Рабочая программа внеурочной деятельности по экологии специальной (коррекционной) школы VIII вида для 8 класса «Друзья природы»
Рабочая программа
внеурочной деятельности по экологии
специальной (коррекционной) школы VIII вида для 8 класса
«Друзья природы»
Составитель программы:
учитель биологии и экологии
Достовалова Татьяна Леонидовна
Нормативные правовые документы, регламентирующие экологическое образование:
Федеральный закон от 10. 01. 2022 года № 7-ФЗ (ред. от 08. 08. 2024 года) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 09. 2024 года);
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 02 июля 2021 года № 400;
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утверждены Президентом Российской Федерации от 30 апреля 2012 года;
Экологическая доктрина Российской Федерации , утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 года № 1225-р
Пояснительная записка.
Экологическое воспитание детей школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью имеет важное значение, так как в этом возрасте закладываются основы экологической культуры личности, что является частью духовной культуры экологического воспитания детей.
На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали залогом выживания человека на нашей планете. Кроме того, экологическое воспитание детей с ограниченными возможностями – это огромный потенциал их всестороннего развития.
Продуманное, системное знакомство особого ребенка с миром природы позволяет развить у обучающихся важнейшие операции мышления.
Программа построена на принципах коррекционно-развивающего воспитания и направлена на коррекцию и развитие личности ребенка: на формирование умения сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи детей, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет отдается не простому усвоению детьми представлений, а пониманию и оценке происходящего, элементам системного анализа, совместной практической деятельности воспитания детей. Личностно-ориентированный подход в обучении и само мотивации школьника позволяет реализовать проектная технология.
Программа ориентирована на обучающихся 13-14 лет, потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Цель: формировать у обучающихся экопривычки, которые помогут им ежедневно заботиться о природе.
Задачи:
познакомить учащихся с профессиями, связанными с экологией и показать их роль для нашего будущего;
учить защищать лес от пожаров, в том числе с помощью мобильных устройств, и сохранять лес с помощью простых повседневных действий;
познакомить школьников с устройством водного хозяйства нашей страны и профессиями, связанными с управлением и сохранением воды;
показать важность качества воды и развивать бережное отношение школьников к водным ресурсам;
познакомить с мерами, которые способствуют формированию у населения культуры грамотного обращения с отходами;
формировать доступные действия, направленные на развитие навыков раздельного сбора отходов;
коррекция процессов мышления, формирование потребности найти скрытые внутренние связи и закономерности;
коррекция процессов внимания, формирование произвольного внимания по мере развития его отдельных свойств: объёма, концентрации, распределения, переключения, устойчивости;
учить видеть красоту природы, наблюдать явления живой и неживой природы;
способствовать воспитанию гуманного отношения к окружающему миру
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в окружающем мире.
Личностные результаты:
- принятие детьми правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
Данная программа реализует проектную деятельность по экологии.
Рабочая программа в соответствии с учебным планом на 2024 - 2025 учебный год рассчитана на 34 часа из расчёта 1 час в неделю.
1 четверть Проект "Экопрофессии" 8 ч
2 четверть Проект "Сохранение лесов. Альтернативная ёлочка" 8 ч
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание | Коррекционная направленность |
1 | Круглый стол " Как мы можем помочь в восстановлении и сохранении лесов?" | Постановка проблемы | Коррекция связной речи, умение выражать свои мысли в понятной для окружающих людей форме |
2 | Составление паспорта проекта "Сохранение лесов. Альтернативная ёлочка", разработка стратегии | Проектирование работы, поиск материала | Формировать умение проектировать свою деятельность |
3 | Всероссийский экоурок "Сила леса" | Демонстрация видео и проведение игровых заданий для лучшего усвоения материала | Расширение кругозора Коррекция воображения, логического мышления |
4 | Всероссийский экоурок "Лесомания" | Демонстрация видео и проведение игровых заданий для лучшего усвоения материала | Формирование представления о ключевой роли лесов в обеспечении жизненно важными ресурсами всех живых существ на планете и, в частности, каждого из нас |
5 | Мастер - класс "Альтернативная ёлочка" (бросовый материал, сосновые шишки) | Изготовление ёлочек | Развитие мелкой моторики рук с помощью тренировачных упражнений Формирование творческих способностей и практических умений при выполнении практической работы |
6 | Мастер - класс "Альтернативная ёлочка" (бросовый материал, конфеты) | Изготовление ёлочек | Развитие мелкой моторики рук с помощью тренировачных упражнений Формирование творческих способностей и практических умений при выполнении практической работы |
7 | Акция "19 декабря - День вечнозелёных растений" | Выступление на школьной линейке. Обсуждение и участие в акции по экологической утилизации праздничных деревьев «Ёлки, палки и щепа» | Расширение кругозора о разнообразии и значении вечнозелёных растений для природы и человека, |
8 | Урок - исследование "Правильная утилизация хвойных деревьев" | Фотоколлаж "Альтернативнаят ёлочка у меня дома" Публикация материала в школьном экологическом сообществе «Друзья природы» | Коррекция процессов мышления Повышение экологической грамотности |
3 четверть Проект "Водосбережение" 11 ч
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание | Коррекционная направленность |
1 | Дискуссия "Ценность воды как жизненно важного ресурса" | Постановка проблемы | Коррекция связной речи, умение выражать свои мысли в понятной для окружающих людей форме |
2 | Составление паспорта проекта "Водосбережение", разработка стратегии | Проектирование работы, поиск материала | Формировать умение проектировать свою деятельность |
3 | Всероссийский экоурок "Вода России. Водный след" | Сбор материала: книг, иллюстраций, видео, газетных и журнальных статей по теме | Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся |
4 | Просмотр и обсуждение видеороликов "Откуда в кране вода" и "Куда утекает вода » | Просмотр и обсуждение видеороликов | Воспитание бережного отношения к водным ресурсам |
5 | Проведение опытов "Загрязнение воды. Очистка воды" | Практическая работа | Коррекция произвольного внимания, наблюдательности, процессов мышления |
6 | Всероссийский экоурок «Дар воды. Водные профессии» | Ученики узнают о вызовах в обеспечении людей водой и необходимых мерах для создания эффективной системы управления водной стихией. | Расширение кругозора Коррекция процессов мышления, долговременной памяти |
7 | Всероссийский экоурок «Вода России. Чистые реки» | Демонстрация презентации и проведение игровых заданий для лучшего усвоения материала | Расширение представления учащихся о значении рек в природе и для человека Коррекция связной речи |
8 | Всероссийский экоурок «Ключ к воде: искусственные водоёмы» | Демонстрация презентации и проведение игровых заданий для лучшего усвоения материала | Развитие экологического мировоззрения |
9 | Всероссийский экоурок «Хранители воды» | Демонстрация видео и проведение игровых заданий для лучшего усвоения материала | Расширение кругозора о водных ресурсах Формирование у учащихся навыков разумного водопотребления |
10 | Командная игра "Знатоки воды" | Подготовка к игре (название команды, девиз, домашнее задание) | Воспитание навыков и умений работать в команде, коллективе |
11 | Создание видеоролика социальной рекламы "Берегите воду!" | Оформление итогов. Подготовка и сдача с учащимися отчета о проведении экоуроков на портале ЭКОКЛАСС Публикация поста в школьном экологическом сообществе «Друзья природы » | Коррекция процессов мышления, связной речи |
4 четверть Проект «Обращение с отходами» 7 ч
№ п/п | Тема занятия | Краткое содержание | Коррекционная направленность |
1 | Круглый стол «Какова судьба мусора в современном мире и что мы можем изменить?» | Постановка проблемы | Коррекция связной речи, умение выражать свои мысли в понятной для окружающих людей форме |
2 | Составление паспорта проекта " Обращение с отходами ", разработка стратегии | Проектирование работы, поиск материала | Формировать умение проектировать свою деятельность |
3 | Всероссийский экоурок «Что делать с отходами?» | Сбор материала: книг, иллюстраций, видео, газетных и журнальных статей по теме | Развитие экологического мировоззрения |
4 | Всероссийский экоурок «Переработка отходов» | Сбор материала: книг, иллюстраций, видео, газетных и журнальных статей по теме | Развитие стремления к познанию окружающего мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями |
5 | Дискуссия «Лечусь без вреда для планеты» | Организация и сбор блистеров от таблеток. Акция «Мистер-блистер-разделяйка» | Прививать и воспитывать потребность в раздельном выбросе мусора |
6 | Всероссийский экоурок «Вторая жизнь пластика» | День экологических знаний. Акция « Сбор пластиковых отходов» | Формирование умений природоохранной деятельности |
7 | Экологический театрализованный праздник «Наша Земля в наших руках!» | Обобщение знаний. Выход с выступлением в начальные классы | Развитие желания пропагандировать здоровый образа жизни и бережное отношения к природе, через личные беседы, выпуск информационных листков, театрализованных выступлений |
Учебно-методическая литература для учителя:
Алексеев С.В. Учитель экологии, которого мы хотим: методический контекст // Биология в школе. № 8.2022. С. 54–61
Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Миссия экологического образования — 2030 // Педагогика. 2020. № 6. С. 68–76.
Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н. Гуманитаризация экологического образования как вектор его развития до 2030 года // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1(33).
Дзятковская Е.Н. Экологическая культура как вектор обновления основных образовательных программ // Управление образованием. Теория и практика. 2022. Т. 12, № 1. С. 207–2013.
Мамедов Н.М. Концепция устойчивого развития: глобальное видение и российская действительность // Экопоэзис: экогуманитарные теория и практика. — 2021. — T. 2, № 1.
Моисеев Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь. 2010. № 2. С. 4–7.
Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры: Удобно ли сидится на вершине пирамиды? / В.А. Ясвин. Москва, 1999.— 97 с.
Интернет – ресурсы: