Рабочая программа внеурочной деятельности «Земли родной минувшего страницы»

0
0
Материал опубликован 16 September

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования молодежной политики Свердловской области

Управление образования Артёмовского городского округа

МБОУ «СОШ № 14»



СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕО

заместитель директора по УВР директор МБОУ «СОШ №14»

_______________ Пепелева Е.Е. _____________ Тряпочкиа А..

«____»_______ 2024 год приказ №___ от «___»____ 2024год




Рабочая программа внеурочной деятельности

«Страны родной минувшего страницы»

для обучающихся 5-х классов


Срок реализации 2024-2025 учебный год








Программа разработана

Коневой Н.И.,

учителем русского языка

и литературы,

высшей квалификационной

категории












п. Красногвардейский, 2024 г.




Пояснительная записка


Рабочая программа «Земли родной минувшего страницы» составлена для обучающихся 5-х классов общеобразовательной школы с учетом специфики образовательной организации и контингента обучающихся.

Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с требованиями:

- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями;

- Приказа Министерства просвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта ООО»;

- Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности, направленных письмом Минобрнауки от 18.08.2017 № 09-1672;

- Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р; СП 2.4.3648-20;

СанПиН 1.2.3685-21;

- Основной образовательной программы.

- Локального акта «Положение о рабочей программе в соответствии с требованиями МБОУ «СОШ№14»;

При разработке данной программы также использовались следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» дополнениями и изменениями).

- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 г. 809

«Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

- Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации».


Общая характеристика курса

Для современной системы российского образования весьма важными являются идеи интеграции обучения и воспитания, взаимосвязи учебной работы и внеурочной деятельности обучающихся. Интеграция разных видов деятельности в значительной степени повышает успешность формирования патриотизма как одной из базовых духовно-нравственных ценностей нашего государства. От сопричастности подрастающего поколения к судьбе своей Родины зависит ее будущее. Патриотизм включает уважение к исторической памяти, гордость за доблесть российского человека, который всегда вставал на защиту своего Отечества от иноземных завоевателей, героически сражался за свободу своей земли. В этом отношении ознакомление с яркими страницами прошлого своей малой родины, с проявлением патриотических чувств граждан России в разные исторические времена является актуальным средством воспитания любви к своей Отчизне.

Существенны вклад в гражданско-патриотическое воспитание и историческое просвещение обучающихся школы вносит курс внеурочной деятельности «Земли родной минувшего страницы». Курс предполагает также реализацию принципа сотрудничества и преемственности между учениками 5-х и 10-11 классов.

Актуальность курса

В современных условиях развития российского общества особое внимание

уделяется историческому просвещению подрастающего поколения. Президент Российской Федерации В.В. Путин неоднократно говорил о том, что в системе образования на разных его этапах необходимо создать условия для формирования у обучающихся знаний об истории своего государства, осознания значения исторической памяти, преемственности нравственных ценностей поколений, что является предпосылкой успешного развития российского общества.

Актуальность курса внеурочной деятельности «Земли родной минувшего страницы»

обусловлена необходимостью формирования российской гражданской идентичности, патриотизма, приобщения обучающихся к исторической памяти многих поколений россиян.

Создание программы продиктовано важностью стоящих перед школой задач исторического просвещения подрастающего поколения россиян, формирования у них способности к восприятию и бережному отношению к историческому и культурному наследию, сохранения исторической памяти о подвигах и достижениях предков, о ключевых исторических событиях и их участниках.

Программа ориентирована на расширение и дополнение знаний, получаемых обучающимися в ходе изучения учебного курса «История России», призвана обеспечить целостное и эмоционально окрашенное восприятие отечественной истории посредством обращения к памятным местам и событиям из истории родного края и малой родины.


Цель и задачи курса

Курс имеет историко-просветительскую цель, ориентирован на сохранение исторической памяти, формирование у обучающихся личностной позиции по отношению к прошлому и настоящему своей страны на примере памятных мест родного края и малой родины. Таким образом, цель курса: содействие формированию интереса к отечественной истории через изучение истории родного края и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Основные задачи курса:

- дать дополнительные знания по отечественной истории, акцентируя внимание на единстве исторических судеб различных народов и регионов России при сохранении уникальности их развития и культурной самобытности;

- расширить знания обучающихся об отечественной истории посредством привлечения внимания к хорошо известным, знаковым для их родного края достопримечательным местам, связанным с историческими (в том числе военными) событиями;

- стимулировать познавательный интерес обучающихся к материальным, культурным и духовным ценностям предыдущих поколений на региональном материале;

- способствовать осознанию обучающимися своей социальной идентичности одновременно как граждан России и жителей своего Уральского края, посредством сообщения информации о личностях, событиях, процессах и памятных местах, наиболее значимых для истории малой родины;

- формировать у обучающихся личностное, эмоционально окрашенное восприятие прошлого, понимание «человеческого измерения истории»;

- формировать у обучающихся способность определять историко-архитектурную, художественную, научную и мемориальную ценность достопримечательных, памятных мест края, выявлять их значение для истории и культуры России, региона, местности;

- способствовать развитию у обучающихся понимания историко-культурной ценности памятных мест края и необходимости сохранения природно-культурных ландшафтов, памятных объектов археологического и культурного наследия, историко - градостроительной и природной среды как достояния не только поселка, но страны в целом;

- формировать у обучающихся чувство принадлежности к богатейшему общероссийскому культурно-историческому пространству, уважение к культурным достижениям и лучшим традициям (боевым, трудовым, художественным, нравственным и др.) народов России и края.


Описание места курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности «Земли родной минувшего страницы» рассчитана на 1 года обучения, предназначена для учащихся 5-х классов. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№14» на курс отводится 34 часа.



Планируемые результаты освоения курса


Формирование личностных и метапредметных результатов

В сфере познавательных универсальных учебных действий:

Знать:

-историю и традиции своей малой родины, некоторых выдающихся людей – уроженцев поселка, района, региона;

- историко-культурные достопримечательности села;

- историю и традиции своей школы;

Уметь:

- собирать краеведческую информацию у членов своей семьи, делиться собранной информацией с друзьями и обобщать собранный материал;

- проявлять уважение к людям разного возраста и разных профессий.

В сфере личностных универсальных учебных действий у учащихся будут сформированы:

- внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе;

- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, - чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей;

- развитие чувства патриотизма, гордости за свою малую родину и страну, свой народ.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формировать собственное мнение и позицию;

- задавать вопросы;

- использовать речь для регуляции своего действия.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу как слушатели;

- адекватно воспринимать оценку учителя, партнеров – сверстников и партнеров - старшеклассников;

Использование приобретённых знаний и умений в практической и повседневной жизни:

В ходе занятий краеведческого направления учащиеся выполняют разнообразные практические задания:

- подготовка индивидуальных сообщений, проектов;

- организация словесного и художественного творчества: рисование по результатам экскурсий, наблюдений, представлениям;

- формулирование вопросов при проведении беседы при обращении к человеку любого возраста.

Содержание курса


Введение. Знакомство с программой курса. Анкетирование. (1ч.)

Путешествие по «Серебряному кольцу Урала».

Музей – заповедник деревянного зодчества в п.Нижняя Синячиха. Кунгурская пещера. Музей истории земледелия и народных ремесел в п.Коптелово. Природный парк Оленьи ручьи. Невьянская башня.

«Чудеса поселка Красногвардейский».

Памятные места поселка. Улицы поселка. Природные достопримечательности поселка.

История народного образования поселка.

Видео – обзор музейных выставок. Они были первыми (первые учителя в поселении Ирбитский завод). Школьные здания. Школа в 19 и 20 веках. Музей народного образования поселка, история его создания.

История пионерской и комсомольской организаций школы.

«Поселок в тяжкую годину».

Поселок в годы первой мировой войны. Они сражались за Родину (участники Великой Отечественной войны). Школа в годы войны. Детство, опаленное войной (дети войны).

«Наша гордость, наша слава»

Учителя – участники Великой Отечественной войны. Авиаторы родом из Красногвардейского. Школьные активисты и медалисты. Самобытные писатели и поэты поселка и их творчество.

Итоговая встреча «Мой род в истории поселка». Защита творческого проекта.





Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение программы


При подготовке занятий, экскурсий используются материала Школьного музей, архива и музейной комнаты поселковой библиотеки.


Интернет ресурсы (видеоматериалы):


https://ya.ru/video/preview/17572585509999166235


https://ya.ru/video/preview/1044900653797642722


https://ya.ru/video/preview/2875195415446698867


https://ya.ru/video/preview/16847618286303984989


https://ya.ru/video/preview/4293367432695462303


https://dzen.ru/video/watch/627923861ae7846cd2374707?f=d2d


https://ya.ru/video/preview/6394493147081213904


https://ya.ru/video/preview/8114075479902306540

Календарно- тематическое планирование занятий внеурочной деятельности.


п/п

Раздел, тема


Количество часов


Формы организации и

(желательно указать

виды деятельности

теория/практика)

(можно указать для

раздела в целом)

Дата


1.

Введение. Знакомство с программой курса.

1

Беседа. Анкетирование. Инструктаж по ТБ.

04.09.

2024.


Путешествие по «Серебряному кольцу Урала».

9

(Т-7,П-2)



2-3

Уникальный музей – заповедник деревянного зодчества в п. Нижняя Синячиха. Фильм «Байки земли Уральской».

2

Беседа в ходе виртуальной экскур-сии. Просмотр и обсуждение видеоролика.

11.09.

18.09.

4-5

Музей истории земледелия и народных ремесел в п.Коптелово. Фильм «Байки земли Уральской».

2

Беседа в ходе виртуальной экскур-сии. Просмотр и обсуждение видеоролика

25.09.

02.10.

6-7

Невьянская башня — одно из самых загадочных достопримечательностей Урала. Фильм «Байки земли Уральской».

2

Беседа в ходе виртуальной экскур-сии. Просмотр и обсуждение видеоролика

09.10.

16.10.

8

Кунгурская ледяная пещера – чудо природы.

Тропы природного парка Оленьи ручьи.

1

Беседа в ходе виртуальной экскур-сии.

23.10.

9-10

Творческая мастерская по созданию мини-проектов

2

Практическая

Работа по предложенной теме

06, 13.11.


«Чудеса поселка Красногвардейский».

6

(Т-0,П-6)



11

Памятные места поселка.

1

Экскурсия. Беседа на основе анализа полученных знаний

20.11.

12

Улицы поселка.

1

Экскурсия (заочная)

Беседа на основе анализа полученных знаний

27.11.

13-14

Природные достопримечательности поселка. Родники. Пушкинская липовая аллея.

2

Экскурсия.

Беседа на основе анализа полученных знаний

04.12.

11.12.

15-16

Творческая мастерская по созданию мини-проектов

2

Практическая

работа по предложенной теме

18,25.

12.


История народного образования поселка.

6

(Т-4,П-4)



17-18

Музей народного образования поселка, история его создания.

2

Видео – обзор музейных выставок.

15.01.

2025

22.12.

19-20

Они были первыми (первые учителя в поселении Ирбитский завод).

2

Лекция с презентацией. Беседа на основе анализа полученных знаний

29.01.

05.02.

20-21

Школьных зданий старинных история…


Экскурсия в музей.

Беседа на основе анализа полученных знаний

12, 19.02.

23

История пионерской и комсомольской организаций школы.

1

Экскурсия в музей.

Беседа на основе анализа полученных знаний

26.02.

24

Творческая мастерская по созданию мини-проектов

1

Практическая

Работа по предложенной теме

05.03.


«Поселок в тяжкую годину».

4

(Т-3,П-1)



25

Поселок в годы первой мировой войны.

1

Лекция с презентацией. Беседа на основе анализа полученных знаний

12.03.

26

Они сражались за Родину (участники Великой Отечественной войны).

1

Лекция с презентацией. Беседа на основе анализа полученных знаний

19.03.

27-28

Школа в годы войны. Детство, опаленное войной (дети войны).


2

Экскурсия в музей.

Беседа на основе анализа полученных знаний

02.04.

09.04.


«Наша гордость, наша слава»

6

(Т-3,П-4)



29

Учителя – участники Великой Отечественной войны.

1

Экскурсия в музей.

Беседа на основе анализа полученных знаний

16.04.

30

Авиаторы родом из Красногвардейского.

1

Лекция с презентацией. Беседа на основе анализа полученных знаний

23.04.

31

Школьные активисты и медалисты.

1

Экскурсия в музей.

30.04.

32-33

Самобытные писатели и поэты поселка и их творчество: А.Евдокимова, Н.Кожемякин, А.Паксиваткин, Л.Потанина.


2

Творческие встречи с авторами.

07.05.

14.05.

34

Итоговая встреча. Представление и (или) защита творческого проекта «Мой род в истории поселка».

1

Защита проектов или сообщений

21.05.


Итого:

из них теории -

из них практики –


34

17

17




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации