Рабочая программа внеурочной деятельности «Обучение молодёжи жизненным навыкам»

2
0
Материал опубликован 17 October 2017 в группе

Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 5»

Утверждаю

Директор МАОУ СОШ № 5

______________ И.Г.Попова

Приказ __________________

«____»____________ 2017 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

основного общего образования

 для учащихся 5, 6, 7 классов

«Обучение молодёжи жизненным навыкам»

на 2017-2018 учебный год

Составитель:

М.Н. Степанова

педагог-психолог

 

Сухой Лог

2017 год

Пояснительная записка

Наиболее перспективной и эффективной в современном мире считается профилактическая стратегия обучения молодежи жизненным навыкам. Наличие адекватной информации, развитие самостоятельности у подростка, помощь и поддержка, узнать о себе. Такая потребность способствует освоению и присвоению ценности вести здоровый образ жизни. Для этого важно учитывать особенности современной молодёжи и влияния той среды, в которой она живет и присваивает себе ценности жизни. Те трудности с которыми встречается современная молодежь не всегда может справиться самостоятельно, и данная программа обучает молодежь быть вооруженными знаниями -навыками которые им помогут правильно найти эффективный путь по преодолению той или иной ситуации не нанеся вред себе и окружающему их обществу.

Целью данной программы является: формирование жизненных навыков у учащихся и приобретения опыта использования их для успешной социализации личности в обществе.

Данная цель достигается через следующие задачи:

1. Развить навыки стрессоустойчивости и умение нейтрализации эмоциональных и социальных проблем.

2. Развить способности к взаимопониманию.

3. Побудить к самостоятельности в принятии решения, через умения не перекладывать на других решение собственных проблем, через понимание собственных задач в конкретной ситуации.

Программа, прежде всего, учитывает приобретение опыта безопасного поведения в различных жизненных обстоятельствах, жизненных ситуациях, в том числе и употребление наркотиков. Вот лишь несколько возможных индивидуальных предпосылок потребления ПАВ:

Имитация – молодые особи, а человек – дитя природы, учатся подражать старшим. Если молодой человек видит перед собой взрослого, курящего сигарету или принимающего алкоголь, ему захочется сделать то же самое.

Принадлежность к группе – человек – это социальное существо. Он ждет, что его примет группа, к которой он хочет принадлежать. Люди тянутся к себе подобным, и это особо важно в подростковом возрасте, когда появляется чувство собственного «я». Желание быть частью группы, в которую принимают за присвоение какой – либо ценности влечёт подростков к иллюзорной мечте изменений.

Потребность быть взрослым – взрослые имеют некоторые «преимущества и выгоды». Взрослым разрешено то, что нельзя детям (например, пить алкоголь, курить), у взрослых иная шкала отношений. Иногда взрослые обращаются с молодыми людьми, как с детьми, и одновременно ждут от них взрослого поведения. Не удивительно, что и подростки хотят казаться взрослыми, не являясь таковыми.

Любопытство – взрослая жизнь, которая скрыта от подростков, окружена ореолом тайны, которая усиливает любопытство. Любопытство – это важное качество для изучения, это качество педагоги должны поощрять, но любопытство к тому, что они еще не готовы понять и осмыслить, поощрять, естественно, не следует.

Исследование своих возможностей - подростковый возраст – время определения своих возможностей, что человек способен сделать. Подростки спрашивают себя: «Что я могу сделать?» и они исследуют свои возможности и возможности других. Для некоторых необходимо знать границы и рамки родительской любви и заботы. Исследование границы – что может сказать молодой человек: «Я хочу быть свободен». «Я смогу остановиться, когда захочу!».

Низкое чувство собственного достоинства – некоторые подростки невысокого мнения о себе, и они хотят узнать мнение других о себе. Прием наркотиков повышает самомнение. Низкое чувство собственного достоинства: «Я чувствую себя плохо, но ничего не сделаю, чтобы почувствовать лучше», «Я не так привлекателен, как мои друзья».

Уход от действительности – у многих подростков имеется желание уйти от действительности. Некоторые находятся в тяжелых условиях: их оскорбляют в семье, унижают, избивают, насилуют. Другие - скрывают свои проблемы. (например, неразделенную любовь, гиперпротекцию или, когда возможности не соответствуют родительским ожиданиям, или общая неудовлетворенность жизнью.

Скука и потребность в возбуждении – многие утверждают, что их жизнь скучна. Чаще они оправдывают свою бездеятельность, но некоторые действительно испытывают скуку. Они жаждут эмоций, но не всегда получают их и считают, что имеют проблемы социального характера или физические недостатки. Скука и потребность в эмоциях – что же молодой человек может подумать? «Что я сейчас делаю?». «Я хочу испытать радость!».

Неуязвимость, риск – часто подростки не имеют опыта в тех вещах, которые делают. Иногда они не знают своих «слабых сторон», уязвимых мест и идут на риск. Неуязвимость, риск – что молодой человек может сказать? «Я слишком умен, чтобы тревожиться!». «Со мной ничего не случится!».

Кроме выше указанных факторов, есть еще множество других, которые могут привести к необдуманному решению к употреблению ПАВ.

Возрастная категория участников программы: 11-14 лет.

Срок реализации программы 1 год – 35 занятий.

В неделю 1 занятие - 40 минут.

Методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники:

- тренинговые формы работы;

- моделирование и анализ проблемных ситуаций;

- беседа;

- телесно-ориентированные техники;

-рефлексия.

Формы организации и проведения профилактической работы

Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах (фактически это тематическое занятие с элементами группового тренинга).

Данную программу ведет педагог-психолог.

Программа предусматривает шесть этапов реализации:

1 этап: старт;

2 этап: основные потребности;

3 этап: самопонимание и самоуважение;

4 этап: чувства;

5 этап: мысли;

6 этап: коммуникации.

Ожидаемый результат:

1. Овладение навыками стрессоустойчивости и умением нейтрализации эмоциональных и социальных проблем.

2. Овладеть способностью к взаимопониманию.

3. Осознавать свою способность в самостоятельном принятии решении, через умения не перекладывать на других решения собственных проблем, через понимание собственных задач в конкретной ситуации.

Содержание курса внеурочной деятельности

п/п

Этапы

Название

Цель

1

I. Старт

1.Стартовое занятие.

2. «Здравствуйте!»

- установить основные правила для работы по «Жизненным навыкам»;

- создание позитивной, доброжелательной, комфортной и доверительной атмосферы

2 занятия

2

II. Основные потребности

1.Пирамида жизни.

2.«Торт» потребностей.- 1 и 2 часть.

3. «Моё развитие».

4.«Мой выбор».

5.«Права ребенка»

6. «Мир моих увлечений». 1 и 2 часть

- познать свои и чужие чувства;

-определение основных потребностей человека;

- каждый человек имеет свои темпы развития;

- побуждать детей самостоятельно и ответственно делать выбор;

- информировать детей о правах, законах общества, научить их находить помощь, когда это необходимо;

- раскрытие многогранности и индивидуальности личности

8 занятий

3

III. Самопонимание и самоуважение

1.«Кто я?»

2. «Мы одинаковые – мы разные». 1 и 2 часть.

3. «Я имею право выражать мое собственное мнение».

4. «Театр кукол». 1 и 2 часть.

5. «Хороший ли ты слушатель?»

-помочь ученикам осознать себя, понять свое «Я»;

-исследовать причины предупреждения и значения разнообразия;

-научить детей выражать собственное мнение, даже если окружающие их люди имеют другую точку зрения;

-показать подросткам способы взаимодействия с внешним миром, дать детям возможность осознания состояния зависимости;

-научить детей слушать других и разрабатывать эти навыки.

7 занятий

4

IV.Чувства

1.«Дружба». 1 и 2 часть

2. «Ящик с проблемами». 1 и 2 часть.

3. «Нравится – не нравится». 1 и 2 часть.

-понять что такое «дружба», определить её границы;

- научить детей рассказывать о своих проблемах, развивать отзывчивость и готовность помогать другим;

-оценить свои позитивные и негативные чувства, получить знания о чувствах – «нравится –не нравится».

6 занятий

5

V. Мысли

1. «Я могу иметь собственное мнение». 1 и 2 часть.

2. «Чтобы я сделал (а) бы?»

-научить делать выбор, а не принимать первое попавшееся решение;

-дать детям шанс попрактиковаться в решении сложных проблем.

3 занятия

6

VI. Коммуникации

1.«Наши роли». 1 и 2 часть.

2. «Я и другие Я». 1 и 2 часть

3. «Различные способы общения». 1 и 2 часть

4. «Вы убеждены?». 1 и 2 часть.

5. Итоговое занятие.

-помочь познать себя и свою роль в жизни;

-научить оценивать свои позитивные, негативные качества. И безопасно использовать их;

-помочь ученикам освоить различные пути общения между собой.

-научить детей способности убеждать, и пользоваться этой способностью в принятии решений.

9 занятий

35 часов

Учебно-тематический план

п/п

Учебно-тематическое планирование

План

Факт

Кол-во часов

Примечание

1.

Стартовое занятие

   

1

 

2.

«Здравствуйте!»

   

1

 

3.

Пирамида жизни

   

1

 

4.

5.

«Торт» потребностей»1 и 2 часть

   

2

 

6.

«Мое развитие»

   

1

 

7.

«Мой выбор»

   

1

 

8.

«Права ребенка»

   

1

 

9.

10.

«Мир моих увлечений». 1 и 2 часть

   

2

 

11.

«Кто я?»

   

1

 

12.

13.

«Мы одинаковые? Мы разные?»

   

2

 

14.

«Я имею право выражать свое мнение».

   

1

 

15.

16.

«Театр кукол»

   

2

 

17.

18.

«Хороший ли ты слушатель?»

   

1

 

19.

20.

«Дружба». 1 и 2 часть

   

2

 

21.

22.

«Ящик с проблемами». 1 и 2 часть

   

2

 

23.

24.

«Нравится – не нравится». 1 и 2 часть

   

2

 

25.

26.

«Я могу иметь собственное мнение». 1 и 2 часть

   

2

 

27.

«Чтобы я сделал(а) бы?»

   

1

 

28.

29.

«Наши роли».

1 и 2 часть

   

2

 

30.

31.

«Я и другие я.» 1 и 2 часть

   

2

 

32.

33.

«Различные пути общения». 1 и 2 часть

   

2

 

34.

«Вы убеждены?» 1 и 2 часть

   

2

 

35.

Итоговое занятие

   

1

 
 

итого

   

35

 

Список литературы:

1. Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их использования. Пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов, работающих с детьми и подростками. Сухой Лог 2015 год.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.