Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению школьный кружок "Акварелька" для обучающихся 1-4 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности к курсу «Акварелька» составлена в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения начального общего образования и представляет собой вариант программы внеурочной деятельности. Рабочая программа имеет предметную направленность
Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у обучающихся развиваются творческие начала. Занятия в изостудии «Акварелька» способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания. На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности.
Нормативную базу программы составляют:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.07.1998 г. №1240 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
- Учебный план МОУ СОШ №4 на 2017-2018 учебный год
- Инструкция по технике безопасности.
Актуальность программы «Акварелька» в том, что она позволяет формировать культуру личности, приобщает учащихся к общечеловеческим ценностям через собственное творчество и освоение опыта прошлого. Эта программа способствует общему развитию ребёнка: его духовно-нравственной сферы, универсальных учебных умений. Для детей раскрывается выразительность предметного мира и изобразительного искусства. Развитию творческих способностей учащихся помогает материал, посвящённый декоративному рисованию, изображению архитектурных сооружений и пейзажа, рисунку по представлению.
Актуальность данной программы обусловлена и её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением праздников, участвовать в изготовлении открыток, сувениров. Способствуют познанию окружающего мира, становлению гармонически развитой личности.
Программа «Акварелька» создаёт условия для максимального развития личности ребенка, мотивации к познанию и творчеству. Она ориентирована на детей как со средними способностями, но позволяет в полной мере раскрыть внутренние резервы и талантливых детей, обучающихся в студии.
Занятия по программе организованы для учащихся начальной школы и проходят во внеурочное время один раз в неделю.
Программа рассчитана на 4 года:
Программа первого года обучения рассчитана на 33 академических часа (1 час в неделю)
Программа второго года обучения рассчитана на 34 академических часа (1 час в неделю)
Программа третьего года обучения рассчитана на 34 академических часа (1 час в неделю)
Программа четвертого года обучения рассчитана на 34 академических часа (1 час в неделю)
Продолжительность одного академического часа для 1класса – 30 минут, для 2,3,4классов - 40минут. Занимающиеся делятся на группы по 10-12 детей.
Текущий контроль осуществляется в форме мини-выставок, творческих работ, обсуждений.
Отчёт о работе проходит в форме выставок, конкурсов.
Итоговый контроль может проходить в форме творческой работы по заданной теме.
Результаты детских работ могут быть представлены в форме коллективных и персональных выставок творческих работ юных художников с приглашением детей, родителей, педагогов учебного заведения, итоговых занятий, которые могут проводиться в форме викторин, интеллектуальных игр и игровых программ. Хорошим средством подведения итогов деятельности является реализация различных коллективно-творческих проектов.
Цель и задачи программы
Цель программы: Создание образовательной среды для реализации творческого потенциала учеников в художественно-творческой деятельности.
Задачи:
- развить творческий потенциал детей средствами изобразительного искусства;
- формировать умения и навыки основ изобразительного искусства;
- воспитывать интерес к активному познанию изобразительного искусства русского народа.
Ожидаемые результаты программы
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству;
широкая мотивационная основа к творческой деятельности;
интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла;
ориентация на понимание причин успеха в художественно- творческой деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
мотивации к самовыражению и самореализации;
устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/не успешности художественно творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
адекватно воспринимать оценку учителя;
понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам;
различать задачу урока, направленную на процесс отработки навыка либо на конкретный результат.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
преобразовать практическую задачу в художественно- творческую и познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной и творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научиться:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремится к координации;
формулировать собственные мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
использовать речь для регуляции своего действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. Не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнёра в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую помощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи с использованиями учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве интернета;
высказываться в устной форме;
ориентироваться на разные способы решения художественно - творческих задач;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (составлять целое и частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
строить рассуждения об объекте;
обобщать;
устанавливать аналогии;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи и т.п.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с художественно - творческой задачей и использование ресурсов библиотек и сети интернет;
строить логические рассуждения, включающие установленные причинно - следственные связи;
использовать навыки художественно творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной практике, в самостоятельной работе и в быту.
Учитель: Бусыгина Татьяна Петровна
Тематический план.
Первый год обучения.
четверть | № | Тема занятия | Дата | |||
План. | Факт. | |||||
1 четверть | 1 | Цветоведение: 3 основных цвета | ||||
2 | Рисование деревьев | |||||
3 | Рисование цветов | |||||
4 | «Черно – белый мир» | |||||
5 | Осенний пейзаж | |||||
6 | Орнамент в полосе | |||||
7 | Орнамент в круге | |||||
8 | Нетрадиционные техники рисования (кляксография) | |||||
2 четверть | 9(1) | Сказочные животные | ||||
10(2) | Фантастический сад. | |||||
11(3) | Замок злого и доброго волшебника. | |||||
12(4) | Снегопад и снежинки. Смешение цвета с белым | |||||
13(5) | Мы рисуем зимний лес | |||||
14(6) | «Зимушка – зима» (волшебные узоры) | |||||
15(7) | Новогодняя ёлка | |||||
16(8) | «Игрушки в старину» | |||||
3 четверть | 17(1) | Дымковская игрушка | ||||
18(2) | Моя любимая игрушка | |||||
19(3) | Нетрадиционные техники аппликации– «Коллаж» | |||||
20(4) | Портрет солдата | |||||
21(5) | Знакомство с творчеством Саврасова – занятие с использованием ИКТ | |||||
22(6) | Рисование пейзажа «Первая проталина» | |||||
23(7) | Царство птиц. Многообразие форм | |||||
24(8) | «Волшебный город» | |||||
25(9) | Космос и Я. | |||||
4 четверть | 26(1) | Знакомство с творчеством Шишкина, занятие с использованием ИКТ | ||||
27(2) | «Изображая природу» Весенние цветение | |||||
28(3) | Рисуем домашних животных | |||||
29(4) | Композиция «День Победы» | |||||
30(5) | Салюты. Техника «по-сырому» | |||||
31(6) | Насекомые | |||||
32(7) | «Пчелка», рисование витража | |||||
33(8) | Мир и фантазия. |
Тематический план.
Второй год обучения.
Четверть | № | Тема занятия | Дата | |
План. | Факт. | |||
1 четверть | 1 | Холодные цвета. | ||
2 | Теплые цвета. | |||
3 | Ахроматические цвета. | |||
4 | Рисование цветов и листьев. | |||
5 | Пейзаж «Осень в лесу» | |||
6 | Фрукты (свет и тень) | |||
7 | Натюрморт с натуры. | |||
8 | Декоративный натюрморт. | |||
2 четверть | 9 (1) | Рисование карандашом (фрукты) | ||
10(2) | Рисование животных (черная ручка) | |||
11(3) | Рисование углём | |||
12(4) | Рисование диких животных (живопись) | |||
13(5) | Моделирование из креповой бумаги. | |||
14(6) | Композиция «Зимние забавы» | |||
15(7) | «Символ года» | |||
16(8) | Маскарадная маска. | |||
3 четверть | 17(1) | Рисование шара в технике пуантилизм | ||
18(2) | Пейзаж в технике пуантилизм | |||
19(3) | Народное творчество. Глиняные игрушки. | |||
20(4) | Композиция «Народные гулянья» | |||
21(5) | Рисование военных машин | |||
22(6) | Экскурсия в музей. Жанры в искусстве. ИКТ | |||
23(7) | Весенние цветы. Техника «по-сырому». | |||
24(8) | Пейзаж «Весна пришла» | |||
25(9) | Рисование птиц | |||
26(10) | Мир и фантазия | |||
4 четверть | 27(1) | «Клоун на арене» Техника граттаж | ||
28(2) | Композиция «Космос». Техника граттаж. | |||
29(3) | Композиция «Космос». Техника граттаж. | |||
30(4) | Сказочные животные. Композиция фломастерами. | |||
31(5) | Символы победы (открытка) | |||
32(6) | Весна глазами художника. ИКТ | |||
33(7) | «Яблони в цвету» | |||
34(8) | «У Лукоморья дуб зеленый…» |
Тематический план.
Третий год обучения.
Четверть | № | Тема занятия | Дата | |||
План. | Факт. | |||||
1 четверть | 1 | Основы цветоведения. Живопись – искусство цвета | ||||
2 | Осенний букет | |||||
3 | Осенний букет | |||||
4 | Осенний пейзаж техника «по-сырому» | |||||
5 | Декоративные рыбки. | |||||
6 | Фактуры и ягоды. | |||||
7 | Силуэты сказочных героев. | |||||
8 | Шубки зверей. | |||||
2 четверть | 9(1) | Наши питомцы. | ||||
10(2) | Дикие животные. | |||||
11(3) | Дикие животные. Цветной граттаж | |||||
12(4) | Зима в творчестве поэтов и художников. ИКТ | |||||
13(5) | Краски зимней природы. Задний и передний план | |||||
14(6) | Волшебные сады Дедушки Мороза. | |||||
15(7) | Герои русских народных сказок | |||||
16(8) | Ярмарка шумная, звонкая, яркая | |||||
3 четверть | 17(1) | Мир и фантазия | ||||
18(2) | Тоновая растяжка цвета, акварель. | |||||
19(3) | Модель фигуры человека. Пропорции фигуры. | |||||
20(4) | Богатыри земли русской в творчестве художников | |||||
21(5) | Богатыри земли русской | |||||
22(6) | «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. | |||||
23(7) | Открытка – поздравление для мамы | |||||
24(8) | Рисование природы | |||||
25(9) | Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. | |||||
26(10) | Красота весенней природы | |||||
4 четверть | 27 | Птицы – вестники весны | ||||
28 | Орнамент. Стилизация. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» | |||||
29 | Изображение растительного мира. | |||||
30 | Композиция«Сказочные цветы для царевны Несмеяны» | |||||
31 | «Терема».Архитектура и образ. | |||||
32 | Фантастический город. Фантазия фломастерами. | |||||
33 | Модель фигуры человека в движении | |||||
34 | Рисунок на тему «Встречаем лето». |
Тематический план.
Четвертый год обучения.
Четверть | № | Тема занятия | Дата | |
План. | Факт. | |||
1 четверть | 1 | Летние зарисовки | ||
2 | Зарисовки с натуры цветов | |||
3 | Осенний букет | |||
4 | Осенний букет. | |||
5 | «Аквариум». | |||
6 | Осенние этюды. | |||
7 | Город- сказка. | |||
8 | Мир и фантазия. | |||
2 четверть | 9(1) | Наши питомцы. | ||
10(2) | Дикие животные. | |||
11(3) | Дикие животные. Цветной граттаж | |||
12(4) | Зима в творчестве поэтов и художников. ИКТ | |||
13(5) | Краски зимней природы. Задний и передний план | |||
14(6) | Волшебные сады Дедушки Мороза. | |||
15(7) | Новогодняя маска | |||
16(8) | Символ года | |||
3 четверть | 17(1) | Мир и фантазия | ||
18(2) | Тоновая растяжка цвета, акварель. | |||
19(3) | Модель фигуры человека. Пропорции фигуры. | |||
20(4) | Богатыри земли русской в творчестве художников | |||
21(5) | Богатыри земли русской | |||
22(6) | «Прогулка по весеннему саду». Композиция с фигурами в движении. | |||
23(7) | Открытка – поздравление для мамы | |||
24(8) | Рисование природы | |||
25(9) | Небо в искусстве. Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния. | |||
26(10) | Красота весенней природы | |||
4 четверть | 27 | Птицы – вестники весны | ||
28 | Орнамент. Стилизация. «Орнамент из цветов, листьев и бабочек для украшения коврика» | |||
29 | Изображение растительного мира. | |||
30 | Композиция «Сказочные цветы для царевны Несмеяны» | |||
31 | «Терема». Архитектура и образ. | |||
32 | Фантастический город. Фантазия фломастерами. | |||
33 | Модель фигуры человека. Пропорции фигуры. | |||
34 | Рисунок на тему «Встречаем лето». |
Список использованных источников
-Министерство образования и науки Российской Федерации. (2014). Методические рекомендации по организации театральной деятельности в образовательных учреждениях.
-Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://минобрнауки.рф (http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/)