Занятие в старшей группе для воспитанников с ОВЗ «Овощи. Фрукты. Труд людей»
Технологическая карта организованной логопедической образовательной деятельности в старшей группе для воспитанников с ОВЗ-с нарушениями речи.
Тема: «Овощи. Фрукты. Труд людей»
Образовательная область «Речевое развитие», раздел «Коррекционное развитие».
Занятие проводится согласно перспективно-тематическому планированию в старшей группе (октябрь).
Цель: развитие связной речи, грамматического строя речи и закрепление знаний детей по лексической теме «Овощи. Фрукты. Труд людей».
Коррекционно-образовательные задачи:
-закреплять названия фруктов и овощей;
-расширять и активизировать словарь;
Коррекционно-развивающие задачи:
-совершенствовать грамматический строй речи (словоизменение- Р.п. мн.ч, словообразование-уменьшительно-ласкательные суффиксы );
-упражнять в составлении предложений с предлогом «ИЗ» по схемам (Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н. «Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа»);
- развивать зрительное и слуховое внимание, восприятие, мышление, мелкую моторику ;
- упражнять в ориентировке в пространстве;
-упражнять в составление описательных рассказов по наглядно-графической схеме;
Коррекционно-воспитательные задачи:
- воспитывать умение слушать ответы товарищей, положительно относиться к себе и другим;
-развивать творческую активность, самостоятельность, инициативность, уверенность в своих силах;
-способствовать формированию произвольной регуляции (реализовывать предлагаемую программу действий согласно поставленной цели);
-способствовать формированию умения выполнять совместную работу (взаимодействие в «малых» группах);
- способствовать формированию умения действовать рядом, не мешая, а помогая друг другу (индивидуальные задания, подгрупповая работа)
Форма проведения: подгрупповая, индивидуальное – открытая форма проведения занятия: 6 участников.
Литература по теме, интернет – ресурсы: «Тетрадь логопедических заданий. Старшая группа» (Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н.); Данкина Н. Картотека приветствий для занятий. [Электронный ресурс] / Н. Данкина //Маам.ру. Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-privetstvii-dlja-zanjatii.html, (05.11.2017); Какие овощи выкапывают лопатой. [Электронный ресурс] Bpknn.ru. Режим доступа: http://bpknn.ru/07/28/kakie-ovoshhi-vykapyvajut-lopatoj, (05.11.17).
Планируемые результаты: Закрепить речевой материал по лексической теме «Овощи. Фрукты».
Оборудование, ресурсы: см. ресурсы в технологической карте.
Конспект занятия: (см. таблицу)
№ п/п |
Этапы занятия |
Время Мин. |
Деятельность детей |
Методы и приёмы |
Организация детей на занятии |
Ресурс |
||
1. |
Вводная часть Л. приветствует детей: «Собрались все дети в круг. Я-твой друг и ты мой друг! Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся» (эмоционально-психологический настрой) Л. привлекает внимание детей к ширме, за которой находятся 2 куклы-бибабо: «Бабка», «Дедка» (сюрпризный момент). У «Бабки» с «Дедкой» случилась беда: они не помнят, куда убрали свой урожай. Просят, чтобы ребята им помогли его найти (мотивация-инсценировка беседы). Л. «Что сегодня мы будем искать?...». –сообщение темы. Л. делит на 2 команды путем вытягивания изображений с овощами и фруктами («Морковки» и «Бананы»). |
3-5 |
Дети приветствуют педагога.
Слушают педагога, «Бабку», «Дедку».
Делятся на 2 группы, садятся за столы. |
Словесный Игровой с элементами театрализованной деятельности. Социо-игровой |
Дети в кругу Дети за столом у ширмы. |
-
Ширма, куклы Бибабо («Бабка», «Дедка»)
Картинки с изображением овоща или фрукта |
||
2. |
Основная часть Л.: «Мы будем искать фрукты и овощи по карте, которую оставили нам «Дедка» и «Бабка»…- разбор карты (по центрам активности). В каждом центре находятся определенные фрукты и овощи, которые логопед отдает детям после каждого выполненного задания. Дети собирают их в мешок. 1 задание – центр рисования Л.: «Соедините точки. Что получилось?» 2 задание-физкультурный центр Л. предлагает детям поиграть в игру «Один-много» 3 задание –центр конструирования Л. предлагает командам составить предложения по схемам с предлогом ИЗ. 4 задание-центр безопасности Л. предлагает показать, как убирают овощи/фрукты, которые он назовет: срезают ножом, срывают руками, выкапывают или выдергивают? Например, Л. говорит «морковь»- дети показывают, что ее выдергивают. 5 задание-центр краеведения Л. предлагает детям составить рассказы-описания фруктов и овощей. |
15-17 |
Дети соединяют точки между собой. Получаются овощи/фрукты. Проговаривают, у кого, что получилось в уменьшительно-ласкательной форме (морковка, огурчик..) Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией. Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией. Каждой команде на доске предложены схемы. По очереди рассказывают свое предложение. Дети выполняют действия в соответствии с инструкцией. Ответ одного из участников команды (по договоренности). Другая команда слушает. Все вместе говорят готовый рассказ. |
Практическое задание на развитие мелкой моторики+и\у «Назови ласково» Игровой Социо-игровой Д/и «Сбор урожая» Составление описательных рассказов про фрукты |
Дети за столами (по командам) Дети стоят в кругу Дети за столами (по командам) Стоят в кругу Дети за столами (по командам) |
Простые карандаши, листы с пунктирным изображением овощей, фруктов, карта Мяч Схемы предложений - Схемы рассказов, картинка овоща/фрукта |
||
3. |
Заключительная часть Дети распределяют овощи и фрукты по двум ведрам (по командам, закрепление дифференциации «фруукты/овощи»). «Бабка» с «Дедкой» благодарят детей, «дарят» каждому ребенку наклейку с фруктом или овощем. Педагог хвалит детей (за определенные успехи на занятии). Спрашивает их, понравилось им занятие или нет (Если понравилось, то похлопать в ладоши, если нет, то потопать). |
3 |
Дети выполняют действия согласно инструкции педагога. |
Игровой Подведение итогов Рефлексия |
Стоя в группе За столом у ширмы |
Ведра, мешок |
Примечание: Л.-логопед