Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Карагайская средняя общеобразовательная школа №2»
РАССМОТРЕНО На заседании ШМО учителей начальных классов ________________________ Журавлева Е.С. Протокол № 1 от 26 августа 2024 г. | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора По ВР _________________ Кайгородова Н.В. 26 августа 2024 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________ Новицкая В.А. Приказ № 201 30 августа 2024 г. | |
| |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лайк- Театр»
(художественно-эстетическое направление)
Возраст: 9-15 лет
Тип: модифицированная
Срок реализации: 1 год
Учителя начальных классов:
Максимова Ольга Сергеевна,
Кайгородова Ксения Александровна
с. Карагай, 2024
Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лайк- Театр» реализует художественно-эстетическое направление в 4-8 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.
Нормативно – правовая база:
Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования;
Театральное искусство- это уникальная форма искусства, способная развивать творческие способности детей, эмоциональный интеллект, учит детей красоте и выразительности движений.
Данная программа направлена на формирование у обучающихся интереса к театральному искусству. Изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, которые подкреплены практическими занятиями и выступлениями.
Воспитательная цель нашей школы: «Воспитать личность, способную решать реальные жизненные проблемы». А проблема воспитания такой личности тесно переплетается с вопросами эстетическоговоспитания.
Цель программы: приобщение детей среднего школьного возраста (4-8 классы основной школы) к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства.
Задачипрограммы:
Обучающие:
Познакомитьсисториейтеатра;
Познакомитьсосновамисценическогоискусства;
Научитьанализироватьтекстиобразыгероевхудожественныхпроизведений;
Научитьвыразительнойречи,ритмопластикеидействиюнасцене;
Сформироватьнавыкитеатрально-исполнительскойдеятельности.
Развивающие:
Развиватьтворческиезадаткикаждогоребенка;
Пробудитьинтерескчтениюипосещениютеатра;
Пробудитьинтерес к изучению мирового искусства;
Развивать эстетическое восприятие и творческоевоображение, художественныйвкус;
Развиватьиндивидуальныеактерскиеспособностидетей;
Развиватьнавыкиобщения,коммуникативнуюкультуру,умениевестидиалог;
Развиватьнавыкисамоорганизации;
Воспитательные:
Воспитыватьинтересктеатральномуискусствуизрительскуюкультуру;
Прививать культуру осмысленного чтениялитературныхидраматургическихпроизведений;
Воспитывать волевые качества, дух командности, а также трудолюбие,ответственность,внимательноеиуважительноеотношениякделуичеловеку;
Воспитывать социально адекватную личность, способнуюкактивномутворческомусотрудничеству;
Помочьобучающимсяобрестинравственныеориентиры;
Общая характеристика внеурочной деятельности«Лайк-Театр»
Данная рабочая программа направлена на выявление и развитие творческих способностей каждого ученика. Первой задачей педагога, в процессе обучения, является воспитательная функция,которая формирует интерес к занятиям театрального творчества для воспитания творческой личности.
Программа изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, закрепленных практическими занятиями, изучением театральных композиций и публичного выступления. Начать заниматься в кружке могут дети в возрасте от 9 до 15 лет без театральной подготовки.
Описание места внеурочной деятельности в учебном плане
Программа рассчитана на 1 год.Количество часов в неделю – 1 час. В год – 34 часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут в соответствии с внутренним режимом работы школы и требованиям СанПиН.
Описание ценностных ориентиров содержаниякружка «Лайк-Театр»
Данная программа ориентирована на такие важные компоненты как воспитание ценностных духовно-нравственных качеств личности:
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природыосновывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность трудаи творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность добра– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения курса
Личностными результатами изучения кружка «Лайк-Театр» являются:
развитие художественно-эстетического вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения театральных образов;
позитивная самооценка своих творческих способностей.
У учащихся формируются умения:
высказывать личностно-оценочные суждения о роли театра в жизни;
решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы;
проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в художественно-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, театральные постановки, концерты).
Метапредметными результатами:
являются способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;
сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;
работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
умение участвовать в творческой жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.
У учащихся формируются умения:
наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их;
выявлять особенности взаимодействия театральных постановок с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство и др.);
находить ассоциативные связи между художественными образами в театральных постановках и других видов искусства;
передавать свои впечатления в устной и письменной форме.
Предметными результатамиявляются:
устойчивый интерес к театру, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание значения театра в жизни человека;
освоение театральных направлений как духовного опыта поколений;
знание основных закономерностей театрального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
У учащихся формируются умения:
понимать роль театра в жизни человека; различать лирические, эпические, драматические образы;
эмоционально воспринимать, оценивать и размышлять о театральных постановках;
понимать специфику языка театра, получать представление о средствах театральной выразительности;
участвовать в публичных выступлениях класса, школы, района, края.
Формирование универсальных учебных действий
1.Формирование личностных УУД.
Учебный предмет «Лайк-Театр» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание искусства как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися театрального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
2.Формирование регулятивных УУД.
Задания и вопросы по театральному творчеству, ориентированные на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направленные на развитие регулятивных УУД.
Виды заданий:
1) выполнять действия в качестве слушателя;
2) выполнять действия в качестве правильного исполнения движений;
3) выполнять действия в качестве помощника постановщика;
4) ставить новые учебные задачи вместе с педагогом.
3.Формирование познавательных УУД.
В области развития обще-познавательных действий изучение театрального творчества будет способствовать формированию замещения и моделирования.
Виды заданий:
1) поиск и выделение необходимой информации;
2) формулировать учебную задачу;
3) ориентация в способах решения задачи.
4.Формирование коммуникативных УУД.
Виды заданий:
1) подготовка импровизаций в паре, в группе, в коллективе;
2) инсценирование на заданную тему;
3) умение работать в паре, в группе, в коллективе;
4) умение взаимодействовать при достижении единого результата.
Формы и методы работы:
Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.
На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:
индивидуальная (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного театрального приема);
групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);
коллективная (выполнение работы для подготовки к концертам и другим мероприятиям).
В завершении обучения по программе «Лайк- Театр» проводится заключительный концерт, на который приглашаются родители и выпускники.
Система оценки планируемых результатов
Необходимо подвергать педагогическому контролю те знания, умения и навыки, которые получены на занятиях, с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля являются контрольные занятия, выступления, конкурсы, которые также способствуют поддержанию интереса к театральной деятельности, направляют детей на достижение положительных результатов. Отдельно отмечается инициативность и творческий подход учащихся к представлению театральных комбинаций,показанных ими в ходе занятия. Представление анализа своего выступления и поиск решения предложенных проблемных ситуаций.
Результатом практической работы являются выступления обучающихся. Данные выступления опираются на следующие критерии: качественное исполнение театральных постановок, общий эстетичный вид исполнения, творческие находки.
Чтобы убедиться в полученных знаниях и умениях, эффективности обучения по данной образовательной программе проводится контроль:
промежуточный – контрольное занятие в конце четверти,
итоговый - показательные выступления, участие в концертах.
Содержание курса внеурочной деятельности «Лайк-Театр»
Содержание курса непосредственно связано с содержанием предметов «Музыка», «Изобразительное искусство». Данный курс содержит основы изучения театральной культуры от истоков происхождения и эпохи Средневековья, ознакомление учащихся с наиболее важными событиями данных эпох, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Возникновение театров связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности.
Учебный (тематический) план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
Поплану | Фактически | |||
1 | Вводное занятие | 1 | | |
2 | Основытеатральнойкультуры | 2 | | |
3 | Сценическая речь | 5 | | |
4 | Ритмопластика | 3 | | |
5 | Актерское мастерство | 4 | | |
6 | Промежуточная аттестация | 2 | | |
7 | Знакомство с драматургией (работа над спектаклем) | 15 | | |
8 | Итоговое занятие | 2 | | |
| ИТОГО: | 34 ч. | | |
Учебный(тематический)планразвернутый:
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Дата | |
Поплану | Фактически | |||
1 | Вводное занятие | 1 | | |
2 | Основы театральной культуры | 2 | | |
2.1 | История театра | 1 | | |
2.2 | Виды театрального искусства | 1 | | |
3 | Сценическая речь | 5 | | |
3.1 | Речевой тренинг | 2 | | |
3.2 | Работа над литературно-художественным произведением | 3 | | |
4 | Ритмопластика | 3 | | |
4.1 | Пластический тренинг | 1 | | |
4.2 | Пластический образ персонажа | 1 | | |
4.3 | Элементы танцевальных движений | 1 | | |
5 | Актерское мастерство | 4 | | |
5.1 | Организация внимания, воображения, памяти | 1 | | |
5.2 | Игры на развитие чувства пространства и партнерского взаимодействия | 1 | | |
5.3 | Сценическое действие | 2 | | |
6 | Промежуточная аттестация | 2 | | |
7 | Знакомство с драматургией (работа над спектаклем) | 15 | | |
7.1 | Знакомство со сценарием спектакля | 2 | | |
7.2 | Работа над отдельными эпизодами | 2 | | |
7.3 | Выразительность речи, мимики, жестов | 3 | | |
7.4 | Закрепление мизасцен | 2 | | |
7.5 | Изготовление реквизита, декораций | 3 | | |
7.6 | Прогонные и генеральные репетиции | 3 | | |
8 | Итоговое занятие | 2 | | |
| ИТОГО: | 34 ч. | | |
Содержаниеучебного(тематического)плана
Вводноезанятие.
Практика.Инструктажпотехнике безопасности.Организационныевопросы.Уставиназваниеколлектива.Графикзанятийирепетиций.
Основытеатральнойкультуры.
1.Историятеатра.
Теория. Древнегреческий театр.ТеатрэпохиВозрождения.РусскийТеатр.Известныерусскиеактеры.
Практика.Просмотрпрезентаций,учебныхвидеороликов.
2.Видытеатральногоискусства.
Теория.Драматическийтеатр.Музыкальныйтеатр:Опера,Балет,Мюзикл.Особенности.Театркукол.
Практика.Просмотрвидеозаписейзнаменитыхтеатральныхпостановок.
Сценическаяречь
Речевойтренинг.
Теория.Особенности и свойстваголоса.
Практика.Речевые тренинги: артикуляция. Речеваягимнастика. Дикция. Интонация. Выразительность речи. Работанадинтонационнойвыразительностью.Упражнения.
Работанадлитературно-художественнымпроизведением.
Практика.Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения:басня,стихотворение,отрывокизпрозаическогохудожественногопроизведения.
Ритмопластика.
1.Пластическийтренинг.
Практика.Развитие над пластикой. Разминка, настройка, расслабление/напряжение. Упражнения на внимание,воображение,ритм.
2.Образперсонажа в пластике.
Практика. Музыка и движение. Походка, жесты,пластикатела.
Этюдныепластическиезарисовки.
3.Элементытанцевальныхдвижений.
Теория.Танецприсозданииобразасценического персонажа.Современныйэстрадныйтанец.
Практика.Основныетанцевальныеэлементы.Эстрадныйтанец.
Актерскоемастерство.
1.Организациявнимания,воображения,памяти.
Теория.Знакомствосправиламиактерского тренинга.
Практика.Актерский тренинг. Упражненияна развитие актерскихнавыков.Коммуникативныеигры.
Игры:«Волшебная катина»,«Переводцветавзвук,запахавжестит.д.»Упражнения «Сумей передать другому», «Что появилось нового», «Найди предмет»
2.Игрынаразвитиечувствапространстваипартнерскоговзаимодействия
Теория.Знакомствосправиламипартнерского взаимодействия. Техника безопасности в игровом взаимодействии.
Практика.Игры:«Мозаика»,«Я- монарх»,«Снимается кино»,«Салют».
3.Сценическоедействие.
Теория.Элементысценическогодействия. Пантомима.«Вес». «Оценка».Связьсловесныхэлементовдействиясбессловеснымидействиями.
Практика.Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения.Работанадиндивидуальностью.
Промежуточнаяаттестациявформеоткрытогозанятия.
Знакомствосдраматургией.Работанадспектаклем.
1.Выборспектакля.
Теория. Выбор спектакля. Работа за столом. Чтение. Обсуждение спектакля. Анализ спектакля.Определениетемыспектакля.Анализсюжетнойлинии.Главныесобытия,событийныйряд.
2.Работанадотдельнымиэпизодами.
Практика.Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданиемобраза,выразительностьюихарактеромперсонажа. Репетицииотдельныхсцен,картин.
3.Выразительностьречи,мимики,жестов.
Практика.Работанадхарактеромперсонажей.Поисквыразительныхсредствиприемов.
4.Закреплениеотдельных мизансцен.
Практика.Репетиции.Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.
5.Изготовление реквизита, декораций.Практика.Изготовление костюмов, реквизита, декораций.Выбормузыкальногооформления.
6.Прогонныеигенеральныерепетиции.
Практика.Репетициикактворческийпроцессиколлективнаяработанарезультат с использованиемвсехзнаний,навыков,техническихсредствиталанта.
Итоговоезанятие.
Практика. Премьера. Анализ показа спектакля (рефлексия). Творческая встреча со зрителем.
Информационно - методическое обеспечение программы
Результат реализации программы «Лайк-Театр» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.
Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.
Печатные пособия:
Справочно-информационная литература
Техника изучения танцев.
Календарно – тематическое планирование
Видео-, аудиоматериалы:
Инструментальная музыка
Классическая музыка
Музыка для разминки
Музыка для эстрадных танцев
Народная музыка
Современная музыка
Оборудование:
Музыкальный центр, ноутбук
Коврики
Маты
Материально-техническиеусловияреализациипрограммы
Материально-техническоеобеспечение:
сцена,оборудованнаяосветительнымиприборами;
проветриваемыйзалдляпроведенияразминки,актерскоготренинга;
стульядлядетейизрителейсогласно(СанПиН1.2.3685-21);
ноутбукимультимедийнаяаппаратура,экран;
аудиосистемадлявоспроизведениямузыки;
усилителизвука;
фотоивидеоаппаратура;
Учебно-информационноеобеспечениепрограммы:
Нормативно-правовыеактыидокументы:
Федеральныйзаконот29декабря2012г.№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»;
Федеральныйзаконот26мая2021г.№144-ФЗ«ОвнесенииизмененийвФедеральныйзакон«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»;
СтратегияразвитиявоспитаниявРоссийскойФедерациинапериоддо2025года(утв.РаспоряжениемПравительстваРоссийскойФедерацииот29мая2015г.№996-р);
Концепцияразвитиядополнительногообразованиядетей(от4сентября2014г.№1726-р);
Методические рекомендации по проектированию дополнительных обще образовательных общеразвивающих программ (приложение к письму Министерства образования и наукиРоссийскойФедерацииот18ноября2015г.№09-3242);
ПриказМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот23августа2017г.№816«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательныхпрограмм»;
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот9ноября2018г.№196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»;
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот13марта2019№114«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессиональногообучения,дополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»;
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот3сентября2019г.№467«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образованиядетей»;
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот24сентября2020г.№519«О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднегообщего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерацииот17мая2012г.№413»;
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот22марта2021г.№115«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательнымпрограммам – образовательнымпрограммамначального общего,основногообщегоисреднегообщегообразования»;
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31мая2021г.№286«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования»;
ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31мая2021г.№287«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования»;
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительногообразованиядетейивзрослых»;
ПостановлениеГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийскойФедера-ции от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлениядетейимолодежи»;
ПостановлениеГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийскойФедерацииот28января2021г.№2«Обутверждениисанитарныхправил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человекафакторовсредыобитания».
Устав образовательной организации (государственного, муниципального, районного,сельского, автономного, бюджетного образовательного учреждения) и далее указать названиенаселенногопункта.
Списоклитературы:
Дляобучающихся:
АбалкинН.А.Рассказыотеатре.–М.:Молодаягвардия,1986;
АлянскийЮ.Л.Азбукатеатра.–Л.:Детскаялитература,1990;
БеседыК.С.СтаниславскоговстудииБольшоготеатрав1918-1922гг./Библиотечка«Впомощьхудожественнойсамодеятельности;№10:Трудактера;вып.37/.М.:«Сов.Россия»,1990.