Рабочая программа внеурочной деятельности «Обучение молодёжи жизненным навыкам»
Управление образования Администрации городского округа Сухой Лог
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 5»
Утверждаю
Директор МАОУ СОШ № 5
______________ И.Г.Попова
Приказ __________________
«____»____________ 2017 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
внеурочной деятельности
основного общего образования
для учащихся 5, 6, 7 классов
«Обучение молодёжи жизненным навыкам»
на 2017-2018 учебный год
Составитель:
М.Н. Степанова
педагог-психолог
Сухой Лог
2017 год
Пояснительная записка
Наиболее перспективной и эффективной в современном мире считается профилактическая стратегия обучения молодежи жизненным навыкам. Наличие адекватной информации, развитие самостоятельности у подростка, помощь и поддержка, узнать о себе. Такая потребность способствует освоению и присвоению ценности вести здоровый образ жизни. Для этого важно учитывать особенности современной молодёжи и влияния той среды, в которой она живет и присваивает себе ценности жизни. Те трудности с которыми встречается современная молодежь не всегда может справиться самостоятельно, и данная программа обучает молодежь быть вооруженными знаниями -навыками которые им помогут правильно найти эффективный путь по преодолению той или иной ситуации не нанеся вред себе и окружающему их обществу.
Целью данной программы является: формирование жизненных навыков у учащихся и приобретения опыта использования их для успешной социализации личности в обществе.
Данная цель достигается через следующие задачи:
1. Развить навыки стрессоустойчивости и умение нейтрализации эмоциональных и социальных проблем.
2. Развить способности к взаимопониманию.
3. Побудить к самостоятельности в принятии решения, через умения не перекладывать на других решение собственных проблем, через понимание собственных задач в конкретной ситуации.
Программа, прежде всего, учитывает приобретение опыта безопасного поведения в различных жизненных обстоятельствах, жизненных ситуациях, в том числе и употребление наркотиков. Вот лишь несколько возможных индивидуальных предпосылок потребления ПАВ:
Имитация – молодые особи, а человек – дитя природы, учатся подражать старшим. Если молодой человек видит перед собой взрослого, курящего сигарету или принимающего алкоголь, ему захочется сделать то же самое.
Принадлежность к группе – человек – это социальное существо. Он ждет, что его примет группа, к которой он хочет принадлежать. Люди тянутся к себе подобным, и это особо важно в подростковом возрасте, когда появляется чувство собственного «я». Желание быть частью группы, в которую принимают за присвоение какой – либо ценности влечёт подростков к иллюзорной мечте изменений.
Потребность быть взрослым – взрослые имеют некоторые «преимущества и выгоды». Взрослым разрешено то, что нельзя детям (например, пить алкоголь, курить), у взрослых иная шкала отношений. Иногда взрослые обращаются с молодыми людьми, как с детьми, и одновременно ждут от них взрослого поведения. Не удивительно, что и подростки хотят казаться взрослыми, не являясь таковыми.
Любопытство – взрослая жизнь, которая скрыта от подростков, окружена ореолом тайны, которая усиливает любопытство. Любопытство – это важное качество для изучения, это качество педагоги должны поощрять, но любопытство к тому, что они еще не готовы понять и осмыслить, поощрять, естественно, не следует.
Исследование своих возможностей - подростковый возраст – время определения своих возможностей, что человек способен сделать. Подростки спрашивают себя: «Что я могу сделать?» и они исследуют свои возможности и возможности других. Для некоторых необходимо знать границы и рамки родительской любви и заботы. Исследование границы – что может сказать молодой человек: «Я хочу быть свободен». «Я смогу остановиться, когда захочу!».
Низкое чувство собственного достоинства – некоторые подростки невысокого мнения о себе, и они хотят узнать мнение других о себе. Прием наркотиков повышает самомнение. Низкое чувство собственного достоинства: «Я чувствую себя плохо, но ничего не сделаю, чтобы почувствовать лучше», «Я не так привлекателен, как мои друзья».
Уход от действительности – у многих подростков имеется желание уйти от действительности. Некоторые находятся в тяжелых условиях: их оскорбляют в семье, унижают, избивают, насилуют. Другие - скрывают свои проблемы. (например, неразделенную любовь, гиперпротекцию или, когда возможности не соответствуют родительским ожиданиям, или общая неудовлетворенность жизнью.
Скука и потребность в возбуждении – многие утверждают, что их жизнь скучна. Чаще они оправдывают свою бездеятельность, но некоторые действительно испытывают скуку. Они жаждут эмоций, но не всегда получают их и считают, что имеют проблемы социального характера или физические недостатки. Скука и потребность в эмоциях – что же молодой человек может подумать? «Что я сейчас делаю?». «Я хочу испытать радость!».
Неуязвимость, риск – часто подростки не имеют опыта в тех вещах, которые делают. Иногда они не знают своих «слабых сторон», уязвимых мест и идут на риск. Неуязвимость, риск – что молодой человек может сказать? «Я слишком умен, чтобы тревожиться!». «Со мной ничего не случится!».
Кроме выше указанных факторов, есть еще множество других, которые могут привести к необдуманному решению к употреблению ПАВ.
Возрастная категория участников программы: 11-14 лет.
Срок реализации программы 1 год – 35 занятий.
В неделю 1 занятие - 40 минут.
Методы психолого-педагогического воздействия и конкретные техники:
- тренинговые формы работы;
- моделирование и анализ проблемных ситуаций;
- беседа;
- телесно-ориентированные техники;
-рефлексия.
Формы организации и проведения профилактической работы
Программа предполагает проведение психолого-педагогических занятий в обучающих группах (фактически это тематическое занятие с элементами группового тренинга).
Данную программу ведет педагог-психолог.
Программа предусматривает шесть этапов реализации:
1 этап: старт;
2 этап: основные потребности;
3 этап: самопонимание и самоуважение;
4 этап: чувства;
5 этап: мысли;
6 этап: коммуникации.
Ожидаемый результат:
1. Овладение навыками стрессоустойчивости и умением нейтрализации эмоциональных и социальных проблем.
2. Овладеть способностью к взаимопониманию.
3. Осознавать свою способность в самостоятельном принятии решении, через умения не перекладывать на других решения собственных проблем, через понимание собственных задач в конкретной ситуации.
Содержание курса внеурочной деятельности
№ п/п |
Этапы |
Название |
Цель |
1 |
I. Старт |
1.Стартовое занятие. 2. «Здравствуйте!» |
- установить основные правила для работы по «Жизненным навыкам»; - создание позитивной, доброжелательной, комфортной и доверительной атмосферы |
2 занятия |
|||
2 |
II. Основные потребности |
1.Пирамида жизни. 2.«Торт» потребностей.- 1 и 2 часть. 3. «Моё развитие». 4.«Мой выбор». 5.«Права ребенка» 6. «Мир моих увлечений». 1 и 2 часть |
- познать свои и чужие чувства; -определение основных потребностей человека; - каждый человек имеет свои темпы развития; - побуждать детей самостоятельно и ответственно делать выбор; - информировать детей о правах, законах общества, научить их находить помощь, когда это необходимо; - раскрытие многогранности и индивидуальности личности |
8 занятий |
|||
3 |
III. Самопонимание и самоуважение |
1.«Кто я?» 2. «Мы одинаковые – мы разные». 1 и 2 часть. 3. «Я имею право выражать мое собственное мнение». 4. «Театр кукол». 1 и 2 часть. 5. «Хороший ли ты слушатель?» |
-помочь ученикам осознать себя, понять свое «Я»; -исследовать причины предупреждения и значения разнообразия; -научить детей выражать собственное мнение, даже если окружающие их люди имеют другую точку зрения; -показать подросткам способы взаимодействия с внешним миром, дать детям возможность осознания состояния зависимости; -научить детей слушать других и разрабатывать эти навыки. |
7 занятий |
|||
4 |
IV.Чувства |
1.«Дружба». 1 и 2 часть 2. «Ящик с проблемами». 1 и 2 часть. 3. «Нравится – не нравится». 1 и 2 часть. |
-понять что такое «дружба», определить её границы; - научить детей рассказывать о своих проблемах, развивать отзывчивость и готовность помогать другим; -оценить свои позитивные и негативные чувства, получить знания о чувствах – «нравится –не нравится». |
6 занятий |
|||
5 |
V. Мысли |
1. «Я могу иметь собственное мнение». 1 и 2 часть. 2. «Чтобы я сделал (а) бы?» |
-научить делать выбор, а не принимать первое попавшееся решение; -дать детям шанс попрактиковаться в решении сложных проблем. |
3 занятия |
|||
6 |
VI. Коммуникации |
1.«Наши роли». 1 и 2 часть. 2. «Я и другие Я». 1 и 2 часть 3. «Различные способы общения». 1 и 2 часть 4. «Вы убеждены?». 1 и 2 часть. 5. Итоговое занятие. |
-помочь познать себя и свою роль в жизни; -научить оценивать свои позитивные, негативные качества. И безопасно использовать их; -помочь ученикам освоить различные пути общения между собой. -научить детей способности убеждать, и пользоваться этой способностью в принятии решений. |
9 занятий |
|||
35 часов |
Учебно-тематический план
№ п/п |
Учебно-тематическое планирование |
План |
Факт |
Кол-во часов |
Примечание |
1. |
Стартовое занятие |
1 |
|||
2. |
«Здравствуйте!» |
1 |
|||
3. |
Пирамида жизни |
1 |
|||
4. 5. |
«Торт» потребностей»1 и 2 часть |
2 |
|||
6. |
«Мое развитие» |
1 |
|||
7. |
«Мой выбор» |
1 |
|||
8. |
«Права ребенка» |
1 |
|||
9. 10. |
«Мир моих увлечений». 1 и 2 часть |
2 |
|||
11. |
«Кто я?» |
1 |
|||
12. 13. |
«Мы одинаковые? Мы разные?» |
2 |
|||
14. |
«Я имею право выражать свое мнение». |
1 |
|||
15. 16. |
«Театр кукол» |
2 |
|||
17. 18. |
«Хороший ли ты слушатель?» |
1 |
|||
19. 20. |
«Дружба». 1 и 2 часть |
2 |
|||
21. 22. |
«Ящик с проблемами». 1 и 2 часть |
2 |
|||
23. 24. |
«Нравится – не нравится». 1 и 2 часть |
2 |
|||
25. 26. |
«Я могу иметь собственное мнение». 1 и 2 часть |
2 |
|||
27. |
«Чтобы я сделал(а) бы?» |
1 |
|||
28. 29. |
«Наши роли». 1 и 2 часть |
2 |
|||
30. 31. |
«Я и другие я.» 1 и 2 часть |
2 |
|||
32. 33. |
«Различные пути общения». 1 и 2 часть |
2 |
|||
34. |
«Вы убеждены?» 1 и 2 часть |
2 |
|||
35. |
Итоговое занятие |
1 |
|||
итого |
35 |
Список литературы:
1. Обучение молодежи жизненным навыкам и приобретение опыта их использования. Пособие для классных руководителей, психологов, социальных педагогов, медицинских работников и других специалистов, работающих с детьми и подростками. Сухой Лог 2015 год.