Материал на проверке

Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии специальной (коррекционной) школы VIII вида для 8 класса «Друзья природы»

0
0
Материал опубликован Вчера в 16:16 в группе

Рабочая программа

внеурочной деятельности по экологии

специальной (коррекционной) школы VIII вида для 8 класса

«Друзья природы»

Составитель программы:

учитель биологии и экологии

Достовалова Татьяна Леонидовна


Нормативные правовые документы, регламентирующие экологическое образование:

Федеральный закон от 10. 01. 2022 года № 7-ФЗ (ред. от 08. 08. 2024 года) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 09. 2024 года);

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 года № 400;

Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утверждены Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 года;

Экологическая доктрина Российской Федерации , утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р


Пояснительная записка.

Экологическое воспитание детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры экологического воспитания детей.

На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями – это огромный потенциал их всестороннего развития.

Продуманное, системное знакомство особого ребенка с миром природы позволяет развить у обучающихся важнейшие операции мышления.

Программа построена на принципах коррекционно-развивающего воспитания и направлена на коррекцию и развитие личности ребенка: на формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи детей, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому усвоению детьми представлений, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитания детей. Личностно-ориентированный подход в обучении и само мотивации школьника позволяет реализовать проектная технология.



Программа ориентирована на обучающихся 13-14 лет, потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.

Цель: формировать у обучающихся экопривычки, которые помогут им ежедневно заботиться о природе.

Задачи:

познакомить учащихся с профессиями, связанными с экологией и показать их роль для нашего будущего;

учить защищать лес от пожаров, в том числе с помощью мобильных устройств, и сохранять лес с помощью простых повседневных действий;

познакомить школьников с устройством водного хозяйства нашей страны и профессиями, связанными с управлением и сохранением воды;

показать важность качества воды и развивать бережное отношение школьников к водным ресурсам;

познакомить с мерами, которые способствуют формированию у населения культуры грамотного обращения с отходами;

формировать доступные действия, направленные на развитие навыков раздельного сбора отходов;

коррекция процессов мышления, формирование потребности найти скрытые внутренние связи и закономерности;

коррекция процессов внимания, формирование произвольного внимания по мере развития его отдельных свойств: объёма, концентрации, распределения, переключения, устойчивости;

учить видеть красоту природы, наблюдать явления живой и неживой природы;

способствовать воспитанию гуманного отношения к окружающему миру


Планируемые результаты освоения обучающимися программы 

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в окружающем мире.

Личностные результаты:

- принятие детьми правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

Данная программа реализует проектную деятельность по экологии.

Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2024 - 2025 учебный год рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.





1 четверть Проект "Экопрофессии" 8 ч

п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Коррекционная направленность

1

Дискуссия " Есть такая профессия - природу защищать"

Постановка проблемы. Определить роль экопрофессий для нашего будущего.


Коррекция связной речи, умение выражать свои мысли в понятной для окружающих людей форме

2

Составление паспорта проекта "Экопрофессии", разработка стратегии

Проектирование работы для решения проблемы, вовлечение в обсуждение учащихся для реализации проекта.

Формировать умение проектировать свою деятельность

3

Урок - деловая игра по профориентации школьников

Поиск информации Сбор материала: книг, иллюстраций, видео, газетных и журнальных статей по теме

Социализация через средства массовой информации

4

Всероссийский экоурок "Ярмарка эковакансий"

Дни единых действий. Всероссийская акция «Встречи с экопрофессиями» от движения ЭКА при поддержке Движения Первых.

Встреча с участниками экологического движения в Кургане, за раздельный сбор отходов и бережное отношение к природе, «РаСбор»

Расширение кругозора через знакомство с востребованными профессиями в области экологии, а также показать, что любую профессию можно связать с решением экологических проблем

5

Создание рекламных листов «Эколог – профессия будущего»

Обсуждение материала, составление последовательности, оформление

Коррекция связной речи, процессов мышления

6

Рисование на тему: «Экология планеты»

Участие во Всероссийском творческом конкурсе рисунков для детей с ограниченными возможностями здоровья «ТВОРЧЕСТВО БЕЗ ГРАНИЦ»

Коррекция наблюдательности, внимания и воображения

7

Выступление перед учащимися начальной школы « Я б в экологи пошёл, пусть меня научат»

Подведение итогов проекта «Экопрофессии»

Подготовка и сдача с учащимися отчета о проведении акции на портале ЭКОКЛАСС

Публикация поста в школьном экологическом сообществе «Друзья природы »

Формировать умение анализировать, обобщать, делать выводы

Развивать умение публичного выступления


8

Игра викторина «Самые «зелёные» профессии »

Ответы на устные вопросы

Активизация познавательной деятельности

Развитие логического мышления, речи, памяти, внимания

2 четверть Проект "Сохранение лесов. Альтернативная ёлочка" 8 ч

п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Коррекционная направленность

1

Круглый стол " Как мы можем помочь в восстановлении и сохранении лесов?"

Постановка проблемы

Коррекция связной речи, умение выражать свои мысли в понятной для окружающих людей форме

2

Составление паспорта проекта "Сохранение лесов. Альтернативная ёлочка", разработка стратегии

Проектирование работы, поиск материала

Формировать умение проектировать свою деятельность

3

Всероссийский экоурок "Сила леса"

Демонстрация видео и проведение игровых заданий для лучшего усвоения материала

Расширение кругозора

Коррекция воображения, логического мышления

4

Всероссийский экоурок "Лесомания"

Демонстрация видео и проведение игровых заданий для лучшего усвоения материала

Формирование представления о ключевой роли лесов в обеспечении жизненно важными ресурсами всех живых существ на планете и, в частности, каждого из нас

5

Мастер - класс "Альтернативная ёлочка" (бросовый материал, сосновые шишки)

Изготовление ёлочек

Развитие мелкой моторики рук с помощью тренировачных упражнений

Формирование творческих способностей и практических умений при выполнении практической работы

6

Мастер - класс "Альтернативная ёлочка" (бросовый материал, конфеты)

Изготовление ёлочек

Развитие мелкой моторики рук с помощью тренировачных упражнений

Формирование творческих способностей и практических умений при выполнении практической работы

7

Акция "19 декабря - День вечнозелёных растений"

Выступление на школьной линейке. Обсуждение и участие в акции по экологической утилизации праздничных деревьев

«Ёлки, палки и щепа»

Расширение кругозора о разнообразии и значении вечнозелёных растений для природы и человека,

8

Урок - исследование "Правильная утилизация хвойных деревьев"

Фотоколлаж "Альтернативнаят ёлочка у меня дома" Публикация материала в школьном экологическом сообществе «Друзья природы»

Коррекция процессов мышления

Повышение экологической грамотности

3 четверть Проект "Водосбережение" 11 ч

п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Коррекционная направленность

1

Дискуссия "Ценность воды как жизненно важного ресурса"

Постановка проблемы

Коррекция связной речи, умение выражать свои мысли в понятной для окружающих людей форме

2

Составление паспорта проекта "Водосбережение", разработка стратегии

Проектирование работы, поиск материала

Формировать умение проектировать свою деятельность

3

Всероссийский экоурок "Вода России. Водный след"

Сбор материала: книг, иллюстраций, видео, газетных и журнальных статей по теме

Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся

4

Просмотр и обсуждение видеороликов "Откуда в кране вода" и "Куда утекает вода »

Просмотр и обсуждение видеороликов

Воспитание бережного отношения к водным ресурсам

5

Проведение опытов "Загрязнение воды. Очистка воды"

Практическая работа

Коррекция произвольного внимания, наблюдательности, процессов мышления

6

Всероссийский экоурок «Дар воды. Водные профессии»

Ученики узнают о вызовах в обеспечении людей водой и необходимых мерах для создания эффективной системы управления водной стихией.

Расширение кругозора

Коррекция процессов мышления, долговременной памяти


7

Всероссийский экоурок

«Вода России. Чистые реки»

Демонстрация презентации и проведение игровых заданий для лучшего усвоения материала

Расширение представления учащихся о значении рек в природе и для человека

Коррекция связной речи

8

Всероссийский экоурок «Ключ к воде: искусственные водоёмы»

Демонстрация презентации и проведение игровых заданий для лучшего усвоения материала

Развитие экологического мировоззрения

9

Всероссийский экоурок «Хранители воды»

Демонстрация видео и проведение игровых заданий для лучшего усвоения материала

Расширение кругозора о  водных ресурсах

Формирование у учащихся навыков разумного водопотребления

10

Командная игра "Знатоки воды"

Подготовка к игре (название команды, девиз, домашнее задание)

Воспитание навыков и умений работать в команде, коллективе

11

Создание видеоролика социальной рекламы "Берегите воду!"

Оформление итогов. Подготовка и сдача с учащимися отчета о проведении экоуроков на портале ЭКОКЛАСС

Публикация поста в школьном экологическом сообществе «Друзья природы »

Коррекция процессов мышления, связной речи



4 четверть Проект «Обращение с отходами» 7 ч

п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Коррекционная направленность

1

Круглый стол «Какова судьба мусора в современном мире и что мы можем изменить?»

Постановка проблемы

Коррекция связной речи, умение выражать свои мысли в понятной для окружающих людей форме

2

Составление паспорта проекта " Обращение с отходами ", разработка стратегии

Проектирование работы, поиск материала

Формировать умение проектировать свою деятельность

3

Всероссийский экоурок «Что делать с отходами?»

Сбор материала: книг, иллюстраций, видео, газетных и журнальных статей по теме

Развитие экологического мировоззрения

4

Всероссийский экоурок «Переработка отходов»

Сбор материала: книг, иллюстраций, видео, газетных и журнальных статей по теме

Развитие стремления к познанию окружающего мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями

5

Дискуссия «Лечусь без вреда для планеты»

Организация и сбор блистеров от таблеток. Акция «Мистер-блистер-разделяйка»

Прививать и воспитывать потребность в раздельном выбросе мусора

6

Всероссийский экоурок «Вторая жизнь пластика»

День экологических знаний. Акция « Сбор пластиковых отходов»

Формирование умений природоохранной деятельности

7

Экологический театрализованный праздник «Наша Земля в наших руках!»

Обобщение знаний. Выход с выступлением в начальные классы

Развитие желания пропагандировать здоровый образа жизни и бережное отношения к природе, через личные беседы, выпуск информационных листков, театрализованных выступлений



Учебно-методическая литература для учителя:

Алексеев С.В. Учитель экологии, которого мы хотим: методический контекст // Биология в школе. № 8.2022. С. 54–61

Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Миссия экологического образования — 2030 // Педагогика. 2020. № 6. С. 68–76.

Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 года // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1(33).

Дзятковская Е.Н. Экологическая культура как вектор обновления основных образовательных программ // Управление образованием. Теория и практика. 2022. Т. 12, № 1. С. 207–2013.

Мамедов Н.М. Концепция устойчивого развития: глобальное видение и российская действительность // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2021. — T. 2, № 1.

Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь. 2010. № 2. С. 4–7.

Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры: Удобно ли сидится на вершине пирамиды? / В.А. Ясвин. Москва, 1999.— 97 с.

Интернет – ресурсы:

https://экокласс.рф/









































в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.