех же глаголов («лежи»-»лежит»-»лежу»), изменение формы глаголов 3-го лица единственного числа н форму 1-го лица единственного (и множественного) числа: «идёт»- «иду»-»идешь»- «идем».

Употребление предлогов: «на, под, в, из», означающих пространственное расположение предметов, в сочетании с соответствующими падежными формами существительных.

Закрепление навыка построения предложений, распространении предложений путем введения однородных членов.

Составление коротких рассказов по картине, по серии картинок, рассказов-описаний, пересказов.

На индивидуальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

Закрепление правильного произношения звуков.

Постановка и автоматизация отсутствующих и коррекция искаженно произносимых звуков.

Усвоение слоговых структур и слов доступного звуко-слогового состава.

Формирование фонематического восприятия на основе четкого различения звуков по признакам: глухость-звонкость, твердость-мягкость.

Восприятие готовности к первоначальным навыкам звукового анализа и синтеза.

Третий период - апрель, май, июнь

Список лексических тем

N

Лексическая тема

1

Мамин день. Семья

2

Ранние признаки весны. Первоцветы

3

Электроприборы. Ателье

4

Весна в природе

5

Труд людей весной

6

Космос

7

Возвращение птиц. Насекомые

8

Посуда. Продукты питания

9

Животные жарких стран

10

Город. Адрес


Содержание подгрупповых занятий:

Закрепление навыков употребления обиходных глаголов с новым лексическим значением, образованным по средствам приставок, передающих различные оттенки действий («выехал», «въехал»).

Закрепление навыков образования относительных прилагательных с использованием продуктивных суффиксов (ов, ин, ев, ан, ян)

Образование наиболее употребительных притяжательных прилагательных («лисий»).

Образование прилагательных, имеющих ласкательное значение, с использованием суффиксов (еньк, оньк).

Усвоение наиболее доступных антонимических отношений между словами («добрый-злой»).

Уточнение значения обобщающих слов.

Формирование практического навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.

Расширение значения предлогов: «к» употребление с Д.п., «от» с Р.п., «с-со» с В.п и Т.п.

Отработка словосочетаний с названными предлогами в соответствующих падежах.

Составление разных типов предложений.

Преобразование предложений путем изменения главного члена предложения , времени действия к моменту речи, изменением вида глагола.

Умение определять количество слов в предложении в собственной и чужой речи.

Умение выделять предлог как отдельное служебное слово.

Закрепление навыков составления рассказов по картине и серии картин с элементами усложнения (дополнение эпизодов, изменении начала, конца и т. п.)

На индивидуальных занятиях по формированию звуковой стороны речи осуществляются:

Усвоение звуков в твердом и мягком звучании в прямом и обратном слогах, словах, фразах, текстах (индивидуально).

Дифференциация звуков по участию голоса (с-з), по твердости-мягкости (л-л'), по месту образования (с-ш), по способу образования (ц-с).

Овладение навыком звукового анализа и синтеза прямого и обратного слога (ас-са), односложных слов типа «сок».

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

Основой календарно-тематического планирования коррекционной работы является тематический подход в сочетании с реализацией принципа онтогенеза. Такой подход позволяет обеспечить многократное повторение изучаемого материала, с одной стороны и парциальное включение его в работу- с другой. Это дает возможность успешно накапливать речевые средства и активно использовать их в коммуникативных целях, что соответствует решению как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных.



III. Организационный раздел

В старшей группе для детей с общим недоразвитием речи и системными нарушениями речи с октября по май (включительно) проводится в неделю 2 подгрупповых занятия по развитию речи продолжительностью 25 - 30 минут и по 2-3 индивидуальных занятия для каждого ребенка, что не превышает нагрузку ребенка по СанПин.

Примерное расписание работы учителя-логопеда

Фронтальное занятие (вторник) 10.10-10.35

Фронтальное занятие (среда) 9.35-10.00

Индивидуальная работа с детьми 9.00-12.30

Участие логопеда в режимных моментах 12.30-13.00

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки.

Возраст

Продолжительность коррекционно-развивающего занятия

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня

5-6 лет

25 минут фронтальное, подгрупповое занятие

20-25 минут индивидуальное занятие

45 минут

В середине каждого коррекционно-развивающего занятия проводится физминутка. Перерывы между коррекционно-развивающими занятиями составляют не менее 10 минут


Необходимым условием реализации рабочей программы является наличие основной документации:

1. Журнал обследования речи детей.

2. Речевая карта на каждого ребенка.

3. Годовой план работы учителя-логопеда.

4. Рабочая программа учителя-логопеда.

5. Циклограмма работы учителя-логопеда, утвержденная руководителем дошкольного образовательного учреждения, согласованная с администрацией учреждения.

6. Копии отчетов об эффективности коррекционной (логопедической) работы за учебный год.

7. Ежедневное планирование работы учителя-логопеда (планирование индивидуальной работы).


Литература

Алгоритм разработки Рабочей программы по коррекционно-развивающей работе в дошкольной образовательной организации для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО/Под ред. Г.Н. Лавровой, Г.В. Яковлевой. Челябинск: Цицеро,2014.-с.80

Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб.методических рекомендаций.-СПб.: Детство-Пресс, 2001.

Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников.-М., 1990.

Иванова Ю.В. Дошкольный логопункт: докумментация, планирование и организация работы.-М:Издательство ГНОМ и Д, 2008.

Программы. Коррекция нарушений речи, под ред.Филичевой Т.Б., 2008

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/ Под ред.проф. Л.В. Лопатиной.-СПб, 2014.

Чиркина Г.В. – Коррекция нарушений речи: Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. М. – Просвещение, 2008

Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. Логопедические упражнения: Артикуляционная гимнастика. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.

Коррекция нарушений речи: Программы образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи/ Сост. Г. В. Чиркина. — М.: Просвещение, 2008.

Крупенчук О. Я. Научите меня говорить правильно! Комплексная методика подготовки ребенка к школе. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2001.

Крупенчук О. И. Стихи для развития речи. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2003.

Крупенчук О. И. Тренируем пальчики — развиваем речь! Старшая группа детского сада. — СПб.: Издательский Дом «Литера», 2011.

Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. — СПб.: Детство-Пресс, 2009.

Программа воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми нарушениями речи/Под ред. Л. В. Лопатиной. — СПб.: ЦЦК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

Ткаченко Т. А. В первый класс — без дефектов речи: Методическое пособие. —СПб.: Детство-Пресс, 1999.





Опубликовано в группе «Календарно-тематическое планирование для учащихся специальной коррекционной школы 7 вида»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.