Рабочая программа внеурочной деятельности «Хакасия — наш край родной» (3 класс)
Рабочая программа внеурочной деятельности «Хакасия – наш край родной» для учащихся 3 класса
Направление внеурочной деятельности: общекультурное
Возраст: 9-10 лет
Срок реализации: 1 год
Аннотация
Программа кружка общекультурного направления «Хакасия – наш край родной» для обучающихся 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Программа направлена на формирование экологической грамотности младших школьников.
В процессе овладения умениями работать с учебно – научными текстами, дидактическими и раздаточными материалами, справочной литературой у обучающихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Хакасия-наш край родной» составлена для обучающихся 3 класса в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Цель: формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Программа внеурочной деятельности «Хакасия – наш край родной» предусматривает достижение учащимися начальных классов в процессе обучения определённых результатов – личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты освоения курса
Личностные результаты освоения курса отражают индивидуальные качества, которые учащиеся должны приобрести в процессе освоения программного материала. К личностным результатам относят:
осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, одноклассниками, друзьями;
объяснять положительные и отрицательные оценки, в том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и гражданских ценностей;
формулировать самому простые правила поведения в природе;
испытывать чувство гордости за красоту родной природы;
вырабатывать в противоречивых жизненных ситуациях правила поведения.
Метапредметные результаты освоения курса
Метапредметные результаты освоения курса характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД): познавательных, коммуникативных и регулятивных.
Познавательные умения:
предполагать, какая информация необходима;
самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые справочники, энциклопедии;
сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Коммуникативные умения:
донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных ситуаций;
при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её;
совместно договариваться о правилах общения и следовать им;
учиться выполнять различные роли в группе.
Регулятивные умения:
определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления;
составлять план выполнения задач;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
Предметные результаты освоения курса
Предметные результаты освоения курса характеризуют умения и опыт обучающихся, приобретаемые и закрепляемые в процессе освоения курса внеурочной деятельности «Хакасия – наш край родной»
В результате освоения курса учащиеся должны знать/усвоить/иметь:
оценивать правильность поведения людей в природе;
уважительно относиться к другим народам, живущим на земле;
объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, земляками;
доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через творческие задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Отличительной особенностью программы является то, что программа «Хакасия – наш край родной» направлена прежде всего на формирование исследовательских умений и навыков обучающихся на основе эколого-краеведческих знаний.
В программе предусматривается организация экологических акций, что является частью природоохранной деятельности по улучшению экологической обстановки в поселке.
Формы проведения занятий:
Дистанционная (Д) – 16 часов (просмотр видеофильмов, презентаций, компьютерные тесты)
Очная (О) – 14 часов
Каникулярный период (К) – 4 часа
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема (кол-во часов) | Содержание | Характеристика основных видов деятельности | Планируемые результаты | Основные направления воспитательной деятельности, календарные мероприятия. |
1 | Введение (2 часа) | Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом» | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке. | Л1, Л3, Л4, М1, М4, М8, М11, П1, П2 | 1.Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. 2. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 3.Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. Организация сотрудничества и взаимопомощи в классе. 5. День знаний. 6. Международный день распространения грамотности. |
2 | Моя семья (7 часов) | Я и моё имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. Договариваться и приходить к общему решению в совместной. | Л3, Л5, М1, М2, М3, М4, М8, М11, П1 | 1.Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. 2. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 3.Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. Организация сотрудничества и взаимопомощи в классе. 5. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 6. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 7. Всероссийская акция «Вместе, всей семьёй». 8. Международный день пожилых людей. 9. Международный день библиотек. 10. День народного единства. |
3 | Наша школа (5 часов) | «Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы. | Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | Л3, Л5, М1, М2, М3, М4, М8, П1 | 1.Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. 2. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 3.Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. Организация сотрудничества и взаимопомощи в классе. 5. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 6. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 7. Всероссийский урок безопасности школьников в сети Интернет. 8. Международный день КВН. 9. З10 лет со дня рождения М.В. Ломоносова. 10. День Конституции Российской Федерации. Всероссийская акция «Мы – граждане России» |
4 | Мой край на карте Родины (3 часа) | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Республика Хакасия – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Хакасия. Работа с географической картой Республики Хакасия. | Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. | Л5, М1, М3, М4, М6, М8, М11, П5 | 1.Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. 2. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 3.Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. Организация сотрудничества и взаимопомощи в классе. 5. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 6. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов |
5 | Природа нашего края (15 часов) | Климат. Сезонные изменения погоды в Хакасии. Растительный мир Хакасии. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир Хакасии. Птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Хакасии. Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Республики Хакасии. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек РХ. Полезные ископаемые Республики Хакасии. Что дает наш край стране? Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Хакасии». Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – моя Хакасия. Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия природы, выделять в неживой и живой природе то, что особенно нравится, отображать свои предпочтения в рисунке. Добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Оценивать поступки человека по отношению к природе, рассказывать о них по своим наблюдениям. Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | Л1, Л2, Л3, Л4, Л5, М1, М2, М3, М4, М5, М6, М7, М8, М9, М10, М11, П1, П5 | 1.Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. 2. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 3.Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. Организация сотрудничества и взаимопомощи в классе. 5. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 6. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 7. День российской науки. 8. Всероссийская неделя детской книги. |
6 | Культура и быт родного края (2 часа) | Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края. Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников Республики Хакасии. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. | Обсуждать меры охраны природы и возможности своего участия в этой деятельности. Выражать своё отношение к деятельности по охране природы. Работать со взрослыми: участвовать в посильной природоохранной деятельности. | Л3, Л5, М1, М2, М3, М4, М8, М11, П1, П2, П3. П4, П5 | 1.Создание благоприятных условий для просоциальной самореализации школьников, направленных на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, формирование ценностного отношения школьников к культуре и их общее духовно-нравственное развитие. 2. Передача школьникам социально значимых знаний, развивающих их любознательность, позволяющих привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующих их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира. 3.Развитие коммуникативных компетенций школьников, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других. 4. Организация сотрудничества и взаимопомощи в классе. 5. Вовлечение учащихся в конкурсную активность, олимпиады. 6. Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 7. Международный день семьи. 8. День славянской письменности и культуры |
КАЛЕНДАРО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ХАКАСИЯ – НАШ КРАЙ РОДНОЙ»
(1 час в неделю, 31 час в год)
№ п/п | Тема занятия | Кол. Часов | Дата | |
План | Факт | |||
Культура общения. (2 часа) | ||||
1 | Краеведение- наука о родном крае. (О) | 1 | 03.09 | |
2 | Экскурсия «Природа – наш второй дом». (О) | 1 | 10.09 | |
| ||||
Моя семья (7 часов) | ||||
3 | Я и моё имя. (О) | 1 | 17.09 | |
4 | Корни моей семьи. (Д) | 1 | 24.09 | |
5 | Моя родословная. (Д) | 1 | 01.10 | |
6 | Наша дружная семья. (О) | 1 | 08.10 | |
7 | Традиции моей семьи. (Д) | 1 | 15.10 | |
8 | Профессии в моей семье. (О) | 1 | 22.10 | |
9 | Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» (О) | 1 | 29.10 | |
Наша школа (5 часов) | ||||
10 | «Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. (О) | 1 | 12.11 | |
11 | Знакомство с историей возникновения школы. (О) | 1 | 19.11 | |
12 | Школьный архив. Судьбы выпускников. (Д) | 1 | 26.11 | |
13 | Сбор интересного материала о выпускниках своей школы (Д) | 1 | 03.12 | |
14 | Гордость школы. Традиции школы. (О) | 1 | 10.12 | |
Мой край на карте Родины (3 часа) | ||||
15 | Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. (Д) | 1 | 17.12 | |
16 | Республика Хакасия – частица России. Флаг, герб, гимн Республики Хакасия. (Д) | 1 | 24.12 | |
17 | Работа с географической картой Республики Хакасия. (О) | 1 | 14.01 | |
Природа нашего края (15 часов) | ||||
18 | Климат. Сезонные изменения погоды в Хакасии. (О) | 1 | 21.01 | |
19 | Растительный мир Хакасии. Лиственные и хвойные деревья региона. (К) | 1 | 28.01 | |
20 | Лекарственные растения нашего края. (Д) | 1 | 04.02 | |
21 | Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. (Д) | 1 | 11.02 | |
22 | Животный мир Хакасии (Д) | 1 | 18.02 | |
23 | Птицы родного края. (Д) | 1 | 25.02 | |
24 | Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Хакасии. (Д) | 1 | 04.03 | |
25 | Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Республики Хакасия. (К) | 1 | 11.03 | |
26 | Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? (О) | 1 | 18.03 | |
27 | Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Изучение озер и рек РХ. (Д) | 1 | 01.04 | |
28 | Полезные ископаемые Республики Хакасия. (О) | 1 | 08.04 | |
29 | Что дает наш край стране? (Д) | 1 | 15.04 | |
30 | Экскурсия в краеведческий музей. Знакомство с экспозицией «Природа, растительный и животный мир Хакасии» (К) | 1 | 22.04 | |
31 | Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? (Д) | 1 | 29.04 | |
32 | Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края» (К) | 1 | 06.05 | |
Культура и быт родного края (2 часа) | ||||
33 | Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». (Д) | 1 | 13.05 | |
34 | Промежуточная аттекстация. Тест (О) | 1 | 20.05 | |
Итого | | 34 часа | | |
Виды деятельности обучающихся:
игровая
познавательная
Формы организации деятельности
экскурсии
конкурсы
соревнования
настольные, дидактические игры
тематические занятия
Оценочный материал
Формы подведения итогов реализации программы
Для закрепления полученных знаний и умений большое значение имеет коллективный анализ ученических работ. При этом отмечаются наиболее удачные решения, оригинальные подходы к выполнению задания, разбираются характерные ошибки.
Подведение итогов может осуществляться в следующих формах:
Текущая аттестация - творческие, практические работы, участие в конкурсах, выставках.
Промежуточная аттестация - тестирование.
Промежуточная аттестация:
Тест «Хакасия – наш край родной».
1.Столица Хакасии
А) Абакан Б)Аскиз В) Москва
2.Какого цвета нет в хакасском флаге?
А) синего Б)белого В)розового
3.Как называют себя хакасы?
А) Кызы Б) Якуты В) Тадар
4.Жилище хакасов?
А)иглу Б) чум В)юрта
5.Айран – это…….
А) сыр Б) кислое молоко В) кисломолочный напиток
6. Чыл Пазы –это……………
А)название деревни Б) имя фамилия В) праздник
7. В Хакасии нет города.
А)Сорск Б) Абаза В) Челябинск
8. В Хакасии всего ……. районов.
А) 9 Б) 10 В) 8
9.Пого – это….
А) Имя Б) город В) украшение
10. Нарисуй пого на обратной стороне листа.
11. Без чего не может жить человек?
А) Без общения с близкими людьми
Б) Без домашних животных
В) Без телевизора
12. Кто являются самыми близкими людьми для человека?
А) Его соседи
Б) Его семья
В) Его одноклассники
13. Что является долгом каждого человека?
А) Забота о детях, больных, престарелых
Б) Чистить зубы по утрам
В) Ложиться спать рано
14. Что означает слово «традиция»?
А) «Передача»
Б) «Школа»
В) «Друг»
15. Что из перечисленного не является традицией?
А) Семейные походы
Б) Семейное чтение
В) Прыжки в воду