РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лайк- Театр»

0
0
Материал опубликован 14 January в группе

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Карагайская средняя общеобразовательная школа №2»



РАССМОТРЕНО

На заседании ШМО учителей начальных классов

________________________

Журавлева Е.С.

Протокол № 1

от 26 августа 2024 г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

По ВР


_________________

Кайгородова Н.В.

26 августа 2024 г.


УТВЕРЖДЕНО

Директор школы



________________

Новицкая В.А.

Приказ № 201

30 августа 2024 г.






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Лайк- Театр»

(художественно-эстетическое направление)





Возраст: 9-15 лет

Тип: модифицированная

Срок реализации: 1 год



Учителя начальных классов:

Максимова Ольга Сергеевна,

Кайгородова Ксения Александровна



с. Карагай, 2024

Пояснительная записка

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лайк- Театр» реализует художественно-эстетическое направление в 4-8 классах в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования второго поколения.

Нормативно – правовая база:

Закона Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012»;

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ;

Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;

Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям образования;

Театральное искусство- это уникальная форма искусства, способная развивать творческие способности детей, эмоциональный интеллект, учит детей красоте и выразительности движений.

Данная программа направлена на формирование у обучающихся интереса к театральному искусству. Изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, которые подкреплены практическими занятиями и выступлениями.

Воспитательная цель нашей школы: «Воспитать личность, способную решать реальные жизненные проблемы». А проблема воспитания такой личности тесно переплетается с вопросами эстетическоговоспитания.

Цель программы: приобщение детей среднего школьного возраста (4-8 классы основной школы) к искусству театра, развитие творческих способностей и формирование социально активной личности средствами театрального искусства.

Задачипрограммы:

Обучающие:

Познакомитьсисториейтеатра;

Познакомитьсосновамисценическогоискусства;

Научитьанализироватьтекстиобразыгероевхудожественныхпроизведений;

Научитьвыразительнойречи,ритмопластикеидействиюнасцене;

Сформироватьнавыкитеатрально-исполнительскойдеятельности.

Развивающие:

Развиватьтворческиезадаткикаждогоребенка;

Пробудитьинтерескчтениюипосещениютеатра;

Пробудитьинтерес к изучению мирового искусства;

Развивать эстетическое восприятие и творческоевоображение, художественныйвкус;

Развиватьиндивидуальныеактерскиеспособностидетей;

Развиватьнавыкиобщения,коммуникативнуюкультуру,умениевестидиалог;

Развиватьнавыкисамоорганизации;

Воспитательные:

Воспитыватьинтересктеатральномуискусствуизрительскуюкультуру;

Прививать культуру осмысленного чтениялитературныхидраматургическихпроизведений;

Воспитывать волевые качества, дух командности, а также трудолюбие,ответственность,внимательноеиуважительноеотношениякделуичеловеку;

Воспитывать социально адекватную личность, способнуюкактивномутворческомусотрудничеству;

Помочьобучающимсяобрестинравственныеориентиры;

Общая характеристика внеурочной деятельности«Лайк-Театр»

Данная рабочая программа направлена на выявление и развитие творческих способностей каждого ученика. Первой задачей педагога, в процессе обучения, является воспитательная функция,которая формирует интерес к занятиям театрального творчества для воспитания творческой личности.

Программа изучается с учетом системного и последовательного освоения теоретических знаний, закрепленных практическими занятиями, изучением театральных композиций и публичного выступления. Начать заниматься в кружке могут дети в возрасте от 9 до 15 лет без театральной подготовки.

Описание места внеурочной деятельности в учебном плане

Программа рассчитана на 1 год.Количество часов в неделю – 1 час. В год – 34 часа. Продолжительность одного занятия составляет 40 минут в соответствии с внутренним режимом работы школы и требованиям СанПиН.

Описание ценностных ориентиров содержаниякружка «Лайк-Театр»

Данная программа ориентирована на такие важные компоненты как воспитание ценностных духовно-нравственных качеств личности:

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.

Ценность природыосновывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы.

Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность трудаи творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность добра– направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности – любви.

Ценность гражданственности– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.



Личностные, метапредметные и предметные результатыосвоения курса

Личностными результатами изучения кружка «Лайк-Театр» являются:

развитие художественно-эстетического вкуса, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;

реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) исполнения театральных образов;

позитивная самооценка своих творческих способностей.

У учащихся формируются умения:

высказывать личностно-оценочные суждения о роли театра в жизни;

решать творческие задачи, участвовать в художественных событиях школы;

проявлять творческую инициативу в различных сферах художественно-творческой деятельности, в художественно-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, театральные постановки, концерты).

Метапредметными результатами:

являются способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях;

сравнение, анализ, обобщение, нахождение ассоциативных связей между произведениями разных видов искусства;

работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

умение участвовать в творческой жизни класса, школы, города и др. и продуктивно сотрудничать со сверстниками при решении различных творческих задач.

У учащихся формируются умения:

наблюдать за разнообразными явлениями жизни, искусства и оценивать их;

выявлять особенности взаимодействия театральных постановок с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство и др.);

находить ассоциативные связи между художественными образами в театральных постановках и других видов искусства;

передавать свои впечатления в устной и письменной форме.

Предметными результатамиявляются:

устойчивый интерес к театру, к художественным традициям своего народа, к различным видам музыкально-творческой деятельности, понимание значения театра в жизни человека;

освоение театральных направлений как духовного опыта поколений;

знание основных закономерностей театрального искусства, умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.

У учащихся формируются умения:

понимать роль театра в жизни человека; различать лирические, эпические, драматические образы;

эмоционально воспринимать, оценивать и размышлять о театральных постановках;

понимать специфику языка театра, получать представление о средствах театральной выразительности;

участвовать в публичных выступлениях класса, школы, района, края.

Формирование универсальных учебных действий

1.Формирование личностных УУД.

Учебный предмет «Лайк-Театр» прежде всего, способствует личностному развитию ученика, поскольку обеспечивает понимание искусства как средство общения между людьми. В нем раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита отечества и другие, запечатленные в художественных образах. На основе освоения обучающимися театрального искусства в сфере личностных действий будут сформированы эстетические и ценностно-смысловые ориентации учащихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

2.Формирование регулятивных УУД.

Задания и вопросы по театральному творчеству, ориентированные на формирование действий контроля и самоконтроля, оценки и самооценки процесса и результатов учебных действий, направленные на развитие регулятивных УУД.

Виды заданий:

1) выполнять действия в качестве слушателя;

2) выполнять действия в качестве правильного исполнения движений;

3) выполнять действия в качестве помощника постановщика;

4) ставить новые учебные задачи вместе с педагогом.

3.Формирование познавательных УУД.

В области развития обще-познавательных действий изучение театрального творчества будет способствовать формированию замещения и моделирования.

Виды заданий:

1) поиск и выделение необходимой информации;

2) формулировать учебную задачу;

3) ориентация в способах решения задачи.

4.Формирование коммуникативных УУД.

Виды заданий:

1) подготовка импровизаций в паре, в группе, в коллективе;

2) инсценирование на заданную тему;

3) умение работать в паре, в группе, в коллективе;

4) умение взаимодействовать при достижении единого результата.

Формы и методы работы:

Формы и методы организации деятельности воспитанников ориентированы на их индивидуальные и возрастные особенности.

На занятиях предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности:

индивидуальная (учащемуся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенного театрального приема);

групповая (разделение на мини-группы для выполнения определенной работы);

коллективная (выполнение работы для подготовки к концертам и другим мероприятиям).

В завершении обучения по программе «Лайк- Театр» проводится заключительный концерт, на который приглашаются родители и выпускники.

Система оценки планируемых результатов

Необходимо подвергать педагогическому контролю те знания, умения и навыки, которые получены на занятиях, с целью выявления качества усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения. Формами педагогического контроля являются контрольные занятия, выступления, конкурсы, которые также способствуют поддержанию интереса к театральной деятельности, направляют детей на достижение положительных результатов. Отдельно отмечается инициативность и творческий подход учащихся к представлению театральных комбинаций,показанных ими в ходе занятия. Представление анализа своего выступления и поиск решения предложенных проблемных ситуаций.

Результатом практической работы являются выступления обучающихся. Данные выступления опираются на следующие критерии: качественное исполнение театральных постановок, общий эстетичный вид исполнения, творческие находки.

Чтобы убедиться в полученных знаниях и умениях, эффективности обучения по данной образовательной программе проводится контроль:

промежуточный – контрольное занятие в конце четверти,

итоговый - показательные выступления, участие в концертах.

Содержание курса внеурочной деятельности «Лайк-Театр»

Содержание курса непосредственно связано с содержанием предметов «Музыка», «Изобразительное искусство». Данный курс содержит основы изучения театральной культуры от истоков происхождения и эпохи Средневековья, ознакомление учащихся с наиболее важными событиями данных эпох, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Возникновение театров связано с трудовыми процессами, играми, старинными обрядами, религиозными праздниками. В каждой местности они имели свои особенности.



Учебный (тематический) план

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Поплану

Фактически

1

Вводное занятие

1



2

Основытеатральнойкультуры

2



3

Сценическая речь

5



4

Ритмопластика

3



5

Актерское мастерство

4



6

Промежуточная аттестация

2



7

Знакомство с драматургией (работа над спектаклем)

15



8

Итоговое занятие

2




ИТОГО:

34 ч.





Учебный(тематический)планразвернутый:

п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

Поплану

Фактически

1

Вводное занятие

1



2

Основы театральной культуры

2



2.1

История театра

1



2.2

Виды театрального искусства

1



3

Сценическая речь

5



3.1

Речевой тренинг

2



3.2

Работа над литературно-художественным произведением

3



4

Ритмопластика

3



4.1

Пластический тренинг

1



4.2

Пластический образ персонажа

1



4.3

Элементы танцевальных движений

1



5

Актерское мастерство

4



5.1

Организация внимания, воображения, памяти

1



5.2

Игры на развитие чувства пространства и партнерского взаимодействия

1



5.3

Сценическое действие

2



6

Промежуточная аттестация

2



7

Знакомство с драматургией (работа над спектаклем)

15



7.1

Знакомство со сценарием спектакля

2



7.2

Работа над отдельными эпизодами

2



7.3

Выразительность речи, мимики, жестов

3



7.4

Закрепление мизасцен

2



7.5

Изготовление реквизита, декораций

3



7.6

Прогонные и генеральные репетиции

3



8

Итоговое занятие

2




ИТОГО:

34 ч.





Содержаниеучебного(тематического)плана

Вводноезанятие.

Практика.Инструктажпотехнике безопасности.Организационныевопросы.Уставиназваниеколлектива.Графикзанятийирепетиций.

Основытеатральнойкультуры.

1.Историятеатра.

Теория. Древнегреческий театр.ТеатрэпохиВозрождения.РусскийТеатр.Известныерусскиеактеры.

Практика.Просмотрпрезентаций,учебныхвидеороликов.

2.Видытеатральногоискусства.

Теория.Драматическийтеатр.Музыкальныйтеатр:Опера,Балет,Мюзикл.Особенности.Театркукол.

Практика.Просмотрвидеозаписейзнаменитыхтеатральныхпостановок.

Сценическаяречь

Речевойтренинг.

Теория.Особенности и свойстваголоса.

Практика.Речевые тренинги: артикуляция. Речеваягимнастика. Дикция. Интонация. Выразительность речи. Работанадинтонационнойвыразительностью.Упражнения.

Работанадлитературно-художественнымпроизведением.

Практика.Особенности работы над стихотворным и прозаическим текстом. Выбор произведения:басня,стихотворение,отрывокизпрозаическогохудожественногопроизведения.

Ритмопластика.

1.Пластическийтренинг.

Практика.Развитие над пластикой. Разминка, настройка, расслабление/напряжение. Упражнения на внимание,воображение,ритм.

2.Образперсонажа в пластике.

Практика. Музыка и движение. Походка, жесты,пластикатела.

Этюдныепластическиезарисовки.

3.Элементытанцевальныхдвижений.

Теория.Танецприсозданииобразасценического персонажа.Современныйэстрадныйтанец.

Практика.Основныетанцевальныеэлементы.Эстрадныйтанец.

Актерскоемастерство.

1.Организациявнимания,воображения,памяти.

Теория.Знакомствосправиламиактерского тренинга.

Практика.Актерский тренинг. Упражненияна развитие актерскихнавыков.Коммуникативныеигры.

Игры:«Волшебная катина»,«Переводцветавзвук,запахавжестит.д.»Упражнения «Сумей передать другому», «Что появилось нового», «Найди предмет»

2.Игрынаразвитиечувствапространстваипартнерскоговзаимодействия

Теория.Знакомствосправиламипартнерского взаимодействия. Техника безопасности в игровом взаимодействии.

Практика.Игры:«Мозаика»,«Я- монарх»,«Снимается кино»,«Салют».

3.Сценическоедействие.

Теория.Элементысценическогодействия. Пантомима.«Вес». «Оценка».Связьсловесныхэлементовдействиясбессловеснымидействиями.

Практика.Практическое освоение словесного и бессловесного действия. Упражнения.Работанадиндивидуальностью.

Промежуточнаяаттестациявформеоткрытогозанятия.

Знакомствосдраматургией.Работанадспектаклем.

1.Выборспектакля.

Теория. Выбор спектакля. Работа за столом. Чтение. Обсуждение спектакля. Анализ спектакля.Определениетемыспектакля.Анализсюжетнойлинии.Главныесобытия,событийныйряд.

2.Работанадотдельнымиэпизодами.

Практика.Творческие пробы. Показ и обсуждение. Распределение ролей. Работа над созданиемобраза,выразительностьюихарактеромперсонажа. Репетицииотдельныхсцен,картин.

3.Выразительностьречи,мимики,жестов.

Практика.Работанадхарактеромперсонажей.Поисквыразительныхсредствиприемов.

4.Закреплениеотдельных мизансцен.

Практика.Репетиции.Закрепление мизансцен отдельных эпизодов.

5.Изготовление реквизита, декораций.Практика.Изготовление костюмов, реквизита, декораций.Выбормузыкальногооформления.

6.Прогонныеигенеральныерепетиции.

Практика.Репетициикактворческийпроцессиколлективнаяработанарезультат с использованиемвсехзнаний,навыков,техническихсредствиталанта.

Итоговоезанятие.

Практика. Премьера. Анализ показа спектакля (рефлексия). Творческая встреча со зрителем.

Информационно - методическое обеспечение программы

Результат реализации программы «Лайк-Театр» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым, сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

Печатные пособия:

Справочно-информационная литература

Техника изучения танцев.

Календарно – тематическое планирование

Видео-, аудиоматериалы:

Инструментальная музыка

Классическая музыка

Музыка для разминки

Музыка для эстрадных танцев

Народная музыка

Современная музыка

Оборудование:

Музыкальный центр, ноутбук

Коврики

Маты

Материально-техническиеусловияреализациипрограммы

Материально-техническоеобеспечение:

сцена,оборудованнаяосветительнымиприборами;

проветриваемыйзалдляпроведенияразминки,актерскоготренинга;

стульядлядетейизрителейсогласно(СанПиН1.2.3685-21);

ноутбукимультимедийнаяаппаратура,экран;

аудиосистемадлявоспроизведениямузыки;

усилителизвука;

фотоивидеоаппаратура;

Учебно-информационноеобеспечениепрограммы:

Нормативно-правовыеактыидокументы:

Федеральныйзаконот29декабря2012г.№273-ФЗ«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»;

Федеральныйзаконот26мая2021г.№144-ФЗ«ОвнесенииизмененийвФедеральныйзакон«ОбобразованиивРоссийскойФедерации»;

СтратегияразвитиявоспитаниявРоссийскойФедерациинапериоддо2025года(утв.РаспоряжениемПравительстваРоссийскойФедерацииот29мая2015г.№996-р);

Концепцияразвитиядополнительногообразованиядетей(от4сентября2014г.№1726-р);

Методические рекомендации по проектированию дополнительных обще образовательных общеразвивающих программ (приложение к письму Министерства образования и наукиРоссийскойФедерацииот18ноября2015г.№09-3242);

ПриказМинистерстваобразованияинаукиРоссийскойФедерацииот23августа2017г.№816«Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализацииобразовательныхпрограмм»;

ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот9ноября2018г.№196«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»;

ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот13марта2019№114«Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессиональногообучения,дополнительнымобщеобразовательнымпрограммам»;

ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот3сентября2019г.№467«Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образованиядетей»;

ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот24сентября2020г.№519«О внесении изменения в федеральный государственный образовательный стандарт среднегообщего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерацииот17мая2012г.№413»;

ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот22марта2021г.№115«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основнымобщеобразовательнымпрограммам – образовательнымпрограммамначального общего,основногообщегоисреднегообщегообразования»;

ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31мая2021г.№286«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общегообразования»;

ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31мая2021г.№287«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общегообразования»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 652н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительногообразованиядетейивзрослых»;

ПостановлениеГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийскойФедера-ции от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровлениядетейимолодежи»;

ПостановлениеГлавногогосударственногосанитарноговрачаРоссийскойФедерацииот28января2021г.№2«Обутверждениисанитарныхправил и норм СанПиН1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человекафакторовсредыобитания».

Устав образовательной организации (государственного, муниципального, районного,сельского, автономного, бюджетного образовательного учреждения) и далее указать названиенаселенногопункта.

Списоклитературы:

Дляобучающихся:

АбалкинН.А.Рассказыотеатре.–М.:Молодаягвардия,1986;

АлянскийЮ.Л.Азбукатеатра.–Л.:Детскаялитература,1990;

БеседыК.С.СтаниславскоговстудииБольшоготеатрав1918-1922гг./Библиотечка«Впомощьхудожественнойсамодеятельности;№10:Трудактера;вып.37/.М.:«Сов.Россия»,1990.





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.