Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления курса «сделай себя сам»
Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области
«Специальная (коррекционная) школа № 1 г. Усолье - Сибирское»
РАССМОТРЕНО на заседании МО воспитателей и педагогов дополнительного образования ____________ / Фуражева Л.В/ Протокол № 1 от « 26 » августа 2022г. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское _____________ / Лебедева А.В./ от « 29 » августа 2022г. | УТВЕРЖДАЮ Директор ГОКУ СКШ №1 г. Усолье - Сибирское ____________ /Мигунов Н.В./ Приказ № 41 от « 29 » августа 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
СОЦИАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ
КУРСА «СДЕЛАЙ СЕБЯ САМ»
Класс: 8в
(Срок реализации -1 год, возраст детей – 15 – 19 лет)
Воспитатель: Фуражева Л.В.
г.Усолье - Сибирское
2022 – 2023г
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления курса «Сделай себя сам» разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП) начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития;
Программой внеурочной деятельности ГОКУ СКШ №1 г. Усолье-Сибирское;
Положением о рабочей программе по учебному предмету, курсу, коррекционным занятиям ГОКУ СКШ № 1 г. Усолье-Сибирское;
Письмом Минобрнауки России от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ».
Программа реализует социальное направление во внеурочной деятельности.
Цель программы: создание условий, способствующих адаптации и социализации обучающихся с ОВЗ в обществе.
Задачи:
-создать коррекционно-развивающее пространство, обеспечивающее развитие механизмов компенсации каждого обучающегося;
-повышать уровень познавательной активности и расширять объем имеющихся знаний и представлений об окружающем мире;
-развить у обучающихся умения и навыки, необходимые для общения и взаимодействия с другими людьми;
-формировать навыки и умения, необходимые для успешного вхождения в общество в процессе трудового, социально - бытового обучения.
Общая характеристика курса
Проблема воспитания и социализации подрастающего поколения является одной из важнейших для любого общества. Концепция модернизации российского образования определяет одной из приоритетных задач школы — обеспечение успешной социализации обучающегося.
Социализация и интеграция детей с ОВЗ представляет собой острую актуальную проблему коррекционной педагогики. Значимость проблемы обусловлена тем, что выпускники специальных (коррекционных) школ испытывают трудности в определении своей жизненной позиции, своего места в обществе.
Одним из эффективных подходов к социальному воспитанию обучающихся является создание в образовательном учреждении условий и средств, позволяющих обеспечивать их успешную социализацию и интеграцию в обществе.
Целесообразность названного направления заключается в активизации внутренних резервов обучающихся, способствующих успешному освоению нового социального опыта на ступени общего образования, в формировании социальных, коммуникативных компетенций, необходимых для эффективного взаимодействия в социуме.
Данная программа разработана для организации внеурочной деятельности обучающихся 8 класса с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями развития. Программа создана с учетом запросов и потребностей обучающихся и их родителей. Занятия проводятся в группе наполняемостью до 5 человек.
Программа состоит из 4 разделов:
1 раздел – Социальное партнёрство. Посещение ДЦБ
2 раздел – Самопознание
3 раздел – Позитивное общение
4 раздел - Культура поведения
Проведение занятий по темам программы предполагает использование разнообразных методов и форм работы:
Формы занятий:
- тренинги (коммуникативные, поведенческие),
- этические беседы,
- ролевые игры: сюжетно-ролевые, словесные, музыкальные, подвижные,
- тематические беседы.
Методы:
- проигрывание и анализ жизненных ситуаций,
-упражнения творческого характера (рисование, импровизации и т.п.).
- поведенческий тренинг,
- психологические игры,
- решение коммуникативных речевых задач,
- работа в парах,
- работа в группах.
Программа предусматривает посещение Детской Центральной библиотеки.
Описание места курса в учебном плане
Курс «Сделай себя сам» входит в образовательную внеурочную деятельность обучающихся с умственной отсталостью.
На реализацию программы по внеурочной деятельности «Сделай себя сам» отводится 3 часа в неделю, всего 99 часов. Из них 32 часа отводится на социальное партнёрство – посещение Детской Центральной библиотеки (1 час в неделю).
Планируемые результаты реализации курса
При освоении программы курса обеспечивается достижение личностных и предметных результатов деятельности обучающихся.
Личностные результаты:
-способность к самооценке на основе критерия успешности в общении;
-ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так
и окружающих людей; развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- осознание себя как личности, раскрытие самобытной индивидуальности, понимание своей связи с другими людьми, обществом, природой, культурой;
- развитие личностных структур сознания - ценностей, смыслов, отношений, способностей к выбору, рефлексии, саморегуляции;
- умение соотносить поступки с нравственными понятиями и видеть нравственные ценности в конкретном человеке в повседневном общении;
- понимать роль личностного самосовершенствования, духовности как культуры чувств человека, реализуемой в поступках и творчестве;
- проявление потребности в использовании приёмов самовоспитания самопознания и саморазвития.
Предметные результаты:
- выражать свое отношение к другим людям различными способами;
- использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач,
строить монологические высказывания, владеть диалогической формой коммуникации (дискуссия, беседа);
- выполнять различные роли в группе;
- освоение общих правил культурного поведения.
Формы и виды контроля
Для оценки планируемых результатов освоения программы рекомендуются следующие формы контроля:
педагогическое наблюдение,
диагностика социализированности (социальной адаптированности, активности, автономности, нравственной воспитанности) личности учащихся » (М.И. Рожков) – проводится в начале и в конце года.
диагностика изменений в личности обучающихся в течение учебного года (методика «Репка») – проводится в конце года.
Эффективность усвоения курса осуществляется путем сопоставления первичной и итоговой диагностики. Также на показатель эффективности влияют расширение диапазона используемых подростками стратегий поведения в конкретных ситуациях, выработка оптимальных для конкретной ситуации стратегий и способов разрешения проблемы.
Содержание курса
Социальное партнёрство. Посещение ДЦБ. (32часа)
Знакомство с социальными объектами города, их назначением. Формирование общей культуры обучающихся, интереса к книге и чтению.
Самопознание (18 часов)
Мой психологический портрет. Как я воспринимаю себя сам? Кто я в глазах других? Что во мне особого? В чем это проявляется? Могу ли я изменять направления своего движения вперед? Что неизвестного я могу открыть в себе? Куда же я двигаюсь?
Позитивное общение (32 часа)
Я и другие. Комфортно ли мне с другими? Чем меня привлекают другие, а чем отталкивают? Контакт с другими (общительны ли мы?). Конфликтен ли я? Зона взаимодействия. Точки соприкосновения. Моделируем взаимодействие. Эффективные приемы общения.
Культура поведения (17 часов)
Нравственность и культура поведения личности. Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек. Зачем нужен этикет?
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Количество часов | Используемые на занятии виды деятельности | Используемое оборудование |
1 | Социальное партнёрство. Посещение ДЦБ | 32 | | |
2 | Самопознание | 18 | | |
2.1 | Вот и стали мы на год взрослее. | 1 | Беседа, викторина, просмотр презентации. | Компьютер, презентация, викторина, анкета, реквизит для сюжетно-ролевых игр, комплект карточек - проблемных ситуаций. |
2.2 | Что такое «Я» | 1 | Анкетирование. | |
2.3 | Путь к себе. | 1 | Беседа, составление рассказа. | |
2.4 | Каким мне быть? | 1 | Тренинг. | |
2.5 | Я оцениваю, меня оценивают. | 1 | Игра. | |
2.6 | Мои качества. | 1 | Практикум | |
2.7 | Совесть. | 1 | Анализ поступков. | |
2.8 | Как победить неуверенность в себе. | 1 | Тренинг. | |
2.9 | Будь собой, но в лучшем виде. | 1 | Упражнения творческого характера | |
2.10 | Чувство собственного достоинства | 1 | Сюжетно-ролевая игра. | |
2.11 | «Я» как части общего «Мы». | 1 | Беседа, просмотр презентации. | |
2.12 | Зачем нужно знать себя? | 1 | Разбор жизненных ситуаций, их оценка. | |
2.13 | Я глазами других. | 1 | Ситуационная игра. | |
2.14 | Самооценка. | 1 | Анализ поступков. | |
2.15 | Мои внутренние друзья и мои внутренние враги. | 1 | Беседа, игра. | |
2.16 | Ярмарка достоинств. | 1 | Беседа, составление рассказа. | |
2.17 | Ищу друга. | 1 | Практикум | |
2.18 | Мои проблемы. | 1 | Беседа, просмотр презентации. | |
3 | Позитивное общение | 32 | | |
3.1 | В мире общения. | 1 | Просмотр презентации. | Компьютер, презентация, реквизит для сюжетно-ролевых игр, комплект карточек - проблемных ситуаций, комплект карточек-сценариев, пословицы, памятки. |
3.2 | Слушаю, говорю, понимаю. | 1 | Беседа, составление рассказа. | |
3.3 | Как мы говорим? | 1 | Сценки-миниатюры. | |
3.4 | Ничего не ценится так дорого, как вежливость. | 1 | Игра с пословицами. | |
3.5 | Роскошь человеческого общения. | 1 | Работа в группах. | |
3.6 | Плюсы и минусы виртуального общения. | 1 | Решение проблемных ситуаций. | |
3.7 | Поговорим о дружбе, о друзьях. | 1 | Работа с картинками. | |
3.8 | Умеем ли мы общаться друг с другом? | 1 | Практикум. | |
3.9 | Человеческая бестактность. | 1 | Разбор жизненных ситуаций, их оценка. | |
3.10 | Равнодушие – болезнь 21 века. | 1 | Беседа, просмотр презентации. | |
3.11 | Умеем ли мы прощать? | 1 | Работа в парах. | |
3.12 | Умей сказать нет. | 1 | Тренинг. | |
3.13 | Ссоры и как их избежать? | 1 | Сюжетно-ролевая игра. | |
3.14 | Кого называют конфликтным человеком? | 1 | Беседа, просмотр презентации. | |
3.15 | Как я веду себя в конфликтной ситуации? | 1 | Анализ поступков. | |
3.16 | Общение в жизни человека. | 1 | Просмотр презентации. | |
3.17 | Общение с ровесниками. Роль друга, подруги. | 1 | Ситуационная игра. | |
3.18 | Почему люди ссорятся? | 1 | Решение проблемных ситуаций. | |
3.19 | Барьеры общения. | 1 | Анализ поступков. | |
3.20 | Предотвращение конфликтов. | 1 | Работа с памятками, составление правил. | |
3.21 | Учимся слушать друг друга. | 1 | Составление правил. | |
3.22 | Выражение собственной точки зрения. Согласие с мнением собеседника. | 1 | Сюжетно-ролевая игра. | |
3.23 | Уверенное и неуверенное поведение | 1 | Ситуационная игра. | |
3.24 | Нужна ли агрессия? | 1 | Решение проблемных ситуаций. | |
3.25 | Правила и законы общения. | 1 | Работа в группах. | |
3.26 | Пойми меня. | 1 | Разыгрывание сценок. | |
3.27 | Обиды. | 1 | Анализ поступков. | |
3.28 | Критика. | 1 | Разбор жизненных ситуаций, их оценка. | |
3.29 | Комплименты или лесть? | 1 | Решение проблемных ситуаций. | |
3.30 | Груз привычек. | 1 | Ситуационная игра. | |
3.31 | Азбука перемен. | 1 | Упражнения творческого характера. | |
3.32 | Почему нужны правила общения. | 1 | Беседа, просмотр презентации, создание памятки. | |
4 | Культура поведения | 17 | | |
4.1 | Чтобы радость всем дарить, надо добрым и вежливым быть. | 1 | Решение задач по культуре поведения. | Компьютер, презентация, инструменты для творческого задания, подборка музыкальных записей для сопровождения речевых ситуаций, коммуникативных сценок, памятки, реквизит для сюжетно-ролевых игр. |
4.2 | Нравственность и культура поведения личности. Чужая боль. | 1 | Просмотр презентации. | |
4.3 | Культура взаимоотношений мальчиков и девочек, юношей и девушек. | 1 | Беседа, обсуждение ситуации. | |
4.4 | Поведение человека и культура общения. | 1 | Упражнения творческого характера. | |
4.5 | Этика и виды речевой деятельности. | 1 | Решение проблемных ситуаций. | |
4.6 | Речь говорящего и понимание слушателя. | 1 | Работа в парах. Коммуникативный тренинг. | |
4.7 | Язык «поддержки» и язык «подавления». | 1 | Сюжетно-ролевая игра. | |
4.8 | Зачем нужен этикет? | 1 | Разбор этикетных ситуаций. | |
4.9 | Азбука вежливости или этикет на каждый день. | 1 | Создание памятки. | |
4.10 | Приветствия. | 1 | Разыгрывание сценок. | |
4.11 | Умение вести беседу. | 1 | Сюжетно-ролевая игра. | |
4.12 | Телефонный разговор. | 1 | Разыгрывание сценок. | |
4.13 | Принимаем гостей. | 1 | Сюжетно-ролевая игра. | |
4.14 | Поведение на школьном празднике и на отдыхе. | 1 | Создание памятки. | |
4.15 | Ролевое поведение в общественных местах. Поведение на улице, в транспорте, в магазине. | 1 | Анализ поступков. Сюжетно-ролевая игра. | |
4.16 | Ролевое поведение мальчика и девочки. Эти трудные роли – мальчик и девочка. | 1 | Разбор жизненных ситуаций, их оценка. | |
4.17 | Итоговое занятие. | 1 | Анкетирование. | Анкета. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Материально-техническое обеспечение:
- комплект карточек-сценариев, карточек - проблемных ситуаций и т.д.;
- реквизит для сюжетно-ролевых игр;
- компьютер и подборка музыкальных записей для сопровождения речевых
ситуаций, коммуникативных сценок.
Список литературы:
1. Селевко Г.К. Путь к себе. Самосовершенствование себя. М., 2008– 214с..
2. Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет (учебное пособие по развитию
коммуникативных способностей ребенка). – Екатеринбург: “ЛИТУР”, 2011. – 192с.
3. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. М., 2001– 116с.
4. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Речевая коммуникация. М., 2003– 58 с.
5. Григорьев, Д. В., Степанов П. В. Методические рекомендации по организации
внеурочной деятельности в школе [Текст] / Д. В Григорьев, П. В. Степанов. – М., 2011. Центр теории воспитания ИТИП РАО – проект.
6. Григорьева Т.Г.Основы конструктивного общения. Практикум.– Новосибирск: Изд-во Новосиб. Ун-та; М.: Совершенство, 2005. – 116с.
7. Игры: обучение, тренинг, досуг /под ред. В.В. Петрусинского, «Новая школа», М.,
2004.
8. Насонкина С.А. Уроки этикета/ Худ. И.Н. Ржевцева. – СПб.: Изд-во “ДЕТСТВО-
ПРЕСС”, 2003. – 40с.: Ил.
9. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: “Издательство ГНОМ и Д”, 2008. – 160с. (В помощь психологу.)
10. Разогревающие игры и психотехники // Основы технологии группового тренинга. Психотехники - И.В. Вачков. Учебное пособие. Издательство «Ось-89», 2011.
11.Селевко Г.К., Тихомирова Н.К., Левина О.Г. Сделай себя сам. – М.: Народное образование, 2000.