Рабочая программа внеурочной деятельности «Полезные привычки» (10 класс)

0
0
Материал опубликован 25 October 2020

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10

с углубленным изучением отдельных предметов»

Рассмотрено: Утверждаю:

руководитель МО директор МАОУ «СОШ № 10"

_____/Ю.Н Мухина/ ____________/А.О. Леоненко/

протокол №1 приказ №70

от «28» августа 2020 от «28» августа 2020












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

«Полезные привычки»


10 «А» класс

2020-2021 учебный год

(34 часа)









Составитель: Мухина Юлия

Николаевна,

учитель географии и ОБЖ.













г. Череповец

2020



Рабочая программа внеурочной деятельности «Полезные привычки» разработана в соответствии с нормативными актами и документами:

1) Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с последующими изменениями);

2) Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/Минобрнауки РФ. – М.: Просвещение. (Стандарты второго поколения);

3) Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с последующими изменениями);

4) Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 08.04.2015 № 1/15);

5) ООП МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением отдельных предметов»;

6) Положение о разработке рабочих программ учебных предметов и внеурочной деятельности (утверждено приказом директора МАОУ «СОШ №10» №129 от 30.08.2013 с последующими изменениями);

7) СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 01.01.2011) раздел 2.9.;

8) Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,

9) Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.


Необходимость реализации курса «Полезные привычки» продиктована многими причинами. Прежде всего – это ухудшение физического и психического здоровья учащихся. В настоящее время растет число соматических заболеваний. Нервные нагрузки приводят к обострению психических болезней.

Анализ демографической структуры населения России показывает, что дети до 18 лет составляют почти треть населения. 70% учащихся общеобразовательных школ большую часть дня проводят в школе. Именно это время совпадает с чрезвычайно напряженным периодом физиологического роста и развития, морфофункциональных перестроек, когда организм наиболее чувствителен к воздействию как благоприятных, так и неблагоприятных факторов окружающей среды.

Задачей современной школы является создание активной образовательной среды, в которой будет организована подготовка ученика к самостоятельной жизни, формирование у него культуры здоровья, воспитание потребности вести здоровый образ жизни, обеспечение необходимыми знаниями и формирование соответствующих навыков.

Данная программа предусматривает получение учениками знаний и навыков, необходимых для создания семейных отношений и воспитания детей, формирование потребности в здоровом образе жизни, навыков гигиены и профилактики заболеваний, ухода за больными, рационального питания и других способов самосовершенствования.

Программа направлена на снижение воздействия следующих школьных факторов риска: школьные страхи, большие учебные нагрузки и трудности в усвоении школьной программы, интенсификация учебного процесса.

Ключевые понятия:

Полезный выбор.

Личная ответственность.

Положительный образ «Я».

Эффективное общение.

Личностная и социальная компетентность.




Планируемые результаты:

Личностными результатами являются:

Умение самостоятельно определять и высказывать общечеловеческие правила поведения (этические нормы).

Умение делать осознанный выбор в различных жизненных ситуациях.

Умение принимать ответственные решения.

4) Умение проявлять уважительное отношение к самому себе, другим людям, вещам, окружающему миру.

Сформированность таких личностных качеств, как товарищество, уважение к старшим, доброта, честность, трудолюбие, бережливость, дисциплинированность, соблюдение порядка, любознательность, любовь к прекрасному, стремление быть сильным и успешным человеком.

Умение оказывать сопротивление давлению средствам массовой информации и сверстникам.


Метапредметные результаты (УУД):

Регулятивные УУД:

1) Определять и формулировать цель деятельности.

2) Проговаривать последовательность действий на уроке.

3) Высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по плану.

4) Давать эмоциональную оценку деятельности на занятиях.

Познавательные УУД:

1) Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в дополнительной литературе (на развороте, в оглавлении, в словаре).

2) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя средства ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях по основам здорового образа жизни.

3) Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

4) Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).

Коммуникативные УУД:

1) Уметь донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи.

2) Слушать и понимать речь других.

3) Договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

4) Выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Оздоровительные результаты программы:

1) Осознание учащимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия.

Социальная адаптация учащихся, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.

Содержание программы

1) Гигиена. Влияние здоровья на успешную учебную деятельность.

2) Вредные привычки.

3) Двигательная активность. Способы сохранения и укрепление здоровья.

4) Рациональное питание. Полезные и вредные продукты, режим питания.

5) Оказание первой помощи.

6) Основы развития познавательной сферы.

7) Соблюдение прав и обязанностей. Общепринятые правила в семье, в школе, в гостях, транспорте, общественных учреждениях.

Принципы построения программы «Полезные привычки»:

научная обоснованность

практическая целесообразность

возрастная адекватность

достаточность информации

динамическое развитие и системность

вовлеченность семьи в реализацию программы

Формы работы:

Групповая работа. Работа в парах (сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры, дискуссии).

Фронтальная работа.

Индивидуальная работа.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.).

Методы:

Репродуктивный (беседа, вопросы, тесты, анкетирование)

Проблемный

Частично-поисковый

Объяснительно-иллюстративный

Формы контроля:

Проверка усвоения программы проводится в форме анкетирования, тестирования, выполнения творческих заданий, участия в исследовательских работах, тематических неделях.

Календарно-тематическое планирование 10 класс

п/п

Тема занятия

Количество часов

1

Понятие о здоровье. Всемирный календарь прививок. Тестирование.

1

2

Всё меняется. Подростковый период. Перемены.

1

3

План. Планирование. Ресурсы. Планируем режим дня. Активный отдых. Антропометрические показатели.

1

4

Потребность. Качество жизни. Здоровье.

1

5

Правильное питание школьника. Правила приема пищи.

Способы хранения пищевых продуктов. Понятие «Рациональное питание». Витамины.

1


6

Профилактика заболеваний пищеварительной системы. Первая помощь при отравлении пищевыми продуктами.

1

7

Этикет. Правила поведения за столом.

1

8

Органы дыхания и их гигиена. Заболевания дыхательной системы и их профилактика.

1

9

КОВИД -19, ОРВИ, туберкулез. Комплекс упражнений дыхательной гимнастики. Масочный режим, термометрия, социальная дистанция.

1

10

Гигиена полости рта. Профилактика кариеса.

1

11

Гигиенические правила сохранения зрения. Гимнастика для глаз и упражнения на развитие зрительной памяти.

1

12

Возрастные особенности скелета и мышц. Профилактика нарушения осанки и плоскостопия. Закаливание. Обтирание и обливание.

1

13

Правила поведения на улице и в общественных местах. Правила поведения в кино, театре, в музее, на катке. Правила нашего коллектива.

1

14

Театр в моей жизни. (Посещение театра)

1

15

Химические виды зависимости. Алкоголь.

1

16

Почему вредной привычке ты скажешь: «Нет!». Курить – здоровью вредить.

1

17

Инфекции, передающиеся половым путём. Пути передачи ИПП. Профилактика ИПП.

1

18

Тестирование на ВИЧ. Анонимное тестирование. Конфиденциальное тестирование. Врачебное консультирование.

1

19

Мир моих увлечений. Выбор профессии.

1

20

Что такое экология? Экология души.

1

21

Этикет беседы. Умение слушать и слышать другого человека. Умеешь ли ты дружить? Умейте дарить подарки.

1

22

«Нехорошие слова». Недобрые шутки.

1

23

Конфликты в общении. Способы разрешения конфликтов.

1

24

Шалость или преступление. Уголовная и административная ответственность.

1

25

Телевидение: друг или враг?

1

26

Гаджеты и их влияние на наше здоровье.

1

27

«Спешите делать добро». Волонтерское движение в мире.

1

28

Семья. Брак. Права и обязанности в семье.

1

29

Функции семьи. Социальная роль члена семьи.

1

30

Отношения с родителями.

1

31

Стили родительского воспитания.

1

32

Безработица – фактор риска.

1

33

Охрана и укрепление здоровья во время летних каникул.

1

34

Итоговое занятие по курсу «Полезные привычки»

1


Список литературы: 

Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы: Мониторинг эффективности. М.: Планета, 2011.

Базарный В.Ф. Здоровье и развитие ребенка: экспресс-контроль в школе и дома. М.: АРКТИ, 2005.

3. Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: Психологические установки и упражнения. М.: Владос, 2004.

4. Как сохранить здоровье школьников. Игры, классные часы, родительские собрания. - авт.-сост. О.Н. Рудакова.- Волгоград: Учитель, 2008.

5. Наш выбор – здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н.Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009.

6. Проблемные классные часы. Н.И. Билык. – Волгоград: Учитель, 2008.

7. Классные часы на темы этикета.5-11 классы/метод.пособие.- авт.-сост. Ю.А. Матюхина.- М. Планета, 2011.

Кулинич Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей.5-7 классы.- М. ВАКО, 2008.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.