Рабочая программа внеурочной деятельности "Доноведение"
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
РАССМОТРЕНО Педагогическим советом ________________________ Протокол №1 от «30» августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ________________________ Протокол №1 от «30» августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор ________________________ Приказ №159 от «02» сентября 2024 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Доноведение»
для обучающихся 4 класса начального общего образования
на 2024-2025 учебный год
Составитель: Рудь Елена Олеговна,
учитель начальных классов
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Доноведение» для обучающихся 4 класса разработана на основе нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ. от 29.12.2012г.
2. ФГОС НОО (утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. № 373).
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. N 253 "Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями).
4.Авторская программа Сухаревской Е.Ю. «Доноведение». – Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2017г
Общая характеристика учебного предмета
Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их не проходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов. Так во 2 классе рассматриваются отдельные объекты и явления окружающей ребёнка природной и социальной действительности. При этом на самых доступных для детей этого возраста примерах устанавливаются связи и зависимости, существующие между ними. Программа обучения в 3 и 4 классах построена таким образом, что получаемые знания базируются на ранее полученных, дополняя и углубляя их.
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
· Я и окружающий мир,
· Природа Донского края,
· Человек и природа,
· Жизнь на Дону,
· Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
При подготовке к урокам учителю важно учитывать познавательный интерес младшего школьника и выстраивать процесс обучения на основе формирования его учебной деятельности. Воспитание младших школьников возможно при различных видах и формах обучения. На основании учёта таких индивидуальных сходных особенностей, как способности, интересы, познавательные возможности учащихся учитель может выстраивать обучение в группах.
Существуют следующие виды коллективной учебной деятельности учащихся:
— парная работа, носящая односторонний характер, когда сильный ученик помогает отстающему, или двусторонний характер взаимоотношений – взаимопомощь, взаимоконтроль, взаимооценка;
— групповая работа в малых группах (по 3-5 учащихся в каждой);
— командные игры, когда класс делится на две команды.
Групповая форма имеет ряд преимуществ по сравнению с другими формами учебной деятельности. Прежде всего, это более высокий уровень сложности выполняемых детьми заданий (ведь недостаток знаний одного ученика легко компенсируется группой в целом); высокая степень усвоения каждым учеником большого количества информации за короткий промежуток времени; высокая динамика урока, ведущая к активизации мышления учеников; быстрый сбор информации от учеников; достаточная степень контроля за работой учащихся и т.п.
Признаками групповой формы на уроке и вне его являются: деление класса на группы для самостоятельного решения учебных задач; выполнение каждой группой определённого задания (проекта, исследования) либо одинакового, либо дифференцированного. Историческая пропедевтика в отличие от других курсов начальной школы носит описательно-повествовательный характер. Учащиеся не могут непосредственно наблюдать историческое событие (кроме недавних, произошедших на памяти), тем более делать опыты, проводить эксперимент. Но возможны беседы-исследования среди родных, местных жителей об их участии в исторических событиях, быте и традициях семьи, родного края в прошлом. Поиск ответа на поставленные вопросы активизирует умственную деятельность детей, направляет её на отыскивание результата.
На протяжении всех лет обучения в начальной школе учащиеся под руководством учителя могут собрать данные о себе, о своей семье, о месте проживания и т.п. в отдельный альбом, который вручается в качестве подарка ученику на прощальном вечере с начальной школой.
При изучении природы и истории родного края в начальной школе должны проводиться экскурсии по местности (городу, селу) и в музеи. На них ученики познакомятся с памятниками природы, с подлинными предметами истории, находками археологов, а также с макетами, реконструкциями исторических реалий, архитектурных сооружений.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В плане внеурочной деятельности МБОУ СОШ №36 на реализацию курса «Доноведение» в 4 классе выделено 1 час в неделю, всего 33 часа в год.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Доноведение» направлена на реализацию духовно-нравственного направления внеурочной деятельности обучающихся начальных классов.
При отборе содержания курса учитывались принципы, отражённые в «Концепции содержания непрерывного образования» (начальное звено).
Ведущим из них является принцип целостности, который достигается за счёт интеграции содержания. В основу интеграции содержания по курсу «Доноведение» положено диалектическое единство системы «природа - человек – общество». Особенностью данного содержания является то, что знания группируются вокруг следующих ведущих идей:
1. Окружающий мир есть многообразная система природных объектов и явлений, которые влияют на деятельность человека в Донском крае.
2. Человек Донского края имеет свои индивидуальные черты и проявления, исторически развивающиеся в деятельности и во взаимоотношениях с другими.
3. История Донского края – часть истории Отечества.
Сведения о каждой составляющей этой системы носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так сведения о природе Донского края включают элементы природоведения, географии, метеорологии, биологии. Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представлений о природе Донского края как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.
Сведения о социальной составляющей действительности представлены в курсе элементами истории и технологии. В данном курсе перед ребёнком раскрывается историческая картина проживания человека на донской земле, начиная с древних времён до современности. В связи с этим, сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе Донского края и знаниями о социальной действительности.
Принцип развития предполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития ребёнка. Данный принцип реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности.
Принцип культуросообразности предполагает включение материала о достижениях культуры Дона; воспитания у учащихся уважения к истории Донского края и его людям; бережного отношения к объектам культуры; осознания детьми их не проходящей ценности и необходимости их охраны.
При конструировании содержания программы курса использовался принцип спиралевидности. Младший школьный возраст отличается интенсивным формированием многих психических новообразований. В связи с этим, обучение по данному курсу целесообразно рассматривать как ряд этапов.
Одним из результатов обучения предмета «Доноведение» является осмысление и присвоение обучающимся системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.
Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.
Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.
Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует
формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.
Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия играет учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.
Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.
Ценность человечества. Осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.
В содержательную основу рабочей программы включены материалы о рельефе и почвах родного края, о полезных ископаемых, о природных явлениях, характерных для Ростовской области, о животном и растительном мире, о прошлом и настоящем своего Донского края. При изучении раздела «Яркие страницы истории земли Донской» обучающиеся подробно знакомятся с музеями городов Ростовской области. Это дает возможность на близком и наглядном материале познакомить обучающихся с историей и современностью своего Отечества и родного края.
Содержание курса
Вся программа выстроена из пяти взаимосвязанных блоков:
Я и окружающий мир,
Природа Донского края,
Человек и природа,
Жизнь на Дону,
Яркие страницы истории земли Донской.
Опираясь на поэтапное формирование представлений о родном крае, ребёнок сам может определить своё место в мире и свою сущность (я, моя семья). Так содержательный блок «Я и окружающий мир» преследует цель обучения детей правилам поведения в быту, на улицах села и большого города, в природе. Ребёнок учиться ориентироваться в окружающем мире, знакомиться с понятиями «малой Родины» и её географическом расположением, получает первичные представления о названии своего местопроживания, его расположением на карте Ростовской области, символах своего края; осознаёт свои семейные и общественные обязанности.
Следующие два блока разделены условно, так как они взаимосвязаны и должны предстать перед ребёнком целостно. Содержательный блок «Природа Донского края» включает представления учащихся о природных явлениях, природных условиях, природных процессах характерных для Ростовской области. Содержание блока предусматривает характеристики разных представителей растительного и животного мира родного края с обязательным знакомством с природоохранной деятельностью человека в крае (содержательный блок «Человек и природа»). Объектами наблюдений являются: изучение характера, изменения погодных условий, особенностей сезонных изменений родного края и присущих им природных процессов; изучение рельефа и почв родного края; полезных ископаемых; характеристики природных зон в Донском крае, живая природа.
Отбор программного содержания по каждому блоку позволяет одновременно решать и воспитательные задачи. Воспитательное воздействие содержания учебного материала зависит от отбора наиболее целесообразных для решения этой задачи фактов, событий, явлений.
Следующие содержательные блоки «Жизнь на Дону» и «Яркие страницы истории земли Донской» предполагают ознакомление учащихся с настоящим и прошлым своего родного края. Опираясь на диалектическое развитие ребёнка, одной из актуальных проблем понятия отношений в данном социуме является установление реальных и прошлых отношений. А прошлые отношения – это уже история. Младшие школьники познают прошлое и настоящее по преимуществу из окружающей жизни, наблюдая за тем, что происходит вокруг них, знакомясь с памятниками и историческими местами ближайшей округи, совершая экскурсии в местные музеи, слушая воспоминания своих родственников о недавнем прошлом. Это даёт возможность на близком и наглядном материале познакомить детей в тесной связи с историей и современностью своего Отечества и родного края. Неотрывной частью обучения является воспитательная работа, направленная на приобщение детей к традициям своего народа. В программе предусмотрено знакомство с обычаями и обрядами, традициями, уходящими своими корнями в те далёкие времена, когда в особых условиях вольницы складывался самобытный уклад жизни на Дону.
Содержание тем учебного курса
1.Я и окружающий мир (3ч) Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
2.Человек и природа (8ч) Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
3.Яркие страницы истории земли Донской (19ч) Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
4.Жизнь на Дону (4ч) Обычаи, летние обряды и праздники на Дону.
Экскурсии
В краеведческий (исторический) музей своего города, края с целью ознакомления с основными событиями истории города, края. В музей «Военно-исторический комплекс», к памятникам Великой отечественной войны.
В краеведческий музей своего города, края с целью ознакомления с основными представителями животного и растительного мира Донского края. В зоопарк, ботанический сад города, края.
Исследовательские, проектные и практические работы
Практическая работа: работа по карте Ростовской области; изготовление тематических поделок, атрибутики общества «Зелёный патруль».
Исследовательская деятельность по проблемам:
«Край, в котором я живу», «Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края», «Влияние деятельности человека на природу». «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области».
Проекты: «Семейные традиции – это связь поколений», «Что я могу сделать с мусором», «Мир природной зоны родного края» и др.
Изготовление коллективного альбома «Красная книга Ростовской области».
№ | Тема | Количество часов | УУД | Форма внеурочной деятельности |
1. | Я и окружающий мир | 3 ч | Личностные Мотивация учебной деятельности Предметные Представлять Ростовскую область как малую Родину; знакомиться с административной картой Области Войска Донского и Ростовской области, её районами Коммуникативные слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; | Экскурсии |
2. | Человек и природа | 8 ч | Личностные - объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите; Познавательные проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года; ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Регулятивные ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно); - составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий; Коммуникативные - слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; | Экскурсии Практические работы |
3. | Яркие страницы истории земли Донской | 19 ч | Познавательные находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации; Регулятивные вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном; - оценивать собственные знания и умения; - доводить дело до конца Коммуникативные осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края | Экскурсии Практические работы |
4. | Жизнь на Дону
| 4 ч | Познавательные ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Регулятивные приводить примеры достопримечательностей родного края описывать наиболее важные события истории родного края; рассказывать по результатам экскурсии о достоприме чательностях родного города Коммуникативные Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями; | Экскурсии Практические работы |
Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов (тем) | Всего часов | Из них | |
Практические работы | Экскурсии | |||
Я и окружающий мир | 3 | 1 | 3 | |
Человек и природа | 8 | 2 | 2 | |
Яркие страницы истории земли Донской | 19 | 1 | 4 | |
Жизнь на Дону | 4 | 2 | 2 | |
Планируемые результаты
Обучающийся научатся:
1. Личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим
ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. Регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. Познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. Коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
4 КЛАСС
№ урока | Тема раздела, урока | Тип урока | Дата (по плану) | Дата (по факту) | Измерители | Информационно-методическое обеспечение |
1 | 2 | 3 | 4 | | 7 | 8 |
1 | Донской край – мой край! | Практическая работа | 05.09. | | Исследовательская работа «Край, в котором я живу» | Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир 4 класс. |
2-3 | Что ты знаешь о роде своём? | Комбинированный | 12.09 19.09 | | Защита проекта «Моя семья» | ЦОР |
4 | Дом, в котором мы живём | Экскурсия | 26.09 | | Создание общества «Зелёный патруль», его атрибутики и правил. | Уроки Кирилла и Мифодия. Окружающий мир 4 класс. |
5 | Экологические проблемы воздуха в родном крае. | Комбинированный | 03.10 | | Исследовательская работа ««Экологические проблемы воздуха, воды, почвы родного края». Коллективное создание опорных знаков «Береги воздух», «Береги воду». | Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение» |
6 | Экологические проблемы воды в родном крае. | Комбинированный | 10.10 | | Уроки Кирилла и Мифодия. Окружающий мир 4 класс. | |
7 | Экологические проблемы почв родного края | Комбинированный | 17.10 | | Работа с дополнительной литературой. Создание и презентация проекта «Что можно сделать из мусора». | Уроки Кирилла и Мифодия. Окружающий мир 3 класс. |
8 | Охрана полезных ископаемых родного края. | Групповая работа | 24.10 | | Работа с картой РО, коллекцией полезных ископаемых. Создание памятки «Охрана полезных ископаемых родного края» | Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2 CD)- 2011 |
9 | Экологическое равновесие в природе | Диспут. | 07.11 | | Экскурсия в зоопарк или в ботанический сад. | Уроки Кирилла и Мифодия. Окружающий мир 4 класс. |
10-11 | Охранять природу – значит охранять Родину | Проект | 14.11 21.11 | | Проект «Красная книга» Ростовской области. Праздничное мероприятие. | Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение» |
12 | На казачьем кругу | Экскурсия | 28.11 | | Экскурсия в краеведческий музей | Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение» |
13 | Донской казак хват, силой, удалью богат | Экскурсия | 05.12 | | Экскурсия в краеведческий музей | ЦОР |
14 | Ермак Могучий. | Комбинированный | 12.12 | | Составление теста | Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2 CD)- 2011 |
15 | Степан Разин. | Комбинированный | 19.12 | | Доклады-сообщения учащихся. Проблемный диспут «Причины казачьего восстания» | Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение» |
16 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | Экскурсия | 26.12 | | Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Азова. | Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2 CD)- 2011 |
17 | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | Комбинированный | 09.01 | | Экскурсия в краеведческий музей. Составление летописи города Азова. | Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2 CD)- 2011 |
18 | Таганрог – первый порт России | Комбинированный | 16.01 | | Экскурсия по г.Таганрогу. Составление летописи города Таганрога. | Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2 CD)- 2011 |
19 | Крепость Димитрия Ростовского | Комбинированный | 23.01 | | Экскурсия по г.Ростову-на-Дону. Составление летописи города Ростова-на-Дону. | ЦОР |
20 | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | Комбинированный | 30.01 | | Доклады-сообщения учащихся. | Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2 CD)- 2011 |
21 | Вместе с Суворовым | Комбинированный | 06.02 | | Написание очерка | ЦОР |
22 | Платов Матвей Иванович | Комбинированный | 13.02 | | Экскурсия в музей станицы Старочеркасская. Составление летописи города Старочеркасска | Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2 CD)- 2011 |
23 | Новочеркасск - столица казачьего Дона | Экскурсия | 20.02 | | Экскурсия по г.Новочеркасску. Составление летописи города Новочеркасска. | Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2 CD)- 2011 |
24 | Бакланов Яков Петрович | Комбинированный | 27.02 | | | Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2 CD)- 2011 |
25 | За землю и за волю | Экскурсия | 06.03 | | Экскурсия в исторический музей. Диспут. Составление летописи Вёшенской. | Уроки Кирилла и Мифодия. Окружающий мир 4 класс. |
26 | Дон в годы строительства новой жизни | Комбинированный | 13.03 | | Экскурсия в исторический музей. Встреча с бывшими пионерами. | Уроки Кирилла и Мифодия. Окружающий мир 4 класс. |
27 | Дон в годы Великой Отечественной войны. | Экскурсия | 20.03 | | Экскурсия в музей «Военно-исторический комплекс», краеведческий музей. | Уроки Кирилла и Мифодия. Окружающий мир 4 класс. |
28 | День освобождения родного города (села, станицы) | Праздник | 03.04 | | Участие в празднике. Чествование участников войны. | Уроки Кирилла и Мифодия. Окружающий мир 4 класс. |
29 | Мирное время на Донской земле. | Проекты | 10.04 | | Исследовательская работа уч-ся «Кто работает на родной земле», «Развитие промышленности Ростовской области». Праздник «Все работы хороши – выбирай на вкус» | Уроки Кирилла и Мифодия. Окружающий мир 4 класс. |
30 | Волгодонск – город молодости | Групповая | 17.04 | | . Составление летописи города Волгодонска. | Уроки Кирилла и Мифодия. Окружающий мир 4 класс. |
31 | Троица Ивана Купала | Игры | 24.04 | | Изготовление Семика и Семичихи из соломы Купальская площадка:, забавы, потехи | Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение» |
32 | Я – гражданин Ростовской области | Игры | 15.05 | | Праздничное мероприятие, приравненное к выпускному вечеру. | Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение» |
33 | Мой город- г. Шахты Итоговый урок! | Праздник | 22.05 | | | Детская энциклопедия Кирилла и Мифодия (2 CD)- 2011 |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 33 | ||||||
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Жамгоцева И.А., Стрельцова И.В., Сухаревская Е.Ю. Методические рекомендации по использованию проектной и исследовательской деятельности в курсе «Доноведение». Для учителей начальных классов. - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2023.
Сухаревская Е.Ю., Зыбина Е.А.,Степанова Т.Г.Ткаченко А.Г.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2023
Сухаревская Е.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В. Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 3класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2023
Сухаревская Е.Ю., Величко И.Ю., Вюнникова М.М., Добреля Е.Д., Зыбина Е.А., Каклюгина О.А., Козорезова Л.В.Доноведение: Методические разработки уроков и праздничных мероприятий для учителей начальных классов. 4 класс - Ростов-на-Дону: «Издательство БАРО – ПРЕСС», 2024.
Мультимедийное приложение к курсу «Доноведение»
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. - Режим доступа: http[//school-collection. edu.ru
Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: http://nsc.1 september.ru/urok
Курс ЦДО (начальная школа). - Режим доступа: www.lyceum8.pp.ru
Начальная школа Кирилла и Мефодия. - Режим доступа: http://www.nachalka.info