РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной коррекционной деятельности Дефектологические занятия 4 класс с ОВЗ ЗПР

•
РАССМОТРЕНО на заседании МО учителей системы ККиР _________________________ Протокол №1 «___» августа 20__ г. Руководитель ШМО _____/Шильчикова О.В./ | СОГЛАСОВАНО на методическом Совете МБОУ СОШ №18 г. Брянска Протокол №1 «___» августа 20__ г. зам. дир. по УВР ____/Гаврюшина Н.А./ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ СОШ №18 г. Брянска № _____ от «___» ___________ 20__ г. |
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Внеурочной коррекционной деятельности
Дефектологические занятия
на 2020-2021 учебный год
Уровень обучения: начальное общее образование
Класс: 4 г
Составитель: учитель начальных классов:
Шильчикова О.В.
г. Брянск
2020 год
Автор | Шильчикова Ольга Васильевна |
Должность | Учитель-логопед, учитель начальных классов реализующий программы надомного обучения |
Квалификационная категория | Высшая квалификационная категория |
Преподаваемый предмет | Начальные классы |
Название образовательной организации | МБОУ СОШ №18 г Брянска |
Вид ресурса | Программы |
Тип ресурса | Индивидуальная образовательная программа |
Название ресурса | АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Внеурочной коррекционной деятельности Дефектологические занятия |
Целевая аудитория | Все учителя |
Цели | Достижение государственного стандарта и результатов освоения общеобразовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребёнка. |
Аннотация: Программа направлена на коррекцию различных недостатков когнитивного компонента деятельности и познавательного развития данной категории обучающихся.
Программа опирается на принципы комплексного изучения и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития, принцип, учитывающий ведущую деятельность у обучающихся с ЗПР и позволяет решать задачи своевременной необходимой помощи младшим школьникам с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе документов, содержащих требования к уровню подготовки учащихся и минимума содержания образования:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции с изменениями и дополнениями).
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, (Приказ Минобрнауки России от 19. 12. 2014 № 1598) Основная образовательная программа начального общего образования, утверждённого приказом директора МБОУ СОШ №18 № 80 од от 02.09. 2019 г.
3.ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15 https://fgosreestr.ru/
4. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ОВЗ(ЗПР) вариант 7.1, утверждённого приказом директора МБОУ СОШ №18 № 80 од от 02.09. 2019 г.
5. Учебный план МБОУ СОШ №18 г. Брянска, календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
В соответствии с учебным планом внеурочной коррекционной работы в 4 классе на учебный предмет внеурочной коррекционной деятельности дефектологические занятия отводится 68 часа (из расчета 2 ч. в неделю) после уроков во второй половине дня.
Планируемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Общая характеристика учебного курса
Программа направлена на коррекцию различных недостатков когнитивного компонента деятельности и познавательного развития данной категории обучающихся.
Программа опирается на принципы комплексного изучения и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР, принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей развития, принцип, учитывающий ведущую деятельность у обучающихся с ЗПР и позволяет решать задачи своевременной необходимой помощи младшим школьникам с трудностями в обучении и адаптации к школе.
Основные цели программы: создание специальных педагогических условий для детей с задержкой психического развития, направленных на восполнение пробелов предшествующего обучения, совершенствование учебной деятельности, коррекцию недостатков развития, активизацию познавательной деятельности, подготовку к усвоению нового.
Задачи программы:
-диагностика, формирование, развитие, совершенствование и коррекция познавательных процессов у детей (восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности);
-развитие системы начальных математических знаний;
-развитие речи;
-формирование представлений об окружающем мире;
-стимулирование интереса к умственной деятельности;
-формирование позитивной мотивации к обучению.
МЕСТО КОРРЕКЦИОНННОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями.
Данный курс рассчитан на младших школьников 1-4 класса, продолжительность обучения занимает 4 года. Объем программы составляет: в первом классе всего: 66 часов в год (33 недели), из них 29 учебных недель (58 занятий), 4 недели (8занятий) отводятся на диагностику. Во 2-4 классах всего: 68 часов в год (34 недели), из них 30 учебных недель (60 занятий), 4 недели (8 занятий) отводятся на диагностику.
Класс | Количество занятий в неделю | Количество учебных недель в году | Общее количество часов | Количество часов, отведенных на педагогическое обследование | Количество часов, отведенных на коррекционные занятия |
1 класс | 2 | 33 | 66 | 8 ч.(4 недели) | 58ч. |
2 класс | 2 | 34 | 68 | 8ч. (4 недели) | 60ч |
3 класс | 2 | 34 | 68 | 8ч. (4 недели) | 60ч. |
4 класс | 2 | 34 | 68 | 8ч.(4 недели) | 60ч. |
Длительность занятий в первом классе соответствии с рекомендациями АООП растет постепенно: с 25–30 минут в сентябре-октябре до 35 минут в ноябре-декабре и 40 минут, начиная со второго полугодия. Во 2-4 классах длительность занятий составляет 40 мин, 20 минут на индивидуальном занятии .
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Курс «Дефектологические занятия» представляет очень большую ценность для преодоления недостатков развития ребенка с ЗПР. Его значимость определяется важностью развития познавательных процессов для всех аспектов жизнедеятельности школьника. Отставание при ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной обучаемостью, что и требует создания специальных условий для преодоления особых образовательных потребностей.
Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать коррекции этих недостатков, уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей, и направлены на:
восполнение пробелов познавательного развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
специальную подготовку учащихся к восприятию новых и трудных тем;
обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
активизацию познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
активизацию словаря обучающихся в единстве с формированием математических понятий; •воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к учебным предметам;
развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.
Изучение программного материала обеспечивает не только усвоение определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
Для усиления коррекционно-развивающей направленности курса в программу широко включены самостоятельные наблюдения и предметно-практическая деятельность учащихся, геометрический материал, а также разнообразные задания графического характера — для коррекции мелкой моторики пальцев рук и подготовки к письму цифр.
Таким образом, Программа коррекционной работыобеспечивает:
выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;
создание адекватных условий для реализации особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
осуществление индивидуально-ориентированного педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образовательных потребностей;
оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП НОО;
возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекватного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формированию представлений об окружающем мире и собственных возможностях.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР
Для обучающихся с ЗПР, осваивающих АООП НОО (вариант 7.1-7.2), характерны следующие специфические образовательные потребности:
обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы (ЦНС) и нейродинамикипсихических процессов обучающихся с ЗПР (быстрой истощаемости, низкой работоспособности, пониженного общего тонуса и др.);
гибкое варьирование организации процесса обучения путем расширения/сокращения содержания отдельных предметных областей, изменения количества учебных часов и использования соответствующих методик и технологий;
упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;
организация процесса обучения с учетом специфики усвоения знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);
наглядно-действенный характер содержания образования;
развитие познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы компенсации, коррекции и профилактики нарушений;
обеспечение непрерывного контроля за становлением учебно-познавательной деятельности обучающегося, продолжающегося до достижения уровня, позволяющего справляться с учебными заданиями самостоятельно;
постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;
специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;
необходимость постоянной актуализации знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;
постоянное стимулирование познавательной активности, побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;
использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения;
комплексное сопровождение, гарантирующее получение необходимого лечения, направленного на улучшение деятельности ЦНС и на коррекцию поведения, а также специальная психокоррекционная помощь, направленная на компенсацию дефицитов эмоционального развития и формирование осознанной саморегуляции познавательной деятельности и поведения;
специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности к самостоятельной организации собственной деятельности и осознанию возникающих трудностей, формирование умения запрашивать и использовать помощь взрослого;
развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;
обеспечение взаимодействия семьи и образовательного учреждения (организация сотрудничества с родителями, активизация ресурсов семьи для формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей).
Только удовлетворяя особые образовательные потребности обучающегося с ЗПР, можно открыть ему путь к получению качественного образования.
Основой коррекционно – развивающего обучения является комплексный подход, который включает:
- сочетание двигательной, когнитивной, дыхательной и эмоциональной коррекции на каждом занятии с ребенком;
- проведение индивидуальных занятий;
-включение в комплекс занятий общеукрепляющих процедур и упражнений на релаксацию.
Сочетание методов, применяемых в работе учителя - дефектолога, подбирается индивидуально согласно особенностям каждого ребенка.
В результате изучения данного курса у обучающихся будут сформированы:
личностные результаты:
1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;
формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;
способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;
способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
метапредметныерезультататы:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
определять наиболее эффективные способы достижения результата;
формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
овладение навыками смыслового чтения доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;
готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
предметные результаты:
математика
использование начальных математических знаний о числах, мерах, величинах и геометрических фигурах для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;
приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебнопознавательных и учебно-практических задач;
умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.
Развитие познавательной деятельности
1)развитие зрительного восприятия и узнавания;
2)развитие зрительной и слуховой памяти и внимания;
3)формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); 4)развитие пространственных представлений и ориентации;
5)развитие представлений о времени.
Развитие основных мыслительных операций
1)навыков соотнесенного анализа;
2)навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
3)умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму; 4)умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.
Развитие графомоторного сенсомоторного развития:
1)развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
2)развитие навыков каллиграфии;
3)Развитие артикуляционной моторики;
Развитие различных видов мышления:
1)развитие наглядно-образного мышления;
2)развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).
Планируемые результаты изучения курса «Дефектологические занятия»
Курс «Дефектологические занятия» представляет очень большую ценность для преодоления недостатков развития ребенка с ЗПР. Его значимость определяется важностью развития познавательных процессов для всех аспектов жизнедеятельности школьника. Отставание при ЗПР касается всех сфер психики, проявляется сниженной обучаемостью, что и требует создания специальных условий для преодоления особых образовательных потребностей.
Коррекционно-развивающие занятия, реализуемые во внеурочной деятельности, будут способствовать коррекции этих недостатков, уменьшению, обусловленных ими, учебных трудностей.
Результатом коррекционно- развивающей работы может считаться не только успешное освоение обучающимися основной образовательной программы и развитие познавательной сферы, но и освоение жизненно значимых компетенций необходимых для решения практикоориентированных задач и обеспечивающих становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах.
В процессе изучения курса «Дефектологические занятия» планируется достигнуть следующих результатов:
восполнение пробелов познавательного развития учащихся путем обогащения их чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
специальную подготовку учащихся к восприятию новых и трудных тем;
обучение поэтапным действиям (в материализованной форме, в речевом плане без наглядных опор, в умственном плане);
развитие мелкой моторики, владение навыками каллиграфии;
умение планировать деятельность, работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
умение ориентироваться в пространстве и во времени
формирование операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
развитие общеинтеллектуальных умений и навыков;
активизацию познавательной деятельности, развитие зрительного и слухового восприятия;
активизацию словаря обучающихся в единстве с формированием математических понятий; •воспитание положительной учебной мотивации, формирование интереса к учебным предметам;
развитие навыков самоконтроля, формирование навыков учебной деятельности.
Изучение программного материала обеспечивает не только усвоение определенных математических знаний, умений и навыков, но и формирование у учащихся приемов умственной деятельности, необходимых для коррекции недостатков развития детей, испытывающих трудности в процессе обучения.
СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
4 класс
Преодоление трудностей при освоении курса «Математика»
Числа и величины.
образовывать, называть, читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа от 0 до 1 000 000;
устанавливать закономерность — правило, по которому составлена числовая последовательность (увеличение/уменьшение числа на несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз); продолжать её или восстанавливать пропущенные в ней числа;
читать, записывать и сравнивать величины (длину, площадь, массу, время, скорость), используя основные единицы измерения величин (километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр; квадратный километр, квадратный метр, квадратный дециметр, квадратный сантиметр, квадратный миллиметр; тонна, центнер, килограмм, грамм; сутки, час, минута, секунда; километров в час, метров в минуту и др.) и соотношения между ними.
Арифметические действия
выполнять письменно действия с многозначными числами (сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное, двузначное число в пределах 10 000) с использованием таблиц сложения и умножения чисел, алгоритмов письменных арифметических действий (в том числе деления с остатком);
выполнять устно сложение, вычитание, умножение и деление однозначных, двузначных и трёхзначных чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100 (в том числе с 0 и числом 1);
выделять неизвестный компонент арифметического действия и находить его значение;
вычислять значение числового выражения, содержащего 2–3 арифметических действи(со скобками и без скобок).
Работа с текстовыми задачами
устанавливать зависимости между объектами и величинами, представленными в задаче, составлять план решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
решать арифметическим способом текстовые задачи (в 1–3 действия) и задачи, связанные с повседневной жизнью;
оценивать правильность хода решения задачи, вносить исправления, оценивать реальность ответа на вопрос задачи.
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
описывать взаимное расположение предметов на плоскости и в пространстве;
распознавать, называть, изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол; многоугольник, в том числе треугольник, прямоугольник, квадрат; окружность, круг);
использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач;
соотносить реальные объекты с моделями геометрических фигур.
Геометрические величины
измерять длину отрезка;
вычислять периметр треугольника, прямоугольника и квадрата, площадь прямоугольника и квадрата;
оценивать размеры геометрических объектов, расстояния приближённо (на глаз).
Развитие аналитико-синтетической сферы
формировать общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
формировать адекватную самооценку, развивать коммуникативные способности;
формировать предпосылки к переходу от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению: развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования в развитии математических и речевых навыков;
выполнять упражнения на поиск закономерности, обобщение, проведение классификации предметов, чисел, понятий по заданному основанию классификации;
решать логические задачи, требующие построения цепочки логических рассуждений
(аналитические задачи 3-го типа с построением “логического квадрата”);
уметь переформулировать отношения из прямых в обратные;
выполнять задания с лишними и недостающими данными, нетрадиционно поставленными вопросами; логическое обоснование предполагаемого результата, нахождение логических ошибок в приводимых рассуждениях.
Развитие внимания
развивать устойчивости, концентрации, повышения объема, умения переключаться с одного вида деятельности на другой, самоконтроль;
развивать саморегуляцию и умения работать самостоятельно при выполнении заданий математического характера и в работе над текстом;
самостоятельное планирование этапов деятельности.
Развитие воображения
формирование общую способность искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации;
выполнять упражнения, требующие нетрадиционного подхода, задачи поискового характера.
Развитие памяти
развивать памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
развивать аудиальную и визуальную, кратковременную и долговременную память при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз;
выполнять упражнения с увеличением объема, сложности и постепенное увеличение времени хранения запоминаемой информации; лабиринты по памяти или с отсроченной инструкцией.
Развитие графомоторных навыков
• | определять положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. |
• | развивать мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений); |
формировать зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам); выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений;
владеть умениями штриховать, обводить по контуру, срисовывать, зарисовывать, дорисовывать недостающие детали;
уметь изображать графическую символику (рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов).
Оценка достижения обучающимися с задержкой психического развития планируемых результатов освоения программы коррекционной работы.Формы обучения и основные виды деятельности
Оценка результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, составляющей неотъемлемую часть АООП НОО, осуществляется в полном соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.
При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы учитывают следующие принципы:
1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР;
2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с ЗПР;
3) единства параметров, критериев и инструментария оценки достижений в освоении содержания АООП НОО, что сможет обеспечить объективность оценки.
Формы обучения и основные виды деятельности:
Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. Занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Продолжительность группового занятия -40 мин индивидуального занятия – 20 минут.
Основным объектом оценки достижений планируемых результатов освоения обучающимися с ЗПР программы коррекционной работы, выступает наличие положительной динамики обучающихся в интегративных показателях, отражающих успешность достижения образовательных достижений и преодоления отклонений развития.
Формы организации коррекционных занятий
4 сентября - 15 сентября | Психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. |
18 сентября - 13 мая | Индивидуальные, групповые занятия с детьми |
17 мая - 31 мая | Итоговое психолого-педагогическое обследование развития высших психических функций. |
Программа рассчитана на учащихся 4 класса. Занятия строятся на сочетании различных форм организации образовательного процесса: групповой и индивидуальной, а также на современных технологиях:
технологии развития умственной деятельности:
проблемно-поисковые
технологии моделирующего обучения (учебные игры);
коммуникативно-диалоговые.
технологии группового обучения (работа в парах, в малых группах).
В малые группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависит от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов
Тематическое планирование коррекционных занятий
(разработано на основе учебника по математики, УМК «Школа России») 4г класс, 2 занятия в неделю, 68 занятий
№ | Раздел. Тема. | Кол-во занятий | Примечание |
1 -8 | Входная диагностика. Мониторинг развития высших психических функций (2 недели | 8 | |
9-13 | Числа от 1 до 1000. | 4 | |
14-17 | Нумерация. | 4 | |
18-21 | Четыре арифметических действия. | 4 | |
22-25 | Сложение и вычитание. | 4 | |
26-29 | Закрепление таблицы умножения. | 4 | |
30-33 | Умножение и деление. | 4 | |
34-37 | Умножение на однозначное число. | 4 | |
38-41 | Деление на однозначное число. | 4 | |
42-45 | Решение уравнений. | 4 | |
46-53 54-61 | Скорость, время, расстояние. Решение задач. | 8 8 | |
62-68 | Итоговая диагностика. Мониторинг развития высших психических функций (2 недели | 8 | |
| Итого: | 68 | |
Литература:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции с изменениями и дополнениями).
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, (Приказ Минобрнауки России от 19. 12. 2014 № 1598) Основная образовательная программа начального общего образования, утверждённого приказом директора МБОУ СОШ №18 № 80 од от 02.09. 2019 г.
3.ПРИМЕРНАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Одобрена решением от 22.12.2015 г. Протокол №4/15 https://fgosreestr.ru/
4. Адаптированная образовательная программа начального общего образования для детей с ОВЗ(ЗПР) вариант 7.1, утверждённого приказом директора МБОУ СОШ №18 № 80 од от 02.09. 2019 г.
5. Учебный план МБОУ СОШ №18 г. Брянска, календарный учебный график на 2020-2021 учебный год
12