Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе в 7 классе «В поисках автора»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 589 Колпинского района Санкт-Петербурга
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«В поисках автора»
Направление «Духовно-нравственное»
для 7 класса
Срок реализации программы - 1 год
2019/2020 учебный год
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Общая характеристика внеурочной деятельности.
Рабочая программа внеурочной деятельности «В поисках автора» разработана на основе ФГОС общего образования, составлена и адаптирована для 7 классов на 2019/2020 учебный год.
Направление деятельности: духовно-нравственное.
Виды деятельности: игровая деятельность, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение, научно-исследовательская работа.
Программа ориентирована на обучающихся основной ступени образования в возрасте 12-14 лет (7 класс).
Количество часов в неделю – 1.
Всего часов – 34.
Внеурочная деятельность «В поисках автора» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию обучающегося-читателя.
Деятельность подростка направлена на эмоциональное, творческое, интеллектуальное развитие, помогает решить проблемы нравственно-этического воспитания, развить навыки критического мышления, обучить приемам сопоставления, интерпретации и анализа литературного произведения, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Программа внеурочной деятельности школьников основывается на следующих принципах:
принцип культуросообразности;
принципа коллективности;
принцип диалогичности;
принцип проектности;
принцип поддержки самоопределения воспитанника.
Главные цели и задачи внеурочной деятельности
Основные цели работы:
совершенствование всех видов речевой деятельности;
через знакомство с аспектами словесного мастерства способствовать развитию умений узнавать, запоминать, интерпретировать и анализировать художественные произведения;
приобретение опыта самостоятельной исследовательской деятельности;
создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг;
расширение литературно-образовательного пространства обучающихся;
формирование навыков критического мышления;
формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.
Задачи
Образовательные:
сформировать способность освоения детьми более глубоких знаний по различным аспектам литературного творчества
закрепление ранее полученных на уроках литературы сведений на новом дидактическом материале с широким привлечением игровых элементов;
выработка и совершенствование умений анализа художественного произведения.
Воспитательные:
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению;
воспитание самостоятельности, уверенности в своих силах, любознательности;
воспитание уважения к русскому языку и художественному слову;
воспитание вдумчивого читателя.
Развивающие:
развитие художественно-творческих и познавательных способностей;
развитие эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
совершенствование всех видов речевой деятельности, памяти, внимания, наблюдательности, творческой инициативы;
сформировать развитие эстетических качеств, самостоятельности суждений при восприятии произведения;
сформировать способности свободно, нестандартно мыслить, умение передать свою мысль в письменной и устной форме.
Преемственность занятий внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.
В процессе реализации программы предусматривается использование видов деятельности:
игровая – ведущая форма деятельности;
соревновательная;
проектная;
познавательная.
Возможны следующие формы организации работы:
коллективная;
групповая;
индивидуальная.
Можно использовать целый ряд форм организации занятий по привлечению учеников к чтению путём пропаганды литературных произведений:
Чтение вслух учителем;
Чтение старшеклассниками;
Прослушивание фонограммы с записью литературного текста;
Рассказ сверстников;
Тематическая беседа;
Выборочное чтение;
Просмотр тематических фильмов, в том числе с использованием ресурсов сети Интернет;
Рассматривание иллюстраций к литературным произведениям;
Литературные викторины;
Экскурсии;
Организация и аннотация выставок книг;
Обсуждение экранизированных художественных произведений.
Этот список может быть продолжен. При выборе формы занятия следует руководствоваться, прежде всего, её несложностью и незначительной трудоёмкостью, т.к. занятия внеурочной деятельностью проходят, как правило, в конце рабочего дня и школьники уже утомлены, они не воспринимают большой объем новой информации, если она поступает в сложной для восприятия форме.
Курс «В поисках автора» строится на использовании атрибутивных методов для актуализации усвоенных знаний и умений, формирования аналитико-критического типа мышления через стимулирование обучающихся к научно-исследовательской деятельности.
Атрибуция текста обычно используется как вспомогательная методика для оценки полученных знаний и их воспроизведения.
Актуальность программы заключается в формировании востребованных познавательных, регулятивных и личностных УУД, а также навыков системного и критического мышления. Актуальность для обучающихся – во взаимодополнении программ урочной и внеурочной деятельности, что помогает по-новому взглянуть на академический материал, комплексно повторить уже изученные темы, выяснить и проследить межпредметные связи.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие формы контроля: стартовый, текущий и итоговый.
Результативность освоения программы определяется на выполнения творческих работ.
Планируемые результаты
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
анализировать условия и пути достижения цели;
работать по плану, сверяя свои действия с целью;
прогнозировать, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
составлять план решения учебной проблемы;
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
учитывать разные мнения и самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения,
быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
учитывать разные мнения и самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;
проявлять познавательную инициативу;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи;
оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
пользоваться словарями, справочниками;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;
адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осуществлять анализ и синтез;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ
ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) | ВТОРОЙ УРОВЕНЬ (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом) | ТРЕТИЙ УРОВЕНЬ (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия) |
приобретение общих знаний о культуре поведения, преодоление дисгармонии с окружающим миром и в самом себе, усвоение представлений об организации собственной творческой, культурной и духовной жизни в различных сферах и ситуациях; осознание общепринятых ценностей и оценка своих способностей и потребностей. | перенятие опыта переживания, преодоление негативных приобретенных черт личности: застенчивости, неуверенности, грубости, боязни ошибки, замкнутости, неверия в свои силы; получение возможности стать полноправным участником общекультурной жизни взрослых, попытка осознать параметры требований и содержания культуры школьного и человеческого сообщества | получение опыта самостоятельного действия; овладение потенциалом межличностного взаимодействия в разных сферах культурной и общественной жизни; приобретение умений представить собственные проекты сверстникам, родителям, учителям. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема | Кол-во часов | Форма учебного занятия | Планируемые результаты | |||
Аудит. | Внеауд. | ||||||
| | | | | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Введение (2 ч.) | |||||||
1 | Цели и задачи курса. | 1 | | Вводный | Понимать связь внеурочных занятий с уроками; знать, что такое литература и литературоведение; | формулировать задачу занятия после предварительного обсуждения; оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев; | анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. |
2 | Атрибуция – поиск автора. | 1 | | Коллективно-игровая | Понять, что такое атрибуция; выяснить, что творчество каждого писателя имеет особенности; вспомнить основные черты творчества любимых писателей; ознакомиться с экспозицией библиотеки; | реализовывать словарные статьи к новым словам; осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного; | объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; |
Основы литературоведения (12 ч.) | |||||||
3-4 | Что такое стиль. Понятие об авторском стиле. | 1 | 1 | Практикум, экскурсия в библиотеку | Выяснить, что такое стиль; уметь рассуждать на предложенную тему; строить логические связи; различать общение для контакта и для получения информации; учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания; уместно использовать изученные средства; | анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; | учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; |
5-7 | Эпос, лирика и драма. | 3 | | Практикум | знать особенности трех родов литературы; различать прозаический, поэтический и драматический текст; узнать особенности лиро-эпических произведений; | анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; | анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. |
8-10 | Жанр. Особые приметы | 3 | | Практикум | анализировать типичную структуру рассказа; знать особенности лирических, эпических и драматических жанров; | анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; | объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; |
11-14 | «Русский язык в умелых руках и в опытных устах - красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». | 4 | | Практикум | Знать основные тропы, уметь их определять; познакомиться с синтаксическими изобразительными средствами, уметь находить их в художественном тексте. | реализовывать словарные статьи к новым словам; осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного; | анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. |
| | | | | | | |
Отличительные особенности литературы разных периодов (4 ч.) | |||||||
15 | Народ-сказитель | 1 | | Практикум | знать фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания; давать определение понятию, делать вывод об основных чертах; умение охарактеризовать стилистические особенности и средства художественной выразительности фольклора | классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис | учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; |
16-17 | Художественно-стилевые особенности древнерусской литературы | 2 | | Практикум | умение объяснять жанровые особенности летописи (краткость, напевность, отношение автора к героям), умение определять черты фольклора в летописи, умение распознавать летописи и житийную литературу по представленным отрывкам | различать описания разных стилей – делового и художественного; продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи; | объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; |
18 | Как отличить литературу 18 века | 1 | | Практикум, творческая работа | Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения; Научиться владеть терминами: ода, классицизм, «трех штилей», понимать своеобразие жанров. Научиться выдвигать гипотезу относительно периода создания предложенного текста | классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис | анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. |
Отличительные черты творчества писателей и поэтов XIX-XX веков (11 ч.) | |||||||
19-21 | А.С. Пушкин, «…добрый мой приятель» | 3 | | Практикум | определять роль средств художественной выразительности в создании словесной картины мира пушкинских произведений, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; | отличать истинную вежливость от показной; адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия; |
22-23 | М.Ю. Лермонтов, «…Услышав, его я узнаю повсюду» | 2 | | Практикум | определять роль средств художественной выразительности в создании словесной картины мира произведений Лермонтова, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | реализовывать словарные статьи к новым словам; осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного; | учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; |
24-25 | Н.В. Гоголь, «…часто сквозь видимый миру смех льются невидимые миру слёзы» | 2 | | Практикум | определять роль средств художественной выразительности в создании словесной картины мира произведений Н.В. Гоголя, доказывать принадлежность рассказа и повести к эпосу как роду литературы, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис | отличать истинную вежливость от показной; адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия; |
26 | А.П. Чехов. «Своеобразие рассказов | 1 | | Практикум | анализировать типичную структуру рассказа; определять роль средств художественной выразительности в создании словесной картины мира драматургии | классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис | анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. |
27-28 | «Знакомый Ваш Сергей Есенин» | 2 | | Практикум | определять роль средств художественной выразительности в создании словесной картины мира произведений С.А. Есенина, доказывать принадлежность стихотворения к лирике как роду литературы, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов; | объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; |
29 | К.Г. Паустовский. «Ритм прозы зависит от таланта, от чувства языка, от хорошего «писательского слуха» | 1 | | Практикум | определять роль средств художественной выразительности в создании словесной картины мира произведений К.Г. Паустовского, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств | классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные; реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис | анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек; поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом. |
Отработка практических навыков (4 ч.) | |||||||
30-31 | В поисках автора. Практическое занятие. | 2 | | Практикум | Научиться понимать, выразительно читать текст и выполнять устное рецензирование выразительного чтения; Научиться владеть терминами: лирическое стихотворение, баллада, повесть, понимать своеобразие жанров. Научиться выдвигать гипотезу относительно авторства предложенного отрывка | анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; | учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях; осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах; |
32-33 | Литературный детектив | 2 | | Литературная викторина | Научиться правильно и четко давать ответы на поставленные вопросы | анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении; осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета; | отличать истинную вежливость от показной; адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия; |
Подведение итогов (1 ч.) | |||||||
34 | Итоговое занятие. | 0 | 1 | Экскурсия в библиотеку | Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах | различать описания разных стилей – делового и художественного; продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи; | объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества; осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям; |
| Итого | 32 | 2 | |
Список литературы
Славянский миф «Рождение мира»
Волшебные сказки. «Царевна-лягушка». «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». «Каша из топора», «Два Ивана - солдатских сына».
Из «Повести временных лет» (Расселение славян»), «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам».
Эзоп. «Лисица и виноград», «Ворон и Лисица».
Древнерусская литература. «Повесть о Петре и Февронии Муромских», «Поучение Владимира Мономаха». «Сказание о белгородских колодцах», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Подвиг юноши Кожемяки». «Сказания о Святославе».
А. Никитин. Из «Хождений за три моря».
А.Д. Кантемир. Верблюд и лисица.
М.В. Ломоносов. «Лишь только дневный шум умолк…». «Случились вместе два астронома в пиру…». «Стихи, сочинённые на дороге в Петергоф».
Басни В. Тридиаковского, А. Сумарокова, В. Майкова, И. Хемницера (на выбор)
Жан де Лафонтен. «Лисица и виноград».
М.В. Ломоносов.
И.А. Крылов. «Ворона и Лисица», «Волк на псарне». «Свинья под дубом», «Демьянова уха».
А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила», стихи «Зимняя дорога». «Бесы». «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». «Полтава», «Борис Годунов», «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге». «Повести Белкина». «Дубровский». «Простите, верные дубравы...». «Роняет лес багряный свой убор...». «Ещё дуют холодные ветры...». «Зимняя дорога». «Зимнее утро». «Моцарт и Сальери». «Капитанская дочка».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино». «Тучи». «Парус». «Листок». «Три пальмы». «На севере диком...». «Утёс». «Пленный рыцарь». «Мцыри».
Н.В. Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Ночь перед рождеством». «Тарас Бульба». «Старосветские помещики». «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
И.С. Тургенев. «Муму». «Щи». «Русский язык». «В дороге». «Записки охотника».
А.П. Чехов. «Человек в футляре». «Толстый и тонкий». «Жалобная книга». «Налим». «Тоска». «Смерть чиновника». «Душечка». «Дама с собачкой». «О любви». «Пересолил». «Лошадиная фамилия». «Смерть чиновника». «Хамелеон».
С.А. Есенин. «Ты запой мне ту песню, что прежде…».«Поёт зима – аукает…», «Нивы сжаты, рощи голы…». «Пугачёв»
К.Г. Паустовский. «Тёплый хлеб». «Мещёрская сторона». «Драгоценная пыль» «Бакенщик». «Растрепанный воробей».
Для самостоятельного изучения и подготовки к урокам литературы:
Н.А. Некрасов «Русские женщины» (поэма).
А.К. Толстой. Исторические баллады «Василий Шибанов», «Михайло Репнин» и др.
М.Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик».
Л.Н. Толстой «Детство» (часть из трилогии)
М. Горький «Детство» (часть из трилогии), рассказы «Старуха Изергиль», «Челкаш».
Л.Н. Андреев «Кусака»
Е.И. Носов «Кукла».
Ю.П. Казаков «Тихое утро».
О. Генри «Дары волхвов».
Р.Д. Бредбери «Каникулы».
Н.В. Гоголь «Вечера на хуторе близ Диканьки»
Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»
В.П. Крапивин «Брат, которому семь», «Звезды под дождем», «Та сторона, где ветер».
В.П. Астафьев «Мальчик в белой рубашке».
В.М. Шукшин «Критики», «Микроскоп», «Волки», «Постскриптум».
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви».
А.Н. Рыбаков «Трилогия о Кроше».
А.И. Приставкин «Ночевала тучка золотая».
Г.У. Лонгфелло «Песнь о Гайавате».
Дж. Лондон «Зов предков», «Белый клык», «На берегах Сакраменто».
Р. Бредбери «Все лето в один день».
Ж. Верн «Дети капитана Гранта».
В.П.Астафьев «Пастух и пастушка».
В.Шекспир «Ромео и Джульетта».
А.П.Чехов «Тоска», «Смерть чиновника», «Хамелеон».
Ж.-Б.Мольер «Мещанин во дворянстве».
М.Е.Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь», «Медведь на воеводстве», «Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
А.Т.Твардовский «Василий Теркин»
Л.Н.Толстой «После бала»
М.Горький «Черкаш»
Эсхилл «Прометей прикованный»
Л.Н.Толстой «Война и мир» (т.1, ч.2, глава 20-21).
Описание материально-технического обеспечения:
компьютер;
проектор;
принтер.
Учебно-методическое обеспечение
Для учащихся.
Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2017, 2019.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 6класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2017.
Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 7 класса: В 2ч. - М.: Просвещение, 2017.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 5 класс. - М.: Просвещение, 2017.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 6 класс. - М.: Просвещение, 2017.
Коровина В.Я. и др. Читаем, думаем, спорим ...: Дидактический материал по литературе: 7 класс. - М.: Просвещение, 2017.
Литература: 5 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 6 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Литература: 7 класс: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на СD-PОМ / Сост. В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: Просвещение, 2008.
Школьный словарь литературных терминов и понятий. 5-9 кл./ Под ред. М.Б. Ладыгина. – М.: Дрофа, 1995.
Для учителя.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. −М.: Просвещение. − 2010
Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников (Методический конструктор). − М.: Просвещение. − 2010
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. - М.: Вербум - М., 2004.
Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. − М.: Вербум − М., 2004.
Калганова Т.А. Литература: Сборник упражнений: 5 класс. - М.: Просвещение, 2006.
Колокольцев Е.Н. Альбом иллюстраций: Литература: 5 класс. - М.: Просвещение, 2005.
Коровина В.Я.,
Тумина Л.Е. Творческие задания. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Беленький. Г.И. Приобщение к искусству слова. −М.: Просвещение. − 1990.
Интернет-ресурсы:
Библиотеки:
Электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам. Книги, периодика, графика, справочная и техническая литература для учащихся средних и высших учебных заведений. Статьи и книги по литературе, истории, мифологии, религии, искусству, прикладным наукам, художественные галереи и коллекции.
Образовательный портал «Древнерусская литература».
Библиотека Гумер-гуманитарные науки (например, литературоведение).
Каталог электронных энциклопедий (ссылки) по разным направлениям.
Библиотека Максима Мошкова.
Сервер "Литература" объединяет информацию о лучших литературных ресурсах русского Интернета: электронные библиотеки, рецензии на книжные новинки, литературные конкурсы и многое другое. На сервере также размещен сетевой литературный журнал "Словесность".
Коллекция: русская и зарубежная литература для школы.
Сайт мировых новостей о литературе.
Электронная библиотека современных литературных журналов России.
Сайт имеет следующие рубрики: библиотека детской русской и зарубежной литературы, история, филолог, вокруг света, мир знаний, Пушкин, шахматы, музеи , новости.
http://www.russianplanet.ru/filolog/ruslit/index.htm
Сайт о древней литературе Руси, Востока, Западной Европы; о фольклоре.
Сайт института русской литературы (Пушкинский дом) Российской Академии наук (статус государственного учреждения).
Сайт посвящен современной русской литературе.
http://feb–web.ru
Сайт Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина
http://www.prlib.ru/Pages/Default.aspx
Электронные наглядные пособия:
Библиотекарь. РУ
http://www.bibliotekar.ru/index.htm
Русская литература 18-20 вв.
Большая художественная галерея
Экранно-звуковые пособия:
Золотой стихофон
Русская классическая литература
Всероссийская инновационная программа Аудиохрестоматия. Мировая литература голосами мастеров сцены.
http://аудиохрестоматия. рф
Театр:
Сайт объединяет информацию о театрах России (ссылки), персональных страничках актеров, о премиях и фестивалях театрального искусства и т.д.
Музеи:
Государственный Бородинский военно-исторический музей.
Музей-заповедник «Московский Кремль».
Государственный Эрмитаж.
Портал «Музеи России».
Государственный музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина.
Новгородский государственный объединенный музей-заповедник.
Всероссийский музей А.С.Пушкина.
Музей-заповедник «Петергоф»
Государственный Русский музей.
Государственный исторический музей.
http://www.tretyakovgallery.ru
Государственная Третьяковская галерея.
Селиванова Галина Геннадьевна